Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика основных методовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уже первые попытки классификации интересующих нас методов убеждают, что здесь невозможно обойтись с помощью какого-либо одного fundamentum divisionis. Этих оснований множество. В качестве их могут выступать и объем исследуемой совокупности (в таких случаях различают, скажем, методы всеобщего и выборочного охвата материала), и характер высказываний общественности (с этой точки зрения можно выделить, например, методы инспирирования и методы фиксирования самопроизвольно выраженного общественного мнения), и технические средства исследования (отсюда — разнообразные методы письменного, устного, очного, заочного и прочего сбора материала) и т. д. В результате получается довольно значительное число методов и еще более значительное число их разновидностей. Вместе с тем, если мы хотим понять существо проблемы фиксирования общественного мнения, не стоит увлекаться количеством и деталями. Напротив, необходимо по возможности увязать, систематизировать все существующие методы, представить их как нечто более или менее целостное. А для этого должны быть приведены в систему и различные основания классификации. На наш взгляд, наиболее глубоким, изначальным среди них является то, которое связано с характеристикой самого объекта исследования. Что мы имеем в виду? То, что исследуемые социологом факты — мнения, суждения общественности— выступают в момент исследования в двух принципиально различных формах: или 1) как внешне объективированные в той или иной деятельности людей, или 2) как факты непосредственно самого сознания. Очевидно, в первом случае социолог должен зафиксировать самопроизвольно выраженные мнения и приступить к их анализу, в то время как во втором он должен еще обнаружить, выявить, «создать» их, то есть создать условия для того, чтобы эти мнения получили соответствующее внешнее выражение, объективировались. Отсюда — две большие группы методов изучения общественного мнения: (8) Методы изучения внешне объективированных фактов сознания. (9) Методы изучения непосредственных фактов сознания. Остановимся сначала на первых.
суждений. Именно с ними связаны первые методы изучения общественного мнения, определяемые обычно как методы наблюдения [197]. а) Наблюдение. В данном случае процесс выражения мнений совершается помимо усилий социолога, без какого- либо его участия — исследователь занимает здесь созерцательную, сугубо пассивную позицию, «смотрит» на изучаемый объект «со стороны». Вместе с тем речь тут идет о фиксировании моментальных явлений: устная речь представляет собой такую форму объективирования мнений, которая позволяет «схватить» их лишь в момент высказывания. В данном случае мнения не получают никакой иной внешней формы своего выражения (закрепления), которая бы давала им «вторую (самостоятельную) жизнь» — вне процесса высказывания, и потому они не существуют, вернее, перестают существовать для исследователя, если он не успел зафиксировать их на слух, «пронаблюдать» непосредственно в момент речи. Общая социология различает два основных типа наблюдения: 1) внешнее наблюдение и 2) участвующее наблюдение. Оба они сохраняют свое значение при изучении общественного мнения. При этом внешнее наблюдение осуществляется тут, в силу специфики объекта исследования, в многочисленных формах (сознательного или неосознанного, случайного или планомерного) подслушивания. Что же касается участвующего (включенного) наблюдения, то оно, как и всегда, состоит в том, что исследователь не ограничивается одноразовыми соприкосновениями с объектом, а входит в состав исследуемой социальной среды и благодаря этому получает возможность на протяжении длительного времени и систематически изучать ее настроения, взгляды, интересы и т. п. В сущности, это — многократно повторенное, растянутое во времени подслушивание. Некоторые буржуазные социологи считают названные методы чуть ли не самыми эффективными в деле изучения общественного мнения, поскольку, с их точки зрения, фигура исследователя-инкогнито как ничто другое способствует получению наиболее объективной, свободной от намеренных искажений и какой-либо тенденциозности информации. Однако с такой высокой оценкой наблюдения согласиться невозможно. И не в силу прописной морали (как, кстати, полагают некоторые критики), утверждающей, что «подслушивать нехорошо», а также не потому, что «в условиях социализма и социологи, и общественные организации того или иного коллектива трудящихся, и администрация — все выполняют единую задачу», в результате чего, мол, исчезает разница в объективности между официальной и неофициальной информацией [198] (напротив, выше мы видели, что