Формирование структуры ассортимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование структуры ассортимента



Важнейшим фактором, определяющим уровень и рентабель­ность продаж, является соответствие ассортимента и номенклату­ры продукции запросам потребителей. Под номенклатурой понима­ется укрупненный перечень выпускаемой предприятием продукции или оказываемых им услуг. Ассортимент служит для детализации продукции на виды, типы, сорта, фасоны, рисунки.

Ассортиментная позиция — это конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает предприятие.

При планировании номенклатура или товарный ассортимент могут характеризоваться: шириной (исходя из количества предлага­емых ассортиментных групп или номенклатурных позиций); глуби­ной (исходя из количества позиций в каждой ассортиментной груп­пе); сопоставимостью (исходя из соотношений между ассортимен­тными группами с точки зрения общности конечного потребления, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).

При планировании номенклатуру и ассортимент принято изме­рять количеством наименований типоразмеров продукции и соот­ношением удельных весов отдельных видов изделий (работ) в про­изводственной программе предприятия.

Номенклатура и ассортимент подвержены постоянным изме­нениям, причем ассортимент изменяется в большей степени, чем номенклатура продукции.

Планирование ассортимента, то есть количественного соотно­шения отдельных видов изделий параметрического ряда продук­ции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Каж­дое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и условий.

Жизненный цикл изделия состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период жизненно­го цикла изделия состоит из четырех фаз: фазы внедрения (выведе­ния товара на рынок); фазы роста; фазы созревания; фазы насыще­ния и падения.

Основная идея планирования ассортимента состоит в следую­щем. Во-первых, эффективная ассортиментная стратегия должна быть направлена на элиминирование объема продаж и прибыли от стадий жизненного цикла изделий. Во-вторых, появление на рынке различных моделей параметрического ряда изделия долж­но планироваться в такой последовательности, чтобы величина объема продаж и прибыли оставалась относительно постоянной.

Планирование освоения новых изделий

Рассмотрение некоторых проблем формирования ассортимен­та приводит нас к неизбежному выводу, что его эффективность за­висит прежде всего от количества новых товаров, находящихся в портфеле ноу-хау предприятия. Большинство американских компаний, выпускающих как промышленные, так и потребитель­ские товары, отмечают, что 20-39% текущих продаж приходится на изделия, впервые выведенные на рынок в предшествующие пять лет. Именно новые товары позволяют своевременно изменять структуру ассортимента и поддерживать объем продаж на уровне, обеспечивающем стабильное финансовое положение предприя­тия. Отсюда возникает другая относительно самостоятельная, но связанная с формированием ассортимента проблема планирова­ния освоения нового продукта, которая включает не только техни­ческую разработку изделия, но и комплекс организационно-экономических мер, способствующих удовлетворению запросов потре­бителей и увеличению рентабельности предприятия.

В процессе планирования освоения новых изделий необходимо установить, почему одни товары отвергаются рынком, в то время как другие товары длительное время пользуются спросом у покупателей.

При планировании ассортимента обычно считают, что разработка новой модели продукта является мероприятием, связанным с малым риском, особенно если она разрабатывается на основе уже хо­рошо известного продукта, на готовой производственной линии, и совершенно ясно, что данное изменение необходимо и приемлемо для покупателей. Риск будет увеличиваться в прямой зависимости' от степени новизны продукта и от того, насколько технология его производства и распределения отличается от опыта предприятия в этой области. Риск увеличивается, если фирма хочет поместить продукт на рынок, но не знакома со структурой его распределения, или у нее нет знаний специальных способов или технологии произ­водства, или она ведет разработку продукта, требующего новых, бо­лее совершенных инженерных навыков, которые в данной компании отсутствуют, или же принимает решение о производстве какого-либо продукта для сбыта за границей, но никогда не произ­водила и не продавала его у себя в стране.

Можно принять как за своего рода непреложный закон разра­ботки новых продуктов, что чем больше продукт отличается от тех, которые в настоящее время предприятие производит и произ­водство которых тщательно изучено, тем больше вероятность то­го, что он не принесет прибыли. И прежде чем отступать от этого правила, основанного на опыте, фирма должна быть уверенной в вероятности успеха.

 

37. Содержание плана производства предприятия

Важнейшим разделом тактического плана предприятия явля­ется производственная программа, или план производства и реали­зации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырье­вых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансо­вым планом.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребите­лей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенк­латуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях при­меняются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных мет­рах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потре­бительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продук­ции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения.

