Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта самооценки склонностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы предпочтете? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь «Лист ответов» (табл. 18). Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «++» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас, «+» — менее привлекательно, «—» — совсем непривлекательно.
Таблица 18
После заполнения таблицы 18 подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (в соответствии с типами профессий). Их сумма будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий. Средняя успеваемость школьника из 5-балльной системы переводится на 10-балльную и заносится в «Диагностическую карту». Например, если средняя успеваемость по всем предметам «5», то получается 10 баллов, если «4» и «5» — 9 баллов, «4» — 8 баллов, «4» и «3» — 7 баллов и т.д. Параметр состояние здоровья фиксирует отклонения от нормального физического развития по данным медицинских работников и заносится в диагностическую карту следующими условными обозначениями, степень их выраженности указывается по 10-балльной шкале:
Параметр установка семьи информирует об интересах родителей в вопросе выбора профессии своего ребенка. Выявление способностей — художественных, технических, музыкальных, спортивных и т.д., — развиваемых в процессе специальных занятий во внешкольных учебно-воспитательных учреждениях. Профессиональный интерес определяется при помощи следующей специальной «Анкеты интересов» (методика А. Е. Голомштока)[10]. 1. Решать математические задачи и проводить сложные математические расчеты. 2. Готовить растворы, смешивать реактивы. 3. Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах. 4. Собирать коллекции материалов. 5. Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей. 6. Выполнять работу, используя измерительные и испытательные приборы. 7. Читать произведения классической мировой литературы. 8. Читать книги о работе милиции, о борьбе с правонарушениями. 9. Знакомиться с историей искусств нашей Родины. 10. Читать книги о воспитании детей и молодежи, о работе учителя. 11. Читать книги о работе врачей, медицинские журналы. 12. Заботиться об уюте в помещении. 13. Читать военную литературу. 14. Слушать оперную и симфоническую музыку. 15. Читать книги о художниках. 16. Предпочитать уроки математики. 17. Решать задачи по химии. 18. Изучать анатомическую структуру растений и животных. 19. Читать о различных странах, их экономике и государственном устройстве. 20. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник»). 21. Читать статьи и научно-популярные журналы о достижениях в области радиотехники. 22. Анализировать, сравнивать и оценивать литературные произведения. 23. Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами, инструкциями. 24. Изучать историю города и района, в котором живем. 25. Помогать товарищам, отстающим в учебе, объяснять трудные вопросы. 26. Предпочитать уроки анатомии и физиологии человека. 27. Составлять и вести картотеку. 28. Знакомиться с военной техникой. 29. Слушать современную популярную музыку. 30. Посещать музеи, художественные выставки. 31. Заниматься в математическом кружке, учиться в математической школе. 32. Предпочитать уроки химии. 33. Читать книги о растениях и животных. 34. Ездить в экспедиции. 35. Знакомиться с современными достижениями техники (слушать радио и смотреть телепередачи, посещать технические выставки). 36. Заниматься в радиотехническом кружке. 37. Читать литературно-критические и публицистические статьи. 38. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах. 39. Читать книги на исторические темы. 40. Выполнять работу пионервожатого. 41. Знакомиться с достижениями в области медицины. 42. Организовывать питание в походах. 43. Предпочитать уроки физкультуры. 44. Заниматься в музыкальной школе. 45. Заниматься в изостудии. 46. Решать задачи по алгебре. 47. Делать опыты по химии. 48. Предпочитать уроки ботаники, зоологии, анатомии. 49. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых. 50. Разбираться в технических чертежах и схемах. 51. Ремонтировать бытовые электроприборы. 52. Пробовать писать рассказы, стихи. 53. Проводить политинформации в классе. 54. Смотреть фильмы об исторических событиях в разных странах. 55. Готовить доклады, сообщения и выступать с ними перед младшими товарищами. 56. Заботиться о больных, оказывать им помощь. 57. Помогать товарищам в выборе в магазине одежды, которая ему больше всего подходит. 58. Участвовать в военных играх, походах. 59. Декламировать стихи, петь в хоре, выступать на сцене. 60. Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи. 61. Решать задачи по геометрии. 62. Самостоятельно выводить формулы химических реакций. 63. Изучать под микроскопом живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов. 64. Предпочитать уроки географии. 65. Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипед, швейную машину и др.). 66. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру. 67. Изучать происхождение слов и выражений. 68. Выступать с докладами, сообщениями перед большим количеством людей. 69. Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов. 70. Работать пионервожатым в младших классах. 71. Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах. 72. Оказывать людям различные бытовые услуги. 73. Заниматься в спортивной секции. 74. Играть на музыкальных инструментах. 75. Рисовать карандашами, фломастерами, красками. 76. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках. 77. Заниматься в химическом кружке, участвовать в химических олимпиадах. 78. Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за ними. 79. Совершать длительные и трудные походы, во время которые: приходится напряженно работать по заданной программе. 80. Предпочитать уроки труда. 81. Разбираться в сложных радиосхемах. 82. Работать со словарями, литературными источниками, библиографическими справочниками. 83. Читать в газетах и смотреть по телевизору политические новости. 