Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное мнение в социалистическом обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественное мнение призвано стать подлинным субъектом исторического развития с победой коммунистической эры. И в основе этих перемен лежит качественное изменение положения народа, трудящихся масс в жизни общества. При коммунизме народ уже не «безмолвствует», как во времена средневекового Годунова; не появляется лишь в середине третьего акта, чтобы затем снова оставаться до конца действия за сценой, как об этом писал Уолтер Липпман, имея в виду современную Америку; и не выступает в роли хора, который, по мнению нынешних патерналистских лидеров Запада, должен лишь петь им «славу», или в роли зрителей, которые должны награждать тех же лидеров «горячими аплодисментами»; при коммунизме народ уже с первых строк увертюры призван играть роль осознающего себя и признанного миром героя всего действия. «...Социализм не может ввести меньшинство — партия,— писал В. И. Ленин.— Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами»; поэтому «для нас важно привлечение к управлению государством поголовно всех трудящихся» [58]. Разумеется, невозможно снимать со счетов те или иные конкретные исторические условия, в которых происходит формирование коммунистической системы в различных странах. В зависимости от многих факторов, как объективных, так и субъективных, форма осуществления народовластия на первой фазе нового общества может быть более или менее широкой. Однако это обстоятельство никак не меняет общего принципа — того, что в условиях коммунизма власть парода должна быть единственно допускаемой и возможной формой правления. Абстрактная основа такого народовластия заключена уже в факте господства общественной собственности на орудия и средства производства. Общественная собственность предполагает общественное же управление производством. И именно поэтому прежде всего функции управления должны исполняться всеми членами общества, переставая быть особыми функциями «особого слоя людей» [59]. Более конкретным выражением этого факта является господство в рассматриваемом обществе принципа планирования. Пронизывающий все сферы социальной жизни, этот принцип меняет традиционное соотношение в истории факторов стихийности и сознательности. Он является олицетворением сознательного руководства общественными процессами и предполагает в идеале, при своем полном осуществлении, учет мнения буквально всех — в рамках их функций и компетенции — граждан общества. Именно здесь лежит ключ к развитию свободной человеческой личности, к слиянию функций трудящегося и гражданина, которые разрываются в капиталистическом обществе: управление экономической жизнью, осуществляемое непосредственно самими массами, поставленное под контроль масс, превратится из средства подчинения индивида производству и потреблению, из сродства лишения его исторической самостоятельности в средство подлинной эмансипации человеческой личности, кладущей конец всякому отчуждению. Наконец, привлечение миллионной общественности к активной исторической деятельности становится необходимым и в силу особенностей строительства новой социальной системы: ведь речь идет о движении по неизведанным путям исторического развития, открывающим исключительные возможности для творческой самодеятельности и инициативы масс [60].
Такова, в частности, представительная система власти. Известно, что с точки зрения структуры народного представительства, определяемой избирательной системой, Советы значительно превосходят самые демократичные парламенты буржуазного государства. Задача состоит в том, чтобы использовать это важнейшее преимущество социалистических органов. При этом речь идет прежде всего о качественном, принципиальном улучшении деятельности представительных органов власти, о превращении Советов в те «работающие корпорации», о которых говорили Маркс и Ленин. ...В свое время Жан-Жак Руссо полагал, что народовластие может быть осуществлено в его идеальном виде лишь в условиях карликовых государств, где народ решает все дела, собравшись на общий сход. Это была наивная утопия, порожденная недоверием (впрочем, вполне естественным для XVIII века) во всякого рода представительным учреждениям. Дальнейшее развитие производства и международных отношений в принципе перечеркнуло идею обособленных друг от друга карликовых государств. Однако, вопреки мнению Руссо, демократия и народовластие отнюдь не оказались беззащитными перед лицом этих объективных процессов. Уже «капиталистическая культура,— отмечал В. И. Ленин,— создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефоны и прочее, а па этой базе громадное большинство функций старой «государственной власти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации, записи, проверки, что эти функции станут вполне доступны всем грамотным людям...» [61] С тех же пор материальные возможности практического осуществления демократии возросли еще больше. Теперь и в условиях гигантских государств, благодаря телевидению, радио, современному транспорту и т. д., вполне возможно в самые короткие сроки собрать и распространить любую информацию, созвать любое заседание, обеспечить наблюдение за его работой для миллионных масс людей и т. д. Вместе с тем в критике Руссо представительной системы власти скрывался большой смысл. Для осуществления подлинного народовластия эта система оказывается явно недостаточной: даже в самом развитом своем виде она не дает возможности обеспечить поголовное участие граждан в управлении делами общества. Учитывая это, социализм ставит вопрос не только об использовании представительной демократии, но и о создании целого ряда принципиально новых форм вовлечения народа в управление, в частности о соединении выгод парламентаризма «с выгодами непосредственной и прямой демократии...» [62] В современных условиях, имея в виду развитие прямого участия общественности в законодательной и исполнительной деятельности, можно говорить по крайней мере о трех основных направлениях осуществления этого процесса. Прежде всего, это — участие масс в обсуждении и решении вопросов, выдвигаемых государственными, хозяйственными и партийными органами как в масштабе всей страны, так и в местном масштабе. Во-вторых, это — повышение роли общественных организаций: профсоюзов, комсомола, кооперации и других, являющихся эффективными органами формирования и выражения общественного мнения масс. В-третьих, это — появление разного рода органов народной самодеятельности, нередко являющихся «общественными двойниками» соответствующих государственных органов и учреждений. Разумеется, говорить сейчас о широком распространении и большой эффективности последней формы прямой демократии пока еще преждевременно. Однако принципиальное значение ее не может быть переоценено. Именно здесь общественное мнение масс находит свое наиболее адекватное и наиболее действенное (не только в слове, но и в деле!) выражение. Именно непосредственная демократия полнее всего отражает то ленинское положение, что при социализме «впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении» [63]. Наконец, наряду с представительной системой и системой непосредственной демократии в условиях социализма огромную роль играют и многие другие, старые и новые, формы и каналы, посредством которых осуществляется практическое выражение настроений и воли народа. В первую очередь, это — общие собрания, митинги, манифестации трудящихся, обсуждение вопросов в микрогруппах и конечно же средства массовой коммуникации. Значение последних особенно велико, и не только теоретически, но и практически: сотни тысяч людей используют советскую прессу, радио и телевидение в качестве важнейшего канала для выражения своего мнения, обращаясь туда со своими письмами и материалами.
Речь идет прежде всего о некоторых всеобщих условиях жизни общества, лежащих в сфере экономики и политики и обнимаемых понятиями «цивилизация», «демократия», «уровень развития производительных сил» и др., или, более конкретно, понятиями «свобода слова», «свобода печати», «право на создание массовых организаций» и др. Важнейшую роль в качестве предпосылки для нормального функционирования общественного мнения играют и некоторые экономические факторы, например такие, как фонд свободного времени, которым располагают те или иные социальные группы: ведь при прочих равных обстоятельствах (уровень культуры, образования, возраст людей, положение группы в системе социальной жизни и т. д.) существует прямая зависимость между величиной свободного времени, имеющегося у человека, и степенью активности, с которой человек принимает участие в общественной жизни, в частности в управлении делами своей организации, предприятия, района [64]. «Социализм,— писал в этой связи В. И. Ленин,— сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять «государственные функции»...» [65] Однако нетрудно убедиться, что одних только этих всеобщих предпосылок (несмотря на всю их важность и изначальный характер) недостаточно. Для того, чтобы люди высказывали мнение, чтобы они участвовали в решении общественных вопросов, одной свободы слова мало, как мало и одного наличия свободного времени. Необходимо еще, чтобы само это мнение было, то есть чтобы у людей действительно