Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
База и границы множественности мненийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, множественность мнений при социализме является фактом, фактом столь же объективным, как и единодушие мнений. Выше мы говорили о базе образования общественного мнения с монистической структурой. Аналогичный анализ должен быть проделан теперь в отношении явления плюрализма.
различных точек зрения, высказывают не совпадающие друг с другом взгляды? А. Уледов, не могущий, как мы видели, вовсе отделаться от проблемы плюрализма, обосновывает это явление тем, что имеется «разница между уровнем сознания широких масс и авангарда — Коммунистической партии» [131]. Таким образом, множественность мнений связывается исключительно с проблемой соотношения научного и обыденного сознания во взглядах людей, с различием в уровнях их грамотности, а также в степени понимания и выражения ими объективных общественных потребностей. Согласно такому пониманию, водораздел между несовпадающими мнениями проходит по линии «знание — незнание», «сознательность— несознательность», а в качестве субъектов, находящихся по разные стороны от него, оказываются, с одной стороны, «авангард общества — Коммунистическая партия», а с другой, «широкие массы». Как следует отнестись к подобной точке зрения? Выше мы говорили, что общественное мнение может складываться на уровнях обыденного сознания и научного знания, что оно может быть более и менее компетентным, истинным, адекватно отражающим реальные отношения и иллюзорным, отражающим эти отношения превратно, искаженно. Бесспорно, все эти аспекты имеют прямое отношение к обоснованию плюрализма мнений при социализме: уровень знаний, равно как и степень сознательности человека, прямо влияет на содержание высказываемого мнения, или, иначе, содержание мнения зависит от уровня знаний и сознательности человека, так как на каждом уровне может рождаться свое, отличное от других, мнение. И все же в целом изложенная точка зрения никак не может быть признана верной. Прежде всего в силу ее полного несоответствия фактам. Деление общественного мнения по отношению «партия — широкая масса», о котором говорит А. Уледов, не наблюдается на практике. Мы, например, не знаем ни одного случая из опыта функционирования общественного мнения в СССР, да и вообще не можем представить себе ситуации, когда бы при обсуждении того или иного вопроса все говорящие разделились на две группы: коммунистов и беспартийную массу. Коммунистическая партия — наиболее сознательная часть народа. Это так. Но как можно утверждать, что буквально каждый член партии превосходит по уровню своих знаний и своей сознательности всех беспартийных членов общества?! Критикуемая точка зрения не может быть принята, во- вторых, и из-за соображений принципиальных, поскольку она противоречит некоторым установленным теоретическим истинам. Из всех аспектов анализа мира мнений критикуемый взгляд останавливается лишь на одном и к тому же не самом существенном, а именно: на аспекте самого сознания. Важнейшие же объективные различия в непосредственных практических интересах людей, вытекающие из сохраняющихся и при социализме различий в их экономическом, социальном, культурном и т. д. положении, а также из «вечных» различий демографического плана (половых, возрастных, природных и т. д.), остаются здесь вовсе вне сферы анализа. Благодаря этому создается впечатление, прямо уже напоминающее идеалистические иллюзии, будто изменение взглядов людей достигается прежде всего не путем изменения их бытия, осуществляемого в ходе экономического, социального и т. д. развития, а путем изменения их сознания, осуществляемого в ходе повышения образования, усиления воспитательной работы и т. д. Хотя, как легко понять, дело обстоит как раз наоборот. Ключ к пониманию плюрализма мнений лежит, если можно так выразиться, в плюрализме материальных условий существования людей. И тут мы подходим к вопросу о структуре социалистического общества.
