ТОП 10:

Тема 27. СОЦИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 часть)



1. Трансформация человеческого сообщества: глобализм и глобализация.

2. Влияние глобальных процессов на состояние и развитие российского общества.

3. Глобальные проблемы современности: понятие, виды и пути их решения.

4. Возможности социологии в контексте решения глобальных проблем современности.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Что изучает общая социология?
  2. Графически изобразите соотношение понятия «общая социология» с понятиями:

А) «социология»

Б) «теоретическая социология»

В) «эмпирическая социология»

  1. Охарактеризуйте функции общей социологии.
  2. Чем отличается осмысление общества с позиций социологии от понимания общества:

А) философского

Б) религиозного

В) житейского

  1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения социологии:

А) теоретические

Б) социальные

  1. Расшифруйте формулу «социология – полипарадигмальная наука».
  2. Назовите и охарактеризуйте основные социологические парадигмы.
  3. Раскройте все значения категории «социальная жизнь». Какие из смыслов данной категории используются общей социологией?
  4. Что такое социологический закон?
  5. Назовите основные объекты изучения общей социологии.
  6. Что такое социальное пространство?
  7. Что такое социальное время?
  8. Общество – это элемент структуры человечества. А возможны ли другие элементы?
  9. Каковы исходные элементы общества? Можно ли сказать, что общество состоит из людей подобно тому, как в состав муравейника входят отдельные муравьи?
  10. Охарактеризуйте значение социальной стратификации общества в его функционировании.
  11. В чем специфика социально-классовой структуры советского общества?
  12. Дайте определение понятия социальной мобильности. Раскройте его содержание на примере стратификации и мобильности социальных групп.
  13. Дайте определение понятия «социальный институт».
  14. Как изменяется в настоящее время функциональное взаимодействие социальных институтов в процессе осуществления социального контроля?
  15. Что необходимо для формирования нового социального института?
  16. Приведите примеры социальных институтов, возникших в российском обществе в постсоветский период.
  17. В чем причины дисфункционального состояния современной российской экономики?
  18. Назовите явные и латентные функции института образования.
  19. Изучение всякой системы начинается с элементов. Социальная группа является системой. Покажите, что человек относится к элементам этой системы.
  20. Расскажите о происхождении и развитии категории «социальная группа» в общей социологии.
  21. Известно, что в действительности существуют самые различные социальные группы. Какова причина их разнообразия?
  22. В какой социальной группе существует свой образ жизни? В каких свойствах он проявляется в Вашей учебной группе?
  23. Известно, что существуют малые и большие социальные группы. Поясните различие между ними.
  24. Раскройте структуру и динамику социальной группы.
  25. Какие проявления гендерного неравенства существуют в современной России?
  26. Покажите связь между типом семьи и характером выполняемых семьей функций.
  27. С какими социальными институтами особенно тесно взаимодействует в процессе функционирования современная семья?
  28. Назовите основные направления трансформации современной семьи как социального института.
  29. В чем заключено принципиальное различие представлений о человеке в общей социологии от его понимания: а) философией, б) антропологией, в) медициной, и другим научным дисциплинам?
  30. Дайте социологический анализ соотношения понятий «человек» и «личность».
  31. Чем выдающиеся личности отличаются от заурядных?
  32. Проанализируйте соотношение понятий «человек» и «индивид». Выделите их основные элементы и свойства.
  33. Что такое социализация человека?
  34. Назовите основные факторы и механизмы социализации человека.
  35. Какие этапы социализации выделяют Э. Эриксон и Л. Колберг?
  36. В чем суть проблемы целостности человека?
  37. Какие элементы в структуре личности выделяются социологами?
  38. Что такое социальные нормы и социальные санкции?
  39. Как соотносятся понятия «социальная аномия» и «социальная девиация»?
  40. Чем отличаются первичная и вторичная девиация по своим социальным механизмам?
  41. Какие виды девиантного поведения выделяет Р. Мертон?
  42. Приведите примеры инновации, ритуализма и ретритизма в современном российском обществе.
  43. Каковы особенности изучения культуры в социологии?
  44. Назовите социальные институты, которые одновременно являются элементами культуры.
  45. Назовите системообразующие элементы культуры на разных этапах исторического развития общества.
  46. Какова роль субкультур и контркультур в функционировании и развитии общества?
  47. Существует ли профессиональная субкультура социологов (социальных работников, рекламистов, информатиков)? Если да, то что для нее характерно?
  48. В чем отличие массовой культуры современного общества от народной?
  49. Какие основные и промежуточные типы культур выделяет П.А. Сорокин?
  50. Назовите принципиальные различия между формационным и цивилизационным подходами к общественному развитию.
  51. Как соотносятся культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера?
  52. В чем причина столкновения цивилизаций в современном мире (в трактовке С. Хантингтона)?
  53. В чем проявляется воспроизводство целостной жизни общества?
  54. Охарактеризуйте особенности социального детерминизма в обществе.
  55. Соотнесите динамические и вероятно-статистические характеристики общества.
  56. В чем заключается историзм объективных законов развития общества?
  57. Расскажите о субстанциональных и структурно-функциональных законах (по М.Я. Боброву). Чем они отличаются друг от друга?
  58. Какие циклические процессы в функционировании и развитии общества можно обнаружить?
  59. Чем отличаются культурогенные циклы (по В.Г. Немировскому) от космогенных и социогенных?
  60. В чем особенности нормативного и поискового прогнозирования, какова их связь друг с другом?
  61. Можно ли построить теорию социального будущего?
  62. В чем сложности прогнозирования социальных процессов?
  63. Международная общность, как и всякая иная, имеет свою внутреннюю структуру. Раскройте ее элементы.
  64. Если существует международная жизнь, то появляются международные проблемы. Назовите основные из современных международных проблем.
  65. Обозначьте основные тенденции и направления развития социологической науки.

