Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые правила написания юридических документов

Поиск

Язык правовых документов — это язык гос власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан выполнять правила, касающиеся языка. Их несколько Ясность. Ясность — это простота, понятность правового документа. Требуется так составлять правовой документ, чтобы он был понятен всем лицам, на которых распространяется. Неясный правовой акт не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам. Отсутствие проясненности правового документа может иметь разную степень: полная неясность (например, аморальный проступок); двусмысленность (например, утрата доверия); недостаточная ясность (например, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей). Степень простоты и ясности определяется и в зависимости от того, на кого рассчитан правовой акт, какой сферы отношений непосредственно он касается. Если это неопределенный круг лиц, то акты должны быть написаны более простым языком (например, Конституция РФ). Если же правовой акт регулирует достаточно узкую сферу общественных отношений (например, Правила почтовой службы), текст такого акта может быть техничным и сложным. Точность правового документа. Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Иногда первое языковое правило юридической техники (ясность) может вступить в противоречие со вторым (точность). В самом деле, ясность и понятность акта может препятствовать точности юридического текста, и наоборот — повышенное внимание к точности способно привести к усложнению и неясности его текста. Для обеспечения точности правового акта не следует употреблять такие общие и абстрактные формулировки, как «повысить внимание», «решительно улучшить», и выражения в конце фразы типа «и т.д»., «и Т.П».

Доступность правовых актов. Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную роль (УК, КоАП). Доступности способствуют: использование простых слов, терминов, фраз; отказ от использования сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами; отказ от злоупотребления иностранными словами; отказ от использования некоторых канцелярских оборотов. Краткость правовых документов. С окращение объема правового документа, но не в ущерб его качеству. Краткости способствуют: отсутствие многословия; сокращение неоправданных повторений отдельных фраз; использование кратких формулировок; типизация (стандартность) формулировок; вынесение дефиниций в начало документа, с тем чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения. Отсутствие пафосности, декларативности правового документа. Желание правотворческого субъекта поднять значимость правового документа порой приводит к правовой демагогии (намеренное воздействие на чувства и знания людей посредством различных форм односторонней либо грубо извращенной подачи правовой действительности для достижения собственных порочных целей, обычно скрываемых под видом пользы для народа и благосостояния государства). Правовой демагогией довольно часто страдали нормативные акты в советский период. Пафосна преамбула в Конституции России. Возможно, это оправданно: Конституция — документ особенный, призванный отразить единение граждан. Однако в других нормативных актах, а тем более в правоприменительных документах, это только отвлекает внимание адресатов и снижает эффективность правовых документов. Официальность стиля правовых документов. О собенности юридического стиля: строгость стиля; чеканность стиля; его нейтральность; беспристрастность; отсутствие какой-либо оригинальности и резко стилевой индивидуальности; сдержанность и даже эмоциональную холодность; отсутствие образных сравнений; властность (повелительность).

 

РЕКВИЗИТНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся: название вида правового акта; название органа, его издавшего; наименование (полное и сокращенное); дата принятия; номер правового акта. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются необходимым атрибутом правового акта. К ним относятся: место (название города); дата подписания; полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; его личная подпись. Рассмотрим титульные реквизиты. Вид правового акта. Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.). Орган, принявший нормативный акт. Его указание предопределяет юридическую силу правового документа.В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта, ответственного за создание акта. Наименование (заголовок) нормативного акта. С его помощью определяется предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Введение краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования. Что касается наименования индивидуальных актов, то название их содержится во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой увязке с указанием на орган (или субъект), его вынесший. Дата принятия правового акта. Датой принятия ФЗ (кодекса) считается дата принятия его ГД в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его ГД, и дата одобрения СФ, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.). Дата принятия пишется следующим образом, например, 15 февраля 2006 г. Регистрационный номер. Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, получают номер, когда Минюст РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяется момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.009 с.)