актов и иных юридических документов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

актов и иных юридических документов.



Юридическая техника имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений,

обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею,

профессиональное использование позволяют создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную

(нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую

последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих

предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также

структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям,

параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием

различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его

издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица,

регистрационный номер, печать.

3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.д.

Различают:

а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории - "семья", "жилое помещение", "родители и дети" и др.;

б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий,

например "обязательная доля", "залог", "истец", "ответчик", "потерпевший";

в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических

конструкций - построение нормативного материала по типу связи между его элементами.

Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.

К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.

С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные

элементы - гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной,

единообразной для применения.

4. Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность

правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и констатирующе-

предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и

официальность стиля. При этом чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники

опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для

международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский

аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.

Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов - их учет, консолидация,

инкорпорация, кодификация.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов - протоколов, приговоров,

судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта.

Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде

утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров,

доверенностей, протоколов и др.);

б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.);

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе

следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

 

35. Юридическая деятельность и ее разновидности.

Юридическая деятельность – это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

5 видов деятельности юриста:

1) нормотворческая

2) правоприменительная

3) правоохранительная деятельность

4) экспертно-консультационная

5) педагогическая деятельность

Нормотворческая- это деятельность государственных органов, направленная на усовершенствование законодательства путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших. ГД РФ, депутаты, и др. органы власти.

Правоприменительная- Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права. Например Верховный Суд РФ, судьи.

Правоохранительная деятельность- вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах. Прокуратура РФ, Полиция.

Экспертно-консультационная деятельность – адвокаты,юрисконсульты.

Педагогическая деятельность- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Также думаю,сюда можно отнести научной деятельностЬ, теории происхождения права.

Юридическая специальность: гос. Служба, защита правовая, юридический бизнес

В римском праве существовало такое понятие: Respondere, cavere, agree- давать ответы, составлять документы, выступать в суде(три вида деятельности юриста).

 

36. Юридические документы. Понятие, виды, классификация

Под юридическим документом понимается внешнее словесно оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или про тивоправное поведение и соответствующий результат.

Существует понятие документа в узком смысле: это деловая бу мага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.

Юридические (правовые) документы, по мнению проф. А.В. Маль-ко, — это осязаемая реальность права, посредством которой люди по­лучают первичные знания о праве, о правовых явлениях.

Юридические документы выступают материальными носителями правовой информации (проф. А.Ф. Черданцев). Поэтому с помощью изучения юридических документов можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или иной исторический отрезок времени. Например, изучая содержание Судебников 1497 г., 1550 г., Соборного Уложения 1649 г., мы узнаем о законодательстве, юрисдикции, системе правосудия и в целом о правовой жизни фео­дальной Руси.

Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях — дискетах, пла­стиковых магнитных картах и др. Например, в гражданском обороте появилась категория ценных бумаг в бездокументарной форме (закре­пляемых с помощью средств электронно-вычислительной техники), между тем как ценные бумаги всегда представляют собой документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяю­щий имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при предъявлении этих бумаг.

Принято выделять следующие свойства (признаки) юридических документов:

1) содержат информацию, имеющую юридическую значимость; при этом содержание должно соответствовать характеру документа;

2) им присуща официальность: они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные докумен­ты, например судебные решения, приказы министров, различного

рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти и т.д.;

3) имеют особое внешнее оформление, так называемые рекви­зиты, в том числе сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержат сведения о нем, объекте, например в техническом паспорте автомобиля указывают­ся признаки, индивидуализирующие машину, — марка, модель, год выпуска, номер двигателя, номер кузова, юридические основания собственности и др.; указываются юридические факты, например, при выдаче справки. Названные и другие реквизиты являются обя­зательными для юридического документа и придают ему юридиче­скую силу;

4) сопутствуют всем стадиям правового регулирования — право­творчеству, правореализации и т.д.

Классификация юридических документов осуществляется но разным основаниям. Так, А.В. Малько выделяет четыре группы пра­вовых актов-документов:

а) нормативные правовые акты, содержащие нормы права;

б) правоприменительные акты-документы, содержащие индиви­дуальные властные предписания;

в) интерпретационные акты-документы, полученные в результате официального толкования юридических норм и нормативных актов;

г) акты, возникшие в результате договора (соглашения) между со­ответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и индивидуально-правовые решения (сделки между различными субъектами).

А.Ф. Черданцев классифицирует юридические документы в за­висимости от содержания правовой информации в документе и вы­деляет пять групп:

1) нормативные документы. К их числу он относит не только соб-ственно документы, устанавливающие правила поведения, но и ин­терпретационные акты общего характера, которые содержат интер­претационные нормы;

2) документы, содержащие решения индивидуального характера,

т.е. правоприменительные акты;

3) документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа документов, поэтому она, в свою очередь, классифицируется на отдельные разновидности:

а) документы, фиксирующие правовой статус лица (паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении, о бра ке и др.)

б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит пра­вовой режим объектов права, например документ об отводе земельного участка для строительства, счета в банке и сбер­книжки и др.;

в) документы, фиксирующие факты-волеизъявления субъек­тов права, например договоры, доверенности, заявления и др.;

г) документы, фиксирующие факты-события, например акты о порче имущества, об уничтожении посевов в результате стихийных бедствий и др.

