Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучения общественного мнения»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Изучения общественного мнения»
количество часов лекционных: 18 семинарских:30 форма отчетности: зачет
Программа разработана на основе требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000г.
Составитель: к.ф.н., доц. Кажанов О.А.
Программа утверждена на заседании кафедры социологии протокол №______ от «__»___________2006 г. Завкафедрой Егоров А.Г.
Смоленск Пояснительная записка
Дисциплина «Социологические проблемы общественного мнения» рассчитана на изучение студентами, обучающимися по специальности 040201 – «Социология». Целью курса является формирование профессиональных представлений о феномене общественного мнения, о закономерностях его возникновения, формирования и функционирования в обществе. Изучение специальной социологической теории позволит будущему специалисту уяснить социальное назначение общественного мнения, его виды и методы формирования, понять место и роль этого явления в современном обществе. Одной из важных задач учебного курса является ознакомление студентов с историей возникновения и развития научных представлений об общественном мнении, с работой специализированных центров изучения общественного мнения как в России, так и за рубежом. Акцент также сделан на рассмотрение наиболее часто используемых видов социологических исследований общественного мнения. В результате овладения программой курса "Социология общественного мнения" студент должен иметь представление:
Формы проведения занятий: лекции, семинары Формы контроля: письменные работы, тесты Форма отчетности: зачет (заочное отделение – контрольная работа, зачет)
Содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по социологии
Специальная теория, предмет изучения которой - закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения социальных групп, классов, народов к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес; теоретические и прикладные исследования общественного мнения; общественное мнение в социальном и государственным управлении, пресса и общественное мнение.
Тематический план курса "Социологические проблемы изучения общественного мнения" (очное отделение)
Тематический план курса "Социологические проблемы изучения общественного мнения" (заочное отделение)
Содержание программы курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Тема I. Социология общественного мнения как отрасль социо- Логического знания Изучение общественного мнения как отрасль социологического знания. Объект и предмет социологии общественного мнения. Роль и место социологии общественного мнения в общей системе социологического знания. Специфика социологического подхода к анализу общественного мнения. Методологические основы социологии общественного мнения. Теоретическое и практическое значение изучения общественного мнения.
Тема II. История изучения общественного мнения Античные мыслители о феномене общественного мнения. «Публичное мнение» Протагора и Платона. Общественное мнение в рамках филососфской науки: Н.Макиавелли, Ж.Ж,Руссо, Г.Ф.Гегель; современные концепции. Трактовка общественного мнения Ф.Гольцендорфа. Специфика понимания категории социальными психологами. Подходы Г.Тарда и Г.Лебона. Начало социологического изучения общественного мнения. Классики социологической науки об общественном мнении. Психологический подход В.Липпмана; комплексный подход К.Ясперса, Ю,Хабермаса, Т,Адорно; взгляды Ф.Тенниса. Французская школа исследования общественного мнения (Пажес, П.Бурдье, П.Шампань). Современный этап социологии общественного мнения. История изучения общественного мнения в России. Основные предпосылки, концепция В.М. Хвостова, советский период (работы Б.А.Грушина, А.Н. Уледова, М.К. Горшкова и др.). Социология общественного мнения в современной России (работы Д.П.Гавры, О.И. Иванова и др.). Тема III. Общественное мнение: сущность, объект и субъект Категории «мнение», «общественное мнение», «общественное сознание». Соотношение общественного мнения, общественного и массового сознания. Основные признаки общественного мнения. Соотношение общественного, группового и индивидуального мнений. Место общественного мнения в структуре общественных отношений.
Понятие объекта общественного мнения. Критерии отнесения явлений к объектной сфере. Интересы как главный критерий отбора объектов. Объекты общественного мнения по степени сложности (объекты – факты, объекты – события, факты – явления). Объекты объективной и субъективной действительности. Определение субъекта общественного мнения. Соотношение понятий «носитель» и «выразитель» общественного мнения. Лидеры мнений. Общественность как социальное явление и носитель общественного мнения. Ее структура и разновидности. История формирования общественности. Основные интерпретации субъекта общественного мнения. Общественное мнение как точка зрения большинства представителей общественности. Качественная и количественная составляющая понятия «большинство».
