Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий критерий: компетентностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выше мы говорили, что то, чего может не знать один человек, обязательно знают другие: всё знают только все. Поэтому в отличие от индивида общество в целом не может ошибаться. С другой стороны, отдельный человек может знать то, чего могут не знать и очень часто действительно не знают другие люди, тем более все: некоторое знают только некоторые. Поэтому в отличие от того же индивида общество в целом может ошибаться. Парадокс? Отнюдь нет. Весь секрет заключается в словечке «того же». Дело в том, что в обоих этих случаях речь идет как раз не об одном и том же, а о безусловно разных индивидах (хотя на практике они благополучно могут соединяться в одном лице): в первом — об индивиде незнающем, заблуждающемся, во втором, напротив, об индивиде знающем, владеющем предметом. Ученый-теоретик, конструктор-авиастроитель, наконец, обычный заводской инженер — все они располагают в своей области такими знаниями, которые неизвестны многим, возможно даже подавляющему большинству членов общества [108]. Вообще для индивида - совокупного специалиста нет сфер знания, в которых 6н не был бы сведущ,— те или иные сферы знания сами существуют лишь постольку, поскольку существуют люди, хотя бы самое ограниченное их число, которые исследуют эти сферы. Значит, индивидуальное мнение оказывается безграничным по своему объекту не только в указанном выше смысле — с точки зрения бескрайности лежащего в его основе индивидуального интереса, но и в другом смысле — с точки зрения способности индивида познавать мир и судить о мире. Этого нельзя сказать об обществе в целом. Объект его высказываний ограничен. И границы эти определяются как наличием специфически общественного интереса, лежащего в основе образования общественного мнения, так и рамками компетентности общественного мнения,, рамками его способности постигать мир и судить о нем.
себе факт вторжения науки в сферу тех или иных явлений действительности свидетельствует, что эти явления пробуждают у общества определенный интерес; научный интерес вообще является одной из форм общественного интереса. Значит, здесь налицо и первый, и второй критерии, на основании которых объект науки мог бы стать объектом общественного мнения. И все же в подавляющем большинстве случаев этого не случается. Спор вокруг тайны белка, по поводу конструирования нового синхрофазотрона или даже по вопросу о природе общенародного государства был, есть и остается преимущественно узконаучным спором, спором специалистов, исключающим участие в нем широких масс населения. Борьба мнений в науке, как правило, не выходит за стены научных институтов и лабораторий, за пределы специальных научных изданий и не становится борьбой мнений в масштабах всей общественности. Этого не случается по той простой причине, что общественное мнение, то есть члены общества, взятые в сумме, не располагает необходимой для такого спора компетенцией — соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а также соответствующими, специфически научными, средствами его анализа. И, что очень важно подчеркнуть, в принципе не может располагать: отмечаемая «ущербность» общественного мнения является органической. Ведь даже если допустить, что на каком-то, предельно высоком, уровне социального развития общественное мнение станет по своему содержанию сугубо научным (в смысле: в основном свободным от антинаучных элементов), то и тогда, хотя бы в силу необходимой специализации научного труда, все люди не смогут обладать равными знаниями по всем вопросам. Следовательно, даже тогда наука будет отличаться по своему объекту от общественного мнения. И тем более это верно применительно к существующим условиям, когда общественное мнение формируется не только на уровне научного знания, но и на уровне обыденного сознания, когда оно наряду с элементами науки включает в себя элементы, крайне далекие от научного понимания действительности, и, больше того, когда эти последние в общем и целом явно превалируют в содержании мнений. Наряду с отмеченной органической некомпетентностью общественного мнения существует еще и, так сказать, неорганическаяу искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идет об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления,— таких, как многие стороны политики, морали, экономики и т. п. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически почти в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа населения, которая в ответ на те или иные вопросы анкеты пишет: «Не знаю», «Не думал об этом», «Не слышал об этом» и т. д. Но точно так же не может быть двух разных мнений и в отношении природы этой некомпетентности. Речь тут идет об объектах, вполне доступных пониманию среднеобразованного человека, не требующих специальной подготовки, и если человек все же не может судить о них, то только по одной причине — в силу простого незнакомства с данными объектами. Иными словами, компетентность (некомпетентность) первого рода, в отношении явлений действительности, выступающих в качестве объекта науки, является функцией прежде всего от образования людей, уровня их специальных знаний, их теоретических способностей, их умения оперировать средствами научного анализа и т. д. и т. п. Компетентность второго рода — функция прежде всего от уровня осведомленности людей в тех или иных вопросах действительности. Разумеется, и в том, и в другом случае в основе большей или меньшей компетентности людей лежат некоторые общие социальные предпосылки: уровень развития науки, образования, демократии и пр. Однако реальное соотношение объективного и субъективного факторов здесь различно. При прочих равных обстоятельствах, в первом случае компетентность индивида в большей степени зависит от него самого, нежели от общества: великие ученые существовали, как известно, во все времена, хотя, понятно, число их по мере социального прогресса постоянно возрастало. Что же касается неосведомленности людей, то она уже в гораздо большей степени связана с условиями общественной жизни, даже тогда, когда в основе ее лежит, казалось бы, чисто субъективный фактор в виде социальной неактивности, социального равнодушия индивида (случай, когда индивид сам совершенно не интересуется теми или иными явлениями действительности и потому не имеет о них никакого представления). И тем более вопрос упирается в объективные условия социальной жизни, когда в обществе не развита демократия, когда оно не предоставляет своим членам всей необходимой информации по поводу совершающихся в нем процессов и т. д. В данном случае индивид и общественное мнение в целом не могут быть компетентными, несмотря на все свое желание. Как легко понять, все это ограничивает круг объектов, по которым может высказываться общественное мнение. Следовательно, критерий компетентности также является важнейшим при определении этих границ. В соответствии с ним из всех явлений действительности, вызывающих общественный интерес и допускающих многозначность толкования, объектом общественного мнения могут быть только те, которые доступны знанию и пониманию общественности. В начале главы мы говорили о «пороге доступности», за которым лежат явления, главным образом из сферы социальной жизни, которые, «проходя» через призму непосредственной практики и непосредственного восприятия индивидов, теряют свои действительные очертания, приобретают в массовом сознании причудливые, искаженные формы. Сознание людей, вырастающее непосредственно из их обыденной жизни, вообще не способно отразить такие явления, вернее, способно отразить их лишь в заведомо извращенном, затемненном виде. В известном смысле за «порогом доступности» общественного мнения лежат и те явления действительности, о которых мы заговорили теперь, в связи с проблемой компетентности. Однако, как нетрудно убедиться, в сущности, это разные вещи. По отношению к явлениям первого рода человеческий мозг в рамках массового сознания представляет собой вместилище разного рода ложных взглядов, заблуждений и предубеждений; распространение истинных знаний путем просвещения наталкивается в таких случаях на стихийное сопротивление всех этих элементов заблуждения. Предметы же, являющиеся объектами научного рассмотрения, в массе своей вовсе не «проходят» через призму непосредственной практики индивидов и потому просто неизвестны людям, даже понаслышке. По отношению к ним человеческий мозг представляет собой скорее типичную tabula rasa, на которую путем образования может быть беспрепятственно занесено любое знание. В этом смысле у непосредственных агентов капиталистического производства могут быть самые превратные представления о сущности эксплуатации или процессе ценообразования; поэтому мы говорили, что подобные явления лежат за «порогом доступности» общественного мнения, предполагают специфически теоретическое их освоение. Но можно поручиться, что у абсолютного большинства членов общества вовсе нет никаких представлений (и тем более мнений!) по вопросу о том, что собой представляет прибавочный труд или стоимость. Последние предметы с точки зрения общественного мнения это — terra incognita, вещи, которые «неизвестно с чем едят»,— словом, неизвестные явления. И в таком же положении по отношению к общественности (большинству членов общества) находятся другие стороны мира, изучаемые бесчисленными «специальными» науками — физикой, химией, геологией, медициной — несть им числа, как и вообще любые явления действительности, даже самые простые с точки зрения их понимания, познакомиться с которыми члены общества не могут или не хотят. Таким образом, повторяем, проблема компетентности общественного мнения и проблема «непознаваемости» мира массовым сознанием, или ложного сознания,— не совсем одно и то же. Первая является значительно более широкой по своему содержанию, поскольку ошибочное отражение того или иного явления во мнениях — лишь частный случай некомпетентности. В более общем виде под компетентностью понимается знакомство или незнакомство людей с предметом обсуждения, степень их осведомленности о предмете. Поэтому проблема компетентности, в собственном смысле слова, решается не только и не столько в терминах «истины» и «лжи», сколько в терминах «знания» и «незнания».