д) документы, фиксирующие факты движения товарно-мате­риальных и других ценностей, например приходно-расход­ные документы и др.

Представляется, однако, что все названные документы состав­ляют более крупную группу правоприменительных документов, поскольку они составляются или выдаются во исполнение действующего законодательства или иных нормативных актов — приказов, постановлений и т.д.;

4) деньги и ценные бумаги. Здесь надо решительно возразить про­тив отнесения денег к юридическим документам. Согласно действу­ющему гражданскому законодательству деньги составляют вещи как объекты гражданских прав. Финансовое право также считает деньги не юридическими документами, а особым товаром, который является единственным всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют функции меры стоимости, средства обращения, платежа, накопления. Что ка­сается ценных бумаг, то их можно отнести к юридическим докумен­там, поскольку они фиксируют имущественные права их обладате­лей. Это акции, облигации, приватизационные ценные бумаги и др. документы, закрепляющие факты-доказательства. Эти до­кументы используются для доказывания фактов, имеющих юриди­ческое значение, например различные процессуальные документы — протоколы места осмотра происшествия, допроса, очной ставки, заключение экспертизы и т.д. Однако названные документы принято относить к правоприменительным актам дополнительного характера по отношению к основным правоприменительным актам — судебно­му решению.

Более четкой представляется классификация, предложенная А.В. Малько. Она охватывает практически все документы — акты юридического содержания.

 

 

37. Правила юридической техники.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

 

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

 

 

38. Понятие «системы права».

Как уже указывалось, право имеет строго определенную структуру, внутреннюю организацию, элементы которой связаны между собой устойчивыми функциональными и иными связями.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.

В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда

подчеркивается, что это:

а) системное образование, т.е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное

образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределена общественными отношениями,

сложившимися в обществе;

в) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными социальными

факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей - материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.

Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в

правовом регулировании общественных отношений, что обусловлено тем, что система права:

устанавливает устойчивые связи внутри права;

способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования

общественных отношений;

позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее

элементов;

обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов,

пединститутов, подотраслей и отраслей права;

создает преемственность правового прогресса.

Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании. Нормы права были подробно рассмотрены в

предыдущей теме, поэтому перейдем к другим элементам структурной организации права.

Правовой институт - это группа норм права, связанных между собой предметно-

функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и

приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность

функционирования.

Правовой институт может иметь в своем составе пединституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в конституционном праве, пединститут референдума в институте народовластия;

пединституты страхования имущества, личного страхования, страхования предпринимательского риска - в институте страхования в гражданском праве.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права - в конституционном праве,

институт местного самоуправления - в государственном праве.

Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к

нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора - к трудовому, гражданскому, международному, государственному праву; институт юридической ответственности – практически ко всем отраслям.

Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например, в

гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право,

обязательственное право; в конституционном праве - конституционное правосудие.

Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т.д.

Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.

Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод - какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая

отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет

регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяемостью; во-вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю - судебному, административному, со стороны государства.

Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций.

Существует два главных метода регулирования общественных отношений - императивный и

диспозитивный.

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъектов

общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е.,

как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения: содержит карательные

санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора

варианта поведения или действий в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому,

семейному праву.

В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный,

альтернативный и др.

Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом.

В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который определяет способы регулирования - дозволения, запреты и связывания. В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий - юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права.

Вместе с тем высказывалось мнение о том, что механизм правового регулирования предполагает не разные предметы и методы правового регулирования, а единые предмет и метод (проф. В.Д. Сорокин), поскольку в обществе существуют два вида отношений: социально-нравственные и социально-правовые. Социально-правовые отношения требуют единообразного воздействия на общественные отношения со стороны государства. Таким образом, здесь один предмет регулирования - общественные отношения и один метод - государственно-властное воздействие на эти отношения. Но в зависимости от средств правового воздействия, которые применяет государство, В.Д. Сорокин выделяет в структуре единого метода три типа правового регулирования: гражданско-правовой, т.е. с помощью дозволений; административно-правовой - посредством предписаний обязывающего характера; уголовно-правовой јnя+__я- посредством запретов. Представляется, все три средства правового воздействия присутствуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в

гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: "Имущество, составляющее неосновательное обогащение

приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре". Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31), или дозволение необходимой обороны (ст. 37), или освобождение от уголовной ответственности (ст. 76).

 

39. Система права и правовая система.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из

взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

- ее первичным элементом выступают нормы права;

- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны,

что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими,

религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный характер.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая

система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы

права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким

образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия:

- предмет правового регулирования,

- метод правового регулирования.

Простыми словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует

право, а метод - как регулирует.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих

определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное

подразделение системы права.

Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих

определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует

род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

 

Понятие "правовая система" не тождественно понятию "система права". Система права

характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых

институтов и норм права. Правовая же система - более широкое понятие и наряду с

институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущиетолько данному государству.

 

40. Предмет и метод правового регулирования.

См. 38!!!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.109 с.)