Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связи с общественностью в системе управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
74. Организация и планирование PR-кампаний 1. Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью. 2. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью 3. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью. 4. Этап планирования. 5. Бюджет кампании по связям с общественностью 6. Реализация кампании по связям с общественностью. Проблема организации специальных событий и коммуникаций. 7. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета.
I. Базовое определение кампании по связям с общественностью принадлежит Е. А. Блажнову, согласно которому СО-кампания – это «комплексное и многократное использование СО-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити». Иными словами, это довольно большое количество СО-мероприятий, проведенных в конкретный промежуток времени с целью достижения конкретных результатов. Из этого определения следует, что не всякая деятельность в сфере связей с общественностью является СО-кампанией. Для того чтобы считаться таковой, она обязана включать в себя как минимум пять признаков. Во-первых, в любой кампании по связям с общественностью должны преимущественно использоваться СО-средства. Все СО-средства могут быть разделены на две большие группы. В первую группу входят СО-средства, передающие входящую информацию (исследования общественного мнения, «горячие линии», мониторинг радио- и телепередач, личные контакты, консультации и т. п.). Ко второй группе причисляют те средства, которые передают исходящую информацию (пресса, выставки, конференции, рассылки и т. п.). Во-вторых, СО-кампания подразумевает общую концепцию и план действий. В-третьих, любая СО-кампания рассчитана на определенный период времени и в зависимости от масштаба мероприятий планируется на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Типичная кампания по связям с общественностью имеет годовой цикл. Таким образом, по этому признаку кампании по связям с общественностью отличаются как от других, еще более краткосрочных мероприятий, так и от не имеющих определенных временных границ СО-программ. Программы по связям с общественностью представляют собой достаточно общий план действий и не имеют четко очерченных временных параметров. При проведении СО-кампаний ситуация прямо противоположная: фактор времени играет очень важную роль, поскольку большинство кампаний по связям с общественностью ориентированны либо на сезонные колебания рынка, либо на циклы политической активности, связанные по преимуществу с выборами. В-четвертых, качественная СО-кампания должна носить комплексный характер и затрагивать почти все стороны деятельности фирмы (организации). Такие кампании включают в себя, как минимум, несколько мероприятий. Поэтому их осуществление и налаживание коммуникаций с целевыми аудиториями по самым разнообразным каналам требуют вложения значительных материальных и финансовых ресурсов. В-пятых, все СО-кампании имеют общую структуру. В литературе доминирующей моделью организации и проведения кампаний по связям с общественностью является модель, состоящая из четырех этапов, или шагов. Подготовительный (Получение заказа (задания), исследование проблемы, исследование аудитории, составление медиа-карты, создание рабочей группы); этап планирования (Постановка целей и задач СО-кампании, планирование основных событий, определение наиболее эффективных СО-средств, разработка медиаплана, составление бюджета); этап реализации и коммуникации (Контроль и учет, внесение оперативных корректив в рабочий план, преодоление проблем коммуникации и организации событий); заключительный этап (Составление отчета, пресс-клиппинг, оценка эффективности, определение перспективности продолжения работы). При отсутствии даже одного из этапов или элементов СО-кампании результаты такого рода деятельности значительно ухудшаются, и это означает, что данная конкретная деятельность в сфере связей с общественностью не достигла уровня кампании по связям с общественностью. В современных российских условиях большая часть СО-деятельности приходится на разовые и непродолжительные мероприятия. Наиболее ярко СО-кампании представлены в политической деятельности во время избирательных кампаний, а также в деятельности немногих крупных коммерческих корпораций, промышленных гигантов и банковских учреждений. К наиболее распространенным причинам, обусловливающим необходимость организации и проведения кампаний по связям с общественностью, можно отнести следующие: • потребность в создании имиджа компании или организации; • потребность в проникновении на новые рынки; • потребность в создании бренда для увеличения рыночной стоимости фирмы; • потребность в преодолении кризиса, в котором находится организация; • потребности конкурентной борьбы; • потребности в осуществлении приватизации; • проблема