ТОП 10:

Тема: Субъективная школа в отечественной социологии



Тема: Субъективная школа в отечественной социологии

Субъективное направление возникло в конце 60 годов 19 века, и просуществовало до Октябрьской революции

Субъективизм был наиболее популярным направлением в русской социологической мысли.

Субъективизм разрабатывались учения об обществе в целом, выявлялись закономерности и направленности его развития, разрабатывалась теория общественного прогресса.

Ведущие теоретики субъективной школы: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский

Они занимались обоснованием субъективного метода в социологии, определение …. разрабатывали теорию фактора общественного развития, теорию прогресса и роль личности в истории.

Социологии метод по их мнению, должен быть субъективным.

Это обосновывалось следующим образом: основная единица общества, не класс, группа и коллектив, а личность . На социальную деятельность личности влияет ее субъективные помыслы и цели, а не внешние факторы. Данные субъективные помысли и цели не познаваемые объективными методами, а значит, социолог может изучать личность только используя принцип сопереживания, когда наблюдатель ставит себя в роль наблюдателя.

Из этого метода возникает теория фактов.

История человечества не является единым закономерным процессом, который проходит объективные фазы в своем развитии, и, подчинен какой либо высшей цели.

История – хаотическая действие, различных сил и факторов не один из которых, не может быть назван «самый главным», поэтому любое историческое событие можно интерпретировать как результат определенных комбинаций всех факторов данных исторической эпохи.

 

Государство и общество, по мнения Лавров, должны служить человеку, а не он -- им.

Истинное общественная теория ведет к слиянию социальных и частных интересов.

70-гг, в социологии Михайловского ведущее положение социальная психология – психология толпы.

 

Впервые в социологии Н.К.Михайловский разработал теорию подражания.

 

Натуралистическое направление

Географический детерминизм – автор: Л.И.Мечников; на первое место в этой теории выдвигается географический фактор. (климат, система лет, ландшафт)

«Цивилизация и великие исторические реки»

Мечникова интересовали две научные проблемы: социальный прогресс и механизм, этого прогресса.

Мечников рассматривал механизм влияния природы на социальное устройство общества. Он пытался объяснить неравномерность общественного развития, как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно водных ресурсов), происходивших в разные эпохи, под влиянием экономических и технических

Мечников выделял три эпохи развития цивилизации:

1) Речной -- возникновение первых государств в долинах реках Нила, Тигра, Евфрат. К цивилизациям речного периода относится: Древний Египет, Вавилонское царство, Древний Китай.

2) Средиземноморский – возникновение Карфаген.

3) Океанический – открытие Америки.

С этой периодизации Мечников связывает развитие культуры.

Причиной прогресса древнего общества, Мечников видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека, и в тоже время, угрожали его развитию и жизни.

 

II) Органицизм.

Исходный пункт органицизма -- гипотетическое отождествление общества с организмом.

Представители в России: А.И.Стронин; П.Ф. Лилиенфельд

Стронин, пытался доказать, тождество общества с организмом, сопоставляя сходство и функционирования, и закономерностей.

Он считал, что возможно переносить законы природы на общество, а социальное знание необходимо строить на основе естественных наук – биологии.

По мнению Стронина, общество – это организм, социальные институты – отдельные части организма, поэтому, социология должна быть аналогичной с физиологией.

Движение общества, а именно прогресс и регресс, совершается на основе биологических законов. Нравственный упадок, например, происходит в результате биологического вырождения человечества.

Привилегитативное меньшинство
Структуру общества Стронин представил в виде пирамиды. Вершина – привилегитативное меньшинство (судьи, администратора, законодатели); Середина –капиталисты; Основание – подавляющее большинство. Политикой может заниматься только верхушка.

 

 

Капиталисты
Подавляющее большинство

 

 


Стронин считал, что России необходимы преобразования, но не революционным путем.

