Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование различных методов и средств↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Производственные фонды. Основные производственные фонды — та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования В социальной деятельности предприятия участвуют непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия. 3. Инвестиции - это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта Информация. Информация как ресурс представляет собой знания научного, технического, производственного, управленческого, экономического или иного характера. 5. Время — как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. 6. Предпринимательский талант – это умение наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.
4. Формы планирования и виды планов Формы планирования и виды планов: 1. С точки зрения обязательности плановых заданий: 1) Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. 2) Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов: 1) Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. 2) Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. 3) Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений: 1) Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, с какими партнерами вести бизнес и т.п. 2) Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.3) Оперативно-календарное планирование. ОКП является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. 4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям: а) по степени охвата: • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры; б) по объектам планирования: • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; • планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация); • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например, программ производства и сбыта; • планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров; в) по сферам планирования: • планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства); • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: • агрегированное.планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков; • детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта; д) по координации частных планов во времени: • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов; • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования; е) по учету изменения данных: • жесткое планирование; • гибкое планирование; ж) по очередности во времени: • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
5. Факторы, влияющие на выбор формы планирования 1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы. - Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала. Крупнейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные концерны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. - Влияние НТП на производственный процесс выражается в усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения. - Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, и т.п. 2. Факторы внешней среды. Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение, но могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения 3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. Процесс планирования всегда имеет одну и ту же структуру, соответствует типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии: а) полнота планирования; б) детализация планирования; в) точность планирования; г) эластичность и гибкость планирования. д) экономичность планирования; е) полезность планирования.
6. Организация внутрифирменного планирования на предприятии План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования: а) плановый персонал, сформированный в организационную структуру; б) механизм планирования; в) процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); г) средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение). 1. Плановый персонал. Сюда входит весь персонал специалистов, который в той или иной мере выполняет функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности, например для сотрудников планово-экономического отдела, а для других работников плановые функции могут сочетаться с другими видами деятельности, например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий. Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующим: • возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства; • увеличением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции; • повышением значимости творческого труда всех работников; • усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии, • развитием в труде предпринимательских начал. 2. Организационная структура планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры (ОС), которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. Организационная структура планирования зависит от различных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следующие параметры предприятия: • степень специализации производства, характеризующаяся удельным весом основной продукции в общем объеме производства; • степень массовости производства, определяемая количеством изготовляемой однотипной продукции; • организационно-правовая форма субъекта хозяйствования; • теснота связи отдельных производственных единиц, включенных в состав субъекта хозяйствования; • размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работников, стоимости основных производственных фондов; • структура субъекта хозяйствования: состав производственных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства; • внешние производственно-хозяйственные связи; • количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции; • состав и структура кадров и материально-технической базы организации; • развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия; • уровень качества, научно-технический уровень и конкурентоспособность продукции; • эффективность использования ресурсов; • принятые методы организации производства и труда, управления и т.