Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа общественного мнения↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Как мы уже сказали, общественное мнение представляет собой органический сплав весьма различных по своей природе явлений. При анализе это обстоятельство оборачивается, между прочим, той сложностью, что оказывается невозможным рассматривать одну сторону дела без предварительного рассмотрения всех остальных. Например, нельзя говорить о природе общественного мнения, не имея предварительно общего определения этого явления, не зная его внешних признаков, не имея, в частности, ответа на вопрос, какой именно тип суждения мы называем общественным мнением, то есть, иными словами, не зная, природу чего, собственно, мы собираемся исследовать. И все же для того, чтобы анализ сдвинулся с места, необходимо избрать какую-то последовательность в рассмотрении всех сторон предмета. И прежде всего, как кажется, нужно ответить на вопрос: К какому типу, к какому разряду явлений в общей структуре социального целого относится тот феномен, который получил название общественного мнения? Что же касается выделения признаков этого явления, позволяющих хотя бы вчерне очертить его границы и исключить из анализа все не относящееся к делу, то тут на первых порах вполне можно довольствоваться представлением, в соответствии с которым общественным мнением считается определенное коллективное суждение людей. Куда же нам следует направить стопы прежде всего? ЕЩЕ ОДНА ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ? Начать, очевидно, нужно с «азбуки». Как известно, в жизни отдельного человека различают его индивидуальное бытие и индивидуальное сознание. Подобно этому и все бесчисленное множество явлений, фактов и зависимостей, из которых слагается жизнь общества, распадается на два принципиальных ряда, находящихся друг относительно друга в сложном отношении: ряд явлений, фактов, зависимостей, существующих объективно, вне сознания человека и называемых общественным бытием, и ряд явлений, фактов, зависимостей, относящихся к сфере духовной жизни людей и называемых общественным сознанием. Будет тавтологией сказать, что общественное мнение относится к сфере общественного сознания. Действительные проблемы, однако, возникают при детализации общего определения: какое место в структуре общественного сознания занимает общественное мнение? В каком отношении последнее находится к другим известным элементам общественного сознания? Существует ли какая-либо специфика в характере взаимодействия рассматриваемого типа общественного сознания с общественным бытием, в частности в характере отражения последнего в общественном мнении, и т. д. Общественное сознание, как известно, представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, отражающих реальный жизненный процесс, общественное бытие и порожденных определенными материальными условиями жизни людей. Структура этой «совокупности» крайне сложна — как в смысле количества составляющих ее элементов, так и в смысле характера зависимостей между ними. В результате существует несколько способов расчленения этой структуры. Важнейший из них связан с выделением форм общественного сознания. В соответствии с ним в современном обществе различают такие формы существования общественного сознания, как политические идеи, правосознание, мораль, религия, наука, искусство и эстетические взгляды, философия. Все эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности (ср., например, религию и науку), особенностями своего развития, ролью в жизни общества и т. д., но прежде всего своим предметом. Различные формы сознания отражают различные стороны действительности: наука, например, имеет дело с законами природы и общества, мораль — с нормами поведения человека в обществе, политическая идеология — с политическими отношениями (классовыми, партийными, государственными и т. д.) и пр. В каком отношении к этим формам общественного сознания стоит общественное мнение? Очевидно прежде всего, что его невозможно отождествить ни с одной из названных форм. Хотя бы потому, что предмет общественного мнения не может быть втиснут в рамки какой-либо одной формы: общественное мнение высказывает свое суждение равно как по вопросам морали, так и по вопросам искусства, как о фактах политики, так и о фантомах религии. Известный прогресс в области культуры и просвещения привел к тому, что общественное мнение, родившееся во второй раз, уже в новое время, в сфере политической борьбы, давно переросло ограниченные рамки своей колыбели и рискует вторгаться в те области сознания, которые извечно были святая святых лишь узкой касты «посвященных»,— в сферу науки и даже «самой» философии. Достаточно вспомнить, например, историю с печально знаменитым «обезьяньим процессом» в США (1925 г.), когда