Особенности юридической техники в различных правовых семьях мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности юридической техники в различных правовых семьях мира



Понятие содержания юр техники.

Содержание юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Инструментарий, составляющий содержание юридической техники, подразделяется на шесть групп: 1.Содержательные правила, 2.Правила логики, 3.Структурные правила, 4.Языковые правила, 5.Формальные (реквизитные) правила, 6.Процедурные правила. Содержательные правила -правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться. Это связано с тем, что профессия юриста в высшей мере социальная: она обращена к людям и выполняется посредством (с привлечением) людей. Любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной. Правила логики. Юридическая деятельность состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяженна по времени и достаточно затратна с точки зрения нервной энергии. Вот почему остро ставится во главу угла проблема достижения поставленной цели. Наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы, является соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных ее этапов. Структурные правила. юридическая деятельность должна определенным образом систематизироваться. Обычно ее разбивают на части, этапы, стадии, в процессе которых ставятся свои определенные задачи. Их реализация способствует обеспечению цельности работы. Внешне это выражается в придании юридическим документам структурности. Языковые правила. Юр деятельность осуществляется для людей, и любой юрид акт ими должен быть понят. Особенно это касается правотворчества. Но не менее важно соблюдение языковых правил и в процессе реализации норм права, например при составлении договора, написании судебных решений и приговоров. Точность и ясность, доступность для понимания — непременное условие их эффективности.

Формальные (реквизитные) требования. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Акты могут изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально. Процедурные правила. Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться в определенной процедуре. Последствия принятия юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение правил юридической техники, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

ПРАВИЛА ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА)

Нахождение общ отношения в сфере прав регулирования. Не все отношения могут регулироваться правом. Отношения, которые могут быть подвергнуты урегулированию с помощью права должны обладать несколькими свойствами (признаками): а)носить волевой характер и предоставлять субъектам возможность выбора варианта поведения или действий; б)поддаваться внешнему контролю; в) допускать возможность применения гос принуждения при их нарушении; г) выражать интересы общественного развития; д) для их реализации имеются необходимые материальные и иные средства. Если нет хотя бы одного из этих свойств, действие права будет недейственно. Выяснять вопрос, входит ли регулируемое общественное отношение в сферу правового регулирования, важно не только в процессе правотворчества, но и в процессе реализации, а также применения норм права. Однородность правового регулирования. Правовой документ не может быть безразмерным; в противном случае его эффективность снизится. Нормативный акт должен быть рассчитан на упорядочение однородных общественных отношений. То же самое касается и актов правоприменительных. Полнота правового регулирования — это общее правило юридической техники, оно касается не только правотворчества, но и реализации, а также применения права.

При обнаружении того, что общественные отношения остались не урегулированными, хотя могли и должны быть урегулированы, принято говорить о наличии пробелов в праве, а точнее в законодательстве. Пробелом в позитивном праве является полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни. Правильный выбор отрасли права. Для разрешения дела необходимо правильно определить отрасль права, которая регулирует тот или иной вопрос. Выбор правовой формы

Указанный выбор должен происходить в два этапа. 1 этап производится определение того, к какой части сферы правового регулирования (публично-правовой или частноправовой) относится общественное отношение, ситуация. На 2 этапе производится выбор правовой формы: а) сначала определяется наиболее подходящий вид правового регулирования (нормативное или индивидуальное и т.д.) б) затем выбирается оптимальная разновидность правового документа. Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права. Международное право должно для России стать абсолютным ориентиром. Учет международных норм в процессе правотворчества и правоприменения способствует сближению, унификации национальных систем, регулирующих аналогичные отношения. В конечном

счете это повышает способность любой страны к самовыживанию в современном мире.

Достижение: 1) ратификация международных договоров; 2) рецепция (принятие) норм международного права. В этом случае в российском праве появляются новые нормы, обязательные для исполнения. 3) отсылка к нормам международного права эффективна, когда требуется однократное, строго индивидуализированное применение международной нормы.

 

РЕКВИЗИТНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся: название вида правового акта; название органа, его издавшего; наименование (полное и сокращенное); дата принятия; номер правового акта. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются необходимым атрибутом правового акта. К ним относятся: место (название города); дата подписания; полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; его личная подпись. Рассмотрим титульные реквизиты. Вид правового акта. Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.). Орган, принявший нормативный акт. Его указание предопределяет юридическую силу правового документа.В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта, ответственного за создание акта. Наименование (заголовок) нормативного акта. С его помощью определяется предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Введение краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования. Что касается наименования индивидуальных актов, то название их содержится во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой увязке с указанием на орган (или субъект), его вынесший. Дата принятия правового акта. Датой принятия ФЗ (кодекса) считается дата принятия его ГД в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его ГД, и дата одобрения СФ, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.). Дата принятия пишется следующим образом, например, 15 февраля 2006 г. Регистрационный номер. Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, получают номер, когда Минюст РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяется момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

 

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Сегодня правовое регулирование носит сугубо рациональный характер. Причина этого видна невооруженным взглядом: повышается сознание людей и они в большей мере руководствуются не чувствами, а разумом

Переход от символических приемов воздействия права на словесную форму не случаен.

Во-первых, потому, что любой человек усваивает с рождения язык и первоначально правовые нормы легко впитывает устно.

Во-вторых, язык позволяет скорее отразить изменения в жизни и соответственно изменить требования правовых норм.

В-третьих, в языковых формулах можно выразить все нюансы требуемого поведения.

И наконец, жизнь усложняется и сложным становится содержание самих правовых текстов. Символы здесь оказываются плохими помощниками.