 

По мнению Лилиенфельда, в жизни общества есть три периода: физиологическая (экономическая), морфологическая (юридическая), индивидуальная (политическая).

Он считал, что хозяйственная сфера общества, аналогична кровообращению биологического организма. Право – нервная система, которая управляет образованием органов и тканей; Центр -- правительство, здоровье социального организма, обусловлено правильным соотношением консервативного и либерального направления.

Лилиенфельд считал, что классовая борьба и революция – патология.

Психологическое направление

В 90-х годах 20 века в русской социологической мысли сложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Ранее, элементы психологизма уже встречались у представителей субъективной школы. Главное внимание представителей психологического направления было направленно на изучение психологического механизма, и социальных форм поведение индивидов или группы. Наиболее видным представителем этого направления, является Е.В. Дероверти .

Социология, трактуется им как универсальная наука о человеческом духе. Социология имеет одну цель – познание законов психического взаимодействия. Все социальные процессы и явления можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи категорий:

1) Психологическое взаимодействие

2) Общественные группы

3) Личность

4) Наука

5) Философия

6) Искусство

7) Практическая деятельность

Последние четыре категории стали основой теории «четырех факторов цивилизации». Их изучению Дероверти уделял особое внимание. Философия зависит от науки, искусство – от науки и философии, практическая деятельность – от науки, философии и искусства.

По мнению Деоверти двигателем любого социального явления, могут быть не только научный знания, но и различные психические факторы:

1) Эмоции

2) Чувства

3) Желания

4) Воля

И.т.д

Психологическое воздействие групп выступает высшей формой общественности и причиной социальных явлений.

Н.И. Кареев критиковал классификацию наук Конта, за неоправданный переход от биологии к социологии, минуя психологию.

Все общественные явления есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми.

Общество – сложная система психических и практических взаимодействий личностей.

Надорганическая среда – эта среда делится на культурные группы и социальную организацию.

Культурные группы является предметом индивидуальной психологии. К ним относятся : Настроение,Представление, стремление людей. Различие между группами зависит не от природных свойств, а от воздействие подражания, воспитания, привычек.

Социальная организация -- это результат коллективной психологии и ее изучение занимается социология. Социальная организация включает социальные формы и институты, воплощающие психологические отношения людей. Социальные организации Кареев просматривал как совокупность юридической, политической, экономической среды.

Данная структура обосновывается положением личности в обществе, в трех измерениях:

1) Политический строй – место личности в самой социальной организации

2) Юридический строй – защищаемый государственной властью частные отношение с другими лицами.

3) Экономический строй – роль личности в экономической жизни общества.

Все это – признак личной свободы.

Плюраристическая школа.

Основатель – М.М. Ковалевский.

Этот подход зарождается в конце в 19 века в связи с тем, что географический детерменизм, психологическая и биологическая направление, не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкое распространение.

Стало очевидно, что для решением сложных социологических проблем не достаточно учитывать какой-то один фактор или момент. Появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных фактором и элементов.

Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрением связи социологии с историческими науками, многофактностью социального развития развитие историческому методу и соцальному прогрессу. Он считал, что социология является синтезом результатов полученных конкретными науками. Социология, в отличии от истории, этнографии, права и других наук изучающие общество лишь с одной стороны, способно определить общую тендецию.

Цель социологии состоит в том, что бы раскрыть причину покоя и течения человеческих обществ, устойчивости и развитие порядка в разные эпохи, и причинные связи между ними.

Социологическая теория Ковалевского переплетается биологические, психически и экономические факторы. Для того, что бы получить истинный взгляд на общество, необходимо синтезировать все положительные стороны различных социологических школ. В различные эпохи развитие общества на какое-то время выдвигались на первый план и доминировали, отдельные факторы являющиеся причиной общественных изменений. Социальный прогресс связан с существующим исторической закономерностью. Он выражается в строгой последовательностью развития всей жизни общества. Прогресс не может быть результатом случайного субъективного влияния.

