ТОП 10:

Экзогамный брак предполагает, что партнеры принадлежат к двум различным социальным общностям.



 

Например в некоторых первобытных племенах брак мог заключаться лишь между представителями двух различных родов данного племени.

 

Помимо этого, еще одним критерием классификации браков выступает число партнеров, заключающих брак. Здесь различают моногамный брак (один мужчина и одна женщина) и полигамный (когда с одной из сторон вступают в брак два или более партнеров).

 

Полигамный брак делится на полигимию (один мужчина и несколько женщин) и полимандрию (одна женщина и несколько мужчин). Как показали результаты этнографических исследований во многих обществах за пределами европейской христианской цивилизации считался допустимым полигамный брак, но почти исключительно в форме многоженства.

43. Р.Скиннер - концепция социологии как поведенческой науки.

Главным источником развития личности, согласно данному направлению, являет­ся среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетическо­го или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труже­ника или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного ре­флекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных ре­флексов. Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навы­ков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер на­зывал любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной сис­темы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детер­минировано внешними обстоятельствами. Мы часто ве­дем себя как марионетки и не осознаем последствий сво­его поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведен­ческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Пове­денческие признаки личности поддаются операционализации и объективному изме­рению.

44. Социология молодёжи.

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и неоднозначные. Таким образом, молодёжь:

 

-наследует достигнутый уровень развития общества и государства;

-имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;

-отличается определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком -------- -жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь -является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;

-является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с ----другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;

-как социальный слой — является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другим девиациям.

 

45. М.Грушевский - представитель украинской социологии.

Но прежде чем говорить о роли М.Грушевского в украинской социологии, следует коротко вспомнить кто такой Грушевский, которую роль сыграл он в общественной и научной жизни общества

Родился Михаил Сергеевич Грушевский 29 сентября 1866 года в г.Хелми. Вырастал на Кавказе - сначала в Ставрополи, а потом во Владикавкази. Учился в Тифлиський гимназии, Киевском университете (историко-филологический факультет). Работал в университете под руководством Владимира Антоновича

Активный член киевской Общины, глава Научного общества им. Т.Г.Шевченков Льве, редактор «Научных записок» этого общества. Из марта 1917 по апрель 1918 года - глава Украинской Центральной Рады

Автор многотомной работы «История Украйни-Руси», «Очерк истории украинского народа», «История украинской литературы» и др.Михаил Грушевский - это ученый мирового уровня, творческое наследство которого поражает своим тематическим диапазоном, энциклопедичностью, фундаментальностью. Его перу принадлежит около двух тысяч работ из истории, социологии, литературы, этнографии, фольклора

Что касается украинской социологии, то Грушевский выступает в ней как один из основателей и приверженцев украинской идеи. Большая эрудиция в сфере истории, литературы, искусства дала возможность Грушевскому выработать свои понимания общественного процесса и политического развития. Социальный процесс, по мнению М. Грушевского, характеризуется определенным ритмом, тенденциями, формами. Задача социологии именно в том и состоит, чтобы, отбрасывая изменчивое, случайное, выбирать типичное, постоянное, то, что составляет собственно основу социального ритма. Украинский ученый обосновал мысль, что характерными тенденциями социального развития является дифференциация и интеграция. Чередование этих тенденций происходит под влиянием комбинации факторов, однако в определенном социальном пространстве и времени могут преобладать то экономические, то религиозно-психологические, то социально-политические факты и др.. Так, М. Грушевский, по сути, отстаивал понимание динамики общественные эволюции, близкий современным постклассическим теориям.

 

Социологии политики


Социология политики составляет одну из подсистем общей социологии. Она возникает на границе двух относительно самостоятельных научных дисциплин - социологии и политологии. Поэтому объектом исследования социологии политики является социально-политические институты и отношения, которые рассматриваются во взаимодействии с другими институтами.

