Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Реклама и связи с общественностью
МГУ имени М.В. Ломоносова
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Для направлений подготовки
Культурология
Реклама и связи с общественностью
030200 политология (образовательная программа Стратегическое управление и экономическая политика)
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Москва, 2015
1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов. Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 102 часа, самостоятельная работа 186 часов. Отчетности: 4 семестр – зачет, 5 семестр – зачет, 6 семестр -.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
- обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
- способность применять общенаучные методы в правовых исследованиях (ОНК-7); владение навыками оформления научной работы в соответствии с действующими требованиями, в том числе с использованием средств электронно-вычислительной техники (ИК-9);
- уверенное владение навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами (ИК-10);
- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 5 семестре
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Тема 7. Мир как система. Системный подход в современной науке.
| Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм.
Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени.
Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
|
| Тема 8. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.
| Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Почкование. Спорообразование. Половое размножение. Мейоз, гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение. Партеногенез (естественный и искусственный). Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Понятие об онтогенезе. Проэмбриональный этап развития. Эмбриональный период. Дробление. Развитие зародышевых листков. Гистогенез и органогенез. Дифференциация и детерминация клеток. Постэмбриональный онтогенез. Ювенильный и пубертатный периоды. Прямое и непрямое развитие. Старение и смерть. Продолжительность жизни.
Наследственность и непрерывность жизни. Наследуемость признаков и их генетическая детерминируемость. Наследование, не связанное с полом. Наследование контролируемое, ограниченное и сцепленное с полом. Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни.
Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Доминантность и рецессивность. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
Механизмы генетического определения пола. Детерминирование пола окружающей средой. Роль половых хромосом и генов в детерминации пола.
Молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации. Линейный порядок генов в хромосоме. Современная концепция гена. Концепция «один ген – один полипептид».
|
| Тема 9. Концепция эволюционизма в современной науке.
| Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции.
Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
|
| Тема 10. Человек и биосфера
| Экологический кризис и экологическая катастрофа. Локальные, региональные и глобальные кризисы и катастрофы. Антропогенные кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов.
Основные типы антропогенного воздействия на природные экосистемы. Преобразование, загрязнение и эксплуатация природных систем. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия. Классификация типов загрязнений. Химические, физические, биологические загрязнения. Антропогенное воздействие на атмосферу. Проблема «озоновых дыр». Антропогенное воздействие на гидросферу. Антропогенное воздействие на литосферу.
Основные методы сохранения окружающей природной среды. Статус особо охраняемых природных объектов. Экологическое нормирование, использование нормативов. Экологический мониторинг, типы мониторинга. Экологический контроль, аудит, экспертиза. Экологическое воспитание и образование.
Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму. Что мешает разработке концепции глобального развития человечества? Особенности поведения сложных нелинейных систем со многими цепями обратной связи. О связи причины и следствия в сложных системах. “Мировая динамика” Джея Форрестера. Пределы роста. Влияние научных и технических достижений на поведение глобальной модели. Многоуровневая компьютерная модель системы мирового развития М.Месаровича и Э.Пестеля.
|
| Тема 11. Происхождение человека. Представление об антропосоциогенезе в современном естествознании.
| Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации.
Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2013
Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003
Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.
Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997
б) дополнительная литература
Учебники, учебные пособия
- Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
- Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
- Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
- Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
- Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
- Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
- Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
- Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
- Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
- Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
- Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
- Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002
Журналы
Вопросы истории естествознания и техники
Высшее образование в России
Вопросы философии
Наука и жизнь
В мире науки
Науковедение
Природа
Человек
Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу
Задания к семинарам разделены на две части: часть А) для выполнения в ходе домашней подготовки по теме и часть Б) для подготовки к работе на семинаре. Конкретные виды заданий по конкретным темам определяет преподаватель, ведущий семинарские занятия в данной учебной группе.
Задания части А) должны быть выполнены заранее, распечатаны и в распечатанном виде принесены студентом на семинар. На основании части Б) преподавателем формулируются конкретные задания, которые выполняются во время семинара. Задания части А) сдаются в печатном виде, задания, выполненные на семинаре, сдаются в рукописном виде строго в день проведения семинара по теме.
