СМИ и опросы общественного мнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМИ и опросы общественного мнения



 

Важнейшим инструментом выявления состояния общественного мнения стали опросы. Об их значимости свидетельствует, например, такой факт. М. Тэтчер не объявляла дату проведения досрочных парламентских выборов 1987 г. до тех пор, пока в течение нескольких месяцев опросы не стали показывать благоприятный исход для консерваторов.

Свидетельством повышения значения опросов общественного мнения в политическом процессе являются всевозрастающее внимание и интерес к ним со стороны правительственных и частных организаций, кандидатов, баллотирующихся на различные посты, разного рода фондов, ассигнующих средства на разработку теоретических проблем, появление огромного количества работ по этим проблемам. Об этом же свидетельствует неуклонный рост расходов политических партий на проведение опросов, особенно в периоды избирательных кампаний. Пальма первенства в этом отношении, несомненно, принадлежит США. В настоящее время в США действуют более 200 специализированных фирм, которые довели методику зондажа позиций общественности по тем или иным проблемам до высокого уровня. Наиболее характерны опросы, проводимые институтом Гэллапа. Как правило, этот институт строит свои выводы на опросе 1500 человек, представляющих различные избирательные участки по всей стране. Этот прием обеспечивает более или менее сквозной срез электората, содержащий в соответствующей пропорции фермеров, горожан, белых, негров, чиканос, бедных, богатых, южан и т.д. На первый взгляд количество опрошенных незначительно, но, как показывает опыт, результаты опросов получаются такими же, как если бы были опрошены 3 тыс., 10 тыс. или даже 20 тыс. человек. Последний перед президентскими выборами опрос общественного мнения, проводимый институтом Гэллапа, определяет победителя со средней ошибкой всего в 1,5%.

Правда, за исключением этого последнего опроса, ни один из опросов, проводимых в ходе предвыборной борьбы, не в состоянии предсказать ее конечного результата, но каждый из них, во-первых, довольно точно фиксирует положение дел - соотношение сил между конкурирующими кандидатами, отношение общественности к правительству, мнения различных групп электората по узловым национальным проблемам - на момент проведения; во-вторых, в связи с другими и ранее проведенными опросами показывает развитие общих тенденций избирательной кампании, с учетом которых корректируются стратегия и тактика соперников. Опросы крупнейших фирм - Гэллапа, Харриса, Роупера, Янкеловича и других - обычно публикуются в печати, но кандидаты все чаще прибегают к услугам частных фирм, которые по условиям контракта работают только на них и не публикуют полученных сведений в печати.

В последние годы опросам общественного мнения большое внимание уделяется и в других странах. Хотя, надо отметить, что не во всех странах они приобрели такой размах, такую разработанность и точность, как в США. Но тем не менее опросы общественного мнения все настойчивее утверждаются в странах Западной Европы в качестве важнейшего инструмента выявления общественных умонастроений. И здесь США сыграли роль своего рода экспортера. Примечательно, что институт Гэллапа имеет филиалы на всех континентах.

Во Франции насчитывается около 150 специализированных организаций, где занято порядка 10 тыс. человек. Оборотный капитал различного рода институтов по изучению общественного мнения превышает ежегодно почти 1 млрд. фр. В последние годы во Франции в среднем каждые два дня проводится опрос общественного мнения по политическим вопросам. Ритм проведения таких опросов заметно ускорился с 1987г.

Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявления позиций населения по самым различным проблемам политического характера. Они призваны определить, какого мнения избиратели придерживаются о том или ином политическом деятеле, какие конкретные проблемы их волнуют, действенность тех или иных внутри- и внешнеполитических акций правительства и т.д. Здесь широко применяются методы и технические приемы выявления спроса и эффективности рекламы, используемые в бизнесе, особенно в торговле.