Планирование производства и продаж продукции в натураль­ном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходи­мых для ее производства. Однако натуральные измерители не поз­воляют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчи­тать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации про­дукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (вало­вой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана яв­ляется реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой орга­низацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых из­делий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответ­ствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Товарная продукция включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой про­дукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторо­ну по кооперированным поставкам; капитального ремонта, вы­полненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств пред­приятия; инструментов и приспособлений для собственного про­изводства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые — для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное про­изводство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Условно-чистая продукция в отличие от чистой содержит амортизацию.

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

38. Методика планирования производственной программы предприятия.

1. Анализ выполнения плана производства

Всесторонний анализ выполнения плана производства продук­ции позволяет выявить резервы роста объемов производства и на­метить мероприятия по их реализации.

2. Анализ портфеля заказов

На этапе составления производственной программы портфель за­казов нуждается в тщательном анализе. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индиви­дуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей.

На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируются и анализируются ас­сортимент и номенклатура портфеля заказов.

3. Расчет производственной мощности

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавли­ваются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

4. Планирование выпуска продукции

Установленное в производственной программе задание по объему производства продукции может быть выполнено при усло­вии обеспечения необходимым количеством ресурсов. Обоснование производственной программы производственной мощностью составляет содержание данного этапа.

5. оценка ПП и разработка мероприятий по её реализации

Планирование производственной мощности предприятия

Производственная мощность предприятия – максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ас­сортименте, предусмотренном планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с уче­том прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Планирование производственной мощности заключается в вы­полнении комплекса плановых расчетов по определению: входной мощности; выходной мощности; показателей степе­ни использования мощности.

Входная мощность определяется по наличному оборудова­нию, установленному на начало планового периода. Выходная мощность — это мощность на конец планового периода, рассчи­тываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощнос­ти в течение планового периода. Планирование выпуска осуществляется исходя из среднегодовой мощности.

Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определен­ную дату процент освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в опреде­ленный период к соответствующей проектной мощности.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной коо­перации производства, не рассматривается оборудование вспомогательных и обслуживающих цехов.

Для расчета производственной мощности применяются два ме­тода: по производительности оборудования; по трудоемкости из­готовления продукции. В непрерывных производствах рассчитывается по про­изводительности оборудования, а в дискретных производствах — по трудоемкости изготовления продукции.

Производственная мощность предприятия рассчитывается по ведущему цеху. Для этого определяются производственные мощ­ности всех цехов и строится диаграмма мощностей предприятия. Таким образом, при планировании производственной програм­мы необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на «расшивку узких мест» (увеличение мощности), и загрузку имеющихся резервов мощностей.

 

Планирование выполнения производственной программы

Предметом планирования выполнения производственной программы являются метод изготовления и тип производства. Ос­новная задача данного этапа состоит в том, чтобы задания произ­водственной программы предприятия довести до всех структур­ных подразделений и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами опе­ративно-календарного планирования (ОКП).

Планирование выполнения производственной программы осу­ществляется по следующему алгоритму.

1. Распределение производственной программы по плано­вым периодам.

В текущем планировании производственная программа сос­тавляется, как правило, на один год. Поскольку ритмичность производства имеет большое значение для по­вышения эффективности, улучшения качества продукции и всей работы, необходимо весьма тщательно распределить годо­вой объем производства и реализации продукции по кварталам и месяцам.

2. Доведение производственной программы до структурных подразделений.

План производства продукции в натуральном выражении доводится до производственных единиц пред­приятия и самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в состав производственного объединения. Структура и пока­затели производственных заданий зависят от действующей на пред­приятии системы ОКП.

3. Выбор метода изготовления производственной про­граммы.

Планирование способа изготовления определяет, как будет организован производственный процесс в пространстве и времени. Различают поточный, партийный и единичный способы изготовления изделий.

4. Расчет загрузки оборудования.

При расчете загрузки оборудования определяется степень соответствия производственной программы каждого рабочего места его производственной мощности. Поэтому расчет загрузки оборудования производится по каждому агрегату, станку

 

41. Содержание плана материально-технического обеспечения

Расчеты потребности в материальных ресурсах осуществляют­ся в плане материально-технического обеспечения предприятия, который является важнейшим разделом тактического плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение про­изводственной программы и эффективность работы данного пред­приятия, но и многих других, так как установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов одновременно являются основа­нием для разработки плана производства и реализации продукции других предприятий и объединений.

Целью разработки плана материально-технического обеспече­ния является оптимизация потребности предприятия в материаль­но-технических ресурсах, так как экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности про­дукции, а стремление к созданию сверхнормативных запасов и не­рациональному использованию ресурсов — к «омертвлению» обо­ротных средств и снижению эффективности их использования, что, в конечном счете, скажется на конечных результатах деятель­ности предприятия.