эта проблема сохраняет свою актуальность в нашем обществе). Дело в самом существе рассматриваемых методов. Прежде всего результаты, получаемые с помощью наблюдения, отличаются не только высокой объективностью, но и, как правило, совершенной случайностью (особенно при внешнем наблюдении). И если первая особенность составляет плюс метода, то вторая оборачивается его ничем не восполнимым минусом. По высказанным вслух и услышанным исследователем суждениям никогда нельзя определить, является это мнение общественным или индивидуальным. И тем более таким способом невозможно зафиксировать картину общественного мнения в целом: исследователь не может быть уверен ни в том, что были высказаны, ни — в еще большей степени — в том, что ему удалось услышать все существующие в обществе (или в рамках изучаемой среды) взгляды на вопрос. В результате собранные факты оказываются случайными, «надерганными». А кроме того, в силу отмеченной выше специфики данной формы выражения мнений (возможность фиксирования мнений лишь непосредственно в момент их высказывания), изучение мнений с помощью рассматриваемых методов — чрезвычайно громоздкое, трудоемкое дело. Исследователю подчас приходится весьма долго ждать момента, когда люди «заговорят», и каждый раз он должен затрачивать немалые усилия, чтобы технически обеспечить свое участие в беседе по формуле: «присутствуя, отсутствовать». К тому же оба эти момента совпадают крайне редко: обычно люди обмениваются мнениями, когда поблизости нет ни одного социолога, и наоборот — социолог может занять самую удобную для наблюдения позицию, а ожидаемый им разговор не состоится. Подобная абсолютная «неуправляемость» объекта исследования резко сокращает возможности применения методов наблюдения при изучении общественного мнения. С помощью этих методов можно добиться известного эффекта, но не эффективности. И то лишь в случаях, когда речь идет об аморфном фиксировании общественного мнения — установлении того, «о чем вообще поговаривают в народе». Если же задача состоит в том, чтобы измерить высказывания общественности по какому-то конкретному вопросу, методы наблюдения оказываются практически вообще неприменимыми. б) Анализ документов. Другой формой знаковой деятельности, в которой внешним образом объективируются мнения людей, является письменная речь. Благодаря ей члены общества получают возможность обмениваться друг с другом мыслями не только в процессе непосредственного общения, но и, так сказать, на расстоянии. Соответственно этому значительно раздвигаются и границы изучения общественного мнения. При этом на первый план выдвигаются методы анализа документов. В массе письменных свидетельств, фиксирующих мысли и чувства современников, весьма большое место занимают личные документы: частная переписка, дневники, записки людей, их письма и заявления в различные социальные институты (например, в органы печати) и т. п. В рамках решения определенных задач подобного рода источники могут сыграть важную роль в деле исследования общественного мнения. Напомним, что В. И. Ленин рекомендовал самым тщательным образом изучать письма населения в редакции газет, а также в органы власти с целью определить «злобы дня», измерить настроения масс и т. д. Велико значение и дневников: они дают возможность понять общее состояние сознания тех или иных слоев населения. Вообще большое достоинство личных документов состоит в том, что содержащаяся в них информация отличается в принципе высокой степенью искренности. Особенно это относится к частной переписке. Но то же можно сказать и о дневниках или письмах в газету, при условии, что эти документы остаются частным делом человека, не предназначаются для опубликования. И все же анализ личных документов занимает в общем объеме методов изучения общественного мнения довольно ограниченное место. Это связано с рядом обстоятельств, в целом повторяющих минусы методов наблюдения. Во-первых, значительная, и как раз наиболее ценная в смысле объективности, часть личных документов крайне труднодоступна для исследования: частные письма и дневники не предназначаются для постороннего глаза. Во-вторых, при изучении документов исследователь в большинстве случаев не может ставить перед собой каких-либо определенных задач, поскольку «неуправляемое» содержание письменных высказываний и исследовательский интерес совпадают далеко не всегда, и вынужден идти «на поводу» за материалом. В меньшей степени это относится к письмам, поступающим в редакции газет, так как содержание газетной страницы так или иначе влияет на характер почты, круг ее тем и т. д. Однако и здесь основная масса стихийно приходящих писем носит по своей проблематике совершенно «неуправляемый» характер [199]. В результате их изучение