Ковалевский отрицательно относился к революции, как источник общественного развития, считал ее патологией.

Ковалевский один из первых в России использовал и развивал сравнительно-исторический метод, считал его основным в социологии. Поэтому, социологическая теория тесно связанна с историческими исследованиями.

Ортодоксальный марксизм.

Основатель – Г.В. Плеханов.

Плеханов сделал попытку марксиского анализа русского, формования капиталистических отношений, был сторонником революционного подхода к развитию общества, рассматривал вопросы социально-классовые культуры общества. Изучал социологию личности, ……

 

Систематическая социологическое образование во многих странах стало появляться в последней трети 19 века. В это время в Европе, в Америки и в России, предпринимаются первые попытки ввести преподавания социологии в высших учебных заведениях. Этот период связан с институциализации социологии.

 

Господство неопизитивизмом.

Представитель – П.А. Сорокин.

Он оказал сильное влияние на развитие социологии. В 1922 г. Сорокин был выслан из России и его творчество разделяют на русское и американского.

Основные работы – Система социологии, Социология революции, социальная мобильность, современные социологические теории, социальная и культурная динамика и другие.

Социология – самостоятельная наука, изучающее наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Руководящие принципы социологии:

1) Она должна строиться по типу естественных наук. Они не должны противостоять друг другу.

2) Социология должна быть объективной, т.е. изучать только такие акты, которые доступны наблюдению и измерению.

3) Социология должна быть опытной и точной наукой.

4) Социология должна разделятся на теоретическую и практическую.

 

Понятия и признаки общества

Структура общества

Типология общества

Термины: общество, система, социальная общность, признак, цивилизация, статус, роль, индустриализация.

 

Общество – структурно сложное, динамично развивающаяся социальная система исторически сложившееся на определенной территории включающая в себя группу людей объединённых совместной деятельностью, регулируемая социальными организациями и институтов на основе общепризнанных норм и ценностей.

Близкие понятия: страна и государства.

Страна (от «сторона») – является географическим термином, указывает на определенную территории и на население, которое там проживает.

Государство (от «государь») – основной институт власти, регулирует отношение людей.

Общество (от слова «общий») – объединение людей, основу которую составляет социальный общности взаимодействующие между собой.


Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общества»:

1) Исторический – устойчивая, культурно-историческая форма организации жизни людей. (Древнее общество, Античное общество, современное общество, будущее…)

2) Марксисткая теория – крупный этап социально-экономического развития человечества. (первобытное общество, феодальное, капиталистическое, коммунистическое)

3) Социальная философия – страна или регион с определённым уровнем научно-технического, экономического и социокультурного развития. (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное)

4) Политология – государство с конкретным населением, территорией, политической властью. (советское общество, российское общество, тоталитарная, демократическая)

5) Социологическая наука – социальная система, состоящая из подсистем различных уровней, отражающих взаимодействие людей не только в социальной, но и в экономической, политической, культурной и других сферах совместной деятельности.

Э.Дюркгейм Рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на «коллективном сознании».
М.Вебер Общество -- идеальный тип, означающий взаимодействие людей как продукт социальных действий.
Г.Зиммель Заменил понятие «общество» понятием «комплекс обобществлённых индивидов», включающим в себя все возможные формы и виды их взаимодействия.
П.Сорокин Общество есть «совокупность, взаимодействующих индивидов с его социокультурных отношениями и процессами»
Н.Смлхер Под обществом понимают «объединение людей, имеющее определенные географически границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.»
   
   
   
   
   

 

Признаки общества.

Признаки общество – устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество от всех других социальных образований. (от социальных отношений, институтов, культуры….)

Признаки:

1) Территория – общество рассматривает как способ организации социальной жизни локализованной на определенной территории

2) Население – проживающие на этой территории и осуществляющие совместную деятельность

3) Совместная деятельность регулируемая различными социальными институтами, действующие на основе общих норм и ценностей.