складывались те или иные точки зрения по различным проблемам социальной действительности. А это упирается уже в наличие некоторых специфических условий жизни общества, связанных, в первую очередь, с превращением сложнейших связей и зависимостей социального организма в доступные для понимания каждого. О главном из этих условий — коренном изменении структуры собственности и механизма управления социальными процессами, предполагаемом коммунизмом,— мы уже говорили, О других — таких, как уровень грамотности и сознательности народа, степень объективности и полноты существующей в обществе информации и т. д., мы еще будем подробно говорить ниже, при рассмотрении вопроса об объекте общественного мнения, а также проблем его компетентности и выражения. Сейчас же мы остановимся на этом лишь в самом общем виде. Суть всех вопросов состоит в том, что коммунизм как социальный строй является первым в истории обществом, которое в принципе заинтересовано в максимальной сознательности всех своих членов и всячески стремится к тому, чтобы были сорваны покровы таинственности со всех происходящих в обществе процессов. Выражая эту закономерность коммунизма, В. И. Ленин писал: «По нашему представлению, государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» [66]. Для осуществления этой задачи — превращения всех членов общества в сознательных участников исторического процесса — существуют многие средства: решение проблемы всеобщего образования; широкая постановка дела просвещения народа и, в частности, организации научной, технической, политической и хозяйственной информации, обеспечиваемой средствами массовой печати, книгоиздательства, налаженной статистики и др. [67] Первостепенное значение имеет здесь и сам характер управления социальной жизнью, предполагающий гласность и широкое участие в нем масс, а также политика государственных органов, направленная на привлечение к «тайнам» руководства страной миллионов трудящихся, и г. д. Имеяв виду,в частности, такое условие функционирования общественного мнения, как гласность, В. И. Ленин отмечал, что «буржуазная республика обеспечивает ее только формально, на деле подчиняя прессу капиталу, забавляя «чернь» пикантными политическими пустяками, скрывая то, что происходит в мастерских, в торговых сделках, в поставках и пр., покровом «коммерческой тайны», ограждающей «священную собственность». Советская власть отменила коммерческую тайну, вступила на новый путь...» [68] И еще: «Статистика была в капиталистическом обществе предметом исключительного ведения «казенных людей» или узких специалистов,— мы должны понести ее в массы, популяризировать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать,— чтобы сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун стало предметом общего интереса и изучения, чтобы выдающиеся коммуны вознаграждались немедленно...» [69]
Из истории известно — особенно из новейшей истории некоторых развитых капиталистических государств,— что общественное мнение может (хотя бы в силу существующих в стране демократических традиций) иметь необходимые условия для нормального функционирования, широко развитые формы и институты для своего выражения и — тем не менее!—оставаться все же довольно пассивным субъектом исторического развития — играть неблагодарную роль советчика, чьи советы вызывают лишь досаду, поскольку в них никто не нуждается. Поэтому при оценке того или иного общественного мнения всегда необходимо определить, обладает ли оно (и в какой мере) реальными возможностями для проведения своих рекомендаций в жизнь, наделено ли оно соответствующими «директивными» правами и полномочиями и т. д.[70] Применительно к общественному мнению, рассматриваемому с точки зрения его воздействия на отдельную личность, мера такой власти зависит от силы традиций, существующих в обществе, от прочности связей между индивидами в рамках той или иной общественной группы, от силы авторитета руководителей группы и т. д. и т. п. Что же касается общественного мнения, рассматриваемого с точки зрения его воздействия на разного рода социальные, в частности государственные, институты, то ответ па поставленный выше вопрос определяется в каждом конкретном случае существующим в данном обществе реальным отношением между общественным мнением, вернее, его носителем — обществом, общественностью, с одной стороны, и социальной группой, осуществляющей руководство общеcтвом,— с другой. Известно, что власть может иметь узко- кастовый характер (олигархические, военно-авторитарные формы правления). Тогда налицо будет предельная форма несовпадения, противоречия между мнением (волей) подавляющего большинства