может дать более или менее полное представление о том, что интересует в данный момент корреспондентов, и лишь в значительно меньшей мере, в принципе чисто случайно, ответить на вопросы, которые интересуют исследователя. Это крайне затрудняет, а еще чаще делает просто невозможным использование метода анализа личных документов при проведении целенаправленных, тематических измерений общественного мнения. Наконец, с помощью рассматриваемого метода нельзя получить полного спектра всех существующих в обществе (или в той или иной отдельной среде) по данному вопросу мнений. Вернее, социолог никогда не может быть уверен сам и доказать другим, что зафиксированные в собранных им документах высказывания отражают с необходимой полнотой все существующие точки зрения. А раз так, значит подобный материал, с точки зрения исследования общественного мнения в целом, будет носить характер случайного, отличаться ненадежностью. Отмечаемые недостатки (особенно последний) в общем и целом присущи и методам анализа документов другого рода — общественных документов, представляющих собой или материалы, авторами которых являются коллективы, общественность (таковы решения массовых собраний, протоколы заседаний и постановления различных общественных организаций, документальные отчеты учреждений и предприятий и т. п.), или материалы, авторами которых являются отдельные лица, но которые получили общественное выражение с помощью социальных институтов (таковы, например, выступления прессы) [200]. И все же их фактическое значение в деле изучения общественного мнения относительно велико. Это объясняется тем, что общественные документы несравненно более доступны для исследования, чем личные. Немалую роль при этом играет и то, что процесс отбора необходимого материала для тематических обследований общественного мнения в случае обращения к общественным документам значительно облегчен. в) Анализ практических действий. Наконец, есть еще одна внешняя форма, в которой самопроизвольно объективируются мнения общественности. Это — поступки, действия, непосредственная практическая деятельность людей. В таких случаях исследование общественного мнения осуществляется с помощью методов анализа практических действий. Причем эти методы, как и методы анализа документов, могут быть двух видов: это или анализ получивших определенное общественное выражение действий отдельных личностей (сюда относятся, например, широко распространенные на Западе исследования выступлений руководителей различных общественных течений и сил, в частности парламентских лидеров), или анализ непосредственных действий (манифестации, забастовки, вооруженные выступления и т. д.) самих широких масс. Ясно, что значение этих форм исследования неравноценно. Качество картины мнений, получаемой путем изучения действий общественных лидеров, определяется множеством условий — начиная с точно фиксируемой степени осуществления в обществе демократии и характера отношений между лидером и представляемой им группой (выражает или не выражает лидер интересы и настроения стоящих за ним масс, если выражает, то насколько полно и точно, и т. д.) и кончая «неуловимыми» «иррациональными» моментами в поведении лидера, определяемыми его сугубо личными свойствами. Наличие или, напротив, отсутствие тех или иных из этих условий способно привести и на практике сплошь и рядом приводит к возникновению несоответствий между позицией лидера и позицией собственно общественного мнения, и это обстоятельство весьма затрудняет изучение последнего путем обращения к данной форме его объективирования. Напротив, анализ действий масс в большинстве случаев позволяет весьма точно фиксировать выраженное таким образом общественное мнение. Ведь содержание этого мнения прямо формулируется в лозунгах, под которыми проходят демонстрации, в требованиях, с которыми выступают забастовщики, или в разного рода политических программах, за осуществление которых ведется вооруженная борьба. Подобная целенаправленность массовых действий (хотя она, разумеется, может быть более или менее четкой) делает рассматриваемый способ изучения общественного мнения весьма эффективным, свободным от ошибок, особенно, если речь идет о таких решительных действиях, как революционные выступления масс с оружием в руках. Вместе с тем понятно, что в практике исследования общественного мнения данный метод играет все же довольно скромную роль. Это связано с тем, что общественное мнение отнюдь не по любому поводу выражается в столь решительной форме. Во всяком случае, обращаясь к данной форме объективирования мнений, исследователь не получит представления о содержании общественного мнения по многим проблемам, фактически обсуждаемым общественностью и интересующим его самого.
