Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта самооценки склонностей

Поиск

Предположим, что после соответствующего обучения вы смо­жете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы предпочтете? Ниже предложено 20 пар утверж­дений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тет­радь «Лист ответов» (табл. 18). Внимательно прочитав оба утверж­дения, знаком «++» отметьте то из них, которое более привлека­тельно для вас, «+» — менее привлекательно, «—» — совсем не­привлекательно.

 

Таблица 18

 

 


 


 

После заполнения таблицы 18 подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (в соответствии с типами профессий). Их сумма будет показателем степени выраженности вашей осо­знанной склонности к одному из типов профессий.

Средняя успеваемость школьника из 5-балльной системы пе­реводится на 10-балльную и заносится в «Диагностическую кар­ту». Например, если средняя успеваемость по всем предметам «5», то получается 10 баллов, если «4» и «5» — 9 баллов, «4» — 8 баллов, «4» и «3» — 7 баллов и т.д.

Параметр состояние здоровья фиксирует отклонения от нор­мального физического развития по данным медицинских работ­ников и заносится в диагностическую карту следующими услов­ными обозначениями, степень их выраженности указывается по 10-балльной шкале:

 

 

Параметр установка семьи информирует об интересах родите­лей в вопросе выбора профессии своего ребенка.

Выявление способностей — художественных, технических, му­зыкальных, спортивных и т.д., — развиваемых в процессе специ­альных занятий во внешкольных учебно-воспитательных учреж­дениях.

Профессиональный интерес определяется при помощи следу­ющей специальной «Анкеты интересов» (методика А. Е. Голомштока)[10].

1. Решать математические задачи и проводить сложные матема­тические расчеты.

2. Готовить растворы, смешивать реактивы.

3. Изучать особенности физиологических процессов в различ­ных организмах.

4. Собирать коллекции материалов.

5. Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей.

6. Выполнять работу, используя измерительные и испытатель­ные приборы.

7. Читать произведения классической мировой литературы.

8. Читать книги о работе милиции, о борьбе с правонарушени­ями.

9. Знакомиться с историей искусств нашей Родины.

10. Читать книги о воспитании детей и молодежи, о работе учи­теля.

11. Читать книги о работе врачей, медицинские журналы.

12. Заботиться об уюте в помещении.

13. Читать военную литературу.

14. Слушать оперную и симфоническую музыку.

15. Читать книги о художниках.

16. Предпочитать уроки математики.

17. Решать задачи по химии.

18. Изучать анатомическую структуру растений и животных.

19. Читать о различных странах, их экономике и государствен­ном устройстве.

20. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник»).

21. Читать статьи и научно-популярные журналы о достижени­ях в области радиотехники.

22. Анализировать, сравнивать и оценивать литературные про­изведения.

23. Знакомиться с различными законами, распоряжениями, ус­тавами, инструкциями.

24. Изучать историю города и района, в котором живем.

25. Помогать товарищам, отстающим в учебе, объяснять труд­ные вопросы.

26. Предпочитать уроки анатомии и физиологии человека.

27. Составлять и вести картотеку.

28. Знакомиться с военной техникой.

29. Слушать современную популярную музыку.

30. Посещать музеи, художественные выставки.

31. Заниматься в математическом кружке, учиться в математи­ческой школе.

32. Предпочитать уроки химии.

33. Читать книги о растениях и животных.

34. Ездить в экспедиции.

35. Знакомиться с современными достижениями техники (слу­шать радио и смотреть телепередачи, посещать технические вы­ставки).

36. Заниматься в радиотехническом кружке.

37. Читать литературно-критические и публицистические ста­тьи.

38. Изучать политический строй и социальные изменения в дру­гих странах.

39. Читать книги на исторические темы.

40. Выполнять работу пионервожатого.

41. Знакомиться с достижениями в области медицины.

42. Организовывать питание в походах.

43. Предпочитать уроки физкультуры.

44. Заниматься в музыкальной школе.

45. Заниматься в изостудии.