прогрессивное общественное мнение в известном смысле встало на защиту теории Дарвина, против обскурантизма религии. По той же самой причине — отсутствие «своего собственного», специфического предмета — общественное мнение не может быть признано и существующим наряду с названными формами общественного сознания, в качестве еще одной, дополнительной формы, аналогичной перечисленным. По своему предмету оно как бы перекрывает все существующие формы сознания или, может быть, лучше будет сказать, входит в каждую из них в качестве весьма своеобразного способа их существования. Что мы имеем в виду? То, что каждая из форм общественного сознания оформляется и функционирует (хотя и в разной степени), в сущности, в двух видах: во-первых, в виде некоей более или менее законченной системы взглядов, вырабатываемых или принимаемых «извне» (как, например, в случае с религией и, частично, с наукой) господствующими силами и «официально» предписываемых ими всему обществу в качестве господствующих; и, во-вторых, в виде, так сказать, «неофициальной» позиции общества (или отдельных его «секторов») по тем или иным проблемам бытия — позиции, частично вырабатываемой непосредственными условиями жизни людей, а частично представляющей реминисценцию продукта сознательной деятельности разного рода теоретиков и идеологов. Разумеется, «официальная система взглядов» и «неофициальная позиция» общества могут совпадать (полностью или отчасти) по своему содержанию. Однако этот факт ни в малой мере не отменяет объективного различия названных аспектов общественного сознания. Общественное мнение связано как раз со вторым из них. Оно является «неофициальным» (в указанном смысле) сознанием, рассуждающим по вопросам политики и философии, религии и искусства. Причем в зависимости от специфики предмета отражения, в частности от его большей или меньшей сложности, от его практического значения в жизни общественности и т. д., оно входит в состав той или иной формы сознания с разной степенью интенсивности: меньше других оно распространено в сфере философии и науки, зато в сфере политики, морали, правосознания или искусства оно имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой. СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЯ Вместе с тем, как было уже отмечено, анализирующий отношение общественного мнения к отражаемой в нем социальной действительности исследователь всегда должен помнить, что речь идет о сложном характере такого отражения. Эта сложность связана уже с тем, что общественное мнение может быть не только истинным, но и ложным, не только адекватным действительности, но и иллюзорным. Причем суть дела заключается здесь не только и даже не столько в самом существовании возможности для общественного мнения оказаться правильным или ошибочным, сколько в том, что эти две крайности «спокойно» уживаются в нем: взятое в целом, общественное мнение практически никогда не бывает абсолютно истинным или абсолютно ложным, оно всегда есть своеобразное. смешение точных знаний и иллюзий, переплетение элементов истины и фантастики. Однако данный аспект не является единственным. О сложном характере отражения действительности в общественном мнении нужно говорить и тогда, когда налицо высказывания общественности, в общем и целом точно передающие объективную картину вещей.
Разумеется, многое в происхождении (и соответственно — в устранении) данной сложности зависит от самого исследователя: выдвигаемые им вопросы должны ставиться в такой форме, чтобы обеспечивать однозначность интерпретации ответов. Однако нередко суть дела заключается не в ошибках исследования (они возможны, но не о них речь), а в специфике самого процесса выражения мнений. Именно с таким случаем мы столкнулись, в частности, в машем II опросе. Перечисляя проблемы материального благосостояния по принципу первоочередности решения, общественное мнение несколько неожиданно назвало тогда в качестве третьей по счету проблемы (вслед за жилищным строительством и ростом заработной платы) «расширение сети детских учреждений». Момент неожиданности состоял в том, что эта проблема оттеснила на задний план такие проблемы, как «увеличение товаров широкого потребления» и "увеличение производства продуктов питания». Учитывая исключительную важность последних проблем в жизни народа, можно было прийти к выводу, что факт их относительно слабого подчеркивания в опросе — результат их относительно успешного решения в стране. Однако выявлен- мог мнение допускало и иное заключение о реальных процессах, а именно позволяло сделать вывод о крайнем обострении за последние годы проблемы детских учреждений. Наконец, речь могла идти и о третьем варианте — о переплетении обоих названных явлений. Выявить действительное содержание зафиксированного мнения должен был специальный анализ. И с таким