Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Методология и методика эмпирического изучения об-↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Щественного мнения. Занятие первое План 1. Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения. 2. Походы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения. Темы докладов 1. Проблема верификации в социологическом исследовании общественного мнения. 2. Методическое обеспечение качественной и количественной репрезентативности в ходе социологического изучения общественного мнения на локальном, региональном, общероссийском уровнях. Литература 1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследо- ваний / Г.С. Батыгин. – М.,1995. 2. Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного мнения: учебно-методическое пособие / О.И.Иванов. – СПб.: Из- дательство С.- Петербургского университета, 1996. 3. Коробейников, В.С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения / В.С. Коробейников. – М., 1983. 4. Общественное мнение: методологические рекомендации для про- ведения социологических опросов / Под ред. Ж.Т.Тощенко. – М., 2000. 5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов. - М.,1998. Занятие второе План 1. Основные методы изучения общественного мнения. 2. Обработка и оформление результатов эмпирического исследова- ния. Темы докладов 1. Телефонный опрос как метод изучения общественного мнения. 2. Почтовый опрос как метод изучения общественного мнения. Литература 1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2000. - №10. 2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом / И.А.Бутенко. – М.,1999. 3. Ноэль-Нойман, Э. Массовые опросы. Введение в методику демо- скопии / Э.Ноэль-Нойман. – М.,1978. 4. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, прог- раммы, методы / В.А.Ядов. – Самара, 1995.
Методические рекомендации для самостоятельной работы Освоение курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагает наличие у студентов определенного уровня профессиональных знаний истории и теории социологии, навыков в методологии теоретического и эмпирического социологического исследования, получение которых предполагается в рамках усвоения предшествующих учебных дисциплин. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям: повторении лекционного материала, составлении обзоров публикаций, отражающих точку зрения на изучаемую проблему ученых различных социологических школ и направлений, анализе результатов исследований общественного мнения, публикуемых в средствах массовой информации. Самостоятельная работа предполагает ознакомление с монографиями и статьями, указанными в библиографическом списке и подготовка по ним докладов для выступления на семинарских занятиях. Доклад на семинарском занятии готовится на основании не менее 4-х источников из списка основной, дополнительной литературы и источников, подобранных слушателем самостоятельно. Целесообразно использование Интернет – источников. Доклад предоставляется к началу семинарского занятия в письменном виде. Доклад сопровождается тезисами доклада. В рамках семинарских занятий применяются оппонирование докладчикам и групповые дискуссии, поэтому самостоятельная работа студента предполагает подготовку к дискуссиям и диспутам. Подготовка к итоговому зачету требует от студента работы на лекциях, семинарских занятиях и работы с основной литературой по курсу. Необходимым условием сдачи зачета является освоение не менее 3-х источников из списка основной литературы. Освоение курса студентами заочного отделения предполагает аудиторное написание контрольной работы в виде письменного раскрытия одной из указанных ниже тем или тестирования. Тематика контрольных работ 1. Предсоциологическое понимание категории «общественное мнение». 2. Общественное мнение как духовное и духовно-практическое образование. 3. Характерные черты общественного мнения. 4. Рациональное, эмоциональное, волевое начала в общественном мнении. 5. Личные, групповые, общественные интересы в содержании общественного мнения. 6. Жизненный цикл общественного мнения. 7. Функции общественного мнения. 8. Режимы и механизмы взаимодействия общественного мнения и власти. 9. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных институтов. 10. Характеристика СМИ как субъекта формирования и выразителя общественного мнения. 11. PR и общественное мнение. 12. Слухи как фактор формирования и выражения общественного мнения. 13. Мировые социологические центры изучения общественного мнения. 14. Отечественная социологическая наука о проблемах изучения общественного мнения. 15. Методы фиксации общественного мнения.
ТЕСТ
1. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения относится: а) метод индукции; б) метод моделирования; в) метод идеализации; в) метод кросскультурного анализа.
2. Когда возникли и стали развиваться первые представления об общественном мнении как социальном явлении: а) в условиях античности; б) в условиях средневековья; в) в новое время; г) в современных условиях.
3. Социология общественного мнения как научная дисциплина на Западе сложилась: а) в середине ХIX века; б) в начале ХХ века; в) в середине ХХ века; г) в конце ХХ века.
4. У какого мыслителя эпохи рабовладения общественное мнение сливается с системой общественной власти: а) Протагор; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
5. В каком году возник Институт общественного мнения «Комсомольской правды»? а) 1950; б) 1960; в) 1970; г) 1980.
6. В каком веке термин «общественное мнение» стал общепринятым? а) ХII век; б) ХVI век; в) ХVIII век; г) ХIX век.