46. Решать задачи по алгебре.

47. Делать опыты по химии.

48. Предпочитать уроки ботаники, зоологии, анатомии.

49. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ис­копаемых.

50. Разбираться в технических чертежах и схемах.

51. Ремонтировать бытовые электроприборы.

52. Пробовать писать рассказы, стихи.

53. Проводить политинформации в классе.

54. Смотреть фильмы об исторических событиях в разных стра­нах.

55. Готовить доклады, сообщения и выступать с ними перед младшими товарищами.

56. Заботиться о больных, оказывать им помощь.

57. Помогать товарищам в выборе в магазине одежды, которая ему больше всего подходит.

58. Участвовать в военных играх, походах.

59. Декламировать стихи, петь в хоре, выступать на сцене.

60. Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи.

61. Решать задачи по геометрии.

62. Самостоятельно выводить формулы химических реакций.

63. Изучать под микроскопом живые ткани, наблюдать поведе­ние мельчайших организмов.

64. Предпочитать уроки географии.

65. Собирать и ремонтировать различные механизмы (велоси­пед, швейную машину и др.).

66. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.

67. Изучать происхождение слов и выражений.

68. Выступать с докладами, сообщениями перед большим ко­личеством людей.

69. Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.

70. Работать пионервожатым в младших классах.

71. Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах.

72. Оказывать людям различные бытовые услуги.

73. Заниматься в спортивной секции.

74. Играть на музыкальных инструментах.

75. Рисовать карандашами, фломастерами, красками.

76. Читать научно-популярную литературу о математических от­крытиях и известных математиках.

77. Заниматься в химическом кружке, участвовать в химиче­ских олимпиадах.

78. Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за ними.

79. Совершать длительные и трудные походы, во время которые: приходится напряженно работать по заданной программе.

80. Предпочитать уроки труда.

81. Разбираться в сложных радиосхемах.

82. Работать со словарями, литературными источниками, биб­лиографическими справочниками.

83. Читать в газетах и смотреть по телевизору политические но­вости.

84. Знакомиться с законами исторического развития человечества.

85. Проводить время с маленькими детьми, рассказывать, чи­тать им книги.

86. Проявлять чуткость и заботу по отношению к людям.

87. Проявлять такт, выдержку, самообладание в общении с людьми.

88. Изучать историю крупных исторических сражений и судьбы выдающихся полководцев.

89. Смотреть театральные постановки по телевизору.

90. Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства.

91. Заниматься в математическом кружке, участвовать в мате­матических олимпиадах.

92. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журна­лов, радио- и телепередач).

93. Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.

94. Составлять географические и геологические карты.

95. Учиться водить машину и уметь самому ее ремонтировать.

96. Предпочитать уроки физики.

97. Писать сочинения на свободные темы.

98. Вести дискуссии на политические темы.

99. Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомить­ся с историей культуры.

100. Анализировать свои поступки, поведение в общении с людьми.

101. Читать медицинские справочники, словари.

102. Работать над улучшением оборудования.

103. Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в со­ревнованиях.

104. Участвовать в вечерах школьной самодеятельности.

105. Выпиливать, выжигать, резать по дереву.

106. Выполнять работу, требующую знаний математических правил и формул.

107. Выполнять работу, требующую знаний принципов и зако­нов химии.

108. Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физи­ческой нагрузки.

1091 Длительно работать в полевых условиях.

110. Выполнять сложные технические работы, требующие боль­шой точности.

111. Выполнять работу в закрытом помещении, требующую фи­зической нагрузки.

112. Выполнять работу, требующую анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли.

113. Выполнять работу, требующую беспристрастного отноше­ния к людям, понимания их психологии.

114. Работать с книгами, сравнивая и анализируя изученное.

115. Выполнять работу, требующую большого такта, выдерж­ки, самообладания.

116. Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.

117. Постоянно работать с людьми, не испытывая утомления.

118. Выполнять работу, требующую решительности, выносли­вости и дисциплинированности.

