Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности физического развития детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В школьные годы
С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах человека, которые, однако, протекают неодновременно. В этой связи называют несколько типов роста (рис. 4). Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы (А), отличается высокой скоростью, однако темпы роста после 12 лет убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12—15 лет, а затем снова замедляется. Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наибольший интенсивный рост этих тканей происходит в первые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темп резко замедляется. Поскольку формирование различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит не синхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития различных органов 200 i и функций.
Центральная нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие психической и психомоторной деятельности. Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физического и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребенка — ее пластичность, благодаря чему он сравнительно легко приспосабливается к различным переменам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чувствительность, восприимчивость ребенка к направленным педагогическим воздействиям. Отличительная особенность нервной системы ребенка — ее повышенная возбудимость, обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем младше школьник, тем сильнее выражена эта особенность. Существенные возрастные изменения у школьников претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18 — 20 годам), нарастает масса мышц, увеличиваются их сила и выносливость. Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но большой утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитанию. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовой сдвиг основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономичным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающеися регуляторной функции парасимпатической нервной системы. Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у ребенка с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям школьной учебы и жизни; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду других показателей. Отмечается тенденция ускорения темпов роста в физическом развитии современных детей школьного возраста по сравнению с предшествующими поколениями: это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют о том, что несмотря на явление акселерации, как правило, и в 18 — 20 лет организм не достигает еще полной зрелости и реагирует на воздействие различных факторов внешней среды резче, чем организм взрослого человека. Возрастная норма развития — это диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций анатомо-физиологических особенностей детей, в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма. Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определенных показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствования его анатомо-физиологических особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе учебно-воспитательной работы с детьми следует ориентироваться не только на статистические характеристики — нормативы физиологических функций, но и на функциональную лабильность (нестойкость, неустойчивость, изменчивость) организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза. 7.3. Диагностика общего физического развития школьников и оформление соответствующей диагностической карты
Общее физическое развитие школьников как объект педагогической диагностики изучается на двух уровнях: компонентном и структурном. В качестве отдельных компонентов общего физического развития школьника для разных возрастных групп берутся применяемые во всех школах страны тесты на физические нагрузки по шести физическим свойствам: скоростные, координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость и силовые. В основе тестов на физические нагрузки лежит возрастная норма развития школьника, разработанная Институтом физиологии детей и подростков Российской академии образования. Содержание этих тестов представлено в таблице 14. Учитель физического воспитания в течение учебного года проводит тестовые испытания учащихся, результаты фиксируются в классном журнале. Учитель начальных классов или классный руководитель по этим данным к моменту завершения каждого учебного года оформляет диагностическую карту общего физического развития учащихся своего класса (в качестве примера такая карта представлена в таблице 15, но только со старыми нормами испытаний). Карта имеет цветовое оформление, которое создает возможность лучшего восприятия информации об общем состоянии физического развития как отдельных школьников, так и всего класса в целом. Цвета подобраны по принципу природосообразности (красный — опережающее развитие, зеленый — нормальное развитие, черный — отставание в развитии для данной возрастной группы). Уровни развития обозначены первыми буквами названия каждого уровня (высокий — в, средний — с, низкий — н) и соответствующим цветом.
Таблица 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.008 с.) |