Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет социологии семьи↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология семьи
для студентов IV курса
Направление подготовки 040201.65 – «Социология»
Форма обучения Очная
Тверь 2012
Учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, содержит программу курса «Социология семьи», тематику семинаров, вопросы для обсуждения, список научной, учебной и справочной литературы к семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты для самопроверки, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рейтинговое обеспечение, перечень художественных и научно-популярных книг для привития вкуса к чтению классики, освоения различных аспектов темы и др.
ОПД.Ф.17 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ, 150 ч. Социология семьи как наука; становление социологии семьи; социология семьи в России - история формирования, современные теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии семьи и демографии; основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи; cемья, ее структуры и функции; семейное поведение - основные виды и типы; брачность и разводимость; рождаемость и репродуктивное поведение; смертность и самосохранительное поведение; cоциология семейных изменений; эволюция семьи, ее структур и функций; проблемы современной российской семьи; воспроизводство населения России - основные проблемы демографической политики в конце 90-х гг.; семья и семейная политика; соотношение социальной, семейной и демографической политики.
II. Пояснительная записка 1.Цель освоения дисциплины состоит в формировании и развитии у обучающихся определенных компетенций (см. подробнее п. 4); в рассмотрении семьи как специфической человеческой микрообщности, реализующей логическое триединство: выявление условий и факторов наполнения социальным смыслом супружества, родительства и взросления детей. Задачи: 1) изучение студентами содержания науки и учебной дисциплины; 2) формирование у слушателей представления о современном состоянии социологии семьи как специальной отраслевой социологической теории; 3) значительное приращение знаний студентов о назначении и положении семьи в обществе, специфике семейно-брачных отношений в социуме; 4) овладение студентами методологией и методикой применения методов социологических исследований к анализу брака и семьи. В процессе обучения студенты знакомятся с актуальными проблемами социологии семьи и брака, анализируют этапы становления науки о семье за рубежом и в России, осмысливают эволюцию и основные тенденции моногамии, изучают теоретические аспекты плюрализма моделей брака и семьи в начале наступившего века. В ходе освоения учебного и научного материала студенты, постигая проблемы семейно-брачных отношений, приобретают умения использовать социологические методы для исследования супружеских, родительских, братско-сестринских взаимодействий, межличностных интеракций внутри семьи в целом (делая при этом попытку проведения собственных локальных пилотажных исследований в ходе производственной практики), учатся представлять семью как социальный институт и малую группу, без которой немыслимо общество, получают определенную информацию о стилях поведения в браке и семье, задумываются о перспективах создания крепкой счастливой семьи, члены которой стремятся к гармонии, становящейся оплотом групповой жизнедеятельности и основной опорой во времена бурных социально-экономических перемен, политических нововведений и культурных инноваций.
3. Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина является вариативной частью профессионального цикла (ГСЭ). Содержательно данный предмет продолжает курс общей социологии, являясь его отраслевой частью, и истории социологии, а также закладывает фундамент основ знаний для освоения дисциплин профессионального цикла («Социология образования», «Социология досуга», «Социология духовной деятельность», «Социология гендерных исследований», «Социология молодежи», «Геронтосоциология», «Социология отклоняющегося поведения», «Этносоциология», «Социология личности).Несомненно, изучение дисциплины опирается на фундаментальные предметы университетской программы, а именно: «Историю», «Философию», «Психологию», «Социальную психологию», «Культурологию», «Демографию», «Социологию», «Политологию». Дисциплина связана с учебной и производственной практиками; при этом студенты участвуют в научной работе, региональных исследованиях, проводимых лабораторией социально-политических исследований факультета, выполняя заказы заинтересованных организаций.
3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час. 4. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии: – лекция (проблемная, обзорная); – семинар (классический и др.); – самостоятельная работа по поиску нового материала к темам – письменная контрольная работа в заключение модуля; – коллоквиум по прочитанной литературе (список художественных и научно-популярных книг – в УМК); – тест на информированность: приглашение к занятиям (разработан А.И. Антоновым и В.М. Медковым); – изучение новых понятий (задание – в УМК); – проведение деловой игры на тему «Экономическая функция семьи»; – аудиоурок: интервью с великой актрисой ХХ в., обсуждение услышанного; – показ художественного фильма (написание студентами отзыва и устное обсуждение просмотра); – изготовление студентами наглядных пособий, составление кроссвордов по темам курса; тренинги с использованием тестов при работе на компьютере;– информационные технологии.
