Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение методологии юридической науки с философией науки и теорией государства и права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе методологии юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая государство и право. Причем, законы и категории философии могут использоваться в изучении права непосредственно. Кроме того, в рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения и т. п. Философское знание становится базой для формирования как общенаучных методов, так и частных методов, свойственных юридическим наукам. Философский метод, таким образом, является всеобщим. Общенаучные методы и категории – это такие методы и категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности (как философские), но, тем не менее, имеют общенаучное значение. Частнонаучные методы – это методы, характерные для какой-либо отдельной группы наук. В основе методов юридической науки лежит всеобщий философский метод. Его основные принципы, используемые в юридической науке, это: всесторонность, принцип диалектики, объективности и принцип историзма. Общенаучные методы, используемые в правоведении, это: системный, информационные, вероятностный и т. п. Среди частнонаучных методов, свойственных юридической науке, следует выделить: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, правовой статистики, правового моделирования, правового прогнозирования, формально-догматические (формально-юридический) и т.п. Широкое применение имеют и логические методы и приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д. Юридическая наука является частью научного знания. Она неразрывно связана, прежде всего, с философскими науками. Она активно использует их наработки. Но, в свою очередь, предоставляет первичные материалы для философских исследований в уже достаточно обобщенном виде. Вряд ли теоретически плодотворно отыскивать методологическую специфику "теории государства и права" и писать о "методах теории государства и права" отдельно от методологии юридической науки. Методология юридической науки в принципе едина.
7. Предмет курса "История и методология юридической науки". Его значение. Предмет курса "История и методология юридической науки" - учебная дисциплина, которая изучает исследование этапов юридической науки, как особого направления социального знания. В то же время вторая часть является учением о методах и методологии юридической науки. Дисциплина относится к федеральному компоненту образовательной программы магистра юриспруденции, установлена государственным образовательным стандартом и является обязательной. Целью изучения дисциплины «История и методология юридической науки» является углубление юридических знаний и формирование соответствующего мировоззрения у магистрантов, подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в области истории юридической науки и методологии юридической науки, которые позволяют, в свою очередь, успешно изучать другие юридические дисциплины и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, проведения научных исследований и образования. При изучении дисциплины решаются следующие задачи: 1. обеспечение свободного владения понятиями и категориями, используемыми в ю. науке и методологии ю. науки; 2. формирование у обучающихся углубленного научного юридического мировоззрения, системы знаний по истории и методологии ю. науки; 3. создание верных представлений о месте и роли юридической науки, ее истории и методологии в системе современного научного знания; 4. усовершенствование имеющихся у обучающихся способностей к самостоятельной научно-исследовательской работе, умений к самостоятельному обучению новым методам исследования, к быстрому изменению научного профиля своей деятельности; 5. использование на высоком уровне навыков, полученных в ходе изучения курса «История и методология юридической науки», в ходе организации научной и практической деятельности в таких сферах, как разработка нормативных правовых актов, правоприменение, поддержание законности и правопорядка, толкование права и юридическая экспертиза, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, преподавание юридических дисциплин и правовое воспитание; 6. воспитание сознания у обучающихся ценности и значимости юридической профессии, нетерпимого отношения к любым правонарушениям, уважительного отношения к праву, отечественному и зарубежному научному юридическому наследию; 7. формирование у магистрантов высокой профессиональной юридической культуры. Дисциплина «История и методология юридической науки» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла. Она создает базу для изучения отдельных отраслевых наук и дисциплин ("Теории государства и права", "Истории политических и правовых учений", "Философии права", "История государства и права"). В области воспитания обучающихся целью преподавания данной дисциплины является формирование у магистрантов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств: гражданственность; патриотизм; бережное отношение к отечественным и зарубежным традициям, существующим в юриспруденции, а также научному наследию; правовая культура; способность видения и прогнозирования дальнейшей перспективы развития правовых институтов и юридической науки в целом. Содержание и методика преподавания дисциплины нацелены на обеспечение видов и задач профессиональной деятельности, определяющих специфику подготовки магистров: 1. разработка нормативных правовых актов; 2. правоприменение; 3. поддержание законности и правопорядка; 4. толкование права и юридическая экспертиза; 5. организационно-управленческая деятельность; 6. научно-исследовательская деятельность; 7. преподавание юридических дисциплин и правовое воспитание.
8. Историография и источники по дисциплине "История и методология юридической науки". В развитии системы знаний по истории юридической науки можно выделить следующие этапы: - юридические знания в Древнем мире (ок. 3000 г. до н. э. – кон. V в. н. э.); - правоведение в период Средних веков (кон. V в. н. э. – нач. XVI в.); - юридическая наука в Новое время; - система юридических знаний в Новейшее время. При этом стоит отметить, что для отечественной юридической науки последний этап целесообразно разделить на два временных отрезка: советский период; постсоветский период. Историография. История юриспруденции как науки о праве, управлении и государстве началась еще в древности. Тогда изучали лишь некоторые сведения о праве. В Древней Греции судебное красноречие преподавалось стоиками в школах. Юриспруденция как относительно самостоятельное знание возникает в Древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Точнее, свое продолжение история развития юриспруденции получила уже в Х веке. В Павии была открыта школа, в которой преподавали лангобардское право. В ХI столетии в Болонье открыли школу права, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты, в составе которых были юридические факультеты, на которых изучали римское право. В Новое время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли – теория гражданского и уголовного права, несколько позднее – теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления. Развитие юриспруденции в России начинается с ХVI века. Началом российской юриспруденции все же следует считать 1755 год, когда был открыт Московский университет. Общеправовые вопросы до начала ХIХ века были предметом философии права. Возникновение отечественной теории права как самостоятельной науки относится лишь ко второй половине ХIХ в., когда ее основы излагаются в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868) с позиции юридического позитивизма, а затем и Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права» (1886) – в рамках социологического направления. С конца ХIХ века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. Таким образом, юридическая наука в целом в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции. Все источники по курсу «История и методология юридической науки» можно разделить на следующие группы: нормативные правовые акты; юридические акты и документы различного рода; мемуары, воспоминания, дневники; материалы периодических изданий; справочные материалы; научные труды ученых. Наибольшее значение для нас имеют дошедшие труды известных ученых (философов, историков, юристов и т. п.). Например, английского философа Д. Локка "Два трактата о правлении", французского философа Монтескье "О духе законов". С.Е. Десницкий "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" и т.д. Стоит отметить, что научная литература, монографии и коллективные труды по всему данному курсу практически отсутствуют. Существуют работы, которые анализируют отдельные этапы развития юридической науки, ее отдельные направления и проблемы методологии. Однако явно присутствует нехватка обобщающих трудов. Общетеоретические работы (как новые, так и прежних лет) ведущих отечественных теоретиков-правоведов: В.С. Нерсесянца, В.М. Сырых, Л.С. Явича и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.007 с.) |