Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы качественной репрезентацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, по самому своему определению выборочное анкетирование представляет собой опрос части исследуемой «вселенной» (общества в целом или его какой-либо отдельной сферы). Такое исследование может проводиться со сравнительно узкой задачей — получить знание исключительно относительно рассматриваемой части целого, и тогда, понятно, все выводы будут считаться имеющими силу лишь для взятой совокупности. Однако в подавляющем большинстве случаев выборочные опросы (как и любые выборочные исследования вообще) ставят перед собой иную цель — на основании изучения части получить знание о «вселенной» в целом. В известном смысле такие исследования напоминают процесс фотографирования: они дают уменьшенное изображение объективной картины, а затем это изображение подвергается особому «увеличению», позволяющему судить о картине во всех ее деталях. Но вместе с тем такое сравнение и не очень точно: любое самое мелкое изображение на фотографической пленке уже с самого начала отражает всю картину в целом, и поэтому дальнейшая работа здесь сводится к простому увеличению; напротив, в случае выборочного «фотографирования» действительности мы получаем вначале изображение лишь части общей картины, лишь отдельных ее элементов и затем, в ходе «увеличения», по этой части, по этим отдельным элементам восстанавливаем всю картину в целом. Очевидно, в последнем случае исключительно важное значение приобретает качество этого «уменьшенного изображения» — ведь далеко не по каждой части целого можно составить верное представление о всем целом. В практике социологических исследований и в нашей стране, и за рубежом довольно часто можно встретиться с опросами, которые строятся на основе так называемой стихийной выборки. Характер этой выборки может быть различным: ансамбль опрашиваемых лиц может образоваться по принципу «добровольности» (в опросе принимают участие «все, кто хочет»), по принципу «доступности» (исследователь обращается не к тем людям, которые «нужны», а к тем, кто находится «под рукой», кого он по условиям исследования в данный момент в состоянии опросить) и т. д. Но неизменной общей и определяющей чертой подобных выборок является, безусловно, случайный характер опрашиваемых «экземпляров» относительно отдельных элементов структуры исследуемой «вселенной». Нет спору, опросы на основе стихийной выборки имеют право на существование, так как позволяют социологу получить определенное знание о действительности. Иногда, в рамках решения отдельных задач, они, как мы увидим, оказываются даже вполне достаточными, особенно если опрашиваемый ансамбль довольно велик по своему объему. И все же нетрудно понять принципиальную ограниченность подобных опросов: при прочих равных обстоятельствах, они не дают точного изображения изучаемой «вселенной» или, если говорить строже, дают неточное ее изображение. В главе 4 мы уже отмечали, что общество представляет собой сложную систему с многократно расчлененной структурой. Сферы и группы, образующие эту структуру, отделены друг от друга самыми различными границами: социальными (классовыми), имущественными (группы дохода), половыми, географическими и т. п. Там же говорилось и о том, что и в условиях социалистического общества разные группы людей могут придерживаться (и на практике придерживаются) в отношении различных конкретных вопросов неодинаковых мнений. Из всего этого как следствие вытекает, что, если мы хотим судить по выборке о «вселенной» в целом, необходимо, чтобы выборка была репрезентативной, то есть в той или иной форме и в той или иной степени представляла, отражала все существенные черты структуры изучаемой «вселенной». Следует признать, что стихийная выборка (особенно если объем опрашиваемых недостаточно велик) обеспечивает такое отражение в наихудшей форме, в наименьшей степени. Она, выражаясь словами В. И. Ленина, обеспечивает «выхватывание отдельных фактиков», отдельных «примеров», в то время как речь должна идти о том, чтобы «брать не отдельные факты, а всю совокупность... фактов, без единого исключения...» [217] В результате получаемая с ее помощью «фотография» дает не только уменьшенное, но и заведомо искаженное изображение картины — на «фотографии» могут оказаться (и всегда оказываются) неоправданно гипертрофированными одни элементы (части) картины и вовсе отсутствовать другие. Если продолжать нашу аналогию, можно сказать, что с помощью стихийной выборки, никак не регулируемой исследователем, получается изображение, подобное тому, как если бы мы фотографировали лежащего человека, направив объектив на его ступни: на фотографии оказались бы запечатленными огромные подошвы и не было бы... головы. Гораздо более удовлетворительно проблема репрезентации, то есть соответствия состава опрашиваемого ансамбля