Процедурные правила принятия юридических документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедурные правила принятия юридических документов



Юридические документы бывают разного характера. Однако их все же можно разделить на два блока: 1 ) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: правотворческая; интерпретационная; правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.); правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы); 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права. Этот вид документов опосредует: применение санкций за правонарушения; предупреждение правонарушений; разрешение споров между субъектами права; устранение коллизий между нормативными актами и т.д. Сюда относится всякая правоприменительная юрисдикционная деятельность гос органов, в результате которой принимается множество правоприменительных документов.

1) научной категорией, обозначающей порядок совершения всех видов юридической деятельности, является понятие «юридический процесс»; 2) нормы, регулирующие нормальный ход реализации материального права, составляют юридическую процедуру или процедурное право; 3) нормы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, объединяются в понятие «юрисдикционный процесс» или собственно процессуальное право.

Общие правила юр техники, касающиеся порядка проведения любой юр деятельности. Законность процедуры означает, что последовательность действий, связанных с принятием юр документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры. Это правило призвано обеспечить достижение целей быстрого и полного осуществления юридической деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со стороны гос органов, должностных лиц и граждан. Правило юр техники, о котором идет речь, имеет двоякий смысл: а) это задача органа, установившего процедуру, постоянно работать над ее усовершенствованием, внося соответствующие изменения в установленный им порядок принятия правовых актов. Б) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать при этом рационально. Обоснованность изменения процедуры. Имеется ввиду совершение юр значимых действий в последовательности, вытекающих из существующих условий. Плановость процедуры. Юридическая процедура порой настолько сложна, что растягивается на довольно продолжительное время. Например, три чтения в Государственной Думе закона занимает около шести месяцев. Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государственной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленарного заседания. Учет и согласование интересов адресатов правового акта. Это означает, что к процессу его разработки и принятия должны привлекаться граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или другое). Выполнение этого процедурного правила — обычно обязанность составителя юридического документа. Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Значимость этого процедурного правила куда большая при принятии законов. Для того чтобы претворить его в жизнь, необходимо: познать закономерности общественного развития; выявить социальные интересы; определить доминирующие интересы и т.д. Для согласования интересов используются согласительные процедуры, экспертиза законопроектов, их всенародное обсуждение, освещение законотворческого процесса в прессе и др. Логическая последовательность выполнения действий, составляющих процедуру. Логика должна пронизывать не только содержание юридических документов, но и процедуру осуществления юридической деятельности. Впрочем, одно с другим связано накрепко. Если нарушается последовательность процедурных действий, становится проблематичным и вынесение правильного и логичного решения по юр делу. Соблюдение процедурных сроков. Срок является определенным промежутком времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены или, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Это требование очень часто подкрепляется конкретными указаниями закона (легальные сроки). Особенно сроки важны в юрисдикционной деятельности (устанавливаются предельные сроки предъявления обвинения, расследования, предания суду). Иногда сроки для участников правоотношения устанавливаются судом (судебные сроки), а также сторонами договора (сроки по соглашению). Однако при решении многих вопросов конкретные сроки не устанавливаются (например, назначение на должность, награждение). В этих случаях должно действовать следующее правило (правовая аксиома): юридически значимое действие должно быть выполнено в оптимально короткий срок. Часто сроки вводятся для того, чтобы заставить отдельных лиц действовать быстрее. Иногда причины обратные: в этом случае сроки используются, чтобы замедлить активность. В некоторых случаях сроки защищают какое-либо дело достаточно уязвимого свойства от поспешных действий партнера. Иногда сроки носят чисто технический характер и соответствуют естественным или биологическим потребностям. Проверка правильности выполнения процедуры. Юридическая деятельность всегда затрагивает интересы лиц. Заинтересованным лицам должна предоставляться возможность обжалования несправедливого, на их взгляд, решения. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность Универсальным контролирующим органом в этом деле является суд. Применение санкций за нарушение процедуры. Санкции могут быть самыми разными: уголовными (например, за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности), дисциплинарными (например, освобождение от должности). Возможно также признание правового акта недействительным или ничтожным. Процедурные правила несут две очень важные задачи: повышают эффективность юридической деятельности; гарантируют интересы граждан, которые затрагиваются в ходе ее осуществления.