общественного мнения становятся полностью «управляемыми» и создается реальная возможность (разумеется, при соблюдении непреложных методологических и методических требований) получить широкую и объективную картину мнений. По своему характеру эти методы в принципе совпадают с так называемыми методами опроса; в общем объеме современных исследований общественного мнения они занимают ведущее место, играют определяющую роль. В нашей социологической литературе термин «метод опроса» употребляется обычно аморфно, без каких-либо дальнейших указаний на его точное содержание. Между тем такая практика недопустима. Прежде всего потому, что нередко этим термином обозначаются и такие специфические формы высказываний общественного мнения, инспирированных исследователем, которые (как, например, теоретические конференции [201]) весьма далеки от обычных представлений об опросе (кстати, в том числе и поэтому, с нашей точки зрения, гораздо точнее применительно к рассматриваемой теперь совокупности способов изучения общественного мнения говорить не о методах опроса, а именно о методах фиксирования непосредственных фактов сознания, хотя в целях экономии изложения мы будем пользоваться преимущественно первым термином). А во-вторых, даже и там, где речь идет о «чистом» опросе одним лицом другого лица или других лиц, термин «метод опроса» также выражает, как на это уже обратил внимание В. Ядов, «слишком широкое и достаточно неопределенное понятие. В сущности, здесь имеются в виду не один, а несколько различных приемов или методов» [202]. Это верно. Существует по меньшей мере три оси дифференциации, относительно которых можно описывать различные методы активного выявления и фиксирования общественного мнения. Они определяются или характером программы, по которой предлагается высказываться общественности, или формой, в которую облекается процесс высказывания, или объемом программы, точнее, степенью полноты охвата изучаемой совокупности. В отношении первой оси дифференциации различаются, с одной стороны, способы фиксирования общественного мнения, высказывающегося по свободной программе, в сущности, даже вовсе без программы, настолько широко бывает ее содержание, а с другой — способы фиксирования общественного мнения, отвечающего на строго определенные вопросы. а) Беспрограммный опрос. Если придерживаться точной терминологии, то методы, относящиеся к данной группе, менее всего могут быть названы опросом, поскольку здесь отсутствует характерное для последнего отношение между опрашивающим (исследователем) и опрашиваемым (исследуемым). В частности, исследователь здесь не пользуется традиционной формой вопросов, и больше того — само его обращение к аудитории с просьбой высказаться по существу не рассчитано на обязательный ответ, носит, скорее, риторический характер и т. д. Вместе с тем такое выражение мнений характеризуется и элементами настоящего опроса. Они проявляются прежде всего в том, что общественное мнение выражается здесь не стихийно, не самопроизвольно, но по инициативе исследователя, в ответ на его стремление зафиксировать содержание общественного мнения. С другой стороны, и исследователь здесь не только пассивно слушает, что говорит общественность, но сам организует ее высказывания — не задавая конкретных вопросов, определяет тему обсуждения, следовательно, общие границы высказываний и т. д. Последнее обстоятельство, кстати, ясно обнаруживает, что специфика рассматриваемой формы опроса заключается отнюдь не в том, что исследователь тут вовсе не предлагает аудитории никакой программы. Напротив, как видим, он формулирует и общую проблему для обсуждения, и конкретные темы в рамках этой общей проблемы. Дело заключается и не в том, что предлагаемая в таких случаях программа отличается крайне широким содержанием, включает в себя множество вопросов,— известно, что подобным признаком нередко отличаются и программы, предлагаемые для анкетирования. Суть дела в другом—в том, что предлагаемая программа не является обязательной для говорящего, не требует, чтобы говорящий с необходимостью затрагивал все стороны обсуждаемой проблемы, высказывался по всем пунктам программы и т. д. Иными словами, беспрограммный характер рассматриваемой формы опроса заключается не в том, что исследователь не предлагает исследуемым программы, но в том, что последние высказываются без программы, затрагивают каждый в соответствии с собственным желанием ту или иную тему в рамках общей программы. Тот