объема человеческих знаний, увеличение числа «знающих», то есть образованных людей, развитие демократических форм социальной организации, расширение социальных и технических средств информации и т. д. и т. п. [109] В самой структуре общественного мнения этот процесс находит выражение в изменении удельного веса элементов научного знания и обыденного сознания: по мере исторического развития происходит постоянное увеличение удельного веса первых за счет соответствующего уменьшения удельного веса вторых. Некоторые исследователи, говоря об общественном мнении буржуазного общества, нередко пытаются представить его в виде царства, где единолично господствует обыденное сознание. В действительности, конечно, это не так. В условиях буржуазного общества, сделавшего колоссальный шаг вперед по сравнению со средневековьем, массовое сознание содержит немало элементов науки и точных представлений о действительности [110]. Вместе с тем в условиях этого, как и вообще всякого антагонистического общества, сохраняется глубокий разрыв между научным и обыденным сознанием. Он порождается уже самим характером капиталистического способа производства, который, благодаря феномену отчуждения, является одновременно способом массового производства разного рода иллюзий и ложных представлений. С другой стороны, на процесс проникновения науки в сознание масс, вызываемый объективными причинами, оказывает определяющее влияние целый ряд объективных же противодействующих тенденций— хотя бы в виде интересов господствующих классов. Последние, как известно, стремятся ограничить духовное развитие масс, задержать по возможности рост их сознательности, образования, культуры. И для этого они прибегают не только к разного рода пассивным мерам, затрудняющим для миллионных масс получение образования и приобщение к науке, но и осуществляют активную программу по закреплению имеющихся и насаждению новых иллюзий и ложных представлений в массовом сознании, тем самым по повышению его «иммунитета» в отношении элементов научного знания. В результате в этом обществе складываются такие отношения, когда, по словам Р. Миллса, «люди лишены не только продуктов и орудий своего труда, но и понимания общей структуры и общей связи производственных процессов. В политической сфере... люди не в состоянии разглядеть все здание в целом, не в состоянии обозреть его вершину и не в состоянии сформулировать проблемы, имеющие решающее значение с точки зрения определения всей политической системы, в которой они живут, и места, занимаемого ими в этой системе» [111]. Больше того, если иметь в виду реальное отношение между элементами научного знания и обыденного сознания, то в условиях капитализма первые не только в целом не замещают, не вытесняют вторых, но, случается, сами замещаются, вытесняются вторыми. Именно это явление находит свое выражение в возникновении и существовании в буржуазном обществе так называемой вульгарной науки [112]. Принципиальное изменение структуры массового сознания в направлении увеличения элементов научного знания и, следовательно, принципиальное повышение компетентности общественного мнения совершается с переходом от капитализма к коммунизму. Более высокий социальный строй, отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, создает все необходимые условия для «массового изменения людей», для «массового порождения коммунистического сознания» [113]. Правда, это происходит не сразу. Различение обыденного и научного сознания долго еще полностью сохраняет все свое значение, в том числе в условиях социализма [114]. И все же уже при социализме сфера действия обыденного сознания оказывается существенно ограниченной. Не будем здесь приводить общих данных, свидетельствующих об уровне грамотности и сознательности членов социалистического общества. Сошлемся лишь на опыт Института общественного мнения. А он убедительно показывает, что при обсуждении многих важных проблем общественное мнение обнаруживает весьма высокую компетентность. Бесспорно, нелегкой нужно считать, к примеру, проблему определения путей быстрейшего увеличения производства продуктов питания и товаров широкого потребления в стране. Однако участники II опроса, среди которых, заметим, было 34 процента рабочих, 33,3 процента служащих и только 13,1 процента инженеров, справились с ней в целом довольно успешно. Например, в отношении вопросов развития сельского хозяйства большинство мнений сводилось к предложениям: механизировать и автоматизировать производство; добиться такой же организации труда, как в промышленности; шире использовать специализацию в развитии отдельных областей, краев и районов страны; развивать сеть овощеводческих совхозов близ крупных промышленных