изменения торгового имени. Существует довольно много классификаций кампаний по связям с общественностью. Одна из самых простейших классификаций СО-кампаний базируется на основной стратегии: • позитивные кампании, направленные в первую очередь на создание собственного положительного образа; • негативные кампании, в основном направленные на разрушение положительного образа конкурентов. Если взять за основной критерий классификации сферу применения, то можно выделить следующие виды СО-кампаний: • государственно-политические; • коммерческие или корпоративные; • некоммерческие и культурные. Возможна также классификация по географическому признаку: • глобальные; • национальные; • региональные; • локальные. По продолжительности СО-кампании принято подразделять на: • стратегические (несколько лет), • оперативные (один год) и • ситуативные (несколько месяцев). Наиболее типичными для мировой практики являются кампании, рассчитанные на один год. По характеру эмоционального воздействия СО-кампании можно разбить на две большие группы: • агрессивные, применяющие яркие лозунги, рассчитанные на сильное психологическое воздействие; • умеренные, использующие неяркие лозунги и делающие упор на рациональные доводы. Организация и проведение кампании по связям с общественностью представляют собой одну из самых сложных технологий в практике СО-специалиста. Именно «сложность и многоаспектность кампании по связям с общественностью предполагает разделение ее на несколько технологических звеньев». Успешная СО-кампания должна сочетать в себе удачные лозунги и правильный выбор СО-средств, точный подсчет времени и качественные социологические и маркетинговые исследования, массу монотонной работы и творческие подходы, опору на факты и использование интуиции. II. Организационные и материально-технические основы проведения кампании по связям с общественностью СО-кампании проводятся соответствующими организациями, имеющими солидную техническую оснащенность. Существует несколько форм организации работы в деятельности по связям с общественностью. 1. Первая, самая простая форма – это наличие в фирме или организации отдельного сотрудника, ответственного за осуществление деятельности по связям с общественностью. В России и вообще в странах постсоветского пространства в качестве половинчатой меры большое распространение получила практика совмещения функций СО-специалиста с функциями смежных с СО областей (рекламы, маркетинга, пресс-службы и т. п.). Разумеется, никакая кампания по связям с общественностью не может быть осуществлена силами одного, пусть даже самого квалифицированного, сотрудника. 2. Вторая организационная форма деятельности по связям с общественностью сводится к привлечению внешних консультантов, которые являются крупными специалистами в той или иной области. Однако, как и в случае с отдельным сотрудником, сторонний консультант без группы помощников не способен провести СО-кампанию. Тем не менее, привлечение консультантов к работе над СО-кампанией, как и над единичными мероприятиями, стало очень распространенным явлением. 3. Задачу организации и проведения кампании по связям с общественностью способно решить СО-агентство, выступающее третьей формой организации работы по связям с общественностью. Агентство по связям с общественностью – это полностью юридически и финансово независимая организация, являющаяся субъектом предпринимательской деятельности. В современной России деятельность СО-агентств получила очень широкое распространение. Типичное российское агентство представляет собой коммерческую структуру с небольшим числом постоянных сотрудников (11-30 человек) и занимающее небольшой офис (100–200 кв. м). 4. Четвертая форма организации СО-компании – это отдел по связям с общественностью внутри фирмы или так называемое «домашнее агентство» (home agency). Создание и поддержание работы целого отдела по связям с общественностью с большим числом постоянных и временных работников по силам только достаточно крупной и финансово устойчивой организации. Как и консалтинговая СО-фирма, корпоративный отдел по связям с общественностью способен организовать и провести кампанию по связям с общественностью. Поэтому существует проблема выбора: в каком случае предпочтение следует отдавать внутреннему отделу, а в каком СО-агентству? При выборе непосредственного исполнителя кампании по связям с общественностью нужно учитывать, что «для проведения непрерывных PR-кампаний лучше иметь собственную службу. Если же организация проводит широкомасштабную СО-кампанию впервые или на совершенно незнакомом рынке, то, наверное, было бы предпочтительнее обратиться за помощью к агентству, которое уже давно работает в этой области. Таким образом, выбор между консалтинговым агентством и собственной службой зависит от многих факторов: размеров организации, характера намеченной кампании и т. п. Кроме того, очевидно, что возможно проведение кампаний по