Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.



Регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется на основе соблюдения участниками ВЭД, физическими лицами, перемещающими товары не для предпринимательских целей, таможенными органами, субъектами околотаможенной инфраструктуры фундаментальных требований, сформулированных ТК РФ и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств.

К этим принципам относятся:

— равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

— запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу;

— обязательность таможенного оформления и таможенного контроля;

— пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

Необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовые основы применения в таможенном деле вышеперечисленных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Перемещение товаров через таможенную границу РФ физическими лицами осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения, но имеет свои отличительные особенности. Важнейшей особенностью является то, что таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами не для производственной или иной коммерческой деятельности, производится в упрощенном порядке. Основное назначение упрощенных процедур заключается в облегчении и ускорении порядка прохождения таможенных формальностей физическими лицами, перемещающими товары для личного пользования.

Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ заключается в том, что все участники ВЭД и физические лица, перемещающие товары не для предпринимательских целей, на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Как правило, никто из участников ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. Однако реализация данного права невозможна без соблюдения установленных правил и порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу. Например, возможность таможенного декларирования товаров иностранными лицами (участниками ВЭД) ограничена требованиями ст. 126 ТК РФ, соответственно права отдельных категорий иностранных лиц на перемещение товаров через таможенную границу РФ могут быть реализованы посредством обращения к услугам таможенного брокера.

Рассмотрим принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами РФ, так и в соответствии с внутренним законодательством России. Действующие запреты и ограничения распространяются равным образом на всех участников ВЭД и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательских целей через таможенную границу, при этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран. В случае, если товары, запрещенные к ввозу, все же были ввезены в РФ, то такие товары подлежат немедленному вывозу либо помещаются на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля с целью вывоза за пределы Российской Федерации в течение 3 суток.

Запреты и ограничения на перемещение через границу товаров (нетарифное регулирование, запреты и ограничения неэкономического характера) устанавливаются законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения:

— количественных ограничений (квотирование);

— иных запретов и ограничений экономического характера (лицензирование, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров).

На основании ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, а также исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

— необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

— необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

— применяются для защиты культурных ценностей;

— необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

— необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

— необходимы для выполнения международных обязательств РФ;

— необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

а) применения таможенного законодательства РФ;

б) представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

в) охраны окружающей среды;

г) обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

е) защиты интеллектуальной собственности;

ж) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Участники ВЭД должны учитывать, что запреты и ограничения неэкономического характера применяются независимо от заявленного таможенного режима. Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранного таможенного режима. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных режимов, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные режимы, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.

Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах. Подобные нормы можно найти, например, в федеральных законах «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3, «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1, «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и т.д.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения); с отдельными странами или группами стран (географические ограничения); ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).

Президент РФ устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях, определяет порядок экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, вводя соответствующие запреты и ограничения.

Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов в соответствии с определяемым перечнем. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Участники ВЭД должны принимать во внимание, что распределение квоты основывается на равноправии их в отношении получения квоты и их не дискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

К иным запретам и ограничениям экономического характера относится лицензирование, которое устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, выполнения РФ международных обязательств. Лицензия выдается Министерством экономического развития и торговли РФ, которое формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Особо надо отметить принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля. Суть его сводится к тому, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат, во-первых, таможенному оформлению, под которым понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ; во-вторых, таможенному контролю, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Порядок и условия, на которых товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, предусматриваются ТК РФ. Все требования и ограничения, связанные с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля, должны быть установлены актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ. Таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля могут предъявлять требования, уровень которых является минимально необходимым для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Рассмотрим принцип пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.

Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника. Пользование представляет собой основанную на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; распоряжение — возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Существует два этапа режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами — до и после выпуска товаров и транспортных средств.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом.

До выпуска товаров и транспортных средств никто не имеет права пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ. Таким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.

После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможенного режима, под который они помещены, т.е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима.

Например, товары, заявленные к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления, после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех установленных ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении. Свободное обращение предполагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима, хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что участники ВЭД вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации.

Иные же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Каково соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенная политика»?

2. Что понимается под таможенным регулированием?

3. Каковы элементы таможенного дела?

4. Какие цели преследует таможенное дело?

5. Что включает в себя таможенное законодательство России?

6. Каковы главные характерные черты Таможенного кодекса РФ 2003 г.?

7. Что устанавливает Закон РФ «О таможенном тарифе»?

8. Какая территория может быть названа таможенной?

9. В чем отличие таможенной границы от государственной границы?

10. В каком случае транспортные средства в общепринятом понимании этого понятия не являются таковыми в соответствии с таможенным законодательством?

11. Что понимается под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств?

12. Каковы основные цели таможенной политики России и кем эти цели определяются?

13. В чем основная цель протекционистской таможенной политики любого государства и чем такая политика характеризуется?

14. Какое место в системе государственных органов РФ занимают таможенные органы?

15. Дайте определение таможенного органа, перечислите звенья системы таможенных органов РФ.

16. Какими общими признаками характеризуется товар, рассматриваемый в таможенных целях?

17. Какие факторы придают товару статус российского?

18. Каковы основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу?

19. В чем различие между запретами и ограничениями экономического и неэкономического характера?

20. Как применяются запреты и ограничения экономического и неэкономического характера в зависимости от избранного таможенного режима?

 

Рекомендуемая литература

1. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003. — 427 с.

2. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 184 с.

3. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.А. Вайпана. М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. — 416 с.

4. Закон РФ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе» от 21 июля 2005 г. № 112-ФЗ.

5. Закон РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 июля 2005 г. № 112-ФЗ.

6. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор Пресс, 2003. — 304 с.

7. Халипов C.B. Таможенное право. М.: ИКД «Зер-цало-М», 2004. — 344 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.026 с.)