6. Формы контроля – семинар, контрольная работа, коллоквиум, зачет. Учебная программа
Тема 3. Структура семьи Структура семьи как многообразная совокупность взаимодействий между ее членами. Социологическая значимость теоретического анализа сущности основных структур семьи. Многообразие критериев структурирования семей. Семейная группа. Схемы семьи: элементы структуры и связи. Основные “срезы” структуры семьи: структура родства, власти, наследования, коммуникаций, ролей. Структура власти и характер решений в семье – демократический, авторитарный, эгалитарный. Ролевая структура и ролевые предписания, ролевые отношения. Традиционные роли. “Набор” ролей индивида. Целесообразность и важность изучения связи ролей члена семьи с внесемейными ролями. Комплектность внутрисемейных ролей. Созвездия межличностных ролей в семье. Генеалогическое дерево семьи. Многообразие типов семейных и брачных структур структур. Виды брака. Супружество – моногамия, Полигамия: полигиния, полиандрия, групповой брак. Экзогамные и эндогамные браки: гомогамные и гетерогамные. Индивидуальный и родительский брак. Организованные браки. Формы семьи. Патрилинеальные и матрилинеальные семьи. Семьи патриархальные, матриархальные, эгалитарные. Партнерская семья. Гомогенные и гетерогенные семьи. Патрилокальные, матрилокальные унилокальные семьи. Нуклеарная и расширенная (родственная) семья и кровнородственная. Повторные семьи. Демографическое деление семей на мало-, средне- и многодетные. Патриархальный, детоцентристский и супружеский типы семьи. Внебрачные семьи – неполная и материнская. Статусные, личностные, ролевые характеристики членов семьи, структура отношений между ними. Многообразие типов семейных структур и их зависимость от характера супружества-родительства-родства, кровного родства, порождения и свойства: значимость их выделения и схематизации.
Тема 9. Институт брака Понятие брака. Регулирование норм брака моралью, обычаями, традициями, регламентирование обязанностей и прав законом. Выбор брачного партнера (проблема выбора и личность). Выбор супруги (супруга) – “разовое” решение, влияющее на всю жизнь. Мотивы и стимулы принятия таковых решений. Степени свободы в выборе в связи с социальной мобильностью Многофакторность характера выбора, их детальный учет. Значимость имущественных условий. Объективно регистрируемые характеристики – достоверный материал о роли факторов при выборе супруга (супруги). Внешние причины влияния на выбор супругов (место знакомства и его продолжительность, роль родителей, характер половых отношений в обществе, культурное воздействие и др.). Анализ критических ситуаций в брачной жизни – наиболее перспективное направление для выяснения факторов удачности выбора. Качество брака и успешность брачно-семейных отношений. Значимость интегральной характеристики, отражающей качество семейной деятельности и брачных взаимодействий. Основные компоненты успешности брачно-семейных отношений: характер и степень выполнения семьей общественных и индивидуальных функций; степень удовлетворенности супругов отношениями между собой и между другими взрослыми членами семьи (субъективное ощущение счастья); степень стабильности брака (субъективная оценка вероятности развода); степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых членов. Понятийные подходы к оценочной характеристике: качество брака, успешность брака, удовлетворенность браком, успешность супружества. Влияние добрачных факторов на качество брака. Теоретическая объяснительная модель качества брака и ее уязвимость. Успешность функционирования молодой семьи. Важность социальной оценки брака и функционирования семьи.
Тема 11. Образ мыслей семьи Семейная идеология как совокупность ценностей, норм, установок в сфере семейной жизни. Типичные нормы традиционной патриархальной и современной нуклеарной семьи и их взаимосвязь со сферами жизнедеятельности семьи и внесемейной деятельности супругов. Общие тенденции изменения норм и ценностей семейной жизни, характерные для большинства населения страны (без учета национальных обычаев и традиций). 10 основных дилемм, отражающих конфликты ценностей в американских семьях. Образ мыслей семьи – важнейшая категориальная единица понятийного аппарата социологии семьи.
