Тема I. Социология общественного мнения как отрасль социо- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Социология общественного мнения как отрасль социо-



Логического знания

Изучение общественного мнения как отрасль социологического знания.

Объект и предмет социологии общественного мнения. Роль и место социологии общественного мнения в общей системе социологического знания. Специфика социологического подхода к анализу общественного мнения.

Методологические основы социологии общественного мнения. Теоретическое и практическое значение изучения общественного мнения.

 

Тема II. История изучения общественного мнения

Античные мыслители о феномене общественного мнения. «Публичное мнение» Протагора и Платона. Общественное мнение в рамках филососфской науки: Н.Макиавелли, Ж.Ж,Руссо, Г.Ф.Гегель; современные концепции. Трактовка общественного мнения Ф.Гольцендорфа. Специфика понимания категории социальными психологами. Подходы Г.Тарда и Г.Лебона.

Начало социологического изучения общественного мнения. Классики социологической науки об общественном мнении. Психологический подход В.Липпмана; комплексный подход К.Ясперса, Ю,Хабермаса, Т,Адорно; взгляды Ф.Тенниса. Французская школа исследования общественного мнения (Пажес, П.Бурдье, П.Шампань).

Современный этап социологии общественного мнения.

История изучения общественного мнения в России. Основные предпосылки, концепция В.М. Хвостова, советский период (работы Б.А.Грушина, А.Н. Уледова, М.К. Горшкова и др.). Социология общественного мнения в современной России (работы Д.П.Гавры, О.И. Иванова и др.).

Тема III. Общественное мнение: сущность, объект и субъект

Категории «мнение», «общественное мнение», «общественное сознание». Соотношение общественного мнения, общественного и массового сознания. Основные признаки общественного мнения. Соотношение общественного, группового и индивидуального мнений. Место общественного мнения в структуре общественных отношений.

Понятие объекта общественного мнения. Критерии отнесения явлений к объектной сфере. Интересы как главный критерий отбора объектов. Объекты общественного мнения по степени сложности (объекты – факты, объекты – события, факты – явления). Объекты объективной и субъективной действительности.

Определение субъекта общественного мнения. Соотношение понятий «носитель» и «выразитель» общественного мнения. Лидеры мнений.

Общественность как социальное явление и носитель общественного мнения. Ее структура и разновидности. История формирования общественности.

Основные интерпретации субъекта общественного мнения. Общественное мнение как точка зрения большинства представителей общественности. Качественная и количественная составляющая понятия «большинство».

 

Тема IV. Основные свойства и характеристики общественного мне-

Ния.

Основные количественно-качественные свойства и характеристики общественного мнения. Концепция Д.П.Гавра.

Базисные свойства общественного мнения. Дихотомическая рефлексивность.

Инструментальные свойства общественного мнения: масштабность (сфера охвата), субъектная распространенность, определенность, полярность (направленность), поляризованность, модальность (тип распространения), распространенность (социальный и географический ареал), интенсивность, устойчивость, скорость формирования, однородность (социальная и географическая), связность (непротиворечивость), субстанциональная ориентированность (характер соотношения элементов субстанциональной структуры).

Институциональные свойства общественного мнения: зрелость, функциональная наполненность, функциональная ориентированность, действенность.

 

Тема V. Структура и функции общественного мнения.

Общественное суждение и общественная воля: соотношение в рамках общественного мнения. Базисная (статическая) структура общественного мнения: духовный и поведенческий компоненты.

Динамическая структура общественного мнения. Жизненный цикл общественного мнения. Специфика начального этапа формирования общественного мнения: возникновение сферы интересов, особенности отражения ее в индивидуальном сознании. Способы формирования общественного мнения: самопроизвольное возникновение и сознательное формирование. Факторы, влияющие на формирование. Условия возможности выражения общественного мнения, потенциальные проблемы и препятствия. Специфика фаз затухания и спада общественного мнения.

Специфика функционирования общественного мнения. Понимание функции в социологическом аспекте. Подход Б.А.Грушина: различие функций общественного мнения в зависимости от характера взаимодействия общественного мнения и социальных институтов, содержания высказываемого мнения и его формы. Функциональный континуум общественного мнения: базисная (сущностная), объектная и системная (социетальная) структура функций. Возможные трудности при осуществлении функций.

 

 

Тема VI. Историческая эволюция общественного мнения.

Зарождение общественного мнения в условиях первобытного общества. Установление социального приоритета (над биологическим, животным эгоизмом) в человеке, общественных отношениях. Общественное мнение в древнейших праобщинах как один из первых социальных регуляторов этого процесса. Общественное мнение в родовых общинах. Формирование внутренней структуры, проявление оценочного характера. Вожди и старейшины как первые лидеры мнений.

Рабовладельческое общество и общественное мнение. Изменение качеств последнего в условиях раннего классового общества. Появление духовно-идеологических манипуляторов общественным мнением.

Общественное мнение в условиях феодализма. Сословный характер социальной структуры и общественное мнение. Господство религии в духовной жизни и роль общественного мнения в церковных реформах (позднее средневековье).

Общественное мнение в условиях индустриального общества. Толпа и публика как представители общественности.

Международное общественное мнение в условиях глобализации. Возможность формирования. Международные общественные организации, ООН как выразитель международного общественного мнения.

Тема VІІ. Общественное мнение в различных сферах общественной

Жизни.

Реализация общественного мнения как социального института в различных сферах общественной жизни.

Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общественной жизни. Использование общественного мнения в планировании, прогнозировании, организации и регулировании социально-экономических процессов как общенациональном, так и территориальном уровне.

Общественное мнение в сфере политической жизни общества. Специфика взаимодействия общественного мнения с политической системой общества. Результаты функционирования общественного мнения в сфере политических отношений.

Институализация общественного мнения в духовно-идеологической и культурной сферах общества. Общественное мнение и идеология. Участие общественного мнения в создании традиций, культурных символов, ритуалов, стереотипов, массовых настроений и т.д.

Общественное мнение и культура. Основные направления воздействия общественного мнения на культурно-духовные процессы в обществе.

Тема VIII. Общественное мнение и политическая власть.

Понятие политической власти. Взаимосвязь общественного мнения и власти, особенности взаимодействия. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного мнения и власти. Подход О.И.Иванова (патерналистский тип взаимодействия общественного мнения и власти и основанный на принципах социального партнерства).

Понятие «режима» взаимодействия. Подход Д.П.Гавра. Критерии, на основании которых различаются режимы. Характеристика шести режимов взаимодействия. Режим взаимодействия общественного мнения в СССР и современной России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)