 

17.Понятие законодательства. Требования к законодательству или критерии его качества.

Термин «з/дат-во». Он понимается по-разному: 1) законодательство — это со вокупность законов.2) — совокупность нормативных актов, издаваемых фед. органами власти; 3) — это совокупность всех действующих нормативных актов в стране(как федеральных, так и региональных). Пока наиболее предпочтительным явл. 2ой подход. Аргументы: а)ограничение законодательства только законами не соответствует дсйствительной роли Президента, Правительства и министерств; б) включение в это понятие всех нормативных актов, издаваемых в стране, создает опасность нивелировки подзак.фед. актов по сравнению с региональными; в) узкое понимание законодательства противоречит сложившейся юридической практике, когда почти любой закон после его принятия буквально «обрастает» нормативными актами меньшей юридической силы, обеспечивающих его детализацию и реализацию; Качество законодательства — это внутренне присущая его фор­ме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность законодательства удовлетворять оп­ределенные потребностей общества.Чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям. Требования: 1) Должно отражать волю государства, правотворческого го­сударственного органа, а через него и волю государства. Закон считается качественным, если соответствует реальным обществен­ным отношениям; 2) Стремление к минимальному количеству нормативных актов, иначе у населения воз­никают проблемы с получением информации о законодательстве, снижает желание действовать в соответствии с законодательст­вом. В правотворчестве надо исходить из принципа: регулировать с по­мощью законодательства лишь вопросы, которые граждане и органи­зации не могут урегулировать самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. 3) Стабильность, которая достигается при максимальной продуманности и обос­нованности закона. 4) Своевременное обновление, т.к. если закон не успевает за развитием общественных отношений, он превращается в тормоз; 5) Полнота - нормат. акт содержит конкретизацию всех элементов правоотношений, которые возникнут на его основе: объекты, субъекты, их права и обязанности, санкции;6) Конкретность, т.е. содержать четко выраженные правила поведения, способные однозначно регулиро­вать определенную сферу общественных отношений.

18.Экспертиза проектов нормативных актов.

В общем смысле экспертиза - это исследование специа­листом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и др. Экспертная деятельность — это всегда оценочная деятельность. В полной мере это применимо и к экспертизе законопроектов. Его дело — проникнуть в суть законопроекта, познакомившись с его содержанием и формой, и вынести решение о его регулятивной пригодности. Целью - анализ законопроекта с точки зрения соблюдения различных правил юр. техники, касающихся: концепции законопроекта; его структуры; логики построения; языка изложения норм права. Эксперт обязан вынести решение о качестве зако­нопроекта, т.е. можно ли достичь поставленных в нем целей. Эксперт должен быть независимым. Наряду с экспертизой юридического характера вполне могут быть проведены другие виды экспертизполитологическая, проверка концепции законопроекта и выявление возможных негатив­ных его последствий; логическая, т.е.не нарушены ли логические правила юридической техники; лингвистическая, проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка. Бывает внутренняя экспертиза. Проводится работниками юр. отдела правотворческого органа, который готовит законопроект.

19.Требования к содержанию нормативных актов.

Содержание любого нормативного акта должно отвечать следующим требованиям: 1)Требование законности, т.е. нормативный акт по содержанию дол­жен соответствовать общепризнанным нормам и принципам МП, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу, а такжеа)нормативный акт должен издаваться в пределах компетенции правотворческого субъекта; б) нормативный акт принимается в соответствии с правами и свободами граждан; 2)Требование соответствия нормам морали, т.е.нормативные ак­ты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь; 3) Требование целесообразности, т.е. способность нормативного акта отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реальных условиях. 4) Требование обоснованности, т.е. норм. акты должны при­ниматься с учетом объек. и субъект. факторов в соответ­ствии с закономерностями и тенденциями развития общества + правильное прогнозирование последствий принимаемых решений; 5) Требование эффективности, т.е.принятия такого акта, в результате которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия. Для этого требуется использование статистических данных, социологических, математи­ческих методов, привлечение юристов, социо­логов, математиков, экономистов; 6) Требование своевременности, т.е. правовые предписания акта должны быть не­обходимыми и важными именно на данном этапе общественного раз­вития; 7) Требование стабильности, т.к. необхо­димо регулировать не только существующие общественные от­ношения, но и отношения, которые возникнут в будущем. Частые изменения способны привести к ослаблению не только авторитета данного нормативного акта и права в целом; 8) Требование экономичности, т.е. достижение результата, который ставились при принятии акта, с наименьшими затратами, т.о. нужно применять рациональный способ достижения цели; 9) Требование реальности, т.е. выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, тех­ническими ресурсами.