центров и т. д. Но может быть, в еще большей степени о высокой компетентности общественного мнения и происходящем историческом сужении сферы действия обыденного сознания говорили в том же опросе оценки возможных (наилучших) путей повышения заработной платы населения. Как известно, в принципе заработная плата может расти двояким путем: путем увеличения суммы получаемых людьми денежных средств и путем, когда эта сумма остается прежней, но на нее можно приобрести большее количество продуктов и товаров, чем раньше,— главным образом за счет снижения цен. Социалистическое государство использовало и использует оба способа повышения благосостояния трудящихся. Но какой из них должен быть признан наиболее эффективным в настоящее время, в условиях сложившейся диспропорции в уровнях заработной платы различных слоев населения, с точки зрения решения социальных задач, стоящих перед обществом в целом? Мнение специалистов, основанное на соответствующих экономических показателях, на этот счет таково: конечно, путь упорядочения заработной платы, ее повышения у низкооплачиваемых рабочих и служащих: только на таком пути можно покончить с разрывами в уровнях жизни людей; снижение же цен, от которого более всего выигрывают как раз категории трудящихся, имеющие высшие ставки, напротив, способно лишь усугубить процесс социальной дифференциации. А что по этому поводу думают «простые люди», общественное мнение? Как они расценивают значение обоих путей? Обыденное сознание всех групп населения, отражающее ближайшие, непосредственные интересы людей, избирает в качестве наиболее предпочтительного конечно же путь снижения цен, поскольку он приносит зримую, ощутимую выгоду для всех; при этом особенно на таком пути должны Пыли бы настаивать те довольно многочисленные слои населения, на которые не распространяется процесс увеличения заработной платы. Подобные обстоятельства могли породить у исследователя естественное стремление к известному априоризму в выводах. Однако результаты опроса были иными. Общественное мнение, взятое в целом, продемонстрировало по отношению к данной проблеме истинно сознательный подход, продиктованный учетом интересов и целей продвижения вперед всего общества в целом. Обнаружив понимание того, что путь снижения цен, наряду с очевидными плюсами, отличается и серьезными минусами, поскольку он закрепляет и еще более усиливает имеющуюся дифференциацию в уровне заработной платы и, следовательно, в уровне жизни различных групп населения, участники опроса в большинстве своем высказали мнение, совпадающее с точкой зрения специалистов. Лишь треть опрошенных отдала предпочтение практике дальнейшего снижения цен на предметы потребления. 60,7 процента настаивало, как на главном, на мерах по урегулированию заработной платы, прежде всего путем подтягивания низкооплачиваемых категорий работников до уровня остальных.
уровня развития общества, от социальных условий деятельности личности, от достигнутой в обществе степени образованности народа и т. д. Компетентность общественного мнения непостоянна и в рамках каждого данного общества, взятого в тот или иной момент его развития. В последнем случае она оказывается функцией прежде всего от объекта высказываний общественности: при заданном характере основных социальных условий, при данном уровне грамотности населения одни и те же люди в одно и то же время проявляют безусловно различную осведомленность в разных вопросах. Но не только. В тех же самых заданных общих условиях, при обсуждении одних и тех же вопросов разные группы людей проявляют также безусловно различную осведомленность. Значит, компетентность мнения является функцией и от субъекта высказывания. Все это ставит перед исследователем общественного мнения целый ряд специфических задач. Он никак не может ограничиться признанием общей возросшей компетентности общественного мнения и на этом основании объявлять глас народа «гласом божьим». То очевидное обстоятельство, что степень этой компетентности может испытывать — в зависимости от характера обсуждаемого вопроса и от состава участников опроса — весьма серьезные колебания, вынуждает его в каждом конкретном случае специально анализировать высказывания общественности как с точки зрения их объекта, так и с точки зрения их субъекта. Дело усложняется в связи с тем, что само общественное мнение, как правило, совершенно не задумывается над проблемой собственной компетентности и практически не способно к самокритике. В этом отношении рассматриваемый теперь критерий объекта мнения существенно отличается от первых двух. Стихийно действующее общественное мнение не может высказываться по вопросам, не представляющим общественного интереса или не имеющим