ТОП 10:

Тема 4. Основные свойства и характеристики общественного мнения.



План

1. Базисные свойства общественного мнения.

2. Инструментальные свойства общественного мнения.

3. Институциональные свойства общественного мнения.

Темы докладов

1. Интенсивность как одно из важных инструментальных свойств

общественного мнения.

3. Зрелость как одно из институциональных свойств общественного

мнения.

Литература

1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и

социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб.,1995.

2. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б,А,Грушин. – М., 1967.

3. Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного мнения: учебно-методическое пособие / О.И. Иванов. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996.

4. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: конспект лекций

/ Л.Н.Короткова. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Лапаева В.В. Социология права. М.: Норма, 2000.

5. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения: Учебное пособие

/ В,А,Михайлов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005.

 

Тема 5. Структура и функции общественного мнения.

План

1. Базисная (статическая) структура общественного мнения.

2. Динамическая структура общественного мнения.

3. Функции общественного мнения.

Темы докладов

1. Общественное суждение и общественная воля: соотношение в

рамках общественного мнения.

2. Факторы, влияющие на формирование общественного мнения.

3. Механизмы осуществления функций общественного мнения в

различных социальных системах.

Литература

1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб., 1995.

2. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. – М.,1967.

3. Лапаева В.В. Социология права. М.: Норма, 2000.

4. Михайлов, В.А. Социология общественного мнения //В.А. Михайлов. – Тверь, 2005.

5. Социология: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

 

Тема 6. Историческая эволюция общественного мнения.

План

1. Зарождение общественного мнения в условиях первобытного общества.

2. Генезис общественного мнения в рабовладельческом и феодальном обществах.

3. Общественное мнение в индустриальном обществе.

4. Современное международное общественное мнение.

Темы докладов

1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-

антропологическая версия М.Горшкова.

2. История эволюции общественного мнения в России.

3. Международные общественные организации, ООН как

выразители международного общественного мнения.

Литература

1. Горшков, М.К. Общественное мнение: история и современность

/ М.К.Горшков. – М., 1988.

2. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: конспект

лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

3. Социология: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавринен –

ко. – М., 2004.

4. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение /

Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

 

 

Тема 7. Общественное мнение в различных сферах общест-

Венной жизни.

План

1. Функционирование общественного мнения в социально- экономической сфере общества.

2. Общественное мнение и политика.

3. Особенности институализации общественного мнения в духов-

но-идеологической и культурной сферах общественной жизни.

Темы докладов

1. Общественное мнение как фактор принятия политических

решений.

2. Мнение коллектива. Должен ли руководитель с ним считаться?

3. Местное самоуправление и общественное мнение.

Литература

1. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра. – СПб., 1995.

2. Мчедлов, М.П., Нуруллаев, А.А. и др. Религия в зеркале общест-

венного мнения / М.П.Мчедлов, А.А.Нуруллаев и др. // СОЦИС:

Социологические исследования. – 1994. - №5.

3. Невирко, Д.Д. Деятельность милиции в зеркале общественного

мнения // СОЦИС. – 2006. - №2.

4. Тихонова Н.Е. Куда ведет коридор? ( О социальной политике в

позиции общественного мнения) // Общественные науки и

современность. – 2006. №3.

5. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.

Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

 

Тема 8. Общественное мнение и политическая власть.

План

1. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и власти:

природа и характеристика.

2. Типология отношений общественного мнения и власти.

3. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти.

Темы докладов

1. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного

мнения и власти: подход О.И.Иванова.

2. Понятие «режима» взаимодействия власти и общественного

мнения: подход Д.П.Гавра.

3. Режим взаимодействия общественного мнения и власти в СССР и

современной России.

Литература

1. Гавра, Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механиз-

мы взаимодействия / Д.П.Гавра // Журнал социологии и

социальной антропологии. – 1998. – Т.1. - №4.

2. Захаров С.А. Общественное мнение как обратная связь между

политическим субъектом и насленеим // Социология власти. –

2007. -№4.

3. Иванов, О.И. Общественное мнение и власть / О.И.Иванов // Со-

циально-политический журнал. – 1993. - №7.

4. Левада, Ю.А. Феномен власти в общественном мнении: парадок-

сы и стереотипы восприятия / Ю.А.Левада // Экономические и

социальные перемены: мониторинг общественного мнения. –

1998. - №5.