Основными задачами плана материально-технического обес­печения (МТО) являются:

• своевременное и полное удовлетворение потребности пред­приятия в материально-технических ресурсах;

• обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

• минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей;

• определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов;

определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов;

• разработка политики всемерной экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственных оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукции и технологий;

• создание условий для эффективной деятельности структур­ных подразделений предприятия на принципах полного коммерче­ского расчета и т.д.

Исходными данными для разработки плана материально-тех­нического обеспечения являются намеченные объемы производст­ва, объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база с учетом заданий по снижению норм расхода материалов.

План материально-технического обеспечения со­ставляется в натуральном и стоимостном выражении на год и с разбивкой по кварталам.

В ходе разработки плана материально-технического обеспече­ния должна всесторонне учитываться максимально возможная экономия средств производства, достигаемая в результате:

снижения веса машин изделий без ухудшения их качественных характеристик, что, помимо экономии сырья и материа­лов, влечет за собой снижение трудоемкости их изготовления, увеличение пропускной способности оборудования, уменьшение объема перевозок, расхода топлива и т.д.; эта экономия зависит! от точного расчета конструкций, выбора оптимальных запасов прочности, правильного выбора марок, размеров и профилей материалов и т.д.;

• уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов — точных методов литья, замены ковки штамповкой, специальных нестандартных профилей и размеров, рационального раскроя материалов, комплексного использования сырья;

• замены дорогостоящих и дефицитных материалов более де­шевыми, применения пластмасс вместо черных и цветных метал­лов, железобетона в качестве конструкционного материала и т.п., а также многократного использования смазочных масел, макула­туры, тары, резины, стекла.

План материально-технического обеспечения состоит из рас­четов потребности в материально-технических ресурсах и плана закупок.

 

Планирование потребности в оборудовании

Расчет потребности в оборудовании (машинах), кабельных и других видах продукции машиностроения осуществляется по сле­дующим направлениям;

• для замены физически износившегося и морально устарев­шего оборудования;

• для увеличения производственной мощности в связи с уве­личением производственной программы;

• для научно-исследовательских работ по механизации произ­водственных процессов, внедрению новой техники и передовой технологии;

• на ремонтно-эксплуатационные нужды.

Потребность в оборудовании для замены физически изношен­ного и морально устаревшего оборудования на действующих предприятиях определяется с учетом необходимости планомерно­го обновления действующего парка машин (на основании актов об их техническом состоянии) с целью значительного увеличения вы­пуска продукции на этих предприятиях, повышения интенсифика­ции производства, роста производительности труда и улучшения качества изделий.

Потребность в оборудовании для увеличения производствен­ных мощностей обосновывается технико-экономическими расче­тами, доказывающими недостаточность имеющегося парка обору­дования для выполнения заданной программы. При этом необхо­димо тщательно проанализировать фактическое использование имеющегося оборудования, чтобы максимально выявить резервы и возможности его более полного использования, например, за счет повышения сменности работы оборудования, сокращения внеплановых простоев и вспомогательного времени, модерниза­ции оборудования, интенсификации процесса производства и т.д.

Потребность в оборудовании для проведения научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по механизации производственных процессов и внедрению передовой технологии определяется на основе планов научно-исследователь­ских работ с учетом внедрения достижений науки и техники.

Потребность в оборудовании и машинах на ремонтно-эксплу­атационные нужды определяется с учетом наличия и намечаемого роста эксплуатационного парка, его возрастного состава, прогрес­сивных норм расхода запасных частей, сроков службы и т.д.

 

43. Содержание плана по труду и персоналу предприятия

Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, являются следующие:

û создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;

û формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;

û подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;

û совершенствование организации труда;

û стимулирование труда;

û создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала и др.

Планирование персонала охватывает планирование труда и планирование оплаты труда. Для этого в плане по труду и персоналу выделяются три раздела: план по труду; план по численности персонала и план по з/п.

В плане по труду и численности фирмы рассчитываются показатели производительности труда; определяется трудоёмкость изготовления единицы продукции и планируемого объёма товарного выпуска, численность работающих в разрезе различных категорий персонала, планируемая величина затрат на содержание персонала фирмы и её структурных подразделений, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников; намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, формированию и использованию кадрового резерва; готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и фонда з/п, средней з/п работников фирмы и т. д.