связям с общественностью совместными усилиями СО-фирмы и корпоративного отдела. Кроме организационной формы проведения кампаний по связям с общественностью, необходимо учитывать и материально-техническую оснащенность отдела по связям с общественностью или коммуникационного агентства. Рабочее место специалиста по связям с общественностью должно быть оборудовано современной офисной мебелью и оргтехникой. Каждый специалист обязан иметь в распоряжении телефон и компьютер, подключенный к Интернету. В офисе агентства или отдела по связям с общественностью следует иметь такие орудия труда, как лазерный принтер, ксерокс, сканер, фотоаппарат, видеокамеру, видеомагнитофон, диктофон, проектор и т. п. Более того, наиболее эффективным способом объединения ресурсов организации является объединение компьютеров в локальную сеть. Наличие в офисе большого количества современной техники требует технического обслуживания. Поэтому крайне желательно иметь технического специалиста, способного обслуживать всю оргтехнику. В последнее время приходится учитывать все более широкое распространение средств мобильной связи и предусматривать оплату их использования в служебных целях. То же самое касается и оплаты доступа к всемирной сети Интернет с домашнего компьютера. III. Подготовительный этап проведения кампании по связям с общественностью Любая СО-кампания начинается с получения заказа или задания. Задание на проведение СО-кампании поступает от высшего руководства фирмы или организации в корпоративный отдел по связям с общественностью. В этом случае руководство фирмы формулирует цели проведения СО-кампании, определяет сроки и выделяет на нее финансовые средства. Работа СО-отдела в значительной мере облегчается тем, что специалисты отдела имеют полное представление о проблемах организации, ее истории, отношениях с общественностью и секторе общественной жизни, в котором действует организация в целом. В СО-агентство заказ на проведение СО-кампании обычно поступает «со стороны», от внешней структуры или организации. В этом случае перед СО-структурой, занимающейся организацией и проведением кампании по связям с общественностью, встает гораздо больше проблем. Основной проблемой является поиск заказчиков, достижение договоренности и налаживание взаимодействия с ними. Необходимо также в короткие сроки изучить не только потребности заказчика, предпочтения его аудиторий, но и его возможности в самых разных аспектах (платежеспособности, надежности, открытости к сотрудничеству и т. п.). Можно выделить несколько наиболее эффективных способов поиска заказчиков: • распространение рекламно-информационных материалов о своей СО-фирме, ее специализации, качестве услуг; • изучение рекламы и сообщений прессы об открытии новых предприятий, об общественно-политических акциях и другой подобной информации; • регулярные контакты с другими СО-фирмами; • участие в тендерах и конкурсах на лучший СО-проект; • участие в выставках. Заказчиков при выборе СО-агентства обычно интересует конкретная информация о самом агентстве. Необходимо в обязательном порядке иметь готовые ответы на следующие вопросы клиента: • есть ли у фирмы опыт в области, которая его интересует? • какая у нее профессиональная основа, какие примеры может привести из своей деятельности? • какая у фирмы репутация? • сколько времени она уже занимается данным делом? • устойчиво ли ее финансовое положение? • кто ее постоянные клиенты, какова продолжительность их обслуживания? • имеет ли фирма возможность провести с помощью других специалистов экспертизу, которая может понадобиться? После получения заказа или задания наступает время исследований. Под исследованиями в связях с общественностью принято понимать процесс получения информации, определение мнений, настроений и поведенческих тенденций групп общественности с целью планирования, проведения и оценки деятельности служб паблик рилейшнз. Адекватная информация, полученная в результате исследований, снижает неопределенность и облегчает принятие решений руководством организации и специалистами по связям с общественностью. Существует два вида источников информации: первичные и вторичные. Наиболее дешевыми источниками данных являются вторичные, то есть материалы социологических исследований, статистические данные, отчеты, программы, уже кем-то использованные для собственных целей. Основной недостаток такого рода информации – это то, что она в подавляющем большинстве случаев только частично отвечает запросам конкретной СО-кампании. Кроме того, возникает вопрос достоверности данных из вторичных источников. Поэтому наиболее ценными источниками информации служат первичные источники, к которым относят самостоятельно проведенные социологические исследования, не обработанные аналитиками документы, результаты собственных наблюдений – все, что является носителем еще не использованной никем информации. При работе с первичными источниками не возникает