Тема 18. Молодая семья Понятие молодой семьи. Социально-психологические характеристики молодых супругов. Проблема предбрачного ухаживания. Социально-психологическая адаптация к семейной жизни. Некоторые причины возникновения трудностей и разочарований, противоречий и конфликтов в начальный период брака, при становлении семьи. Пути стабилизации. Молодежные (пробные) браки. Сексуальное поведение молодежи и прокреация. Рост внебрачных зачатий. Гармония половых отношений. Ранние браки: против и за. Культура брачно-семейных отношений. Уровень культуры и образования супругов и семейные проблемы. Взаимодействие поколений и семейная жизнедеятельность. Взаимоотношения с родителями супругов: невестка – свекровь, зять – теща. Автономная семейная жизнь молодых супругов: плюсы и минусы. Проблема освоения семейных ролей. Ролевое взаимодействие; глава и лидер в молодой семье. Роль отца в семье. Семейный демократизм как благо. Эгалитаризм как черта молодой семьи. Традиционное и инновативное в поведении молодых супругов. Быт, бюджет, семейная экономика. Причины распада семьи. Проблема разводов как преимущественно молодежная. Эгоизм как враг семьи и счастья. Своеобразие студенческой семьи, общее и особенное студенческого брака. Семья и учеба. Свободное время студенческой семьи, досуг и духовность. Социальная однородность студенческих браков. Материальные проблемы. Основные факторы детности студенческой семьи. Нравственный потенциал студенческой семьи. Подготовка молодежи к браку: культурологическая, сексологическая, юридическая, этико-психологическая. Брачный контракт. Пути укрепления молодой семьи. Стабильность брака и крепость молодой семьи. Опора брачной пары на собственные силы. Помощь молодой семье со стороны государства, общества, меценатов как шаг к ее прогрессу.
Тема 21. Семья в ХХI веке Проблема перспектив развития семьи: достоверность прогнозирования. Реальные процессы жизни и типичные мифологемы будущего семьи. Эволюционная перспективность института семьи в трудах социологов, демографов, футурологов. Реализм прогнозов социологов рубежа XIX-XX вв. Сбывшиеся пророчества о прогрессивных сторонах развития семьи (Ф. Ле Пле, Ф. Энгельс, П.А. Сорокин). Современная семья рубежа XX-XXI вв.: многоцветность фактической картины. Многообразие действующих моделей в границах типов семьи. Будущая семья: гипотезы исследователей XX столетия (Р. Вейс, У. Гуд, Л. Руссель, Р. Флетчер, Р. Зидер, А.Г. Харчев, С.И. Голод, А.И. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, А. Карлсон, В.И. Чекалин). Альтернативы семье в наступающем тысячелетии. Неисчерпаемость ценностей моногамии. Предопределение жизнестойкости института моногамной семьи богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Комфортное семейное существование как смысл грядущего. Всесилие семейного образа жизни.
IV. Рабочая учебная программа (учебно-тематический план)
Требования к рейтинг-контролю Рейтинговый контроль знаний студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки качества учебной работы студентов ТвГУ, утвержденным Ученым советом университета. Качество усвоения студентом учебной дисциплины “Социология семьи” оценивается по 100-балльной шкале. Сумма баллов распределяется между модулями (два в семестр). Содержание модулей, распределение тем и рейтинговых баллов
Оценка текущей работы студента (в баллах): выполнение домашнего задания – 1-3 (работа со справочниками и энциклопедиями – 1, прочтение главы учебника – 1; изучение научной статьи – 2; исследование фрагмента монографии – 3); подготовка конспекта – 3; выступление – 3-4; толковые вопросы, поставленные студентом на семинаре, дополнения – 1; участие в дискуссии – 2; представление результатов индивидуального или коллективного творчества – 2-3. Усвоение перечня основных понятий и терминов –2. Написание одной аннотации – 2. Активное участие в коллоквиуме – 4-5.