Вместе с тем опросы общественного мнения превратились из средства выявления настроений избирателей в инструмент придания определенной направленности этим настроениям. Опросы выявляют, организуют и обнародуют мнения, не требуя каких-либо действий со стороны носителей этих мнений. Разумеется, проявление мнения через опросы отнюдь не исключает его проявления и в поведении. Но тем не менее опросы дают заинтересованным лицам или партиям возможность оценивать состояние общественных умонастроений до того, как они проявятся в поведении тех или иных групп населения. С точки зрения заинтересованных лиц, достоинство опросов состоит в том, что они дают возможность выявить установки общественности до их материализации в нежелательных, разрушительных политических действиях. Выявляя индивидуальные позиции опрашиваемых, опросы закрепляют их в рамках коллективных представлений.

Опросы в конечном счете способствуют также трансформации общественного мнения в менее опасный для существующего режима феномен. Во многих отношениях опросы общественного мнения содержат значительный элемент запрограммированности и могут быть использованы с целью манипулирования общественным мнением. О манипулятивных возможностях опросов свидетельствует, например, тот факт, что малейшая модификация вопросов, задаваемых опрашиваемым, может привести к совершенно разным результатам. Например, по данным одного опроса, 50% американцев доверяют "господствующей религии", но лишь 35% доверяют "организованной религии". Около 63% питают очень большое доверие к армии, военно-морскому флоту и военно-воздушным силам, но эта цифра составляет лишь 48%, когда речь идет о "военных", и 21% - о "военных руководителях". В то время как 21% питают большое доверие к "организованному рабочему движению", лишь 1% настроены так, в отношении "большого профсоюза".

Поэтому к данным опросов общественного мнения, ставящих своей целью выявление идеологических и идейно-политических позиций различных групп населения, их оценок программ политических партий и отдельных политических деятелей, следует относиться осторожно.

Результаты опросов, широко освещаемые средствами массовой информации, оказывают самое непосредственное влияние на характер и содержание избирательной кампании, заставляя кандидатов вносить соответствующие коррективы в свои позиции, определяя их ориентацию на те или иные социальные группировки, в то же время увеличивая или уменьшая их популярность среди электората.

В этом плане большое значение имеет так называемый "эффект фургона с оркестром", или, проще говоря, "эффект успеха", суть которого состоит в том, что люди склонны принять те мнения, которые разделяются (или, по видимости, разделяются) большим числом людей. Прослеживается тенденция к переходу избирателей на сторону опережающего кандидата. Претендент, добивающийся преимущества над своими противниками, вдруг начинает пользоваться растущей популярностью среди населения. СМИ сосредоточивают на нем значительно больше, чем на других кандидатах, внимания, и он приобретает большую известность. В итоге успех рождает успех. Опросы общественного мнения, фиксируя лидеров и отстающих, в значительной степени закладывают и закрепляют складывающееся соотношение сил и еще более усиливают намечающиеся тенденции.

При оценке "эффекта фургона с оркестром" следует учесть также и то, что телевизионные персоналии в совокупности составляют "телевизионную культуру". Как пишет американский политолог Р. Сноу, то, что они представляют, защищают или критикуют, часто воспринимается как истина или как правильный путь решения проблем. В течение всей истории телевидения такие личности, как М. Берл, Э. Салливен, Б. Уолтере, Ф. Донахью, Кронкайт и др., стали культурными героями. Огромное влияние, которым они обладают, дает им возможность "продавать" лицо, стать экспертами по вопросам политики и воспитания детей и утверждать тенденции в моде. Признание телевидением, радио и прессой служит в некотором роде показателем значимости именно данного конкретного индивида, выделенного из всей массы остальных людей.

§ 6. "Театрализация" политического процесса

 

Развитие СМИ, особенно телевидения, усилило тенденцию к стиранию линии разграничения между программами новостей и развлекательными программами. Там, где важность информации определяется и оценивается ее рекламными качествами, неизбежно растет разрыв между реальным миром и миром, предлагаемым СМИ.