вопроса достоверности данных, однако присутствует проблема достаточно высокой стоимости исследований. В теории и практике связей с общественностью выделяют два вида методов проведения исследований: формальные (количественные) и неформальные (качественные). Неформальные методы довольно сильно отличаются от формальных по нескольким параметрам: • они значительно дешевле; • они не требуют научно обоснованных репрезентативных выборок; • проводятся с целью разведывания ситуации или раннего предупреждения событий. К неформальным методам можно отнести личные контакты, фокус-группы, консультативные комитеты и советы, «горячие» телефонные линии, система омбудсмана (рассмотрение жалоб), анализ почты, мониторинг СМИ и в том числе интернет-ресурсов, отчеты с мест и другие. В отечественной литературе акцент делается в основном на формальные методы, тогда как, по мнению западных авторов, неформальные методы по-прежнему доминируют в СО-исследованиях. Таким образом, при организации и проведении СО-кампаний в первую очередь необходимо опираться на неформальные методы, однако, если есть финансовая возможность, следует максимально широко использовать и формальные методы. Основными методами формальных социологических исследований являются анализ документов, наблюдение и опрос. Все они широко используются в практике по связям с общественностью. Самую большую известность получил метод наблюдения, представляющий собой систематическое исследование объекта путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, значимых с точки зрения исследования. Наблюдение является формальным методом, поскольку исследователь в ходе работы ведет специальный дневник. Очень полезным в практике специалиста по связям с общественностью может стать метод анализа документов, под которым понимается метод, исследующий специально созданные людьми предметы, предназначенные для передачи или хранения информации. Наиболее распространенным методом анализа документов в связях с общественностью является контент-анализ (анализ содержания) прессы. С помощью контент-анализа прессы можно: • выяснить преобладающую политическую и журналистскую направленность СМИ; • сравнить СМИ; • определить эмоциональную окрашенность СМИ; • по частоте упоминания определить рейтинг популярности политиков, политических движений, коммерческих фирм и т. п.; • определить отношение СМИ к организациям, движениям, ведущим общественным деятелям и т. п. Обычно исследования на подготовительном этапе развиваются в нескольких направлениях, включают в себя самые разные методы и носят комплексный характер. 1. Прежде всего, необходимо изучить организацию или фирму, для которой проводится СО-кампания, ее проблемы, цели и существующие ресурсы. Для решения этой задачи нужно начать с обстоятельной беседы с руководителем фирмы, выяснить его желания и представления, определить основные проблемы, которые его волнуют, договориться о том, чтобы его подчиненные лица предоставляли необходимую информацию. Изучение заказчика является очень важным мероприятием, поскольку неверно истолкованные и психологически некорректные представления могут привести к самым нежелательным последствиям: возникновению конфликтной ситуации, неудовлетворенности заказчика работой и даже разрыву контракта. Кроме изучения самой организации, для которой проводится кампания по связям с общественностью, следует изучить ее конкурентную среду. Наиболее известной формой анализа внутренних и внешних факторов ситуации является так называемый SWOT-анализ, который позволяет оценить «сильные стороны (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses) организации, а также выявить новые возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), появляющиеся во внешнем окружении организации. При ситуационном анализе особенное внимание необходимо уделять изучению конкурентов и опыту конкурентов по проведению кампаний по связям с общественностью. Конкуренты могут быть подразделены на три большие группы: · фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение аналогичных потребностей (прямые конкуренты); · фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией и имеющие возможность или намерение внедриться на рынок, занятый организацией (потенциальные конкуренты); · фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить продукты организации с рынка (косвенные конкуренты). 2. Вторым очень важным направлением исследований является коммуникационный аудит, который представляет собой систематическое документирование коммуникаций организации с целью уяснения того, каким образом она общается с общественностью» (как внутри фирмы, так и между фирмой и внешней средой). Коммуникационный аудит может оказаться полезным в решении очень многих проблем: • «узких мест» информационных потоков; неровного процесса общения; • взаимного непонимания между сотрудниками и руководителями; • неиспользуемой, но потенциально опасной информации об организации; • противоречивых или несуществующих понятий о том, что представляет собой организация и чем она занимается. 