Диагностика профессиональной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика профессиональной направленности



Личности школьника в соответствии с особенностями

Ее психического развития

 

Для того чтобы правильно решить сложную задачу определе­ния будущего трудового и жизненного пути школьника, необхо­димо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой лично­стью с учетом своих индивидуально-психологических особенно­стей. В диагностике профессиональной направленности лично­сти школьника вовсе не обязательно изучать множество его ин­дивидуально-психических свойств, достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. Известно, что все профессии на основе предмета трудовой дея­тельности условно распределены на пять типов: 1) «Человек— природа» (Ч—П); 2) «Человек—техника» (Ч—Т); 3) «Человек-человек» (Ч —Ч); 4) «Человек —знаковая система» (Ч —3) и 5) «Человек —художественный образ» (Ч—X).

Основная цель данной диагностики — выявить те природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направ­ление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастер­ство. С этой целью нами разработана программа индивидуального диагностического обследования личности школьника, которая от­ражена в «Диагностической профориентационной карте» (табл. 17). В карте десять психических свойств — пространственное мышле­ние, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышле­ние, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вы­числительные способности, профессиональная склонность и про­фессиональный интерес, — которые в определенной степени представляют характер природных задатков школьников. Если уров­ни их развития соотнести с типами профессий, то можно опреде­лить, какой тип из пяти лучше всего подходит каждому школьнику. Для диагностики этих свойств используются специально раз­работанные психологами валидные и надежные тесты и специ­альные методики.

1. Пространственное мышление — при помощи специального теста (рис. 5), на выполнение которого отводится 10 минут. Учащимся дается инструкция: «Ребята! Вам предлагается выполнить 10 заданий. Суть каж­дого заключается в следующем: представьте мысленно лист бумаги в фор­ме квадрата, который сворачивается 2 раза пополам. Затем сбоку выреза­ется треугольник. Разворачивая в обратной последовательности, вы получите тот же лист уже с треугольными отверстиями. Укажите, кото­рый из предложенных четырех вариантов (А, Б, В, Г) ответов правиль­ный. Последующие задания от первого к десятому усложняются по числу вырезанных отверстий и линий сгибов».

 



 

 

Результат определяется количеством правильно выполненных зада­ний.

Ключ: 1В, 2Г, ЗВ, 4А, 5Г, 6Г, 7В, 8А, 9Б, 10Б.

2. Слухоречевая память — при помощи задания запомнить на слух и воспроизвести письменно четыре набора слов, по 10 слов в каждом. Вре­мя на запись каждого набора 45 секунд.

 

Торт Слон Слово Чай
Время Роза Плащ Ночь
Ягода Слух Тормоз Ветка
Лампочка Чашка Дом Парта
Мысль Луна Журнал Космос
Стол Мел Самолет Полка
Земля Воздух Вишня Малина
Крыло Обои Число Колесо
Галстук Снег Часы Шапка
Картошка Футболка Мясо Музыка

 

Шкала оценок: 1 балл — 16 слов; 2 балла — 17—19; 3 балла — 22—24; 5 баллов — 25; 6 баллов — 26—28; 7 баллов — 29—30; 8 баллов — 31—32; 9 баллов — 33 — 34; 10 баллов — 35 слов и больше.

3. Зрительная память определяется при помощи специального теста, материалом для которого служат изображения, представленные на рис. 6 и 7. Школьникам дается инструкция: «Ребята! Вам необходимо в течение одной минуты посмотреть и запомнить 10 схематических фигур человека (см. рис. 6), затем найти эти фигурки на другом рисунке (см. рис. 7) среди множества подобных фигур в течение 3 минут. Мысленно пронумеруйте все 30 фигур по порядку последовательно из ряда в ряд и напишите на листе, под какими номерами окажутся обнаруженные вами фигуры».

Результат теста определяется количеством правильно выполненных заданий. Ключ к заданию: 2, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 18, 19, 20.

 

 

4. Логическое мышление выявляется при помощи следующего теста: учащимся предлагается за 10 минут выполнить 20 заданий. Необходимо выявить связь между первыми двумя предложенными словами и перене­сти эту связь на другую пару слов, подобрав в соответствии с нею к первому слову второе из четырех предложенных (а, б, в, г).

