Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оъект общественного мнения и угол зрения исследователяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этой связи исключительное значение приобретает различение собственно объекта общественного мнения и угла зрения исследователя. Если систематизировать наши представления, то применительно к явлениям бытия объектом высказываний общественности могут быть: 1) факт существования (несуществования) явления, 2) те или иные стороны содержания явления (отношений между явлениями), 3) отражение явления в сознании людей (в данном случае объектом высказывания являются уже не столько факты бытия, сколько факты сознания, хотя и поставленные в прямую связь с миром вещей). Если к этому прибавить еще, что общественное мнение может высказываться и относительно фактов собственно мира сознания — тех или иных явлений субъективной действительности, которые берутся сами по себе, так сказать в чистом виде, без какого-либо отношения к явлениям бытия,— то мы получим четыре всеобщих типа объектов, по которым высказывается (может высказываться) общественность. Иное дело — предмет рассмотрения исследователя, обращающего свои взоры к общественному мнению. Последнее может интересовать его, во-первых, как средство познания тех явлений действительности, объективных и субъективных, о которых общественное мнение непосредственно высказывается (прямое измерение); во-вторых, как средство познания тех отношений действительности, опять же объективных и субъективных, которые порождают именно данный тип мнений (косвенное измерение); и наконец, в-третьих, как плоть собственно субъективного мира, как одна из конкретных форм его существования и функционирования. Ясно, что приведенные расчленения не совпадают друг с другом. Причем последнее заставляет нас несколько иначе взглянуть на характеристику объекта общественного мнения. В частности, мы должны признать, что, если исследователь не собирается измерять с помощью общественного мнения отражаемые в нем явления действительности (бытия или сознания), если он ограничивает свой анализ решением задач второго и особенно (по нашей классификации) третьего рода, то в полном соответствии с «принципом целесообразности» объектом общественного мнения могут быть и такие явления действительности, которые познаются более точно с помощью разного рода иных, в том числе объективных, методов. Так, программа нашего II опроса включала вопросы: «Как изменился уровень Вашей жизни за последние годы?», «В чем это выразилось, с чем Вы это связываете прежде всего?» и др. Постановка этих вопросов при исследовании общественного мнения вызвала возражения со стороны некоторых ученых, экономистов и статистиков. В частности, выступивший на обсуждении результатов опроса в Статистической секции Московского дома ученых доцент Ф. Д. Лифшиц говорил: надо «тщательно продумывать тематику опросов. Зачем, например, выяснять общественное мнение о том, повысился или понизился уровень жизни, если ЦСУ СССР ведет бюджетные обследования и располагает точными данными по этому вопросу?» [91] Однако с этой критикой невозможно было согласиться. Прежде всего, ошибочным является утверждение, будто общественное мнение вовсе не может служить способом для измерения такого явления бытия, как жизненный уровень народа. Бесспорно, пальма первенства принадлежит здесь в общем и целом разного рода объективным — экономическим и статистическим методам анализа. Но кое-что очень ценное может дать и субъективный метод исследования общественного мнения. Так, известно, что в понятие жизненного уровня входят не только различные материальные (в узком смысле слова) блага, но и, к примеру, свободное время. Общественное мнение оказывается весьма удобным для его изучения, особенно если речь идет не об измерении объема досуга (эта задача гораздо точнее может решаться опять же с помощью объективных методов), а об определении его реального содержания и структуры. Существенной стороной жизненного уровня является также объем, структура и содержание материальных и духовных потребностей людей. Разумеется, эти явления также могут изучаться путем обращения к разного рода объективным данным, касающимся структуры торговли, состояния покупательной способности населения, посещаемости учреждений культуры и т. д. Однако эти данные не в состоянии отразить всю картину полностью. Очень удобным во многих отношениях здесь кажется именно обращение к субъективным показателям общественного мнения, особенно если имеются в виду неудовлетворенные потребности людей. С помощью объективных методов анализа очень трудно, даже невозможно, зафиксировать, к