84. Знакомиться с законами исторического развития человечества. 85. Проводить время с маленькими детьми, рассказывать, читать им книги. 86. Проявлять чуткость и заботу по отношению к людям. 87. Проявлять такт, выдержку, самообладание в общении с людьми. 88. Изучать историю крупных исторических сражений и судьбы выдающихся полководцев. 89. Смотреть театральные постановки по телевизору. 90. Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства. 91. Заниматься в математическом кружке, участвовать в математических олимпиадах. 92. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач). 93. Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными. 94. Составлять географические и геологические карты. 95. Учиться водить машину и уметь самому ее ремонтировать. 96. Предпочитать уроки физики. 97. Писать сочинения на свободные темы. 98. Вести дискуссии на политические темы. 99. Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры. 100. Анализировать свои поступки, поведение в общении с людьми. 101. Читать медицинские справочники, словари. 102. Работать над улучшением оборудования. 103. Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в соревнованиях. 104. Участвовать в вечерах школьной самодеятельности. 105. Выпиливать, выжигать, резать по дереву. 106. Выполнять работу, требующую знаний математических правил и формул. 107. Выполнять работу, требующую знаний принципов и законов химии. 108. Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки. 1091 Длительно работать в полевых условиях. 110. Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности. 111. Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки. 112. Выполнять работу, требующую анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли. 113. Выполнять работу, требующую беспристрастного отношения к людям, понимания их психологии. 114. Работать с книгами, сравнивая и анализируя изученное. 115. Выполнять работу, требующую большого такта, выдержки, самообладания. 116. Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения. 117. Постоянно работать с людьми, не испытывая утомления. 118. Выполнять работу, требующую решительности, выносливости и дисциплинированности. 119. Выполнять работу, требующую постоянной подготовки, повторных упражнений. 120. Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.
Дешифратор карты интересов 1-й столбик — математика, 2-й — химия, 3-й — биология и сельское хозяйство, 4-й — геология и география, 5-й — техника, 6-й — электрорадиотехника, 7-й — филология и журналистика, 8-й — юриспруденция, 9-й — история и археология, 10-й — педагогика, 11-й — медицина, 12-й — труд в сфере обслуживания, 13-й — военное дело и спорт, 14-й — вокальное и театральное искусство, 15-й — декоративное и прикладное искусство. Лист ответов по карте интересов заполняется учащимися так же, как и карта самооценки склонностей. Затем, после подсчета всех знаков «+» и «—», по столбикам оформляется заключение из трех пунктов: 1. Наибольшая склонность к профессиям типа... (или по другой карте — Наибольший интерес к...). 2. Имеет место склонность к профессиям типа... (или — Имеет место интерес к...). 3. Наименьшая склонность к профессиям типа... (или — Наименьший интерес к...). Эти данные заносятся в диагностическую карту следующими условными знаками:
Методика оформления диагностического заключения
Для оформления диагностического заключения необходимо сделать выборку из «Диагностической профориентационной карты». В качестве примера представлена «Диагностическая профориентационная карта» ученика VII класса Чебоксарской средней школы № 59 Д. Иванова, составленная по всем перечисленным выше тестам и методикам. Выборка данных для карты выполняется в три этапа (табл. 20).
Первый этап — карта заполняется по результатам первых восьми тестов, выполнение которых позволяет выделить самые лучшие развивающиеся свойства. Результаты тестирования фиксируются в диагностической профориентационной карте в виде точки на соответствующем уровне по 10-балльной шкале. Соединив все 8 точек последовательно прямыми линиями, получаем ломаную линию специфической формы для каждого школьника. Данная ломаная линия выражает природные особенности этого ученика, что очень важно для профориентационной работы. В приведенном в таблице 21 примере такими являются: логическое мышление (6 баллов), математическое мышление (6 баллов), вычислительные способности (7 баллов). В процессе поиска подходящей профессии необходимо опираться на эти свойства. Второй этап — отражает профессиональные склонности и профессиональный интерес. Третий этап — основывается на дополнительной информации (успеваемость, установка семьи, внеучебные занятия (увлечения). У Д. Иванова по естественно-научным дисциплинам — 9 баллов (учится на «4» и «5»), поэтому такие типы профессий, как Ч —П, Ч—Т и Ч—3, получают по 1 баллу; по гуманитарным предметам — 8 баллов (учится на «4»), поэтому по 0,5 балла получают такие типы профессий, как «Ч—Ч» и «4-Х». Согласно установке семьи — наибольший интерес к математике: Ч—Т и Ч—3 —
по 1 баллу; имеет место интерес к строительству — 0,5 балла — Ч—Т; наименьший интерес к вокальному и театральному искусству — 1 балл — 4-Х. Внеучебное увлечение — технический кружок, поэтому 1 балл приобретает Ч—Т. После учета всех выборочных данных на первое место выходят профессии типа «Человек—Техника» (9 баллов). Следовательно, на данном этапе жизни у Д. Иванова профессиональная направленность определяется этим типом профессий. Поэтому оформленное заключение — рекомендации школы состоят из указанных в таблице 20 трех пунктов.
Такая диагностическая карта первый раз составляется на детей, завершающих обучение в начальной школе, второй раз — в VII, третий — в IX и окончательно — в XI классе. Каждый раз, сопоставляя эти ломаные линии и сравнивая другие данные, можно наглядно проследить процесс подготовки школьника к свободному и правильному выбору профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.01 с.) |