Тема IV. Основные свойства и характеристики общественного мне- Ния. Основные количественно-качественные свойства и характеристики общественного мнения. Концепция Д.П.Гавра. Базисные свойства общественного мнения. Дихотомическая рефлексивность. Инструментальные свойства общественного мнения: масштабность (сфера охвата), субъектная распространенность, определенность, полярность (направленность), поляризованность, модальность (тип распространения), распространенность (социальный и географический ареал), интенсивность, устойчивость, скорость формирования, однородность (социальная и географическая), связность (непротиворечивость), субстанциональная ориентированность (характер соотношения элементов субстанциональной структуры). Институциональные свойства общественного мнения: зрелость, функциональная наполненность, функциональная ориентированность, действенность.
Жизни. Реализация общественного мнения как социального института в различных сферах общественной жизни. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общественной жизни. Использование общественного мнения в планировании, прогнозировании, организации и регулировании социально-экономических процессов как общенациональном, так и территориальном уровне. Общественное мнение в сфере политической жизни общества. Специфика взаимодействия общественного мнения с политической системой общества. Результаты функционирования общественного мнения в сфере политических отношений.
Институализация общественного мнения в духовно-идеологической и культурной сферах общества. Общественное мнение и идеология. Участие общественного мнения в создании традиций, культурных символов, ритуалов, стереотипов, массовых настроений и т.д. Общественное мнение и культура. Основные направления воздействия общественного мнения на культурно-духовные процессы в обществе. Мире. Возникновение первых негосударственных центров изучения общественного мнения на Западе в 30-е годы ХХ века. Американский институт изучения общественного мнения Дж. Гэллапа. Первые регулярные опросы общественного мнения в США. Информационное агентство США (USIA) как первое правительственное учреждение, занимающееся зондированием общественного мнения. Создание ассоциаций, координирующих деятельность исследовательских центров с целью достижения идентичности представляемых результатов. Мировые центры по изучению общественного мнения: методы сбора информации, темы опросов, заказчики исследований, использование результатов. Социологические центры изучения общественного мнения в нашей стране. Институт общественного мнения Б.Грушина как первый исследовательский центр в СССР. (1960 год). Ведущие научные коллективы в современной России. Основные направления их деятельности. Венного мнения. Массовое сознание как объект социологического анализа. Изучение общественного мнения как цель социального управления и средство гармонизации общественных отношений. Методология изучения общественного мнения. Основные количественные и качественные методы изучения общественного мнения (опрос, наблюдение, контент-анализ и др.). Оперативные исследования (рейтинги, зондажи и т.д.) и их возможности в изучении общественного мнения. Применение новых качественных междисциплинарных и психологических методов в исследовании общественного мнения. Подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения. Сбор, обработка и анализ социологической информации. Математическая обработка социологических данных. Оформление отчетности. Проблемы совершенствования системы изучения общественного мнения в условиях развития современного российского общества.
Семинарские занятия Кого знания. План 1. Объект и предмет социологии общественного мнения. 2. Методологические основы изучения общественного мнения. 3. Теоретическое и практическое значение изучения общественного мнения. Темы докладов 1. Специфика социологического подхода к изучению общественного мнения. 2. Роль и место социологии общественного мнения в общей системе социологического знания. Литература 1. Блумберг Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11. Социология: РЖ. – 2008. -№3. 2. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб.,1995.
3. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. – М.,1967. 4. Кажанов О.А. Социологические проблемы изучения общественного мнения. Смоленск, 2007. 5. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения / В.А.Михайлов. – Тверь, 2005.
Венной жизни. План 1. Функционирование общественного мнения в социально- экономической сфере общества. 2. Общественное мнение и политика. 3. Особенности институализации общественного мнения в духов- но-идеологической и культурной сферах общественной жизни. Темы докладов 1. Общественное мнение как фактор принятия политических решений. 2. Мнение коллектива. Должен ли руководитель с ним считаться? 3. Местное самоуправление и общественное мнение. Литература 1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб., 1995. 2. Мчедлов, М.П., Нуруллаев, А.А. и др. Религия в зеркале общест- венного мнения / М.П.Мчедлов, А.А.Нуруллаев и др. // СОЦИС: Социологические исследования. – 1994. - №5. 3. Невирко, Д.Д. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // СОЦИС. – 2006. - №2. 4. Тихонова Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной политике в позиции общественного мнения) // Общественные науки и современность. – 2006. №3. 5. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003.
