Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы количественной репрезентации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже говорилось, проблем, связанных с количественным представительством изучаемой «вселенной», две: одна из них касается абсолютной величины рассматриваемого ансамбля, представляющего «вселенную» в целом или ее отдельные части, вторая — относительного объема различных частей (групп), представляющих в ансамбле соответствующие структурные «единицы» изучаемой «вселенной».
американский журнал «Literary Digest», когда, решив выяснить, кто одержит победу на выборах — Рузвельт или Лэндон, провел в 1931 г. опрос нескольких миллионов американцев. Однако оказалось, что огромный объем выборки сам по себе еще не гарантирует точности результатов. «Literary Digest» ошибся, допустив элементарную систематическую ошибку — взяв за основу выборки телефонный справочник и «упустив из виду», что наличие телефона заведомо предполагает принадлежность к определенному общественному классу, а следовательно, и к совершенно определенному типу умонастроений. И в том же самом году тогда еще никому не известный Дж. Гэллап с точностью до двух процентов предсказал победу Рузвельту на основе опроса всего... 3000 человек! И это было только начало. С 1935 г. в США проходило полтора десятка президентских избирательных кампаний, и каждый раз (за исключением 1948 г.) данные Института Гэл- лапа, опубликованные за день до выборов и основывающиеся на столь же ограниченной выборке, неизменно указывали победителя. Причем до 1948 г. точность измерения определялась в + 3,9 процента, после же 1948 г. благодаря применению более совершенной техники опроса она поднялась до + 1,7 процента; на выборах Кеннеди — Никсон Институт Гэллапа предсказал 51 процент голосов за Кеннеди и 49 за Никсона, то есть совершил ошибку менее чем в один процент. Подобные результаты полностью развенчивают всякую «гигантоманию» в выборочном анкетировании, неоправданность стремлений некоторых социологов к оперированию ансамблями, насчитывающими десятки тысяч человек или (если ставить вопрос в общей форме) ненужно близкими к объему изучаемой совокупности. При условии тщательного построения модели «вселенной» (населения страны в целом, исследуемого производственного коллектива и пр.) выборка может быть весьма ограниченной по отношению к объему «вселенной» (у Гэллапа — порядка 0,005 процента). Вместе с тем она не может быть и слишком маленькой — ошибка, которая допускается чаще всего,— поскольку в случае малых цифр резко возрастает вероятность действия разного рода случайных факторов (взаимно погашающихся при больших объемах) и экстраполяция выводов на более широкую совокупность будет неправомочной. Нельзя, скажем, судить о картине общественного мнения в СССР на основании фиксирования мнения десяти или ста человек или делать выводы о социальной действительности на основании знакомства с отдельными, единичными фактами. Между тем с подобной «легковесностью» можно встретиться не только в суждениях журналистов, но и социологов [230]. Где же лежат истинные границы величины выборки? К сожалению, эта сторона дела не получила пока никакой разработки в нашей социологической литературе. Одни из авторов, не будучи в состоянии вовсе обойти проблему, ограничиваются в ее решении абстрактными ссылками на статистику или теорию вероятности: «Теория статистики рекомендует точные приемы определения и установления доли выборки для достижения определенной точности результата» [231]. Другие, напротив, дают предельно конкретные рекомендации, не сопровождая их какими-либо обоснованиями: «Достаточная репрезентативность данных об уровне и структуре затрат внерабочего времени применительно к данным района (города) обеспечивается при охвате 0,5 — 1 % жителей. При целевых обследованиях, проводимых на определенных предприятиях, необходимо охватить обследованием примерно 8—10% изучаемой категории работников, так как в данном случае имеется в виду обеспечить большую конкретность выводов» [232]. Что касается статистики, математики и пр., то они действительно позволяют рассчитать и общий объем выборки, и коэффициент репрезентативности для разного рода «малых групп», и величину возможной ошибки. Вместе с тем существуют некоторые аспекты проблемы, которые являются компетенцией не математики, но именно социологии, вернее, методологии этой науки. Дело прежде всего в том, что объем выборки не может быть установлен