Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность инвестиций, инвестиционного процесса и их связь со стратегией предприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования, которое должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, направляемых на достижение целей. Реализация стратегий предприятия, как правило, связана с инвестициями, особенно если речь идет о стратегиях роста. Необходимость инвестиций при реализации стратегий предприятия это:
Работа предприятия по формированию и реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью. Принято различать следующие классы инвестиций: 1. В соответствии с объектом инвестиций выделяют: • реальные (капиталообразующие) инвестиции - долговременные вложения средств в производство, связанные с приобретением реальных активов; • портфельные (номинальные) инвестиции - вложения средств в ценные бумаги, в долю (пай) другого предприятия, выдача за счет собственных средств кредита. • интеллектуальные инвестиции - вложение средств в подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (человеческий капитал), в рекламу, в исследования и разработки (инновации), социальные мероприятия. Их особенность в том, что объект инвестирования и объект получения эффекта не совпадают ни во времени, ни в пространстве, что затрудняет их планирование и оценку. 2. По связи с процессом воспроизводства инвестиции подразделяются на три группы. Нетто-инвестиции - начальные инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия а также вкладываемые в расширение производственного потенциала (экстенсивные инвестиции). Реинвестиции — средства, направляемые на восстановление изношенных и выбывших фондов. Реинвестирование - процесс связывания вновь освободившихся инвестиционных ресурсов посредством их направления на приобретение или изготовление новых средств производства с целью восстановления изношенных основных фондов предприятия. Брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций. 3. По источникам финансирования инвестиции могут быть: • собственные, включая следующие источники финансирования: амортизационные отчисления; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия; средства от реализации активов; средства акционеров; • заемные, включая банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы; • лизинговые инвестиции в форме финансового, оперативного и возвратного лизинга; • инвестиционные ассигнования из республиканского и местного бюджета и внебюджетных фондов; • зарубежные инвестиции, включая источники: капитал и кредиты иностранных юридических и физических лиц; • международные инвестиции, состоящие из кредитов Всемирного банка. Европейского банка реконструкции и развития, средств международных фондов и т.п. 4. В зависимости от уровня риска инвестиции делятся на следующие категории: • инвестиции, по которым уровень риска не определяется, например обязательные инвестиции, направляемые на замену выбывающих производственных мощностей; • инвестиции с уровнем риска ниже среднего, например, направляемые на снижение издержек производства; • инвестиции со средним уровнем риска, направляемые на расширение производства; • инвестиции с уровнем риска выше среднего, направляемые в производство новой продукции; • инвестиции с наивысшим уровнем риска, вкладываемые в научные исследования и разработки. 5. С точки зрения организации и управления инвестиционным процессом инвестиции могут быть: • локальные, осуществляемые в соответствии с решениями об отдельных инвестиционных объектах; • глобальные, осуществляемые на основе инвестиционных программ. 6. В зависимости от субъектов инвестиционной деятельности инвестиции делятся на: • инвестиции граждан, предприятий негосударственных форм собственности (частные); • государственные инвестиции; • иностранные инвестиции; • совместные инвестиции. 7. В зависимости от вида (предмета) инвестиций: • материальные (движимое и недвижимое имущество, имущественные права включая право владения землей и природными ресурсами); • финансовые (денежные средства права на участие в делах других фирм, долговые права); • нематериальные инвестиции (опыт и знания специалистов, патенты, авторские права и т.п.).
Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание инвестиционной политике, ставится задача о привлечении зарубежных инвестиций. Это может быть финансирование по гос линиям и под гос программы, инвестирование негос проектов под гарантии гос финанс органов, индивидуальное инвестирование (вкладывание средств иностранных инвесторов под свои собственные проекты). Для привлечения иностранного капитала должны быть созданы следующие условия: 1) нормативная база -где четко зафиксированы льготы, права, гарантии, особенно в отношении частной собственности. 2) Информационная система – обеспечивающая иностранных инвестров двнными об экон состоянии государства, развитие законодательной базы. 3) Четкая система сбора, рассмотрения и утверждения проектов, финансируемых иностран инвестором. 4) Определенность экон политики государства, особенно в таких областях как разгосударствление и приватизация, ценообразование, финансово – кредитная политика, налогообложение. 5) Экономическая стабильность
25. Методика оценки инвестиционных проектов при планировании инвестиций В современной практике основными показателями оценки эффективности инвестиционных проектов являются: 1) Чистый дисконтированный доход (ЧДД) 2) Индекс доходности (рентабельности) 3) Внутренняя норма доходности 4) Срок окупаемости чистый дисконтированный доход -это текущая стоимость денежных потоков инвестиционного проекта, с учетом ставки дисконтирования, за вычетом инвестиций. ЧДД рассчитывается как разность между суммарной текущей стоимостью доходов, скорректированной на ставку дисконтирования и текущей стоимостью инвестиционных затрат. Индекс доходности (рентабельности) - рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям Внутренняя норма доходности -это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход равен 0. Срок окупаемости - это количество лет, в течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистого дохода.
