Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика профессиональной направленностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Личности школьника в соответствии с особенностями Ее психического развития
Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения будущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой личностью с учетом своих индивидуально-психологических особенностей. В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно распределены на пять типов: 1) «Человек— природа» (Ч—П); 2) «Человек—техника» (Ч—Т); 3) «Человек-человек» (Ч —Ч); 4) «Человек —знаковая система» (Ч —3) и 5) «Человек —художественный образ» (Ч—X). Основная цель данной диагностики — выявить те природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастерство. С этой целью нами разработана программа индивидуального диагностического обследования личности школьника, которая отражена в «Диагностической профориентационной карте» (табл. 17). В карте десять психических свойств — пространственное мышление, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышление, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислительные способности, профессиональная склонность и профессиональный интерес, — которые в определенной степени представляют характер природных задатков школьников. Если уровни их развития соотнести с типами профессий, то можно определить, какой тип из пяти лучше всего подходит каждому школьнику. Для диагностики этих свойств используются специально разработанные психологами валидные и надежные тесты и специальные методики. 1. Пространственное мышление — при помощи специального теста (рис. 5), на выполнение которого отводится 10 минут. Учащимся дается инструкция: «Ребята! Вам предлагается выполнить 10 заданий. Суть каждого заключается в следующем: представьте мысленно лист бумаги в форме квадрата, который сворачивается 2 раза пополам. Затем сбоку вырезается треугольник. Разворачивая в обратной последовательности, вы получите тот же лист уже с треугольными отверстиями. Укажите, который из предложенных четырех вариантов (А, Б, В, Г) ответов правильный. Последующие задания от первого к десятому усложняются по числу вырезанных отверстий и линий сгибов».
Результат определяется количеством правильно выполненных заданий. Ключ: 1В, 2Г, ЗВ, 4А, 5Г, 6Г, 7В, 8А, 9Б, 10Б. 2. Слухоречевая память — при помощи задания запомнить на слух и воспроизвести письменно четыре набора слов, по 10 слов в каждом. Время на запись каждого набора 45 секунд.
Шкала оценок: 1 балл — 16 слов; 2 балла — 17—19; 3 балла — 22—24; 5 баллов — 25; 6 баллов — 26—28; 7 баллов — 29—30; 8 баллов — 31—32; 9 баллов — 33 — 34; 10 баллов — 35 слов и больше. 3. Зрительная память определяется при помощи специального теста, материалом для которого служат изображения, представленные на рис. 6 и 7. Школьникам дается инструкция: «Ребята! Вам необходимо в течение одной минуты посмотреть и запомнить 10 схематических фигур человека (см. рис. 6), затем найти эти фигурки на другом рисунке (см. рис. 7) среди множества подобных фигур в течение 3 минут. Мысленно пронумеруйте все 30 фигур по порядку последовательно из ряда в ряд и напишите на листе, под какими номерами окажутся обнаруженные вами фигуры». Результат теста определяется количеством правильно выполненных заданий. Ключ к заданию: 2, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 20.
