Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие правила проведения систематизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Их можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости оттого, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения. Общие правила проведения работы по систематизации таковы: 1) составление плана систематизации; 2) составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать; 3) сбор этих правовых актов; 4) изъятие актов устаревших; 5) внесение в правовые акты изменений и дополнений; 6) анализ правовых актов; 7) их ревизия; 8) выбор критериев систематизации; 9) размещение материала по рубрикам. Конечным результатом проведенной работы может быть сбалансированная и гармоничная система правовых актов. Причины систематизации Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой. К объективным причинам относятся: 1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации; 2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства; 3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми); 4) пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходимость ее устранения; 5) накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве; 6) формирование новых отраслей законодательства; 7) обеспечение удобства пользования нормативными актами. Субъективные причины таковы: 1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативного акта; 2) декларативность актов и невозможность ими реально пользо-| ваться; 3) несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эффективность; 4) засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями; 5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т.д. Принципы систематизации Под принципами принято понимать фундаментальные, или основополагающие, идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно свести работу к нулю. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться. Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему. Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что ей свойственны практически те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно близко систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в разделе I, где речь шла о правотворчестве): · плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.); · стремление к минимальному количеству нормативных актов; · полпота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); · целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); · оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо последующие ее изменения только осложнят работу); · непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); · экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); · доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими); · демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); · гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы); · профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе ко и работой занимались знатоки этого дела); · научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи). Выполнение всех перечисленных требований позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.
Вопрос 44 1. Кодификация и правила ее проведения Научные подходы к характеристике кодификации Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией'. Для этого, надо сказать, были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм. Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки, и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 90-е годы ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2. Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В.К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации*. К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы: 1) систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями; 2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются. Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который нозволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности. Понятие кодификации Кодификация — самый интеллектуально трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный временной период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т.д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др. Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта. Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту. В Европейском союзе существует слишком «вольное» понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.)'. Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле2. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов. В широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т.п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.
С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным. Особенности кодификации Кодификация существенно отличается от других видов систематизации. Рассмотрим ее признаки: 1) целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта; 2) кодекс Это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость; 3) цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права; 4) кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки; 5) при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом; 6) собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания; 7) все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме: 8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание: а) время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы); б) скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы); 9) результаты кодификации всегда носят официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по ста тусу самый компетентный в области правотворчества государствен ный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона; 10) кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов; 11) кодифицированные законы хотя и считаются но юридической силе равноправными с законами некодифицированными1, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда детализированно регулирует общественные отношения. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований делать кодифицированному акту преференции. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых'.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.011 с.) |