Контрольные вопросы к 1-му модулю 1. Объект, предмет и основные категории социологии семьи. 2. Основные социальные функции семьи. 3. Многообразие семейных структур. 4. Жизненный цикл семьи. Сети родства и свойства. 5. Эволюционный и функциональный подходы к изучению семьи. 6. Исследование семьи как малой группы: западные традиции. 7. Две парадигмы в науке о семье. 8. Особенности семьи как социального института; социальная сущность семьи. 9. Специфика семьи как малой социально - психологической группы. 10. II глава я книги Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государств: актуальность для современности. 11. Труд М.М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»: главные проблемы. 12. Статья П.А. Сорокина “Кризис современной семьи: социологический очерк: основные идеи. 13. Брак как общественное явление. 14. Проблема выбора брачного партнера. 15. Успешность функционирования семейно – брачных отношений. Контрольные вопросы ко 2-му модулю 1. Репродуктивное поведение. 2. Сексуальное поведение. 3. Сущность и исторические особенности семейной социализации; основные пути социализирующего воздействия семьи на личность. 4. Семейные конфликты: понятие, разновидности, особенности. 5. Специфика супружеских конфликтов. 6. Причины распада браков и мотивы разводов; пути сохранения и укрепления супружеских союзов. 7. Понятие молодой семьи, ее особенности, проблемы, перспективы; своеобразие студенческой семьи. 8. Внебрачные семьи. 9. Альтернативные семейные стили. 10. Альтернативные браки. 11. Методы исследования семейно – брачных отношений. 12. Проблемы семьи в социальной политике. 13. Будущая семья: прогнозы социологов 19-20-го вв. 14. Перспективы развития института семьи в 21-м веке.
V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы и задания для проведения текущей проверки знаний студентов по темам курса
Тема 1. Предмет социологии семьи 1. Каков предмет социологии семьи? 2. Что такое семья как социальный феномен? 3. Чем отличается семья от брака? 4. Как различают семью как макро- и микрообъект? 5. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?
Тема 2.Социальные функции семьи 1. Каковы основные социальные функции семьи? 2. Дайте анализ подхода М.С. Мацковского к представлению функций. 3. Как изменяются функции семьи в последнее время? 4. Попытайтесь представить и схематично-наглядно изобразить разнообразие функций семьи.
Тема 3. Структура семьи 1. В чем состоит структурное многообразие моделей семьи? 2. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей и браков? 3. Какова структура нуклеарной семьи?
Тема 4. Жизненный цикл семьи 4. Представьте схему жизненного цикла семьи. 5. Чем отличается родство ритуальное от кровного? 6. Что такое геносоциограмма?
Тема 5. История зарождения и становления науки о семье (западная традиция) 1. Чем характеризуется функциональный подход в исследовании семьи? 2. Какие две парадигмы имеют место в науке о семье? 3. Определите теоретические традиции изучения семьи как малой группы. 4. Один из ученых трактовал род как социальную форму, предшествующую семье. А Ваше мнение? 5. Какова, по мнению Ф. Энгельса, трансформация семьи в первобытную эпоху? 6. Оцените с современных позиций взгляды великого ученого на семью.
Тема 6. Социология семьи в России 1. Дайте краткую характеристику дореволюционного периода развития социологии семьи в России. 2. Считал ли М.М. Ковалевский, что семью можно понять через один какой-либо фактор? 3. Воспроизведите определение семьи, данное ученым, в изучаемой работе. Сделайте его анализ. 4. Что писал П.А. Сорокин по поводу дезинтеграции семьи? 5. Сохранится ли в будущем семья как союз супругов и союз родителей и детей, по словам исследователя? 6. Назовите этапы изучения проблем брачно-семейных отношений в интерпретации санкт-петербургских исследователей. 7. Какие две ведущие теоретические концепции исследования семьи в России Вы знаете? 8. Определите проблемы социологии семьи, над которыми предстоит работать ученым в нынешнем десятилетии.
Тема 7. Семья как социальный институт 1. Каким образом социология семьи выделяет институциональный характер брачно-семейных отношений? 2. Определите характерные роли в семье. 3. Какова социальная сущность семьи как исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений 4. В чем причины недостаточно высокой эффективности института семьи в различных обстоятельствах.