Ном мире (4 часа). Занятие первое План 1. Возникновение негосударственных институтов изучения общест- венного мнения в 30-е ХХ века в США. Институт изучения об- щественного мнения Дж. Гэллапа. 2. Деятельность современных зарубежных центров изучения об- щественного мнения. Тематика докладов 1. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа. 2. Методические подходы к изучению общественного мнения у служб Гэллапа и Харриса: сравнительный анализ. 2. История и методический опыт изучения общественного мнения в Германии и Франции. Литература 1. Докторов, Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего» челове- ка / Б.Докторов // Экономические и социальные перемены: мони- торинг общественного мнения. – 2000. - №5. 2. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. 3. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003. Занятие второе План 1. Первые опросы общественного мнения в дореволюционной Рос- сии. 2. Социологические центры изучения общественного мнения в СССР. 3. Ведущие российские научные коллективы в сфере эмпирического изучения общественного мнения. Темы докладов 1. Институт общественного мнения Б.А.Грушина как первый исследовательский институт в СССР. 2. Профиль исследовательской фирмы ВЦИОМ. 3. Профиль исследовательской фирмы РОМИР. Литература 1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.: Издательский дом ГУВШЕ,2004. 2. Блумберг Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11. Социология: РЖ. – 2008. - №3. 3. Грушин, Б.А. К истории изучения общественного мнения в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8. 4. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг / П.В.Малышева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2000. - №6. 5. Социология в России. – М., 1998. 6. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003.
Щественного мнения. Занятие первое План 1. Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения. 2. Походы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения. Темы докладов 1. Проблема верификации в социологическом исследовании общественного мнения. 2. Методическое обеспечение качественной и количественной репрезентативности в ходе социологического изучения общественного мнения на локальном, региональном, общероссийском уровнях. Литература 1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследо- ваний / Г.С. Батыгин. – М.,1995. 2. Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного мнения: учебно-методическое пособие / О.И.Иванов. – СПб.: Из- дательство С.- Петербургского университета, 1996. 3. Коробейников, В.С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения / В.С. Коробейников. – М., 1983. 4. Общественное мнение: методологические рекомендации для про- ведения социологических опросов / Под ред. Ж.Т.Тощенко. – М., 2000. 5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М.,1998. Занятие второе План 1. Основные методы изучения общественного мнения. 2. Обработка и оформление результатов эмпирического исследова- ния. Темы докладов 1. Телефонный опрос как метод изучения общественного мнения. 2. Почтовый опрос как метод изучения общественного мнения. Литература 1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2000. - №10. 2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом / И.А.Бутенко. – М.,1999. 3. Ноэль-Нойман, Э. Массовые опросы. Введение в методику демо- скопии / Э.Ноэль-Нойман. – М.,1978. 4. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, прог- раммы, методы / В.А.Ядов. – Самара, 1995.
Методические рекомендации для самостоятельной работы Освоение курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагает наличие у студентов определенного уровня профессиональных знаний истории и теории социологии, навыков в методологии теоретического и эмпирического социологического исследования, получение которых предполагается в рамках усвоения предшествующих учебных дисциплин. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям: повторении лекционного материала, составлении обзоров публикаций, отражающих точку зрения на изучаемую проблему ученых различных социологических школ и направлений, анализе результатов исследований общественного мнения, публикуемых в средствах массовой информации. Самостоятельная работа предполагает ознакомление с монографиями и статьями, указанными в библиографическом списке и подготовка по ним докладов для выступления на семинарских занятиях. Доклад на семинарском занятии готовится на основании не менее 4-х источников из списка основной, дополнительной литературы и источников, подобранных слушателем самостоятельно. Целесообразно использование Интернет – источников. Доклад предоставляется к началу семинарского занятия в письменном виде. Доклад сопровождается тезисами доклада. В рамках семинарских занятий применяются оппонирование докладчикам и групповые дискуссии, поэтому самостоятельная работа студента предполагает подготовку к дискуссиям и диспутам. Подготовка к итоговому зачету требует от студента работы на лекциях, семинарских занятиях и работы с основной литературой по курсу. Необходимым условием сдачи зачета является освоение не менее 3-х источников из списка основной литературы. Освоение курса студентами заочного отделения предполагает аудиторное написание контрольной работы в виде письменного раскрытия одной из указанных ниже тем или тестирования. Тематика контрольных работ 1. Предсоциологическое понимание категории «общественное мнение». 2. Общественное мнение как духовное и духовно-практическое образование. 3. Характерные черты общественного мнения. 4. Рациональное, эмоциональное, волевое начала в общественном мнении. 5. Личные, групповые, общественные интересы в содержании общественного мнения. 6. Жизненный цикл общественного мнения. 7. Функции общественного мнения. 8. Режимы и механизмы взаимодействия общественного мнения и власти. 9. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных институтов. 10. Характеристика СМИ как субъекта формирования и выразителя общественного мнения. 11. PR и общественное мнение. 12. Слухи как фактор формирования и выражения общественного мнения. 13. Мировые социологические центры изучения общественного мнения. 14. Отечественная социологическая наука о проблемах изучения общественного мнения. 15. Методы фиксации общественного мнения.