социальных «единицах», как «нация», вспоминали — при этом неизменно в описательной форме — лишь при рассмотрении путей решения национального вопроса. Категории «город» и «деревня» практически отождествлялись в их содержании с категориями «рабочий класс» и «колхозное крестьянство» (хотя несовпадение первых и вторых очевидно). Что же касается всех остальных социальных групп, в том числе и наиболее важнейших из них, например характеризующих социально-профессиональное положение людей (рабочие, служащие, техническая интеллигенция, пенсионеры и т. д.), уровень их доходов (низкооплачиваемые, высокооплачиваемые), и множества других, то они в лучшем случае фигурировали лишь в статистических отчетах. Еще меньше предметом специального философско-социологического анализа становились категории демографического порядка. Однако оправданный, и то лишь в известной мере, на первых этапах познания социальной структуры общества, такой сугубо интегральный подход довольно явно обнаруживает свою недостаточность перед лицом реальных социальных процессов и проблем. Подлинный философский синтез вообще не может быть осуществлен до и без философского анализа. И уж тем более дело не обстоит таким образом, что многократное повторение слов о «единстве», «монолитности», «стирании различий» и т. д. само по себе способно устранить объективно существующие различия в положении отдельных групп! Возьмем, к примеру, две такие широкие группы, как «рабочий класс» и «интеллигенция», о стирании различий между которыми написано, может быть, более всего. Социальные сдвиги в направлении сближения этих некогда несовместимых категорий, уже происшедшие и продолжающие происходить в недрах современного общества, действительно имеют историческое значение. Еще на памяти старшего поколения те времена, когда все было чрезвычайно просто — когда рабочий уже в силу одной невозможности получить сколько-нибудь приличное образование резко отличался от инженера, а инженер и по своему происхождению, и по своему положению в обществе, и по характеру своего труда не имел ничего общего с рабочим человеком и когда уже по одному внешнему виду можно было в 99 случаях из 100 определить, с кем имеешь дело. Сравнительно не трудно было уловить разницу между рабочим и инженером еще и в довоенное время. Однако процесс сближения этих групп, процесс стирания различий между физическим и умственным трудом тогда уже начался. В результате провести грань, отделяющую рабочего от интеллигента, стало сложнее. Эта задача еще более усложнилась теперь, в связи со структурными изменениями в характере современного индустриального производства и появлением в обществе целого ряда, так сказать, «срединных» социальных типов — «инженера-рабочего», «рабочего- инженера», «рабочего-студента» и т. д. [132] Словом, процесс размывания граней между рабочим и интеллигентом, или, как говорят, процесс социальной интеграции, налицо. Однако ограничиться при рассмотрении действительности констатацией только этой стороны дела или тем более заявлять, как это делают некоторые торопливые философы, о стирании существенных различий между рабочим классом в целом и интеллигенцией в целом можно только при условии полного пренебрежения к конкретным фактам, к детальному анализу положения и структуры и рабочего класса, и интеллигенции. Ведь ни установление политического равноправия, ни предоставление рабочему человеку права получить среднее и высшее образование, ни уравнение обеих групп в материальном положении — сами по себе имеющие огромное значение — не приводят еще автоматически к изменению характера труда, которым заняты рабочий класс в целом и интеллигенция в целом. Последний же момент является центральным в определении социального, в широком смысле слова, положения людей. В Советском Союзе ныне полностью уничтожены различия между рабочим и интеллигентом в том смысле (помимо аспекта политического равноправия), что каждый рабочий при прочих равных обстоятельствах может стать интеллигентом. Однако пока и поскольку он остается рабочим, пусть даже с десятилетним образованием, его труд в большинстве случаев отличается от труда интеллигента и отличается самым существенным, качественным образом. Дело в том, что та группа рабочих, которая занята на ультрасовременных операциях и ультрасовременной технике и которая как по уровню своих знаний, так и по характеру своей деятельности действительно приближается к группе технической интеллигенции, составляет в общей массе индустриальных рабочих страны пока еще меньшинство. В этом убеждает уже самое поверхностное ознакомление с составом рабочего класса, зафиксированным Всесоюзной переписью населения 1959 года. Данные переписи обнаруживают весьма широкое распространение в СССР физического труда, в том числе труда тяжелого, далекого от применения какой-либо механизации и затрат умственной энергии [133]. Ясно, что объективный научный анализ социальной структуры не может отвлекаться от этого факта. Так обнаруживается недостаточность интегрального подхода. Социолог не может довольствоваться выделением в социальной