119. Выполнять работу, требующую постоянной подготовки, по­вторных упражнений.

120. Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.

 

 

Дешифратор карты интересов

1-й столбик — математика, 2-й — химия, 3-й — биология и сельское хозяйство, 4-й — геология и география, 5-й — техника, 6-й — электрорадиотехника, 7-й — филология и журналистика, 8-й — юриспруденция, 9-й — история и археология, 10-й — пе­дагогика, 11-й — медицина, 12-й — труд в сфере обслуживания, 13-й — военное дело и спорт, 14-й — вокальное и театральное искусство, 15-й — декоративное и прикладное искусство.

Лист ответов по карте интересов заполняется учащимися так же, как и карта самооценки склонностей. Затем, после подсчета всех знаков «+» и «—», по столбикам оформляется заключение из трех пунктов: 1. Наибольшая склонность к профессиям типа... (или по другой карте — Наибольший интерес к...). 2. Имеет место склон­ность к профессиям типа... (или — Имеет место интерес к...). 3. Наименьшая склонность к профессиям типа... (или — Наимень­ший интерес к...). Эти данные заносятся в диагностическую карту следующими условными знаками:

 

 

Методика оформления диагностического заключения

 

Для оформления диагностического заключения необходимо сделать выборку из «Диагностической профориентационной кар­ты». В качестве примера представлена «Диагностическая профориентационная карта» ученика VII класса Чебоксарской средней школы № 59 Д. Иванова, составленная по всем перечисленным выше тестам и методикам. Выборка данных для карты выполняет­ся в три этапа (табл. 20).

 

 

 

 

Первый этап — карта заполняется по результатам первых восьми тестов, выполнение которых позволяет выделить самые лучшие развивающиеся свойства. Результаты тестирования фик­сируются в диагностической профориентационной карте в виде точки на соответствующем уровне по 10-балльной шкале. Соеди­нив все 8 точек последовательно прямыми линиями, получаем ломаную линию специфической формы для каждого школьника. Данная ломаная линия выражает природные особенности этого ученика, что очень важно для профориентационной работы. В при­веденном в таблице 21 примере такими являются: логическое мыш­ление (6 баллов), математическое мышление (6 баллов), вычис­лительные способности (7 баллов).

В процессе поиска подходящей профессии необходимо опи­раться на эти свойства.

Второй этап — отражает профессиональные склонности и профессиональный интерес.

Третий этап — основывается на дополнительной инфор­мации (успеваемость, установка семьи, внеучебные занятия (ув­лечения). У Д. Иванова по естественно-научным дисциплинам — 9 баллов (учится на «4» и «5»), поэтому такие типы профессий, как Ч —П, Ч—Т и Ч—3, получают по 1 баллу; по гуманитарным предметам — 8 баллов (учится на «4»), поэтому по 0,5 балла полу­чают такие типы профессий, как «Ч—Ч» и «4-Х». Согласно уста­новке семьи — наибольший интерес к математике: Ч—Т и Ч—3 —


 

 


по 1 баллу; имеет место интерес к строительству — 0,5 балла — Ч—Т; наименьший интерес к вокальному и театральному искус­ству — 1 балл — 4-Х. Внеучебное увлечение — технический кружок, поэтому 1 балл приобретает Ч—Т. После учета всех вы­борочных данных на первое место выходят профессии типа «Че­ловек—Техника» (9 баллов). Следовательно, на данном этапе жиз­ни у Д. Иванова профессиональная направленность определяет­ся этим типом профессий. Поэтому оформленное заключение — рекомендации школы состоят из указанных в таблице 20 трех пунктов.

 

 

 

Такая диагностическая карта первый раз составляется на де­тей, завершающих обучение в начальной школе, второй раз — в VII, третий — в IX и окончательно — в XI классе. Каждый раз, сопоставляя эти ломаные линии и сравнивая другие данные, можно наглядно проследить процесс подготовки школьника к свободно­му и правильному выбору профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.01 с.)