4) Нормы и ценности

5) Автономность – способность существовать самостоятельно. Связанно с саморегуляции общества.

6) Интегративность проявляется в том, что общество включает каждое новое поколение индивидов в единый контекст социальной жизни

7) Структура – общество составляет различные социальные общности взаимодействующие между собой.

8) Социальная общность – определенная группа людей, основанная на их совместной деятельности и социальной связи.

Кроме того у общества есть самоназвание и своя история, браки заключаются между представителями данной общности; оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

 

Структура общества

Общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование элементами которого являются люди, их взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколения.

В разных социальных теориях существует различные подходы выделение подсистем общества.

Подходы выделения:

Марксизм: базис, надстройка.

Цивилизационный: социальная, политическая, духовная, экономическая. Так же: семейно-бытовая, социальной-психологическая, индивидуальная.

В зависимости от уровня организации общества:

 

Социальный уровень обеспечивает воспроизводство связи между социальными институтами и общностями, препятствует распаду общества, обеспечивает его целостность.

 

Типология общества.

Марксистки подход.

Основа – способ производство материальных благ.

Выделяются общественно-экономические формации:

1) Первобытная – социальная однородность

2) Рабовладельческая – формируется противоборствующие классы. (раб—хозяин)

3) Феодальные—два класса: феодалы и крестьяне.

 

4) Капиталистическая: капиталисты (буржуа), рабочие (пролетариат)

5) Коммунистическая – возникает в результате установление равного отношения средств производства, равенство возникает путем уничтожением частной собственности.

В зависимости от уровня взаимодействия с государственными политическим институтами:

Негражданское общество характерно для народов, не имеющие государства.

Догражданское общество имеет государство, но подавляет самостоятельность граждан во всех основных сферах их жизни.

Гражданское общество связанно с развитой негосударственной сферой жизни и деятельности людей. Предполагает возможность граждан строить свои отношения (в том числе экономические), без постоянного вмешательства государственного уровня власти.

Цивилизационный подход – в основе лежит идея своеобразия пути пройденного народом.

Существуют следующие цивилизации: египетская, китайская, вавилонская, российская, греческая

…Любая цивилизация является уникальной, это обуславливается во-первых: уникальной базов и способом воспроизводства, во-вторых: культурой.

По уровню научно-технического, социокультурного и политического развития:

Традиционное (доиндустриальное, аграрное, архаическое)

Индустриальное (промышленное) --

Постиндустриальное (информационное общество)

 

Традиционное общество основано на семье, религии, традиции и аграрно-ремесленном производстве. Основными социальными институтами выступает семья и община. Характерно: низкий уровень темпа производства, поведение основано исключительно на обычаях, социальные преобразования практически невозможны. В результате революции происходит промышленная революция.

Индустриальное общество характеризуется бурным экономическим ростом на базе промышленного производства. Основные черты:

1) Развитая и сложная система разделении труда и профессиональная специализации

2) Механизация и автоматизации производство и управление. Массовое производство товаров на широкий рынок высокая развитость средств коммуникации и транспорта, рост урбанизации и социальной мобильности

3) Увеличение доходов на душу население

4) Формирование гражданского общества

Постиндустриальное общество – возникла в 60-г 20 века.

Отличается переходом от товаро-производящей экономики к предоставлению сфер услуг.

Основные черты:

1) Глобальный характер информации.

2) Рост возможность сбора, обработки, хранения, передачи информации

3) Рост влияния информации на различные сферы деятельности

4) Расширение демократии, децентрализация общества.

Постиндустриальное общество способно производить продукты намного превышающие собственные потребности. Этот период перепроизводства, которому свойственно развитие маркетинга и сопутствующих услуг, и потребление, как основной характеристики данного общества.

 

Язык – система знаков и символов, обладающим определенным значением. Он является условием созданием любого сообщества. Главная функция – хранение, создание, передача информации. Язык так же выполняет роль распространителя культуры.