Тема 8. Семья как малая социально-психологическая группа 1. В чем специфика семьи как социально-психологической целостности? 2. Каковы типы характеристик анализа семьи как малой социальной группы? 3. Раскройте особенности жизнедеятельности семьи как психологической группы. 4. Покажите специфику межличностных отношений в семье. 5. Напишите эссе на тему: «Понятие и проблемы семейной гармонии».
Тема 9. Институт брака 1. Представьте понятие брака. 2. Как соотносятся два вопроса: «Выбор брачного партнера и «Проблема выбора и личность». 3. Почему объективно регистрируемые характеристики – достоверный материал о роли факторов при выборе супруга (супруги)? 4. Разве анализ критических ситуаций в брачной жизни – наиболее перспективное направление для выяснения факторов удачности выбора? 5. Свяжите теоретически два понятия «Качество брака» и «Успешность брачно-семейных отношений». 6. Докажите важность социальной оценки брака и функционирования семьи.
Тема 10. Условия жизнедеятельности семьи 1. Что входит в условия жизни семьи, по мнению М.С. Мацковского? 2. Определите факторы макро- и микросреды. 3. Каковы объективные условия и субъективные факторы жизнедеятельности семьи? 4. Дайте классификацию последних.
Тема 11. Образ мыслей семьи 1. Почему образ мыслей семьи – важнейшая категориальная единица понятийного аппарата социологии семьи? 2. Семейная идеология и образ мыслей семьи – это идентичные понятия? 3. Сравните типичные нормы традиционной патриархальной и современной нуклеарной семьи. 4. Наметьте общие тенденции изменения норм и ценностей семейной жизни, характерные для большинства населения страны.
Тема 12. Репродуктивное поведение семьи 1. Дайте определение понятию репродуктивного поведения. 2. Что такое репродуктивный цикл? 3. Каковы психологические особенности репродуктивного поведения семьи, по мнению А.И. Антонова? 4. Почему происходит снижение рождаемости? Аргументируйте ответ. 5. Что Вы думаете по поводу проблемы депопуляции в промышленно развитых странах? Тема 13. Сексуальное поведение 1. Дайте определение понятию “сексуальное поведение”. 2. Каковы цели сексуального поведения, по мнению И.С. Кона? 3. “Стремительный рост распространенности добрачных половых связей является,- пишет один из российских социологов,- одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном обществе”. Так ли это? 4. Каковы основные тенденции изменения сексуального поведения в мире и в России? 5. Составьте схему классификации методов и средств контрацепции, поделив их на традиционные и современные.
Тема 14. Семейная социализация 1. Что такое социализация как процесс? 2. Насколько велика роль семьи в формировании личности? Докажите. 3. Сделайте анализ роли бабушек и дедушек в воспитании внуков. 4. Отчего семья не всегда является для ее члена референтной группой? 5. Почему в укреплении семьи обоюдно заинтересованы личность и общество?
Тема 15. Социальный аспект семейных конфликтов 1. Что такое противоречие в отношениях людей? 2. Определите понятие семейного конфликта. 3. Чем семейный конфликт отличается от супружеского? 4. Какие меры предлагают ученые для разрешения конфликтов? 5. Бывает ли семейная жизнь без конфликтов? Тема 16. Социальные последствия развода 1. Что является предметом изучения для социологии развода? 2. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака? 3. С.И. Голод считает развод атрибутом современного брака. Что Вы на это скажете? 4. К увеличению числа разводов приводят раннее деторождение, добрачная беременность и бездетность, полагают английские исследователи. Выскажите свою точку зрения.
Тема 17. Современная семья: состояние и трансформация. 1. Определите влияние макроэкономических изменений на функционирование института семьи. 2. Раскройте проблемы дезорганизации, кризиса и краха, по работам А.И. Антонова. 3. Кризис семьи – это социологическая проблема, как Вы считаете? 4. Что Вы знаете о парадигмах объяснения семейных изменений – “кризисной” и «….». Добавьте термин и поясните. 5. В чем заключаются социетальные причины кризиса семьи. 6. Рассмотрите драматизм российской действительности и свяжите его с мощным внутренним потенциалом моногамной семьи. 7. Отчего появляются немоногамные модели брака и семьи? 8. Какие примеры внебрачных семей Вы можете назвать?