многозначного решения. Так же довольно трудно допустима и инспирация высказываний общественности по предметам, не отличающимся названными признаками. Другое дело — критерий компетентности. Он не имеет столь же строгого формального характера, и в результате стихийно действующее общественное мнение то и дело «прорывается» в область «недозволенного», где компетентность его оказывается ничтожной. Весьма поучительным примером этого была история с выступлением общественности Ленинграда по поводу лечения раковой болезни. В этой истории, вообще говоря, следует различить две стороны. Во-первых, требование общественности организовать клиническую проверку эффективности лечения рака по методу, предложенному одним ленинградцем. Адресованное Министерству здравоохранения СССР, такое требование было вполне правомерным и компетентным. У общественности сложилось впечатление, что в медицинских кругах, в результате явлений бюрократизма, столкновения личных интересов отдельных ученых и т. д., создалась ненормальная обстановка, когда имеющий огромное значение метод лечения не может получить практической реализации,— поэтому, вполне естественно, она и выступила против такой обстановки. Объектом ее высказывания в данном случае была проблема организации научной деятельности, вернее, проблема атмосферы научного творчества в советской медицине, общественный и моральный аспекты этой проблемы и т. д. Ясно, что все эти проблемы полностью входят в сферу компетенции общественного мнения, и, надо сказать, Министерство здравоохранения вняло этому мнению (а оно было высказано рядом крупных писателей и журналистов Ленинграда) и издало соответствующий приказ о проведении испытаний. Однако результаты этих испытаний, проведенных с участием крупнейших онкологов страны, оказались отрицательными. И тогда общественность сочла возможным пойти дальше: она поставила под сомнение результаты проверки и позволила себе высказываться по существу вопроса: относительно научной и практической ценности защищаемых ею методов лечения. Таким образом, общественное мнение вторглось в сферу, где до сего дня является бессильной даже мировая медицинская наука в лице ее крупнейших представителей, проникших во все тонкости дела. Ясно, что компетентность такого мнения, составленного из мнений почти исключительно неспециалистов, практически могла равняться только нулю. Поэтому естественным в подобной ситуации было уже другое — возмущение ведущих академиков- медиков по поводу того, что «определенная группа лиц считает, что она может от имени общественности оказать давление на ученых-медиков и заставить их разрешить лечить больных людей... не имеющим никакого теоретического обоснования и практически совершенно бесполезным методом» [115]. Вполне естественной была и реакция на общественное мнение со стороны ЦК КПСС, куда писатели и журналисты обратились с апелляцией в своей тяжбе с наукой. «ЦК КПСС,— говорилось в ответе высшей партийной инстанции,— получил письмо группы ленинградских писателей и журналистов с просьбой отменить решение президиума Академии медицинских наук СССР и Министерства здравоохранения СССР о запрещении применять для лечения раковых больных препараты, предложенные гр. Качугиным... ЦК КПСС не считает возможным брать на себя роль арбитра в апробации методов лечения. Только ученые-медики могут определять правильность применения тех или других методов лечения болезней» [116]. Следует отметить, что подобные случаи нарушения общественностью критерия компетентности встречаются не только в условиях стихийного функционирования общественного мнения. К вопросам, требующим сугубо специальных знаний, сплошь и рядом обращается и искусственно инспирируемое мнение общественности. Как кажется, типичным примером в этом отношении могут быть некоторого рода высказывания широких масс по проблемам литературы и искусства. Разумеется, невозможно отрицать, что оценочные суждения народа по поводу тех или иных отдельных произведений поэзии, кино или живописи, как и по поводу целых школ и направлений в искусстве, представляют сами по себе огромный интерес. Этот интерес затрагивает буквально всех — общество в целом, которое должно знать самое себя; стоящие у руководства обществом институты, стремящиеся постоянно совершенствовать свое мастерство управления; наконец, самих поэтов, кинематографистов и художников, для которых, понятно, далеко не безразлично, как относятся к их творчеству массы. Общественное мнение, складывающееся вокруг произведений литературы и искусства, дает возможность определить степень популярности (непопулярности) того или иного художника или его работы, уровень развития художественного вкуса масс и т. д. Из такого знания вытекает