Ценности – общественно одобряемые и принятые убеждения. Культура устанавливает систему ценностей и определяющие их критерии. Ценности определяют смысл человеческой деятельности, регулируют социальные взаимодействия, ориентируют и мотивируют человека.

В систему ценностей субъекта входят:

1) Смысло-жизненые – представление о счастье, смысле жизни, цели жизни, и.т.д

2) Универсальные

3) Витальные – жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование.

4) Общественного признание – трудолюбие, социальное положение, и.т.д.

5) Ценности межличночного общения – честность, сострадание

6) Демократические – право на свободу слова

7) Партикулярные : привязанность к малой родине, к семье, вера в Бога, и другие.

Социальные нормы – правила, образцы и стандарты поведение в соответствии с ценностями определенной культуры.

Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями. Нормы представляют собой формы регуляции поведения в социальной системе и ожидание, определяющий круг допустимых действий.

Виды норм:

1) Формализованные правила – право, корпоративные нормы.

2) Правила морали – связаны с представлениями о людей, о долге, добре и зле, и.т.д.

3) Религиозные нормы

4) Образцы поведения – мода.

Нормы выражают специфику и своеобразие культуры, в рамках которых они функционируют.

 

Обычаи – привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности.

Нарушение социальных обычаев применяются неформальные санкции. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, то, они приобретают характер традиций.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколения и сохраняются в течении длительного времени.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обряды – совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. Обряды сопровождают важные моменты в жизни человека и общества. Сила и значимость обряда заключается в их эмоциональном влиянии на поведении людей. С обрядами тесно связанны союзы и ритуалы.

Существуют и другие элементы культуры. Например:

Привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях

Манеры – внешние формы поведения человека в определенной ситуации.

Этикет

III – Формы культуры.

Критерии Типы
По субъекту (носителю культуры) Мировая Национальная Классовая Групповая Личная
По видам Материальная Духовная (нематериальная) Художественная Физическая
По генезису Народная Элитарная Массовая
По типу распространения Доминирующая Субкультура Контркультура
По характеру Религиозная Светская

 

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, зданий, автомобиль и других предметов, которые постоянно изменяются и используются.

Материальную культуру можно рассматривать путем адаптации общества к окружающей среде путем ее соответствующего преобразования.

Состав материальной культуры:

Культура труда – техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, система коммуникаций и энергетическая инфраструктура.

Культура повседневности – материальная сторона человеческого быта%% одежда, мебель, утварь, бытовая техника, пища, коммунальное хозяйство.

Культура топоса или место поселения – тип жилища, структура и особенности населенных пунктов.

 

Духовная (нематериальная) культура включает духовную деятельность человека и ее продукты.

Она включает: познание, нравственность, воспитание, религию, идею, привычки, и.т.д.

Духовная культура характеризуется так же внутреннее богатсво сознания и степень развитости самого человека. Как правило, материальная культура происходит из духовной.

Состав духовной культуры:

Религиозная культура

Нравственная культура – этика, мораль, и.т.д.

Правовая культура – законодательство, исполнительная система, законопослушность.

Политическая культура – идеология, политический режим.

Педагогическая культура – практику, образование, воспитание.

Интеллектуальная культура – наука, философия, история.

К понятию «духовная культура» относиться некоторые материальные объекты. (библиотека, театр)

 

Художественная культура основана на иррациональном творческом виде деятельности . Она выражается как объективно-предметной так и в субъективной форме, и удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:

Прикладное искусство (дизайн) – насчитывает более 400 видов: кулинария, косметика…

«Чистое» или «изящное» искусство – традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кино.

 

 

Физическая культура основано рациональной творческой деятельной виды деятельность, выражается в телесной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:

Культура физического развития – общеоздоровительной физкультуры, до профессионального спорта.

Рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм)

Сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

 

В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

 

Массовая культура.

