Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное мнение: действительность. Характер и источники ошибок общественного мненияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обнаружить факт ошибочности высказываний общественности можно, как известно, и не выходя за рамки анализа зафиксированных суждений, путем их простого сопоставления, в частности путем обнаружения противоречий в их содержании. Допустим, в ответ на вопрос: «Что, по-Вашему, больше свойственно Вашим сверстникам: целеустремленность или отсутствие цели?» — 85,3 процента опрошенных остановили свой выбор на первой части альтернативы, 11 процентов — на второй, а 3,7 процента не дали определенного ответа. Это мнение было бы заведомо ложным, если бы, скажем, в ответ на другой вопрос анкеты: «Есть ли лично у Вас цель в жизни?» — большинство опрошенных ответило отрицательно — не может быть признано верным представление о совокупности, противоречащее фактическим характеристикам единиц, из которых состоит совокупность. Как раз с целью обнаружения степени истинности высказываний в анкету вводятся взаимно контролирующие друг друга вопросы, проводится корреляционный анализ мнений и т. д. Другое дело — природа ошибочности высказываний общественности. В большинстве случаев ее определение оказывается невозможным в рамках рассмотрения одних зафиксированных суждений. Поиски ответа на вопрос «почему?» (почему общественное мнение оказывается в своих рассуждениях то правым, то неправым? чем конкретно определяется место того или иного мнения на континууме истинности?) вынуждают нас обращаться к сфере формирования мнений. Если подойти к вопросу в общем и целом, истинность и ложность высказываний общественности зависят прежде всего от самого рассуждающего субъекта, а также тех источников, из которых он черпает свои знания. В частности, что касается первого, то известно, что различные социальные среды характеризуются неодинаковыми «признаками»: в зависимости от их объективного положения по отношению к источникам и средствам информации они отличаются большей или меньшей информированностью в тех или иных вопросах; в зависимости от уровня культуры и т. д.— большей или меньшей способностью к восприятию и усвоению поступающей информации; наконец, в зависимости от соотношения интересов данной среды и общих тенденций социального развития — большей или меньшей заинтересованностью в приятии объективной информации. То же нужно сказать и об источниках информации: они могут нести истину или ложь в зависимости от степени их компетентности, от характера их социальных интересов (выгодно или невыгодно распространять объективную информацию) и т. д. В сущности, рассматривать проблему формирования общественного мнения означает рассмотреть роль всех этих факторов (прежде всего социальных) в сложном «поведении» субъекта высказывания и источника информации. Однако в наши задачи не входит анализ собственно процесса формирования общественного мнения. Нам достаточно обрисовать природу заблуждений общественности в общем виде. Поэтому мы ограничимся, так сказать, абстрактным, лишенным социальных характеристик рассмотрением этих ошибок. В частности, имея в виду источники информации, мы охарактеризуем каждый из них как обладающий, так сказать, своим определенным запасом «доброкачественности», «чистоты», то есть истины и лжи (с точки зрения содержания образующегося на его основе мнения). Как известно, вообще говоря, в качестве базы образования мнений могут выступать: во-первых, молва, слуху, сплетни; во-вторых, совокупный личный опыт индивида, накапливающийся в процессе непосредственной практической деятельности людей; наконец, совокупный коллективный опыт, опыт (в широком смысле слова) «других» людей, оформляемый в разного рода сведения, поступающие к индивиду теми или иными способами. В реальном процессе формирования мнений значение этих источников информации крайне неравноценно. Разумеется, наибольшую роль играет последний из них, поскольку он включает в себя такие могучие элементы, как современные средства массовой коммуникации и непосредственную социальную среду индивида (в частности, опыт «малых групп»). Кроме того, названные вначале источники в большинстве случаев «работают» не сами по себе, не непосредственно, но преломляясь соответствующим образом через опыт социальной среды, действие официальных источников информации и т. д. Однако с точки зрения интересов теоретического анализа предложенная последовательность рассмотрения кажется наиболее целесообразной, а изолированное, так сказать, в «чистом виде» рассмотрение каждого из названных источников — не только желательным, но и необходимым.