20.Основные способы и приемы формирования содержания.

Основные способы формулирования права: запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, юр. конструкции, правовые презумпции, фикции, аксиомы, исключения.

Суть норм запретительного характера заключается в установле­нии обязанностей воздерживаться от определенных действий. Предписание, требует от субъектов права совершения активных действий. Дозволения — это прием нормативного регулирования, связан­ный с предоставлением субъектам права возможности совершать то или иное поведение. Устанавливая субъективные права, законода­тель лишь их ориентирует, побуждает к определенному поведению. П ринципы права — это абстрактно выраженные правила поведения, определяющие сущность права. Значение: 1) отражают объективные законы жизни; 2) являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан; 3) могут регулировать общ.отношения, например, когда суд, не найдя нормы права для разрешения дела, решает его на основе принципов права (аналогия права). Виды: принцип законности; принцип свободы совести; равенства; гуманизма; принцип свободы труда (в трудовом праве); принцип свободного распоряжения собственностью (в ГП). Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абст­рактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой (прямая демократия, административный акт, собственность, налоговые сборы, экономические преступления). Правовая презумпция — это обязанность правоприменителя признать без доказательств презюмируемый факт, на который есть указание в законе, установленным (существующим или отсутствующим) и разрешить в соответствии с этим юридическое дело. (презумпция невиновности, знания закона). Правовая фикция— это не существующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как ре­альное, существующее и ставшее в силу этого обязательным (усыновление). Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отра­жение в нормах права (Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких, родственников). Исключения — это прием правотворческой техники, который по­зволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специ­альных целях или интересах (при нали­чии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жи­тельства вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет).

21.Правовые дефиниции.

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Виды определений: законодательные (основанные на законодательных или норма­тивных документах); вытекающие из судебной практики (т.е. из судебных решений); доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права). В соответствии с правотворческой практикой опреде­лению подлежат понятия: неточные; редкие; специальные; иностранные; сложные юридические; имеющие множество смыслов; по-разному трактуемые юридической наукой и практикой. Правила составления дефиниций. Правовые дефиниции должны: 1) отражать только существенные признаки обобщаемых явле­ний; эти признаки должны иметь правовое значение; 2) быть полными и отражать все обобщаемые явления; 3)быть адекватными, т.е. иметь совпадающий объем с определяе­мым понятием; 4) не содержать противоречивые суждения; 5) не содержать термины, употребляемые в определяемом поня­тии (чтобы не было тавтологии ). Виды: 1) полные, т.е. содержащие весь набор существенных признаков; 2) неполные, в которых отсутствует полный набор существенных признаков, хотя присутствуют главные из них. 3) дефиниции-перечни. Используются, когда еще не накопился достаточ­ный опыт в применении понятия и не представляется возможным оп­ределить его путем указания в нем существенных признаков. Где помещать дефиниции? дефиниция понятия дается при первом его упоминании (если нормативный акт не­большой по объему, и пользователь может быстро возвра­титься к определению, если возникнет необходимость); 2)в начале нормативного акта дается серия дефиниций терминов, наиболее важных и трудных для понимания. (для крупных нормативных актов; 3)комплексный: несмотря на расшифровку тер­минов в начале нормативного акта их определение дается при упоми­нании в тексте (если нор­мативный акт ориентирован сугубо на население, где лишнее разъяс­нение смысла терминов улучшает понимание норм права; 4) постранично-ссылочный: в тексте норма­тивного акта дается ссылка на страницу, статью, пункт нормативного акта, где термин впервые употребляется и определяется (для нормативных ак­тов, рассчитанных на юристов).