раз и навсегда, исходя из абстрактной величины изучаемой «вселенной», как ее некая константная доля. Согласно математике, нельзя сказать, что выборка всегда должна быть равна, например, 1/10 или 1/100 или1/1000 и т. д. величины изучаемой совокупности, поскольку в зависимости от этой последней искомая дробь будет то огромным (в абсолютном выражении) числом (если, скажем, проводится всесоюзный опрос), то «мнимой» величиной (если в опрашиваемом коллективе соответственно 9, 90, 900 и т. д. человек). Но это только один момент. Объем выборки не может быть установлен раз и навсегда как некая константная величина и относительно однопорядковых по объему «вселенных». Нельзя сказать, что выборка при исследовании «вселенных», насчитывающих миллионы «единиц», должна равняться всегда, к примеру, 0,005 процента объема «вселенной», выборка, связанная с исследованием «вселенных» в тысячи «единиц»,— 0,05 процента объема «вселенной» и т. д. Этого нельзя сделать потому, что математике предшествует социология. Величина выборки — величина переменная, которая зависит не только от величины исследуемой «вселенной» (что рассчитывается математикой), но и от ряда иных обстоятельств. В первую очередь от качества (структуры) изучаемого объекта, от степени его неоднородности, дифференцированности (вспомним иллюстрацию с шарами, доставаемыми из мешочка). А это качество устанавливается социологическим анализом: математика может моделировать любую реальность, но прежде эта реальность должна быть зафиксирована и соответствующим образом описана, классифицирована. В этой связи надо сказать, что решение проблемы объема опрашиваемого ансамбля при проведении всесоюзных анкетных исследований является сегодня крайне затруднительным. Отсутствие точных представлений о реальной и детализированной структуре современного общества (а также отдельных его «секторов») не дает возможности с достаточной степенью точности определить общую величину и строение выборки. Институт общественного мнения «Комсомольской правды» испробовал в своей работе несколько различных вариантов. В условиях проведения организованных опросов на основе стратифицированной модели общества объем выборки равнялся 1000 (I опрос), 1500 (II опрос) и 3000 (VIII опрос) человек, а в условиях стихийного опроса — 17 500 (III опрос), 12 100 (V опрос), 10 500 (VIII опрос) человек и т. д. На основании этого опыта твердо можно сказать, что применительно к методу квот объем в 1000 или 1500 человек является явно недостаточным, что речь должна идти, по-видимому, об объеме порядка 3000—5000 человек. Однако этот вывод не может считаться окончательным. И не только в силу указанного обстоятельства, касающегося неточностей используемой модели, но и потому, что имеющийся опыт крайне ограничен: опросы проводились нами, как правило, различными методами, к тому же с различной глубиной расчленения «вселенной»,— это не позволяет осуществить теперь сколько-нибудь надежные сопоставления. Объем выборки зависит, далее, от метода, с помощью которого проводится исследование. В результате величина привлекаемого к рассмотрению материала будет различной — воспользуемся ли мы статистическим методом, имеющим дело с фиксированием и описанием объективных фактов, или, скажем, методом анкетирования, имеющим дело с фиксированием и описанием фактов сознания. Соответственно по-разному будут решаться проблемы количественной репрезентации и применительно к тем или иным разновидностям указанных методов. Например, в статье «К вопросу о задачах земской статистики» В. И. Ленин дал высокую оценку исследованию сельского хозяйства, проведенному в Пензенской губернии по пяти степеням подробности: сплошное обследование всех хозяйств по минимальной программе, затем обследование каждого третьего, девятого, двадцать седьмого хозяйства со все возрастающей степенью подробности и, наконец, детальнейшее монографическое описание 25 хозяйств. «Если пензенские статистики,— писал В. И. Ленин,— обследуют всю губернию по вышеуказанной программе, то собранные данные будут — без преувеличения можно сказать — близки к идеальным» [233]. Однако ясно, что столь высокая степень плотности выборки достижима далеко не всегда. Поэтому В. И. Ленин в своей работе очень часто пользовался и выборкой меньшего объема: например, в «Развитии капитализма в России» он анализировал данные земской статистики по 21 уезду 7 губерний (из 50 губерний только европейской части России), характеризующие 558 