3. Третьим направлением исследований при подготовке к проведению СО-кампании является изучение общественности фирмы, ее целевых аудиторий, состояния общественного мнения и т. п. В основном такого рода исследования проводятся стандартными социологическими методами. Работа в этом направлении – крайне важное и сложное мероприятие. Поэтому очень широкое распространение получила практика проведения исследований при помощи профессиональных социологических служб, которые занимаются исключительно проведением подобного рода исследований. 4. Четвертым направлением исследований является изучение СМИ и их аудиторий. Это направление очень важно и крайне полезно как для конкретной кампании по связям с общественностью, так и для СО-деятельности вообще. Конечным результатом исследований СМИ является составление медиа-карты, которая является еще одним обязательным элементом подготовительного этапа. Медиакарта представляет собой полную базу данных на СМИ. Все средства массовой коммуникации делятся на электронные (телевидение, радио и интернет) и печатные (газеты, журналы, бюллетени). Медиакарта должна постоянно обновляться и включать в себя следующие данные: • базовый перечень СМИ, с которыми существует принципиальное намерение работать; • специализированные списки средств массовой информации по отраслям (политика, экономика, право, культура, здравоохранение, образование и др.), владельцам или группам влияния (правительственные, принадлежащие тем или иным медиахолдингам и пр.), отношению к властям (конформистские, оппозиционные, независимые) и т. д.; • реальный тираж и состав аудитории СМИ (для радио и телевидения – количественный и качественный охват слушателей и зрителей); • график выхода в свет изданий и программ; • структура ведущих СМИ по полосам (дням недели) и рубрикам; • внутренняя структура редакции: главный редактор, ответственный секретарь (выпускающий программы), редакторы отделов или направлений, ведущие корреспонденты; • адрес редакции, телефоны, факсы, электронная и обычная почта, интернет-сайт и другая контактная информация. Необходимость составления и использования медиа-карты в деятельности по связям с общественностью вообще и при проведении кампаний в частности обусловлена особенностями человеческого восприятия. Как бы гениально ни было сформулировано СО-обращение, для его успешного запоминания требуется повторение и ретрансляция по различным каналам. Так, например, по данным Е. Н. Голубковой, в среднем человек видит более 500 рекламных объявлений в день, но обращает внимание всего на 10% из них. Более того, существует серьезная проблема потери и искажения передаваемой аудиовизуальной и письменной информации Поэтому в практической деятельности специалистам по связям с общественностью приходится использовать несколько каналов коммуникации с пересекающимися аудиториями. По всем этим причинам составление и постоянное обновление медиа-карты является обязательным мероприятием, без которого осуществление успешной кампании по связям с общественностью крайне затруднительно. В деятельности практикующих специалистов по связям с общественностью большую помощь могут оказать базы данных, в которых содержится информация о СМИ, публикациях и новостях, финансовых отчетах и правительственных документах. IV. Этап планирования Подавляющее большинство СО-акций представляют собой спонтанную реакцию на случившиеся события, которые тем или иным способом затрагивают организацию или фирму. В этом плане СО-кампании являются сочетанием запланированных событий и запланированного СО-сопровождения этих событий. Такое сочетание повышает эффективность кампаний по связям с общественностью. Систематическое планирование событий и СО-сопровождения событий помогает эффективно распределять ресурсы организации. По определению И. М. Синяевой, «планирование в условиях рыночных отношений можно охарактеризовать как процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое вряд ли наступит, если не принять ряд конструктивных мер по его достижению». Планирование кампаний по связям с общественностью состоит из нескольких элементов: • определение целей и задач; • выделение целевой аудитории; • написание концепции СО-кампании; • определение наиболее эффективных СО-средств; • составление графика специальных событий и составление плана коммуникационных акций; • составление бюджета; • определение критериев оценки эффективности кампании. Основные цели и задачи СО-кампании должны подчиняться стратегическим целям и задачам фирмы или организации в целом. Необходимо: • ясно формулировать цели и четко обосновывать ожидаемые конкретные результаты; • цели должны иметь конкретных исполнителей и четкие ориентиры с графиком поэтапного исполнения; • цели должны быть реальными с учетом пространства, времени и наличия