 

 

Тестовые задания по курсу «Общая социология»

 

1. Хронологическая последовательность появления следующих типов научности в социологии выглядит следующим образом:

а) неклассический 2

б) классический 1

в) постнеклассический 3

 

2, Он не был представителем классической социологии:

а) Э. Дюркгейм

б) О. Конт

в) Г. Спенсер

г) М. Вебер

 

3. Общим методологическим основанием для постнеклассического типа научности выступает философия:

а) классического позитивизма;

б) неопозитивизма;

в) антипозитивизма;

г) постпозитивизма.

 

4. Неклассическая социология формируется в период:

а) начала XIX века;

б) середины XIX века;

в) рубежа XIX века – ХХ веков;

г) середины XX века.

 

5.Основным классообразующим признаком в марксистской социологии является:

а) уровень дохода;

б) отношение к средствам производства;

в) объем властных полномочий;

г) характер труда.

 

6. Показателем социальной дифференциации по экономическому признаку является:

а) возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение;

б) сфера приложения труда, вид и характер труда;

в) наличие/отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние;

г) этнонациональные характеристики.

 

7. Основой дифференциации при кастовом типе стратификационной социальной системы является:

а) религиозное и этническое разделение труда;

б) размеры собственности (на средства производства);

в) естественные признаки: пол, возраст, физические данные;

г) род занятий и квалификация.

 

8. Термин «социальная мобильность» в социологию ввел впервые:

а) К.Маркс;

б) Т.Парсонс;

в). П.Сорокин;

г) Р.Дарендорф.

 

9. Перемещение индивида, социальной группы в рамках социальной структуры без изменения их социального статуса – это:

а) вертикальная мобильность;

б) горизонтальная мобильность;

в) миграция;

г) циркуляция.

 

10. Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу:

а) предписанному;

б) исходному;

в) достигаемому;

г) естественному.

 

11. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом – это:

а) социальная роль;

б) социальный статус;

в) социализация;

г) статусный набор.

 

12. Устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предназначенные для выполнения в обществе определенных функций – это социальные …

а) группы;

б) общности;

в) институты;

г) классы.

 

13. Реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия – это социальный (ая)….

а) общность;

б) группа;

в) институт;

г) организация.

 

14. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

а) ситуативным способом существования;

б) разнородностью состава;

в) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

г) неспособностью выступать в составе более широких общностей в качестве структурных образований.

 

15. Вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, норм, ценностей – это:

а) лидерство;

б) авторитет;

в) конформизм;

г) негативизм.

 

16. Автор одного из основных методов изучения малых групп – социометрии:

а) Э. Мэйо;

б) Я. Морено;

в) Ч. Кули;

г) Р.Мертон.

 

17. Единственной специфической функцией семьи как социального института считается функция:

а) статусная;

б) хозяйственно-бытовая;

в) репродуктивная;

г) воспитательная;

д) рекреативная;

е) психотерапевтическая.