22.Юридические конструкции.

Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абст­рактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой. Признаки: 1. Если в дефиниции объеди­няются однородные явления, предметы, то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления (кража, бандитизм, получение взятки – обжих признаков нет); 2. Юридические конструкции — это обобщения различных слож­ных явлений, элементов юридической деятельности не но признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска и др.); 3. В отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция — обобщение более глубокое. Если в дефи­ниции отражаются общие признаки однородных явлений, т.е. их существенные свойства, то в юридической кон­струкции отражаются связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений; 4. В юридической конструкции отражаются лишь типичные связи, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юр.фактах, общественных отношениях; 5. Отсутствие хотя бы одного элемента общественного отношения приводит к разрушению конструкции в целом. Примеры юридических конструкций: 1)-юридическая конструкция субъективного права, юридической обязанности, законодательства и т.п.); 2) конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, гражданства, федерализма (Констит.право); 3) административное право - конструкции административных актов, консультативных заклю­чений, государственных служащих; 4) финансовое право - бюджетное финансирование гос. органов, прямые налоги, косвенные налоги; ГП - конструкция собственности; 5) ТП - конструкции коллективного договора, трудового контракта; 6) УП - состав преступления, должностные преступления, военные преступления. Значение: 1) способствуют концентрированномувыражению содержания права. Позволяет сразу урегулировать множество жизненных ситуаций; 2) инструмент обобще­ния жизненных ситуаций, т.о. дают возможность ликвидировать пробелы права; 3) придают нормативному акту ло­гическую стройность; 4) выполняют функцию классифика­ции различных юридических ситуаций;

23.Правовые презумпции.

- это предположение о наличии или отсутствии предметов, фактов, основанное на связи между ними, подтвержденное жизненной практикой.

Признаки презумпций: 1) индуктивный характер, т.е. презумпции являются абстрактны­ми положениями, где на основе отдельных частных признаков делается общий вывод; 2) отражение такой связи предметов, явлений, где очевидными являются лишь одни обстоятельства, существование же других при­ходится предполагать. Например, если судья является родственником подсудимого (очевидный факт), то он будет субъективно, а не объективно подходить к рассматриваемому делу (не обязательно, но вероятно); 3) повторяемость явлений, которая приобретает характер закономерности (заинтересованное отношение к родственникам присуще всем людям, в том числе судье); 4) предположительный, т.е. вероятностный характер. Вполне возможен и иной расклад событий (судья может нахо­диться с подсудимым-родственником в неприязненных отношениях). Правовая презумпция — это обязанность правоприменителя признать без доказательств презюмируемый факт, на который есть указание в законе, установленным (существующим или отсутствующим) и разрешить в соответствии с этим юридическое дело. Структура: 1) условие действия правила, или гипотеза; 2) само правило, или диспозиция; 3) контрпрезумпция, которая содержит возможность опровержения. Виды: 1) по характеру общности — общеправовые презумпции (невиновности, истинности судебного решения, знания за­кона) и отраслевые (действительности акта органа исполнительной власти, добросовестности, разумности управляющих акционерным обществом); 2)по связи с нормами права — фактические, т.е. не связанные справом, и юридические, закрепленные в нормах права; 3)по способу выражения — прямые, т.е. четко выраженные в пра­ве, и косвенные, которые выводятся из совокупности нормативных предписаний (распределение бремени доказывания в гра­жданском процессе); 4) по функциям в правовом регулировании, — ма­териальные (главная цель которых — установить юридический факт) и процессуальные (их цель другая — исключить предоставление дока­зательств для вынесения судебного решения и указать, на кого возла­гается бремя доказывания); 5)по правовым последствиям использования — опровержимые и неопровержимые презумпции. Значение: 1) вносят определенность в разрешение юридического дела, что позволяет обойти юридические тупики; 2) позволяют экономить время рассмотрение правоприменительного ка­зуса; 3) с помощью презумпций законодатель демонстрирует положи­тельное отношение к человеку (например, презумпции добропоря­дочности, невиновности) и настраивает на это правоприменителей.