членов общества и мнением (волей) государственной власти. Напротив, таких противоречий не будет, если власть в стране осуществляют широкие, массовые секторы общества. Специфическое отличие коммунизма как общественного строя заключается в том, что он открывает ту полосу исторического развития, когда субъект общественного мнения и субъект, осуществляющий власть, должны совпадать в одном лице — в лице народа. Конечно, идеальная схема такого совпадения может быть реализована лишь на высшей стадии развития коммунистического общества: для этого требуется в высшей степени усовершенствованный механизм практического народовластия, исключительно высокий уровень культуры буквально всех членов общества и целый ряд других условий, создание которых при социализме, в силу исторической ограниченности данной социальной фазы, просто невозможно. Однако, с другой стороны, уже при социализме общественное мнение из факта политики становится ее важнейшим фактором. Это верно прежде всего в узком смысле слова — в плане рассмотрения, так сказать, конституированных, узаконенных форм (элементов) реальной власти, которой наделена общественность. Некоторые из этих форм призываются к жизни от случая к случаю, как, например, всеобщие выборы, референдумы и пр. Другие рассчитаны на повседневное функционирование общественного мнения. В простейшем элементарнейшем виде последние присутствуют, например, в процессе функционирования общественных организаций или органов народной самодеятельности. Здесь, в случае, скажем, работы постоянно действующего производственного совещания, товарищеского суда или родительского комитета при школе, общественность не просто высказывается «по поводу», с тем чтобы руководящие органы приняли к сведению ее высказывание, но принимает решения, совершенно обязательные для исполнения. Причем в роли исполнителя этих решений может выступать как сама общественность (например, постановления колхозного собрания проводятся в жизнь всеми членами коллективного хозяйства), так и разного рода государственные учреждения и институты (например, решения постоянно действующего производственного совещания или товарищеского суда являются обязательными для дирекции завода, а постановления родительского комитета — для администрации школы). С помощью соответствующих политических и организационных мер и гарантий осуществляется и влияние общественности и ее мнения на деятельность представительных органов власти. В первую очередь это — непосредственное участие народных масс в практической работе Советов. Не меньшее значение имеет и фактор контроля масс за деятельностью депутатов, прежде всего практика отчетности Советов и депутатов перед избирателями, а также использование массами права отзыва депутата, о котором В. И. Ленин говорил: «Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных» [71] То же нужно сказать о контроле масс и за деятельностью исполнительных органов власти — государственного и хозяйственного аппарата [72]. Во всех этих случаях речь идет о мнении масс, выражаемом не в форме простого пожелания, но в форме решения, имеющего директивную силу. О гарантиях действенности общественного мнения в условиях СССР можно говорить и в более широком смысле — в смысле общей весомости этого мнения в жизни общества. Если исходить из «идеальной модели», позиция, занимаемая по тому или иному вопросу широкой общественностью, должна являться предметом пристального внимания и изучения со стороны соответствующих руководящих органов и учреждений и оказывать весьма эффективное влияние на их деятельность. Причем, в соответствии с провозглашенными нормами и требованиями, подобной действенностью должны отличаться любые формы выражения общественного мнения. Может быть, наиболее ярким образом это проявляется сегодня в практике работы нашей прессы. Как известно, помещаемые в пей критические материалы в массе случаев находят довольно оперативный отклик — по ним принимаются разного рода меры, необходимые для устранения отмеченных недостатков [73]. И речь должна идти не только о критических выступлениях. Довольно часты случаи, когда весьма действенными бывают и разного рода положительные материалы, например рассказывающие о передовом опыте, открывающие страницы героической истории и т. д. [74] Реальный вес советского общественного мнения в государственной жизни измеряется и опытом (правда, на этот счет пока весьма скромным) работы Института общественного мнения «Комсомольской правды». Например, во II опросе Институт обратился к ряду руководителей государства с просьбой прокомментировать результаты опроса, высказать свое отношение к предложениям людей и встретил с