 

18. Типом семьи, наиболее широко распространенным в мире, является:

а) моногамия;

б) полигиния;

в) полиандрия.

 

19. Представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества – это:

а) человек;

б) индивид;

в) личность;

г) индивидуальность.

 

20. Социология рассматривает личность как …

а) субъекта деятельности, познания и творчества;

б) устойчивую целостность психических процессов и свойств;

в) совокупность социальных характеристик человека;

г) высшую ступень развития живых организмов.

 

21. Специфика социологического подхода к изучению личности заключается в:

а) рассмотрении места человека в мире;

б) выделении в личности социально типического;

в) исследование типовых психических процессов;

г) понимании призвания личности, смысла человеческого бытия.

 

22. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе – это:

а) девиация;

б) воспитание;

в) инкультурация;

г) социализация.

 

23. Такие стадии социализации как сенсорно-моторная, операциональная, стадия конкретных операций и стадия формальных операций выделяет:

а) Ж. Пиаже;

б) З. Фрейд;

в) Э. Эриксон;

г) Ч. Кули.

 

24. Механизмом социализации по З. Фрейду не является:

а) имитация;

б) игра;

в) идентификация;

г) чувство стыда и вины.

 

25. Основы ролевой теории личности в социологии были предложены:

а) М. Вебером;

б) Дж. Мидом;

в) П. Бурдье;

г) Г. Гарфинкелем.

 

26. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм, - это социальная (ое)…

а) реакция;

б) действие;

в) девиация;

г) патология.

 

27. Термин «социальная аномия» принадлежит:

а) Р. Мертону;

б) Э. Дюркгейму;

в) Т. Парсонсу;

г) М. Веберу.

 

28. Культурно одобряемым отклонением является:

а) наркомания;

б) самоубийство;

в) гениальность;

г) правонарушение.

 

29. Система представлений, составляющая шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных действий – это:

а) социальная норма;

б) социальный контроль;

в) социальные санкции;

г) социальные ценности.

 

30. Социальный …………….. представляет собой особый социальный механизм поддержания общественного порядка с помощью использования полномочий:

а) строй;

б) контроль;

в) распорядок;

г) режим.

 

31. Способы воздействия окружающих на поведение человека в виде поощрения и наказания за соблюдение социальных норм – это ……………..

 

32. Культура, в широком смысле слова, – это:

а) сложные формы поведения человека и животных;

б) все, что относится к деятельности в сфере искусства;

в) степень воспитанности определенного человека;

г) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.

 

33. Предметом социологии культуры является:

а) социальные закономерности развития культуры;

б) культурные артефакты;

в) происхождение и формы культуры;

г) культурные ценности и нормы.

 

34. Базовым элементом культуры не является:

а) идеология;

б) язык;

в) ценности;

г) нормы.

 

35. Идентификационная функция культуры обеспечивает:

а) приобщение к культурному наследию;

б) создание человеком «образа себя», отожествление индивидом себя с той или иной общностью;

в) социальное общение, адекватность взаимопонимания;

г) определенную систему координат, своеобразную карту жизненных

ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек;

 

 

36. Для массовой культуры характерно:

а) необходимость приложения усилий для ее освоения;

б) восприятие традиционного наследия;

в) развлекательно-компенсаторный характер;

г) уникальность и неповторимость произведений культуры.

 

37. Субкультура, нормы и ценности которой не только отличаются от широко распространенных, но и противоречат им, называется ……….…………….

 

38. Современная культура характеризуется:

а) нетерпимостью к «иному», низким уровнем толерантности;

б) гомогенностью культуры;

в) ярко выраженными культурными различиями между социальными слоями;

г) преобладанием рационалистического мировоззрения.

 

39. Иерархия, канонизация, упорядоченность, тотализация, упрощение в типологии Л.Г. Ионина описывают:

а) моностилистическую культуру;

б) полистилистическую культуру;

в) смешанный тип культуры.

 

40. Доминирование «сверхчувственной реальности» в типологии культуры П.А. Сорокина характерно для культуры:

а) идеалистической типа;

б) идеациональной;

в) чувственной;

г) эклектической.

 

41. Представителем цивилизационного подхода к общественному развитию не является:

 

а) Г. Гегель; в) Н.Я. Данилевский;

б) О. Шпенглер; г) А. Тойнби.

 

42. Основа общественно-экономической формации, по К. Марксу, это:

 

а) идеология господствующего класса;

б) политическая система;

в) способ производства материальных благ;

г) религиозное сознание.

