Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды юридических конструкций↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.А. Белов в своей диссертации «Юридическая техника российского налогового законодательства (общетеоретический анализ)» различает следующие виды юридических конструкций: 1) в зависимости от происхождения: рецептированные (т.е. конструкции, апробированные в иных отраслях внутреннего и международного права); собственные; ступенчатые (юридические конструкции, в которых все элементы строго взаимно последовательны); суммарные (юридические конструкции, состоящие исключительно из слагаемых компонентов). В.К. Бабаев выделяет в зависимости от: истинности — истинные и ложные юридические конструкции; по сфере применения — универсальные, отраслевые и межотраслевые; по происхождению — нормативные и теоретические. конструкции абсолютных, и относительных правоотношений,
5) Аксиома означает исходное положение принимаемое без доказательств и лежащая в основе доказательств истинности других положений. Общепризнанными в совр правовых системах аксиомами явл: истец должен доказывать свой иск, право есть там, где есть защита, никто не может быть судьей в своем собственном деле. Правовые аксиомы составляют своего рода основу правового регулирования, сложившихся в ходе. Именно благодаря им право сохр свою соц ценность, способность обеспечить порядок, организованность, устойчивость общественных отношений и т.д 1) Аксиомы выступают своеобразным носителем нравстевнн ценностей, значимых для любой правовой системы. 6) Классификация правовых аксиом: Правовые аксиомы делятся на следующие виды: Тема 4 Тема 4. 1.На сегодняшний день существует множество определений понятия правовая презумпция, многие из которых, однако, очень схожи. Термин происходит от латинского «praesumptio», переводимого как преждевременное пользование, заблаговременное использование, предположение, ожидание. Самая общая формулировка определения правовой презумпции будет звучать как «средство юридической техники, заключающееся в признании фактов, связей, явлений, ситуаций истинными, пока не будет доказано обратное». Можно рассмотреть и несколько более конкретное определение: «закреплённое в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических фактов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтверждённое предшествующим опытом». Раскрыть приведённые определения можно с помощью признаков правовой презумпции: характер предположения; обобщение в презумпцию опыта, накопленного за длительный период; весьма значительная степень достоверности; законодательное закрепление. Значение презумпций Значение правовых презумпций заключается в следующем: — они вносят определенность в разрешение юридического дела, что позволяет обойти юридические тупики; — они позволяют экономить без ущерба для дела время, затрачиваемое на рассмотрение правоприменительного казуса, тем самым ускоряя юридический процесс; — поскольку правовые презумпции используются и в управленческой деятельности, они убыстряют выполнение государством своих функций; — с помощью презумпций законодатель демонстрирует положительное отношение к человеку (например, презумпции добропорядочности, невиновности) и настраивает на это правоприменителей; — в целом презумпции играют стабилизирующую роль в правовом регулировании Общеправовые, которые действуют во всех отраслях права (презумпция знания закона) 2. По факту закрепления презумпций в норме права было предложено различать: ·фактические презумпции ·юридические презумпции Юридические презумпции - это предположения, которые получили соответствующее закрепление в законе, со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых шла речь ранее. Фактические презумпции - это предположения, которые широко распространены в социуме, но не имеют законодательного закрепления. По способу закрепления презумпции в действующей норме различают: ·прямые презумпции ·косвенные презумпции Прямая презумпция прямо определена правовой нормой. Обычно в тексте нормы содержатся следующие формулировки: "если доказано", "если не доказано", "предполагается", "считается" и т.п. В качестве примера прямой презумпции можно указать п.4 ст.12 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающего презумпцию отсутствия у потребителя специальных знаний: "При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара". Косвенная презумпция прямо словесно не закрепляется в норме, но может быть выведена из нее при толковании. Косвенные презумпции сложны для применения в силу их неочевидности для правоприменителя. Косвенные презумпции сначала определяются в соответствующей отраслевой науке, иногда в руководящих разъяснениях высших судебных инстанций, а уже затем находят широкое применение в судебной практике. Не исключается также перевод со временем законодателем косвенных презумпций в прямые. В зависимости от возможности опровержения юридические предположения различают: ·опровержимые презумпции ·неопровержимые презумпции Опровержимые презумпции - это такие презумпции, существование которых может быть опровергнуто. Неопровержимые презумпции - это предположение о существовании определенного факта, установленное законом и не допускающее возможности опровержения. Иными словами, даже если кому-либо удастся опровергнуть такую презумпцию, т.