п. 3. Механизм планирования Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования. В общем виде в механизм планирования входят: • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; • функции планирования; • методы планирования. 4. Процесс планирования Как целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. Процесс планирования состоит из следующих этапов. Определение цели планирования Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Анализ проблемы На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация. Поиск альтернатив На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия. Прогнозирование На этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации. Оценка На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы. Принятие планового решения Выбирается и оформляется единственное плановое решение. 5. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР)
7. Функции и структура плановых служб на предприятии Основные функции ПЭО: 1. В области планирования 1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия 1.2 планирование производственно – хоз деятельности структурных подразделений (доведение плановых заданий до структурных подразделений) 1.3 внесение соответствующих корректировок в плане предприятия в случае изменения производственно – хоз ситуации 2. В области организации планово-экономической работы 2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием. 2.2 организация хоз расчета на предприятии 2.3 организация работы по нормированию и ценообразованию 2.4 организация разработки мероприятий по использованию производствен мощностей, осн и оборотн фондов, материальн и трудов ресурсов 2.5 разработка мероприятий по выполнению и перевыполнению плановых заданий 3. В области анализа и оперативно-статистического учета 3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий. 3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия 3.3 организация статичтической отчетности на предприятии 4. В области методологической работы 4.1. разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ Организационная структура планово – экономического отдела(схема): Во главе Начальник ПЭО, ему подчиняется Зам Начальника ПЭО, Заму подчиняются: бюро планирования производства, бюро планирования себестоимости,бюро планир-я труд ресурсов, бюро по ценообразованию, по экономич анализу
Творчество Среди всех средств и методов обоснования плановых решений творчество занимает наиболее важное место. Процесс творчества можно определить как способность плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с традиционными плановые решения, при этом выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи. Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуиция, которые не тождественны процессу творчества, а являются его составными частями и могут стимулировать процесс творчества. Предчувствие - это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, основанное на здравом смысле. Интуиция - это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктное знание. Установлено, что интуиция отличается от обдуманного суждения или проницательности. Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распознать скрытую истину путем абстрактного видения или интуитивного понимания. С творчеством тесно связано новаторство и изобретательство, которые также являются частью творческого процесса. Когда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что человек что-то придумал, создал новое, изобрел. Под новаторством понимают процесс воплощения изобретения или идеи в плановых действиях. Новаторство заключается не в том, чтобы придумать что-то новое, чего не было ранее, а в нахождении возможности применения нового на практике. 2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процедуру с учетом ее важности при обосновывании плановых решений рассматривают как самостоятельный метод, поскольку корректное решение проблемы невозможно, если она была неверно сформулирована. Четкое формулирование проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе построения различных качественных моделей, имитирующих планируемое явление, например, схем, диаграмм, изображающих информационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить, что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов. Предельный анализ Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Если прибыль составляет основную цель предприятия, то предельный анализ является важным методом ее достижения. Предельный анализ при планировании на предприятии может быть использован различными путями, например, для установления цен на продукцию (услуги), для определения объемов производства и т.д. 5. Норма прибыли на вложенный капитал Практически во всех компаниях при планировании важнейшим инструментом служит показатель - норма прибыли на вложенный капитал (НВК). В основе этого показателя лежит простой расчет, показывающий связь между доходами предприятия и его капиталом. НВК является важным инструментом планирования затрат. С помощью такого критерия можно определить целесообразность капитальных вложений в различные мероприятия, например, в новое здание, станок или для найма талантливого инженера. В то же время НВК служит важной мерой оценки эффективности прошлых плановых решений. Вследствие своей простоты норма прибыли стала показателем эффективности управления как фирмой в целом, так и ее отдельными структурными подразделениями, особенно в современных условиях диверсификации и децентрализации ответственности. Преимущества НВК: • он в наибольшей мере соответствует главной цели деятельности предприятия (получению прибыли); • является хорошим мерилом эффективности использования капитала; • дает конкретный норматив, используемый в планировании; • может применяться для контроля; • позволяет четко сформулировать задачи для менеджеров предприятия и его отделений; • не связан с изменениями объема продаж. Недостатки показателя НВК. • не является всеобъемлющим (универсальным) при