нулевым содержанием, то все же, как правило, неизменно оказываются смещенными на континууме в сторону нуля. Внешне, по механизму своего распространения, этот тип знаний весьма напоминает тот, что называют «опытом других» людей: слухи всегда поступают от других — или непосредственно от того человека, который «сам» — собственными глазами (ушами)!—видел, слышал, читал что-либо, или от того, который слышал нечто от какого-то другого человека, бывшего (по крайней мере утверждающего, что он был) непосредственным свидетелем (участником) обсуждаемого события. Однако в действительности эти два типа знаний совершенно различны. Дело прежде всего в том, что «опыт других», в отличие от молвы и сплетен, может распространяться множеством разных способов, а не только путем непосредственных коммуникаций между двумя собеседниками, носящих, к тому же, приватный, конфиденциальный, целиком свободный от элементов официального характер. Но это частность. Главное отличие сравниваемых типов знаний заключено в самой их природе, в способах их образования. Как известно, любое знание может быть ошибочным. В том числе и основанное на опыте — индивидуальном или коллективном, в том числе и скрепленное высоким авторитетом науки или провозглашенное в качестве строго официального. Но если человек или коллектив, «простой смертный» или «богоподобный» могут ошибиться, то сплетник передает сведения, которые с самого начала заведомо содержат неправду. Это совершенно ясно в отношении суждений, которые, собственно, и называются «сплетнями»—представляют собой сплошную выдумку, чистое, от начала до конца, измышление, не содержащее ни грана истины. Но это верно и в отношении суждений-слухов, опирающихся на какие-то факты действительности, отталкивающихся от них. В этой связи народная мудрость «Нет дыма без огня» не выдерживает критики не только в том смысле, что сплетни и слухи сплошь и рядом возникают абсолютно без каких-либо на то оснований. Даже тогда, когда «дым», стелющийся по земле в виде молвы, возникает от «огня», по нему никогда нельзя составить представление об источнике, его породившем. Вернее, это представление неизбежно будет ошибочным. Почему? Потому что в основе знания, обозначаемого терминами «молва», «слухи», «сплетни», всегда лежит большая или меньшая доза вымысла, домысла: сознательного, намеренного или неосознанного, случайного — это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, так как лицо, первым сообщающее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, строго проверенных фактов относительно объекта суждения и потому вынуждено дополнять их собственной фантазией (в противном случае высказывание будет не «слухом», не «сплетней», а «нормальным», положительным знанием) В дальнейшем же, по мере передачи сведения от одного лица к другому и тем самым удаления его от первоначального источника, эти элементы вымысла растут как снежный ком: сообщение дополняется различными подробностями, всячески живописуется и т. д., причем, как правило, людьми, которые совсем уже не располагают никакими фактами о предмете разговора. Разумеется, исследователю-социологу очень сложно отличить такую заключающую в себе ложь «людскую молву» от истинного, основанного на точных фактах и проверенного знания, сообщаемого одним лицом другому. Однако, учитывая специфическую природу молвы, социология общественного мнения выделяет этот тип знания в качестве особого и очень ненадежного источника образования мнений. При этом из того, что слухи крайне редко передают факты в том их виде, как они существуют в действительности, социология делает и практический вывод: мнения, основанные на личном, непосредственном опыте людей, оцениваются ею, при прочих равных обстоятельствах, значительно выше, нежели мнения, сформировавшиеся на основе «слухов». В нашем III опросе была зафиксирована группа молодых людей, которые дали резко отрицательную оценку советской молодежи, заявили, что не находят в ней никаких (или почти