сложным, многозначным характером высказываний исследователю общественного мнения приходится иметь дело постоянно. Скажем, человеку нравится его поколение, он доволен его делами. Спрашивается, как расценивать подобное мнение с точки зрения понимания подлинного облика советской молодежи? На первый взгляд это мнение может казаться благоприятным, и в подавляющем большинстве случаев так оно и есть. Но с другой стороны, такой вывод можно сделать только в результате дополнительного анализа, связанного с выяснением личности говорящего или того, что именно вызывает его симпатии и антипатии. Ведь при абстрактном подходе к делу похвала сама по себе еще не говорит ни о чем: она может быть как похвалой друга, так и поцелуем Иуды. Равно как и критика: за ней может стоять и недовольство сущим, и брюзжание филистера. Не будем голословными. Давая положительную оценку своему поколению, одни участники опроса писали: «Я думаю, что мое поколение — самое счастливое во все времена. Мы первыми увидели спутник и космический корабль, автоматы, работающие вместо людей, и первые телепередачи. Не только увидели, но и приняли участие в их создании. Мое поколение ведет сейчас самую святую борьбу на земле, и мне хочется, чтобы оно было первым, навсегда устранившим войну. Конечно, я влюблена в мое поколение, в мое время. У нас чуть не каждый день рождаются новые города и новые моря, производятся важные научные открытия и открытия мощных подземных кладов. Рождаются и новые отношения между людьми, новый человек коммунистического завтра» [36]. Но среди них были и такие, кто заявлял: «Поколение мне нравится, так как современная молодежь любит деньги, вино, женщин, свободу слова и действий. Самые сильные ее черты: эгоизм, эгоцентризм, жажда наживы и власти над плебеями...» Самая распространенная отрицательная черта — «так называемая идейность. Ее проявление выражается, в частности, в том, что открыли настоящий поход против аристократов духа» [37].
складывающееся на уровне обыденного сознания, окрашенное в тона социальной психологии общественное мнение высказывает суждения, содержание которых в каждом конкретном случае относительно, то есть отличается более или менее сильным моментом ситуативности [38]. Об этом моменте можно говорить прежде всего в широком смысле слова — как о влиянии на содержание высказываний социальной психологии опрашиваемого (говорящего). Именно этот аспект проблемы имел в виду А. Грамши, когда отмечал, что так называемое «поверхностно выраженное, или словесное» сознание, доставшееся «массе в наследство от прошлого» и воспринятое ею «без критики», «не бесплодно: оно привязывает к определенной социальной группе, влияет на моральное поведение, на направление воли...» [39] Однако не менее важен и более узкий аспект проблемы, заключающийся в том, что каждое высказывание общественности неизменно содержит в себе (в своем происхождении или содержании) определенное, большее или меньшее, число эмоциональных и даже иррациональных элементов. Их наличие придает всему делу своеобразную окраску и в известных условиях способно даже трансформировать содержание высказываемого мнения. В подобных случаях реальное содержание мнения может весьма значительно отличаться от того, за которое его принимает исследователь. Именно с таким явлением мы частично столкнулись в 3 опросе при анализе отрицательных черт советской молодежи. Вопрос в анкете стоял тогда так: «Есть ли, на Ваш взгляд, у молодых людей отрицательные черты, имеющие широкое распространение? Если да, какие именно?» Иными словами, акцент делился на явлениях наиболее распространённых. О днако вместо этого речь в опросе во многом пошла совсем о другом о явлениях наиболее неприятных для масс, вызывающих их наибольшее осуждение. Нет спору, названные подходы отчасти смыкаются, но, как нетрудно понять, они все же далеко не совпадают друг с другом. Эта своеобразная трансформация угла зрения общественного мнения проявилась прежде всего в том, что широкий разговор о недостатках поколения в явном противоречии с программой опроса повели и те его участники (их было ни много ни мало — 3101 человек), которые не видели в среде молодежи широко распространенных отрицательных явлений, то есть дали, по сути дела (а многие и формально), отрицательный ответ на главный вопрос. О происшедшей частичной подмене понятия «наиболее распространенный» понятием «наиболее нетерпимый» говорил и содержательный анализ названных молодежью отрицательных черт. Например, наименьшую реакцию вызвали такие явления, как национализм и подверженность религии; первый подчеркнули всего 28 человек из 17446 (0,16 процента), вторую — немногим больше: 152 человека (0,8 процента). Что касается национализма, то это было вполне естественно: из массы источников известно, что эта черта в незначительной мере