570 крестьянских хозяйств из более чем 10 млн., то есть равные 5,5 процента исследуемой «вселенной» [234]. Аналогично и в рамках метода анкетирования: величина опрашиваемого ансамбля в случае применения систематической выборки (вероятностной или стратифицированной) будет значительно отличаться (а именно: будет значительно меньше) от величины ансамбля, складывающегося стихийным путем, при относительно одной и той же степени точности результатов. Наконец, еще одним важнейшим фактором, определяющим величину объема опрашиваемого ансамбля, являются цель, задачи исследования, вернее, та степень конкретизации выводов (соответственно: глубины дробления «вселенной»), которой хочет добиться исследователь. Применительно к какой из дробных групп, образующих структуру «вселенной», необходимо будет делать выводы? — вот вопрос, на который нужно ответить в этой связи прежде всего. В условиях стихийной выборки, понятно, нельзя произвести соответствующих расчетов до опроса. Поэтому единственной гарантией того, что нам удастся судить не только о «вселенной» в целом, но и о каких-то более или менее дробных составляющих ее группах, может служить лишь предельно большой объем анализируемого ансамбля. Исходя из нашего опыта можно предположить, что он должен равняться примерно 10—20 тыс. человек. Тогда довольно представительными оказываются группы, характеризующиеся не только двумя, но и тремя-четырьмя измерениями (параметрами). Например, выше мы приводили данные в отношении объема «простых» (по одному критерию выделенных) групп,
образовавшихся в нашем V опросе. Однако вполне представительными тогда благодаря большой величине ансамбля в целом являлись и «сложные» группы. Вот как оказались представленными группы 23—30-летних участников опроса с учетом их пола и места жительства:
Напротив, мы допустили грубую ошибку во II опросе, ограничив объем опрашиваемых лишь 1500 человек. Тогда многие важнейшие группы, даже «простые», в результате нарушения объективных пропорций (совершенно неизбежного в рамках стихийного опроса) оказались представленными крайне неудовлетворительно, что значительно снизило качество выводов. Наряду с 476 рабочими, 467 служащими, 184 инженерами и техниками, 583 лицами до 30 лет и т. д. (группами, представленными, как видим, довольно неплохо) в ансамбле оказалось всего 45 учащихся, 47 неработающих, 66 человек в возрасте старше 55 лет и т. д. Ясно, что судить по этому количеству о многомиллионных группах населения было невозможно. Однако это было не все. Если применительно к половым, возрастным, социальным и по семейному положению группам речь шла о неудовлетворительной репрезентации лишь части групп, то применительно к группам экономгеографическим аналогичная ситуация сложилась в отношении их абсолютного большинства. Между тем этот критерий был «заложен» в исходную гипотезу в качестве одного из важнейших, и специально в расчете на него была подобрана соответствующая «схема» опроса. Как мы отмечали выше, «схема» не подвела: благодаря ей оказались представленными все крупные и дробные экономгеографические группы. Зато подвела «арифметика»: большинство из этих групп насчитывало явно недостаточное количество «единиц». Так, Москву, например, представляли 179 человек, 22 области Центра — 386, Украину— 115, Урал — 100, Северо-Запад — 90, зато Север — всего 38, Поволжье — 56, Закавказье, Кавказ и Дон — 80, Западную Сибирь — 85, Восточную Сибирь — 54, Дальний Восток — 44, Белоруссию — 43, Казахстан — 27, Среднюю Азию — 38, Прибалтику — 22, Молдавию —15 человек. Следовательно, принятый объем ансамбля позволял делать какие-то выводы в лучшем случае применительно к стране в целом и отдельным, наиболее представленным группам, но исключал такую возможность в отношении большинства запрограммированных групп. В отличие от стихийного опроса систематически проводимое исследование позволяет произвести соответствующие расчеты еще до опроса. Тут в зависимости от того, какая из «мелких» групп интересует исследователя, могут быть заранее определены объем и этой группы и соответственно всех «крупных» групп, в которые она входит, а также всего ансамбля в целом. Допустим, речь идет об анкетировании городского взрослого населения СССР на основе метода квот, причем исследователь предполагает первоначально ограничить объем выборки 1000 человек. Достаточна ли такая величина? Помимо всего прочего, ответ на этот вопрос будет зависеть и от того, насколько конкретными предполагаются быть выводы. В соответствии с объективной структурой, установленной Всесоюзной переписью населения 1959 г., 1000 взрослых горожан «распадаются» на 426 мужчин и 574 женщины. В возрастном же отношении пропорции следующие:
Таким образом, из 1000 опрашиваемых 250 должны быть в возрасте до 24 лет, 131 — в возрасте ог 25 до 29 лет, 225— 30—39 лет, 286—40—59 лет и 108 —старше 60 лет. Пойдем дальше. Допустим, что объект рассмотрения таков, что исследователь должен отнести к числу основных и группы по образованию. Объективно среди 73 млн. взрослого городского населения высшее образование имеют 3,2 млн., то есть 4,3 процента, незаконченное высшее —1,3 млн., то есть 1,8 процента, среднее—12,9 млн., то есть 17,6 процента, а безграмотных — 0,8 млн. человек, то есть 1,1 процента. Значит, в структуре ансамбля при принятом объеме выборки все эти группы будут представлены соответственно в количестве 43, 18, 176 и 11 человек. Столь же небольшими будут и некоторые из групп, выделенные по критерию «социально- профессиональное положение» («род занятий»), поскольку в данном случае «вселенная» дробится на большее число составляющих: рабочие, техническая интеллигенция, интеллигенция, занятая не на производстве, служащие, учащиеся школ, студенты, пенсионеры и старики-иждивенцы, домохозяйки, лица, занятые в личном подсобном хозяйстве (в маленьких городах), и т. д. и т. п. Так, на 1000 горожан придется порядка 40—50 инженеров и техников, порядка 50—60 всех учащихся и т. д. Значит, уже с точки зрения анализа некоторых «простых» групп объем ансамбля в 1000 человек должен быть признан недостаточно репрезентативным в количественном отношении. И тем более если в задачи исследования входит анализ мнений разного рода «сложных» групп, например, не просто людей в возрасте от 16 до 24 лет (таких у нас, как известно, 250 человек), но, скажем, мужчин этого класса (их будет уже 125 человек), или мужчин этого класса, проживающих в городах с населением свыше 500 тыс. жителей (их будет уже 25 человек!), или, наконец, мужчин этого класса, проживающих в городах названного типа и являющихся служащими (таких будет всего 3 человека!!), и т. д. Произведя подобные расчеты, исследователь должен будет решить вопрос о количественной репрезентации «вселенной» в целом и отдельных составляющих ее групп. Он или повысит представительность «мелких» групп, соответственно увеличив объем опрашиваемого ансамбля в целом, или оставит неизменным принятый объем выборки и соответственно определит «нижнюю» границу анализа групп. Например, в нашем VIII опросе объем выборки равнялся 3000 человек. Поскольку мы ставили своей целью измерить содержание мнений не в рамках каждого включенного в выборку города, а в рамках страны в целом (как и выделенных в этой «вселенной» основных групп, например типов городских поселений), величина данного объема была более или менее близкой к удовлетворительной. Однако только «более или менее». Дело в том, что многие необходимые группы при указанном объеме получали все же весьма слабое представительство. Так до расчленения ансамбля на группы городов все прочие группы «укладывались» в 3000 вполне нормально. В частности, группы по полу и возрасту выглядели следующим образом:
Когда же на эти группы был наложен еще один критерий, связанный с типом городского поселения, сразу же произошло стремительное сокращение объемов групп. Теперь они выглядели уже так:
Дальнейшее же совмещение критериев, в частности добавление ко всем названным основаниям деления еще одного — связанного с социальным положением людей, доводило уменьшение абсолютных цифр до критического уровня. Например, о всей учащейся молодежи страны, проживающей в городах IV (меньше 10 тыс. жителей), приходилось судить по группе в 27 человек; обо всей технической интеллигенции, проживающей в городах II (от 100 до 500 тыс. жителей),— по группе в 36 человек; о всех женщинах-служащих, проживающих в городах-гигантах,— по группе в 38 человек; а о них же в возрасте, скажем, 30—39 лет — даже по группе в...9 человек. Следовательно, при подобной глубине расчленения исследуемой «вселенной» всесоюзный опрос должен охватывать большее, чем 3000, количество человек. На наш взгляд, как уже говорилось, речь может идти об ансамбле порядка до 5000 человек. Однако, повторяем, окончательное решение этого вопроса требует проведения множества дополнительных исследований — теоретических вычислений и практических экспериментов.