никаких) положительных качеств. В количественном отношении эта группа была незначительной. Однако, понятно, одно только это обстоятельство не давало оснований заключить, будто мнение этой группы менее точно отражало действительность, нежели мнение подавляющего большинства, или, тем более, было ошибочным. Как и в каждом случае столкновения с плюралистическим мнением, задача как раз заключалась в том, чтобы определить, какая из полемизирующих позиций содержала в себе истину или по крайней мере была более близка к реальной картине вещей. А для этого очень важно было понять, что представляла собой названная группа молодежи, почему она так судила о своем поколении, на чем основывалось и каким образом возникло ее мнение. Специальный анализ показал, что рассматриваемая оценка действительности давалась как раз чаще всего людьми, стоящими в стороне от больших дел своего поколения [149]. И это определило отношение к ней исследователя. Разумеется, немалую роль в возникновении такого мнения играл и так называемый личный опыт (здесь это был прежде всего опыт микросреды). Поэтому в данном случае нужно было говорить и о другой проблеме, к рассмотрению которой мы перейдем ниже,— о проблеме непосредственного опыта индивидов как источника образования мнений. Однако главное тут все же заключалось в другом: мнение данной части молодежи оказывалось порождением не только фактов жизни, но и людской молвы, слухов.
количества (напомним, что положительную оценку поколению дали 83,4 процента опрошенных). Было крайне важно, что точка зрения основной массы в составе единодушного большинства не заимствована извне, не подсказана со стороны, но выработана на основе непосредственного опыта людей, их жизненной практики, в результате их собственных размышлений и наблюдений за фактами [150]. Правда, социология общественного мнения давно уже экспериментально показала, что то, что люди сами определяют в качестве своего собственного, личного опыта, в действительности отнюдь не представляет собой непосредственной базы образования мнений. Последние и при наличии «личного опыта» формируются прежде всего на основе информации, относящейся, по нашей классификации, к «опыту других» — неофициальному (если речь идет об опыте микро среды, к которой принадлежит данный индивид) или официальному (если речь идет о коллективном опыте, распространяемом, скажем, средствами науки, каналами массовой коммуникации и т. д.). В этом смысле личный опыт индивида, скорее, определенная призма, преломляющая информацию, поступающую «со стороны», нежели самостоятельный источник информации. Однако, с другой стороны, любой коллективный опыт включает в себя непосредственный опыт индивидов. Поэтому последний должен быть рассмотрен самостоятельно. И во всех случаях факт наличия или отсутствия упомянутой «призмы» в процессе выработки индивидуального мнения (а следовательно, и общественного мнения) играет весьма важную роль. Вместе с тем, когда мы подчеркиваем особую ценность мнения, подтверждаемого непосредственным опытом говорящего, необходимо учитывать, что значение этого мнения, степень его истинности не являются безусловными, но находятся в прямой зависимости как от упомянутого «опыта других» (мы будем говорить о нем ниже), так и от характера самого индивидуального опыта (его границ), от меры способности индивида анализировать опыт, делать из него выводы. В частности, если иметь в виду характер индивидуального опыта, то он определяется рядом показателей. Один из них — продолжительность опыта. Не случайно на практике, как правило, отдают предпочтение мнению человека пожилого, прожившего долгую и сложную жизнь, как говорят, умудренного опытом, перед мнением зеленого юнца. Другим важным показателем является многократность опыта, его многосторонность — ведь одно дело, если мнение подкрепляется единичным фактом, и другое — если за ним стоит множество повторяющихся, дополняющих друг друга фактов. Наконец, очень важно и то, чтобы опыт имел не созерцательный, а активный характер, чтобы человек выступал по отношению к объекту, о котором он судит, не в качестве пассивного наблюдателя, но как действующий субъект — ведь природа вещей постигается наиболее полно лишь в процессе их практического освоения, преобразования. И все же, сколь ни важны перечисленные факторы, степень истинности