ТОП 10:

Тема 12. Методология и методика эмпирического изучения об-



Щественного мнения.

Занятие первое

План

1. Взаимосвязь методологии и методики в социологических

исследованиях общественного мнения.

2. Походы к построению выборки в сфере изучения общественного

мнения.

Темы докладов

1. Проблема верификации в социологическом исследовании

общественного мнения.

2. Методическое обеспечение качественной и количественной

репрезентативности в ходе социологического изучения

общественного мнения на локальном, региональном,

общероссийском уровнях.

Литература

1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследо-

ваний / Г.С. Батыгин. – М.,1995.

2. Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного

мнения: учебно-методическое пособие / О.И.Иванов. – СПб.: Из-

дательство С.- Петербургского университета, 1996.

3. Коробейников, В.С. Методологические аспекты оперативного

изучения общественного мнения / В.С. Коробейников. – М., 1983.

4. Общественное мнение: методологические рекомендации для про-

ведения социологических опросов / Под ред. Ж.Т.Тощенко. – М.,

2000.

5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А.Ядов.

- М.,1998.

Занятие второе

План

1. Основные методы изучения общественного мнения.

2. Обработка и оформление результатов эмпирического исследова-

ния.

Темы докладов

1. Телефонный опрос как метод изучения общественного мнения.

2. Почтовый опрос как метод изучения общественного мнения.

Литература

1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах /

И.А. Бутенко // СОЦИС: Социологические исследования. – 2000.

- №10.

2. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как метод общения социолога с

респондентом / И.А.Бутенко. – М.,1999.

3. Ноэль-Нойман, Э. Массовые опросы. Введение в методику демо-

скопии / Э.Ноэль-Нойман. – М.,1978.

4. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, прог-

раммы, методы / В.А.Ядов. – Самара, 1995.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы

Освоение курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» предполагает наличие у студентов определенного уровня профессиональных знаний истории и теории социологии, навыков в методологии теоретического и эмпирического социологического исследования, получение которых предполагается в рамках усвоения предшествующих учебных дисциплин.

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям: повторении лекционного материала, составлении обзоров публикаций, отражающих точку зрения на изучаемую проблему ученых различных социологических школ и направлений, анализе результатов исследований общественного мнения, публикуемых в средствах массовой информации.

Самостоятельная работа предполагает ознакомление с монографиями и статьями, указанными в библиографическом списке и подготовка по ним докладов для выступления на семинарских занятиях. Доклад на семинарском занятии готовится на основании не менее 4-х источников из списка основной, дополнительной литературы и источников, подобранных слушателем самостоятельно. Целесообразно использование Интернет – источников. Доклад предоставляется к началу семинарского занятия в письменном виде. Доклад сопровождается тезисами доклада.

В рамках семинарских занятий применяются оппонирование докладчикам и групповые дискуссии, поэтому самостоятельная работа студента предполагает подготовку к дискуссиям и диспутам.

Подготовка к итоговому зачету требует от студента работы на лекциях, семинарских занятиях и работы с основной литературой по курсу. Необходимым условием сдачи зачета является освоение не менее 3-х источников из списка основной литературы.

Освоение курса студентами заочного отделения предполагает аудиторное написание контрольной работы в виде письменного раскрытия одной из указанных ниже тем или тестирования.

Тематика контрольных работ

1. Предсоциологическое понимание категории «общественное мнение».

2. Общественное мнение как духовное и духовно-практическое

образование.

3. Характерные черты общественного мнения.

4. Рациональное, эмоциональное, волевое начала в общественном

мнении.

5. Личные, групповые, общественные интересы в содержании

общественного мнения.

6. Жизненный цикл общественного мнения.

7. Функции общественного мнения.

8. Режимы и механизмы взаимодействия общественного мнения и

власти.

9. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных

институтов.

10. Характеристика СМИ как субъекта формирования и выразителя

общественного мнения.

