Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение объекта мнения «вширь» и «вглубь»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выше нам не раз уже приходилось подчеркивать, что общественное мнение в целом и его объект в частности Являются величинами исторически переменными. Изменение экономических, социальных, технических и прочих условий функционирования общественного мнения приводит к изменению его положения и роли в жизни общества, к усложнению его функций, расширению сфер его деятельности и т. д. Эти процессы становятся особенно значительными в современную эпоху. Объект высказываний общественности определяется рядом объективных условий: границами существования общественного интереса; уровнем развития в обществе демократии — в лице ее политических и технических форм и средств, создающих для общественности реальную возможность удовлетворить свой интерес в отношении тех или иных явлений действительности, ознакомиться с ними, активно повлиять на них и т. д.; наконец, познавательной способностью массового сознания, ограниченной, с одной стороны, указанным выше «порогом доступности», а с другой — уровнем компетентности общественности, степенью ее общей и специальной (относительно того или иного предмета) грамотности, информированности и пр. Анализ объективных тенденций развития современного мира — как тех, что отмечены печатью великой технической революции, так и тех, что связаны с преобразованиями социальной структуры общества в направлении коммунизма,— позволяет сделать вывод, что границы высказываний общественного мнения раздвигаются ныне принципиальным образом. Прежде всего, в фокусе внимания общественного мнения оказывается множество новых проблем и даже целых сфер социальной жизни, к которым раньше оно не проявляло ровно никакого интереса. Таковы, в сущности, проблемы организации экономики и науки в обществе, некоторые моральные проблемы, связанные, например, с отношением людей к труду, религии и т. д., и др. Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в ходе социальных преобразований ликвидируется былой антагонистический разрыв между широким общественным интересом и интересом небольшой части общества, осуществляющей руководство социальной жизнью. В результате этого устраняются разного рода искусственные препятствия, воздвигаемые господствующими классами на пути формирования и функционирования народного общественного мнения. Общественность приобретает возможность высказываться и по поводу тех объектов, которые всегда вызывали у нее большой интерес, но были недоступны ей, поскольку держались господствовавшим меньшинством в секрете или были отмечены печатью «вето». К числу таких проблем относится множество вопросов международной и внутренней политики, затрагивающих сферы экономики и культуры, идеологии и воспитания. Наконец, в современном мире происходит качественное повышение познавательной способности массового сознания. Принципиальные изменения в механизме отношения «личность— общество», движение в направлении полного устранения (в конечном итоге) феномена отчуждения — все это приводит сначала к сокращению, а затем и к полному уничтожению социальных явлений, непознаваемых массовым сознанием, недоступных пониманию широкой общественности, подвергающихся деформации в процессе отражения. В результате описанный выше «порог доступности» отодвигается все дальше и дальше, пока вовсе не станет достоянием истории. Другой стороной процесса увеличения познавательной способности общественного мнения является отмеченный выше рост сознательности и грамотности масс, качественный скачок в содержании и структуре знаний, которыми начинают располагать миллионы. Эти процессы связаны с рядом социальных явлений. Во-первых, в ходе общественного развития происходит бурное увеличение массы образованных, высоко грамотных людей, постигающих путем обучения научные законы развития природы и общества, овладевающих знаниями, выработанными современной наукой и техникой. Во-вторых, постоянно возрастает масса людей, активно, на практике овладевающих законами природы и общества, научающихся сознательно использовать их в своей непосредственной практической деятельности — производственной (за станком, в поле, в лаборатории) и общественной (участие в управлении экономикой, государством, общественными организациями и т. д.). Наконец, происходит постоянное возрастание и массы людей, непосредственно участвующих в познании, открытии законов природы и общественного развития. Этот процесс находит свое выражение прежде всего в широком распространении в обществе науки — в росте числа научных учреждений и научных сотрудников и в размахе научно-исследовательских работ. Как уже не раз отмечалось, в современном мире идут и противоположные процессы, способствующие понижению уровня компетентности широкого общественного мнения масс, во всяком случае тормозящие рост этой компетентности. Причем эти процессы вызваны не только исторически преходящими и, следовательно, устранимыми причинами (например, характером социальных отношений), но и органическими, имманентными особенностями развития производства, культуры и науки в обществе (например, усложнением механизма экономических и хозяйственных связей, усилением специализации многих сфер знания, дальнейшим развитием общественного разделения труда и т. д.). И все же, повторяем, если оценивать картину в целом, в мире происходит постепенное изменение структуры и содержания массового сознания: элементы обыденного сознания все более замещаются в нем элементами теоретических знаний, стихийно складывающееся мировоззрение сменяется научным, а взгляд на мир «с высоты собственной колокольни» — сознательным подходом к действительности, в котором человек осознает себя как гражданина, как активного и полноправного члена общества. В результате меняется и объект суждений общественности. Более грамотное общественное мнение начинает высказываться по все более широкому кругу вопросов. Причем наряду с количественным ростом, отмечающим развитие объекта общественного мнения «вширь», идет одновременно процесс его изменения «вглубь»: в соответствии с общими закономерностями развития человеческого познания суждения масс все более и более усложняются по своему содержанию, переходя от мира явлений к миру сущностей, от сущностей «первого порядка» — к сущностям «второго порядка» и т. д. И ясно, что общество всемерно заинтересовано в таком процессе: благодаря ему оно приобретает возможность дополнять «чисто» теоретический анализ явлений и фактов действительности, осуществляемый силами специалистов, экспертов и пр., суждениями широкой общественности, основывающимися на непосредственном опыте и знаниях масс.