24. Правовые фикции.

Правовая фикция— это не существующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как ре­альное, существующее и ставшее в силу этого обязательным (например, усыновление, признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведе­ний в течение пяти лет; снятие судимости; освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии и др). Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются на­столько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Виды: 1) по источнику, в котором фикции содержатся: конституционные; находящиеся в законе; содержащиеся в подзаконных актах; 2) по способу выражения: сформулированные в виде суждений (отрицательных или утвердительных); сформулированные в виде неопровержимых редположений; 3) по характеру правовых ситуаций: фиктивные факты; фиктивные состояния. Значение: устраняют неопределенность в правовом регулировании; помогают упростить юридические отношения и сделать право­вое регулирование устойчивым и стабильным; способствуют охране прав граждан; сокращая ход и объем правовой деятельности.

25. Правовые аксиомы

Этому приему правотворческой техники не повезло: в юридиче­ской науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внима­ния'.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту пробле­матику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных по­ложений, закрепленных в законодательстве. Правовые аксиомыэто общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отра­жение в нормах права. Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодатель­стве, зарождается в сознании людей. В ней находит отражение много­вековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются про­стые по содержанию жизненные правила, в которых находят отраже­ние начала справедливости'. Таким образом, найти отражение в нормах права должны лишь такие общепризнанные идеи, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уго­ловно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассмат­ривать дело, если его участниками являются его родственники.Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких, родственников (ст. 51 Конституции РФ).Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной си­лы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юри­дической наукой, а затем вводятся в законодательство. Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше акси­ом, к далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некото­рые из них, пришедшие еще из римского права. Где есть право, там есть и его защита.Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание.Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством. Решение спора между двумя лицами, не должно вредить третьему лицу. Пусть будет выслушана и другая сторона. Да не превзойдет судья требования сторон.Правовые аксиомы делятся на следующие виды: а) по характеру — общие и отраслевые;б)по содержанию — утверждающие и отрицающие. Значение правовых аксиом заключается в том, что они: упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;делают правовое регулирование экономным;способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным; позволяют сделать правовое регулирование более эффективным.

26. Система логических требований (правил) в правотворчестве

Характер юридической логики накладывает отпечаток на логиче­ские правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Некоторые из них носят общий ха­рактер и важны для всех юридических документов:единообразное понимание терминов;согласованность различных частей правового документа;согласованность различных правовых документов;отсутствие противоречий между частями правового документа;отсутствие противоречий между различными правовыми доку­ментами последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов;убедительность правовых документов.Эти общие логические правила правотворческой техники рас­сматривались ранее.

Теперь предстоит обратить внимание на специфические правила логики, используемые в процессе правотворчества:обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации);соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства;однородность правовых обобщений, помещаемых в норматив­ный акт (правило отраслевой типизации);классификация нормативных предписаний; регламентирование всех элементов логической нормы права;обеспеченность нормативных предписаний санкциями;вынесение за скобки одинаковых частей логических норм. Рассмотрим эти логические правила правотворчества по порядку. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации)

Для общества более оптимальным вариантом является ситуация, когда человек как разумное существо строит свое поведение согласно нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая необходимость такого поведения. Выгода для общества здесь прямая: не надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких граждан и аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.Однако для обеспечения добровольности исполнения закона следует к тому же предпринимать определенные меры. Одним из эффективных способов является указание в самом нормативном акте на причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законодатель при этом преследует. Не лишним будет назвать и главную идею зако­на. Все это составляет информацию для адресатов нормативного акта, ориентирующую его и мотивирующую поведение, заложенное в нор­мативном акте.Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле. Но это не обязательное правило. Вот пример иного ро­да, когда законодатель счел необходимым более пространно изло­жить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и посвятил этому отдельную статью.