4. Логическое мышление выявляется при помощи следующего теста: учащимся предлагается за 10 минут выполнить 20 заданий. Необходимо выявить связь между первыми двумя предложенными словами и перенести эту связь на другую пару слов, подобрав в соответствии с нею к первому слову второе из четырех предложенных (а, б, в, г). 1. Машина — гараж Петух — а) курица, б) забор, в) птицеферма, г) яичница 2. Краска — художник Кирпич — а) дом, б) плотник, в) маляр, г) каменщик 3. Автомобиль — колесо Птица — а) перо, б) крыло, в) полет, г) клюв 4. Ручка — тетрадь Щетка — а) зубы, б) мыло, в) паста, г) порошок 5. Волк — стая Пчела — а) улей, б) паста, в) рой, г) цветок 6. Огурец — грядка Рога — а) копыта, б) сувенир, в) баран, г) голова 7. Ботинок — шнурок Дверь — а) замок, б) ручка, в) петля, г) веревка 8. Атмосфера — загрязнение Труба — а) дым, б) засорение, в) завод, г) пыль 9. Пример — образец Силач — а) богатырь, б) здоровье, в) зарядка, г) тренировка 10. Яблоня — яблоко Курица — а) мясо, б) перо, в) яйцо, г) цыпленок 11. Секунда — час Сутки — а) год, б) месяц, в) неделя, г) век 12. Гриб — груздь Болезнь — а) кашель, б) горло, в) грипп, г) температура 13. Толстый — тонкий День — а) вчера, б) ночь, в) четверг, г) зима 14. Винтовка — мишень Космодром — а) ракета, б) спутник, в) космос, г) космонавт 15. Машина — кузов Магазин — а) прилавок, б) творог, в) продавец, г) касса 16. Ателье — клиент Дом — а) житель, б) гость, в) мальчик, г) дед 17. Север — юг Северо-восток — а) юго-запад, б) запад, в) северо-запад, г) юго-запад 18. Ток — провода Вагон — а) вокзал, б) поезд, в) купе, г) рельсы 19. Золото — серебро Бронза — а) малахит, б) медь, в) рубин, г) изумруд 20. Воздух — кислород Печка — а) дом, б) крыша, в) труба, г) дым Уровень развития данного психического свойства определяется количеством правильных ответов, деленным на два (берется только целая часть). Ключ: 1в, 2г, 36, 4а, 5в, 6г, 7а, 86, 9а, Юв, 116, 12в, 136, 14в, 15а, 166, 17г, 18г, 196, 20в. 5. Словарный запас определяется следующим тестом: «Придумать как можно больше слов — имен существительных, нарицательных — в единственном числе, содержащих в своем составе следующие буквы: П — Р, И — О, И — И. На каждое буквосочетание отводится 3 минуты, на все три набора — 9 минут. Шкала оценок: 1 балл — 7 слов; 2 балла — 8—12; 3 балла — 13—19; 4 балла — 20—26; 5 баллов — 27 — 33; 6 баллов — 34—41; 7 баллов — 42—49; 8 баллов — 50—59; 9 баллов — 60—68; 10 баллов — 69 слов и больше. 6. Математическое мышление определяется следующим тестом. Дается задание продолжить числовые ряды:
Ключ к заданию: 1) 7, 8; 2) 2, 1; 3) 24, 27; 4) 21, 15; 5) 64, 128; 6) 7, 8, 5; 7) 64, 256-8) 2, 2/3; 9) 7, 4; 10) 7, 3, 5; И) 8, 5; 12) 25, 26; 13) 19, 36; 14) 2, -1; 15) 49, 64; 16) 35, 48; 17) 9, 121; 18) 4, 2; 19) 3, 24; 20) 37, 69; 21) 33, 45; 22) 64, 125; 23) 72, 116; 24) 33, 32, 5; 25) 23, 17; 26) 18, 21; 27) 46 (только одно); 28) 32, 64; 29) 48, 20; 30) 216, 553. Уровень развития данного психического свойства определяется количеством правильных ответов, деленным на три (по десятибалльной шкале). 7. Глазомер определяется при помощи специального теста, основанного на сопоставлении отрезков, представленных на рисунке 8. Учащимся дается инструкция: «Посмотрите внимательно на плакат. Среди вертикальных черточек найдите на глаз те, которые равны по длине
отрезкам а, б, в, АБ, ВС, МН, КЛ, РТ, ЕР, ДВ и поставьте около этих отрезков номер той черточки, которая равна по длине каждому из отрезков». Время выполнения 10 минут. Результаты теста определяются по количеству правильно выполненных заданий. Ключ: а — 7, б — 5, в — 8, АБ - 1, ВС - 3, МН - 10, КЛ - 2, РТ - 4, ЕР - 6, ДВ - 9. 8. Вычислительные способности определяются тестом: в течение 15 минут решить устно следующие последовательно расположенные арифметические действия:
Ответы для контроля: 1) 27; 2) 10; 3) 1; 4) 100; 5) 6; 6) 93; 7) 9; 8) 92; 9) 100; 10) 18; 11) 33; 12) 2; 13) 90; 14) 8; 15) 12; 16) 100; 17) 81; 18) 48; 19) 80; 20) 74; 21) 94; 22) 36; 23) 9; 24) 105; 25) 63; 26) 9; 27) 80; 28) 48; 29) 81; 30) 90. 9. Профессиональная склонность определяется по «Карте самооценки склонностей», которая описана в приложении к книге «Основы производства. Выбор профессии»[9].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.008 с.) |