е. обосновать, что содержание закрепленного в законе предположения неистинно, то такое обоснование не имеет юридического значения и не влечет за собой никаких юридических последствий. Еще одно основание для классификации юридических презумпций - применение их в процессуальных или же материальных правоотношениях. Эта классификация также является довольно сомнительной, поскольку почти все презумпции значимы г.о. для процесса доказывания (точнее, для его отсутствия). Так что чисто материальную презумпцию найти сложно (но обычно называют презумпцию возмездности договора в гражданском праве, отцовства в семейном праве и некоторые другие). Наконец, четвертым и последним является деление презумпций на общеправовыели или презумпции-принципы (например, знания закона, истинности НПА, истинности вступившего в силу приговора или решения суда), межотраслевые (добропорядочности граждан) и отраслевые. 3. Правовые фикции — прием правотворческой техники, который встречается еще реже, чем правовые презумпции. Его даже можно признать исключительным. Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются настолько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Здесь законодатель использует фикцию как прием правотворческой техники (своего рода ухищрение), для того чтобы добиться бесспорных решений. Примеры фикций: усыновление; признание гражданина безвестно отсутствующим, если он не дает о себе знать в течение года; признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведений в течение пяти лет; снятие судимости. Для раскрытия сущности юридической фикции обратимся к ее признакам: 1. Правовая фикция формальна. Фикция выступает в качестве формального доказательства, что способствует упрощению производства по делу и обеспечивает процессуальную экономию. При использовании правовой фикции не имеет никакого значения установление объективной истины. 2. Правовая фикция неопровержима, то есть положения не могут быть опровергнуты в силу их императивности, притом в этом нет никакого значения. Неопровержимый характер юридической фикции позволяет нам отграничивать ее от такой смежной юридической категории, как презумпция. 3. В основе правовой фикции лежит заведомо ложное положение, признаваемое истиной, то есть предположение изначально неистинное, закрепленное законодателем с целью внесения определенности в общественные отношения. 4. Правовая фикция характеризуется исключительностью, так как данная категория применяется в таких ситуациях, когда другими способами и средствами невозможно достичь законодательной цели. Следует согласиться с К.К. Панько в том, что «фикция является своего рода спасательным кругом законодателя. С помощью этого приема достигаются цели законодательной политики»[1]. 5. Указанная категория закреплена в норме права, следовательно, обладает общеобязательностью. 6. Для общественных отношений, урегулированных с применением юридической фикции характерно состояние невосполнимой неизвестности. Значение фикций велико. Они были крайне полезны во всех архаичных юридических системах. В настоящее время их количество сократилось, да и применение фикций сильно ограничено. Это связано с тем, что постоянно совершенствуется искусство доказывания, находят применение все более технологичные методы установления юридических фактов. Не следует рьяно критиковать юридические фикции. Их существование оправдывается исключительно правовыми целями, главная из которых — стремление к порядку и эффективности. Значение фикций состоит в том, что они: способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую; устраняют неопределенность в правовом регулировании; помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным; способствуют охране прав граждан; помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине; сокращая ход и объем правовой деятельности, облегчают установление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной; способствуют эффективности юридической деятельности. О. А. Курсова предлагает еще несколькоклассификаций фикций: 1) по источнику — фикции, содержащиеся: — в конституции; — законах; — подзаконных актах; 2) по способу выражения — фикции, сформулированные в виде: — суждений (отрицательных или утвердительных); — неопровержимых предположений; 3) по характеру правовых ситуаций: — фиктивные факты; — фиктивные состояния. 