1. Машина — гараж

Петух — а) курица, б) забор, в) птицеферма, г) яичница

2. Краска — художник

Кирпич — а) дом, б) плотник, в) маляр, г) каменщик

3. Автомобиль — колесо

Птица — а) перо, б) крыло, в) полет, г) клюв

4. Ручка — тетрадь

Щетка — а) зубы, б) мыло, в) паста, г) порошок

5. Волк — стая

Пчела — а) улей, б) паста, в) рой, г) цветок

6. Огурец — грядка

Рога — а) копыта, б) сувенир, в) баран, г) голова

7. Ботинок — шнурок

Дверь — а) замок, б) ручка, в) петля, г) веревка

8. Атмосфера — загрязнение

Труба — а) дым, б) засорение, в) завод, г) пыль

9. Пример — образец

Силач — а) богатырь, б) здоровье, в) зарядка, г) тренировка

10. Яблоня — яблоко

Курица — а) мясо, б) перо, в) яйцо, г) цыпленок

11. Секунда — час

Сутки — а) год, б) месяц, в) неделя, г) век

12. Гриб — груздь

Болезнь — а) кашель, б) горло, в) грипп, г) температура

13. Толстый — тонкий

День — а) вчера, б) ночь, в) четверг, г) зима

14. Винтовка — мишень

Космодром — а) ракета, б) спутник, в) космос, г) космонавт

15. Машина — кузов

Магазин — а) прилавок, б) творог, в) продавец, г) касса

16. Ателье — клиент

Дом — а) житель, б) гость, в) мальчик, г) дед

17. Север — юг

Северо-восток — а) юго-запад, б) запад, в) северо-запад,

г) юго-запад

18. Ток — провода

Вагон — а) вокзал, б) поезд, в) купе, г) рельсы

19. Золото — серебро

Бронза — а) малахит, б) медь, в) рубин, г) изумруд

20. Воздух — кислород

Печка — а) дом, б) крыша, в) труба, г) дым

Уровень развития данного психического свойства определяется коли­чеством правильных ответов, деленным на два (берется только целая часть). Ключ: 1в, 2г, 36, 4а, 5в, 6г, 7а, 86, 9а, Юв, 116, 12в, 136, 14в, 15а, 166, 17г, 18г, 196, 20в.

5. Словарный запас определяется следующим тестом: «Придумать как можно больше слов — имен существительных, нарицательных — в един­ственном числе, содержащих в своем составе следующие буквы: П — Р, ИО, ИИ. На каждое буквосочетание отводится 3 минуты, на все три набора — 9 минут.

Шкала оценок: 1 балл — 7 слов; 2 балла — 8—12; 3 балла — 13—19; 4 балла — 20—26; 5 баллов — 27 — 33; 6 баллов — 34—41; 7 баллов — 42—49; 8 баллов — 50—59; 9 баллов — 60—68; 10 баллов — 69 слов и

больше.

6. Математическое мышление определяется следующим тестом. Дается задание продолжить числовые ряды:

 

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 12, 10, 8, 6, 4 3) 6, 9, 12, 15, 18, 21 4) 45, 39, 33, 27 5) 2, 4, 8, 16, 32 6) 1; 2,5; 4; 5,5 7) 1, 4, 16 8) 54, 18, 6 9) 4, 1, 5, 2, 6, 3 10) 112, 56, 28, 14 11) 8, 2, 8, 3, 8, 4 12) 16, 17, 19, 20, 22, 23 13) 19, 16, 22, 19, 25, 22 14) 93, 90, 30, 27, 9, 6 15) 1, 4, 9, 16, 25, 36 16) 0, 3, 8, 15, 24 17) 25, 5, 49, 7, 81 18) 1, 2, 2, 2, 3, 2 19) 6, 3, 18, 7, 3, 21, 8 20) 6, 7, 9, 13, 21 21) 18, 13, 31, 19, 14 22) 1, 8, 27 23) 4, 12, 16, 28, 44 24) 64, 48, 40, 36, 34 25) 20, 21, 19, 22, 18 26) 4, 7, 9, 11, 14, 16 27) 2, 4, 9, 18, 23 28) 1, 5, 2, 4, 5, 8, 12, 5 29) 8, 4, 12, 20, 8, 28 30) 1, 8, 9, 64, 25

 

Ключ к заданию:

1) 7, 8; 2) 2, 1; 3) 24, 27; 4) 21, 15; 5) 64, 128; 6) 7, 8, 5; 7) 64, 256-8) 2, 2/3; 9) 7, 4; 10) 7, 3, 5; И) 8, 5; 12) 25, 26; 13) 19, 36; 14) 2, -1; 15) 49, 64; 16) 35, 48; 17) 9, 121; 18) 4, 2; 19) 3, 24; 20) 37, 69; 21) 33, 45; 22) 64, 125; 23) 72, 116; 24) 33, 32, 5; 25) 23, 17; 26) 18, 21; 27) 46 (только одно); 28) 32, 64; 29) 48, 20; 30) 216, 553.

Уровень развития данного психического свойства определяется количе­ством правильных ответов, деленным на три (по десятибалльной шкале).

7. Глазомер определяется при помощи специального теста, основан­ного на сопоставлении отрезков, представленных на рисунке 8.

Учащимся дается инструкция: «Посмотрите внимательно на плакат. Среди вертикальных черточек найдите на глаз те, которые равны по длине

 

 

 

отрезкам а, б, в, АБ, ВС, МН, КЛ, РТ, ЕР, ДВ и поставьте около этих отрезков номер той черточки, которая равна по длине каждому из от­резков».

Время выполнения 10 минут. Результаты теста определяются по ко­личеству правильно выполненных заданий. Ключ: а — 7, б5, в8, АБ - 1, ВС - 3, МН - 10, КЛ - 2, РТ - 4, ЕР - 6, ДВ - 9.

8. Вычислительные способности определяются тестом: в течение 15 минут решить устно следующие последовательно расположенные арифметиче­ские действия:

 

 

Ответы для контроля: 1) 27; 2) 10; 3) 1; 4) 100; 5) 6; 6) 93; 7) 9; 8) 92; 9) 100; 10) 18; 11) 33; 12) 2; 13) 90; 14) 8; 15) 12; 16) 100; 17) 81; 18) 48; 19) 80; 20) 74; 21) 94; 22) 36; 23) 9; 24) 105; 25) 63; 26) 9; 27) 80; 28) 48; 29) 81; 30) 90.

9. Профессиональная склонность определяется по «Карте самооценки склонностей», которая описана в приложении к книге «Основы произ­водства. Выбор профессии»[9].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.022 с.)