структуре одних только «глобальных» категорий— «рабочего класса» и «интеллигенции», но должен продолжить анализ и выделить в составе этих широких групп более дробные «единицы» [134]. Дифференцированное рассмотрение социальной структуры нашего общества является важнейшей задачей. Без решения этой задачи нельзя понять закономерностей общественного развития, овладеть его механизмом. Без решения этой задачи, как мы уже сказали, невозможно понять и природы функционирующего у нас общественного мнения, его плюралистической структуры. Расчленение современного социалистического общества в социально-демографическом отношении весьма многопланово. Имея в виду анализ общественного мнения, здесь можно выделить (в первую очередь) такие группы: а) классовые (рабочий класс и колхозное крестьянство); б) по социальному положению (самодеятельное и несамодеятельное население, а в составе того и другого — рабочие, крестьяне, интеллигенция, занятая на производстве, интеллигенция, занятая не на производстве, служащие, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и т. д.); в) по характеру труда (лица, занятые преимущественно физическим или умственным трудом); г) профессиональные (принятые экономо-статистические деления различают, например, в сфере физического труда такие группы: горняки, металлурги и металлисты, химики, лесозаготовители, полиграфисты, текстильщики, швейники, строители и т. д., а в сфере умственного труда: руководители органов государственного управления и общественных организаций, руководители предприятий, ИТР, медицинские работники, учителя и научные работники, работники искусства, работники торговли, общественного питания и т. д.— всего, без более дробного деления, свыше 40 групп); д) по доходам (в связи с процессом упорядочения заработной платы в официальных документах фигурировали, например, категории «высокооплачиваемых» и «низкооплачиваемых» работников; ясно, однако, что в данном отношении все общество делится фактически на большее количество групп); е) по образованию (лица с высшим, незаконченным высшим, средним, неполным средним, начальным и ниже начального образованием); ж) по типу местожительства (городское и сельское население); з) по типу городского поселения (например, жители городов с населением до 5 тыс. человек, до 10 тыс., до 50 тыс., до 100 тыс., до 500 тыс. и выше; жители провинциальных и столичных городов; жители городов со слаборазвитой промышленностью и крупных индустриальных центров и т. д.); и) по району местожительства (в этом отношении можно различить несколько типов объективных групп: по административному делению — например, союзные республики; по географическому делению — например, районы Центра, Крайнего Севера, Средней Азии и т. д.; по экономгеографическому делению — например, районы Поволжья, Урала, Кавказа и Дона, Западной Сибири, Украины, Казахстана, Прибалтики и т. д.); к) половые (мужчины и женщины); л) возрастные (абстрактно говоря, тут можно говорить о группах, определяемых, к примеру, годом рождения людей: 15-, 16-, 17-, 18- и т. д.-летних, вплоть до ровесников Отечественной войны 1812 года, буде такие окажутся); м) по семейному положению (холостые, семейные, разведенные, вдовые); и так далее. Разумеется, приведенный перечень никоим образом нельзя считать законченным. Он может быть продолжен сколь угодно далеко. Анализ той или иной сферы социальной жизни может поставить исследователя перед необходимостью фиксирования совсем других групп (например, национальных, по количеству детей, по состоянию здоровья, по роду участия в минувшей войне и т. д.) или большей детализации уже названных групп (например, «семейные» делятся на «молодоженов» и «лиц с большим опытом семейной жизни», на лиц, находящихся в первом браке, и лиц, имеющих вторую или третью семью, и т. д.; группа «строителей» дробится на представителей более узких профессий: экскаваторщиков, каменщиков, штукатуров и т. д. и т. п.). Вместе с тем признаки, лежащие в основе перечисленных нами групп, весьма неравноценны по своему значению для жизни общества. Одни из них исключительно важны с точки зрения понимания структуры и динамики общественного процесса, другие, напротив, носят второстепенный характер, одни из них уже в недалеком будущем обречены на исчезновение и потому трудно уловимы, другие, наоборот, еще долго будут давать о себе знать и т. д. Но независимо от этого все указанные различия являются объективно существующими, все они касаются материальных или духовных условий жизни людей, накладывают явственный отпечаток на весь строй их поступков и мыслей, порождают различные типы восприятия жизни, различные подходы к анализу жизненных явлений, даже можно сказать резче — различные системы ценностей. Поэтому-то именно эти различия должны рассматриваться в первую очередь в качестве4 естественной базы множественности мнений при социализме, именно они прежде всего заключают в себе ответ на вопрос: почему и при социализме люди продолжают придерживаться по тем или иным вопросам различных точек зрения, высказывают несовпадающие друг с другом суждения.