составу изучаемой совокупности, решается с помощью организуемых исследователем выборок — стратифицированной (ограниченной, или по методу квот), вероятностной (случайной) и др. Такого рода выборки (они называются также социальным шаблонированием) организуются уже на основании тех или иных моделей изучаемого целого, которые должны соответствовать целому как в отношении его качественных, так и в отношении его количественных характеристик. Иными словами, эти выборки, во-первых, представляют все необходимые элементы структуры целого (группы общества) и, во-вторых, представляют их в необходимом количестве— достаточно большом, чтобы можно было судить об обществе в целом и отдельных общественных группах, и в пропорциях, отражающих объективные пропорции этих групп в общественной структуре. Остановимся сначала на первой стороне дела — на проблемах качественной репрезентации.
Для исследователя общественного мнения исключительно е значение приобретает прежде всего различение в целостном общественном организме, с одной стороны, групп, образующих социально-демографическую структуру общества, то есть объединяющих людей одного положения, и, с другой стороны, групп, образующих структуру массового сознания, то есть объединяющих людей одних взглядов. Границы тех и других групп совпадают, как мы уже говорили, далеконовсегда. Мы видели, что расчленение общества в социально-демографическом отношении весьма многопланово. Применительно к современному советскому обществу можно говорить, например, о классах, о группах по характеру труда, величине дохода, семейному положению, полу, возрасту, образованию, типу местожительства (например, город и село), району жительства и т. д. и т. п. Оставляя пока в стороне вопрос о том, какие именно группы и в зависимости от чего должны быть представлены в том или ином опросе, отметим, что, с точки зрения исследователя общественного мнения, все эти социально-демографические группы обладают одним важнейшим общим свойством — они характеризуются объективно измеряемыми параметрами, в результате чего идентификация человека в отношении той или иной группы, во-первых, как правило, не представляет особых трудностей, а во-вторых, не зависит от содержания высказываемого человеком мнения, то есть возможна до проведения собственно опроса. В отношении этих групп вполне уместна отличная бразильская поговорка, согласно которой вещи должны называться своими именами: человек — это человек, а кошка — это уже совсем другое... И все же при определении структуры опрашиваемого ансамбля, при составлении карты групп опроса, представляющих соответствующие социально-демографические группы, оперирование этими последними может быть сопряжено с известными методологическими трудностями. В результате в сферу определенного и вполне объективного привносится доля неопределенности и субъективизма. Первая группа таких трудностей связана с природой исследования, которое не может воспроизводить действительность во всех ее деталях, вынуждено огрублять ее, «укладывать» в рамки научных абстракций. Разумеется, это происходит не всегда. Часто исследователь, имея дело с теми или иными группами общества, всецело руководствуется при их различении теми границами, которые четко даны в самой объективной действительности. Таковы, например, группы по характеру места жительства; сколько бы тут исследователь ни «мудрил» (если только такой «разрез» для него вообще важен), он все равно воспользуется объективно существующими на данной ступени общественного развития границами, отделяющими город от деревни. Иное дело — группы по возрасту. Вообще говоря, объективно они разграничены также более чем четко: люди, родившиеся, например, в 1930 г., составляют одну группу, родившиеся в 1931—другую, в 1932 — третью и т. д. Однако весь «фокус» в том, что фактически ни одно социологическое исследование не может воспользоваться этими объективными границами, разделяющими группы одногодков: такая дробность практически никогда не нужна и даже может быть вредной. Значит, исследователь должен прибегать в данном случае к самостоятельным группировкам, должен «доделывать» то, что не сделала до конца «природа»: объединять и разъединять существующие объективно группы по собственному усмотрению. Например, в I опросе мы выделяли такие возрастные группы: 1) 14—25 лет, 2) 26—32 года, 3) 33—45 лет и 4) старше 45 лет; во II опросе возрастные группы были уже иными: 1) до 30 лет, 2) 31—55 лет и 3) старше 55 лет; в III опросе —снова иными: 1) до 17 лет, 2) 18— 22 лет, 3) 23—30 лет и т. д. Стоит ли говорить, что подобные группировки менее всего зависят от чистого произвола исследователя, что они определяются в соответствии со строго объективными характеристиками исследуемой «вселенной». Но, с другой стороны, понятно, что оперирование подобными группами (они могут быть названы объективно-условными) связано с решением задач, отсутствующих