Элементы:

Общедоступна

Ориентирована на самую широкую аудиторию

Не требует специальной подготовки для потребления.

 

Массовая культура появилась в середине 20 века и была обусловлена следующими предпосылками: демократизация, индустриализация, урбанизация, развитие СМИ, становление нового типа индустриально-коммерческого производства, распространение стандартизированных духовных благ.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, посколько произведения науки, искусства, религии, и.т.д выступают в качестве продуктов потребления, способны приностить прибыль есть удовлетворяют вкусам и запросам.

Пример массовой культуры: кино, печать, музыка, мода,

Важным направлением в исследовании массовой культуры в современной социологии является ее воздействие на становление личности.

По мнению З.Фрейда при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения. Человек перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливается с ним.

Массовая культура имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной, обладает меньшей духовной ценностью, а по сравнению с народной, она всегда авторская. Массовая культура призвана удовлетворять запросы людей, она реагирует на любое событие и стремится его отразить.

Образцы массовой культуры быстро теряют популярность, выходят из моды, тогда как с произведением элитарной и народной такое не происходит.

 

Элитарная культура.

Элементы:

Ее элементы создаются профессионаламт

Она ориентирована на допготовленную аудитории

Круг ее потребителей – высоко

К элитарной культуре относятся художественной создаваемые в расчете на то, что они будут понятны небольшой группе людей, обладающей особой художественной восприимчивостью.

Пример элитарной культуры: опера, балет, арт-хаусное кино.

 

Массовая и элитарная форма культуры не является противоположные друг другу. Некоторые исследователи полагают, что границы между ними весьма подвижна.

Существует взаимная интеграция этих типов культуры.

 

Народная культура.

Элементы:

Создается анонимными творцами

Неотделима от повседневной жизни людей.

Народную культуру иногда называют любительской или коллективной.

 

По своему исполнению она может быть: индивидуальная (изложение легенд), групповыми (исполнение песен), массовыми (карнавал, шествия).

Пример: героический эпос, тосты, танцы, анекдоты, сказки, песни.

 

По типу распространению культуру разделяют на: доминирующую, контркультуру, субкультуру.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которому руководствуется большинство членов общества называется доминирующая культура.

Однако, поскольку общество распадается на множество социальных групп, и у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей, верований, правил поведения. Такие формы называется субкультурами.

Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Социальной базой для формирование субкультуры могут стать: возрастные группу, социальные слои, крупные неформальные объединение людей и.т.п.

От доминирующей, субкультура отличается: языком (сленг, жаргон), взглядами на жизнь, манерами поведения, в то числе, манерой одеваться. Такие различия могу иметь различную степень выражения. Тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей.

Признаки субкультуры:

Знания (картина мира в узком смысле)

Ценности.

Стиль и образ жизни.

Системы норм.

Процедурное знание. (навыки, умения способности…)

Потребности и склонности.

 

Типы субкультур:

Музыкальные движения – связанны с определенным жанром. Имидж формируется как правило в подражании сценического образа популярных в данной группе исполнителей. Пример: хиппи, панки, металисты, готы, хип-хоп, эмо, кибер-панк.

Арт-субкультура – произошли из увлечения определенным видом искусства или хобби. Пример: ролевое движение, косплей.

Индустриальные и спортивные субкультуры – пример: паркур, фри-ран, байкеры, фанаты

 

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей и противостоит с ней, находится в конфликте с доминирующими ценностями называется контркультура. Обязательным признаком контркультуры, является ее оппозиционность. Пример: уголовная культура, гопники, скинхэды.

 

IV: Культурные универсали.

Среди многообразия человеческих культур, обнаруживаются общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам называются культурными универсалями.

Американский социолог Дж.Мердок выделил более 70 культурных универсалий, направленных на удовлетворение наиболее важных потребностей человека. К ним относятся: язык, религия, символы, институты семьи и брака, искусство, образования, обычаи, ритуалы, правила поведения, право, этика, правила гигиены, танцы, украшения, шутки, и.т.д.