ТЕСТ
1. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения относится: а) метод индукции; б) метод моделирования; в) метод идеализации; в) метод кросскультурного анализа.
2. Когда возникли и стали развиваться первые представления об общественном мнении как социальном явлении: а) в условиях античности; б) в условиях средневековья; в) в новое время; г) в современных условиях.
3. Социология общественного мнения как научная дисциплина на Западе сложилась: а) в середине ХIX века; б) в начале ХХ века; в) в середине ХХ века; г) в конце ХХ века.
4. У какого мыслителя эпохи рабовладения общественное мнение сливается с системой общественной власти: а) Протагор; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
5. В каком году возник Институт общественного мнения «Комсомольской правды»? а) 1950; б) 1960; в) 1970; г) 1980.
6. В каком веке термин «общественное мнение» стал общепринятым? а) ХII век; б) ХVI век; в) ХVIII век; г) ХIX век.
7. С именем какого западного социолога связано начало теоретических исследований общественного мнения? а) М.Вебера; б) Г.Лебона; в) Г.Тарда; г) Т.Адорно.
8. В какой период человеческого развития возникло и начало развиваться такое социальное явление как общественное мнение? а) в период первобытнообщинного строя; б) в условиях античности; в) в условиях позднего средневековья; г) в новейший период истории.
9. Кто из русских мыслителей выделял особую роль народа в создании общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то свести к нулю творческую силу мнения масс?
а) В.Хвостов; б) В.Кузьмичев; в) В.Соловьев; г) В.Ленин.
10. С какой из частных социологий социология общественного мнения наиболее тесно связана:
а) социологией политики; б) социологией религии; в) этносоциологией; г) социологией коммуникаций.
11. Что является устойчивым ядром феномена общественного мнения: а) установка; б) эмоции; в) оценка; г) представление.
12. Кто первым разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения?
а) Гегель; б) Кант; в) Гольденцвейг; г) Руссо.
13. Концепция «спирали молчания» была создана: а) П.Лазарсфельд; б) Р.Мертон; в) Э.Ноэль-Нойманн; г) Г.Лассуэл.
14. Совокупность основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование общественного мнения – это: а) метод социологии общественного мнения; б) объект социологии общественного мнения; в) предмет социологии общественного мнения; г) функции социологии общественного мнения.
15. Изучение общественного мнения в России началось: а) в начале ХХ века; б) во второй половине ХIХ века; в) в начале ХIX века; г) во второй половине ХХ века.
16. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения относится: а) метод дедукции; б) метод аналогии; в) метод синтеза; г) метод кросскультурного анализа.
17. На каком из исторических этапов изучения общественного мнения господствовал бихевиористский подход: а) на первом; б) на втором; в) на третьем; г) на четвертом.
18. Кто из ученых обосновывал распространение суждений в обществе посредством психического механизма подражания: а) Г.Лебон; б) Г.Тард; в) У.Липпман; г) Ф.Теннис.
19. Раскрыть общие черты и особенности развития общественного мнения в условиях разных стран позволяет: а) структурно-функциональный анализ; б) компаративный метод; в) метод кросскультурного анализа; г) корреляционно- каузальный метод.
20. Изучение общественного мнения позволяет получить прирост новых знаний в аспекте: а) массового сознания; б) индивидуального сознания; в) группового сознания; г) коллективного сознания.
Ключи к тесту:
1. в. 2. а. 3. в. 4. а. 5. б. 6. в. 7. в. 8. а. 9. а. 10. г. 11. в. 12. г. 13. в. 14. а. 15. б. 16. г. 17. б. 18. б. 19. б. 20. а.
Примерная тематика курсовых работ 1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-антропологичес- кая версия М.Горшкова. 2. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона. 3. Общественное мнение в условиях современного информационного об- щества. 4. Общественное мнение как специальная социологическая теория, ее роль и место в структуре социологического знания. 5. Стили исследования общественного мнения. 6. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных институтов современного общества. 7. Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологичес- ких исследованиях. (Проблемно-методологический характер). 8. Общественное мнение как концептуальная категория социологии. 9. Интерес как механизм возникновения (зарождения) общественного мнения. 10. Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в социологической теории. 11. Динамическая структура общественного мнения. (Социологический ана- лиз основных подходов к ее определению). 12. Деятельный подход в исследовании общественного мнения. 13. Анализ понятий «значение» и «смысл» и их роли в процессе функционирования общественного мнения. 14. Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии. 15. Профиль исследовательской кампании ВЦИОМ. 16. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.