в случаях, когда речь идет о таких объективно безусловных группах, как «мужчины» и «женщины» или «холостые» и «семейные»,— составление «собственных» группировок с границами, меняющимися от исследования к исследованию, может быть сопряжено с неудачами, с ошибками субъективистского толка и т. д. Главная трудность при этом для исследователя состоит в выборе основания деления [218]. Другого порядка методологические трудности, возникающие при оперировании группами опроса, соответствующими социально-демографическим группам в обществе, связаны с природой самих этих объективных групп, вернее, с природой общества. Дело в том, что последнее представляет собой подвижный социальный организм, структура которого находится в процессе непрерывного развития. Особенно это верно применительно к обществу современному, отличающемуся высокими темпами развития. В ходе этого развития происходит исчезновение одних социальных (и даже демографических, например связанных с размещением населения) групп и возникновение других. Причем очень часто этот процесс идет путем возникновения разного рода промежуточных групп, объединяющих признаки и тех и других. Такого рода промежуточные группы являются также вполне объективными, они могут быть фиксированы посредством строго измеряемых параметров. Но, с другой стороны, ясно, что они вызывают в работе исследователя- социолога большие трудности: незавершенные социальные процессы должны описываться им в качестве завершенных, а объективно «размытые» границы между некоторыми группами должны превращаться в его руках в границы совершенно четкие и определенные. В своем месте мы говорили уже, например, о сложностях, существующих ныне при различении таких традиционных групп, как «рабочий» и «инженерно-технический работник». Возникновение на границах этих групп некоего «срединного» социального типа: «рабочего-инженера», «рабочего-студента» и пр.— вызывает немало трудностей при идентификации опрашиваемых. В самом деле, куда, скажем, следовало отнести тех 43 рабочих из нашего III опроса (как, впрочем, и 35 колхозников), которые имели высшее образование, или те несколько сотен рабочих, которые одновременно являлись студентами-заочниками высших учебных заведений? Или как следует поступить с теми нынешними студентами, у которых за плечами имеется большой производственный стаж и определенная профессия и которые по своему основному положению в жизни являются работниками производительной сферы? Наряду с такими промежуточными группами, связанными с длительными процессами развития социальной структуры, в обществе в каждый данный момент существуют и некоторые временные группы, вызывающие в ходе исследования аналогичные трудности. К их числу может быть отнесена, например, группа военнослужащих, обычно очень широко представляемая при опросах, проводимых через газету. Границы этой группы никак нельзя назвать «размытыми», напротив, они очень точны. Но специфика ее состоит в том, что пребывание в ней человека носит сугубо временный характер: основную массу лиц, входящих в эту группу, составляют не кадровые военнослужащие, а люди, на определенный срок призванные в армию с целью обучения. В результате имеющий дело с такой группой исследователь должен проводить дополнительную работу с целью точной идентификации в социальном отношении опрашиваемых лиц. Теперь о группах, образующих структуру массового сознания, или группах мнения. Обеспечение их представительства в опросе и само их выявление в структуре изучаемой «вселенной» связано с еще большими методологическими трудностями. Дело заключается прежде всего в том, что массовое сознание может иметь поистине бесчисленное число структур, поскольку последние каждый раз меняются в зависимости от содержания сознания (объекта мнения, предмета высказывания). Например, общественное сознание, связанное с проблемой развития в стране движения за коммунистический труд, отличается совершенно иной структурой (число групп, их характер, границы между ними и т. д.), нежели общественное сознание, имеющее своим объектом проблему семейных отношений. Объемы групп мнений, их границы, а также их отношение к тем или иным социально-демографическим группам в этих случаях будут явно различными. Иначе говоря, социальное и демографическое положение человека представляет собой в каждый данный момент величину постоянную, независимую от проблем, по которым приходится размышлять и высказываться человеку; напротив, его мнение — величина переменная, оно зависит от объекта сознания, и если в отношении одного вопроса человек занимает «правую» позицию, то в отношении другого он может быть совершенно «нейтральным», а в отношении третьего— крайне «левым». (Это, разумеется, нисколько не исключает факта существования более или менее целостных систем ценностей, характерных для той или иной социальной или демографической среды в целом.) Отмечаемая