Приводившиеся только что иллюстрации дают достаточное представление о принципах, лежащих в основе соответствующих расчетов при составлении «карт» такой репрезентации. Единственное, что к этому нужно теперь добавить,— это подчеркнуть активную, избирательную позицию исследователя при разработке количественной модели «вселенной». Приведем такой пример. Допустим, к числу основных групп в выборке отнесены группы по типу городского поселения. Каким образом должна быть решена проблема пропорционального представительства этих групп? Первое, что может прийти в голову,— это обратиться непосредственно к цифрам, выражающим количество поселений того или иного типа в стране. Тогда окажется, что, например, в 1959 г. картина была следующей. Если не считать Москву, в стране насчитывалось всего 4618 городских поселений, а по отдельным группам:
Значит, если бы исследователь захотел строго пропорционально представить в выборке каждый из этих типов городов, ему пришлось бы включить в выборку минимум 193 городских поселения (1 —четвертой группы, 5 — третьей, 60 — второй и 127 — первой). Ясно, что это привело бы к недопустимому дроблению ансамбля (скажем, при объеме ансамбля в 1000 человек в подавляющем большинстве поселений первого типа пришлось бы опрашивать всего по...одному человеку!) или потребовало бы его колоссального увеличения (хотя бы до 15—20 тыс. человек). Вместе с тем проблема представительства различных типов городов может быть решена (к тому же гораздо более надежно) иным способом. Достаточно все расчеты в выборке производить исходя не непосредственно из количества городских поселений того или иного типа, а из величины населения, проживающего в каждой из групп городов. Объективная картина (по данным на тот же 1959 г.), исключая Москву, будет тогда следующей:
Значит, при том же ансамбле в 1000 человек городские поселения первого типа будут представлять теперь 152 человека, второго — 389, третьего — 257 и четвертого — 202. Каким образом распределятся эти группы по тем или иным конкретным городам, будет зависеть от того, сколько именно таких городов войдет в выборку. Если, скажем, мы возьмем один город-гигант, то ансамбль опрашиваемых в нем составит 202 человека, если мы возьмем два таких города, то на каждый придется уже по 101 человеку, если три, то по 67, и т. д. и т. п. Разумеется, речь не может идти о том, чтобы каждая из групп городов была представлена всего лишь одним городом (особенно две первые группы, объективно включающие в себя тысячи поселений): подобное представительство значительно повысит вероятность действия разного рода случайных факторов, которые не могут быть учтены исследователем. Однако, с другой стороны, ясно, что при тщательном отборе пунктов опроса (стратифицированная выборка) или тем более при их определении на основе вероятностной модели количество этих пунктов может быть довольно ограниченным. Как уже сообщалось, в нашем VIII опросе, например, в выборку было включено 2 города-гиганта, 7 городов с населением от 100 до 500 тыс. жителей, 9 городов с населением от 10 до 100 тыс. жителей и 9 поселков городского типа с населением до 10 тыс. жителей. Такое количество пунктов опроса давало уже возможность установить типичную картину мнений для того или иного типа городских поселений страны. В практике исследования общественного мнения встречаются и такие случаи, когда систематическая выборка строится с нарушением пропорционального представительства групп опроса. Частным примером этого может быть выборка с так называемым равным представительством групп. Мы прибегли к ней в I опросе, где ансамбль в 1000 человек был разбит на 10 социально-профессиональных групп по 100 человек в каждой. Известным плюсом подобного метода является удобство проведения сравнительного анализа групп. Однако он практически не дает возможности (во всяком случае без огромных дополнительных усилий) делать какие- либо выводы в отношении всей опрашиваемой совокупности: эти выводы будут заведомо неточными по сравнению с реальными характеристиками изучаемой «вселенной». Последний минус в еще большей степени присущ стихийному опросу. В какой бы форме ни проводился последний, нарушение объективных пропорций в репрезентации групп является его постоянным атрибутом. Могущий в той или иной степени повлиять на общий объем ансамбля в целом, а также на величину отдельных групп, исследователь в рамках данного метода практически совершенно бессилен перед лицом заведомо непропорционального представительства групп опроса. Это лишает его возможности делать выводы о «вселенной» в целом, вынуждает ограничивать анализ характеристикой отдельных групп — абсолютной и сравнительной. Например, в