мнения, основанного на личном опыте (вернее, пропущенного через призму личного опыта), зависит прежде всего от способности суждения говорящего. В жизни довольно часто встречаются в высшей степени зрело рассуждающие «юнцы» и совсем «зеленые» старцы, точно так же, как и далекие от непосредственной практики, но тем не менее обладающие истиной «теоретики» и впавшие в самые грубые ошибки деятели «от сохи». Природа этого явления проста: люди, независимо от своего непосредственного опыта, бывают более и менее грамотными, образованными, более и менее компетентными, способными к анализу. И ясно, что располагающий ограниченным опытом, но умеющий точно анализировать явления человек скорее сформулирует истинное суждение, нежели тот, кто знаком с массой фактов, но не может связать и двух из них. Суждение первого будет столь же ограничено по содержанию, сколь ограничен и его опыт: если он чего-то не знает, он так и скажет: «Не знаю», если знает что-либо плохо, так и скажет: «Мой вывод, может быть, неточен» — или: «Мое мнение носит частный характер, не распространяется на всю совокупность явлений» и т. д. Напротив, менее способный к самостоятельному анализу человек и при наличии богатого личного опыта может судить о мире ошибочно. Природа таких ошибок бывает весьма различной. И прежде всего она связана с действием так называемых «стереотипов» в сознании людей, в частности элементов социальной психологии. Впервые на огромную роль этого обстоятельства обратил внимание Уолтер Липпман. Показав, что разного рода эмоциональные и иррациональные факторы глубоко проникли в процесс формирования мнений, он писал, что «стереотипы» — это предвзятые мнения, управляющие восприятием людей. «Они обозначают объекты как знакомые и незнакомые, причем так, что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые — глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного значения до неопределенной аналогии» [151] Однако, к сожалению, У. Липпман, как и большинство социальных психологов Запада, во-первых, дал «стереотипам» ошибочное субъективистское истолкование [152], а во-вторых, чрезмерно гипертрофировал значение этих элементов массового сознания в процессе формирования общественного мнения. Сделав акцент на «иррационализме» массового сознания, он пагубно упустил из виду другой важнейший момент, а именно, что общественное мнение одновременно формируется и на уровне теоретического знания, то есть на уровне рациональном, и уже потому включает в себя элементы не только лжи, но и истины. Однако дело не только в этом. Даже и в рамках анализа природы ошибочного в общественном мнении вопрос не сводится к действию одних лишь «стереотипов». К делу непременно должен быть привлечен весь механизм функционирования обыденного сознания со всеми его специфическими свойствами. Взять хотя бы такую особенность обыденного сознания, как его неспособность проникать в глубь вещей, — ведь очень часто именно из-за этого непосредственный опыт индивида фиксирует не реальные, а кажущиеся таковыми отношения действительности. Так, в нашем V опросе общественное мнение единодушно (54,4 процента опрошенных) заключило, что главной причиной разводов в стране является легкомысленное отношение людей к вопросам семьи и брака. При этом в обоснование своей точки зрения общественность ссылалась на такие факты непосредственного опыта, как «непродолжительность распадающихся браков», «молодость вступающих в брак» и т. д. Однако анализ объективной статистики показал ошибочность подобного мнения: лишь 3,9 процента из числа расторгнутых браков приходилось на браки продолжительностью менее года, в то время как основная масса — на браки продолжительностью в 5 и более лет; лишь 8,2 процента мужчин и 24,9 процента женщин вступали в брак в возрасте до 20 лет и т. п. [153]. Как же сложилось явно неверное представление о главенствующей роли фактора «легкомыслия»? Как кажется, дело объяснялось тут прежде всего тем, что идея легкомыслия является наиболее удобным способом объяснения сложного явления. Под эту идею можно подвести практически любой случай распада семьи. И именно так поступает обыденное сознание, не умеющее глубоко анализировать сущность вещей. К тому же обыденное сознание не замечает, что оно сплошь и рядом путает реальные связи между явлениями, ставит их «с ног