 

V: Культурная динамика.

Она рассматривает распространение культуры во времени, внутренние изменения, модели взаимодействия культур. Включает в себя изменения внутри культуры и внешние изменения происходящие во взаимодействии разных культур.

В процессе своей актуализации в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит 4 основных уровня:

Инновация – принципиальной новое, ранее не известное влияние культуры.

Культурный образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление.

Культурная норма – широко распространенное в обществе культурное явление, представляющая собой стандарт культурной деятельности и поведения человека. Культурной норме следуют осознано.

Традиция – наиболее устойчивое во времени социокультурное явления, которому большинство людей следуют безотчетно. Традиция является механизмом трансляции культурной опыта, формируют духовное наследие.

В реальной жизни очень немногие феномены преодолевают уровень инновации, совсем незначительные достигают уровня традиции.

 

Наиболее распространённые понятия, с помощью которых фиксируются направления культурной динамики и особенности культурного развития, является понятия прогресса и регресса.

 

Выделяют два типа культурной динамики: линейный (эволюционный), циклический.

Линейный тип – процессы изменения протекающие в различных социокультурных сферах.

Циклический тип – теоретики циклизма придерживаются концепции рассвета и неизбежного заката отдельных цивилизаций.

 

Социальная мобильность

Термины: стратификация, дифференциация, социальная мобильность, социальный статус, маргинальность, классовая структура общества.

В широком смысле, под социальной структурой общества подразумевается строение общества в целом, все его элементы и взаимосвязи и взаимодействии.

В узком смысле, понятие «социальная структура» распространяется на социальные классовые и групповые общества.

Социальная структура – социальный состав общества, выступающий как объективное деление его на классы своей группы.

Таким образом, социальная структура это совокупность взаимосвязывающих и взаимодействующий социальных общностей, отражающее социальное неравенство в обществе, в связи с не одинаковыми статусами и ролями.

П.Сорокин изучая социальные структуру утверждал, что общество расслаивается на множество слоев и социальных групп; слои эти идут не только горизонтально но и вертикально, и в любом направлении, пересекаясь, скрещиваются, переплетаются, в результате чего, человек является абонентом множества социальных групп.

Основы…..

Естественное неравенство выступает причиной дифференциацией общества.

В социологии сложились различные взгляды на причины возникновения социального неравенства.

В марксиской социологии выделяется экономический фактор. Причиной неравенства служит различное отношение людей к собственности. Общество разделяется на два класса: собственников (рабовладельце, феодалы, буржуазия), лишённый средств производства (рабы, пролетарий, крестьяне)

Функциональный подход: Парсонс, Мертон выводят неравенства…. На верху социальной лестницы стоят слои управляющие государством и экономикой. Внизу – простые исполнители. На основе иерархии социальной функции складывается соответствующая иерархия классов и слоев выполняющие различные по престижности функции.

Макс Вебер использует ценностный подход и, рассматривает социальную структуру в соответствии с системой господствующей…. Расположение классов и слоев социальной структуры определяется устоявшимися в обществе представлениями о классе, и меняется по мере изменения самой системы ценностей. Вебер выделяет следующие факторы социального неравенства: экономический (уровень дохода), социальный престиж, принадлежность к определенным политическим кругам.

Таким образом, общество воспроизводит и организует неравенства по нескольким основаниям:

1) Уровень богатства и дохода.

2) Уровень образования.

3) Уровень обладание политической власти

4) Уровень социального престижа

И некоторые другие факторы.

 

Социальная мобильности.

Социальная мобильность с французского переводиться как «подвижность». Означает процесс, изменение субъектом своей общественной жизни, своего социального статуса, передвижение из одно статуса в другой.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П.Сорокиным, который рассматривает ее как любое изменение социального положения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.046 с.)