принципиально ограничены — ограничены, в частности, отсутствием оппозиции. Когда мы говорим об отсутствии в составе социалистического общественного мнения оппозиционных суждений, мы в сущности имеем в виду два обстоятельства. Первое из них связано с субъектом мнения. Дело в том, что в условиях социализма, в силу специфики структуры данного общества, исключающей классы и слои с устойчивыми антагонистическими интересами, полностью отсутствует сколько-нибудь постоянная, объединенная каким-либо объективным признаком (мы не говорим уж — политически организованная) оппозиция. Здесь не существует ни одной такой группы — социальной или демографической,— которая бы перманентно выступала против точки зрения другой группы или других групп. Состав людей, высказывающих несовпадающие мнения, неизменно меняется в зависимости от того или иного предмета обсуждения [135]. Второе обстоятельство, принципиально ограничивающее плюрализм мнений при социализме, связано с объектом мнения. Дело в том, что уже в условиях капиталистического общества понятие «оппозиция» относят далеко не ко всякому расхождению во мнениях. Под «оппозиционным» мнению господствующей в обществе группы там, строго говоря, понимают лишь такое мнение, которое расходится с первым при обсуждении принципиальных вопросов, затрагивающих коренные проблемы социального развития. Специфика социалистического общественного мнения состоит в том, что, когда оно высказывается по таким кардинальным проблемам, оно имеет как раз монистическую структуру. Расхождение во мнениях здесь возникает при обсуждении более конкретных вопросов, хотя, необходимо подчеркнуть, круг их остается достаточно широким — «от экономики до эстетики, от наметок плана работы бригады на ближайший период до... перспектив развития всей страны...» [136] Если говорить более конкретно, анализ обнаруживает целый ряд зависимостей, кладущих границы плюрализму мнений при социализме или, напротив, открывающих возможности для возникновения несовпадающих друг с другом высказываний. Прежде всего, как мы уже сказали, сравнительно легко обнаруживается та общая закономерность, что множественность мнений растет прямо пропорционально степени конкретизации обсуждаемых проблем. Объединенное единым укладом жизни, единой идеологией и целью, большинство населения страны, как правило, не имеет двух точек зрения но вопросам, касающимся судеб мира или социализма в целом. Однако его мнение тотчас же начинает раздваиваться, утраиваться, учетверяться и т. д., как только речь заходит о частных вопросах социального строительства, об оценке тех или иных конкретных явлений внешней и внутренней жизни. В известной мере в этом можно было убедиться уже на примерах, приводившихся нами в предыдущем параграфе. Чем шире ставится вопрос, тем, во-первых, меньше число высказываемых мнений и тем, во-вторых, резче деление ансамбля опрошенных на большинство (часто подавляющее) и меньшинство. Напротив, чем вопрос ставится уже, тем больше разнообразие высказываемых мнений и тем сложнее количественные группировки стоящих за ними людей. Особенно ярко эта зависимость проявляется при сравнении так называемых безличной и личной постановок вопроса, при переходе от рассмотрения явлений, характеризующих жизнь общества в целом, к рассмотрению явлений, непосредственным, ближайшим образом затрагивающих жизнь индивида. В последних случаях на содержании мнений в гораздо большей степени сказываются индивидуальные особенности личности говорящего: детали его биографии, его частный жизненный опыт, его потребности, особенности характера и т. д. и т. п. В V опросе, например, мы ставили два вопроса: «Какие наиболее сильные черты характеризуют, по Вашему мнению, советскую семью?» и «Что Вы больше всего цените в своей семье?» Ясно, что ответы на эти вопросы в общем объеме опрашиваемого ансамбля должны были в принципе совпасть (мы имеем в виду качественную картину); собственно говоря, второй вопрос и ставился-то нами с целью подконтролировать первый. Однако на деле такого совпадения не произошло: картина черт семьи, как таковой, точнее, картина мнений в первом случае оказалась беднее, чем во втором. Ответы на вопрос, поставленный в личной форме, то есть характеризующие собственные семьи говорящих, были разнообразнее. Другая зависимость, касающаяся природы плюрализма мнений, связана уже не столько с объектом, по которому высказывается суждение, сколько с самой формой высказывания. Например, сравнение оценочных и конструктивных мнений обнаруживает, что в последнем случае множественность мнений бывает значительно большей. В этом убеждаешься, когда начинаешь анализировать ответы на вопросы типа «Что бы Вы могли предложить для быстрейшего решения выдвинутой Вами проблемы?» (II опрос), «Каким образом должны участвовать в присуждении почетного звания широкие массы трудящихся? За кем, по-Вашему, следует оставить право решающего голоса?» (IV опрос), «Какие меры по укреплению молодой семьи Вы можете предложить?» (V опрос) и т. д. Вот как выглядели, например, ответы на первый из названных вопросов тех людей, кто полагал, что проблемой № 1 в СССР является жилищное строительство: 01 Необходимо ускорять темпы строительства (свыше 54 процентов от числа тех, кто назвал в качестве первоочередной проблемы жилищное строительство) и с этой целью: а) широко внедрять в строительство индустриальные методы; б) привлекать к строительству само население: 1) в форме рабочей силы, 2) в форме денежных средств. 