Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В статьях нормативных правовых актов

Поиск

Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом причин:

1. Правилами юридической техники, требующими лаконичного, экономного изложения

юридического текста. Если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. Например, ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - содержит во второй части перечисление способов такого причинения: с особой жестокостью, из хулиганских побуждений, в целях использования органов и тканей потерпевшего и др. Здесь диспозиция одна - причинение тяжкого вреда умышленно, а гипотезы - разные. Во избежание повторения диспозиции более экономно излагаются все составы в одной статье. То же относится к совпадению санкций, гипотез. В таких случаях совпадающие части структуры норм права или нормы, обслуживающие ряд правовых институтов, например гражданского права, формулируются в Общей части Гражданского кодекса или Уголовного кодекса. Например, ст. 12 ГК РФ - способы защиты гражданских прав или ст. 15

того же Кодекса - возмещение убытков. Положения этих статей относятся к нормам,

содержащимся в Особенной части Кодекса.

2. Необходимостью совпадения духа и буквы закона, т.е. мысль законодателя и словесное ее

выражение должны совпадать. Но со временем текст акта может устаревать, поэтому

формулировки, содержащиеся в статьях акта, требуют толкования. И здесь используется анализ всех трех элементов нормы права. Отыскание этих элементов и позволяет правильно

проанализировать и применить адекватное, распространительное или ограничительное толкование.

3. Удобство пользования актом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколько или, напротив, одна норма размещается в нескольких статьях.

Итак, существует несколько способов изложения норм права в статьях нормативного правового акта.

Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это

наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.

Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы

нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч. 1) указывается: "Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с

соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 настоящего Кодекса". А в ст. 129 говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте. Или ст. 518 ГК РФ (ч. 1), посвященная последствиям

поставки товаров ненадлежащего качества, дает ссылку на ст. 475 того же Кодекса, которая

перечисляет различные последствия передачи товара ненадлежащего качества. Это могут быть и уменьшение покупной цены, и безвозмездное устранение недостатков товаров в разумный срок, и возмещение другой стороне расходов на устранение выявленных недостатков.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение

определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 143 УК РФ "Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда", ст. 217 "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах", ст. 218 "Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий" и др.

Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и

казуистический способы изложения норм права.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия.

Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: "При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон

определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем

перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: а) наличие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица.

Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.

 

 

29. Понятие правотворчества.

Как свидетельствует термин "правотворчество", речь идет о творении, создании права. Под

правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене

нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством,

последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество - это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений; созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма; процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно- властного характера.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

Принцип законности предполагает:

 принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены

соответствующими полномочиями и в их пределах;

 оформление определенной процедурой;

 выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

 новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных

нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно

законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в

общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов

транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население

широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.

Принцип научности включает в себя:

 разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

 планирование приоритетности принимаемых актов;

 прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

 учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

 учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в

существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее - более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.

 

 

30. Виды правотворчества.

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой

деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые ученые (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотворчество, а также чрезвычайное.

Законотворчество - один из распространенных и ведущих видов правотворчества.

Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы

государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты

высшей юридической силы - законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов. Характеристика законов и их виды подробно рассмотрены в главе об источниках права, поэтому ограничимся приведенными положениями.

Подзаконное правотворчество реализуется чаше всего органами исполнительной власти. Оно

предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих

оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

1) решения референдума обладают высшей юридической силой;

2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

3) референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого- либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

4) организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы

делегированного характера в Российской Федерации не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих

полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они

принимали правовые акты совместно с государственными органами. За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом не допускается субделегация, т.е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.

В Российской Федерации, как указывалось выше, практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента Российской Федерации, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных

правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными,

кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

В Российской Федерации действует широкий круг актов чрезвычайного правотворчества,

например Федеральные законы от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и

мобилизации"; от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и др.

Выделяют три вида ситуаций чрезвычайного характера:

 внешнего, например посягательства или угроза посягательств на

внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные

конфликты);

 социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки,

террористические акты, попытка насильственного свержения

конституционного строя);

 техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и

др.). Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

 назначение - предупреждение и устранение социальных катастроф,

обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод,

восстановление законности и правопорядка;

 закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого

правового режима осуществления государственной власти;

 устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так

и государственных органов, организаций, учреждений и других

субъектов;

 содержат, как правило, императивные нормы и предписания;

 имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве.

Собственное правотворчество органов местного самоуправления, как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например

конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными

государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других

правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные

договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха.

Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

 

 

31. Законотворческий процесс: понятие и стадии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.01 с.)