11. PR и общественное мнение.

12. Слухи как фактор формирования и выражения общественного мнения.

13. Мировые социологические центры изучения общественного мнения.

14. Отечественная социологическая наука о проблемах изучения

общественного мнения.

15. Методы фиксации общественного мнения.

 

ТЕСТ

 

1. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения

относится:

а) метод индукции; б) метод моделирования;

в) метод идеализации; в) метод кросскультурного анализа.

 

2. Когда возникли и стали развиваться первые представления об

общественном мнении как социальном явлении:

а) в условиях античности; б) в условиях средневековья;

в) в новое время; г) в современных условиях.

 

3. Социология общественного мнения как научная дисциплина на Западе

сложилась:

а) в середине ХIX века; б) в начале ХХ века;

в) в середине ХХ века; г) в конце ХХ века.

 

4. У какого мыслителя эпохи рабовладения общественное мнение сливается с

системой

общественной власти:

а) Протагор; б) Сократ;

в) Платон; г) Аристотель.

 

5. В каком году возник Институт общественного мнения «Комсомольской

правды»?

а) 1950; б) 1960; в) 1970; г) 1980.

 

6. В каком веке термин «общественное мнение» стал общепринятым?

а) ХII век; б) ХVI век; в) ХVIII век; г) ХIX век.

 

7. С именем какого западного социолога связано начало теоретических

исследований

общественного мнения?

а) М.Вебера; б) Г.Лебона; в) Г.Тарда; г) Т.Адорно.

 

8. В какой период человеческого развития возникло и начало развиваться

такое социальное явление как общественное мнение?

а) в период первобытнообщинного строя;

б) в условиях античности;

в) в условиях позднего средневековья;

г) в новейший период истории.

 

9. Кто из русских мыслителей выделял особую роль народа в создании

общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то свести к

нулю творческую силу мнения масс?

 

а) В.Хвостов; б) В.Кузьмичев; в) В.Соловьев; г) В.Ленин.

 

10. С какой из частных социологий социология общественного мнения наиболее

тесно связана:

 

а) социологией политики; б) социологией религии;

в) этносоциологией; г) социологией коммуникаций.

 

11. Что является устойчивым ядром феномена общественного мнения:

а) установка; б) эмоции; в) оценка; г) представление.

 

12. Кто первым разработал цельную теоретическую концепцию общественного

мнения?

 

а) Гегель; б) Кант; в) Гольденцвейг; г) Руссо.

 

13. Концепция «спирали молчания» была создана:

а) П.Лазарсфельд; б) Р.Мертон;

в) Э.Ноэль-Нойманн; г) Г.Лассуэл.

 

14. Совокупность основных познавательных приемов, процедур, с помощью

которых осуществляется научное исследование общественного мнения

– это:

а) метод социологии общественного мнения;

б) объект социологии общественного мнения;

в) предмет социологии общественного мнения;

г) функции социологии общественного мнения.

 

15. Изучение общественного мнения в России началось:

а) в начале ХХ века; б) во второй половине ХIХ века;

в) в начале ХIX века; г) во второй половине ХХ века.

 

16. К специальным методам теоретического исследования общественного мнения

относится:

а) метод дедукции; б) метод аналогии;

в) метод синтеза; г) метод кросскультурного анализа.

 

17. На каком из исторических этапов изучения общественного мнения

господствовал

бихевиористский подход:

а) на первом; б) на втором; в) на третьем; г) на четвертом.

 

18. Кто из ученых обосновывал распространение суждений в обществе

посредством

психического механизма подражания:

а) Г.Лебон; б) Г.Тард; в) У.Липпман; г) Ф.Теннис.

 

19. Раскрыть общие черты и особенности развития общественного мнения в

условиях

разных стран позволяет:

а) структурно-функциональный анализ;

б) компаративный метод;

в) метод кросскультурного анализа;

г) корреляционно- каузальный метод.