Внимание! Каждая работа студента должны включать следующую информацию: фамилию автора, номер учебной группы, порядковый номер и тему семинара, дату семинара.
Выполненные дома задания части А) без посещения семинара и выполнения работы на семинаре не принимаются.
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6
2. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011
3. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994
4. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
Задание к семинару.
Часть А) В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.
Для студентов направления Реклама и связи с общественностью
Сформулируйте суть системного подхода в современной науке. Приведите два примера проявления системного подхода в разработке управленческих решений.
Сформулируйте суть синергетического подхода в исследовании социо-культурных процессов. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе рекламных коммуникаций.
Для студентов направления Стратегическое управление и экономическая политика
Сформулируйте суть системного подхода в современной науке. Приведите два примера проявления системного подхода в экономической науке.
Сформулируйте суть синергетического подхода в экономической теории. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе научного познания экономических явлений.
Для студентов направления Культурология
Сформулируйте суть системного подхода в современной науке. Как Вы считаете, применим ли в культурологии как отрасли науки системный подход? Обоснуйте свою позицию, приведите не менее двух примеров.
Сформулируйте суть синергетического подхода в экономической теории. Приведите два примера, иллюстрирующих возможности и значение применения синергетического подхода в процессе научного познания явлений культуры.
Часть Б)
1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов и приемами научного исследования?
2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?
3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?
4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Какими характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?
Литература к семинару.
- Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1
- Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7
- Еськов К. История Земли и жизни на ней (М.: МИРОС, МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000), переиздана в 2004 и под названием «Удивительная палеонтология» в 2007 и 2010.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994
- Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8
- МарковА.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. (М.: Астрель: CORPUS, 2010).
- Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. (М.: Мир, 1986)
- Северцов А. С. Теория эволюции. (М.: ВЛАДОС, 2005)
Задание к семинару.
Часть А)
Найдите в открытых источниках материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год).
Выберите сторону истца или ответчиков, приведите не менее двух аргументов, обосновывающих Вашу позицию (нельзя использовать аргументы, которые фигурировали в реальном процессе. Аргументы должны содержать отсылку к литературе и нормативным актам).
В работе обязательны ссылки на использованные источники и нормативные акты. Задание в письменном виде сдается в день семинара.
Часть Б)
1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?
2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?
3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.
4. Каковы, с позиции современной науки, доказательства эволюционизма?
Литература к семинару.
1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 9
3. Семёнов Ю.И. Философия истории. М., 2003.
4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук, под ред. В.В. Миронова, М., 2006, р. 2.6.5
Для тех, кому особенно интересно:
Ларичев В.Е. Сад Эдема. — М.: Издательство политической литературы, 1980
Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. — М., 1984.
Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества. — СПб.: Нестор-История, 2010.
Марков А.В. Эволюция человека. В 2 кн. — М.: Астрель: CORPUS, 2011.
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, Наука, 2005.
Задание к семинару.
Часть А)
Известны факты специализаций правого и левого полушарий мозга. Почти все известные человеческие языки заключают в себе некую направленность. Правое ассоциируется с законностью, правильным поведением, твердостью ("Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами"), высокими моральными устоями («праведник»). Левое ассоциируется со слабостью, трусостью, неопределенностью цели, умыслом («пойти налево», даже противозаконностью («левый доход»). Например, в английском языке есть слова «rectitude» - правота; «rights»-права, а по одной из версий слово «left» (левый) происходит от «lyft», что означает слабый, никчемный. В итальянском языке «mancino» (левый) переводится как обманчивый.
Вы считаете такую точку зрения обоснованной? Приведите аргументы в обоснование Вашей позиции: приведите примеры ассоциаций с правым и левым в русских поговорках; в лексике известных Вам языков; в практике употребления понятий «правый» и «левый» в политической терминологии и юридических практиках.
Часть Б)
- Какие факторы антропосоциогенеза выделят современная наука? Проиллюстрируйте на примерах механизм действия каждого фактора на популяции современного вида Homo sapiens.
- Продолжается ли в настоящее время эволюция вида Homo sapiens? Ответ обоснуйте.
- По каким направлениям в антропосоциогенезе происходила эволюция мозга?
- Сравните лингвистический и генетический каналы передачи информации, выделите черты сходства и различия.
Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента по курсу «Современное естествознание» (весенний семестр 2014/15 уч. года)
I. Текущий контроль знаний
Форма контроля аудиторной работы
| Максимальная оценка
| Единица оценивания учебной активности
| 1. Оценка активности студента и качества его работ, выполненных на семинарах
| 25 баллов за каждый семинар по теме, 3 семинара, максимальный балл 75
| Оценка работы: 1- 10 баллов – оценка задания части А), выполненного в ходе домашней подготовки по теме; 1 – 15 баллов – задания части Б), выполненные на семинаре (в зависимости от качества и объема работы)
| 2. Посещение лекционных занятий
| 5 баллов за каждую лекцию, 11 лекций, максимальный балл 55
| Фиксирование присутствия на лекции
| 3. Выполнение контрольных работ на лекциях
| 15 баллов за каждую контрольную, 3 контрольных работы, максимальный балл 45 баллов
| Оценка работы: 1- 15 баллов
| 3. Ответ на экзамене
| «Удовлетворительно» – 50 баллов,
«Хорошо» - 75
«Отлично» - 100
| При ответе на экзамене на оценку «неудовлетворительно», проставляется оценка неудовлетворительно.
|
II. Итоговая оценка.
Оценка в баллах переводится в стандартную оценку так:
Число баллов
| Стандартная оценка
| 125 -175
| удовлетворительно
| 176-225
| хорошо
| 226-275
| отлично
| 133 и менее
| неудовлетворительно
| Список вопросов для подготовки к экзамену:
- Структурные уровни организации материи.
- Пространство и время в естествознании.
- Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования.
- Хронобилогия о специфике «человеческого времени».
- Механицизм и витализм как исторические традиции в познании соотношения части и целого.
- Кибернетика: предмет исследования, особенности.
- Самоорганизация в живой и неживой природе: синергетика.
- Сущность и роль системного подхода в социогуманитарном познании.
- Сущность и роль синергетического подхода в социогуманитарном познании и практике.
- Наследственность, изменчивость и непрерывность разнообразия жизни.
- Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные.
- Понятие об онтогенезе. Основные этапы онтогенеза.
- Идея развития в естествознании: основные этапы становления.
- Эволюционная теория Ч.Дарвина.
- Антидарвинизм о факторах развития органической природы.
- Дарвинизм и генетика: проблема синтеза знаний.
- Эволюционная парадигма в современном научном познании.
- Основные этапы и типы антропогенного воздействия на природные экосистемы.
- Основные методы сохранения окружающей природной среды.
- Переход от антропоцентризма к биоцентризму в современной науке: суть, причины, следствия.
- Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия.
- Влияние научных и технических достижений на модель будущей мировой системы
- Понятие «антропосоциогенез». Современная наука об основных факторах антропосоциогенеза.
- Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens.
- Проблема критериев выделения человека из мира животных. Место вида Homo sapiens в системе живого.
- Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии).
- Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации.
- Эволюция мозга как биосоциальная проблема.
- Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук.
- Лингвистический и генетический каналы передачи информации в человеческой цивилизации.
Разработчик программы:
Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Заведующий кафедрой Философии образования
доцент Е.В.Брызгалина
МГУ имени М.В. Ломоносова
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОГРАММА
дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Для направлений подготовки
Культурология
реклама и связи с общественностью
030200 политология (образовательная программа Стратегическое управление и экономическая политика)
Квалификации (степени) выпускника бакалавр
Москва, 2015
1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с современным уровнем знаний о природе, особенностями естественнонаучной сферы культуры, основаниями противопоставления естественнонаучной и гуманитарных сфер науки и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи курса: содействовать получению широкого базового высшего университетского образования; формировать компетенции, связанные с возможностью анализировать ключевые этапы развития естествознания; выявлять социальную и культурную обусловленность научного знания, характер научного знания в конкретные исторические периоды; формировать системное представление о комплекс проблем и специфике современного этапа развития естествознания; помочь студенту в овладении содержанием основных концепции естествознания, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре, а также нуждаются в правовом регулировании научных исследований и практического применения полученных результатов. Курс направлен на формирование у студентов представлений о направлениях влияния основных концепций и законов естествознания на осмысление и разрешение проблем общественной жизни, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; на развитие способности критического восприятия и оценки различных источников научной информации, приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по важнейшим проблемам развития современной науки; развитие мировоззренческой культуры учащихся, способности решать мировоззренческие проблемы; на развитие умений применения основы и результаты естественнонаучного опыта, а так же использования естественнонаучных методов и при принятии решений в профессиональной области. Кроме этого, курс способствует овладению культурой мышления, умением логично формулировать и излагать собственное видение проблем и способов их разрешения, способностью в письменной и устной форме правильно и аргументировано представлять результаты своей мыслительной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс относится к следующему структурному элементу ООП ВПО Б1 Общекультурный блок, дисциплина относится к базовой части цикла. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, общий объем 8 зачетных единиц, общая трудоемкость дисциплины 288 часов, в том числе аудиторная нагрузка 102 часа, самостоятельная работа 186 часов. Отчетности: 4 семестр – зачет, 5 семестр – зачет, 6 семестр -.