5. Политические коммуникации: учебное пособие. – М.: Аспект-

Пресс, 2004.

 

Тема 9. СМИ и общественное мнение.

План

1. Средства массовой инфоромации: субъект формирования и выра-

зитель общественного мнения.

2. Возможности использования СМИ с целью манипулирования мас-

совым общественным сознанием.

3. Особенности взаимодействия СМИ и общественного мнения в сов-

ременной России.

Темы докладов

1. Доверяют ли россияне СМИ (обзор результатов социологических

исследований)?

2. Пресса и общественное мнение.

3. PR и общественное мнение.

Литература

 

1. Долгова, Ю.И. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор

России / Ю.И. Долгова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 19. Журналис-

тика. – 2002. – №1.

2. Дубровская О.Н. Формирование средствами массовой информации

общественного мнения: ( на материале сложных речевых событий)

// Власть и речь в средствах массовой информации: науч. докл. –

Саратов, 2005.

3. Почепцов, Г.Г. Коммуникационные технологии / Г.Г.Почепцов. –

М., 2002.

4. Средства массовой информации постсоветской России: учебное

пособие. – М., 2002.

5. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шам-

пань. – М.,1997.

 

Тема 10. Общественное мнение и слухи.

План

1. Слухи в социальной коммуникации.

2. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.

Темы докладов

1. Роль СМК в распространении слухов.

2. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов.

3. Борьба со слухами.

Литература

1. Дмитриев, А.В. Неформальная политическая коммуникация / А.В.

Дмитриев, В.В. Латыпов, А.Т. Хлопьев. – М.: «Российская полити-

ческая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.

2. Дубин, Б.В., Толстых, А.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Ду-

бин, А.В. Толстых // СОЦИС: Социологические исследования. –

1995. -№1. – С.17-20.

3. Латыпов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления /

В.В.Латыпов // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995.

- №1. –С.12-17.

4. Ноэль-Нейман Э. Стереотип как средство распространения

общественного мнения // Реклама: внушение и манипуляция. –

Самара, 2007.

4. Попкова, О.В. Онтология слухов / О.В.Попкова. – Тольятти:

Акцент; ПТИС МГУС, 2002.

5. Социология. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.

6. Хлопьев, А.Т. Кривые толки России / А.Т. Хлопьев // СОЦИС:

Социологические исследования. – 1995. - №1. – С.21-33.

 

Тема 11. Центры изучения общественного мнения в современ-

Ном мире ( 4 часа ).

Занятие первое

План

1. Возникновение негосударственных институтов изучения общест-

венного мнения в 30-е ХХ века в США. Институт изучения об-

щественного мнения Дж. Гэллапа.

2. Деятельность современных зарубежных центров изучения об-

щественного мнения.

Тематика докладов

1. Методологический и методический опыт изучения общественного

мнения институтом Гэллапа.

2. Методические подходы к изучению общественного мнения у

служб Гэллапа и Харриса: сравнительный анализ.

2. История и методический опыт изучения общественного мнения в

Германии и Франции.

Литература

1. Докторов, Б. Джордж Гэллап: « В жизни нет «среднего» челове-

ка / Б.Докторов // Экономические и социальные перемены: мони-

торинг общественного мнения. – 2000. - №5.

2. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. – М.:

Высшая школа, 2002.

3. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.

Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

Занятие второе

План

1. Первые опросы общественного мнения в дореволюционной Рос-

сии.

2. Социологические центры изучения общественного мнения в

СССР.

3. Ведущие российские научные коллективы в сфере эмпирического

изучения общественного мнения.

Темы докладов

1. Институт общественного мнения Б.А.Грушина как первый

исследовательский институт в СССР.

2. Профиль исследовательской фирмы ВЦИОМ.

3. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.

Литература

1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной

Европе: учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.: Издательский дом

ГУВШЕ,2004.

2. Блумберг Г. Общественное мнение и опросы общественного

мнения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и

зарубежная литература. Сер.11. Социология: РЖ. – 2008. - №3.

3. Грушин, Б.А. К истории изучения общественного мнения в России

/ Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8.

4. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг

/ П.В.Малышева // СОЦИС: Социологические исследования. –

2000. - №6.

5. Социология в России. – М., 1998.

6. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.

Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.015 с.)