Хозяйственный риск Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным, или предпринимательским. В планировании стратегии предприятия очень важно знать факторы, источники, формы проявления и методы оценки хозяйственного риска, что является условием его предотвращения. Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы: • принимаемые в условиях определенности; • принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске); • принимаемые в условиях полной неопределенности (ненадежные). Под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ. С точки зрения причин хозяйственный риск обусловлен: • возможностью отклонения в процессе реализации решения от цели, предусмотренной планом, вследствие внутренних и внешних возмущающих воздействий; • постановкой ошибочной цели, неопределенности ситуации; • вероятностью достижения планируемого результата; • отсутствием уверенности в достижении поставленной цели у исполнителей плана; • возможностью наступления неблагоприятных последствий в ходе реализации плана; • ожиданием опасности, неудачи; • неизбежностью выбора при принятии планового решения; • столкновением интересов участников составления и реализации плана; • ограниченностью ресурсов; • недостаточной квалификацией персонала, склонностью к субъективизму; • противоречивостью процесса планирования; • противодействием партнеров по бизнесу; • форс-мажорными обстоятельствами (природными, политическими, экономическими, технологическими, рыночными и т.д.); • договорной дисциплиной (задержкой поставок, разрывом контрактов); • низким качеством товаров и услуг.
Виды потерь и риска Потери, связанные с риском, могут быть: • материальные, • трудовые, • финансовые, • потери времени, • прочие потери. Материальные потери представляют собой непредусмотренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества. Оценка этих потерь при планировании стратегии производится как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Трудовые потери проявляются в незапланированных затратах рабочего времени и могут выражаться в натуральных и стоимостных показателях. Например, непредусмотренные внутрисменные простои рабочих могут быть оценены в человеко-часах, а также суммой доплат, выплаченной рабочим за время простоя. Кроме этого, необходимо оценить объем продукции, который предприятие не выпустило в связи с остановкой производства. Финансовые потери могут иметь форму прямого денежного ущерба, нанесенного предприятию непредвиденными обстоятельствами, например, штрафы, пени, неустойки, невозврат дебиторской задолженности, уменьшение объемов реализации вследствие снижения цен на продукцию предприятия, неполучение дивидендов на акции, принадлежащие предприятию и т.д. К другой группе финансовых потерь относится обесценение финансовых ресурсов, например, амортизационных и оборотных средств вследствие инфляции, запаздывания платежей, замораживания счетов и т.п. Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс производственно-хозяйственной деятельности осуществляется медленнее, чем было предусмотрено в плане. Такие потери выражаются, во-первых, в омертвлении ресурсов; во-вторых, в запаздывании поступления финансовых результатов (денежных потоков). Их оценка производится с помощью дисконтирования.
28. Показатели и методы оценки риска в планировании
Среди наиболее распространенных методов оценки м планирования рисков необходимо выделить следующие: 1)экономико-математические 2)экспертные 3)аналоговые 4)расчетно-аналитические Экономико-математические – могут использоваться, когда необходимая информация может быть получена на основе обработки и анализа конкретных данных о состоянии изученных явлений за определенный период. Позволяют получить наиболее полное количественное представление о вероятности возникновения риска. Цена риска обозначает размер возможных потерь с учетом вероятности наступления неблагоприятного события и рассчитыается по формуле: ЦР = Пт * ВР Где ЦР – цена риска,Пт – величина предполагаемых потерь, ВР – вероятность наступления рискового события. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего ожидаемого значения. Для оценки колеблемости используют три критерия: дисперсию, стандартное(среднеквадратическое)отклонение и коэффициент вариации; Экспертные – направлены на выявление и формирование общественного мнения экспертов о количественной оценке рисков с целью их предупреждения и нейтрализации. Алгоритм оценки: 1.составляется перечень рисков и определяется удельный вес каждого во всей их совокупности 2.каждый эксперт определяет вероятность наступления рисков 3.риски по каждой группе сводятся в таблицы 4.разрабатываются мероприятия по снижению воздействия выявленных рисковых событий Аналоговые – представляют собой универсальные логические способы познания посредством которых исследуются по определенным характеристикам вероятность возникновения риска. Этот метод используется при анализе рисков нового проекта. Расчетно – аналитические – основаны на использовании внутренней информационной базы. Наиболее широкое распространение получили при оценке вероятности риска неплатежеспособности и риска потерь финансовой устойчивости.