Составители информационных программ, озабоченные соображениями развлекательности, предпринимают все возможное для превращения реальности, которая лишена развлекательности, в нечто развлекательное. Они могут выдумывать материал, искажать факты, опускать ключевую информацию. И это естественно, поскольку, когда главная задача телевизионной программы состоит в том, чтобы завоевать и сохранить аудиторию, существует большой соблазн отбросить или изменить "скучные" факты, людей, события, соответствующим образом подправив и "упаковав" их.

Все это способствовало увеличению значения "символической политики", "политики театра", основанных на образах, или "имиджах", политических деятелей, специально сконструированных на потребу господствующим умонастроениям и вкусам. Под воздействием как объективных изменений в политическом процессе, так и специфики современных СМИ избирательные кампании выливаются в своего рода популярные спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями, проигравшими, напряженными перипетиями борьбы. Все это требует от кандидата умения быть чуть ли не актером, вести себя перед телекамерами, сыграть свою роль в спектакле, если он хочет добиться успеха.

В настоящее время существует множество статей и книг с детальными рекомендациями, как показываться на телеэкране, какие использовать жесты, как говорить и т.д. В одной из своих статей журнал "Камбио-16", например, давал испанским политическим деятелям следующие рекомендации: "Выступая по телевидению, кандидат должен говорить не так, как он это делает на публичном митинге, то есть официально, требовательно, высокопарно, а, наоборот, мягким, задушевным голосом, без категорических утверждений, почти умоляюще, избегая громких фраз и глаголов в инфинитиве и императиве, которые являются свидетельством жестокости и прагматизма".

Для исправления дефектов и ошибок в речи кандидатов используется электронная техника, например логометр, исправляющий невнятное произношение, плохую дикцию, быструю речь и т.д. Особенно гипертрофированные формы при создании имиджа приобретает "конструирование" физических, внешних характеристик кандидатов. В этом плане к настоящему времени утвердилась целая галерея образов героев, жестов, мимических упражнений и т.д. Это: знаменитая "молодежная" прическа и "спортивная" внешность Дж. Кеннеди, "простецкие" манеры и жесты Дж. Картера, не менее знаменитая, почти "детская" улыбка Р. Рейгана, которая, несмотря на возраст последнего, превратилась в его "товарный знак", и т.д. Примечательно, что изменение прически того или иного кандидата зачастую преподносится СМИ чуть ли не как сенсация.

Неудивительно, что в избирательных кампаниях элемент регулирования и манипулирования приобрел столь важное значение. Манипуляторский характер деятельности специалиста по созданию и "продаже" имиджей особенно откровенно сформулировал один из помощников Р. Никсона Р. Прайс: "Мы должны иметь полную ясность в одном: избиратель реагирует на образ, а не на человека. Значение имеет не то, что есть, а то, что проецируется, и... не столько то, что проецируется, сколько то, что избиратель воспринимает. Поэтому мы должны менять не человека, а производимое им впечатление".

В соответствии с подобными установками в избирательных кампаниях все действия кандидата тщательно режиссируются. Менеджеры избирательной кампании, специалисты по средствам массовой информации и опросам общественного мнения внимательно контролируют, что говорит и делает их кандидат, куда и как он идет, что могут выявить в его поведении телекамеры и т.д.

Одержимость внешними показателями и театральностью нашла наиболее законченное выражение в Р. Рейгане. Как утверждал один из сотрудников штата по проведению избирательной кампании Р. Рейгана 1976 г., эта кампания напоминала "голливудскую картину". Рейган, продолжал этот деятель, "проводит кампанию подобно оперной звезде в концертном турне. Он играет свою роль так долго, что это (то, что он играет - К.Г.) кажется ему реальным. Его выступления отличаются тщательной инсценировкой. У него всегда открытое улыбающееся лицо. Он легко парирует вопросы репортеров и корреспондентов". Одним словом, он "стопроцентный американец", открытый, простой человек, "хороший парень".