примеру, такой факт понижения жизненного уровня, который связывается людьми с невозможностью продолжения образования или с невозможностью поддерживать стиль жизни, соответствующий новым представлениям об общественном престиже. Обращение же к общественному мнению позволяет легко «нащупать» эти факты [92]. Большую пользу может принести общественное мнение и при определении роли некоторых частных факторов в общей динамике жизненного уровня населения, к примеру таких, как перемещение по должности, повышение образования, увеличение числа работающих членов семьи и т. д. Учет этих индивидуальных обстоятельств, приводящих к изменению уровня жизни людей, с помощью объективных методов оказывается также значительно более громоздким [93]. Словом, проблема жизненного уровня, по крайней мере в некоторых ее аспектах, вполне может быть признана объектом общественного мнения даже тогда, когда речь идет о прямом измерении явлений бытия с помощью мнений. Следовательно, критики нашего II опроса были неправы уже и с этой точки зрения. Но их неправота была еще большей, если учесть, что при проведении опроса мы вовсе не задавались целью определять, «повысился или понизился уровень жизни», и в этом смысле вовсе не собирались, что называется, «отбивать хлеб» у ЦСУ. Непосредственный предмет, главная задача нашего исследования были совсем иными: нас интересовало исключительно отношение людей к процессам изменения материального благосостояния, происходящим в обществе, то есть явления и факты сугубо субъективного мира, в который не могут проникнуть статистики и другие исследователи, работающие с помощью объективных методов. Иначе говоря, смысл нашего исследования состоял не в прямом фотографировании объективной действительности, которым в самом деле занимается ЦСУ и аналогичные учреждения, но в измерении ощущений людей, их самочувствия и настроений, связанных с определенным восприятием этой объективной действительности. А это, как легко понять, совсем не одно и то же. И до опроса было известно, что государство провело за последние годы (опрос проводился в конце лета 1960 г.) целый ряд важных мероприятий, направленных на подъем материального и культурного благосостояния народа. Известны были также точные величины этих мероприятий — и общие, и в пересчете на различные группы населения и «отдельную душу». Однако до опроса нельзя было ответить, к примеру, какое из проведенных мероприятий дало фактически наибольший эффект, как эти мероприятия были оценены самими людьми, и не «средней», не условной, а конкретной, живой человеческой «душой» и т. д. Методы объективного анализа, несмотря на все их первостепенное значение в решений такого рода вопросов, не могли помочь получить искомый ответ. Зато его могло дать обращение к миру мнений [94]. Еще более важным было выяснение путем опроса оценки людьми относительной актуальности стоящих перед обществом проблем. В нашей анкете, в частности, был вопрос: «Какую проблему Вы считаете первоочередной: Сокращение рабочего дня. Увеличение производства товаров широкого потребления. Жилищное строительство. Улучшение бытового обслуживания. Увеличение производства продуктов питания. Рост заработной платы. Расширение сети детских учреждений». Ясно, что он является прерогативой исключительно исследования общественного мнения. Здесь речь идет об измерении фактов субъективного мира, и такое измерение, как нетрудно видеть, не может быть проделано ЦСУ или какими-либо аналогичными учреждениями, анализирующими факты бытия. Таким образом, когда исследователь рассматривает общественное мнение не как способ измерения явлений действительности, а как самостоятельную плоть мира сознания (другой вопрос, что и такое рассмотрение также оказывается теснейшим образом связано, как по источнику, так и по последствиям, с миром вещей), границы объекта высказываний общественности беспредельно расширяются. С указанной точки зрения, в рамках решения указанной задачи объектом общественного мнения может быть признан уже и объект, познаваемый гораздо более точным образом с помощью разного рода объективных методов, и даже «самый непознаваемый» массовым сознанием объект. «Принцип целесообразности» перекрывает в таких случаях «порог доступности»: целесообразным должно быть признано высказывание общественного мнения по «любому вопросу», если только это высказывание дает возможность постичь субъективный мир людей, особенности его структуры, характер отражения в нем тех или иных явлений объективной и субъективной действительности, картину их стремлений и эмоций, меру их иллюзий и заблуждений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.007 с.) |