• Глава 4 • СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Теперь нам предстоит ответить на вопрос: Кто в современном обществе «имеет право» называться общественностью и говорить от ее имени, то есть является носителем, субъектом общественного мнения? Чье суждение может претендовать на то, чтобы считаться общественным мнением? Или иначе: кем должно быть высказано мнение, чтобы его можно было рассматривать в качестве общественного? На первый взгляд довольно нетрудный, этот вопрос является в действительности одним из самых сложных в социологии общественного мнения. И одним из самых спорных. Шпаги тут скрещиваются на каждом шагу, причем многие исследователи оказываются в непримиримом противоречии не только друг с другом, но и нередко с самими собой. Вместе с тем, как легко понять, это и один из самых важных с точки зрения политической жизни общества вопросов. ИНДИВИД ИЛИ ГРУППА? Решение его начинается, очевидно, с выяснения: может ли в роли субъекта общественного мнения выступать и индивид или это прерогатива исключительно группы, коллектива, совокупности (множества) индивидов? При первом подходе к проблеме тут все кажется предельно ясным: раз мнение общественное, то и носителем его, естественно, должно быть общество, общественность, словом, какая-то группа, а никак не отдельный индивид. Большинство, если не все исследователи, соглашаются в этом. Следует заметить прежде всего, что, несмотря на кажущуюся очевидность, данное положение является весьма важным как с точки зрения теории, так и, особенно, с точки зрения практики политической жизни. Фиксирование его тем более необходимо, что на практике отдельные люди очень часто пытаются (иногда не безуспешно) выдавать свое личное мнение за общественное, а свои индивидуальные желания— за волю народа. В капиталистическом обществе, где технические средства информации и коммуникации — газеты, радио, телевидение и т. д.— находятся в собственности или под контролем отдельных лиц, с подобными случаями приходится сталкиваться, как известно, сплошь и рядом. В этой связи, пытаясь определить общественное мнение и сетуя по поводу того, что на деле оно «значительно отличается от народного одобрения», А. Сови пишет: «Это иногда узкие группы или даже заурядные личности, которые располагают рупорами более или менее мощными: газетами, особенно в некоторых странах, радиопередатчиками и т. д. Ансамбль этих голосов, когда он относительно строен, составляет общественное мнение» [121]. Вместе с тем, казалось бы, совершенно бесспорный взгляд, отрицающий за индивидом право называться общественностью, содержит в себе нечто гораздо большее, нежели простую тавтологию. Это становится ясным, если учесть, что в современном обществе действительно имеется большая группа лиц, которая и по субъективному восприятию (своему собственному, а также других людей) и, главное, по своему объективному положению в обществе и роду своей деятельности претендует на то, чтобы говорить от имени народа. Это так называемые общественные лидеры: политические деятели, депутаты, руководители массовых общественных организаций, профессиональные журналисты, писатели и т. д., за которыми стоят более или менее широкие группы населения — избиратели, члены организаций, те или иные социальные круги, наконец, массы, народ. Как быть со всеми этими лицами, как относиться к высказываемым ими индивидуальным мнениям? Ясно, что перед лицом подобных вопросов очевидное поначалу положение о несовпадении индивида с общественностью теряет свою первоначальную очевидность и убедительность. Социологическое «дважды два» нуждается в доказательстве и анализе.
