Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии законодательного процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно. Широкое понимание включает в себя помимо подготовки, обсуждения, принятия и опубликования законов и вступление их в действие! и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона! Сторонники узкого понимания не считают выявление потребности принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законодательного процесса. Принятие решения о подготовке законопроекта. Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно совместное составление целевой комплексной программы. При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов Федерации, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах. Сбор необходимой информации. Она служит базой всей законотворческой работы.Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. виды информации: ♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.); ♦ о состоянии законодательства в данной области; ♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы; ♦ научная информация; ♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и др.); ♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона); ♦ социальная информация (общественное мнение). Методы сбора информации могут быть самыми различными: анализ литературных источников (книги, сборники, периоди ка, архивные документы и др.); составление поисковых вопросов, обращенных к ведомствам, предприятиям, учреждениям, специалистам, ученым и т.п.; ♦ направление запросов в государственные структуры, обладающие в силу выполняемых ими функций специальной информацией; ♦ исследование исторической информации; ♦ анализ нормативных правовых аналогов, как российских, так и зарубежных, и др. Главное, чтобы полученная информация была достаточной и комплексной. И лишь когда собрана и обобщена необходимая информация, можно приступать к формированию замысла законопроекта. Разработка концепции законопроекта. Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить. Концепция должна отражать: ♦ предмет правового регулирования; ♦ цели закона; ♦ доказательства выбранного подхода решения вопроса; ♦ соотношение законопроекта с другими нормативными актами; ♦ структуру закона; ♦ механизм реализации; ♦ возможные последствия его принятия; ♦ его стоимость. Составление проекта закона. Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. Проведение экспертизы. Экспертиза призвана дать оценку законопроекта но многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам; ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: ♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с вступлением в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства.
Внесение законопроекта(стадия законодательной инициативы). Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку). Конституция Российской Федерации (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам. Круг их небольшой: ♦ Президент Российской Федерации; ♦ Совет Федерации; ♦ члены Совета Федерации; ♦ депутаты Государственной Думы; ♦ Правительство Российской Федерации; ♦ парламенты субъектов Федерации; ♦ суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный) но вопросам их ведения. Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации.И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, законопроект включается в план законопроектных работ. Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту.Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения; Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный по законопроекту комитет. Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответственный комитет. Для этой цели создается рабочая группа, в которую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты. Если законопроект затрагивает несколько комитетов, может быть создана совместная рабочая группа. Не бездействует и Аппарат Государственной Думы: его Правовое управление готовит заключение после проведенной им правовой и лингвистической экспертиз.И лишь после этого законопроект направляется в Совет Государственной Думы для вынесения его на пленарное заседание. Обсуждение концепции законопроекта Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Оно проходит по следующей схеме: ♦ доклад инициатора законопроекта; ♦ содоклад ответственного комитета Государственной Думы; ♦ предложения и замечания фракций и депутатских групп; ♦ выступление депутатов; ♦ свое мнение высказывают полномочные представители Президента и Правительства Российской Федерации; ♦ слово могут попросить представители законодательных (представительных) органов субъектов Федерации; ♦ могут выступить другие лица, приглашенные для участия в обсуждении. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может: ♦ принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; ♦ принять закон; ♦ отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Рассмотрение поправок к законопроекту. Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Поправки в законопроект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имеющие согласно статье 104 Конституции РФ право законодательной инициативы.Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.Порядок проведения второго чтения таков: ♦ с докладом выступает представитель ответственного комитета; ♦ свое мнение высказывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; ♦ заслушивается полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; ♦ заслушивается представитель инициатора законопроекта; ♦ высказывают возражения представители фракций, депутатских групп или депутатов; ♦ докладчик отвечает на возражения; ♦ проводится голосование об одобрении или отклонении поправок. По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. Принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо но отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Утверждение Советом Федерации. Этот орган существует для дополнительной проверки того, нужен ли принятый закон, каково его качество, есть ли средства для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается две недели. Конституция (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу относятся федеральные конституционные законы и законы по вопросам: ♦ федерального бюджета; ♦ федеральных налогов и сборов; ♦ финансового регулирования; ♦ валютного регулирования; ♦ кредитного регулирования; ♦ таможенного регулирования, ♦ денежной эмиссии; ♦ ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; ♦ статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; ♦ войны и мира. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов (для конституционного закона — большинством не менее трех четвертей голосов) принимает одно из следующих решений: 1) одобрить закон; 2) отклонить закон без обсуждения; 3) обсудить его на заседании палаты. Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению Советом Федерации, в течение 14 дней не представлен на заседание для рассмотрения, он считается принятым и направляется Президенту Российской Федерации для подписания. Подписание Президентом Российской Федерации. Президент России выполняет координирующие функции между ветвями власти. Подписание законопроекта Президентом осуществляется в двухнедельный срок.. Президент может не подписать закон (право вето), но обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.01 с.) |