их стороны самый серьезный прием [75]. Такое же отношение государственных учреждений к мнению масс было продемонстрировано и в X опросе Института, посвященном проблемам усовершенствования некоторых предметов современного быта (телевизоров, радиоприемников, проигрывателей и магнитофонов). Этот опрос проводился по прямому заказу одного из таких учреждений — Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР; в обращении к участникам опроса заказчик писал: «Ваши ответы будут использованы художниками-конструкторами и инженерами при проектировании новых телевизоров, радиоприемников и другой радиоаппаратуры. Мы заинтересованы, чтобы читатели [76] не ограничились только краткими ответами на вопросы анкеты, но и поделились своими мыслями, интересными предложениями и, может, даже представили свои схемы, чертежи. Все присланные ответы будут внимательно изучены специалистами, ценные предложения реализованы» [77]. Подобное внимание к общественному мнению порождает в массах представление о действительной силе высказываемых ими суждений. И с этим обстоятельством оказывается связан целый ряд особенностей функционирования общественного мнения в нашей стране. В частности, бесспорно, в том числе и им нужно объяснять ту высокую активность, с которой люди стремятся выразить свое отношение к тому или иному вопросу. Эта активность проявляется во многих фактах. Прежде всего — в отношении населения к разного рода опросам. О гигантских цифрах, касающихся всенародных обсуждений проектов законов, уже не раз писалось. Довольно большим бывает и число добровольных участников опросов, проводимых Институтом общественного мнения путем публикации анкеты на страницах «Комсомольской правды». Напомним, что в III опросе приняло участие в целом около 21 тыс. человек, в V — свыше 12 тыс., в VIII — свыше 10 тыс., в IX — около 6,5 тыс., в X — свыше 14 тыс. человек. Эти цифры значительно превосходят данные, характерные для аналогичных опросов, проводимых в западной прессе. Прямое отношение к рассматриваемому явлению имеет и обычно ничтожное в практике работы Института число случаев, когда люди отказываются отвечать на предлагаемую анкетером анкету. В I опросе это число равнялось практически нулю; во II — не превысило 30 (на 1500 анкет); во и(ч»х остальных опросах такие потери также вполне укладывались в рамки статистически допустимых. Отмечаемая активность населения проявляется также в том, что каждый опрос Института, независимо от способа «то проведения, как правило, находит широкий отклик в массах, выходящий далеко за рамки собственно опроса, выливающийся и формы, непосредственно не связанные с участием людей в самом опросе (хотя взависимости от темы опроса интенсивность такого отклика может колебаться довольно значительно) [78] Наконец, весьма показательным в рассматриваемом смысле является и сам характер ответов людей на вопросы Института общественного мнения; мы имеем в виду прежде всего тс вопросы, которые рассчитаны не на простое отрицание или утверждение, а на выявление разного рода конструктивных предложений, советов и т. д. Известно, что подобные вопросы представляют большую сложность для опрашиваемых, так как они предполагают помимо известной аналитической способности еще и сознание ответственности за свои слова, что всегда связано с определенными психологическими трудностями. И тем не менее большинство опрашиваемых, как правило, преодолевает эту сложность и выносит на общий суд развернутые предложения по обсуждаемым проблемам [79]. Видимо, существует какая-то связь и между рассматриваемым явлением и довольно низким количеством неопределенных ответов (типа «Не знаю», «Не думал об этом»), характерным для наших опросов. Во всяком случае, эти цифры у нас, как правило, значительно ниже тех, которые встречаются в опросах, проводимых на Западе. Разумеется, многое зависит тут от степени сложности вопроса или от степени компетентности опрашиваемых. Но, кажется, при прочих равных обстоятельствах, суть дела заключается не столько в более высокой степени грамотности ансамбля (что к тому же всегда условно, поскольку опрос может проводиться в различной культурной среде), сколько в большей, если так можно выразиться, социальной грамотности населения, которая обусловлена существующей традицией в отношении: общественное мнение — возможность его учета и реализации. Зная, что их мнение может сыграть роль в решении практических вопросов общественной жизни, люди, естественно, гораздо охотнее высказывают это мнение, нежели если бы к их точке зрения относились заведомо незаинтересованно, равнодушно.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.011 с.) |