Индивидуальное (частное) мнение, бесспорно, не является общественным мнением, и потому индивид никак не может быть признан носителем общественного мнения. Правда, в силу совсем иных причин, нежели это представляет себе, к примеру, А. Уледов, когда пишет, что «публично выраженные мнения отдельных лиц не могут быть признаны как таковые за общественное мнение уже потому, что последнее обладает политической и нравственной силой» [122]. Дело, конечно, совсем не в этом. Политической и даже нравственной силой в не меньшей мере могут обладать и мнения отдельных лиц, особенно если последние наделены всеми атрибутами власти, как это бывает, например, с государственными деятелями, или являются высокопочитаемыми в обществе авторитетами, как это случается с некоторыми писателями. Дело в другом. Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения потому, что последнее представляет собой специфическое состояние сугубо массового сознания. Единица не совпадает с множеством. Но, с другой стороны, как мы показали в своем месте, частное мнение, высказываемое индивидом, может быть связано по своему объекту с общественным интересом и, следовательно, входить в состав общественного мнения. Множество состоит из отдельных единиц. Это заставляет взглянуть на индивида иначе. Не в состоянии быть носителем общественного мнения, он вполне может быть его выразителем. Именно на этом основывается деятельность упомянутых общественных лидеров. Высказываемые ими мнения должны— по крайней мере, в идеале! — совпадать по своему содержанию с мнением общественности. Благодаря этому возникает возможность по индивидуальному мнению судить о мнении общественном. Однако при этом необходимо иметь в виду, что речь во всех этих случаях идет о косвенном, опосредствованном выражении мнения народа, а не о его непосредственном высказывании. Поэтому к индивидуальному мнению лидера нужно подходить со знанием дела: между ним и мнением общества в целом (или мнением той его части, которую представляет данный лидер) еще нельзя поставить знака тождества, по крайней мере без предварительного анализа. Прежде всего лидеры, претендующие на то, чтобы говорить от имени всего народа, практически нередко выражают порой бессознательно, чаще же с полным знанием дела — мнение лишь определенных секторов общества. Эти секторы могут быть замкнутыми, то есть характеризоваться четко выраженными специфическими интересами (таковы социальные классы, политические партии, определенные возрастные группы и т. д.), их границы могут быть, напротив, открытыми, размытыми (в тот или иной общественный сектор могут входить люди с самыми различными, даже противоположными интересами — таков, например, круг избирателей данного округа),— но во всех случаях они представляют собой только часть общества. Следовательно, позиция лидера, принадлежащего к этой части общества, всегда ограниченна. Иллюзия, в том числе самоиллюзия, может быть такова, что человек говорит от имени общества в целом, в действительности же мнение его совпадает с мнением одних членов общества и может самым решительным образом отличаться от мнения других членов общества, как, кстати сказать, и других лидеров, выражающих настроения иного общественного сектора. Иными словами, общественные лидеры, имея собственную точку зрения, могут оказаться пристрастными в своих суждениях. Поэтому, строго говоря, по их высказываниям не всегда можно судить о картине мнений, реально существующих в обществе в целом. Это верно даже в отношении журналистов — людей, которые, как кажется, могли бы больше других претендовать на особое положение «над» обществом. Подобные их претензии выглядят столь же неосновательными: как и другие общественные лидеры, журналисты могут представлять в своих суждениях ту или иную пристрастную точку зрения. Даже спортивные обозреватели, пишущие о секундах, голах и метрах. Казалось бы, как можно быть необъективным в отчете об эстафетном беге двух команд, из которых одна пришла первой, а другая — второй. И все же известна история о двух репортерах-болельщиках, по-разному подавших этот факт: «Наша команда была первой, а противника — последней»,— писал один; «Наша команда была второй, а противника — предпоследней»,— утверждал другой. Правда, можно рассуждать так: если высказывание одного лидера, выражающего мнение одной определенной группы общества, не может дать представления о картине общественного мнения в целом, то, может быть, такое представление получится в результате сложения индивидуальных мнений различных лидеров? Однако это рассуждение также оказывается неправомерным. И все в силу того же обстоятельства — что индивидуальное мнение является лишь опосредствованным выражением общественного мнения. В первом случае, когда речь шла о выражении в индивидуальном мнении мнения общества в целом, общественное мнение опосредствовалось принадлежностью говорящего к той или иной общественной группе; теперь, когда речь идет о выражении в индивидуальном мнении мнения той или иной группы, последнее вновь оказывается опосредствованным, на этот раз уже самой фигурой говорящего. Ясно, что в таком опосредствовании также кроются возможности отклонения позиции лидера от действительного общественного мнения. Наделенный умом, волей, а также, между прочим, и разного рода эмоциями, общественный лидер часто имеет по отдельным вопросам свою, индивидуальную точку зрения, соответствующую его собственному пониманию вещей и его личным интересам. Поэтому, даже выражая точку зрения своей «групповой» общественности, он, строго говоря, высказывает всегда прежде всего свое собственное, личное мнение, которое может полностью совпадать с мнением группы, но иногда может и существенно отличаться от него. Словом, при анализе индивидуальных высказываний необходимо иметь в виду, что точность выражения в них общественного мнения весьма относительна. Как в первом смысле — в смысле определенных позиций лидера, так и во втором смысле — в смысле возможной субъективности его суждений. Именно поэтому представляет интерес обратиться к непосредственному изучению общественного мнения масс, хотя, как легко понять, такое изучение несравненно сложнее и требует значительно больших усилий, нежели изучение позиций лидеров.