материальных, трудовых и финансовых ресурсов; • цели должны соответствовать общественному мнению и иметь поддержку во властных исполнительных структурах. Е. А. Блажнов рассматривает цели СО-кампании в качестве вторичных или производных от основных целей организации. Он выделил четыре уровня достижения целей любой СО-кампании: • простейшая цель, результатом которой является установление начальных отношений общения между инициатором СО-кампании и целевой аудиторией (сигнал обратной связи фиксирует сам факт получения СО-обращения); • имидж-цель считается достигнутой, если целевая аудитория отличает начавшуюся кампанию от массы других и уясняет главные идеи СО-обращения (сигнал обратной связи фиксирует факт восприятия имиджа и фирменного стиля товаропроизводителя); • промежуточная цель – укрепление доверия к СО-обращению, к инициаторам СО-кампании, к официальным представителям фирмы, организации (обратная связь подтверждает готовность последовать СО-призыву, совету, рекомендации при наличии материальных условий); • главная цель – изменение поведения целевой аудитории, приступившей к практическим действиям в духе СО-обращения, в рамках СО-кампании (обратная связь фиксирует повышение спроса на рынке, повышение активности избирателей в ходе предвыборной кампании и пр.) Различия между целями и задачами в плане СО-кампании определяются достаточно просто. Цели представляют собой изложение наиболее общих результатов, которые планируется достигнуть в результате кампании. В задачах же отражаются те результаты, которые необходимо достичь в каждой целевой группе общественности. Таким образом, задачи более конкретно и детально описывают поставленную перед СО-кампанией цель, раскрывая ее по отношению к отдельным целевым группам (аудиториям). Очевидно, что без четкого описания целевых аудиторий определение задач крайне затруднительно. Определение целевой аудитории реально включает в себя три взаимосвязанные задачи: • сегментирование массовой аудитории; • выявление ценностей и идеалов каждого сегмента; • определение каналов коммуникации, свойственных каждому сегменту. Подавляющее большинство кампаний по связям с общественностью имеют целевой характер. Среди причин, делающих целевые СО-кампании наиболее распространенными, в первую очередь называются финансовые ограничения. Другой серьезной причиной является проблема выработки лозунгов. Знание целевой аудитории или отдельного сегмента общества помогает не только выбрать наиболее адекватные каналы распространения информации, но и написать обращение на понятном и близком для публики языке. Для описания целевых аудиторий обычно используют либо один, либо несколько подходов: географический, демографический, психографический, статусный и др. У каждой организации существуют различные группы общественности, которые можно условно разбить на четыре части: • необщественные группы, в своей повседневной жизни не имеют никакого отношения к организации и никак не влияющие на нее; • скрытая общественность состоит из людей, которые имеют отношение к деятельности организации, но не осознают этого; • осознающая общественность складывается из тех, кто осознает свою причастность к деятельности организации, но даже не обсуждает эту тему с другими людьми; • активная общественность – это люди, которые не только обсуждают деятельность организации, но и регулярно участвуют в различных мероприятиях. Процесс сегментирования или выделения целевых аудиторий организации неразрывно связан с процессом позиционирования, который представляет собой определение, на основе научных социальных исследований, наиболее верного образа организации в представлениях целевых аудиторий. Результаты процессов сегментирования и позиционирования кратко излагается в концепции СО-кампании, которая» соединяет в едином замысле постановку целей и задач, формулировку основной проблемы, а также принципиальный способ решения проблемы и средства реализации плана действий (ближайших, перспективных, стратегических). Концепция выражает основную идею кампании по связям с общественностью, заключающуюся в системе связанных и вытекающих один из другого взглядов на путь достижения поставленной перед кампанией целей. Очень важным в концепции кампании по связям с общественностью является выбор основной стратегии кампании. Стратегию СО-кампании можно кратко охарактеризовать как общий принцип распределения сил, средств и мероприятий в рамках кампании. Принято считать, что существует четыре основные стратегии: · стратегия рывка основана на принципе достижения результатов в самом начале кампании, с тем чтобы сразу же опередить конкурентов; · стратегия быстрого финала сводится к медленному наращиванию объемов информационных материалов и количества других мероприятий с достижением максимума в конце кампании; · стратегия большого события нацелена на привлечение внимания общественности к основному событию, которым могут стать важная