оценке различных вариантов капитальных вложений; • при расчете этого показателя большое внимание уделяется капитальным ресурсам, хотя в формировании эффекта участвуют и другие ресурсы; • не стимулирует эффективность работы подразделений предприятия; • стимулирует краткосрочное планирование в ущерб долгосрочному. Для обеспечения выполнения этого показателя управляющий может сократить товарные запасы, не заменять устаревшее оборудование, отменить программы переподготовки кадров тем самым создать предпосылки для банкротства предприятия. Другими разновидностями этого метода являются: • расчет нормы прибыли на используемый капитал (НИК); • расчет нормы прибыли на собственный или акционерный капитал (ИСК); Дисконтирование Основным недостатком описанных выше методов расчета НВК является то, что при их использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Поэтому важным дополнением к расчету НВК является дисконтирование дохода, т.е. приведение его к моменту осуществления капиталовложений. 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования Данные методы помогают осуществить координацию деятельности предприятия, направленную на оптимальное использование ресурсов в процессе достижения целей компании. Эти методы применяются для решения широкого круга задач, начиная от составления сравнительно несложного графика сменности и кончая большими производственными программами. Анализ чувствительности Данный метод позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или определенном изменении одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого проекта. Проверка устойчивости По форме этот метод напоминает анализ чувствительности. Его главная цель - предвидеть ход развития событий в процессе реализации плана, которые могут произойти во внешнем окружении и внутренней среде предприятия. Это в некоторой мере позволяет ответить в процессе планирования на вопрос: "Как повлияет изменение трудно прогнозируемых факторов на эффективность плана". Анализ макроокружения Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, спецификой бизнеса, в котором действует фирма; во-вторых, внутренним потенциалом организации. Из других элементов внешней среды в стратегическом отношении наиболее важным представляется макроокружение, поскольку возможность влиять на него со стороны фирмы является минимальной, а последствия его действия носят глобальный, всеобъемлющий характер. Угрозы и возможности, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты, можно сгруппировать в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальные условия. Рассмотрим эти факторы. 1. Экономические факторы. Важнейшие параметры экономики должны постоянно отслеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являются следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т.д. 2. Политические факторы. Политические факторы должны изучаться в первую очередь, чтобы высшее руководство фирмы имело ясное представление о политических намерениях органов государственной власти и конкретных средствах и методах для осуществления этой политики. 3. Рыночные факторы. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на фирму: демографические факторы; жизненные циклы изделий и самих хозяйствующих субъектов; уровень конкуренции; уровень и динамика доходов и т.д. 4. Технологические факторы. Анализ этой сферы внешней среды позволяет своевременно выявить возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники. Речь идет о возможности совершенствования как продукции, так и технологии ее изготовления. 5. Международные факторы. Известно, что значительная часть фирм действует на международном рынке, что вызывает необходимость отслеживать специфическую область внешней среды -сферу международного сотрудничества. Угрозы и новые возможности здесь могут возникнуть в результате: облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных компаний или отечественных за рубежом; деятельности иностранных фирм; создания иностранн картелей; изменения валютного курса; принятия политических решений в странах, выступающих в качестве иностранных инвесторов и т.д. Исследование этих проблем должно быть направлено на укрепление национального рынка, поиск правительственной поддержки и защиты против иностранных конкурентов. 6. Социальные факторы. Изучение социальных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес следующих социальных явлений и процессов: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования; мобильность людей к перемене жизни и т.п.
Анализ конкуренции 1. Конкуренты. Анализ конкурентов, т.е. тех, с кем фирма борется за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особо важное место в стратегическом планировании. Данное исследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию бизнеса. К конкурентам относятся: • внутриотраслевые конкуренты, т.е. фирмы, производящие аналогичную продукцию; • фирмы, которые производят замещающий продукт; • фирмы, которые могут войти на рынок (потенциальные конкуренты). Кроме названных субъектов, к конкурентам можно отнести покупателей и поставщиков, которые могут заметно ослабить позицию фирмы. Особое внимание при анализе должно быть уделено потенциальным конкурентам. Основной принцип здесь должен быть такой: ни одна фирма не может себе позволить игнорировать любую реакцию своих конкурентов. В анализе конкурентов должны быть четыре диагностические элемента: • анализ будущих целей конкурентов; • оценка текущей стратегии; • обзор среды, в которой работают конкуренты; • углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Чтобы наметить соответствующие мероприятия в стратегическом плане при анализе конкурентов, необходимо ответить на четыре вопроса: • удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением; • какие шаги в изменении своей стратегии может предпринять конкурент; • в чем уязвимость конкурента; • что может спровоцировать наиболее крупные и опасные ответные меры со стороны конкурента.
