Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические методы в исследовании систем управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения исследования. Наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры (неструктурализованное и структурализованное), по положению наблюдателя (включенное и не включенное), по условиям организации (полевое и лабораторное) и частоте проведения (систематическое и случайное). Некоторые исследователи выделяют также открытое и скрытое наблюдение, самонаблюдение. Для обеспечения надежности результатов наблюдения рекомендуется соблюдать некоторые правила: 1) Элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно. 2) Один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п. 3) Различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.); 4) Описание событий не смешивается с интерпретацией. Как правило, наблюдение дает информацию относительно характера явления. Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим исследователя вопросам. Применение метода наблюдения предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Присутствие наблюдателя, публикация результатов и процесса наблюдения могут изменить объект наблюдения и среду. Эксперимент – метод получения социальной информации в результате воздействия на объект исследования некоторых управляемых и контролируемых факторов. Особенностью эксперимента в социологии является высокий уровень сложности причинной зависимости социальных явлений и необходимости учета большого числа переменных. При организации социального эксперимента необходимо на основании теоретических и опытных данных логическим путем разработать гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями. По специфике поставленной задачи различают научно-исследовательские и практические эксперименты, по характеру они разделяются на параллельные (с контрольной группой) и последовательные, по условиям проведения эксперименты бывают полевые (контролируемые и естественные) и лабораторные. При проведении эксперимента оказывается почти невозможным устранить влияние отношений, существующих за пределами исследуемого, повторить ход и результаты эксперимента. В управлении могут быть эксперименты по распределению функций управления, системам мотивирования производительности, формам повышения квалификации персонала и т.д. При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновывать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет качество эксперимента Важнейшее достоинство эксперимента – его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных Социометрический опрос – это метод выявления межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и приязни среди членов группы с помощью социометрических тестов. Социометрический опрос представляет собой, по существу, сочетание общего социологического метода опроса с математическими методами обработки результатов. Социометрическая процедура направлена на изучение малых групп. При этом под малой группой понимают объединение людей по общим признакам, которые осознают свою принадлежность к этому объединению. Чувство общности возникает на основе: понимания цели совместной деятельности; эмоционального притяжения; временного согласия на использование конкретных средств, методов, инструментов; групповых потребностей, интересов, норм. Могут различаться группы: диффузные (в основе симпатии/антипатии), ассоциации (в основе личностные цели), корпорации (личностно значимые цели выше общественных), коллективы (личностно значимые цели связаны с общественными). Социометрические процедуры предназначены для: 1) Измерения степени сплоченности/разобщенности в группе. 2) Выявления социометрических позиций (симпатия/антипатия; лидер/аутсайдер и др.). 3) Обнаружения внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своим неформальным лидером. Социометрическая процедура предполагает включение в анкету тестовых вопросов-критериев, к которым предъявляются следующие требования: 1) Нацелить опрашиваемого на выбор или отклонение другого члена группы на основе известной задачи совместной деятельности. 2) Ограничения для выбора зависят от длительности взаимодействия, организованности группы, типа процедуры: параметрической (число выборов связано с численностью группы) или не параметрической (число выборов не ограничено, но не превышает 7–8). 3) Быть интересным и понятнымвсем членам (илибольшинству) группы. 4) Содержать эмоционально-психологическое отношение к выбору или отклонению. 5) Убеждать в практической направленности опроса. Существенным для социометрического опроса является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляется по отношению к определенной содержательной деятельности. Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом в качестве основы выбора или отклонения, называется социометрическим критерием. Критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений (например: «С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?»). Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам. По результатам опроса можно рассчитать персональные и групповые социометрические индексы. С помощью социометрических индексов можно не только охарактеризовать степень сплоченности групп и всего коллектива, но и выявить наличие, изолированных групп в коллективе. Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. По характеру взаимодействия можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью. Каждый из указанных видов опроса имеет многочисленные разновидности. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы. Выбор места проведения опроса должен обеспечивать привычность условий и обстоятельств, связанных с предметом опроса. К этому виду опроса примыкают опросы временных целевых аудиторий, например зрителей, собравшихся в кинотеатре, посетителей выставок и музеев и т. п. В этих случаях предмет опроса должен совпадать с ситуацией актуализированного интереса респондента (опрашиваемого) к кругу изучаемых проблем. По способу общения между исследователем и респондентом анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью – на личное и телефонное. Анкетирование. Анкетирование не является универсальным видом опроса. С его помощью в некоторых случаях собирается основная информация, а в других случаях – дополнительная. В современных исследованиях особенно широкое распространение получило групповое (или аудиторное) анкетирование с помощью раздаточной анкеты, которое чаще всего проводится по месту работы или учебы респондента. Обычно один анкетер работает с группой 10— 12 человек (но не больше 25—30). При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет. Респондент имеет возможность получить необходимую консультацию по технике заполнения анкеты, что исключает необходимость обращаться за помощью к соседу но аудитории. Анкетер, собирая розданные вопросники, может проконтролировать качество и полноту их заполнения и вместе с респондентами исправить допущенные ошибки. При этом необходимо исключить влияние эффекта присутствия анкетера, особенно если анкета анонимная. В случае внеаудиторной раздачи анкет группе людей, сосредоточенных в одном месте, анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства. Условия и время возврата заполненных анкет специально оговариваются. Интервью. При использовании метода интервью контакт между исследователем и респондентом опосредуется, кроме анкеты, интервьюером, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет всю ситуацию беседы с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Применение этого метода сопряжено с дополнительными затратами по подбору, обучению интервьюеров и контролю за их деятельностью. Вместе с тем, хорошо подготовленный интервьюер исключает возможность неадекватной замены респондентов, влияние третьих лиц на ответы респондентов. Интервью дает возможность повторной встречи с исследуемым лицом, если после первой встречи остались какие-либо неясности. Если интервью проводится правильно, оно обеспечивает высокую степень достоверности информации. Формы проведения интервью разнообразны: от полностью формализованной анкеты, заполняемой в присутствии интервьюера, до свободной беседы. Интервью является свободным, если предварительно определены только вопросы, по которым будет собираться информация, но вопросы не имеют строгой формулировки и не установлен порядок их задавания. Экспертная оценка – способ аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету прогноза. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщённое мнение экспертов принимается как решение проблемы. Выделяют следующие основные этапы проведения экспертизы: 1) Формулирование цели экспертизы. Основой для выбора целей экспертизы является описание текущего состояния проблемы. 2) Формирование группы специалистов-аналитиков. Главной целью формируемой группы аналитиков является разработка методов опроса, отбор экспертов, проведение опроса, анализ и обобщение информации. Большой объём, сложность и разнообразие задач, возлагаемых на группу аналитиков, требуют включения в её состав высококвалифицированных специалистов, как в области анализируемой проблемы, так и специалистов по экспертным методам – психологов и социологов. 3) Отбор и формирование группы экспертов. Сложной проблемой процедуры отбора является формирование системы характеристик эксперта, существенно влияющих на ход и результаты экспертизы. Для описания экспертов с точки зрения оценки качества решения проблемы вводятся следующие характеристики: компетентность, креативность, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность и др. 4) Проведение опроса. Заключается в заполнении экспертами опросных листов-анкет. Кроме анкет, экспертам должна быть дана пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса, объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения. 5) Анализ и обработка информации экспертов. Классическим методом экспертных оценок является метод Дельфи. Данный метод является средством повышения объективности экспертных опросов. Основные средства повышения объективности результатов при применении метода Дельфи – использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. Управление качеством
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.007 с.) |