Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мнение о бытии и мнение о сознание.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«ПОРОГ ДОСТУПНОСТИ» Имея в виду первую сторону дела, необходимо прежде всего напомнить, что объектом общественного мнения могут быть как факты и явления объективной действительности, общественного бытия — экономические процессы, условия материальной жизни, деятельность людей и пр., так и факты и явления субъективной действительности, общественного сознания — нравственные представления, социально-психологические процессы, различные системы ценностей и пр. С точки зрения самой рассуждающей общественности, между этими двумя типами объектов нет сколько-нибудь существенной разницы: общественное мнение имеет равную возможность и проявляет равное стремление судить и о тех, и о других. Однако, с точки зрения исследователя-социолога, подобное различение начинает играть первостепенную роль, как только речь заходит о характере отражения во мнении объективной или субъективной действительности, об оценке значимости мнения в качестве непосредственного (прямого) измерителя мира, об оценке степени его точности, возможности практической реализации и т. д. В частности, именно это различение подводит исследователя к принципиальному выводу об определенной объективной ограниченности в высказываниях общественного мнения. Эта ограниченность касается прежде всего познавательной способности общественного мнения. Дело в том, что в «составе» общественного бытия (как, впрочем, и общественного сознания, но в сфере бытия это можно наблюдать рельефнее) обнаруживаются элементы (факты, явления и т. д.), так сказать, «познаваемые» и «непознаваемые» общественным мнением, или, иначе, обладающие неодинаковой способностью к прямому отражению в общественном мнении, заключающие в себе различную, большую или меньшую, возможность быть измеренными этим мнением. Если бы эти элементы можно было представить в виде неких активных сил, которые сами предлагают себя в качестве предмета для высказываний общественности, сами целиком определяют, высказываются о них или нет, можно было бы сказать: далеко не все из них стали бы объектом рассмотрения общественного мнения. К сожалению, такой способ выражения неприемлем, поскольку в действительности имеет место обратное отношение: объекты для суждений выбираются общественным мнением (как и отдельными людьми), и оно при этом обычно ничуть не считается, по зубам ли ему орешек. Однако подобное самомнение общественности, позволяющей себе судить «обо всем на свете», не меняет сути дела: по своему объективному положению относительно общественного мнения различные элементы мира действительно являются неоднородными: в границах прямого отражения они в различной степени оказываются «совместимыми» («несовместимыми») с высказываниями общественности. Следовательно, с объективной точки зрения они в разной мере могут выступать и в качестве объекта общественного мнения. Названное обстоятельство непременно должно учитываться теми, кто инспирирует или изучает высказывания общественности по тому или иному вопросу. Однако это случается далеко но всегда. Нередко социологи сплошь и рядом подсовывают общественному мнению такие проблемы, которые лежат по отношению к нему, так сказать, за «порогом доступности». Вспомним хотя бы иллюстрацию из параграфа 4, касающуюся определения классовой структуры современного буржуазного общества. Предлагая это явление в качестве объекта для высказывания общественности, социологи ставят задачу: по картине мнения о данной объективной реальности получить представление о самой этой реальности. Однако уже сама постановка такой задачи в корне неправомерна. Подобный объект не поддается прямому измерению посредством мнений, и естественно, что его отражение в общественном мнении получается (и, по определению, не может получиться иным!) грубо ошибочным, превратным. Критикуя подобное ненаучное обращение с общественным мнением, некоторые исследователи, в том числе советские, сделали отсюда самый неожиданный вывод — поставили под сомнение полезность всякого, любого исследования общественного мнения с целью прямого измерения бытия. Это вынудило другую часть исследователей защищать данную область социологической науки, обосновывать ее правомерность, равно как и правомерность используемых в ней методов анкетирования [85]. В сущности, позитивное содержание этой дискуссии, не всегда, кстати, осознаваемое ее участниками и часто затемняемое неуместной или даже ошибочной терминологией, заключалось в констатации: способность суждения общественного мнения является ограниченной. Действительная проблема, однако, как и дальнейший шаг в ее анализе, заключается в том, чтобы охарактеризовать границы этой способности, чтобы определить, в каких именно случаях общественное мнение в состоянии непосредственно отражать (измерять) общественное бытие и сознание, а в каких — нет. Ниже мы будем говорить о проблеме компетентности общественного мнения, имеющей прямое отношение к поставленному вопросу. Но вместе с тем дело не сводится лишь к тому. Больше того, упомянутый «порог доступности» определяется не столько субъективным фактором — количеством знаний, которыми располагают люди, степенью их осведомленности о предмете и т. д., сколько объективным фактором— объективной сущностью самих явлений действителъпости и обусловленным ею объективным же механизмом отражения этих явлений в массовом сознании. В частности, именно механизмом отражения, социальным и гносеологическим, и прежде всего тем обстоятельством, что общественное мнение всегда формируется на уровне не только науки, но и обыденного сознания, объясняется тот факт, что классовая структура антагонистического общества получается запечатленной в сознании масс неизбежно в искаженном виде [86]. При этом, разумеется, ясно, что отношения объективного бытия, подобные классовой структуре общества (как и самые сложные отношения общественного сознания), в принципе являются вполне познаваемыми и измеримыми. «Несовместимые» с общественным мнением, они отлично «совместимы» с наукой, недоступные, порой даже наглухо закрытые перед первым, они не могут удержать каких-либо тайн перед второй,— просто путь их познания и измерения лежит не через фиксацию туманных образований в головах людей, а через научный анализ объективных фактов и явлений, в которых эти стороны бытия находят свое выражение (во взятом нами примере — через анализ отношений собственности, положения различных групп в системе общественного производства, характера общественного присвоения и т. д.). Из всего этого вытекает тот вывод, что, когда речь идет об общественном мнении, высказывающемся о явлениях и фактах действительности, и когда задача исследования заключается и прямом измерении этой действительности, объект высказывания общественности с необходимостью должен быть подвергнут специальному анализу — «на отражаемость в массовом сознании». Такой анализ должен быть проделан исследователем post festum, если стихийно действующее общественное мнение уже выразило свой взгляд на предмет, или до обращения к общественному мнению, если опрос организуется самим социологом. Очевидно, в первом случае с помощью такого анализа можно будет определить действительную познавательную ценность общественного мнения, в другом — получить ответ на вопрос, можно ли вообще обращаться к общественному мнению по данному предмету или нет. Но все это — лишь в рамках задачи прямого отражения действительности. Если же речь идет о косвенном отражении (измерении), понятие о «пороге доступности» теряет какой-либо смысл и границы объекта общественного мнения расширяются, по сути, беспредельно. Любое ошибочное, искаженное отражение самого «неотражаемого» объекта приобретает значение для понимания тех сторон действительности, которые породили ошибку в сознании масс; любая иллюзия становится интересной, поскольку она позволяет нащупать материальный субстрат, лежащий «за» ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.009 с.) |