на голову». Каково, например, подлинное отношение между легкомысленным подходом людей к браку и продолжительностью расторгаемых браков? Очевидно, таково: если брак был в самом деле легкомысленным и должен быть расторгнут, то в подавляющей массе случаев расторжение его происходит действительно довольно скоро после свадьбы. Но не наоборот. Далеко не всякий краткий брак непродолжителен по причине человеческого легкомыслия. В обыденном же сознании внешняя связь воспринимается как связь существенная. И вот вместо того, чтобы утверждать: этот брак легкомыслен и потому непродолжителен, такое сознание полагает: этот брак непродолжителен и потому легкомыслен. Существенной чертой обыденного сознания является и то, что оно не в состоянии исключить из опыта фигуру самого индивида, его «я». В этом обстоятельстве скрываются корни того субъективизма, в силу которого люди сплошь и рядом выдают свой частный, индивидуальный опыт, неизбежно содержащий множество элементов единичного, за опыт коллективный и даже всеобщий. Чаще всего это проявляется в односторонности суждения — неправомерном обобщении небольшого круга фактов, имеющих в действительности ограниченный характер, при полном сбрасывании со счетов фактов иного рода, противоречащих обобщаемым. Именно с такого рода абсолютизацией вещей обыденным сознанием мы столкнулись в III опросе. В частности, мнение «нигилистов», сформировавшееся, как мы уже говорили, частично «по слухам», а частично на основе личного опыта, точнее, опыта их микросреды, в той своей части, где оно опиралось на опыт, как раз страдало односторонностью. Оно принимало в расчет одну группу фактов, только и известных говорящим, и совершенно не учитывало явлений противоположных [154]. Столь же односторонне-ошибочными, как и суждения «нигилистов», были и оценки молодежи, выдержанные в прямо противоположных красках,— мнения тех, кто не мог выйти за рамки безудержной восторженности и торопился объявить анафему всякому полагающему, что у советской молодежи есть распространенные отрицательные черты [155]. Следовательно, степень истинности мнения, подкрепляемого личным опытом, значительно повышается, если говорящий подходит к опыту критически, понимая его ограниченный характер, если он стремится принять во внимание всю совокупность разноречивых явлений действительности. С этой точки зрения в III опросе наибольший интерес для исследователя представляло конечно же мнение большинства— людей, которые, независимо от того, нравится им поколение в целом или нет, обнаруживали способность видеть в мире не только белую и черную краски, но и множество различных оттенков. На основе такого рода мнений, свободных от односторонности и субъективных преувеличений, можно было получить наиболее точное и реальное представление об облике советского молодого поколения. Иным выражением субъективизма обыденного сознания является объективирование индивидом своего индивидуального «я» — примешивание к содержанию обсуждаемых вопросов своих личных мотивов, переживаний, проблем или даже прямое утверждение своих индивидуальных свойств, потребностей, особенностей жизни и т. д. в качестве всеобщих, присущих всем остальным людям. В известном смысле эта ошибка совпадает с первой — и тут и там речь идет об абсолютизации ограниченного опыта. Однако между ними существует и разница. В первом случае говорящий был ограничен в своем суждении узостью, неполнотой опыта; он не мог охватить явление во всей его широте, поскольку стоял на «кочке зрения». Во втором — он судит о мире, что называется, «со своей колокольни», а иногда даже утверждает, что мир ограничен стенами этой его колокольни,— совсем как свифтовские лилипуты, наивно полагавшие, будто весь мир устроен по образу и подобию их карликовой страны. Ясно, что узость мышления, присутствующая в последнем случае, имеет уже не только логическую природу, но вызывается недостаточной социальной сознательностью и воспитанностью говорящего, например его неверной оценкой отношения между личным и общественным интересом и пр. В том же III опросе не было недостатка в примерах такого рода мнений. Общая неудовлетворенность некоторых молодых людей поколением в целом оказывалась на поверку лишь отражением их личной неустроенности, была порождена сугубо личными мотивами [156]. Еще более опасными с точки