нашем газетном варианте VIII опроса состав выборки оказался резко смещенным от объективных пропорций фактически по всем показателям: в группах по роду занятий — в сторону самодеятельного населения, в группах по полу — в сторону мужчин (61,1 процента от общего числа опрошенных), в группах по возрасту — в сторону молодежи (16—29-летние составили 82,6 процента), в группах по образованию— в сторону наиболее образованных (лица с образованием ниже среднего составили всего 31,6 процента) и т. д. Иными словами, в отличие от стратифицированной выборки (опрос по «Кресту»), представлявшей в целом, хотя и с известными огрехами, довольно близкую модель городского населения страны, 10 с лишним тысяч человек, ответивших на анкету в газете, были наиболее активной, молодой и образованной частью этого населения. Ясно, что, имея дело со столь непредставительной «моделью» «вселенной», мы не могли оперировать общими цифрами газетного опроса с целью характеристики городского населения страны в целом. Однако применительно к указанным группам (особенно учитывая их абсолютный объем) можно было делать довольно точные выводы. В этом отношении метод стихийной выборки (при условии значительного объема групп и точного фиксирования их границ — социальных, демографических, связанных с типом сознания и т. д.) вообще можно считать довольно надежным. * * * Очевидно, в исследовании подобного объема заключение может быть лишь предельно кратким. Собственно говоря, в нем нет даже особого смысла, поскольку все, что намеревался сказать автор, уже было сказано выше. Единственное, что следует добавить к изложенному,— это то, что оно является лишь одной из начальных попыток в изучении общественного мнения, действующего в условиях советского общества. Поэтому к нему и относиться нужно как к началу, где, возможно, подчас даны не столько решения, сколько постановки вопросов, где встречаются лишь вчерне намеченные контуры отдельных проблем и т. д. Впереди — более тщательный и всесторонний, связанный с практической перестройкой мира, анализ массового сознания, в том числе того его феномена, который называется общественным мнением.
• Оглавление • ПРЕДИСЛОВИЕ, социология и социологи........................ 3 ВВЕДЕНИЕ......................................................................... 17 ГЛАВА I. ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 1. Еще одна форма общественного сознания?.. 22 2. «Партийная» идеология и «объективная» наука..... 25 3. Обыденное сознание или теоретическое знание?... 28 Линии водораздела — 29. Поле формирования общественного мнения — 32. 4. Общественное мнение — осознанное бытие... 35 5. Две формы отражения действительности 41 Прямое отражение — 41. Косвенное отражение — 44. 6. Сложный характер отражения..... 46 Многозначность толкования суждений — 47. Момент ситуативности — 48. Явление транзитивности — 51. 7. «Genus proximum» общественного мнения 56 Состояние массового сознания — 57. Исторический характер определения — 62. ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 8. Границы общественного мнения в условиях современного капитализма 67 Антагонизм мнений — 67. Наступление на общественность — 69. Отчуждение, доведенное до конца — 71. 9. Общественное мнение в социалистическом обществе... 74 Каналы выражения мнения масс — 76. Условия функционирования — 78. Гарантии действенности — 80. 10. Функции общественного мнения........................... 86 Воздействие мнения на социальные институты — 87. Содержание высказываний — 90. Форма высказываний — 96. 11. Возрастание роли общественного мнения.... 96 ГЛАВА 3. ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 12. Мнение о бытии и мнение о сознаний «Порог доступности» 100 13. Объективный и субъективный анализ. «Принцип целесообразности». 104 14. Объект общественного мнения и угол зрения исследователя 110 15. Первый критерий: общественный интерес............... 114 Несовпадение общественного и личного интересов — 115. Элементы важности, актуальности — 121. Общественный интерес и личная заинтересованность — 124. Практический эффект критерия — 131. 16. Второй критерий: дискуссионность............... 132 Специфика суждения-мнения — 132. Дискуссионность и единодушие — 136. 17. Третий критерий: компетентность....................... 140 Уровень знания и понимания предмета — 141. Компетентность — величина переменная. Зависимость от социальных условий — 143. Зависимость от объекта и субъекта высказывания — 150. Критерий компетентности и задачи исследования — 157. 18. Изменение объекта мнения «вширь» и «вглубь».... 163 ГЛАВА 4. СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 19. Индивид или группа? 