Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Границы общественного мнения в условиях современного капитализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о стимулах изучения общественного мнения в буржуазном обществе, американский социолог А. Инкелес выделяет три группы интересов: а) так называемые либеральные интересы, вызванные отсутствием или недостаточностью контактов в обществе и преследующие цель — установить лучшее понимание между людьми; б) коммерческие интересы, имеющие своей целью развитие индустрии и торговли; и в) правительственные интересы, лежащие в плане развития и совершенствования пропаганды и контр- пропаганды. Кроме того, добавляет автор, существует еще так называемый «чисто академический» интерес ученых, связанный с «научным любопытством», а также с желанием ухватить и контролировать феномен массовой коммуникации; однако и в последнем случае речь идет об изучении проблем, вызванных к жизни тремя отмеченными группами интересов, поскольку академическая работа нуждается в финансировании [51]. Подобная классификация задач изучения общественного мнения показательна: она обнаруживает, какое место в жизни буржуазного общества стремятся отвести общественному мнению господствующие группы, в какие рамки они пытаются поставить силу, которая в свое время так помогла их предкам одержать историческую победу над феодализмом и прийти к власти.
сегодняшний день многих стран капиталистического Запада, полна примеров, когда прогрессивное народное общественное мнение, явно вопреки мнению господствующих классов, оказывало и оказывает определяющее влияние на решение принципиальных вопросов политики и экономики, находило и находит свое выражение в различных законодательных актах, постановлениях и программах отдельных партий и буржуазного государства в целом. Нынешняя Боннская республика, например, никак не может похвастать широким развитием демократии в своих стенах. Более того, здесь все активнее проявляется тенденция к восстановлению чисто фашистских форм и методов правления. И все же даже в подобных условиях общественное мнение прогрессивных слоев обладает довольно большой силой и весом [52]. Руководящие группы капиталистического мира хорошо знают эту силу общественного мнения (как знали это и всегда) [53] и довольно часто бывают вынуждены считаться с нею и уступать ей даже в тех случаях, когда их собственное мнение резко расходится с общественным. Но с точки зрения понимания существа буржуазного социального организма несравненно более важное значение имеет фиксирование принципиальной позиции, занимаемой стоящим у власти классом: ведь если несколько перефразировать Маркса, в антагонистическом обществе господствующими интересами всегда являются интересы господствующего класса. А эти интересы давно уже утратили свой прогрессивный характер, вступили в конфликт с силами прогресса и по своему содержанию исключают интересы всех остальных групп и слоев современного общества. В этом смысле свободное выражение (и тем более победа) любого иного, «негосподствующего» интереса, противоречащего интересу господствующих групп или даже просто отличающегося от этого последнего, должно рассматриваться скорее не как правило (хотя в философском смысле слова оно может быть необходимым, то есть закономерно порождаться объективными условиями жизни общества), но как исключение из правила, как отклонение от имманентно присущих данному обществу норм функционирования и развития. Напротив, правилом, нормой жизни современного буржуазного общества является свобода выражения и победа мнения государственно-монополистического капитала, сопровождаемая игнорированием, а то и полным подавлением любого иного мнения.
В настоящее время, пожалуй, нет ни одной развитой или просто крупной страны на Западе, где бы государство в лице своих различных институтов не занималось внимательным изучением, измерением общественного мнения и где бы результаты такого изучения так или иначе не использовались руководящими группами в их политике — международной, экономической, торговой, пропагандистской и т. д. Грубо говоря, опираясь на знание общественного мнения, государственно-монополистический капитал пытается совершенствовать свое искусство социального контроля, искусство управления общественными процессами и, в частности, массами. Но при этом он стремится сохранить и укрепить свое собственное положение в качестве единственного (господствующего) субъекта исторического развития. И с этой целью он использует все средства экономического и политического характера, чтобы отстранить демократическое общественное мнение от непосредственного участия в управлении обществом, по возможности сузить рамки его влияния на решение социальных проблем. «В буржуазной демократии,— писал В. И. Ленин,— капиталисты тысячами проделок — тем более искусных и верно действующих, чем развитее «чистая» демократия,— отталкивают массы от участия в управлении, от свободы собраний и печати и т. д.» [54] Эта антидемократическая, антиобщественная политика осуществляется монополиями с тем большей силой, что именно по кардинальным проблемам развития буржуазного общества интересы государственно-монополистического капитала острее всего расходятся с интересами других классов и слоев общества. Такова объективная закономерность развития современного капитализма: общество резко поляризуется на две силы — союз монополий, с одной стороны, и демократический союз всех остальных классов и слоев населения, страдающих от господства монополий, с другой. В такой обстановке монополии и их государство начинают лишать права на участие в управлении делами общества даже и те слои, которые в недавнем прошлом выступали в роли союзников крупной буржуазии. Это наступление монополистического капитала на общественность идет сегодня с большей или меньшей силой во всех без исключения странах «свободного мира» [55]. Разумеется, отмечаемое явление нельзя трактовать в том смысле, что современный капитализм целиком отменяет демократию, полностью устраняет общественное мнение различных немонополистических слоев и групп и т. д. (с