свойственна советской молодежи, ее проявления носят исключительный характер. Однако этого совсем нельзя было сказать о религиозных пережитках. Многочисленные выступления печати, официальная информация, наконец, специальные социологические исследования, проводившиеся в некоторых районах страны, дают основание полагать, что дело тут обстоит скорее как раз неблагополучно. Подверженность молодых людей религии — нередко встречающееся явление, во всяком случае не менее распространенное, нежели, скажем, их увлечение «стилем». Между тем последнее было подчеркнуто в опросе почти в 3 тыс. анкет. Даже в деревне, где влияние религии на молодежь значительно сильнее, чем в городе, и где, напротив, «стиляги» встречаются крайне редко, опрошенные все же выдвинули на первый план «стиляжничество». Из 600 колхозников увлечение «стилем» в качестве наиболее распространенной отрицательной черты подчеркнули 54 человека, в то время как связь с церковью — лишь 9; из 1933 жителей сельской местности — соответственно 252 и 32. Подобный факт невозможно было объяснить какой-либо технической ошибкой, допущенной исследователем при составлении анкеты (например, неудачной формулировкой вопроса). Что же в таком случае тут имело место? Недооценка молодежью отрицательного значения религии? Переоценка некоторых других явлений, в частности «стиляжничества»? Бесспорно, и то, и другое. И источник этого смещения в оценках в обоих случаях был один: некоторые особенности функционирования массового сознания. По всей вероятности, у опрошенных, как и у поколения в целом, не было никаких иллюзий на тот счет, что участие молодежи в религиозных праздниках и обрядах — явление значительно более распространенное, нежели ее участие в «оргиях с рок-н-роллом». Но одно дело — «распространенное», а другое — «опасное», «неприятное», вернее, кажущееся таковым. Религия — явление глубоко противное коммунистическому сознанию и всему укладу жизни социалистического общества. Эго знает по крайней мере большинство молодых людей. Но с другой стороны, религия воспринимается психологически как нечто привычное, освященное многовековой традицией, к тому же связанное в массовом представлении прежде всего со старшими поколениями. Поэтому-то, видимо, молодые люди и не придали ей в опросе (как не придают и в жизни!) большого значения. Зато, напротив, «подражание западной моде» представляется многим сущим бельмом на глазу, и пусть оно встречается несравненно реже, оно все равно кажется более вызывающим, неприемлемым и опасным, чем религия. Именно эта эмоциональная окраска в восприятии явлений действительности наложила отпечаток на общественное мнение и именно она привела, выражаясь языком физики, к «возмущению» общественного мнения, к незаметному на первый взгляд смещению плоскости его высказывания.
Понятно, такой проблемы не существует в рамках исследования всей «вселенной» в целом. Ведь если, скажем, совокупность индивидов, образующих «вселенную», высказывает мнение о каких-либо признаках последней, само собой ясно (разумеется, при условии, что высказанное мнение истинно), что эти признаки характеризуют и самое высказывающуюся совокупность. Подобное мнение всегда обладает свойством транзитивности: отмечаемый субъектом мнения признак является признаком самого говорящего субъекта, может быть «перенесен» на него. Иное дело — мнения групп, выделяемых в составе более широкой «вселенной». Одни из них также могут рассматриваться в качестве автохарактеристик субъекта высказывания, другие — нет. Чтобы понять, с каким конкретно случаем мы имеем каждый раз дело, необходимо провести специальный анализ «на точность выражения мнения», затрагивающий как объект, так и субъект высказывания. Возьмем, например, вопрос: «Есть ли, на Ваш взгляд, у молодых людей отрицательные черты, имеющие широкое распространение? Если да, какие именно?» 8,5 процента опрошенных ответили на него: равнодушие, пассивность. При этом по отдельным группам картина выглядела следующим образом (в процентах):
Естественно, исследователю важно было решить: можно ли тут было сделать какие-либо выводы относительно степени распространенности данной черты внутри той или иной группы? Можно ли было, например, на основании приведенной таблицы утверждать, что в старших группах молодежи равнодушных больше, чем в младших (и именно в 1,5 раза), что рост пассивности определяется ростом образования людей и т. д.? Анализ показал, что такого вывода в данном случае сделать было нельзя. Конечно, известный рост равнодушия с возрастом происходить может (один из опрошенных студентов справедливо заметил, что эта черта тесно связана с «шишками, набитыми жизнью на лоб», а количество таких «шишек» прямо пропорционально возрасту). Однако ясно, что подобный вывод — даже в столь аморфном своем виде — отнюдь не исчерпывает всей