166 Положение общественных лидеров — 167. «Общество в целом» — 170. 20. Монизм или плюрализм мнений?....................... 172 Позиция абсолютного монизма — 172. Фактическое положение вещей — 175. «Формирование» мнений и «сформировавшееся» мнение — 177. 21. База и границы множественности мнений.......... 178 Природа плюрализма — 179. Социально-демографическая структура общества — 180. Сфера плюрализма — 186. 22. Чье мнение может считаться общественным?..... 191 «Прогрессивные» и «реакционные» силы — 192. «Большинство» и «меньшинство» — 193 «Соответствие интересам народа» — 194. Относительный характер субъекта мнения — 196. Проблема количества — 199. Проблема качества — 203. 23. Задачи интегрирующего и дифференцирующего анализа … 207 Определение границ единодушия — 207. Определение границ расхождения мнений — 209. Проблема типологии — 212. ГЛАВА 5. ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 24. Логическая природа суждения-мнения.............. 214 Основные типы высказываний — 215. Форма и содержание высказываний — 219. 25. Vox populi — vox dei? Континуум истинности 222 26.Общественное мнение: действительность. Характер и источники ошибок общественного мнения 225 Молва, слухи, сплетни — 227. Непосредственный опыт индивида — 230. Опыт «других» — 237. 27.Мнение высказанное: мнение действительное. Характер и источники «возмущения» общественного мнения......................... 250 Три рода помех — 251. Неспособность к точному высказыванию — 253. Невозможность точного высказывания — 256. Нежелание высказываться правдиво — 267. ГЛАВА 6. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 28.Способ познания действительности — объективной и субъективной 276 Ключ к миру бытия — 276. Общественное мнение констатирует факты — 281. Фиксирование мира сознания — 284. 29.База развития теории 286 Путь к раскрытию социальных закономерностей — 286. Общественное мнение устанавливает зависимости — 288. 30.Определение путей решения практических вопросов... 292 Выводы из анализа. Целенаправленность исследования — 292. Общественное мнение подсказывает решения — 297. «Прописные истины» и новое знание — 300. 31. Средство развития общественных отношений...... 308 Форма осуществления практического народовластия — 309. Совершенствование механизма социального руководства — 311. Непосредственное воздействие на сознание масс и руководителей — 314. ГЛАВА 7. СПОСОБЫ ФИКСИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 32. Общая характеристика основных методов........ 318 Методы изучения объективированных фактов сознания — 319. Методы изучения непосредственных фактов сознания — 325. Методы исследования с точки зрения охвата объема изучаемой совокупности — 330. 33. Плюсы и минусы метода выборочного анкетного опроса. 332 Анкетирование — основной способ изучения общественного мнения — 332. Мнимые минусы выборочного анкетирования — 335. Действительные минусы выборочного анкетирования — 341. 34. Проблемы качественной репрезентации................ 347 Структура общества и структура массового сознания — 350. Определение групп опроса — 355. Репрезентация социально-демографических групп — 360. Репрезентация групп сознания — 380. 35. Проблемы количественной репрезентации............. 383 Величина объема исследуемого ансамбля — 384. Пропорциональное представительство — 393. Грушин Борис Андреевич. МНЕНИЯ О МИРЕ И МИР МНЕНИЙ. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., Политиздат, 1867. 400 с. 1МИ ● Редактор Г. Курбатова Художественный редактор Г. Семиреченко Технический редактор Е. Каржавина ● Сдано в набор 21 января 1967 г. Подписано в печать 27 июня 1967 г. Формат 60 X 84716. Физ. печ. л. 25. Условн. печ. л. 23,25. Учетно-изд. л. 22,30. Тираж 42 тыс. экз. А 11806. Заказ № 163 Бумага № 2. Цена 77. коп. Политиздат, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Типография «Красный пролетарий». Москва, Краснопролетарская, 16.
[1] Теория материалистического понимания истории, писал В. И. Ленин, «впервые возвела социологию на степень науки. До сих пор социологи затруднялись отличить в сложной сети общественных явлений важные и неважные явления (это — корень субъективизма в социологии) и не умели найти объективного критерия для такого разграничения. Материализм дал вполне объективный критерий, выделив производственные отношения, как структуру общества, и дав возможность применить к этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к социологии отрицали субъективисты» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 137).
[2] Имея в виду, например, свою работу над «Положением рабочего кла
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.018 с.) |