 

20. Изучение общественного мнения позволяет получить прирост новых знаний

в аспекте:

а) массового сознания; б) индивидуального сознания;

в) группового сознания; г) коллективного сознания.

 

 

Ключи к тесту :

 

1. в.

2. а.

3. в.

4. а.

5. б.

6. в.

7. в.

8. а.

9. а.

10. г.

11. в.

12. г.

13. в.

14. а.

15. б.

16. г.

17. б.

18. б.

19. б.

20. а.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-антропологичес-

кая версия М.Горшкова.

2. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона.

3. Общественное мнение в условиях современного информационного об-

щества.

4. Общественное мнение как специальная социологическая теория, ее роль

и место в структуре социологического знания.

5. Стили исследования общественного мнения.

6. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных

институтов современного общества.

7. Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологичес-

ких исследованиях. ( Проблемно-методологический характер ).

8. Общественное мнение как концептуальная категория социологии.

9. Интерес как механизм возникновения (зарождения) общественного

мнения.

10. Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в

социологической теории.

11. Динамическая структура общественного мнения. (Социологический ана-

лиз основных подходов к ее определению).

12. Деятельный подход в исследовании общественного мнения.

13. Анализ понятий «значение» и «смысл» и их роли в процессе

функционирования общественного мнения.

14. Специфика и возможности оперативных исследований общественного

мнения в социологии.

15. Профиль исследовательской кампании ВЦИОМ.

16. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.

 

Вопросы к зачету

1. Социологический подход к изучению общественного мнения.

2. Социология общественного мнения как отраслевая социологическая дис-

циплина.

3. Изучение общественного мнения в эпоху античности и средневековья.

4. Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового времени.

5. Проблематика общественного мнения в работах зарубежных мыслителей (рубеж XIX – XX веков – настоящее время).

6. Отечественная школа изучения общественного мнения (рубеж ХIХ – ХХ веков – настоящее время).

 

7. Возникновение и развитие центров изучения общественного мнения в США.

8. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа.

9. Центры изучения общественного мнения в Западной Европе и Японии.

10. Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России.

11. Понятие и природа общественного мнения.

12. Объект и субъект общественного мнения: современные подходы.

13. Основные свойства и характеристики общественного мнения.

14. Базисная ( статическая) структура общественного мнения.

15. Динамическая структура общественного мнения.

16. Функции общественного мнения.

17. Закономерности функционирования общественного мнения.

18. Историческая эволюция общественного мнения: предпосылки, этапы, тенденции.

19. Современное международное общественное мнение.

20. Общественное мнение в духовно-идеологической и культурной сферах общества.

21. Политическая сфера и общественное мнение.

22. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества.

23. Общественное мнение и власть.

24. СМИ, СМК и общественное мнение.

25. PR и общественное мнение.

26. Слухи как специфический канал выражения общественного мнения.

27. Методология изучения общественного мнения.

28. Подходы к построению выборки в социологических исследованиях

общественного мнения.

29. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения.

30. Обработка и оформление результатов эмпирического исследования.

 

Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости

1. Определите роль и значение общественного мнения в социокультурной

системе общества.

2. Какова роль и место теории общественного мнения в системе

социологического знания?

3. В чем заключается сущность общественного мнения как социального

явления и категории социологии?

4. Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и

общественное мнение?

5. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения?

6. В чем заключается социологический подход к анализу общественного

мнения как социального института?

7. Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи

с различными социальными институтами общества (культурными,

политическими, государственными, коммуникативными, институтами

науки и др.).

8. Опишите основные типы и режимы взаимодействия общественного

мнения и власти.

9. Определите и проанализируйте основные свойства и показатели

общественного мнения. На чем основываются основные принципы их

оценки и измерения?

10. Как соотносятся методология и методика в социологии общественного

мнения? В чем их взаимосвязь?

11. Каким образом может использоваться общественное мнение как

социальная технология в управлении социальными процессами?