 

43. Социальное прогнозирование, основанное на обнаружении в настоящем и прошлом тенденций общественного развития, называется:

 

а) нормативным;

б) поисковым;

в) моделирующим;

г) линейным.

 

44. Славянский культурной-исторический тип, согласно Н.Я. Данилевскому, является:

 

а) одноосновным;

б) двухосновным;

в) трехосновным;

г) четырехосновным.

 

45. Критерием социального прогресса не считается:

а) совершенствование производительных сил;

б) увеличение средней продолжительности жизни;

в) пересмотр государственных границ;

г) расширение гражданских прав и свобод.

 

46. Признаком, отличающим социальную революцию от эволюции, не является:

а) коренная ломка старого и возникновение нового;

б) большая роль субъективного фактора (планирование, организация, элементы насилия и произвола);

в) прогрессивная направленность изменений;

г) относительно быстрый, скачкообразный характер.

 

47. Ярким представителем социального эволюционизма является:

а) О. Конт;

б) Г. Спенсер;

в) К. Маркс;

г) М. Вебер.

 

48. Черты, отличающие законы общественного развития от законов природы:

а) менее жесткий характер;

б) роль субъективного фактора в реализации;

в) отсутствие прогностических возможностей;

г) проявление закона как тенденции;

д) преобладание динамических законов.

 

49. Основными моделями циклических процессов, характеризующими развитие общества, являются модели:

а) маятника;

б) волны;

в) круга;

г) спирали.

 

50. Согласно О. Шпенглеру, культура и цивилизация соотносятся следующим образом:

а) культура и цивилизация полностью совпадают;

б) культура и цивилизация органично дополняют друг друга;

в) цивилизация выводит достижения культуры на более высокий уровень;

г) цивилизация – это смерть культуры.

 

51. Факторы, способствующие формированию и развитию человечества как социальной общности:

а) наличие международного разделения труда, мирового рынка;

б) существование и обострение глобальных проблем современности;

в) «однополярность» мирового сообщества;

г) наличие и функционирование международных социальных институтов;

д) несостоятельность многих национально-государственных образований;

е) мировые войны.

 

52. Главным субъектом социокультурного развития, согласно концепции А. Тойнби, является:

а) класс;

б) нация;

в) интеллигенция как творческое меньшинство;

г) политическая организация.

 

53. Автором известной книги «Социодинамика культуры» является:

а) П.А. Сорокин;

б) Л.Г. Ионин;

в) К. Манхейм;

г) А. Моль.

 

54 Отрасль социологической науки, принимающая непосредственное участие в изучении и решении экологических проблем, называется:

а) экономическая социология;

б) социология села;

в) этнометодология;

г) инвайронментальная социология.

 

55. Проблема формирования и развития мировых систем относится к сфере:

а) микросоциологии;

б) макросоциологии;

в) мегасоциологии;

г) политологии.

 

Темы контрольных работ (для студентов заочного отделения)

Пояснительная записка.Выбор темы производится на основе номера зачетной книжки (по последней одной/двум цифрам). При выполнении контрольной работы требуется обратить внимание на требования, предъявляемые к работам подобного рода. В контрольной работе должно быть Введение, Основная часть, Выводы, Список использованной литературы. Объем контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста, шрифт 12, интервал 1,5.

1. Объект и предмет социологии. Различные подходы к определению.

2. Проблема метода в социологии. Классический и неклассический типы научности.

3. Структура и функции социологии.

4. Объект и предмет социологии. Специфика подходов в определении предметной области социологии как науки.

5. Законы и категории социологии.

6. Основные направления развития современного социологического знания: традиции и формирование новых концепций.

7. Дефиниции: «социальная система», «социальная структура», «социальная функция», «социальный элемент». Основные подходы к анализу общества.

8. Социальные статусы и роли в контексте социальной дифференциации и социального неравенства.

9. Стратификация: понятие, критерии, виды. Типы трактовок социальной стратификации в социологии.

10. Тенденции и перспективы развития социальной структуры современного российского общества.

11. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Проблема социальной справедливости.

12. Понятие социальной структуры. Социальный статус и социальная роль.

13. Социальная стратификация: ее критерии, уровни, виды.

14. Социальная мобильность: типология и механизмы.

15. Социальная структура советского общества.

16. Модели социальной стратификации современного общества.

17. «Социальная общность» и «социальная группа»: понятие и подходы к определению.