возможность решения множества важных вопросов: определения основных направлений художественной пропаганды (как и культурной политики государства вообще), содержания и форм работы по эстетическому воспитанию народа и пр. Однако значимость общественного мнения в отношении произведений искусства этой его оценочной деятельностью, базирующейся на упоминавшейся аксиоме: «На вкус и цвет товарища нет», в сущности, и исчерпывается. Стоит только перейти от релятивистских оценок типа «нравится — не нравится» к анализу произведений искусства по существу, к анализу на основе объективных критериев «хорошо — плохо», «прогрессивно — реакционно», «перспективно — нежизненно» и т. д., чтобы сразу же убедиться: общественное мнение здесь не помощник. Высшим объективным судьей в делах такого рода является, как известно, история. Она безжалостно предает забвению все действительно плохое и, напротив, сохраняет на века все действительно хорошее, она, спустя какое-то время по прошествии споров, недвусмысленно обнаруживает, кто на самом деле лил воду на известную мельницу — хулители данного произведения искусства или его защитники. И она же, эта всесильная история, с беспощадностью фиксирует перед потомками бесконечную вереницу ошибок, в которые столь опрометчиво впадало общественное мнение со своими оценками гениев. Конечно, было бы неправильно отождествлять общественное мнение прошлых веков и современности. Мир цивилизовался, стал несравненно грамотнее и информирование, чем, скажем, во времена Моцарта, значительно развились и его способности к восприятию истинно прекрасного. И все же ошибок, когда люди предпочитают Варавву Иисусу, сегодня также, увы, достаточно. Разве не издевалось еще полвека назад цивилизованное парижское общество над работами импрессионистов — тех самых, что вызывают сегодня всеобщее восхищение и, во всяком случае, признаны всеми в качестве «законного» направления в живописи?! И разве не существует ныне плотной пелены непонимания, застилающей глаза широкому общественному мнению во многих, в том числе и развитых, странах на истинное содержание творчества таких художников, как Владимир Маяковский и Бертольд Брехт, Густав Малер и Александр Скрябин, Пабло Пикассо и Давид Сикейрос?! Сказанное должно быть отнесено и к общественному мнению, функционирующему в условиях социалистического общества. Конечно, люди при социализме воспитываются исключительно на идеях прогресса, всякая открытая реакционная деятельность и пропаганда здесь исключены; возрастают здесь и сознательность, грамотность, вообще культура всего народа; несравненно увеличиваются возможности для знакомства с творчеством художника миллионов людей и т. д. Все это, вне всякого сомнения, повышает общую компетентность масс в их суждениях о литературе и искусстве по существу, сокращает возможность ошибок прежних эпох, но никоим образом не исключает этой возможности целиком. Прежде всего, в силу того обстоятельства, что ни одно из названных условий компетентности не осуществляется в современном социалистическом обществе полностью, до конца. Мы, например, говорим о высокой сознательности членов общества. Это справедливо. Но вместе с тем известно, что в Советском Союзе имеется немало людей, фактически, на практике не придерживающихся научного мировоззрения, разделяющих, скажем, религиозные взгляды на мир и, следовательно, на искусство. Точно так же: социализм обеспечивает успешное решение проблемы грамотности, это верно. А с другой стороны, и в этом отношении имеется немало самых серьезных изъянов [117]. Наконец, огромные сложности технического порядка препятствуют и полному решению проблемы информации: из-за несовершенства современного радио, телевидения, издательского дела, из-за недостаточности распространения некоторых форм внедрения искусства в массы, из-за множества организационных неполадок миллионы людей сегодня лишены еще возможности познакомиться даже с крупнейшими произведениями литературы и особенно искусства — хотя бы в копиях, если речь идет о живописи, или в магнитофонных записях, если речь идет о музыке. Действие всех этих факторов приводит к тому, что в социалистическом обществе на современном этапе его развития сохраняется довольно много людей, не осведомленных в вопросах литературы и искусства, незнакомых с этой сферой духовного производства, то есть некомпетентных [118]. Вместе с тем, как мы уже отмечали, незнакомство, тем более полное, с объектом обсуждения является только одним из проявлений, к тому же самых крайних, человеческой некомпетентности. Иное ее проявление — низкий уровень восприятия обсуждаемого предмета, отсутствие у людей достаточной культуры, знаний и навыков для его понимания и анализа [119].