 

Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний

1. Дайте определение понятия « общественное мнение».

2. В чем состоит объект и предмет социологии общественного мнения?

3. В чем заключается двойственность природы общественного мнения?

4. Раскройте основные компоненты базовой (статичной) структуры

общественного мнения.

5. Назовите основные этапы «жизненного цикла» общественного мнения.

6. Раскройте основные функции общественного мнения.

7. В чем особенность функционирования общественного мнения в социально-

экономической сфере общества?

8. Какую роль играют СМИ в процессе формирования и выражения общественного мнения?

9. Каковы способы манипуляции общественным мнением?

10. Назовите известные вам социологические центры изучения общественного

мнения в современной России.

11. Охарактеризуйте основные эмпирические методы изучения общественного

мнения.

12. Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в сфере

изучения общественного мнения.

 

 

Основная рекомендуемая литература:

2. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной

Европе: Учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория

и как социальный институт / Д.П.Гавра. - СПб.,1995.

4. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. - М.:1967.

5. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен-

ного мнения / Б.А.Грушин. – М.,2001.

6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования:

Учебник / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М.,2004.

7. Коробейников, В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение:

природа и функции / В.С.Коробейников. - М., 1981.

8. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект

лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

9. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000.

10. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. - М.:

Высшая школа, 2002.

11. Ноэль – Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали

молчания / Э. Ноэль – Нойман. - М., 1996.

12. Политическая социология: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр.

РАН Ж.Т. Тощенко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Политические коммуникации: учебное пособие. М.,Аспект-Пресс, 2004.

13. Почепцов, Г.Г. Паблик Рилейшенз, или как успешно управлять

общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М.,1998.

14. Социология в России / под ред. В.А.Ядова. – М.,1998.

15. Социология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков,

Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. - Мн.: "Тетра – Система", 2003.

16. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко.

– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

17. Социология: Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2002.

18. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.:

Гардарики, 1999. - Гл..14.

19. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение /

Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

20. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения /

Д.Цаллер. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования /В.А.Ядов. –

М.,1998.

 

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А.

Бутенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №10.

2. Вардомацкий, А.П. Некоторые особенности постсоветского

общественного мнения / А.П. Вардомацкий // СОЦИС:

Социологические исследования. – 1998. - №9.

2. Грушин, Б.А. К истории научного изучения общественного мнения

в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8.

3. Лайдинен, Н.В. Образ России в зеркале общественного мнения /

Н.В.Лайдинен // СОЦИС:Социологические исследования. – 2001. –

№4.

4. Латынов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления

/ В.В.Латынов // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. –

№1.

5. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о

милиции / Ю.Н.Мазаев // СОЦИС:Социологические исследования.

- 2004. - №2.

6. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг /

П.В.Малышева // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000.

- №6.

7. Мендра, А. Основы социологии:Учебное пособие для вузов /

А.Мендра. – М.:NOTA BENE, 2000.

8. Науменко, Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация /

Т.В. Науменко // ВЕСТ. МОСК. УН-ТА. – СЕР.12. –

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. – 2003. - №5.

9. Оссовский, В.Л. Проблема идентификации общественного мнения

/ В.Л.Оссовский //СОЦИС: Социологические исследования. –

1999. - №

10. Пажес, Ж.-П. Конфликты и общественное мнение / Ж.-П. Пажес //

СОЦИС: Социологические исследования. – 1991. - №7.

12. Панарин И.Н. Информационная война и мир. М.,2003.

13. Судас, Л.Г. Социология общественного мнения / Л.Г.Судас //

Социально-политический журнал. – 1995. - №1.

14. Судас, Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л.Г.Судас

// Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6.

15. Тощенко, Ж.Т. О парадоксах общественного мнения /

Ж.Т.Тощенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. –

№11.

16. Шарков Ф.И. Политический консалтинг. М.,2004.

Cписок







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.037 с.)