Особенности физического развития детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности физического развития детей



В школьные годы

 

С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах человека, которые, однако, протекают неодновременно. В этой связи называют несколько типов роста (рис. 4).

Нейтральный тип характерен для компонентов нервной сис­темы (А), отличается высокой скоростью, однако темпы роста после 12 лет убывают. Генитальный тип (Г) роста свойствен по­ловым органам и отличается замедленной скоростью, которая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12—15 лет, а затем снова замедляется. Соматический тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова. Наибольший интенсивный рост этих тканей происходит в первые годы жизни и в период поло­вого созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с которыми связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребенка до 12 лет, после чего темп резко замедляется. Поскольку формирова­ние различных физиологических функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит не синхрон­но, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого раз­вития различных органов 200 i и функций.

 

Центральная нервная система обеспечивает функциональное един­ство органов и систем че­ловека и связи организма с внешней средой; этим объясняется наблюдае­мый в онтогенезе опере­жающий рост головного мозга. Вслед за совершен­ствованием функций ана­лизаторов идет развитие психической и психомо­торной деятельности.

Интенсивный рост лю­бого органа связан с его повышенной уязвимо­стью и функциональной неустойчивостью. Это обя­зывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребенка, не допускать физиче­ского и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нерв­ной системы ребенка — ее пластичность, благодаря чему он сравнительно легко приспосабливается к различным переме­нам. С этим свойством нервной системы связана ее высокая чув­ствительность, восприимчивость ребенка к направленным пе­дагогическим воздействиям. Отличительная особенность нервной системы ребенка — ее повышенная возбудимость, обусловлен­ная преобладанием процессов возбуждения над процессами тор­можения. Чем младше школьник, тем сильнее выражена эта осо­бенность.

Существенные возрастные изменения у школьников претерпе­вают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета посте­пенно замещается костной (полное окостенение скелета наступа­ет к 18 — 20 годам), нарастает масса мышц, увеличиваются их сила и выносливость. Мускулатура детей отличается не только мень­шей силой, но большой утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физиче­скому воспитанию. Ранние большие физические нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма.

Возрастные анатомо-физиологические изменения наблюдают­ся во всех органах и системах. Погодовой сдвиг основных параметров дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономичным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающеися регуляторной функции парасимпатической нервной системы.

Показатели физического и психофизиологического развития детей взаимосвязаны: отставание в физическом развитии обычно сочетается у ребенка с функциональной и психофизиологической незрелостью. Дети с низкими показателями физического развития с трудом адаптируются к условиям школьной учебы и жизни; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду других показателей.

Отмечается тенденция ускорения темпов роста в физическом развитии современных детей школьного возраста по сравнению с предшествующими поколениями: это явление получило название акселерации. Однако многочисленные исследования по физиоло­гии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют о том, что несмотря на явление акселерации, как правило, и в 18 — 20 лет организм не достигает еще полной зрелости и реагирует на воздействие различных факторов внешней среды резче, чем орга­низм взрослого человека.

Возрастная норма развития — это диапазон тех индивидуаль­ных и возрастных вариаций анатомо-физиологических особенностей детей, в границах которого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.

Возрастная анатомо-физиологическая норма отражает единство качественных и количественных преобразований организма в про­цессе индивидуального развития. Это касается строго определен­ных показателей, характеризующих специфику развития индиви­дуума и совершенствования его анатомо-физиологических особен­ностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе учебно-воспитательной работы с детьми следует ориентироваться не только на статистические характеристики — нормативы физио­логических функций, но и на функциональную лабильность (не­стойкость, неустойчивость, изменчивость) организма, соответ­ствующую каждому этапу онтогенеза.

7.3. Диагностика общего физического развития школьников и оформление соответствующей диагностической карты

 

Общее физическое развитие школьников как объект педаго­гической диагностики изучается на двух уровнях: компонентном и структурном. В качестве отдельных компонентов общего физиче­ского развития школьника для разных возрастных групп берутся применяемые во всех школах страны тесты на физические на­грузки по шести физическим свойствам: скоростные, координа­ционные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость и сило­вые. В основе тестов на физические нагрузки лежит возрастная норма развития школьника, разработанная Институтом физиоло­гии детей и подростков Российской академии образования. Со­держание этих тестов представлено в таблице 14.

Учитель физического воспитания в течение учебного года про­водит тестовые испытания учащихся, результаты фиксируются в классном журнале. Учитель начальных классов или классный ру­ководитель по этим данным к моменту завершения каждого учеб­ного года оформляет диагностическую карту общего физического развития учащихся своего класса (в качестве примера такая карта представлена в таблице 15, но только со старыми нормами испы­таний). Карта имеет цветовое оформление, которое создает воз­можность лучшего восприятия информации об общем состоянии физического развития как отдельных школьников, так и всего клас­са в целом. Цвета подобраны по принципу природосообразности (красный — опережающее развитие, зеленый — нормальное раз­витие, черный — отставание в развитии для данной возрастной группы). Уровни развития обозначены первыми буквами названия каждого уровня (высокий — в, средний — с, низкий — н) и соответствующим цветом.

 


Таблица 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.008 с.)