7. С именем какого западного социолога связано начало теоретических исследований общественного мнения? а) М.Вебера; б) Г.Лебона; в) Г.Тарда; г) Т.Адорно.
8. В какой период человеческого развития возникло и начало развиваться такое социальное явление как общественное мнение? а) в период первобытнообщинного строя; б) в условиях античности; в) в условиях позднего средневековья; г) в новейший период истории.
9. Кто из русских мыслителей выделял особую роль народа в создании общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то свести к нулю творческую силу мнения масс?
а) В.Хвостов; б) В.Кузьмичев; в) В.Соловьев; г) В.Ленин.
10. С какой из частных социологий социология общественного мнения наиболее тесно связана:
а) социологией политики; б) социологией религии; в) этносоциологией; г) социологией коммуникаций.
11. Что является устойчивым ядром феномена общественного мнения: а) установка; б) эмоции; в) оценка; г) представление.
12. Кто первым разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения?
а) Гегель; б) Кант; в) Гольденцвейг; г) Руссо.
13. Концепция «спирали молчания» была создана: а) П.Лазарсфельд; б) Р.Мертон; в) Э.Ноэль-Нойманн; г) Г.Лассуэл.
14. Совокупность основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование общественного мнения – это: а) метод социологии общественного мнения; б) объект социологии общественного мнения; в) предмет социологии общественного мнения; г) функции социологии общественного мнения.
15. Изучение общественного мнения в России началось: а) в начале ХХ века; б) во второй половине ХIХ века; в) в начале ХIX века; г) во второй половине ХХ века.
16. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения относится: а) метод дедукции; б) метод аналогии; в) метод синтеза; г) метод кросскультурного анализа.
17. На каком из исторических этапов изучения общественного мнения господствовал бихевиористский подход: а) на первом; б) на втором; в) на третьем; г) на четвертом.
18. Кто из ученых обосновывал распространение суждений в обществе посредством психического механизма подражания: а) Г.Лебон; б) Г.Тард; в) У.Липпман; г) Ф.Теннис.
19. Раскрыть общие черты и особенности развития общественного мнения в условиях разных стран позволяет: а) структурно-функциональный анализ; б) компаративный метод; в) метод кросскультурного анализа; г) корреляционно- каузальный метод.
20. Изучение общественного мнения позволяет получить прирост новых знаний в аспекте: а) массового сознания; б) индивидуального сознания; в) группового сознания; г) коллективного сознания.
Ключи к тесту:
1. в. 2. а. 3. в. 4. а. 5. б. 6. в. 7. в. 8. а. 9. а. 10. г. 11. в. 12. г. 13. в. 14. а. 15. б. 16. г. 17. б. 18. б. 19. б. 20. а.
Примерная тематика курсовых работ 1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-антропологичес- кая версия М.Горшкова. 2. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона. 3. Общественное мнение в условиях современного информационного об- щества. 4. Общественное мнение как специальная социологическая теория, ее роль и место в структуре социологического знания. 5. Стили исследования общественного мнения. 6. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных институтов современного общества. 7. Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологичес- ких исследованиях. (Проблемно-методологический характер). 8. Общественное мнение как концептуальная категория социологии. 9. Интерес как механизм возникновения (зарождения) общественного мнения. 10. Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в социологической теории. 11. Динамическая структура общественного мнения. (Социологический ана- лиз основных подходов к ее определению). 12. Деятельный подход в исследовании общественного мнения. 13. Анализ понятий «значение» и «смысл» и их роли в процессе функционирования общественного мнения. 14. Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии. 15. Профиль исследовательской кампании ВЦИОМ. 16. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.
В опросы к зачету 1. Социологический подход к изучению общественного мнения. 2. Социология общественного мнения как отраслевая социологическая дис- циплина. 3. Изучение общественного мнения в эпоху античности и средневековья. 4. Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового времени. 5. Проблематика общественного мнения в работах зарубежных мыслителей (рубеж XIX – XX веков – настоящее время). 6. Отечественная школа изучения общественного мнения (рубеж ХIХ – ХХ веков – настоящее время).
7. Возникновение и развитие центров изучения общественного мнения в США. 8. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа. 9. Центры изучения общественного мнения в Западной Европе и Японии. 10. Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России. 11. Понятие и природа общественного мнения. 12. Объект и субъект общественного мнения: современные подходы. 13. Основные свойства и характеристики общественного мнения. 14. Базисная (статическая) структура общественного мнения. 15. Динамическая структура общественного мнения. 16. Функции общественного мнения. 17. Закономерности функционирования общественного мнения. 18. Историческая эволюция общественного мнения: предпосылки, этапы, тенденции. 19. Современное международное общественное мнение. 20. Общественное мнение в духовно-идеологической и культурной сферах общества. 21. Политическая сфера и общественное мнение. 22. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества. 23. Общественное мнение и власть. 24. СМИ, СМК и общественное мнение. 25. PR и общественное мнение. 26. Слухи как специфический канал выражения общественного мнения. 27. Методология изучения общественного мнения. 28. Подходы к построению выборки в социологических исследованиях общественного мнения. 29. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения. 30. Обработка и оформление результатов эмпирического исследования.
Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости 1. Определите роль и значение общественного мнения в социокультурной системе общества. 2. Какова роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания? 3. В чем заключается сущность общественного мнения как социального явления и категории социологии? 4. Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и общественное мнение? 5. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения? 6. В чем заключается социологический подход к анализу общественного мнения как социального института? 7. Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи с различными социальными институтами общества (культурными, политическими, государственными, коммуникативными, институтами науки и др.). 8. Опишите основные типы и режимы взаимодействия общественного мнения и власти. 9. Определите и проанализируйте основные свойства и показатели общественного мнения. На чем основываются основные принципы их оценки и измерения? 10. Как соотносятся методология и методика в социологии общественного мнения? В чем их взаимосвязь? 11. Каким образом может использоваться общественное мнение как социальная технология в управлении социальными процессами?
Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний 1. Дайте определение понятия «общественное мнение». 2. В чем состоит объект и предмет социологии общественного мнения? 3. В чем заключается двойственность природы общественного мнения? 4. Раскройте основные компоненты базовой (статичной) структуры общественного мнения. 5. Назовите основные этапы «жизненного цикла» общественного мнения. 6. Раскройте основные функции общественного мнения. 7. В чем особенность функционирования общественного мнения в социально- экономической сфере общества? 8. Какую роль играют СМИ в процессе формирования и выражения общественного мнения? 9. Каковы способы манипуляции общественным мнением? 10. Назовите известные вам социологические центры изучения общественного мнения в современной России. 11. Охарактеризуйте основные эмпирические методы изучения общественного мнения. 12. Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения.
Основная рекомендуемая литература: 2. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д.П.Гавра. - СПб.,1995. 4. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. - М.:1967. 5. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен- ного мнения / Б.А.Грушин. – М.,2001. 6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М.,2004. 7. Коробейников, В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции / В.С.Коробейников. - М., 1981. 8. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 9. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000. 10. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. - М.: Высшая школа, 2002. 11. Ноэль – Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль – Нойман. - М., 1996. 12. Политическая социология: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Политические коммуникации: учебное пособие. М.,Аспект-Пресс, 2004. 13. Почепцов, Г.Г. Паблик Рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М.,1998. 14. Социология в России / под ред. В.А.Ядова. – М.,1998. 15. Социология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. - Мн.: "Тетра – Система", 2003. 16. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 17. Социология: Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2002. 18. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 1999. - Гл..14. 19. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003. 20. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения / Д.Цаллер. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования /В.А.Ядов. – М.,1998.
Дополнительная рекомендуемая литература 1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №10. 2. Вардомацкий, А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения / А.П. Вардомацкий // СОЦИС: Социологические исследования. – 1998. - №9. 2. Грушин, Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8. 3. Лайдинен, Н.В. Образ России в зеркале общественного мнения / Н.В.Лайдинен // СОЦИС:Социологические исследования. – 2001. – №4. 4. Латынов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления / В.В.Латынов // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. – №1. 5. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции / Ю.Н.Мазаев // СОЦИС:Социологические исследования. - 2004. - №2. 6. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг / П.В.Малышева // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №6. 7. Мендра, А. Основы социологии:Учебное пособие для вузов / А.Мендра. – М.:NOTA BENE, 2000. 8. Науменко, Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация / Т.В. Науменко // ВЕСТ. МОСК. УН-ТА. – СЕР.12. – ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. – 2003. - №5. 9. Оссовский, В.Л. Проблема идентификации общественного мнения / В.Л.Оссовский //СОЦИС: Социологические исследования. – 1999. - № 10. Пажес, Ж.-П. Конфликты и общественное мнение / Ж.-П. Пажес // СОЦИС: Социологические исследования. – 1991. - №7. 12. Панарин И.Н. Информационная война и мир. М.,2003. 13. Судас, Л.Г. Социология общественного мнения / Л.Г.Судас // Социально-политический журнал. – 1995. - №1. 14. Судас, Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л.Г.Судас // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6. 15. Тощенко, Ж.Т. О парадоксах общественного мнения / Ж.Т.Тощенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. – №11. 16. Шарков Ф.И. Политический консалтинг. М.,2004. Cписок
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.009 с.) |