План по труду и персоналу связан с основными разделами тактического плана: планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издержкам; финансовым планом; экономической эффективностью производства; планом поп фондам и т. д.

 

Планирование потребности персонала предприятия

Планирование потребности в персонале включает следующие этапы:

û анализ выполнения плана по труду за предшествующий период;

û планирование производительности труда;

û планирование трудоёмкости производственной программы;

û расчёт баланса рабочего времени;

û расчёт потребности в персонале;

û планирование высвобождения и дополнительной потребности в персонале;

û планирование развития персонала.

1. Анализ выполнения плана по труду за предшествующий период. Основными задачами данного анализа являются:

û оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами – определяется сравнением фактического количества работников в базисном периоде по категориям и профессиям с плановой потребностью;

û оценка эффективности использования трудовых ресурсов. Эффективность использования трудовых ресурсов можно оценить по использовании. рабочего времени, производительности труда, трудоёмкости продукции, рентабельности;

û выявление резервов экономии трудовых ресурсов и разработка мероприятий по их использованию.

2. Планирование производительности труда. При составлении планов по труду особое внимание должно уделяться выявлению и использованию имеющихся резервов повышения производительности труда и максимальному сокращению потребности в дополнительной численности трудовых ресурсов.

В планировании повышения производительности труда используются абсолютные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относительные, определяющие динамику её роста. Для оценки уровня производительности труда в плановых расчётах применяются три метода: натуральный (условно-натуральный); трудовой и стоимостной.

3. Планирование трудоёмкости производственной программы. Расчёт плановой трудоёмкости изготовления продукции (единицы, товарного выпуска) осуществляется в три этапа:

û анализ уровня и структуры фактической трудоёмкости продукции в базисном и отчётном периодах с целью выявления резервов её снижения;

û определение возможного снижения трудоёмкости изготовления продукции в плановом периоде с учётом выявленных в процессе анализа факторов и источников экономии трудозатрат;

û расчёт планового уровня и структуры трудоёмкости изготовления единицы продукции (работ) и планируемого товарного выпуска.

4. Расчёт баланса рабочего времени. Планирование потребности в персонале основано на балансе рабочего времени одного среднесписочного рабочего на плановый год. В планировании принято различать следующие фонды рабочего времени:

û плановый календарный фонд рабочего времени;

û плановый номинальный (максимально возможный) фонд рабочего времени;

û плановый (полезный) фонд рабочего времени.

5. Расчёт потребности в персонале. При расчёте потребности фирмы в персонале необходимо обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, оптимальное соотношение различных категорий персонала, максимально возможное высвобождение работников для использования их для освоения новых видов деятельности. Расчёт потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих. Все работники фирмы подразделяются на две группы: ППП (персонал основной деятельности) и персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе фирмы (персонал неосновной деятельности). При планировании численности работников фирмы следует различать явочную, списочную и среднесписочную.

Дополнительная потребность в кадрах или избыток рабочей силы обычно рассчитывается отдельно по каждой категории работников с учётом профессии, квалификации (разряда) и т. д. В общем виде дополнительная потребность в кадрах определяется разностью между среднегодовой численностью в планируемом периоде, предусмотренной планом по труду, и ожидаемой фактической численностью за предшествующий период. При этом учитывается величина возмещения убыли рабочих и служащих, связанная СС уходом в армию, на пенсию, на учёбу, которая определяется на основе отчётных статистических данных за последние два года.

На основе дополнительной потребности в персонале и высвобождения персонала составляется план подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

 

45. Планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала

Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения (подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности).

Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности (обучаются занятые в производстве работнике, имеющие практический опыт).

Переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда (обучаются занятые в производстве работнике или безработные, имеющие практический опыт).

На основе дополнительной потребности в персонале и высвобождения персонала составляется план подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Данный план содержит следующие разделы:

û численность квалифицированных рабочих на конец года;

û дополнительная потребность в квалифицированных рабочих:

û на прирост численности;

û на замену выбывающих;

û обеспечение дополнительной потребности за счёт:

û подготовки квалифицированных рабочих:

û собственными силами;

û в учебных заведения на стороне;

û приёма квалифицированных рабочих со стороны;

û переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов:

û собственными силами;

û в учебных заведениях на стороне:

û с отрывом от производства;

û без отрыва от производства.

 

Планирование производительности труда

Производительность труда – количество продукции, произведённой работников в единицу времени, или количество времени, затраченное на производство единицы продукции.

В качестве обобщающих показателей производительности труда выступают выработка и трудоемкость.

В практике планирования применяются следующие методы планирования производительности труда:

1) корректировки базисной производительности труда с учётом ее изменения в планируемом году за счёт технико-экономических факторов.