4. Разграничение фикции и презумпции Множество спорных вопросов возникает при разграничении фикции и презумпции. Презумпцию в целом понимают как положение, выведенное из обыкновенного хода вещей, как философско-логическую категорию, являющуюся обобщением индуктивного характера, обобщающую связи, сходные явления, из которых делается вывод - предположение о существовании чего-либо, какого-либо факта при определенной типичной ситуации. В литературе отмечается, что презумпции строятся на эмпирических выводах о повторяющихся в определенной последовательности каких-либо явлениях, т.е. они являются приблизительными обобщениями, допускающими исключения; эмпирические выводы строятся на степени вероятности. Отмечается то, что сложности в разграничении правовой фикции и презумпции возникают как за счет нечеткости понятия презумпции, так и за счет существования особых разновидностей презумпций, внешне схожих с фикциями, - неопровержимых презумпций и квази-презумпций (искусственных презумпций), которые формируются не в результате использования индуктивного метода, а при помощи метода экспериментального моделирования. Основное сходство презумпций и фикций состоит в том, что и те и другие условно принимаются за истину. Кроме того, и фикции, и презумпции выступают средствами процессуальной экономии как качественного, так и количественного упрощения нормативного материала. Отличие же следует проводить, во-первых, по способу образования. Фикция выступает как определенный прием мышления, когда реально не существующее выдается за сущее и наоборот, при этом фикции служат чисто прагматическим целям. В результате использования идеализации создается фиктивный объект, который "вкрапляется" в юридическое бытие и играет роль необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношений юридических фактов. Субъект правотворчества осознает, что его суждение не соответствует действительности, и не верит в возможность такого соответствия, но это суждение, являясь чисто инструментальным, необходимо для достижения некоторых практических результатов. В основе презумпции лежит индукция или моделирование, когда вероятность того или иного явления недостаточно велика. При помощи моделирования была сконструирована презумпция невиновности. Во-вторых, отличие презумпций от правовых фикций следует проводить по роли и функциям, выполняемым этими весьма схожими явлениями. В некоторых случаях функции и задачи фикций пересекаются с задачами и функциями презумпций. Функцию преодоления неопределенности выполняют фактически неопровержимые предположения, но эта функция не является для них основной, в отличие от фикций. В-третьих, фикции и презумпции имеют разное значение по отношению к процессу доказывания. Если презюмирование, по сути, представляет собой познавательный прием, то фикции к процессу познания не имеют решительно никакого отношения. Фикция может использоваться в процессе доказывания по юридическому делу только как формальное доказательство. Отметим также, что подавляющее большинство презумпций концентрируется в процессуальных отраслях права, а фикции чаще всего содержатся в материальных нормах. В-четвертых, отличием правовых фикций является то, что они значительно реже, нежели правовые презумпции, получают косвенное выражение в правовых нормах. Т.о. у презумпций и фикций очень много общего - это несомненно. Это плоды юридического мышления, искусственные явления, создаваемые в процессе нормотворчества и правоприменения. Однако, в случае презумпции, мы имеем дело с предположениями, причем предположениями вероятными, которые всегда могут быть опровергнуты. Фикции же - это изначально ложные положения, которые никогда не могут быть опровергнуты, поскольку в этом просто нет смысла. Кроме того, они всегда выражены императивно, тогда как презумпции могут быть как императивными, так и диспозитивными. Если совсем просто, то, как уже было отмечено, в основе фикции может лежать предположение. Но если это предположение заведомо неистинное, то перед нами фикция, если же оно вероятно, то это презумпция.
1) Слово является единицей нормативного текста. Оно играет ключевую роль в нормативном тексте хотя бы потому, что составить предложения, несущие смысловую нагрузку, без слов невозможно. В принципе, слово выражает какое-то понятие, которое обнаруживает себя вовне с помощью термина. Получается, что слово —это одновременно и понятие, и термин. 2) 3) Термин можно определить как слово или состоящее из нескольких слов выражение, которое обозначает строго определенное понятие, ограниченное точными пределами, твердыми рамками. Юридический термин является более узким по содержанию понятие. [6] Исходя из вышеизложенного Н.И. Хабибулина выводит требования к языку нормативного акта: — формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием; — терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином. Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение теpмина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность; — в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов в области образования, санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; — следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания.