Эти особенности СМИ, достигшие своей наиболее завершенной формы в США, во все более широких масштабах перенимаются партиями и политическими деятелями европейских стран. Здесь постепенно также внедряются американские стандарты политического маркетинга. В данной связи ведущие органы СМИ обратили внимание на роскошную постановку церемонии посещения Ф. Миттераном после своего избрания на лост президента усыпальницы выдающихся деятелей - Пантеона. Совершенно сознательно республиканскому зрелищу был придан характер какого-то священнодействия на глазах у всей Франции. Под звуки "Гимна радости", который исполнял под дождем Парижский хор, телезрители увидели президента, в одиночестве шествующего среди холодного мрамора надгробий. Словно по мановению волшебной палочки, у него в руках возникли одна роза за другой, которые он возлагал на надгробия Ж. Жореса, Ж. Мулена и других. Покоренный зритель, как отмечает Б. Ридо, забывал о хорошо поставленном освещении, о подозрительной толкотне операторов с телекамерами, все было направлено на то, чтобы показать как бы самую душу Миттерана, приобщить каждого гражданина к интимной сущности вождя в момент его молитвы.

Очевидно, что уходят в прошлое выступления политических деятелей с импровизированных трибун и напыщенные ходульные речи, а также "ораторский стиль" ведения кампаний. Вместо них политику избирательной кампании формируют специалисты по опросам общественного мнения и исследователи рынка.

Все это способствует тому, что средства массовой информации концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно обедняя и упрощая действительное положение вещей в стране и в мире. Так, освещение избирательных кампаний зачастую ограничивается сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампании заставляет кандидатов иметь заранее подготовленную речь, которая с незначительными модификациями повторяется «а следующих друг за другом выступлениях. Для репортеров эти речи дают мало нового материала. Обвинения и контробвинения между кандидатами носят более драматический характер, и они более привлекательны для передачи через средства массовой информации. В результате для более сложных проблем остается мало места.

Это особенно верно в отношении телевидения, где потребность в эффектных, бросающихся в глаза визуальных передачах отодвигает на задний план действительно актуальные социально-экономические и политические проблемы. Внимание концентрируется на второстепенных вопросах и малозначащих противоречиях между партиями, а то и отдельными политическими деятелями, на хорошо известных или импозантных личностях, на всем том, что выглядит драматически, Зрелищно, отвлекая внимание общественности от главных проблем, стоящих перед обществом.

Чрезмерное значение придается фактам, не имеющим сколько-нибудь заметного влияния на общественную жизнь. Как утверждал французский обозреватель журнала теленовостей П. Саба, телепередача должна быть прежде всего зрелищной, ее конструкция зависит в большей степени от материалов, имеющихся у редакции, нежели от "реальной иерархии событий дня". Крайне схематиризуя события или решения, прибегая к рекламному стилю политических заявлений (например, "французский народ - особый народ", "французские трудящиеся - лучшие в Европе", - говорил Жискар д'Эстен), "политизированным" формам рекламных объявлений, политическая информация превращается в "товар" с хорошими рыночными возможностями.

В итоге наблюдается тенденция к преобладанию студийных передач над прямыми. По существу, телевидение, как и пресса, прибегает к реконструкции события в студийных условиях и не демонстрирует их в процессе. Все меньше и меньше следуя за реальной действительностью, телевидение проявляет тенденцию привлекать ее в телестудию в час выпуска новостей. Отодвигая на задний план традиционные информационные передачи, доминирующее значение приобретает тенденция к организации событий в самой студии. Это более надежно, это проще снимать, это непосредственно транслируется в эфир, создавая иллюзию подлинности. В итоге логика телевидения берет верх над логикой жизни.

Усиливается жажда быстрых результатов, что значительно уменьшает вероятность принятия политическими деятелями долговременных решений в отношении важных проблем, способствует концентрированию внимания кандидатов во время избирательной кампании главным образом на текущих конъюнктурных вопросах. При множественности кандидатов расхождения между ними по существу основных общенациональных проблем, как правило, незначительны. Поэтому как в публичных действиях самих претендентов, так и в их освещении органами СМИ акцент зачастую делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе кандидатов, а на их личности, на их "способности" управлять страной, а не на программе такого управления. Разумеется, проблемные моменты сохраняют свою значимость, особенно в периоды кризисов и социально-политической напряженности в обществе, но в очень общей, символической форме.