проблемы до конца. И тем более неверными были бы попытки устанавливать здесь какие- либо точные количественные отношения между группами. Почему? Потому, что, когда 30-летние говорят о болезни равнодушия, их суждение основывается на знакомстве не только со своими 30-летними же сверстниками, но со всей без исключения молодежью. Иными словами, возрастные группы, по крайней мере в границах взятого предмета высказывания, являются, так сказать, открытыми, незамкнутыми. Эмпирическая база образования их мнения не ограничена рамками самих этих групп, и потому такое мнение не обладает признаками транзитивности. Аналогичное положение наблюдается и в группах по образованию. Заключение о том, будто число пассивных людей увеличивается по мере роста образования, было бы совсем уже ошибочным; ведь известно, что рост знаний и культуры ведет к расширению интересов людей, к их совершенствованию в той или иной области деятельности и т. д., то есть к усилению как раз тех факторов, которые противопоказаны распространению микроба равнодушия. Следовательно, приведенные цифры скрывают в себе другие, более широкие зависимости, относящиеся всецело к субъективному миру людей. В частности, они позволяют сделать такой вывод: чем выше зрелость человека (а она приходит и с возрастом, и особенно с образованием), тем нетерпимее, критичнее он относится к явлению равнодушия, тем больший вред и опасность он усматривает в этой черте. Напротив, выделенные в составе «вселенной» «экологические» группы (по месту жительства) являются в данном отношении группами замкнутыми: их мнение базируется на опыте, ограниченном преимущественно рамками самой группы. Поэтому такого рода мнение является в большей степени автохарактеристичным. Например, суждение москвичей основывается конечно же прежде всего на знакомстве с жизнью молодежи этого города, и потому оно может быть «перенесено» на объективную характеристику данной группы. Равно как и мнение деревенских жителей, основывающееся на опыте преимущественно сельском. Следовательно, применительно к таким группам цифры говорят уже не только о мире мнений, но и о мире реальных явлений. Исходя из них, можно сделать вывод (при прочих равных обстоятельствах), что равнодушие больше распространено в крупном городе, нежели в деревне [40]. Следует подчеркнуть, что различение открытых и замкнутых групп носит относительный характер. Оно прямо связано с объектом обсуждения, поскольку применительно к различным объектам одни и те же группы могут выступать то как открытые, то как замкнутые. И особенно важным такое различение становится тогда, когда объект мнения связан с доступными непосредственному наблюдению явлениями, то есть когда в основе образования мнения лежат не теоретическое знание, не распространяемые средствами массовой коммуникации истины, а личные наблюдения, непосредственный опыт микросреды. Характерным примером тут может быть отношение различных групп опрошенных к такому отрицательному явлению, как пристрастие к спиртным напиткам. Буквально все выделенные группы — возрастные, «экологические», по образованию, по роду деятельности и т. д.— назвали это явление самым большим недостатком, свойственным молодежи. Причем среди групп по роду деятельности такое мнение высказали (в процентах):
Исходя из таблицы, никак нельзя утверждать, что злоупотребление алкоголем распространено в среде служащих больше, скажем, чем в среде инженеров, меньше, чем среди военнослужащих, и т. п. И дело не только в незначительной разнице между цифрами. Главное — объект высказывания тут таков, что мы не можем рассматривать названные группы в качестве замкнутых. В самом деле, рассматриваемое суждение существенным образом отличается с точки зрения процесса своего формирования от общественного мнения, складывающегося, к примеру, вокруг явления равнодушия. Разумеется, и тогда, когда служащие или инженеры говорят о пассивности молодежи, они также исходят при этом не только из фактов жизни своего учреждения или завода. Эмпирическая база образования такого мнения также значительно шире: она включает в себя опыт встреч с людьми в самых разнообразных условиях и сферах. И все же своя собственная социальная среда играет в данном случае при формировании мнения первостепенную роль. Иное дело — пьянство. Пьяный человек на улице, в общественных местах бросается в глаза всем. Восприятие такого явления не связано с продолжительными, устойчивыми, более или менее глубокими связями между людьми в рамках той или иной социальной общности, оно возможно и за пределами таких групп. Зато «экологические» границы имеют тут снова довольно большое значение. Житель села, говорящий о распространенности пьянства, как правило, судит об этом сугубо на основе «местного материала», «материал» города зачастую просто неизвестен ему. Точно так же житель