Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о воспитательном потенциале семьи школьника

Поиск

 

Семья как направляющая сила и образец для подражания иг­рает ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, ус­ваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситу­ациях повседневного общения. Объяснения, поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, до­пустимого и порицаемого. Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, в педагогике употребляется понятие «воспитательный потенциал семьи», сущ­ность которого раскрывается в содержании его основных компо­нентов.

Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные от­ношения.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличност­ных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственно­го общения.

Межличностное общение служит одним из социально-психоло­гических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, пред­метных действий, овладевает основами человеческого опыта в раз­личных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотно­шений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в соб­ственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внут­рисемейных отношений — супружеских и между родителями и детьми — является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Прежде всего потому, что интимные узы воспитывающего и воспитанника неповторимы. Глубокий лич­ный контакт между ними обусловливает эффективность обще­ния, его воспитательную силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ре­бенком в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, обществу, событи­ям и т.д.

С другой стороны, это проявляется в особой чувствительнос­ти, предрасположенности ребенка к внушению со стороны роди­телей к восприятию, их сознательных установок, касающихся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в семье оказывает сильнейшее влия­ние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потреб­ностей и тем самым становится для него подлинной школой со­циальных чувств.

Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие лично­сти особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и ра­ционализация человеческих взаимоотношений и форм обществен­ной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой односто­роннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточ­ности».

Внутрисемейные отношения, таким образом, — важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества.

Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлага­ют такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отноше­ний: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

Интеллектуальные отношения между членами семьи определя­ются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанав­ливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмо­ционального настроя, доброжелательные отношения, притяже­ние друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жиз­ненных невзгод.

Состояние внутри семейных отношений определяет возмож­ность функционирования и эффективность всех компонентов вос­питательного потенциала семьи.

Другими наиболее значимыми компонентами являются нрав­ственная направленность семьи и педагогическая культура роди­телей.

Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принци­пов поведения. Этот параметр предполагает определение объек­тивного содержания семейной жизни и целей, которые семья ста­вит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их инте­ресов и идеалов, взглядов и убеждений.

Наличие общественно полезных целей делает семью коллек­тивом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом.

Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в ус­тойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающая­ся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отноше­нию к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обществу в целом).

В нравственной направленности семьи значительную роль иг­рает соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей.

Направленность семейного коллектива и воспитания опреде­ляется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявля­ются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уров­не развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом пла­не активность родителей в производственной и общественной де­ятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.

Критериями педагогической культуры родителей служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить вер­ный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выяв­лять и объективно оценивать их положительные и отрицатель­ные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; ре­гулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к поло­жительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи определяет­ся тремя компонентами: 1) психологической коммуникабельно­стью, 2) нравственной направленностью, 3) педагогической куль­турой родителей. Если все эти три составляющие имеют место в семье и достаточно хорошо проявляются, то можно говорить и судить о высоком воспитательном потенциале конкретной семьи.

 

Диагностика воспитательного потенциала

Семьи школьника

 

Для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи школь­ника имеется специально разработанная диагностическая мето­дика. В ее основу положена содержательная характеристика ВП семьи, описанная в разделе 11.1. Выделены семь параметров для анкеты среза уровня развития ВП семьи (табл. 26), в которой эти параметры представлены в трехмерной шкале оценок, что позво­ляет намного упростить диагностическую процедуру. Это было необходимо потому, что в данной диагностике в основном при­меняется метод самооценки, т.е. родителям самим предоставляет­ся возможность при помощи этой шкалы оценить ВП.

 

Таблица 26

Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи

 

Компоненты ВП семьи Характеристики уровней развития компонентов ВП
низкий (н) средний (с) высокий (в)
Понимание целей и задач воспитания в семье Отсутствие цели и задач семейного воспитания Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи Правильно понимаются цели и задачи воспитания в семье
Уровень педагогической культуры Имеют низкий уровень психолого-педагогических знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным знаниям. Самообразованием не занимаются. Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний.
Умения применять на практике методы и средства воспитания Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей. Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще используют интуитивно. Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье.
Наличие ответ­ственности роди­телей за воспи­тание детей Недостаточно ответственно, а в ряде случаев без­ответственно от­носятся к воспи­танию своих де­тей. Не проявля­ют должных тре­бований к ним, плохо контроли­руют учебу и по­ведение, не при­вивают положи­тельных привы­чек Стараются ответ­ственно отно­ситься к воспи­танию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допус­кают отдельные ошибки в воспи­тании ребенка Осознают ответ­ственность перед обществом в вос­питании детей. Систематически занимаются вос­питанием, осу­ществляют кон­троль за поведе­нием детей, соз­дают в семье не­обходимые усло­вия для успеш­ного воспитания
Характер внутри семейных отно­шений Внутрисемейные отношения носят дезорганизован­ный, конфликт­ный, а в ряде случаев и амо­ральный харак­тер. Видимых конф­ликтов во вну­трисемейных отношениях не наблюдается, однако проявля­ются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Полная согласо­ванность внутри­семейных отно­шений. Наличие взаимопонима­ния между чле­нами семьи.
Наличие приме­ра и авторитета родителей Родители или один из них ока­зывают отрица­тельное влияние на формирова­ние личности ребенка Возможны про­явления мещан­ства, вещизма, ложного авто­ритета и другие отклонения в нравственном примере роди­телей Родители являют собой высоко­нравственный пример для де­тей и пользуются у них авторите­том
Согласованность семьи и школы в воспитании детей Не поддержи­вают контактов со школой или поддерживают их только под на­жимом учителя. К советам учите­ля либо прояв­ляют равноду­шие, либо со­противляются требованиям школы. В воспи­тательной рабо­те класса не участвуют Согласованность только в отдель­ных случаях. Час­то с доверием относятся к шко­ле, но сами ак­тивного участия в воспитательных делах класса не принимают Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислу­шиваются ко всем советам учителя и стара­ются реализовать их на практике. Отзывчивы, ини­циативны, актив­ны в воспитании ребенка

 

 

Работа по данной методике строится следующим образом.

Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.

Каждый родитель учащихся определенного класса получает за­дание — изучить в домашних условиях совместно с другими чле­нами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуж­дения отметить тот или иной уровень развития каждого парамет­ра, окончательный результат сообщить педагогу.

Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи уча­щихся класса». Подобная карта представлена в таблице 27.

По диагностической карте можно определить общий индекс ВП каждой семьи и в какой-то мере сравнить их, выделить хоро­ших родителей, организовать обмен опытом, создавая тем самым стимул для других родителей. Эта же карта позволяет наметить примерную тематику бесед с родителями в последующей совмест­ной работе.

 

Таблица 27

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.011 с.)