При таком положении вещей может создаться ситуация, когда победу на выборах одерживает не тот, кто действительно осознает реальные проблемы, стоящие перед страной, и предлагающий наиболее оптимальные пути их решения, а тот, кто способен обеспечить себе наибольшую популярность в глазах общественности и, умело используя средства массовой информации, лучше "продать" себя и свою предвыборную программу как можно большему числу избирателей.

Другими словами, телевидение обладает большей способностью подать личность, нежели идею или программу. В результате политика максимально персонифицируется. Политическая жизнь превращается в арену столкновения личностей, которых можно заснять на пленку. Их можно пригласить в студию, побеседовать с ними. Комментарий к их словам заменяет комментарий к событиям реальной жизни. Вопросы многочисленных журналистов, прямые опросы зрителей, их телефонные звонки в студию - все это свидетельствует о том, что в политике, которой посвящена передача, оцениваются прежде всего человек, его способность судить о делах, убеждать людей, его психология и характер, и способность владеть собой, но уж никак не его политика.

Зная это, политический деятель зачастую стремится не к тому, чтобы его высказывания передавали суть проблемы, а к тому, чтобы они производили впечатление. В США этот момент приобрел прямо-таки гигантские масштабы на партийных съездах, которые, по сути дела, представляют собой тщательно подготовленные рекламные спектакли. В 1980 г. три основные телесети США израсходовали на освещение партийных съездов 40 млн. долларов. Примечательно, что в освещении съезда республиканской партии принимало участие в общей сложности 12 тыс. человек, то есть в шесть раз больше, чем число его делегатов. И это естественно, поскольку, как отмечает Э. Костикян, "электронная политическая система" вознаграждает "исполнителя", актера, "электронную личность", людей, лучше проявивших себя в "электронной политике", основанной на манипулировании настроениями и поведением избирателей.

Все это в совокупности создает возможности для выдвижения на политическую арену малокомпетентных деятелей. Американскую политологию, например, не перестает интриговать феномен "кандидата от СМИ" Дж. Картера. Картера - общественного деятеля, о котором до предвыборной кампании знали не более \% американцев. Картера - претендента на президентское кресло, достигшего в ходе избирательной борьбы перевеса над всеми соперниками. Картера - президента, который, по словам даже симпатизировавших ему наблюдателей, на редкость быстро обнаружил неспособность руководить простейшими государственными делами. Результатом телевизионного обмана, подмены содержания формой во время предвыборных кампаний явилось последующее неизбежное разочарование в политике правительства, лидер которого казался таким обаятельным с экранов телевизоров. Именно об этом свидетельствует пример Картера, который не сумел реализовать большинство своих предвыборных обещаний.

Но это лишь одна сторона деятельности СМИ. Если же взять все доводы и аргументы, изложенные в главе, то можно сделать вывод, что СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре подсистемы политического, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ

1. Дайте общую характеристику СМИ как общественно-политического института.

2. Перечислите важнейшие функции СМИ.

3. Что имеется в виду, когда называют СМИ "четвертой ветвью власти"?

4. Каковы взаимоотношения СМИ с властными структурами?

5. Каковы функции СМИ как инструмента политического процесса?

6. Что такое политический маркетинг?

7. Какова роль политических консультантов в политическом маркетинге?

8. Что вы понимаете под "театрализацией'' политического процесса?

ЛИТЕРАТУРА

 

Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. - М., 1987; Средства массовой информации и пропаганды. - М., 1984; Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. - М., 1988;

Феофанов О.Е. Реклама и общество. - М., 1974.