подвижность структуры общественного мнения, конечно, не делает эту структуру необъективной или неуловимой. Напротив, каждый раз, в применении к тому или иному определенному аспекту рассмотрения, все эти группы мнений, взглядов, вкусов, привычек и т. д. существуют вполне объективно, вне сознания исследователя, и имеют вполне объективные четко очерченные границы. Однако в отличие от социально-демографических групп они не имеют объективно выраженных признаков, и это создает для исследователя поистине огромные трудности в деле обеспечения репрезентативности этих групп. Задача усложняется в связи с тем, что структура массового сознания не совпадает с социально-демографической структурой общества, и поэтому даже самое совершенное представительство в опросе всех социально-демографических групп само по себе еще не гарантирует того, что в должной степени окажутся представленными и все необходимые группы мнений, объективно существующие в обществе по данному вопросу. Между тем понятно: без осуществления этого последнего условия выборка-«модель» окажется построенной неудовлетворительно и исследование будет обречено на неудачу. Приведем такой пример. В III опросе облик советской молодежи мог получиться близким к действительному при условии, что в ансамбле опрашиваемых будут представлены важнейшие социальные и демографические группы, образующие «вселенную» «молодежь»: половые, возрастные, по роду занятий, по образованию и т. д. Однако для получения полной картины этого было недостаточно. Дело в том, что «вселенная» «молодежь» объективно включает в себя еще и такие группы, как, говоря житейским языком, «хорошая молодежь» и «плохая», «зрелая» и «наивная», «активные строители коммунизма» и «тунеядцы», «мужественно преодолевающие трудности» и «нытики» и т. д. и т. п. Понятно, что все эти группы также должны были быть представленными среди участников опроса. Однако тут-то и возникала проблема: с одной стороны, они обязательно должны были быть представлены, а с другой — идентификация того или иного человека в отношении той или иной из групп мнений невозможна до проведения самого опроса или, иначе говоря, возможна лишь после выявления типа сознания опрашиваемого. Ведь не существует никаких внешних однозначных признаков, которые бы позволили исследователю считать того или иного человека «оптимистом» или «пессимистом», «наивным» или «зрелым» и т. д. Социально-демографическое положение человека здесь не решает дела, во всяком случае наверняка. Нельзя же, скажем, всех школьников 15—17 лет объявить «наивными», а всех рабочих того же возраста — «зрелыми» (хотя какая-то доля истины в таком подходе может и содержаться). Тем более нельзя отождествить какую-либо из объективно фиксируемых групп с группами «хорошей молодежи», «нигилистов» и др. И все-таки, повторяем, у исследователя должна быть уверенность еще до опроса, что ни одна из необходимых групп сознания не будет потеряна в опросе. Как обеспечивается эта уверенность? К этому вопросу мы вернемся ниже.
Ясно, что перед исследователем никогда не может стоять задача представить в выборке все возможные группы «вселенной», Такая задача, во-первых, практически неразрешима — ведь число этих групп безгранично велико, а во- вторых, она абсурдна с теоретической точки зрения — какой смысл, например, в условиях социалистического общества в опросе о возможности предотвращения войны учитывать различие в положении людей по величине дохода или по жилищным условиям?! Так исследователь сталкивается с проблемой отбора необходимых групп, причем всегда довольно ограниченного их числа. Очевидно, решающую роль в процессе такого отбора играют предмет и задачи, цели исследования. Именно эти факторы в первую очередь определяют число и характер групп опроса. Так, в I опросе речь шла о выявлении идейной, моральной, психологической и т. д. картины, связанной с отношением населения страны к возможности предотвращения новой военной катастрофы. Этот предмет исследования делал необходимым включение в ансамбль опроса различных половых, возрастных, социальных групп, а также групп, связанных с характером участия человека в минувшей войне и размером понесенных им утрат. Никак нельзя было пренебречь в этом опросе и спецификой положения городских и сельских жителей, а также фактором «географии». Впрочем, оценка каждого из названных «разрезов» общества в качестве необходимого для опроса требовала своего специального обоснования. Возьмем, к примеру, географический момент. Известно, что мнение людей в отношении возможности будущей войны определяется в первую очередь мерой их политической осведомленности, общей грамотности, а также состоянием их психологии. Что касается первых двух факторов, то, очевидно, оки непосредственно не связаны с «географией» в собственном смысле этого слова: в Советском Союзе все экономгеографические районы отличаются примерно одинаковым уровнем