В Законе «Об образовании» в преамбуле сказано, что право на образо­вание является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это положение уже ориентирует граждан на то, что речь идет об их свободе (любое право - это мера дозволенного, возможного поведения). Но дальше законодатель как бы подталкивает граждан к тому, чтобы они непременно им воспользовались, разъясняя, что дает образование личности и на каких принципах оно основывается. «СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на сле­дующих принципах:гуманистический характер образования, приоритет общечеловече­ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;единство федерального культурного и образовательного простран­ства. Защита и развитие системой образования национальных культур, ре­гиональных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­ников;светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;свобода и плюрализм в образовании;демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием. Автономность образовательных учреждений». Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства: Основополагающим здесь является принцип законности. Это оз­начает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Кон­ституции Российской Федерации и нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Чтобы воплотить принцип демократизма в законотворчестве, депутаты парламентов (как федераль­ного, так и региональных) должны поддерживать тесную связь со своими избирателями, знать их нужды и чаяния. Принцип научности в правотворчестве обеспечивается привлечением ученых хотя бы для проведения экспертизы подготовленных проектов законов, но лучше сотрудничество с научными силами начинать на более ранних этапах прохождения законопроектов. Принцип реальности заставляет зако­нодателей «держать руку на пульсе» и не отрываться от действитель­ности, или иначе: им надо жить одной жизнью с народом и всеми ни­тями быть связанными с обществом.Одним словом, принципы, пронизывающие всю систему законо­дательства, — это «маяки» для каждого нормативного акта в отдель­ности и по ним надо выверять все законодательные акты.

Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации) На сегодняшний день специализация норм права достигла высокого уровня. Давно ушло время, когда, как в «Русской Правде», в од­ном нормативном акте можно было найти и уголовно-правовые, и гражданско-правовые, и семейно-правовые нормы. Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к раз­личным отраслям права, вне всякого сомнения, являются анахрониз­мом. В нормативный акт должны помещаться нормативные обобще­ния, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нор­мы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип.Применительно к «старым» отраслям права, где существуют ко­дифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс Российской Федерации вторгается в об­ласть гражданско-процессуального права (см. ст. 67—71). К сожале­нию, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо от­носительно новой области общественной жизни, еще не подвергав­шейся детальной правовой регламентации. Причем делается это из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и облег­чить адресатам пользование нормативным актам.Классификация нормативных предписаний. Классификация должна осуществляться по следующим правилам:а)при делении правовых норм надо использовать одно и то же ос нование;б)объем частей множества должен равняться объему всего классифицируемого множества (правило соразмерности деления);в)члены множества должны взаимно исключать друг друга; г)подразделение на множество должно быть непрерывным, нельзя перескакивать через ближайшее подмножество.Классификации должны быть выстроены так, чтобы выявлялись и иные и охранительные свойства права. В них должна проявляться и связь между регулятивными и охранительными правовыми предписаниями. В конечном же счете правильно сделанные классификации всегда позволяют мысленно сконструировать логически норму права.

Обеспеченность нормативных предписаний санкциями: Это правило является аксиоматичным. Особенность правовых норм в том, что они устанавливаются под угрозой наложения на субъ­ектов правоотношений неблагоприятных последствий. Кроме того, встречается и другое, еще более не­терпимое положение, когда законодатель отсылает к закону, который еще не принят. Получается, что устанавливаются нормы без санкций. Относительно установления санкций в нормативном акте дейст­вуют следующие правила: санкции должны быть соразмерны тяжести правонарушений; должна быть определена процедура наложения санкций;должно содержаться указание на механизм их исполнения.

Отсутствие дублирования нормативных предписаний: Следует различать дублирование механическое, т.е. ситуацию, ко­гда по недосмотру разработчики помещают тождественное или анало­гичное нормативное предписание в нормативный акт. Эту ситуацию можно смело квалифицировать как правотворческую ошибку.

27. Структура нормативного акта

Система структурных единиц нормативных актов Структура нормативного акта — это его строение. оглавление;преамбула;часть;раздел;глава;статья;параграф;пункт;подпункт;абзац;примечания;заключительные положения;приложения;

Заголовок Заголовок — это наименование нормативного акта.Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативно­го акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно их средств выра­жения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта. Цель заголовка — лаконично отразить основную идею норматив­ного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы: точность. Это означает, что он



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.93 (0.03 с.)