Almond G.A. Discipline Divided: Introducing Political Science. - Newbury, 1990;

Barents J. Political Science in Western Europe: A Trend Report. - L. 1961;

Beneton Ph. Introduction a la politique moderne. - P., 1987;

Bottomore T. Political Sociology. - L., 1979;

Burdeau G. Traite de la science politiflue. - P., 1949;

Con way M. and Feigert F.B. Political Analysis: An Introduction. — Boston, 1972;

Cowling M. The Nature and Limits of Political Science. - Cambr., 1963;

Dowse R. and Hughes J. An Introduction to Political Sociology. - N.Y., 1972;

Boston D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. -N.Y., 1953;

Favre P. La science politique en France depuis 1945//International Political Science Review, 1981. - Vol. 2. - No. 1;

Geis M.L. The Language of Politics. - N.Y., 1987;

The Good Polity: Normative Analysis of the State. - Oxford-N.Y., 1989;

Gunnell J.G. Between Philosophy and Politics: The Alienation of Political Theory. -Amherst, 1986;

Hagopian M. Ideals and Ideologies of Modern Politics. - N.Y., 1985;

Handbook of Political Sciences. - Vol. 1-8, Reading, 1975;

HorowtzLL. Foundations of Political Sociology. - N.Y., 1972;

Introducing Political Science. - L.-N.Y., 1985;

Kavangh D. Political Science and Political Behavior. - L., 1983;

Lipson L. The Great Issues of Politics. An Introduction to Political Science. -Berceley, 1989;

May P.L Politics and Policy Analysis. - Political Science Quarterly, 1986. - Vol. lOl.-No. 1.- P. 109-126;

Muffins W.4. On the Concept of Ideology in Political Science/American PolitP cal Science Review. - 1973. - Vol. 67. - P. 415-432;

Pennock J.R. and Smith D. Political Science: An Introduction. - N.Y. - L., 1964;

Policy Research. - Leiden, 1978;

Political Research Methods. - Boston, 1976;

Political Science: The Science of Politics. Ed. H. Weisberg. - N.Y., 1986;

Political Science: The State of the Discipline. - Washington: American Political Science Association. - 1983;

Raphael D.D. Problems of Political Philosophy. - Handmills, 1990;

Roberts D. Politics: a New Approach. - Ormskirk, 1986;

Scienza politico. - Torino, 1989;

Somit A. and Tanenhaus J. The Development of American Political Science. - N.Y., 1982;

Strauss L. An Introduction to Political Philosophy. - Detroit, 1989;

Van Dyke V. Political Science: A Philosophical Analysis. - Stanford, 1960;

White L, Clark R. Political Analysis: Technique and Practice. - Monterey, 1983.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................. 3

Глава I. Политология как самостоятельная научная дисциплина

§ 1. Предмет политической науки............................ 5

§ 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук 10

§ 3. Политологическая традиция............................. 12

§ 4. Формирование и институционализация политической науки... 18

§ 5. Две тенденции в развитии политической науки.............. 24

§ 6. Политическая наука после второй мировой войны........... 30

 

Глава II. Методологические принципы политология

§ 1. Триумф и кризис позитивизма........................... 35

§ 2. Особенности научного подхода политической науки......... 39

§ 3. Политическая символика и политико-культурный подход..... 42

§ 4. Объяснение или понимание............................. 45

§ 5. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании......................................... 47

§ 6. Системность политической науки......................... 49

§7. Язык и понятийно-категориальный аппарат политической науки 53

Глава III. Социологические основания политики

§1. Вехи формирования концепции гражданского общества....... 62

§2. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные

элементы............................................ 72

§3. Плюрализм интересов и условия их реализации в сфере политического.......................................... 81

§ 4. Консенсус и конфликт.................................. 84

 

Глава IV Понятие политического: содержание и сущность

§ 1. Общая характеристика мира политического................. 90

§2. Государство и власть как основополагающие категории политического.......................................... 96

§ 3. Место государства в мире политического................... 98

§ 4. Проблема соотношения нации и государства................ 100

§ 5. Суверенитет и закон................................... 102

§ 6. Власть и монополия на законное насилие................... 105

§ 7. Политическая система.................................. 111

§ 8. Опыт типологизации политических систем................. 116

§ 9. Политические режимы.................................. 120

§ 10. Территориально-политическая организация государственно-политической системы.................................. 127

