Общие правила проведения систематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила проведения систематизации



Их можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости оттого, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения. Общие правила проведения работы по систематиза­ции таковы:

1) составление плана систематизации;

2) составление перечня правовых актов, которые необходимо сис­тематизировать;

3) сбор этих правовых актов;

4) изъятие актов устаревших;

5) внесение в правовые акты изменений и дополнений;

6) анализ правовых актов;

7) их ревизия;

8) выбор критериев систематизации;

9) размещение материала по рубрикам.

Конечным результатом проведенной работы может быть сбалан­сированная и гармоничная система правовых актов.

Причины систематизации

Множество объективных и субъективных причин делают систе­матизацию крайне необходимой.

К объективным причинам относятся:

1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся на­личием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации;

2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;

3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда неред­кими являются коллизии между нормативными актами, ими издавае­мыми);

4) пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходи­мость ее устранения;

5) накопление большого количества нормативных актов в процес­се преобразований, происходящих в государстве;

6) формирование новых отраслей законодательства;

7) обеспечение удобства пользования нормативными актами.

Субъективные причины таковы:

1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а по­рой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативно­го акта;

2) декларативность актов и невозможность ими реально пользо-| ваться;

3) несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эф­фективность;

4) засоренность нормативного массива недействующими или дуб­лирующими предписаниями;

5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т.д.

Принципы систематизации

Под принципами принято понимать фундаментальные, или осно­вополагающие, идеи, которые движут субъектами права, выполняю­щими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно све­сти работу к нулю. Вот почему принципы обычно выступают как тре­бования, которые должны неуклонно исполняться.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реа­лизация которых позволит субъектам систематизации достичь по­ставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что ей свойственны практически те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особен­но близко систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в раз­деле I, где речь шла о правотворчестве):

· плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);

· стремление к минимальному количеству нормативных актов;

· полпота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям);

· целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);

· оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо после­дующие ее изменения только осложнят работу);

· непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явле­ние временное, динамизм правовой системы не предполагает приос­тановку этой работы);

· экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительно­сти, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);

· доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать дос­таточно легким пользование ими);

· демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);

· гласность (процесс и результаты работы по систематизации по­лезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);

· профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе ко и ра­ботой занимались знатоки этого дела);

· научность (привлечение разработок ученых в области система­тизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубеж­ный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Выполнение всех перечисленных требований позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

 

Вопрос 44

1. Кодификация и правила ее проведения

Научные подходы к характеристике кодификации

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией'. Для этого, надо сказать, были веские основания: дей­ствительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством ак­тов является их объединение с отбором, переработкой и согласовани­ем всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не бы­строе. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегриро­вать множество актов в один без их коренной переработки, и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так воз­ник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 90-е годы ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодифика­ции. Так, В.К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации*. К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

1) систематизация имеет дело с законодательными актами. В про­цессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми пред­писаниями;

2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой сторо­ны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который нозволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — самый интеллектуально трудный вид системати­зации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный временной период и требует объединения усилий множества высоко­квалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса был создан Центр частного пра­ва, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-про­цессуального и т.д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификацияэто упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке.

Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском союзе существует слишком «вольное» понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Ев­росоюза (инструкций, директив, постановлений и др.)'.

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодифи­кацию понимают в узком и широком смысле2. В узком смысле коди­фикация — это процесс создания классических кодексов. В широ­ком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, уст­раняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т.п. Более того, некоторые французские ученые и соеди­нение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодифи­кацией. Здесь уже практически стирается разница между видами сис­тематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «ко­декс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно назы­вать кодексом.

 

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для диффе­ренциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «коди­фикация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов система­тизации. Рассмотрим ее признаки:

1) целью кодификации является создание единого и согласован­ного нормативного акта;

2) кодекс Это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существова­ние других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;

3) цельность кодексу придает не только однородность регулируе­мых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы от­расли права;

4) кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимо­сти его всесторонней переработки;

5) при кодификации приходится иметь дело с правовыми предпи­саниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;

6) собранные правовые предписания перерабатываются основа­тельно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые право­вые предписания;

7) все правовые предписания, намеченные для включения в ко­декс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной ло­гической схеме:

8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:

а) время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);

б) скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);

9) результаты кодификации всегда носят официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по ста­ тусу самый компетентный в области правотворчества государствен­ ный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;

10) кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;

11) кодифицированные законы хотя и считаются но юридической силе равноправными с законами некодифицированными1, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической тех­ники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда детализированно регулирует общественные отноше­ния. И если по этой причине приходится издавать закон более деталь­ный и специализированный, нет никаких оснований делать кодифи­цированному акту преференции. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых'.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.24.202 (0.048 с.)