ТОП 10:

Общественное мнение как объект социологического анализа.



Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей

Этапы формирования общественного мнения

1.Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2.Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3.Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

4.Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

5.Возникновение общенародного мнения.

Субъектом общественного мнения могут выступать общности различного уровня от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом.

Объектом общественного мнения может быть:

1) явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности;

2) явление, событие, факт, которые допускают многозначность толкования и небезусловность оценочных суждений;

3) что информационно доступно субъекту.

Особенности формирования:

Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям.

Общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью.

Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них.

С психологической точки зрения, общественное мнение главным образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом.

Общественное мнение будет долго находится в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их собственные интересы, или же мнение, пробужденное словесно, не подтвердится развитием событий.

Если мнение разделяется незначительным большинством людей или же оно еще существенно не сконструировано, свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно будет готово к особенно резким изменениям под влиянием событий.

9. Микросоциология

(греч. малый) - раздел социологии, объектом изучения к-рого являются т. наз. малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены к-рых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и др. коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. М. возникла в 30-х гг. 20 в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного об-ва (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая М. представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная М., тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент об-ва, на большие социальные группы и об-во в целом.

Причина подобных ошибок - идеалистическая абсолютизация буржуазными социологами первичности психологических факторов в анализе социальных явлений. Марксистская социология признает как существование малых групп, так и социальную обусловленность их образования и деятельности. Исследование проблематики малых групп (микросреды, взаимодействия коллектива и личности, коллектива и об-ва, психологических взаимоотношений в группах - «психологического климата», особых групповых ценностей и норм поведения - «морального климата» и т. п.) имеет большое значение для развития социологической теории и социальной практики.

10. Социализация личности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации: первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.

11. Прогностическая функция социологии.

Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент. В этом плане социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от конкретных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных производств, предприятий и коллективов.

12. Этносоциология.

Этносоциологическое направление в социологии — одно из важнейших направлений социологических исследований в современной России, так как пол и культурность и полиэтничность ее состава требуют учета культурного своеобразия, сложившегося в этнокультурном пространстве страны. «Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, стереотипы поведения, которые прочно утвердились в той или иной этнической нравственной культуре». Культура каждого этноса неповторима, ее развитие происходит в контексте взаимодействия с другими этническими культурами, и накопленный социокультурный опыт этноса становится отправной точкой в понимании инонациональных ценностей — языка, традиций и т.п. Это актуализирует вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, межэтнической адаптации в современном российском обществе.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, так или иначе связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.

Если этнография рассматривает, описывает и анализирует обычаи и традиции, образ жизни и культуру, язык и фольклор различных этнических групп, то этносоциология представляет собой специальную социологическую дисциплину среднего уровня, которая исследует этнические группы, их взаимоотношения в более широком контексте социальных отношений, рассматривая их как части общества, более или менее интегрированные в него и включенные в социетальные процессы. Правомерность такого подхода определяется тем, что все происходящее с этническими группами всегда вписано в динамику общества в целом и ею же в значительной степени объясняется.

В истории социологии изначально исследование этнических традиций и обрядов имело большое значение и было сопряжено со становлением собственно социологических классических парадигм. Так, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун и другие крупные социологи и социальные антропологи прошлого обращались к исследованию этнической культуры первобытных племен, чтобы лучше понять истоки социальности как таковой. Современная этносоциология ориентирована на изучение социальных параметров взаимодействия этносов и этнических групп, происходящего в настоящее время.

Параллельно существует родственная социологическая дисциплина — историческая эгносоциология, предметом которой является этническая проблематика прошлого.