Тема 18. Молодая семья: особенности и проблемы 1. Какие специфические особенности имеет молодая семья? 2. Как Вы понимаете предбрачное ухаживание? 3. Некоторые молодые супружеские пары не желают иметь детей, говоря, что хотят “пожить для себя”. Не станут ли они сожалеть о такой установке в недалеком будущем? 4. В какой конкретно помощи нуждается молодая семья? 5. Выполните домашнее задание: попытайтесь заполнить бланк брачного контракта.
Тема 19. Методология и методика исследования семьи 1. Какие методы преимущественно используются в исследовании семьи? 2. Расскажите о возможностях контент-анализа в изучении семейной проблематики. 3. А.И. Антонов считает, что целесообразно расширить исследовательскую работу с документами разного рода. Почему? 4. М.С. Мацковский обнаружил, что в публикациях об итогах социологических исследований по проблемам семьи собственно о методиках крайне мало сообщений (в 2-3 % работ). Не является ли такой поход явно негативным? Тема 20. Проблемы семьи в социальной политике 1. В чем заключена цель семейной политики? 2. Каковы основные принципы семейной политики? 3. Насколько эффективна, на Ваш взгляд, семейная политика в России? 4. Что такое просемейная политика? 5. Что Вы знаете о региональной семейной политике?
Тема 21. Семья в ХХI веке: тенденции и прогнозы 1. Оправдались ли прогнозы развития семьи Ф. Энгельса? 2. Каким видел будущее семьи П.А. Сорокин? 3. “…Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло “уничтожить” ее как институт”,- уверенно высказывается польский социолог Я. Щепаньский. Ваше мнение. 4. “… Реальность моногамии невозможно поставить под сомнение… необходимо осознать, что жизнестойкость этого института предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры”, - утверждает С.И. Голод. Выразите, пожалуйста, свои мысли по поводу написанного.
Примерная тематика курсовых работ 1. Семья как социальный институт. 2. Социальные функции семьи. 3. Мотивы вступления в брак и причины разводов. 4. Молодая семья: особенности и проблемы. 5. Особенности молодежного брака и условия его стабильности. 6. Студенческая семья: общефамилистические и специфические черты. 7. Современная нуклеарная семья: трансформация и перспективы. 8. Семейные конфликты как социальная проблема. 9. Супружеские конфликты: сущность и основные пути разрешения. 10. Социальные последствия развода. 11. Государственная поддержка семьи. 12. Социология семьи П.А. Сорокина.
Тест (* в задании означает несколько правильных вариантов ответа) 1. Кто по праву признается патриархом отечественной фамилистики? а) И.В. Бестужев-Лада, б) А.И. Антонов, в) С.И. Голод, г) В.И. Чекалин, д) А.Г. Харчев.
2. Какой термин в этот ряду по смыслу не подходит? а) инцест, б) агамия, в) инфантицид, г) абстиненция.
3.Для молодой семьи типично наличие *: а) материальных затруднений, б) жилищных трудностей, в) психологических проблем общения, г) сложностей в разрешении конфликтных ситуаций, д) безоблачного счастья и непротиворечивого сосуществования.
4. Системы сексуальных ценностей ученые подразделяют на основные типы *: а) легализм, б) ситуационная этика, в) гедонизм, г) аскетизм и рационализм, д) контрацептизм.
5. Исторически традиционными типами брачности являются *: а) восточное многоженство, б) индийско-тибетское многомужество, в) единобрачие, г) крепкое содружество, д) вечное единение.
6. «Фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, в посреднической роли». Мысль высказал: а) Ф. Ле Пле, б) Р. Хилл, в) У. Гуд, г) Т. Парсонс, д) Б. Малиновский.
7. Предтечей эмпирического подхода к изучению семьи в Х1Х в. стал: а) Ф. Энгельс, б) К. Маркс, в) Ф. Ле Пле, г) Дж. Г. Мид, д) У. Томас.