Оценка текущей стратегии Она должна дать представление о том, в каком состоянии находится фирма, какие стратегии она реализует и насколько они эффективны. В процессе анализа необходимо ответить на следующие вопросы: • Какова структура потребностей, порождающих спрос в данной отрасли? • Какие характеристики продукции способствуют успеху на рынке и в какой мере этот успех связан с иррациональными мотивами покупки? • Каковы входные и выходные барьеры существуют в отрасли? • Каковы ключевые факторы успеха есть в отрасли? На основе приведенных критериев можно провести сравнительный анализ отраслей и рынков, в которых работают предприятия, в целях оценки риска, их потенциальной прибыльности и выявить, насколько существующая в фирме деловая стратегия соответствует возможностям и специфике хозяйствования в этих отраслях. Анализ портфеля продукции Он даёт наглядное представление о том, как отдельные части бизнеса связаны между собой. Анализ продукции дополняет и детализирует сведения, полученные при оценке текущей стратегии. Выделяются несколько этапов алгоритма анализа: выбор уровней анализа; выделение этапов анализа; определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции; сбор, систематизация и анализ данных; комплексная оценка существующего портфеля продукции предприятия. Выбор стратегии Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе трех составляющих: ключевых факторов, характеризующих стратегию; результатов анализа портфеля продукции; альтернативных вариантов стратегий. Указанные компоненты были рассмотрены нами выше. Среди основных ключевых факторов из всей совокупности факторов, определяющих стратегию фирмы, в первую очередь должны быть учтены следующие: преимущества фирмы и отрасли, в которой фирма осуществляет свою деятельность; цели фирмы; интересы и отношение к стратегии собственника и высшего руководства; финансовые ресурсы; квалификацию менеджерского персонала; обязательства фирмы; степень зависимости фирмы от внешней среды; фактор времени и т. д. Оценка выбранной стратегии Оценка стратегии осуществляется в виде анализа того, как учтены решающие факторы при ее формировании. Результаты оценки позволяют определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям фирмы, то проводится дополнительный анализ, чтобы установить следующее: • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружающей среды (динамике рынка, жизненному циклу изделия, конкурентным преимуществам и другим факторам); • соответствие потенциалу и возможностям фирмы (другим стратегиям, структуре фирмы, потенциалу и т.д.); • приемлемость риска, заложенного в стратегии (реалистичность предпосылок, негативные последствия, насколько оправдан риск). 5. Разработка стратегического плана Принятая стратегия служит основой для разработки стратегического плана предприятия. В зависимости от комбинации выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается, как правило, крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом. Наступательный план предполагает освоение и производство новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции и т.д. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка, банкротство предприятия. В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как предприятие и его структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами. Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции. 6. Разработка системы бизнес-планов Бизнес-планы являются составной частью стратегического плана. Однако бизнес-планирование и стратегическое планирование - не тождественные понятия. Различия между ними в следующем. Во-первых, в отличие от стратегического плана, бизнес-план содержит не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, связанную с созданием и развитием нового бизнеса. Во-вторых, стратегические планы - это перспективные долгосрочные или среднесрочные планы с растущим горизонтом времени. В отличие от них бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы. По форме бизнес-план напоминает проект с его обязательностью и детальной проработкой отдельных элементов. Прототипом бизнес-плана может служить технико-экономическое обоснование, являющееся составной частью проектно-технической документации. Процесс выработки стратегии не завершается какими-либо непосредственными действиями. Он заканчивается установлением общих направлений роста фирмы, на основе которых разрабатываются конкретные мероприятия. Успех выбранной стратегии во многом зависит от инвестиционной и инновационной политики предприятия.
Хозяйственный риск Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным, или предпринимательским. В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения. Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы: • принимаемые в условиях определенности; • принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске); • принимаемые в условиях полной неопределенности (ненадежные). Под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ. С точки зрения причин хозяйственный риск обусловлен: • возможностью отклонения в процессе реализации решения от цели, предусмотренной планом, вследствие внутренних и внешних возмущающих воздействий; • постановкой ошибочной цели, неопределенности ситуации; • вероятностью достижения планируемого результата; • отсутствием уверенности в достижении поставленной цели у исполнителей плана; • возможностью наступления неблагоприятных последствий в ходе реализации плана; • ожиданием опасности, неудачи; • неизбежностью выбора при принятии планового решения; • столкновением интересов участников составления и реализации плана; • ограниченностью ресурсов; • недостаточной квалификацией персонала, склонностью к субъективизму; • противоречивостью процесса планирования; • противодействием партнеров по бизнесу; • форс-мажорными обстоятельствами (природными, политическими, экономическими, технологическими, рыночными и т.д.); • договорной дисциплиной (задержкой поставок, разрывом контрактов); • низким качеством товаров и услуг.
Виды потерь и риска Потери, связанные с риском, могут быть: • материальные, • трудовые, • финансовые, • потери времени, • прочие потери. Материальные потери представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, мате<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.022 с.) |