общеупотребительные (характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем; например, закон, человек); специально-технические (отражают область специальных знаний — медицины, экономики, сельского хозяйства и др.; например, эвтаназия, правила техники безопасности); специально-юридические (обладают особым правовым содержанием; например, исковая давность, необходимая оборона). Юридические термины можно классифицировать также по следующим основаниям: по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные; по степени конкретности: требующие толкования и однозначные; по степени сложности: односоставные и многосоставные; по происхождению: закрепленные в законодательстве и выработанные юридической наукой. Использование юридических терминов в законодательных актах должно отвечать определенным требованиям. 1. Ясность, т.е. правовые нормы должны быть понятны всем, к кому они адресованы. Содержание юридического термина должно быть понятно правоприменителю, термин не должен вызывать неоправданных усилий как для уяснения, так и для разъяснения его содержания. Каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое, и только свое, оригинальное и притом единственное значение. Как правило, неясный термин появляется в законодательстве в результате механического переноса этого термина в его общелингвистическом значении в нормативный акт (т.н. модель лексико-семантического образования термина) и игнорирования законодателем разницы между общеязыковым и специально-правовым значениями данного термина. Вследствие этого обычно возникают логические нарушения в тексте нормативного акта. Очевидно, что в целях обеспечения ясности термина разработчики текста законодательного акта должны следовать правилу, согласно которому любой термин, употребляющийся в тексте акта, презюмируется в своем общелингвистическом значении, если самими же разработчиками не определено иное и не дана иная дефиниция конкретного термина. 2. Однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении. В тексте закона следует использовать простые слова, термины и фразы, широко употребляемые в обычном обиходе и легко воспринимаемые людьми. 3.Устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте.
4)ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ — не конкретизированные (детально не разъясняемые) правотворческим органом и обобщающие наиболее общие типичные признаки определенных правовых понятий, детализация которых осуществляется путем оценки применительно к конкретным ситуациям на основании усмотрения. Оценочные понятия встречаются во всех отраслях права «крупных ущерб», «тяжкие последствия» (ст. 98, 167, 168, 201 УК РФ) «существенная новизна», «разумный риск» (ст. 112, 117 ГК РФ) и др. Использование оценочных понятий обусловлено формальной определенностью права, необходимостью кратко и лаконично излагать содержание правовых норм. В то же время наличие оценочных понятия предполагает высокий уровень правовой культуры правоприменителя (суда), нравственную зрелость должностных лиц, принимающих решение на основе предоставляемого им законом усмотрения. Хотя закон, иной нормативный акт не является учебником или учебным пособием, но для того чтобы обеспечить понятийную точность и определенность нормативного текста в законодательной технике используется такое средство, как определение понятий (дефиниции). Тем самым используемые в законе термины делают понятным сам текст закона, способствуют установлению сферы его действия, уяснению природы правовых институтов, обеспечивая вследствие этого эффективность его (закона) действия. 5) Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Требования, которые предъявляются к дефинициям следующие: - дефиниция должна быть соизмеримой с тем, что она определяет; - не должна содержать порочного круга; - не должна быть негативной там, где возможно позитивное определение. Правовую дефиницию, являющуюся средством юридической техники, следует признать составной частью нормы права, существующей в виде нормативно-правового предписания, представляющего собой способ текстуального выражения частей норм права (гипотез, диспозиций). Дефиниции бывают нескольких видов: М. А. Нагорная предлагает другую классификацию, где критерием является способ составления дефиниции1: Значение дефиниций 6) требования к языку Правовой акт, являясь средством регулирования поведения людей, обращается в первую очередь не к чувствам и воображению человека, а к его воле и разуму, и властно предписывает определенное поведение. Поэтому язык правовых документов — это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам. Их несколько. Ясность Ясность — это простота, понятность правового документа.Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется. 2) Точность правового документа Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык с языком, принятым в сфере журналистики, можно заметить, что степень точности первого несрав-ненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами,можно опротестовать (т. е. поправить) в суде. Неточности судебных актов поможет исправить только вышестоящая судебная инстанция. Однако цена неточностей нормативных актов может оказаться слишком высокой. 3) Доступность правовых актов Это несколько иное языковое правило юридической техники.Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную роль 4) Краткость правовых документов Одни ученые называют это языковое правило компактностью,другие — экономичностью2, третьи — лаконичностью. Речь идет об одном и том же — о сокращении объема правового документа,но, конечно же, не в ущерб его качеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.30 (0.016 с.) |