Дисциплина формирует следующие компетенции:
- обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1);
- способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2);
- способность применять общенаучные методы в правовых исследованиях (ОНК-7); владение навыками оформления научной работы в соответствии с действующими требованиями, в том числе с использованием средств электронно-вычислительной техники (ИК-9);
- уверенное владение навыками работы со справочными правовыми системами, библиотечными электронными ресурсами (ИК-10);
- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);
- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3).
5.1. Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 5 семестре
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Тема 7. Мир как система. Системный подход в современной науке.
| Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм.
Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени.
Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
|
| Тема 8. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.
| Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление. Почкование. Спорообразование. Половое размножение. Мейоз, гаметогенез. Сперматогенез и овогенез. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение. Партеногенез (естественный и искусственный). Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Понятие об онтогенезе. Проэмбриональный этап развития. Эмбриональный период. Дробление. Развитие зародышевых листков. Гистогенез и органогенез. Дифференциация и детерминация клеток. Постэмбриональный онтогенез. Ювенильный и пубертатный периоды. Прямое и непрямое развитие. Старение и смерть. Продолжительность жизни.
Наследственность и непрерывность жизни. Наследуемость признаков и их генетическая детерминируемость. Наследование, не связанное с полом. Наследование контролируемое, ограниченное и сцепленное с полом. Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни.
Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Доминантность и рецессивность. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
Механизмы генетического определения пола. Детерминирование пола окружающей средой. Роль половых хромосом и генов в детерминации пола.
Молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации. Линейный порядок генов в хромосоме. Современная концепция гена. Концепция «один ген – один полипептид».
|
| Тема 9. Концепция эволюционизма в современной науке.
| Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции.
Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
|
| Тема 10. Человек и биосфера
| Экологический кризис и экологическая катастрофа. Локальные, региональные и глобальные кризисы и катастрофы. Антропогенные кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов.
Основные типы антропогенного воздействия на природные экосистемы. Преобразование, загрязнение и эксплуатация природных систем. Загрязнение окружающей среды как форма антропогенного воздействия. Классификация типов загрязнений. Химические, физические, биологические загрязнения. Антропогенное воздействие на атмосферу. Проблема «озоновых дыр». Антропогенное воздействие на гидросферу. Антропогенное воздействие на литосферу.
Основные методы сохранения окружающей природной среды. Статус особо охраняемых природных объектов. Экологическое нормирование, использование нормативов. Экологический мониторинг, типы мониторинга. Экологический контроль, аудит, экспертиза. Экологическое воспитание и образование.
Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму. Что мешает разработке концепции глобального развития человечества? Особенности поведения сложных нелинейных систем со многими цепями обратной связи. О связи причины и следствия в сложных системах. “Мировая динамика” Джея Форрестера. Пределы роста. Влияние научных и технических достижений на поведение глобальной модели. Многоуровневая компьютерная модель системы мирового развития М.Месаровича и Э.Пестеля.
|
| Тема 11. Происхождение человека. Представление об антропосоциогенезе в современном естествознании.
| Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации.
Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2013
Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003
Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.
Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997
б) дополнительная литература
Учебники, учебные пособия
- Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
- Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
- Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
- Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
- Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
- Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
- Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
- Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
- Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
- Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Ск
|