В предметную область этносоциологии входят исследования, связанные со следующими вопросами:

· традиции как фактор, влияющий на социальное поведение индивидов и этнических групп;

· динамика этносоциокультурных изменений, возникающих вследствие модернизации;

· социокультурные различия между современным городом и селом;

· социальные составляющие процесса этнической идентификации и самоидентификации;

· динамика межэтнических отношений, в частности развитие и протекание межэтнических конфликтов;

· мобильность этносов, межрегиональная и межгосударственная миграция;

· происхождение и социальные особенности этнических диаспор, в том числе недавно образовавшихся русских диаспор в границах постсоветского пространства;

· особенности языковой коммуникации в различных этнических средах, в частности процессов вытеснения русского языка и замены его языками титульных наций в республиках бывшего СССР, а также проблемы билингвизма и полилингвизма;

· специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах;

· этническая культура, межкультурные взаимодействия, роль религии вформировании межкультурных дистанций, выработка этнических стереотипов и их социальное функционирование;

· толерантность и нетерпимость в межэтнических отношениях;

· становление и развитие национальных и националистических движений и особенности социальных движений в этнической среде.

13. О.Конт - основатель функционализма.

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

 

14 Классические концепции развития личности.

 

Основные теории развития личности.

Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оценивает себя в соответствии со следующими критери­ями:

а) взгляд на него других людей, их оценка;

б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимодействия с людьми. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

а) подражание чужой деятельности;

б) игровая стадия;

в) коллективные игры детей.

На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида огра­ничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственно­му аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступ­ки по отношению к другим людям.

15 Дюркгейм - представитель социологизма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества. Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. П Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего — структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;

методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу.

органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

 

 

16 Социология города

Возникновение социологии города связано с именами таких авторов, как М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис. Главной задачей, которая стояла пе­ред основателями социологии города, стал критический анализ идеи чужеродности городского образа жизни и его противопоставление сельскому общинному укладу.

Среди теоретических подходов к изучению города можно выделить территориально-поселенческий (город как особый вид поселения экологический (город как соотношение естественных и искусственных компо­нентов среды;

экономический (типологии городов по производственно-экономическим функциям и выявление морфологической структуры городской территории; градос­троительный (город как система социально-функционального расселения;

историко-культурный (город в эволюционном развитии и го­родская ментальность;

социологический (город как место развития социальных отношений и коммуникативное пространство, струк­тура и особенности города как среды обитания; особенности городского об­раза жизни;

Город — это, прежде всего, особое пространство, которое упорядочивает и саму жизнь горожан, задавая им траектории поведения и жиз­ненного пути. М. Вебер и Ф. Теннис сфор­мировали представление о городе как о пространстве коммуникации, отличном от традиционного (общинного).

Жизнь города определяется градообра­зующими и градообслуживаюшими фак­торами. К градообразующим факторам относятся промышленность, транспорт, связь, наука, санаторно-курортное дело и т.д. С социологической точки зрения, эти факторы отражают взаимодействие города и общества, предопределяя коли­чество рабочих мест и структуру занятости в целом, а также социальные аспекты функционирования жителя в его трудовой и повседневной жизни. К градообспужи-вающим факторам относятся качественно-количественные характеристики рабочих мест, связанные со сферой социальных услуг. Это общественный транспорт, детские и образовательные учреждения, бытовое и медицинское обслуживание, торговля, учреждения культуры и т.д.

 

Социальное развитие города предпо­лагает осуществление мер по планомерно­му воздействию на негативные процессы: преступность, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм пове­дения.

 

Таким образом, социология города — это социологическая дисциплина, объектом изучения которой является социальная жизнь города, городская жизнедеятель­ность. В рамках социологии города изу­чается происхождение городов, урбани­зация, городская морфология, городские системы, проблемы управления городом, городские сообщества и структуры власти. Социологический взгляд на данный объект подразумевает анализ форм и ви­дов деятельности индивидов и сообществ в городском пространстве, а также изу­чение специфики организации городско­го пространства.

 

17 Токвиль - политическая социология

3. Токвиль Алексис Де, 1805-1859. О демократии.

Токвиль Алексис Де (1805—1859) — фр. социолог, историк и политический деятель. лавная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.