же факт, что предлагаемая программа отличается, как правило, исключительно широким содержанием, а также то, что говорящим предоставляется полная свобода в выборе предмета и формы высказывания, еще более усиливает беспрограммный, или свободный, характер этих высказываний. В результате последние оказываются чаще всего несовместимыми (в смысле неперекрещивающимися) по своему содержанию. С точки зрения формы, в которую облекается процесс высказывания, существенное значение имеет прежде всего наличие или отсутствие контакта исследователя с говорящим. Если такой контакт имеется, беспрограммный опрос осуществляется в виде беседы на заданную тему, если такой контакт отсутствует (процесс выражения мнений происходит без прямого, личного участия исследователя), такой опрос принимает форму изложения на заданную тему. В свою очередь изложение может быть устным и письменным. Примером первого является как раз участие людей в теоретических конференциях, в работе разного рода собраний и совещаний. Классическим примером второго — организация широкого потока писем в органы печати путем проведения разного рода дискуссий по тем или иным проблемам. Одним из конкретных случаев применения метода письменных изложений (этот метод часто называют корреспондентским) является и получившее у нас в последнее время широкое распространение проведение в печати массовых обсуждений проектов законов и важных документов. б) Программный опрос. Другая группа способов выявления и фиксирования общественного мнения связана с понятием «программный опрос». Это — опросы в узком, в собственном смысле этого слова, где присутствует и фигура исследователя, задающего вопросы, и фигура исследуемого, отвечающего на них. Важнейшей особенностью данной формы изучения общественного мнения является то, что и вопросы и ответы регламентируются здесь определенной программой, то есть характеризуются однообразной структурой в каждом акте отношения, возникающего между опрашивающим и опрашиваемым. Первый формулирует определенную совокупность вопросов, на которую он хочет получить ответ. Второй в обязательном порядке должен ответить на эти вопросы. Правда, и здесь, в рамках программного опроса, степень определенности программы, или запрограммированности вопросов и ответов, может быть весьма различной. Исследователь может ставить запрограммированные вопросы в свободной манере, не придерживаясь в каждом конкретном случае одних и тех же формулировок, вносить в процесс опроса элементы беседы, то есть дополнять запрограммированные вопросы какими-то другими своими суждениями, позволяющими установить более тесный контакт с говорящим, прояснить ему замысел исследования, выявить более точное содержание его мнения и т. д. и т. п. Тогда говорят о методе (или методах) бесед по определенной программе, или интервьюирования. А с другой стороны, вопросы перед исследуемым могут ставиться и в жестко фиксированной форме, в виде совершенно строгих, однообразных формулировок. Тогда говорят о методе (или методах) анкетирования. Применение этого последнего метода связано с программой, выраженной в письменной форме, в виде так называемой анкеты (анкетной карточки, анкетного бланка, карточки опроса и т. д.). И интервьюирование, и анкетирование может быть как индивидуальным, обращенным к одному лицу, так и групповым, обращенным сразу к некоей совокупности, группе лиц. В первом случае ответы на вопросы выражают мнение одного человека, во втором — мнение целого коллектива. Поскольку беседа по программе может быть только устной, весьма важное значение в рамках данного вида исследования приобретает различение протоколируемых и непротоколируемых интервью. Как подчеркивают многие социологи, при исследовании общественного мнения по щепетильным вопросам лучше прибегать к методу непротоколированного интервью, потому что факт фиксации высказываний может отрицательно воздействовать на говорящего [203]. В отличие от интервьюирования, анкетирование всегда связано с ведением протокола ответов опрашиваемого. Однако при этом оно может быть как устным, так и письменным. В первом случае исследователь обращается к опрашиваемому с устными вопросами (например, по телефону) и сам записывает ответы последнего на анкетный бланк (этот метод нередко называют интервью-анкетой). При письменном анкетировании анкетный бланк вручается непосредственно опрашиваемому, и он лично заполняет его. Наряду с названными видами существует еще смешанное, письменно- устное