18. Механизмы формирования социальных групп и общностей.

19. Основные признаки групповой общности, типы социальных групп. Социальные группы в жизни людей общества.

20. Личность в группе: проблемы взаимодействия. Групповая динамика.

21. Социологическое изучение социальных групп.

22. Личность в малой группе. Проблема групповой самоидентификации в социальной теории и практике.

23. Методы социологического исследования социальных групп. Социометрия.

24. Социальные институты: понятие, основные признаки. Роль социальных институтов в обществе.

25. Классификация социальных институтов.

26. Процесс институционализации. Основные принципы функционирования социальных институтов.

27. Институциональные изменения: социально-исторические типы социальных институтов и особенности становления социальных институтов современного российского общества.

28. Семья как социальный институт. Функции семьи.

29. Трансформация института семьи в современном обществе.

30. Семья в системе социальных институтов современной России.

31. Личность в социологии. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

32. Структура личности в социологии.

33. Теории личности: ролевая теория личности, диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.

34. Понятие «социализации личности». Десоциализация и ресоциализация.

35. Виды социализации (первичная, вторичная). Агенты и механизмы социализации.

36. Этапы социализации по Ч. Кули и Дж. Миду. Социализация как непрерывный процесс (Э. Эриксон и Колберг).

37. Понятия человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Проблема человека в социологии.

38. Личность как объект и субъект общественных отношений.

39. Структура личности в социологии: основные элементы и связь между ними.

40. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

41. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации (в концепциях Э. Эриксона и Л. Колберга).

42. Агенты и факторы социализации. Понятия десоциализации и ресоциализации.

43. Социальная норма: функции и классификация.

44. Понятие и элементы социального контроля. Способы осуществления социального контроля.

45. Формальные и неформальные социальные санкции.

46. Понятие социальной аномии. Истоках социальной аномии.

47. Понятие и виды социальной девиации. Девиация и делинквентность.

48. Сущность и виды аддиктивного поведения.

49. Причины отклоняющегося поведения (биологические, психологические и др.)

50. Социальный контроль в социуме. Механизмы социального контроля.

51. Социальная нормы и санкции как регуляторы поведения человека в обществе. Типы социальных норм.

52. Социальная аномия. Теория аномии Р. Мертона.

53. Понятие девиации. Теории девиантного поведения.

54. Типология девиантного поведения. Преодоление девиантного поведения в современном российском обществе.

55. Особенности социологического подхода к анализу культуры.

56. Культура: основные элементы и функции.

57. Типология культуры.

 

 

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Общая социология»

(для студентов дневной и заочной форм обучения)

1. Взаимодействие института семьи и образования в процессе социализации личности: настоящее и будущее.

2. Влияние интернет-технологий на формирование общественного мнения.

3. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.

4. Зарубежные и отечественные теоретики о понятии социального института.

5. Идеальный образ преподавателя в представлениях современных студентов.

6. Информационная война в современной России.

7. Культура и социальные изменения.

8. Культура как социологическая категория.

9. Молодежные субкультуры в современном российском обществе.

10. Неформальные субкультуры г. Барнаула.

11. Общее и различие в понятиях коллектива и группы, массы и толпы.

12. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?

13. Основные агенты социализации: трансформация, проблемы, перспективы.

14. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.

15. Особенности культурного кризиса и пути выхода из него.

16. Особенности самореализации молодежи в современных социокультурных условиях.

17. Отношение к высшим спортивным достижениям в современном обществе.

18. Оценка современных теорий социальной стратификации и социальной дифференциации общества.

19. Получение информации как проблема социологических исследований на современном этапе.

20. Представления о семье в различных религиозных конфессиях.

21. Природа и факторы социальной стратификации.

22. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.

23. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.

24. Проблема социальной адаптации в условиях трансформации экономической (политической, духовной и др.) сферы общества.

25. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии.

26. Религия как социальный регулятор.

27. Роль СМИ в формировании общественного сознания.

28. Система факторов девиантного поведения несовершеннолетних.

29. Современная семьи как объект социологического исследования.

30. Соотношение гражданских и традиционных браков.

31. Социализация и адаптация: точки пересечения современных процессов.

32. Социальная аномия: теория (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и практика современного российского общества.

33. Социальные нормы и социальный контроль: проблема соответствия в современном обществе.

34. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.

35. Социологические аспекты изучения социального времени.

36. Социология человечества: история и перспективы.

37. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).