например, Э. Богардус,— это не простое собрание индивидуальных мнений, а продукт дискуссионного процесса» [123]. С подобной точкой зрения можно согласиться. Однако она нуждается в уточнении, связанном со словом «сумма». Выше мы говорили, что общественное мнение является по своей природе коллективным суждением, что, как таковое, оно отличается известным внутренним строением и потому действительно не совпадает с простой, арифметической суммой индивидуальных суждений. Значит, в обществе действительно существуют и такие совокупности (множества) индивидов, которые не являются носителями общественного мнения, или, иначе, не всякая совокупность индивидов совпадает с общественностью. Все это так. А с другой стороны, общественное мнение не может существовать и помимо или мне индивидуальных мнений. Больше того, оно всегда есть совокупность, сумма мнений, высказанных отдельными членами общества. Значит, субъектом общественного мнения — общественностью — являются все же совокупности, группы индивидов. Какие конкретно? В сущности, именно к ответу на этот вопрос сводится вся проблема носителя общественного мнения. Попытки обращения к таким заимствованным из донаучной социологии понятиям, как «толпа», не ведут к решению проблемы: эти понятия отличаются непоправимой аморфностью, расплывчатостью. Не более удачными следует признать и попытки, основывающиеся на текстуальном анализе слов «общественное мнение». Понятия «общество», «общественность» или «публика» (public — от англ. public opinion, le public — от франц. opinion publique и т. п.), в которых иногда видят ключ к решению проблемы, не только несут на себе отчетливую печать тавтологии, но и, по сути, просто отодвигают действительное решение вопроса. Тезис о том, что субъектом общественного мнения является «общество в целом», оказывается удовлетворительным и вполне достаточным лишь до тех пор, пока речь идет о единодушном мнении всех членов общества, то есть пока общество выступает действительно как нечто монолитное,— случай довольно частный в практике функционирования общественного мнения. Когда же мнение «общества в целом» раскалывается, когда по тому или иному вопросу появляется несколько различных мнений, мнение большинства и мнение меньшинства и т. д., тогда отождествление субъекта мнений исключительно с «обществом в целом» уже не «срабатывает». Такая же ситуация возникает и в тех случаях — также весьма нередких,— когда по тому или иному вопросу с самого начала высказывается не все общество в целом, а лишь определенные (социальные, профессиональные, возрастные, региональные и пр.) группы населения. Как тут быть? Отказать мнению, высказываемому частью общества, в праве считаться общественным или признать, что в роли субъекта общественного мнения могут выступать не только общество в целом, но и какие-то его секторы, части, элементы? Как кажется, перед лицом подобных вопросов исследователь не может остановиться на категории «общество в целом». Общая величина нуждается в дифференциации. Правда, с таким выводом согласны далеко не все. А. Уледов, например, считает неправомерным подобное «усложнение» проблемы, по крайней мере применительно к социалистическому общественному мнению. Факты расхождения мнений и, следовательно, сложная структура субъекта общественного мнения связаны, с его точки зрения, лишь с исторически частными случаями функционирования общественного мнения в условиях капиталистического (или — еще шире — эксплуататорского) общества. В условиях же социализма «количественная и качественная характеристики общественного мнения получают свое выражение в единодушных суждениях всех классов и социальных групп» [124]. Следовательно, и носителем такого мнения, единого во всех секторах социального организма, здесь может быть, само собой разумеется, лишь общество в целом. Справедливо ли такое суждение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более близко рассмотреть проблему монизма и плюрализма высказываний общественности при социализме.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.011 с.) |