Глава V. Партии в системе властных отношений

§ 1. Факторы и условия формирования институционализации политических партий..................................... 135

§ 2. Политическая партия и ее функции....................... 141

§ 3. Партии и заинтересованные группы....................... 147

§ 4. Типологизация политических партий...................... 150

§ 5. Новейшие тенденции в эволюции партий................... 158

§ 6. Избирательный процесс: механизм и процедура.............. 162

§ 7. Избирательная кампания................................ 166

§ 8. Основные типы избирательной системы.................... 170

§ 9. О перспективах развития партийной системы в России........ 171

Глава VI. Теория демократии и принципы правового государства

§ 1. Демократия как принцип политической организации и жизнеустройства общества................................... 176

§ 2. Конституционные основания демократии.................. 182

§ 3. Капитализм и демократия............................... 188

§ 4. Бюрократизм и демократия.............................. 191

§ 5. Основные характеристики правового государства............ 195

Глава VII. Тоталитаризм: политический аспект

§ 1. Аннигиляция традиции................................. 206

§ 2. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма...............................................

§ 3. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве........... 212

§ 4. Идеологический монизм и закрытость системы.............. 215

§ 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма........ 219

§ 6. Общие выводы........................................ 220

Глава VIII. Перспективы Российской государственности

§ 1. Грозит ли России неминуемая балканизация?............... 224

§ 2. От унитаризма к подлинному федерализму................. 231

Глава IX. Мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм

§ 1. Политическая философия и теория........................ 239

§ 2. Соотношение политики и идеологии....................... 243

§ 3. Общественно-политическая парадигма: понятие и основные

характеристики....................................... 246

§ 4. Парадигма капитализма и ее важнейшие разновидности....... • 253

§ 5. Консенсус как сущностная характеристика парадигмы........ 258

Глава X. Либерализм

§ 1. Истоки либерализма................................... 263

§ 2. Классический либерализм............................... 266

§ 3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма... 270

§ 4. Упадок или возрождение либерализма..................... 275

§ 5. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере..... 280

§6. Государство, власть и демократия в идеях либерализма....... 282

Глава XI. Консерватизм

§ 1. Сущность концепций консерватизма...................... 286

§ 2. Новейшие течения консерватизма........................ 289

§ 3. В чем состоит новизна современного консерватизма?......... 292

§ 4. Социокулыурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения............................................ 296

§ 5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке

консерватизма....................................... 399

Глава XII. Социал-демократизм

§ 1. Идейные истоки социал-демократии....................... 305

§2. Демократический социализм в современных условиях........ 310

Глава XIII. Этика и политика

§ 1. Сущность проблемы.................................... 319

§ 2. Политика как профессия и призвание...................... 322

§ 3. Противоречие между равенством и свободой, реальным и

идеальным........................................... 326

§4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики...................................... 331

Глава XTV. Политическая культура

§ 1. Формирование политической культуры.................... 334

§2. Основные характеристики политической культуры........... 336

§ 3. Политическая символика............................... 341

§ 4. Религиозный аспект политической культуры................ 345

§ 5. О моделях политической культуры....................... 348

§6. Либерально-демократическая модель политической культуры.. 350

Глава XV. Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры

§1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания......................................... 358

§ 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания.......... 360

§ 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности............... 363

§ 4. Особенности проявления тоталитарного сознания в нынешних

условиях............................................ 366

Глава XVI. Средства массовой информации (СМИ) и политика

§ 1. Место и роль СМИ в политике............................ 369

§ 2. Что такое теледемократия?.............................. 375

§ 3. Взаимоотношения СМИ и властных структур................ 377

§4. СМИ в качестве инструмента "политического маркетинга"..... 381

§ 5. СМИ и опросы общественного мнения..................... 385

§ 6. "Театрализация" политического процесса................... 388


Учебное пособие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.149 с.)