Некомпетентность такого рода встречается во всех без исключения сферах общественной жизни, и, может быть, как раз чаще всего в сфере литературы и искусства, и устраняется она уже не просто путем отличной постановки дела информации, но в ходе специального обучения и воспитания масс. В мире действительно все время растет число людей (и не только профессионалов), глубоко разбирающихся в искусстве и литературе, тонко чувствующих прекрасное, испытывающих потребность в соприкосновении с ним и т. д. Но это — с одной стороны. А с другой — бок о бок с названным процессом идет объективный же процесс постоянного усложнения содержания и, следовательно, языка искусства и литературы. И это предъявляет к зрителю и слушателю новые, весьма высокие требования. Огромное количество фактов показывает, что уровень эстетического воспитания широких масс остается в современном обществе довольно невысоким. Миллионы людей не могут отличить объективно «хорошего» от объективно «плохого» [120]. О чем, однако, все это говорит? О том, что общественность, неспециалисты не имеют права судить о литературе и искусстве? Конечно, нет. Вообще, чтобы судить о чем-либо (другое дело — высказывать вслух свое суждение!), человек не нуждается ни в каких правах, кроме одного — права жить; поэтому общественное мнение высказывалось и всегда будет высказываться по этим вопросам, невзирая ни на какие регламентации и запрещения. Больше того, как отмечалось выше, оценочные суждения общественности по вопросам литературы и искусства имеют в жизни общества огромное значение и потому должны всячески инспирироваться и государством, и прессой, и социологами, и самими художниками. Без знакомства с такими суждениями невозможно сколько-нибудь точно ориентироваться в направлении художественного развития общества и сколько-нибудь точно оценивать уровень эстетических вкусов масс. Приведенные выше соображения, как и весь исторический опыт прошлого и настоящего, с непреложностью говорят о другом — о том, что мнение общественности по рассматриваемым вопросам может быть некомпетентным и что поэтому инспираторы общественного мнения не должны относиться к нему как к имеющему какую-то обязательную силу. Миф о бесславном судействе Мидаса еще рано сдавать в исторический архив.
своему характеру сугубо специальных знаний и специальных навыков анализа, то есть не является ли он предметом мнения исключительно специалистов? При этом очень важное значение приобретает четкость определения границ обсуждаемого объекта. Например, некоторые из опрошенных подвергли критике предмет V опроса Института общественного мнения. «Ваша анкета,— писал нам Н. А. И., 47-летний рабочий из Баку,— трудное дело. На нее нельзя ответить толково молодым супругам, которые мало что смыслят в этом деле. Вопросы, затронутые анкетой, должны быть предметом рассмотрения ученых, а не молодых дур, не умеющих сварить себе супа. Поэтому давайте лучше дадим слово умным людям, пусть они подумают хорошенько, составят предложения, а правительство рассмотрит и узаконит их». Даже если оставить в стороне неточность, допущенную критиком (наша анкета была рассчитана не только на молодежь, но на людей всех возрастов; на нее ответили почти 4,5 тыс. человек старше 30 лет), с ним нельзя согласиться. Как мы говорили, степень компетентности и общей ценности общественного мнения зависит от степени знакомства людей с предметом обсуждения, причем наименьшую осведомленность люди проявляют, как правило, в вопросах, относящихся к собственно научному знанию. Является ли, однако, таким же вопросом и проблема семьи? И да, и нет. Тут все зависит от того, какие именно стороны этой проблемы ставятся на обсуждение. Пожалуй, в любой проблеме можно найти такие аспекты, которые входят в компетенцию только специалистов. Есть такие аспекты и в проблеме семьи. Например, вопрос об изменении формы семьи при коммунизме. Интересуется ли этим предметом общественность? Думает ли она о том, как конкретно будет выглядеть семья в коммунистическом обществе? Безусловно! Но можно ли провести исследование общественного мнения по данному вопросу? Вообще-то говоря, конечно. Однако если нас при этом интересует не мера заблуждения людей, не степень наивности их представлений, а действительно будущность семьи как важнейшего социального института, то, скорее всего, такое исследование не даст никаких результатов: этот в<
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.022 с.) |