пресс-конференция, фестиваль, публичные теледебаты с конкурентами и т. п.; · крейсерская стратегия применяется в основном лидерами и направлена на сохранение уже завоеванных позиций. В практической работе очень часто используется сочетание различных стратегий. Так, например, крейсерская стратегия хорошо дополняется стратегией быстрого финала, а стратегия большого события может быть применима в рамках других стратегий. После выбора стратегии проведения кампании по связям с общественностью наступает время составления конкретного графика мероприятий. При этом нужно учитывать период времени, на который рассчитывается кампания. Выделяют следующие типы планов СО-кампаний: стратегический, оперативный и ситуативный. Стратегический, или долгосрочный, план предусматривает мероприятия на ряд лет, на длительную перспективу. Оперативный план – наиболее распространенный в практике по связям с общественностью – рассчитан на период в один год. Популярность годовых планов связана с тем, что в этом случае имеется возможность связать СО-мероприятия с сезонными изменениями рыночной конъюнктуры. Ситуативные планы СО-кампаний решают локальные задачи, возникающие в связи с преодолением проблемной ситуации, и продолжаются в течение нескольких месяцев. При оформлении планов СО-кампании необходимо учитывать сложность предстоящей кампании и входящих в нее мероприятий. Все события можно разбить на две большие категории: рутинные и нерутинные. Рутинные события носят повторяющийся характер и вполне предсказуемы. Поэтому планирование СО-кампаний для них заключается в использовании относительно быстрых и прямолинейных методов, синхронизирующих различные виды деятельности. Нерутинные события происходят в первый раз или в принципе являются уникальными. Выделение уникальности возможно по нескольким параметрам: во-первых, отсутствие аналогичного опыта, во-вторых, неповторимость в масштабах времени, места или ресурсов. Планирование PR-кампаний для нестандартных (нерутинных) событий часто требует использования более длительных и необычных методов. Итак, основными видами планов являются расписание, график и блок-схемы. Расписание идеально подходит для планирования рутинных событий. План СО-кампании может быть оформлен в стиле расписания при определенных условиях: устоявшийся рынок, солидная организация и повторение прошлого опыта. Однако в условиях жесткой рыночной конкуренции и резких колебаний рыночной конъюнктуры оформление детального плана событий в виде расписания крайне маловероятно. Поэтому большинство планов кампаний по связям с общественностью оформляются в виде графика. На одной из осей координат отмечают дату, а на другой события, СО-мероприятия, ответственных лиц и ресурсы. Этот вид планирования подходит как для рутинных событий, так и для нерутинных. В ситуации высшей степени неопределенности наиболее подходящим стилем планирования являются так называемые блок-схемы. Блок-схемы представляют собой цепочку предполагаемых событий с возможными альтернативными вариантами, которые не имеют четкой привязанности ко времени и обладают многовариантностью развития. По сути дела, события и мероприятия (блоки) в блок-схемах являются критическими участками, от прохождения которых зависит продвижение к концу СО-кампании. Очевидно, что планирование нестандартных мероприятий и СО-акций требует гораздо более серьезных интеллектуальных усилий и всевозможных ресурсов. Другим очень важным элементом плана СО-кампании является заблаговременное определение критериев эффективности проведения СО-кампании. Критерии эффективности, или планируемые результаты, необходимо указать в плане для того, чтобы на заключительном этапе кампании можно было адекватно оценить ее успешность. Критерии могут носить как количественный (например, увеличение посетителей сети ресторанов на 50%), так и качественный характер (если продолжить пример, то это изменение мнения посетителей о ресторане). Этап планирования, согласно технологии организации и проведения кампаний по связям с общественностью, следует завершать предварительным тестированием составляющих элементов программы. Предварительное тестирование позволяет убрать из плана СО-кампании диссонирующие элементы и прояснить не вполне очевидные моменты. Для этого используются как формальные, так и неформальные методы социальных исследований. V. Бюджет кампании по связям с общественностью При планировании кампаний по связям с общественностью необходимо уделять особое внимание финансовой стороне вопроса, так как СО – это деятельность, связанная с систематическим коммерческим риском. Средства по связям с общественностью разнообразны, а выбор между ними неочевиден. При этом нужно учитывать, что потраченные на кампанию по связям с общественностью средства должны принести организации реальную пользу. Именно из этого исходит подавляющее большинство руководителей. П
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.016 с.) |