грамотности, образованности населения, и с этой точки зрения было бы безразлично, где проводить опрос — в Казахстане, на Дону или в Якутской АССР. (Этого нельзя сказать о группах по типу местожительства — крупный город, рабочий поселок, село и т. д. Учет этого «разреза» являлся обязательным.) Иное дело — психология людей. Население района, непосредственно «пережившее» полет Пауэрса, в тот период, наверное, несколько иначе смотрело на вещи, нежели население районов, не испытавших непосредственных волнений по этому поводу. Или другой момент. Известно, что главные удары в современной атомной войне будут направлены прежде всего на крупные центры и промышленно развитые районы. Ясно, что данное обстоятельство вполне может сказываться на возможной относительно большей нервозности жителей таких центров и районов, точно так же, как оно может порождать относительно большее спокойствие у жителей малонаселенных районов, не имеющих на своей территории военно-стратегических объектов. Во всяком случае такая гипотеза допустима, и, так как она представляет немалый интерес, исследователь не вправе пренебречь ею. Наконец, бесспорным кажется влияние на общее настроение человека (в отношении возможности будущей катастрофы) меры его непосредственного знакомства с войнами вообще. В этом смысле весьма существенным оказывалось различие между районами, по которым прокатилась минувшая война, с одной стороны, и районами глубокого тыла — с другой. Словом, с разных точек зрения включение в структуру выборки географического «разреза» было существенно важным, поэтому он и был учтен нами в нашем I опросе. Во II опросе в выборке необходимо было представить прежде всего все основные социальные группы, из которых состоит советское общество (ведь очевидно, что по своему материальному положению рабочие отличаются от учащихся, пенсионеры — от инженеров, колхозники — от военнослужащих и т. д.). Поскольку речь шла о динамике жизненного уровня населения, необходимо было обеспечить представительство и половых и возрастных групп, а также групп, связанных с семейным положением людей (ведь одно дело — холостой человек или семья, где половина работающих, и другое — семья с преобладающим числом иждивенцев). Наконец, первостепенное значение имели и группы по типу жительства. Чтобы получить право судить о действительной динамике жизненного уровня населения в стране в целом, необходимо было учесть разницу, во-первых, между городом и деревней, между крупным центром и городом периферийным и т. д., а во-вторых, между различными географическими районами страны. Последнее соображение было особенно важным, потому что, ограничив область исследования лишь некоторыми районами, легко можно было впасть в ошибку при обобщении выводов: разница в положении вещей в Сибири и на Севере, на Украине и Дальнем Востоке могла быть существенной. В IV опросе в первую очередь необходимо было выделить три группы, соответствующие трем возможным позициям людей по отношению к движению за коммунистический труд: 1) не принимающие участия в движении, стоящие в стороне от него; 2) борющиеся (индивидуально или в составе коллективов) за почетное звание; 3) коллективы коммунистического труда. В VI опросе выборка строилась с учетом групп по месту жительства (город, село) и по роду занятий родителей; в VII — с учетом групп по возрасту, полу, приобретаемой профессии (специальности), по роду занятий родителей, социальному положению (роду занятий) до поступления в университет, по источникам доходов (заработок, стипендия, помощь родителей и пр.), по типу жительства (родительский дом, общежитие, собственная площадь, снимаемая площадь и т. д.) и т. д. Немаловажную роль в определении групп опроса играет и другой фактор — те объективные и субъективные возможностиу которыми располагает в своей работе исследователь. Легко понять, что включение в выборку некоторого типа групп (например, географических, особенно в случае превращения опроса во всесоюзный), как и вообще любое увеличение числа групп опроса, может значительно усложнить все исследование, потребовать массы дополнительных усилий, средств, времени и т. д. Далеко не каждый исследователь и не каждый социологический центр располагают в этом отношении carte blanche. В ткань социологии здесь вплетается конкретная экономика — стоимость исследования, сроки его проведения и прочие не менее серьезные вещи. Все это заставляет при определении групп опроса мыслить не только в категориях «желательного», но и в категориях «возможного». Сложение обоих названных факторов — предмета и целей исследования, с одной стороны, и возможностей исследования, с другой,— приводит к одному очень важному различению в характере групп опроса (структуре выборки): среди них целесообразно различать группы основные и группы конкретизирующие (дополнительные). Включение в ансамбль опроса последних групп обогащает