29. Методы снижения риска в плане Хозяйственная практика выработала систему мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня, которые могут иметь самую различную форму и содержание. Наиболее часто при этом применяются следующие группы методов: технические, правовые, организационно-экономические. Технические методы основаны на внедрении различных технических средств, например, систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т.п. К группе правовых методов относятся страхование, залог, неустойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток. Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как правило, реализуются с помощью различных управленческих регламентов. Сюда можно отнести, например, запрет на курение в огнеопасных местах, систему поглощения риска, то есть признание ущерба в случае невозможности использования иных способов минимизации риска или в 'случае малой вероятности опасного события и т.п. Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании. 1. Страхование. Страхование, особенно в комплексе с другим] методами, позволяет существенно снизить уровень хозяйственно го риска при планировании и реализации стратегии предприятия. Страхование представляет собой систему возмещения убытков страховщиками при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями. Кроме страхования может применяться перестрахование и сострахование. Перестрахование — это, страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками. Цель такой операции состоит в создании устойчивого и сбалансированного "страхового портфеля" для обеспечения стабильной и рентабельной работы страховых организаций. Сострахование — метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками. При этом каждый из них заключает со страхователем отдельный договор. Однако может выделяться "лидирующий" страховщик, который берет на себя функции организатора страхования. 2. Поручительство. Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника. С помощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками. 3. Залог. Данный метод снижения риска относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Предметом залога может быть любое имущество: здание, сооружение, оборудование, ценные бумаги, денежные средства, имущественные права, которые могут быть отчуждены. Договором могут быть предусмотрены следующие виды залога: • залог, при котором предмет залога остается у залогодателя; • ипотека; • залог товаров в обороте; • заклад; • залог прав и ценных бумаг. Законодательство допускает применение одновременно разных видов залога. 4. Распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком). При этом каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта. Для количественного распределения риска в проектах можно применять модели, основанные на "дереве решений" (см. § 3). При этом наибольшему риску подвержен инвестор. Поэтому следует знать, что трудности в поиске инвестора, как правило, возрастают с увеличением степени риска, возлагаемого на инвестора. 5. Резервирование средств. Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные "сбои" в работе..
30. Содержание и функции тактического планирования Стратегический план – на 5 лет Тактический план – от года до двух лет Оперативный план – менее года Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов(т.е годовой план предприятия). Тактический план представляет собой программу всей производственно – хоз, соц деятельности коллектива предприятия, направленной на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Тактический план выполняет 3 основные функции: 1) прогнозирование 2) координация 3) контроль Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующ требованиям: 1) гибкость плана 2) полнота планирования 3) поддержка со стороны высшего руководства 4) комплексность планирования 5) ответственность за разработку и выполнение5 плана 6) приоритет текущих решений над планом 7) точность, ясность, лаконичность формулировки плана 8) участие исполнителей в разработке плана
31. Содержание и структура тактического плана Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д. В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы: • экономическая эффективность производства; • нормы и нормативы; • производство и реализация продукции; • материально-техническое обеспечение производства; • персонал и оплата труда; • издержки производства, прибыль и рентабельность; • инновации (техническое и организационное развитие предприятия); • инвестиции и капитальное строительство; • охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; • социальное развитие коллектива; • фонды специального назначения; • финансовый план. Рассмотрим содержание тактического плана. Экономическая эффективность производства. В данном разделе плана увеличение эффективности предусматривается за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уровня производства, совершенствования управления, улучшения организации труда, производства, стимулирования труда, укрепления трудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции. 2. Нормы и нормативы. Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов. Нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным видам: • нормы затрат живого труда (времени по видам изделий и работ, обслуживания оборудования и рабочих мест, соотношения численности различных категорий работающих, коэффициенты выполнения норм); • нормы затрат предметов труда (расхода сырья и основных материалов по отдельным видам работ и изделий; вспомогательных материалов для технологических нужд; материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды; топлива, электроэнергии, сжатого воздуха и других видов энергии на технологические цели; полуфабрикатов и комплектующих изделий, поступающих со стороны; инструмента и приспособлений; отходов и потерь); • нормы и нормативы использования средств труда (коэффициент использования среднегодовой производственной мощности; удельный вес установленного оборудования; нормы выработки продукции на единицу оборудования, часовой производительности, а также режимы работы агрегатов, аппаратов в плановом периоде; коэффициент сменности оборудования; нормы трудоемкости ремонта единицы оборудования); • нормы и нормативы движения (организации производства), включая длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, нормы производственных запасов сырья, материалов, топлива. Кроме того, при разработке планов предприятий учитываются установленные вышестоящими организациями 1 и органами власти различные нормативы, например природоохранные, экономические и др. 3. Производство и реализация продукции. Основными задачами данного раздела тактического плана являются определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и других материальных и трудовых ресурсов. План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разрабатывается в следующем составе: • производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении; • изменение остатков готовой нереализованной продукции; • баланс производственных мощностей и их использование. 4. Материально-техническое обеспечение производства. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемые мероприятия по техническому и организационному развитию, капитальному строительству, а также нормативная база. В ходе составления плана материально-технического обеспечения должна учитываться экономия средств производства, достигаемая в результате снижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми. Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых: • сырья и материалов; • топлива и энергии; • оборудования. 5. Персонал и оплата труда. Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки •необходимо обеспечить: оптимальную величину численности работающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия. 6. Издержки производства, прибыль и рентабельность. При составлении данного раздела тактического плана решаются следующие задачи: • составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию; • выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации; • определяется балансовая прибыль; • рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства; • оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции; • создается база для разработки цен на продукцию предприятия; • разрабатываются меры по совершенствованию коммерческого расчета и хозрасчетных взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия. 7. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия). План инноваций составляется на основе заданий стратегического плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии. Содержание плана инноваций может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы: • создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции и услуг; • внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства; • совершенствование организации производства, труда и управления; • совершенствование коммерческого и внутрипроизводственного хозяйственного расчета, автоматизация управления; • капитальный ремонт и модернизация основных фондов; • экономия материалов, топлива, энергии; • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. План инноваций должен отражать уровень технического развития производства и управления им, который включает следующее: • состояние орудий труда; • степень прогрессивности применяемой технологии; • уровень механизации и автоматизации производства; • уровень организации производства, труда и управления; • качественные и структурные изменения «портфеля» продукции предприятия (например, удельный вес новой продукции, средняя марка цемента, содержание полезного вещества в продукте); • уровень использования оборудования по техническим параметрам (например, коэффициент использования полезного объема доменных печей); • материалоемкость производства (например, расход кокса на 1 т передельного чугуна); • производительность труда в натуральном выражении; • объемы производства продукции с применением важнейших технологических процессов и прогрессивного оборудования (например, выплавка стали непрерывным способом). 8. Инвестиции и капитальное строительство. План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе капитальных вложениях) в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений). Капиталообразующая часть инвестиций называется капитальными вложениями. Они направляются на создание и обновление основных фондов и прирост части оборотных средств. В данном разделе тактического плана определяется прирост производственных мощностей, ввод объектов непроизводственного назначения, объемы капитальных вложений, перечни намечаемых к строительству объектов. Намечаемые в плане капитальных вложений задания должны быть увязаны с финансовыми и материальными ресурсами, со сроками изготовления и поставки оборудования, а также со сроками строительства и ввода в действие сопряженных мощностей и объектов. 9. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров, например, объемов потребляемых природных ресурсов (забора воды, водопотребления, объема оборотной воды), количества вредных выбросов (сброса сточных вод; количества вредных веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения; процента улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего количества выбросов; количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу). 10. Социальное развитие коллектива. В плане социального развития предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствования отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата. 11. Фонды специального назначения. В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций. В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и направления использования средств указанных фондов. В состав плана по фондам специального назначения входят сметы использования фондов на планируемый год. План по фондам специального назначения связан с финансовым планом. 12. Финансовый план. Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей баланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специального назначения и других разделов тактического плана.
32. Порядок разработки тактического плана В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы: • анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники; • сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы; • изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана. Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономико-математических методов и ЭВМ. Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти. На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана. После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости — корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий. Например, объемы и сроки поставки сырья, материалов, комплектующих изделий увязываются с планом производства и реализации продукции, финансовым планом. Таким образом, достигается сбалансированность всех разделов плана, устанавливается согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных мероприятий, определяются источники и размеры финансирования.
33. Зарубежный опыт тактического планирования Особого внимания заслуживает опыт США. Следует отметить, что некоторые компании стараются избегать самого слова «планирование», ссылаясь на то, что этот термин является слишком широким и может иметь разный смысл. Он заменяется другими выражениями: «определение будущих возможностей», «оценка возможностей в будущем» и т.д. Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта. Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план — скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца и вся работа предприятия снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы тесно увязываются. Текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегический план при этом охватывает период времени в 10 лет. Работа по тактическому планированию, как правило, состоит из четырех звеньев: прогнозирования сбыта; планирования производства; планирования будущих потребностей в сырье, материалах, оборудовании и рабочей силе; планирования инвестиций и прибыли. Текущие планы предусматривают наиболее полное и рациональное использование финансовых, производственных и людских ресурсов компании на ближайший период. Перспективным же тактическим планом предусматриваются будущие изменения производства, увязанные с будущим спросом на продукцию фирмы и материально-техническим обеспечением. Перспективные планы компании строятся на основе всестороннего учета прогнозов сбыта. Определенный интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 1970-х годов начал работать по 3-летним планам, а в настоящее время перешел на 5-летнее планирование. При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей. Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно увязываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов. Огромный опыт внутрифирменного планирования накоплен в Японии. Распростр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.014 с.) |