8. «Если бы брак не был основой семьи, то он также не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба». Так высказался: а) О.Конт, б) Э. Дюркгейм, в) Ф. Энгельс, г) К. Маркс, д) М. Вебер.
9. Для молодой семьи характерны специфические медицинские проблемы, такие как *: а) незапланированная беременность, б) подбор подходящей контрацепции, в) пониженная плодовитость, г) частые болезни детей, д) редкое посещение детской поликлиники.
10. Уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность. Так полагал: а) Ф. Энгельс, б) Г. Спенсер, в) О. Конт, г) Э. Дюркгейм, д) Г. Зиммель.
11. Отстаивал извечность патриархализма а) Л.Г. Морган, б) Ф. Ле Пле, в) Дж. Мак-Леннан, г) И. Бахофен, д) Г.С. Мэн.
12.«Семья – великая школа альтруизма, того альтруизма, который обновит мир…». Эти слова принадлежат: а) А.М. Коллонтай, б) Н.К. Михайловскому, в) П.А. Сорокину, г) М.М. Ковалевскому, д) В.М. Бехтереву.
13.Диагноз кризиса семьи как ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников и свойственников в начале ХХ века поставил: а) П.Л. Лавров, б) П.А. Сорокин, в) М.М. Ковалевский, г) А.М. Коллонтай, д) Е.В. Де Роберти.
14.«Забота о подрастающем поколении должна быть делом не родителей, а государства». Эти слова принадлежат перу: а) П.А. Сорокина, б) М.М. Ковалевского, в) А.М. Коллонтай, г) А.С. Звоницкой, д) В.А. Зайцева.
15.Полный семейный цикл предполагает стадии *: а) предродительства, б) репродуктивного родительства, в) социализационного родительства, г) прародительства, д) спорадического попечительства.
16.Соедините логически по парам три «чистых» типа семьи (традиционный, постсовременный, патриархальный, современный, детоцентристский, супружеский), сконструированные С.И. Голодом: а) _________________________________и ___________________________, б) _________________________________и ___________________________, в) _________________________________и ___________________________.
17. В современном обществе функционируют параллельно три основных типа семьи *: а) патриархальный, б) детоцентристский, в) супружеский, г) эгалитарный, д) матрилокальный.
18. Социология семьи, по мнению А.И. Антонова, исследует динамику событий (роды, рождения, браки, разводы), соотнесенных с параметрами времени, пространства и совокупности событий. а) верно, б) неправильно, в) и да, и нет.
19. К изучению семейно-брачных отношений в макросоциологии семьи применяют основные социологические теории *: а) структурный функционализм, б) психоанализ, в) конфликтологический подход, г) социодраму, д) феноменологическую теорию.
20.Семья – это «лифт», способствующий перемещению личности вверх и вниз по социальной лестнице. Это подметил: а) М. Туган-Барановский, б) М.М. Ковалевский, в) Н.К. Михайловский, г) П.А. Сорокин, д) Е.В. Де Роберти.
21.Свойственники – это родственники жены для мужа и родственники мужа для жены: а) верно, б) неверно.
22.Кто из российских исследователей семьи представил полную картину функций семьи, связав их с основными сферами ее жизнедеятельности: а) А.И. Антонов, б) А.А. Клецин, в) Т.А.Гурко, г) С.И. Голод, д) М.С. Мацковский.
23. «…Без здоровой семьи невозможно здоровое общества… Оздоровление семьи, улучшение ее организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор… создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма и невежества слепой стадности». Эту идею высказал: а) М.М. Ковалевский, б) С.М. Шпилевский, в) П.А. Сорокин, г) А.М. Коллонтай, д) Л.И. Петражицкий.
24. Основные принципы современной российской семейной политики в идеале – это *: а) принцип суверенности и общественного договора, б) свободы выбора семьей любого образа жизни, в) единства целей федеральной и региональной политики, г) социального участия, д) обширной технологичности.
25. «Во всех промышленно развитых странах (разумеется, и в России) базовой семьей, несмотря на существенную ее трансформацию, как и в прошлом, остается моногамия, на ее фоне все альтернативы выглядят небольшими вкраплениями». Это утверждает:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.242.22 (0.015 с.) |