зрения точности конечных выводов являются случаи, когда говорящие прямо ставят знак тождества между своим «я» и объективной действительностью. Исследователь всегда должен иметь в виду возможность такой ошибки. Например, мы писали, что в нашем II опросе в качестве проблемы № 1 было названо жилищное строительство. Являлось ли, однако, это мнение истинным? Передавало ли оно действительную потребность общества? Ведь, абстрактно говоря, дело могло сложиться и так, что в опросе случайно приняли участие лишь люди, испытывавшие личную потребность в жилье и выдавшие свой индивидуальный опыт за всеобщий. Специальный анализ показал, что названное мнение не было ошибочным. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствовал, помимо прочего, и тот факт, что оно с равной силой высказывалось людьми, которые имеют жилье или недавно получили его. Следовательно, речь в опросе шла не о личном, узко понятом интересе, а действительно об интересе общества в целом. Напротив, в III опросе мы то и дело сталкивались со случаями, когда, оценивая свое поколение в целом, говорящие приписывали ему качества, которыми обладали сами. И тут еще раз подтверждалось старое правило, что для камердинера не бывает героев, а герои нередко не подозревают о существовании предателей... [157] Ясно, что подобного рода проекция личного опыта на всю исследуемую «вселенную» в целом не может способствовать образованию истинного мнения. Обычно происходит обратное. Однако, если говорить точнее, степень истинности таким образом сформированного мнения прямо пропорциональна количеству лиц, его выражающих. Оно будет абсолютно истинным, если «вселенная» целиком состоит из таких отождествляющих себя со «вселенной» (то есть в данном случае друг с другом!) «я», и, наоборот, оно будет совершенно ложным, если таких «я», отождествляющих себя со всей «вселенной» в целом, немного, так что их личный опыт отличается от личного опыта большинства других людей. В последнем случае мнение меньшинства не может быть принято во внимание при характеристике исследуемой «вселенной» в целом. Однако это не значит, что оно вовсе не будет интересовать исследователя. Напротив, ложное само по себе, оно тем не менее может быть очень важным с точки зрения понимания тех или иных отдельных сторон действительности, хотя бы природы и характера самого данного меньшинства и т. д. Более свободным от ошибок следует признать то подкрепленное личным опытом говорящего (опытом его среды) мнение, которое включает в себя непосредственное знакомство с опытом других людей (сред). Такого рода суждения в опросах нередки. Свидетельствуя, в частности, о том, что в своем стремлении самостоятельно анализировать явления действительности люди все больше пытаются выйти за рамки индивидуального бытия, активно вмешаться в жизнь, они принимают иногда форму выводов из самостоятельно проведенных опрашиваемыми микроскопических социологических исследований. Например, личный опыт участвовавшего в нашем V опросе члена Московского городского суда Л. А. Громова включал в себя специальный анализ 546 судебных дел о разводе, относящихся к концу 1959 и первой половине 1960 г. [158] Ясно, что при прочих равных условиях мнения, сформировавшиеся подобным образом, глубже и точнее отражают действительность, нежели те, что исходят из единичных фактов, ограниченных рамками узкого «я».
основанное на опыте других людей (разумеется, исключая такой «опыт», как молва, сплетни, непроверенные слухи)? Этот вопрос является весьма сложным. Более того, поставленный в столь общей форме, он не имеет ответа. Каждое же конкретное разбирательство предполагает учет целого ряда обстоятельств. Одни из них касаются качеств личного опыта (о которых мы только что говорили), иные — качеств коллективного опыта, или опыта «других». При этом дело чрезвычайно усложняется в связи с тем, что опыт «других» — понятие очень широкое. Оно включает в себя и разного рода неофициальные сведения (например, рассказ товарища об увиденном; некоторые негласные нормы поведения, принятые в данной среде, и т. д.), и строго официальную информацию, освященную авторитетом государственных, религиозных и прочих институтов (например, известия, сообщенные по радио; школьный учебник; научные сведения и т. д.). а) Ближайшее социальное окружение. Одним из самых важных