02 Необходимо улучшать качество строительства, а именно: а) улучшать типовые проекты в сторону расширения полезной площади; б) строить квартиры, рассчитанные на одну семью; в) сокращать строительство однокомнатных квартир и т. д. 03 Необходимо улучшать снабжение индивидуальных застройщиков стройматериалами, транспортными средствами и т. д. 04 Необходимо усовершенствовать практику распределения жилья (13 процентов), в том числе: а) обеспечивать жильем в первую очередь молодоженов; б) ограничить предоставление городских квартир людям, имеющим дачи; в) идти прежде всего не по пути улучшения жилищных условий лицам, уже обеспеченным квартирами, а по линии обеспечения жильем остро нуждающихся; г) ввести прогрессивную квартплату за площадь, превышающую существующие нормы. Наконец, расхождения во мнениях возникают не только под влиянием различий в объективных условиях жизни людей, но и в результате различий в уровнях их сознания, прежде всего компетентности. Это особенно ярко можно наблюдать при обсуждении сложных вопросов, предполагающих наличие у человека аналитических способностей или по крайней мере достаточной осведомленности в предмете. Имеющиеся в таких случаях изъяны в постановке просвещения (школьного или политического, общего или специального) обнаруживаются тут сразу же. Так, после широкой и длительной пропагандистской кампании взрослое население нашей страны, и особенно люди, так или иначе связанные с движением за коммунистический труд, должны были бы, казалось, иметь ясное и однообразное представление о том, каким конкретным содержанием наполняется формула «по- коммунистически жить». Однако в ходе опроса мы обнаружили во взглядах людей довольно большой разнобой [137]. Все перечисленные обстоятельства объективного и субъективного порядка, в большей или меньшей мере, прямо или косвенно сказывающиеся на позиции людей, вынуждают исследователя общественного мнения к максимальной осторожности, делают совершенно недопустимым его предвзятый подход к оценке мнений. Исследователь не может заранее сказать: мнение людей на этот счет будет таким-то, не боясь впасть при этом в грубую ошибку. Даже если речь идет об истинах «само собой разумеющихся». Даже если допущение обратного кажется совершенным вздором. Специфика образования мнений такова, что исследователь всегда может упустить из виду те или иные обстоятельства, порой самые неожиданные, которые влияют на мотивы людей при вынесении ими суждения о предмете, и его самонадеянность непременно будет наказана. Приведем для иллюстрации пример из IV опроса. В анкете спрашивалось: «Можно ли лишать людей почетного звания?» «Ваш вопрос — праздный,— отвечал нам Ю. Р. офицер из Москвы.— Не может же ходить по нашей земле хам, пьяница, хулиган с именем ударника коммунистического труда. Почетное звание — это не обряд крещения: надели крест на шею и — до могилы. Не оправдал человек доверия и внимания советских людей — отнять звание. Это самое справедливое решение» [138]. Казалось бы, все очень правильно, все очень логично и совершенно бесспорно. И тем не менее утвердительный ответ на этот вопрос дало только 68 процентов опрошенных из числа не участвующих в движении, 74 процента — соревнующихся за почетное звание и 68 процентов коллективов коммунистического труда. Все остальные высказались по этому поводу в той или иной степени отрицательно, причем категорически возразили против практики лишения звания 9,8 процента коллективов коммунистического труда и 10,4 процента борющихся за звание. Мотивы подобной точки зрения, после того как она Пыла высказана вслух, угадать было уже нетрудно. Итак, подведем итог. Как можно видеть из сказанного, н действительности не существует жесткой альтернативы: монизм или плюрализм мнений. Применительно к социалистическому обществу речь должна идти о другом — о существовании мнения с четко выраженной монистическо-плюралистической структурой. Тяготеющее к безусловному единодушию при обсуждении принципиальных вопросов, связанных с проблемами социального развития, это мнение может раскалываться на ряд составляющих при обсуждении проблем, в той или иной степени затрагивающих индивидуальные интересы людей или испытывающих влияние их индивидуальных особенностей. Следовательно, вопрос о субъекте общественного мнения, который мы поставили в самом начале, сохраняет все свое значение и применительно к условиям социализма: как быть — отказать мнению, высказываемому частью общества, в праве считаться общественным или признать, что в роли субъекта общественного мнения могут выступать не только общество в целом, но и какие-то его секторы, части, элементы?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.01 с.) |