крупного города, как правило, не принимает во внимание или даже вовсе не располагает знанием о положении вещей в деревне и всецело основывается в своем суждении на впечатлениях, связанных с жизнью семьи, ближайшего окружения, дома, улицы, городских центров и т. п. Поэтому, если в группе жителей Москвы и крупнейших городов увлечение спиртными напитками в качестве наиболее распространенной черты отметило 19,9 процента опрошенных, в группе жителей остальных городов и поселков — 24,0 процента, а в группе жителей села — 27,5 процента, то — при прочих равных обстоятельствах — отсюда можно было сделать вывод, что в среде сельской молодежи это отрицательное явление распространено более, чем в среде городской и особенно столичной. Говоря о сложном характере отражения действительности в общественном мнении, можно было бы сослаться и на иные факторы, в частности на то обстоятельство, что общественное мнение может заключать в себе ту или иную установку группы, выражать приверженность группы к той или иной системе ценностей и т. д., то есть осуществляться в суждении, связанном с весьма сложными формами опосредствованного отражения социальной действительности. Однако, как кажется, и сказанного достаточно, чтобы увидеть, что содержание высказываний общественности не может браться исследователем «на веру», приниматься как данное, без всестороннего критического рассмотрения. Напротив, подчеркивая роль общественного мнения в качестве измерителя действительности, мы одновременно с такой же силой должны подчеркнуть, что пользоваться этим орудием можно лишь со знанием дела. Разного рода «манипуляции» с общественным мнением не могут иметь какой-либо силы, если они не опираются на научное исследование высказываний общественности, не включают в себя критического анализа реального содержания выявленных мнений. В свою очередь такой подход предполагает владение методологией и методикой исследования, умение препарировать общественное мнение, испытывать его «на истинность отражения», «на точность выражения» и т. д. Но обо всем этом — ниже. ИНДИВИД ИЛИ ГРУППА? Решение его начинается, очевидно, с выяснения: может ли в роли субъекта общественного мнения выступать и индивид или это прерогатива исключительно группы, коллектива, совокупности (множества) индивидов? При первом подходе к проблеме тут все кажется предельно ясным: раз мнение общественное, то и носителем его, естественно, должно быть общество, общественность, словом, какая-то группа, а никак не отдельный индивид. Большинство, если не все исследователи, соглашаются в этом. Следует заметить прежде всего, что, несмотря на кажущуюся очевидность, данное положение является весьма важным как с точки зрения теории, так и, особенно, с точки зрения практики политической жизни. Фиксирование его тем более необходимо, что на практике отдельные люди очень часто пытаются (иногда не безуспешно) выдавать свое личное мнение за общественное, а свои индивидуальные желания— за волю народа. В капиталистическом обществе, где технические средства информации и коммуникации — газеты, радио, телевидение и т. д.— находятся в собственности или под контролем отдельных лиц, с подобными случаями приходится сталкиваться, как известно, сплошь и рядом. В этой связи, пытаясь определить общественное мнение и сетуя по поводу того, что на деле оно «значительно отличается от народного одобрения», А. Сови пишет: «Это иногда узкие группы или даже заурядные личности, которые располагают рупорами более или менее мощными: газетами, особенно в некоторых странах, радиопередатчиками и т. д. Ансамбль этих голосов, когда он относительно строен, составляет общественное мнение» [121]. Вместе с тем, казалось бы, совершенно бесспорный взгляд, отрицающий за индивидом право называться общественностью, содержит в себе нечто гораздо большее, нежели простую тавтологию. Это становится ясным, если учесть, что в современном обществе действительно имеется большая группа лиц, которая и по субъективному восприятию (своему собственному, а также других людей) и, главное, по своему объективному положению в обществе и роду своей деятельности претендует на то, чтобы говорить от имени народа. Это так называемые общественные лидеры: политические деятели, депутаты, руководители массовых общественных организаций, профессиональные журналисты, писатели и т. д., за которыми стоят более или менее широкие группы населения — избиратели, члены организаций, те или иные социальные круги, наконец, массы, народ. Как быть со всеми этими лицами, как относиться к высказываемым ими индивидуальным мнениям? Ясно, что перед лицом подобных вопросов очевидное поначалу положение о несовпадении индивида с общественностью теряет свою первоначальную очевидность и убедительность. Социологическое «дважды два» нуждается в доказательстве и анализе.