видов опыта «других» является, как мы уже отмечали, опыт ближайшего социального окружения индивида, его микросреды, «малой группы» и, в особенности, лидера этой среды (формального или неформального). С точки зрения процесса формирования общественного мнения анализ данной сферы и прежде всего механизма влияния среды на индивида представляется исключительно важным. Однако в рамках решения нашей задачи — с точки зрения определения своеобразного коэффициента истины или лжи, которым обладает тот или иной источник информации,— данная сфера образования мнений не представляет какой-либо специфики в сравнении с рассмотренным выше непосредственным опытом индивида. И мнение микросреды в целом, и суждение лидера так же испытывают на себе влияние «стереотипов» сознания, так же подвержены всем превратностям обыденного сознания, как и мнение отдельного индивида. Правда, здесь наряду с характером опыта и способностью суждения огромную роль начинает играть еще один фактор, связанный с механизмом передачи сведения от одного лица к другому,— фактор установки на истинность источника информации: известно, что далеко не каждый, обладающий истиной, заинтересован в сообщении ее другим. Однако значение этого фактора лучше всего рассмотреть в связи с действием средств массовой коммуникации, где он проявляется наиболее отчетливо. Вообще же говоря, он присутствует практически во всех видах коллективного опыта, за исключением науки. б) Научная информация. Могущая ошибаться, заблуждаться в своих выводах, наука не может быть неправдивой по своей установке. Она не может знать одно, а говорить другое. Конечно, в жизни случается, что дипломированные, отмеченные многочисленными почестями служители Минервы начинают изменять ей в пользу бесчестного Мома, встают на путь лжи, фальсификации фактов. Однако в конечном счете такое знание, сколь бы усердно оно ни драпировалось в тогу научного, всегда справедливо квалифицируется как ненаучное, антинаучное, не имеющее отношения к подлинной науке. Правда, прежде чем это происходит, фальсификаторам от науки удается иногда привлечь на свою сторону общественное мнение и долгое время опираться на него. В таких случаях массы, загипнотизированные авторитетами, впадают в ошибку. Ошибочным общественное мнение, ссылающееся на научные авторитеты, бывает и тогда, когда ученые еще не «докопались» до истины, когда они непреднамеренно заблуждаются, приходят к ложным выводам и т. д. И все же, взятая в общем и целом, наука является той формой опыта «других», которая заключает в себе сведения, отличающиеся наибольшей степенью всеобщности и истинности. Поэтому-то и общественное мнение, исходящее из положений науки (последние усваиваются людьми в процессе систематического обучения, научной деятельности, различных форм самообразования, в результате широкой пропаганды научных знаний и т. д.), оказывается, как правило, максимально истинным в смысле отражения явлений действительности. в) Средства массовой коммуникации. Значительно более сложно обстоит дело с такими официальными формами опыта «других», как пропагандистские выступления и вообще сведения, поставляемые средствами массовой коммуникации — прессой, радио, телевидением, кино и др. В социалистическом обществе такого рода информация считается также максимально близкой к истине. Однако это верно лишь постольку, поскольку целью ее является сообщение истины народу и поскольку в основе ее лежит строго научное знание. Социалистическая печать, радио и другие средства делают бесконечно много для того, чтобы различными способами поднять сознание масс до научного уровня; они постоянно заняты распространением научных знаний, их популяризацией и т. п. Эту задачу решают в своей деятельности и государство (в лице его различных просветительных органов), и общественные организации. То же нужно сказать и о пропаганде как таковой. В условиях общества, где идеология стала наукой, она представляет собой пропаганду прежде всего собственно науки — марксистско-ленинской теории и строится на основе положений этой науки. Вместе с тем даже в условиях социалистического общества (и тем более при капитализме) поставить знак тождества между названными сведениями и истиной невозможно. Прежде всего потому, что цель достигается далеко не всегда. Это становится ясным, если учесть, что в