Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сбор социологической информации.
При сборе первичных данных используются четыре основных метода: 1.Опрос(анкетирование или интервьюирование); 2.Наблюдениене включенное и включенное); 3.Эксперимент(научный и практический). 4.Анализ документов(качественный и количественный); Опрос социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных. Выделяются две разновидности социологического опроса: 1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету. 2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника информации различают: A. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.). B. Специализированные (экспертные) опросы Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения. Отличие социологического опроса от других опросов: Первая отличительная черта количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение). Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.
Третья отличительная черта цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер. Наблюдение Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. По степени формализованности выделяют: 1. неконтролируемое (нестандартное); 2. контролируемое наблюдения. В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п. Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают: a. включенным; b. невключенным (внешнее). При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду. Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.
Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этична маскировка под рядового участника? Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими. 39. А.Маслоу - концепция иерархии потребностей Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты: Физиологические (голод, жажда, секс...); Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...); Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение); Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех); Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.). Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др. При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов). Согласно Маслоу, высшие потребности могут успешно реализоваться лишь после удовлетворения низших. Однако при этом не следует забывать, что высшие потребности (в безопасности, любви, уважении и др. тоже относятся не к «архитектурным излишествам», а к важнейшим фундаментальным потребностям, без удовлетворения которых личность не может получить нормального развития и самореализации. «Хотя в принципе самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения» - пишет А.Маслоу. «Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают свои требования только тогда, когда их используют достаточно». Можно сказать, что нереализованные способности, как и подавленные (вытесненные в подсознание) потребности, могут порождать неврозы и «вылезать» из-под сознания в виде личных, семейных и служебных психологических проблем, казалось бы, с этим не связанных. Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обратившихся к психотерапевту, страдают (испытываю фрустрацию) из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении. Выход из невротического состояния клиента Маслоу видит в пробуждении его сил самореализации. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, поверить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, психологически поддержать при трудностях и поощрить первые успехи на этом пути. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны»(А.Маслоу). Это можно отнести к выбору профессии, работы и даже к выбору жизненных партнеров и жизненных условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее. 40. Виды социологических исследований Различают 3 вида социологических исследований:
Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их, процедур, процесс. пилотажные (разведывательные), Rukovoditel.jpg описательные, аналитические. Пилотажное социологическое исследование Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек. Описательное социологическое исследование Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение. Аналитическое социологическое исследование Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.008 с.) |