Индивидуальное (частное) мнение, бесспорно, не является общественным мнением, и потому индивид никак не может быть признан носителем общественного мнения. Правда, в силу совсем иных причин, нежели это представляет себе, к примеру, А. Уледов, когда пишет, что «публично выраженные мнения отдельных лиц не могут быть признаны как таковые за общественное мнение уже потому, что последнее обладает политической и нравственной силой» [122]. Дело, конечно, совсем не в этом. Политической и даже нравственной силой в не меньшей мере могут обладать и мнения отдельных лиц, особенно если последние наделены всеми атрибутами власти, как это бывает, например, с государственными деятелями, или являются высокопочитаемыми в обществе авторитетами, как это случается с некоторыми писателями. Дело в другом. Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения потому, что последнее представляет собой специфическое состояние сугубо массового сознания. Единица не совпадает с множеством. Но, с другой стороны, как мы показали в своем месте, частное мнение, высказываемое индивидом, может быть связано по своему объекту с общественным интересом и, следовательно, входить в состав общественного мнения. Множество состоит из отдельных единиц. Это заставляет взглянуть на индивида иначе. Не в состоянии быть носителем общественного мнения, он вполне может быть его выразителем. Именно на этом основывается деятельность упомянутых общественных лидеров. Высказываемые ими мнения должны— по крайней мере, в идеале! — совпадать по своему содержанию с мнением общественности. Благодаря этому возникает возможность по индивидуальному мнению судить о мнении общественном. Однако при этом необходимо иметь в виду, что речь во всех этих случаях идет о косвенном, опосредствованном выражении мнения народа, а не о его непосредственном высказывании. Поэтому к индивидуальному мнению лидера нужно подходить со знанием дела: между ним и мнением общества в целом (или мнением той его части, которую представляет данный лидер) еще нельзя поставить знака тождества, по крайней мере без предварительного анализа. Прежде всего лидеры, претендующие на то, чтобы говорить от имени всего народа, практически нередко выражают порой бессознательно, чаще же с полным знанием дела — мнение лишь определенных секторов общества. Эти секторы могут быть замкнутыми, то есть характеризоваться четко выраженными специфическими интересами (таковы социальные классы, политические партии, определенные возрастные группы и т. д.), их границы могут быть, напротив, открытыми, размытыми (в тот или иной общественный сектор могут входить люди с самыми различными, даже противоположными интересами — таков, например, круг избирателей данного округа),— но во всех случаях они представляют собой только часть общества. Следовательно, позиция лидера, принадлежащего к этой части общества, всегда ограниченна. Иллюзия, в том числе самоиллюзия, может быть такова, что человек говорит от имени общества в целом, в действительности же мнение его совпадает с мнением одних членов общества и может самым решительным образом отличаться от мнения других членов общества, как, кстати сказать, и других лидеров, выражающих настроения иного общественного сектора. Иными словами, общественные лидеры, имея собственную точку зрения, могут оказаться пристрастными в своих суждениях. Поэтому, строго говоря, по их высказываниям не всегда можно судить о картине мнений, реально существующих в обществе в целом. Это верно даже в отношении журналистов — людей, которые, как кажется, могли бы больше других претендовать на особое положение «над» обществом. Подобные их претензии выглядят столь же неосновательными: как и другие общественные лидеры, журналисты могут представлять в своих суждениях ту или иную пристрастную точку зрения. Даже спортивные обозреватели, пишущие о секундах, голах и метрах. Казалось бы, как можно быть необъективным в отчете об эстафетном беге двух команд, из которых одна пришла первой, а другая — второй. И все же известна история о двух репортерах-болельщиках, по-разному подавших этот факт: «Наша команда была первой, а противника — последней»,— писал один; «Наша команда была второй, а противника — предпоследней»,— утверждал другой. Правда, можно рассуждать так: если высказывание одного лидера, выражающего мнение одной определенной группы общества, не может дать представления о картине общественного мнения в целом, то, может быть, такое представление получится в результате сложения индивидуальных мнений различных лидеров? Однако это рассуждение также оказывается неправомерным. И все в силу того же обстоятельства — что индивидуальное мнение является лишь опосредс<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.014 с.) |