Предмет социологии политики составляют способы и формы взаимодействия (взаимовлияния) социального и политического. В частности, как социальные отношения влияют на формирование политических отношений; как трансформируются социальные отношения в политические; что составляет социальную основу политической власти; интересы каких социальных слоев и групп защищает политическая власть; в чем заключается роль общей и политической культуры граждан в политическом процессе, какие факторы влияют на социально-политическую активность и формы политического поведения людей и т.п..

Для социологии политики, в отличие от политологии, предметом исследования является не институциональная (политическая) составляющая власти, а ее логичность с точки зрения людей: не ее функциональная рациональность, а способность объективно выражать интересы больших и малых социальных общностей.

Социология политики - это человеческое измерение политических процессов. Концентрация богатств в руках одних людей и обнищание других приводит к возникновению частной собственности и разделения общества на классы и слои, на бедных и богатых. Для того, чтобы передавать накопленное богатство (частную собственность) в наследственности, возникает моногамная семья.

Чтобы осуществлять управление этим большим сообществом, разделенной на социальные классы, слои, прослойки, возникает, жестко централизованная система управления - государство. Государственное управление основано не на нормах обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к нарушителям законов.

Государство возникает на определенном этапе развития общества как политическая организация, которая необходима для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общностями, а также для защиты общества от посягательств извне. В своей теории общественного договора Т. Гоббс (1588-1679) в определенной степени упростило причины возникновения государства, но суть взаимоотношений общества им изложена достаточно точно - это частичное ограничение прав каждого члена общества в обмен на всеобщую безопасность.

В реальной жизни государство как институт управления всегда тяготеет к установлению возможно большего контроля над обществом. Это стремление заложено в самой структуре политического управления, которая базируется на властных отношениях - господстве и подчинении. И чем жестче структура подчинения и прямолинейно вертикаль власти, тем проще механизм управления. Общество, которое представлено определенными социальными слой мы и классами, пытается, насколько это возможно, ограничить рамки полномочий государства. С этой целью создаются различные органы кон-тролю за деятельностью государства. В период формирования гражданского общества для ограничения полноты полномочий и для регламентации норм общежития всех граждан общества был разработан специальный свод законов - Конституция.

Правовое государство - тип демократического государства, которое действует только в рамках принятых и единых для всех законов, которая уважает и защищает права и свободы граждан. Социальной базой правового государства есть свободные граждане, образующие гражданское общество.

В традиционной и тоталитарной государствах общество состоит не из граждан, а из подданных, которые готовы полностью и безусловно подчиняться государству. Правовое государство - это не только хорошие и правильные законы, но и определенный уровень развития граждан, которые научились сами придерживаться существующих законов и также способны "заставить" государственные институты действовать в рамках принятых законов.

Правовое государство предполагает:

наличие развитого гражданского общества;

правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

всеобщность права, его распространенность на всех граждан, все организации и институты;

 

47) Место социологии в системе общественных наук.


Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматривают общество в целом как интегральное образование, несводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как «материя» и «сознание», то социология – социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии – получение достоверных данных о жизни общества.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и политологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой – общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации.

В то же время социология и политология – это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая – политическую сферу жизни общества

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия.

 

 

48) Западноевропейская социологияXIX –ХХ века.

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.
Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа. Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название «социальный дарвинизм».
Маркс и Энгельс разработали также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества, они заложили основыконфликтологического направления в социологии.

В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу, социальная революцияявляется двигателем человеческой истории. Фердинанд Теннис (1855-1936) — немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Теннис придавал первостепенное значение понятию«воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Так как он фактически отождествляет волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действиям осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением которого является разум.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловленобессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.

Фрейд считал, что природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, имеющие, в конечном счете, тоже сексуальную природу), интересы (трудовые, социальные) и являются движущей силой общества.

49) Современная западная социология.

Современный этап (50-е годы -- настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей.

Неопозитивизм

не представляет собой единой школы, это скорее некая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии.

Она предполагает реализацию следующих принципов:

ь социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;

ь методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;

ь субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;

ь истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

ь все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;

ь социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.011 с.)