2) прямого счёта на основе трудоёмкости производственной программы.

3) Аналитический метод

 

Метод планирования производительности труда по технико-экономическим факторам:

А) определяется исходная численность ППП в плановом периоде(она равна численности в бизисном периоде умноженной на темп роста V произодства деленного на 100).

Б) рассчитывается изменение численности работающих под влиянием различных факторов роста производительности труда

На промышленных предприятиях наиболее часто применяют след классификация технико – эк методов:

1) повышение научно-технич уровня производства

2) совершенствование организации производства

3) изменение объема и структуры выпускаемой продукции

В) определяется плановый прирост производительности труда по отношению к базисному периоду(∆П = Э/Чи – Э)*100,где Э-экономия,Чи –исходная численность

Аналитический метод планирования повышения производительности труда организации является разновидностью метода прямого счета. Он предполагает расчет полной трудоемкости продукции с учетом изменения ее структуры в плановом периоде и основывается на рациональном использовании рабочего времени и снижении трудоемкости выпускаемой продукции. Его применение эффективно в цехах осн производства.

 

Планирование трудоёмкости производственной программы

Расчёт плановой трудоёмкости изготовления продукции (единицы, товарного выпуска) осуществляется в три этапа:

û анализ уровня и структуры фактической трудоёмкости продукции в базисном и отчётном периодах с целью выявления резервов её снижения;

û определение возможного снижения трудоёмкости изготовления продукции в плановом периоде с учётом выявленных в процессе анализа факторов и источников экономии трудозатрат;

û расчёт планового уровня и структуры трудоёмкости изготовления единицы продукции (работ) и планируемого товарного выпуска.

1. Анализ уровня и структуры трудоёмкости в базисном и отчётном периоде. В процессе такого анализа необходимо выявить все основные факторы, под воздействием которых сложился уровень и структура трудозатрат в базисном периоде. Анализ проводится по следующим направлениям:

û изучение организации и обслуживания рабочих мест во всех структурных подразделениях фирмы. Организация и обслуживание рабочих мет включает: обеспечение рабочих мест энергией, сырьём, материалами, полуфабрикатами, инструментом и приспособлениями; наладку, переналадку и ремонт оборудования; контроль качества продукции; санитарно-гигиенические условия работающих и др.;

û разделение и кооперация труда. Данное направление предполагает анализ эффективности построения трудовых процессов по функциональным, профессиональным и квалификационным признакам. Критерием эффективности такого разделения является сокращение общих затрат труда. В процессе анализа необходимо выявить возможность совмещения профессий, функций и специальностей, многостаночного обслуживания;

û эффективность приёмов и методов труда. Данное направление предусматривает анализ эффективности расчленения производственного процесса на операции, приёмы, движения и микродвижения, что является объектом нормирования труда;

û мотивация труда. На данном этапе важно выявить, кК стимулируется перевыполнение норм выработки и обслуживания, внедрение технически обоснованных норм, влияние перевыполнения норм на качество продукции, работ. Показателями, с помощью которых можно оценить эффективность системы стимулирования, являются коэффициент текучести кадров, средняя з/п, количество прогулов и т. д.;

û квалификация кадров. Квалификация кадров характеризуется многими параметрами: средним разрядом рабочих, стажем работы на данном предприятии, величиной затрат на подготовку и повышение квалификации кадров в издержках предприятия и т. д. Например, сопоставление среднего разряда рабочих со средним разрядом выполняемых работ даёт судить о том, насколько квалификация рабочих позволяет им выполнять работы данной сложности и есть ли резервы для снижения трудоёмкости за счёт повышения квалификации персонала;

û условия труда. Условия труда, которые определяют уровень трудозатрат, характеризуется производственной обстановкой: санитарно-гигиеническими, психофизиологическими и социально-психологическими факторами. Их влияние на возможность снижения трудоёмкости изготовления продукции в плановом периоде можно оценить с помощью экспертных оценок;

û дисциплина труда. На этом этапе устанавливается структура трудоёмкости продукции, работ: соотношение её отдельных видов. В планировании принято различать следующие виды трудоёмкости:

û полная трудоёмкость продукции – сумма всех затрат живого труда всех категорий работников ППП;

û производственная трудоёмкость – затраты труда всех основных и вспомогательных рабочих;

û технологическая трудоёмкость – затраты труда основных рабочих-сдельщиков и основных рабочих повременщиков;

û трудоёмкость обслуживания производства – сумма затрат труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов и служб, занятых обслуживанием производства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.157 с.)