общей массе сведений, относящихся к рассматриваемой форме опыта «других», собственно научные положения занимают довольно ограниченное место. Скажем, если речь идет о газетном номере, это, как правило, материалы в 200—300, ну, в лучшем случае, 500 строк (и то, разумеется, не каждый день). Остальное — разного рода сообщения и мысли журналистов или так называемых внештатных авторов, информация о фактах и событиях и пр. Такое же положение и в работе радио или телевидения, где к тому же огромное место занимает искусство. Основная масса этих сведений, сообщаемых газетой или радио, не заключает уже в себе той бесспорной, «абсолютной» истины, что и доказанное положение науки. Не прошедшие, подобно научным предложениям, через горнило точной проверки, не опирающиеся на систему строгого доказательства, все эти «сообщения», «мысли», «информации» не имеют характера безличных суждений, одинаково верных в любом изложении, который отличает собственно научное знание, но являются «сообщениями», «мыслями» и т. п. тех или иных конкретных людей, со всеми их плюсами и минусами в качестве источника информации. Следовательно, все они обладают лишь относительной истинностью: они могут быть точными, соответствующими действительности, но могут быть и ошибочными, ложными. Поскольку, повторяем, целью средств массовой коммуникации является сообщение истины, постольку сведения, поступающие к людям с этой стороны, приводят, как правило, к формированию истинного общественного мнения. Однако нередко они заключают в себе ошибки, ложное содержание — тогда ошибочным оказывается и порожденное ими мнение масс. В этом легко можно убедиться, если внимательно следить хотя бы за одной рубрикой газет — «По следам наших выступлений». В большинстве случаев подтверждающие верность позиции газеты, публикации этой рубрики нет-нет да и отмечают фактические ошибки, допущенные корреспондентами в их критических материалах. Об ошибках противоположного толка, связанных с приукрашиванием фактов действительности, газеты вообще не пишут. Но известно, что такие ошибки также случаются. Достаточно ярким примером массового заблуждения общественности может быть мнение о «стилягах», зафиксированное в период проведения нашего III опроса. Тогда мы столкнулись с неожиданным результатом: среди наиболее распространенных отрицательных черт, присущих советской молодежи, опрошенные в качестве второй по силе черты назвали «увлечение стилем», «преклонение перед Западом» (эту черту отметило 16,6 процента всех опрошенных). Естественно, анализ должен был ответить на вопрос: действительно ли это явление столь распространено в среде молодежи или общественное мнение ошибается, впадает в преувеличение? Оснований для такого рода сомнений было тем больше, что «стиляжничество» — явление, как известно, связанное по преимуществу с жизнью города, и в первую очередь города крупного,— очутилось в центре внимания в том числе и сельских жителей. Содержательный анализ высказываний позволил обнаружить, что оценка общественным мнением реальной опасности рассматриваемого явления была неверной. Дело заключалось прежде всего в том, что в силу специфических особенностей функционирования обыденного сознания понятие «стиляжничество», «преклонение перед Западом» оказалось в толковании людей совершенно безбрежным по своему содержанию. В одних случаях под «стилягами» понимались тунеядцы, ведущие на чужой счет «шикарный» образ жизни, эпигоны «западного стиля», поклонники модных тряпок и «оригинальных» суждений, кокетничающие своим высоко- мерно-презрительным отношением к окружающим, фарцовщики, занимающиеся продажей заграничных вещей, и т. п.— здесь за основу идентификации явлений брались такие существенные признаки, как отношение людей к труду, к другим людям, к обществу и общественному долгу и т. д. В других случаях «стиляжничество» связывалось уже с чисто внешними признаками — со вкусами людей, с манерой их поведения и т. д., в результате чего получалось: носишь узкие брюки, остроносые ботинки, яркие рубашки — значит, стиляга; изменил прическу на более модную — значит, поклонник Запада; увлекаешься джазовой музыкой — значит, плохой комсомолец... Стоит ли говорить, что последний подход, хотя и подводил анализ к рассмотрению ц
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.254 (0.015 с.) |