такой крайней формой процесса ныне можно столкнуться лишь в немногих капиталистических странах, где господствует открытая фашистская диктатура; в большинстве же стран Запада, повторяем, силы демократии и прогресса оказывают решительное сопротивление действиям монополий и добиваются значительных успехов в своей борьбе). Речь тут идет и должна идти лишь о более или менее сильно выраженных тенденциях социального развития. Однако при этом очень важно подчеркнуть, что эти тенденции не могут недооцениваться,— они поддерживаются всей экономической мощью монополистического капитала, всем его государственно-бюрократическим аппаратом и потому являются ведущими в большинстве развитых стран «свободного мира». В результате применительно к условиям современного капитализма можно говорить о различных функциях общественного мнения в жизни общества, но только не об его определяющей роли в управлении общественными процессами. Впрочем, если иметь в виду общественное мнение, охватывающее все население страны, или, иначе, народное общественное мнение, мнение широких трудящихся масс, то оно при капитализме практически никогда не играло роли субъекта истории; разве только на самой ранней заре буржуазной формации, когда представители «третьего сословия» взывали к широким народным массам и опирались в своей борьбе с феодализмом и абсолютизмом на силу их мнения, высказываемого к тому же и оружием. Что же касается последующей истории буржуазного общества, то она вся оказалась историей сокращения, сужения арены действия сил, оказывающих непосредственное влияние на решение кардинальных социальных проблем. Ныне, со вступлением капитализма в высшую фазу его развития, мы присутствуем при заключительном акте этого процесса: монополии добрались до самых основ буржуазной демократии и ревизуют их одну за другой. Сегодня роли субъекта лишается даже общественное мнение в рамках традиционного парламента; этот орган становится обузой для государственно-монополистического капитала, и последний повсеместно стремится заменить его своим послушным исполнительным аппаратом или — где это удается — диктатурой одного лица.
капитализма. С рассматриваемой точки зрения современный этап в развитии буржуазного общества чреват более глубокими и более разрушительными процессами. Суть дела заключается не только и даже не столько в том, что в этом обществе масса людей лишена, а теперь еще более лишается демократических прав и свобод. Суть дела состоит в том, что, даже будучи наделены всеми правами и свободами, широкие слои населения капиталистических стран (в том числе самых демократических из них) по самому своему объективному положению в обществе, и прежде всего в процессе производства, все равно не могут принимать активного участия в управлении делами общества. Буржуазная социология описывает это явление весьма своеобразным способом. «Невежество и отсутствие интереса публики к международной политике,— говорит, например, Г. Дюрент,— общеизвестны. Доктор Гэллап показал, что в Америке после четырехмесячного обсуждения Е. R. Р.— программы половина избирателей заявила, что она не читала и не слышала об этом. В этой стране только меньшинство слышало о плане Маршалла после того, как он существовал уже год. Даже сегодня в английских опросах среди избирателей можно обнаружить, что один из трех не знает, что собой представляет НАТО. Частично это вызвано сложностью международных проблем (Циммерн сказал однажды: нужно иметь высоко тренированный мозг, чтобы читать газеты), частично — их отдаленностью» [56]. Конечно, термины «невежество» или «отсутствие интереса» не годятся для анализа рассматриваемого явления. Они схватывают лишь самое поверхностное, производное от действия ряда других, более глубоких, факторов. В этом смысле для понимания природы социальной пассивности несравненно более существенное значение имеет, например, учет постановки информации, степени развитости демократических свобод и институтов и т. д. Однако, как показывает анализ, и это не все. В современном капиталистическом обществе, в условиях любых демократических режимов, масса членов общества, и в первую очередь из среды трудящихся, страдает не от того, что не имеет возможности высказать собственное мнение, а от того, что не имеет самого этого мнения и не может иметь его, — настолько чужд, недоступен и непонятен ей механизм общественной жизни,— а если и имеет такое мнение, то не располагает достаточными реальными средствами, чтобы осуществить свое мнение на практике [57]. Нетрудно видеть, что такая действительность страшно далека от формулы, выдвинутой в пору становления буржуазного общества его духовными предтечами и первыми идеологами: «Общественное мнение правит миром». Увы! современным «миром» правит отнюдь не общественное мнение, а совсем иные, как раз противостоящие общественности силы. Однако сама по себе эта формула не является ложной. В свое время она представляла собой частично отражение фактов — поскольку общественное мнение «улицы», как, впрочем, и ранних буржуазных парламентов, действительно играло немаловажную роль в процессе формирования капиталистического общества,— частично отражение иллюзий относительно действительной сущности грядущего строя, иллюзий, аналогичных тем, которые связывались со знаменитыми лозунгами: «Свобода! Равенство! Братство!» Вместе с тем, подобно этим лозунгам, названная формула являла собой и выражение надежд и стремлений, которые прогрессивные умы человечества связывали в то время с представлениями о будущем человечества. В этом смысле эту формулу (как и названные лозунги) можно рассматривать как гениальное предвидение, как блестящее угадывание того, что еще только должно осуществиться в ходе истории. Просто гуманисты XVIII столетия ошиблись адресом. Требуются качественно иные исторические условия в сравнении с теми, что нес с собой капитализм, чтобы лозунги «Свобода! Равенство! Братство!» получили свое реальное осуществление. И лишь эти условия могут наполнить жизнью формулу: «Общественное мнение правит миром».
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.009 с.) |