исследование, в то время как включение первых делает исследование единственно возможным. Или иначе: исключение из выборки конкретизирующих групп приводит к сужению значения исследования, к обеднению его выводов, исключение же групп основных — к ликвидации самого исследования, к превращению его в ненаучную, несерьезную «игру с анкетами». Приведем пример из нашего V опроса. Его предметом являлись проблемы семьи (общие и частные) в современном советском обществе. Поскольку речь шла о некоторых общих оценках состояния семьи в СССР, совершенно необходимо было обеспечить участие в опросе всех основных социальных групп, а также групп по семейному положению. Совершенно очевидно, что исследование бы не состоялось, если бы эти «разрезы» «вселенной» были исключены из карты репрезентации, если бы, скажем, опрашиваемый ансамбль включал в себя одних только служащих или если бы мы не имели никаких сведений относительно семейного положения опрашиваемых. Словом, названные группы в данном опросе и при поставленных целях исследования являлись основными. То же нужно сказать и относительно групп половых, возрастных, по месту жительства (крупные города, прочие города, село). В структуру выборки нами были включены и группы, связанные с количеством в семье детей (нет детей, один ребенок, два ребенка, трое и больше детей). Разумеется, их никак нельзя было бы признать основными, если бы задачи опроса ограничивались получением ответов лишь на такие вопросы: «Чем Вы объясняете случаи распада молодых семей?», «Нуждается ли в изменениях существующий порядок регистрации брака? Если да, в каких именно?», «Как подготовлены, с Вашей точки зрения, молодые люди, вступающие в брак, к созданию семьи? Если недостаточно, то в чем это выражается?». Однако в программу опроса были включены и иные вопросы: «Какие стороны воспитания детей в советской семье Вы считаете лучшими, самыми прогрессивными?», «С какими трудностями воспитания детей встречается, на Ваш взгляд, в настоящее время семья?», «Какие пути преодоления этих трудностей Вы предлагаете?». Их постановка существенным образом меняла дело: группы по количеству детей становились основными, без них не могло состояться исследование. Альтернатива была простой: или снять с «повестки дня» перечисленные выше вопросы о детях — и тогда свободно можно было упростить выборку, освободив ее от одного из критериев, то есть четырех лишних групп; или оставить среди задач исследования эти вопросы — и тогда группы по количеству детей в семье автоматически превращались в основные. Иное дело — группы, связанные с продолжительностью пребывания людей в браке. Они также были включены нами в структуру выборки, но их отнюдь нельзя было признать основными, такими, без которых невозможно было проводить исследование. Конечно, они прибавляли некоторые новые моменты в анализе материалов опроса, позволяли произвести дополнительные корреляции, уточнить некоторые выводы — но не больше. Их можно было бы опустить точно так же, как были опущены и такие (к слову сказать, тоже небезынтересные) группы, как группы по образованию или по характеру труда (люди физического и умственного труда). Эти последние группы, бесспорно, также обогатили бы анализ, и если мы отказались от них, то только в силу невозможности справиться с более детальным и многоплановым исследованием. Кстати, тут важно подчеркнуть, что конкретизирующие группы по своему определению отличаются от групп, которые вообще несовместимы с данным опросом, с его предметом и задачами. Например, было бы нелепо в нашем опросе о семье расчленять «вселенную» на узкопрофессиональные группы (металлисты, текстильщики и пр.). Такое усложнение выборки привело бы не к обогащению исследования, а к его безнадежному засорению. Проведенное различение внутри групп опроса, выделение среди них групп основных и конкретизирующих является весьма важным для исследователя; при определении структуры выборки он должен обеспечить представительство того минимума необходимых групп (основные группы), без которых исследование сводится на нет, а также, в соответствии с условиями опроса, того количества и характера конкретизирующих групп, которые позволят повысить степень точности и глубины анализа изучаемого объекта.