. Предметом наибольшего интереса для Токвиля Алексиса Де была демократия, которую он усматривал, как самое значительное явление эпохи.. По Токвилю –сердцевина демократии –принцип равенства. Всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического режима, который твердо оберегает индивида, исключает произвол со стороны властей.

Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы. В конечном итоге, только благодаря ей человек получает возможность реализовать себя в жизни. Токвиль убеждён, что современная демократия возможна в союзе равенства и свободы. Проблема по Токвилю состоит в том, чтобы, с одной стороны избавиться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы. С другой - развить политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Токвиль считал, что одна из самых серьезных проблем свободы и демократии в целом –централизация государственной власти. Чтобы этого избежать Токвиль предлагал разделение властей.

Токвиль понимал под демократией отсутствие сословных различий, гражданское (политическое) равенство.

Токвиль полагал, что цель демократии как власти большинства — благосостояние населения. Мир идет к обеспечению равенства условий существования для всех. Его политическая форма — демократия, которая основывается на равенстве условий. Результатом является свобода, составляющие которой: 1) отсутствие произвола (законность);

2) федеративность (учет интересов отдельных частей государства);

3) наличие общественных объединений (гражданского общества);

4) независимость прессы; 5) свобода совести.

18Социально-территориальные общности.

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов. Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве. Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы. Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений. Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой. Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении. По большей части территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. По большей части городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню. Также важно и расселение людей, ведь региональные различия оказывают существенное влияние на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов. Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды. Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

19В.Парето - представитель психологизма в социологии.

По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. В своих работах Парето скептически относился к демократическим режимам, называя их «плутодемократическими» или «демагогической плутократией», полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором элита всегда обманывает массы.

Успешное развитие общества, однако, возможно лишь при своевременном обновлении элит, что понималось у Парето, в выдвинутой им концепции «циркуляции элит», как абсорбирование и включение наиболее мобильных представителей неэлит или контр-элит в элиту по директивному «избранию сверху» со стороны самой же правящей элиты. В противном случае, согласно его концепции, общество ждет застой и замена, в результате революции, старой элиты — новой.

Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины и , и впоследствии практически не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в , , верованиях и т. п. Тот факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.

Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.

Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углублению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.

Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией. Он склонен не столько из социальных систем выводить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать социальные системы как следствие психических черт и деятельности элитарных групп. Между тем, способы рекрутирования, функционирование и смена элит - это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.

 

20Социальная мобильность.

 

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

характеру — трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;

территории — внутренняя и международная:

статусу — легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильностьпредполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой,, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности:групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

 

21М.Вебер - концепция понимающей социологии.

Прежде чем исследовать социальные объекты с позиции их "идеальных типов", по мнению М. Вебера, социолог должен определиться с выбором первичного элемента социальной системы. Если О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм в качестве первичных элементов выдвигали соответственно: "социальные институты", "социальные органы" и "социальные факты", то немецкий социолог предлагал "атомом социальных наук" считать "социальное действие". "Понимающая социология, - утверждал М. Вебер, - рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как "атом". В отличие от других общественных наук особенность социологии ему виделась в том, что она должна сквозь призму понимания изучать социальные действия индивидов, т.е. быть "понимающей социологией".

С позиций понимающей социологии анализу подлежат не все действия индивида, а только осмысленные и целенаправленные на других индивидов, обладающие "субъективным смыслом", который вкладывает в них действующий индивид. Социолог обязан "истолковать и понять социальное действие", т.е. выяснить те ценностные ориентации, которые определили поведение индивида и тем самым обусловили конкретные социальные явления и процессы, характеризующие соотношение идеального типа с реальным объектом социологического исследования.

Из всех видов социальных действий, по мнению М. Вебера, наиболее понятными для социолога являются "целерациональные действия", которые направлены на осуществление осознаваемых индивидом целей и для достижения которых он использует адекватные средства. Чтобы понять действия социальных общностей, социологу необходимо исследовать целерациональные действия тех индивидов, которые составляют данную социальную общность.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.026 с.)