анкетирование; «в этом случае опрашиваемое лицо самостоятельно заполняет карточку опроса, но в дальнейшем исследователь, принимая карточку, имеет возможность уточнить детали, поставить дополнительный вопрос и т. д.» [204]. Говоря о методах анкетирования, можно принимать во внимание и техиику проведения опроса; тогда, например, следует выделить анкетирование по программам, содержащим исключительно одни закрытые вопросы (такой метод называется голосованием, или анкетой-молнией), а в рамках устного анкетирования — опросы с наличием или отсутствием визуального контакта между анкетером и опрашиваемым, и т. д. Однако гораздо более существенное значение имеет учет такой стороны дела, как наличие или отсутствие вообще непосредственных контактов между исследователем и исследуемым. С этой точки зрения различаются программный личный и программный заочный опросы. Ясно, что в объем первого входят все перечисленные выше виды интервьюирования и анкетирования. Объем второго совпадает с письменным анкетированием (случаи, когда опрос проводится, например, по почте). ...Таковы в целом, с нашей точки зрения, основные методы фиксирования общественного мнения. В конечном виде их классификация принимает следующий вид:
Методы фиксирования общественного мнения I. Методы изучения внешне объективированных фактов сознания
А. Наблюдение — Б. Анализ документов —
В. Анализ практических действий —
1) внешнее 2) участвующее 3) личных 4) общественных 5) отдельных лиц 6) масс II Методы изучения непосредственных фактов сознания (опросы) Г. Беспрограммный опрос
а) личный — б) заочный (изложение на заданную тему) —
7) беседа на заданную тему 8) устный 9) письменный (корреспондентский метод) Д. Программный опрос а) личный — интервьюирование (индивидуальное или групповое) — анкетирование (индивидуальное или групповое) — б) заочный — 10) протоколируемое 11) непротоколируемое
12) устное (интервью-анкета) 13) письменное 14) смешанное 15) письменный
изучаемая совокупность практически никогда не может быть охвачена достаточно полным образом и — главное — в соответствии с заранее определенной (по объему) программой (невозможно, например, говорить о всеобщем наблюдении или об изучении личных документов, представляющих всех без исключения членов анализируемой группы, и т. д.). Словом, критерий объема программы, вернее, отношения объема программы к объему изучаемой совокупности, специфичен прежде всего для методов опроса. Имея в виду эту сторону дела, социология, как и статистика, выделяет исследования со сплошным охватом объектов изучаемой совокупности, с охватом основного массива (решающего большинства) этих объектов, с охватом их части (определяемой в соответствии с теми или иными критериями), а также так называемые монографические исследования, охватывающие не всю совокупность в целом и не ту или иную часть ее, а отдельных, единичных (типичных) представителей целого. Если принять во внимание, что метод основного массива представляет собой в принципиальном отношении одну из конкретных форм исследования части целого, то применительно к способам изучения общественного мнения можно говорить о трех основных методах: 1) всеобщем опросе, 2) выборочном опросе и 3) локальном опросе.
В случае всеобщего опроса число опрашиваемых (n) равняется числу членов (N) изучаемой совокупности («вселенной») или бесконечно близко к нему. Классическим образцом применения этого метода в рамках общества в целом являются всеобщие переписи населения, всеобщие выборы, референдумы и т. п. При выборочном опросе число п всегда представляет собой большую или меньшую дробь от N. Таково в сущности большинство опросов, проводимых национальными институтами общественного мнения в масштабах страны. Наконец, локальный опрос ограничивается изучением отдельных элементов (или сфер), входящих в структуру исследуемой «вселенной». Объектом исследования здесь является также «вселенная» в целом (например, промышленность данного города), непосредственным же его предметом — какой-то единичный представитель этой «вселенной» (например, одно предприятие). Проводя опрос в рамках избранного локала, исследователь должен прийти к выводам, характеризующим «вселенную» в целом. Это заставляет его придерживаться определенных принципов отбора. Что же касается характера опроса, то в рамках избранного предмета он, понятно, может быть как всеобщим, так и выборочным.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.014 с.) |