38. Сравнительный анализ проявления социальной аномии и девиации в американском и российском обществах.

39. Сравнительный анализ типологий личности в психологии и социологии.

40. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).

41. Трансформация социального института семьи (образования, воспитания, здравоохранения и др. …) в современном российском обществе.

42. Трансформация ценностей в современном российском обществе.

43. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.

44. Ценностные ориентации: структура, уровни, типология.

 

 

Контрольные вопросы к зачету:

1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.

2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.

3. Макро- и микросоциология, их соотношение.

4. Категориальный аппарат социологической науки.

5. Типы научности в социологии.

6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.

7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.

8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.

9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.

10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.

11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.

12. Социальная мобильность: типология и механизмы.

13. Модели социальной структуры современного западного общества.

14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.

15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.

16. Понятия социального института и процесса институциализации.

17. Социальные институты: виды и функции.

18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

19. Понятие и виды экономических систем.

20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.

21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.

22. Типология социальных общностей и социальных групп

23. Проблема гендерного неравенства в социологии.

24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.

25. Семья как социальный институт. Функции семьи.

26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.

27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

28. Проблема человека в социологии.

29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

30. Личность как субъект и объект общественных отношений.

31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.

32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).

33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.

34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.

35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.

36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.

Контрольные вопросы к экзамену:

1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.

2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.

3. Макро- и микросоциология, их соотношение.

4. Категориальный аппарат социологической науки.

5. Типы научности в социологии.

6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.

7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.

8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.

9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.

10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.

11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.

12. Социальная мобильность: типология и механизмы.

13. Модели социальной структуры современного западного общества.

14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.

15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.

16. Понятия социального института и процесса институциализации.

17. Социальные институты: виды и функции.

18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

19. Понятие и виды экономических систем.

20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.

21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.

22. Типология социальных общностей и социальных групп

23. Проблема гендерного неравенства в социологии.

24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.

25. Семья как социальный институт. Функции семьи.

26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.

27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

28. Проблема человека в социологии.

29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

30. Личность как субъект и объект общественных отношений.

31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.

32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).

33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.

34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.

35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.

36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.

37. Соотношение понятий «культура и цивилизация», «культура» и «общество». Социальные функции культуры.

38. Социокультурная система. Основные элементы культуры, их роль в жизни человека и общества.

39. Типология и динамика культур по П.А. Сорокину.

40. Субкультуры и контркультуры в современном российском обществе.

41. Элитарная и массовая культура, их соотношение.

42. Сущность формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.

43. Основные концепции цивилизационного подхода к развитию общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

44. Специфика законов общественного развития и пути их формулировки в социологии.

45. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества по М.Я. Боброву.

46. Сущность социологического реализма и номинализма.

47. Социальное прогнозирование: пути, возможности и перспективы.

48. Соотношение механизмов эволюции и революции в общественном развитии.

49. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.

50. Цикличность в функционировании и развитии общества. Культурогенные и социогенные циклы по В.Г. Немировскому.

51. Основные проблемы социологии человечества.

52. Глобальные проблемы современности и их социологическое «измерение».

Учебно-методическое обеспечение курса «Общая социология»

Обязательная:

1. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2012 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

2. Багдасарьян Н.Г. Социология. М,. 2010 (ЭБС «Лань»)

3. Волков Ю.Е. Социология. М., 2012 (ЭБС «Лань»)

Дополнительная:

1. Барановский Н.А. Антидевиантная политика: теория и социальная практика. Минск, 2011 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

2. Глазырин В.А. Социология. М., 2012 (ЭБС «Лань»)

3. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

4. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений//Социс №2, 2011.

5. Доган М. Социология среди социальных наук//Социс №10, 2010.

6. Здравомыслов С.Г. Поле социологии в современном мире. М., 2010 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

7. Зубарев Т.В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем. М., 2010 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

8. Йоас Х., Кнебль В. Социальная теория. 20 вводных лекций. СПб, 2011 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

9. Капица С.П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М., 2010 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

10. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Ч. 1. Курс лекций. М., 2011 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

11. Кара-Мурза С.Г. Кризисное общестоведение. Ч. 2. Курс лекций. М., 2012 (ЭБС «Университетская библиотека online»)

12. Кочанов Ю.Л. Полипарадигмальный подход, логика и социологические понятия//Социс №8, 2010.

13. Прыкин Б.В. Глобалистика. М., 2012 (ЭБС «Университетская библиотека online»)







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.093 с.)