В опросы к зачету 1. Социологический подход к изучению общественного мнения. 2. Социология общественного мнения как отраслевая социологическая дис- циплина. 3. Изучение общественного мнения в эпоху античности и средневековья. 4. Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового времени. 5. Проблематика общественного мнения в работах зарубежных мыслителей (рубеж XIX – XX веков – настоящее время). 6. Отечественная школа изучения общественного мнения (рубеж ХIХ – ХХ веков – настоящее время).
7. Возникновение и развитие центров изучения общественного мнения в США. 8. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа. 9. Центры изучения общественного мнения в Западной Европе и Японии. 10. Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России. 11. Понятие и природа общественного мнения. 12. Объект и субъект общественного мнения: современные подходы. 13. Основные свойства и характеристики общественного мнения. 14. Базисная (статическая) структура общественного мнения. 15. Динамическая структура общественного мнения. 16. Функции общественного мнения. 17. Закономерности функционирования общественного мнения. 18. Историческая эволюция общественного мнения: предпосылки, этапы, тенденции. 19. Современное международное общественное мнение. 20. Общественное мнение в духовно-идеологической и культурной сферах общества. 21. Политическая сфера и общественное мнение. 22. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества. 23. Общественное мнение и власть. 24. СМИ, СМК и общественное мнение. 25. PR и общественное мнение. 26. Слухи как специфический канал выражения общественного мнения. 27. Методология изучения общественного мнения. 28. Подходы к построению выборки в социологических исследованиях общественного мнения. 29. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения. 30. Обработка и оформление результатов эмпирического исследования.
Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости 1. Определите роль и значение общественного мнения в социокультурной системе общества. 2. Какова роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания? 3. В чем заключается сущность общественного мнения как социального явления и категории социологии? 4. Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и общественное мнение? 5. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения? 6. В чем заключается социологический подход к анализу общественного мнения как социального института? 7. Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи с различными социальными институтами общества (культурными, политическими, государственными, коммуникативными, институтами науки и др.). 8. Опишите основные типы и режимы взаимодействия общественного мнения и власти. 9. Определите и проанализируйте основные свойства и показатели общественного мнения. На чем основываются основные принципы их оценки и измерения? 10. Как соотносятся методология и методика в социологии общественного мнения? В чем их взаимосвязь? 11. Каким образом может использоваться общественное мнение как социальная технология в управлении социальными процессами?
Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний 1. Дайте определение понятия «общественное мнение». 2. В чем состоит объект и предмет социологии общественного мнения? 3. В чем заключается двойственность природы общественного мнения? 4. Раскройте основные компоненты базовой (статичной) структуры общественного мнения. 5. Назовите основные этапы «жизненного цикла» общественного мнения. 6. Раскройте основные функции общественного мнения. 7. В чем особенность функционирования общественного мнения в социально- экономической сфере общества? 8. Какую роль играют СМИ в процессе формирования и выражения общественного мнения? 9. Каковы способы манипуляции общественным мнением? 10. Назовите известные вам социологические центры изучения общественного мнения в современной России. 11. Охарактеризуйте основные эмпирические методы изучения общественного мнения. 12. Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения.
Основная рекомендуемая литература: 2. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д.П.Гавра. - СПб.,1995. 4. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. - М.:1967. 5. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен- ного мнения / Б.А.Грушин. – М.,2001. 6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М.,2004. 7. Коробейников, В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции / В.С.Коробейников. - М., 1981. 8. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 9. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000. 10. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. - М.: Высшая школа, 2002. 11. Ноэль – Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль – Нойман. - М., 1996. 12. Политическая социология: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Политические коммуникации: учебное пособие. М.,Аспект-Пресс, 2004. 13. Почепцов, Г.Г. Паблик Рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М.,1998. 14. Социология в России / под ред. В.А.Ядова. – М.,1998. 15. Социология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. - Мн.: "Тетра – Система", 2003. 16. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 17. Социология: Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2002. 18. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 1999. - Гл..14. 19. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003. 20. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения / Д.Цаллер. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования /В.А.Ядов. – М.,1998.
Дополнительная рекомендуемая литература 1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №10.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.348 с.) |