Современная социология различает множество таких методов. Помимо уже упоминавшихся нами, это — многоступенчатое шаблонирование (когда из первой выборки делают вторую, из второй — третью и т. д.), многофазное шаблонирование (когда общие сведения собираются в рамках первоначальной выборки, а какие-то более конкретные — лишь у части «экземпляров», входящих в выборку) и др. Однако все они могут быть разделены на два принципиально различных вида: 1) методы, при которых выборка заранее организуется исследователем в соответствии с той или иной моделью изучаемой «вселенной», и 2) методы, при которых репрезентация необходимых групп обеспечивается стихийным путем. а) Вероятностная выборка. К числу первых, являющихся основными методами выборочного исследования, относятся, прежде всего, вероятностная, или случайная, выборка и стратифицированная выборка (метод квот). К сожалению, Институт общественного мнения «Комсомольской правды» не пользовался в своей работе методом случайной выборки — обстоятельство, связанное не только с тем, что метод квот значительно проще и оперативнее, но и с тем, что построение вероятностной модели невозможно без наличия соответствующей статистики, а также без участия математиков. Характеризуя данный метод, Жан Таверн писал в ноябрьском номере журнала «Science et vie» за 1964 г.: «Образец, построенный по методу вероятности, основывается на подсчете результатов отдельных случаев. Нет ничего более точного, более математичного, чем случай. Приведем очень простой пример: в мешочке содержится 100 шариков — 10 красных и 90 белых. По опыту известно, что если вынуть из мешочка 10 шариков, то не обязательно 9 из них будут белыми и 1 красный. Если повторить эту операцию достаточное число раз (после каждого раза возвращая шарики в мешочек и перемешивая их), то будут случаи вытаскивания двух или трех красных шариков или же случаи без единого красного шарика. Можно констатировать, что случаев без единого красного шарика должно быть 34,9 процента, с одним красным шариком — 38 процентов, с двумя—19 процентов, а, например, с пятью красными шариками — 0,2 процента. Таким образом определяется теоретический образец колебаний. Иными словами, вероятность вытащить 5 красных шариков математически определяется как отношение числа действительных случаев к числу возможных случаев. Чем больше производить опытов, тем меньшей будет ошибка. Однако не следует бесконечно увеличивать число опытов: вероятность сокращения заданного размера ошибки будет уменьшаться гораздо быстрее... Это означает, что невозможно гарантировать 100-процентную правильность образца. Заданная точность образца может быть очень высокой и достигать 99 процентов. Как правило, ошибка составляет около 2—3 процентов. На практике подсчеты, необходимые для такого определения представительности, очень сложны. В приведенном выше примере шарики составляли однородную среду. Но предположим, что некоторые из них тяжелее других и что объем их неодинаков: в этом случае у них уже не будет одинаковых шансов быть вытащенными. Это имеет важнейшее значение: если взять 100 тыс. человек, то надо, чтобы все они имели абсолютно одинаковые шансы быть выбранными по жребию, точно так, как в лотерее. Различные практические подсчеты, произведенные такими математиками, как Уилкс, могут дать непосредственное представление о представительности образца. Большая трудность метода вероятности, имеющая решающее значение для будущего развития зондажей, заключается в недостаточности документов для осуществления выбора лиц в строгом соответствии с волей случая. В самом деле, карточки переписи населения не всегда содержат последние данные... Если подлежащее зондированию население не переписано, используют карты больших масштабов. На эти карты наносят по возможности одинаковые единицы пространства; каждую из этих единиц пронумеровывают и вытягивают на удачу «пространство — образец», все население которого будет опрошено. В городах выделяют отдельные участки улиц, внутри этих участков — блоки домов, затем этаж, затем квартиру. Могут быть некоторые изменения, в зависимости от того, имеется ли в начале соответствующая опись. Главное заключается в том, чтобы «вероятность» представительности образца была гарантирована научно» [219]. б) Стратифицированная выборка. Основу метода квот составляет построение качественной модели изучав мой «вселенной». В соответствии с этой моделью исследователь сам заранее определяет все параметры (критерии), которыми должны характеризоваться опрашиваемые. Иначе говоря, анкета в таком опросе предлагается людям, принадлежащим к заранее обусловленным группам («стратам») — такого-то пола, такого-то именно возраста, такого-то социального положения, проживающим именно в таком-то районе, может быть, даже именно в таком-то городе и т. д. и т. п., в зависимости от задач опроса. В результате полностью исключается появление в ансамбле каких-либо случайных (в смысле: не соответствующих заданным нормам) лиц. Все это делает стратифицированную выборку надежным инструментом фиксирования и измерения общественного мнения. Однако, с другой стороны, она содержит в себе и серьезный недостаток. Только что цитированный нами Жан Таверн, отмечая, что данный метод «очень широко используется французским институтом общественного мнения (ФИОМ) и его филиалом, занимающимся изучением рынка, а также большинством частных институтов общественного мнения», пишет: «Принцип этого метода следующий: сначала строят ум<
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.014 с.) |