Подведем итоги. Еще в 60-х годах прошлого теперь века известный российский правовед А.А. Ушаков поставил вопрос о формировании особого направления в юридической науке — законодательной стилистики1. С тех пор проведены серьезные исследования в области языка права. Конечно, предела исследованию языковых проблем, так же как, впрочем, и других проблем юридической науки, нет. Тем менее уже можно говорить, что это предложение А. А. Ушакова реализовалось: правовая лингвистика создана и существует

Однако в прошлом (на заре человеческой цивилизации) чувства играли большую роль, и тогда существенную роль в правовом регулировании играли символы (например, брачующихся связывали одной веревкой, что означало признание их мужем и женой). Сейчас символы — это вспомогательное средство фиксации, хранения и передачи правовой информации. Вот некоторые из них: герб, гимн, флаг, мантия судьи, форма прокурора, весы как символ правосудия и др.

Определение систематизации

Термин «систематизировать» означает привести в систему, навес­ти определенный порядок. В юридической науке споров относитель­но понимания систематизации права практически пет. Вот определе­ние, которое никем не опровергается.

Систематизация правовых актов — это деятельность, направлен­ная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему.

Работа но систематизации правовых актов — это деятельность не разового характера. Она должна носить постоянный характер, следо­вательно, представляет собой объективную закономерность развитии права. Правотворчество — динамично развивающийся процесс, по­этому постоянно возникает необходимость принимать новые норма­тивные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устарев­шие, некоторые акты приходиться укрупнять, кроме того, порой тре­буется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники1.

Объекты систематизации

Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В.Н. Карташов заме­тил, что этим систематизация не ограничивается2. Систематизируют­ся не 'I ол ько нормативные, но и правоприменительные, а также интер­претационные акты (например, акты судов высших инстанций, а так­же акты Генерального прокурора, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационны-ми документами. Их систематизация не носит публичный характер, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивиду­альными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по лич­ному составу, в договорных отделах систематизируются заключен­ные организацией договоры и т.п. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических доку­ментов, и это является залогом эффективной работы организации.

Предмет систематизации

В этом вопросе первопроходцем опять следует признать В.Н. Карташова. По его мнению, непосредственными предметами являются отдельные разделы (части, пункты и т.п.) этих актов, конкретные нор­мативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке. Правда, С.С. Алексеев еще раньше отмечал, что систематизации подлежат не только норма­тивные акты, но и юридические нормы'. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это видно при консолидации. Субъекты систематизации

Субъекты систематизации можно разделить на две группы:

· частные лица (граждане, организации), которые проводят пра-восистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее ре­зультатом обычно является издание сборников. Такую систематиза­цию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нуж­но пользоваться, однако ссылаться при решении юридических дел нельзя;

· компетентные органы. Их компетенция на проведение система­тизации (которую еще называют официальной) устанавливается ка­ким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Та­кими органами являются, например, Государственная Дума. Верхон-ный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.

Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значе­ние официальной систематизации неуклонно снижается. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с повышением компьютеризации, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оператив­но и предлагают очень удобные формы систематизации.

Причины систематизации

Множество объективных и субъективных причин делают систе­матизацию крайне необходимой.

К объективным причинам относятся:

1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся на­личием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации;

2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;

3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда неред­кими являются коллизии между нормативными актами, ими издавае­мыми);

4) пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходи­мость ее устранения;

5) накопление большого количества нормативных актов в процес­се преобразований, происходящих в государстве;

6) формирование новых отраслей законодательства;

7) обеспечение удобства пользования нормативными актами.

Субъективные причины таковы:

1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а по­рой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативно­го акта;

2) декларативность актов и невозможность ими реально пользо-| ваться;

3) несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эф­фективность;

4) засоренность нормативного массива недействующими или дуб­лирующими предписаниями;

5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т.д.

Принципы систематизации

Под принципами принято понимать фундаментальные, или осно­вополагающие, идеи, которые движут субъектами права, выполняю­щими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно све­сти работу к нулю. Вот почему принципы обычно выступают как тре­бования, которые должны неуклонно исполняться.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реа­лизация которых позволит субъектам систематизации достичь по­ставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что ей свойственны практически те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особен­но близко систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в раз­деле I, где речь шла о правотворчестве):

· плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);

· стремление к минимальному количеству нормативных актов;

· полпота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям);

· целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);

· оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо после­дующие ее изменения только осложнят работу);

· непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явле­ние временное, динамизм правовой системы не предполагает приос­тановку этой работы);

· экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительно­сти, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);

· доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать дос­таточно легким пользование ими);

· демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);

· гласность (процесс и результаты работы по систематизации по­лезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);

· профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе ко и ра­ботой занимались знатоки этого дела);

· научность (привлечение разработок ученых в области система­тизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубеж­ный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Выполнение всех перечисленных требований позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

 

Вопрос 44

1. Кодификация и правила ее проведения

Научные подходы к характеристике кодификации

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией'. Для этого, надо сказать, были веские основания: дей­ствительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством ак­тов является их объединение с отбором, переработкой и согласовани­ем всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не бы­строе. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегриро­вать множество актов в один без их коренной переработки, и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так воз­ник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 90-е годы ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодифика­ции. Так, В.К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации*. К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

1) систематизация имеет дело с законодательными актами. В про­цессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми пред­писаниями;

2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой сторо­ны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который нозволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — самый интеллектуально трудный вид системати­зации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный временной период и требует объединения усилий множества высоко­квалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса был создан Центр частного пра­ва, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-про­цессуального и т.д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификацияэто упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке.

Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском союзе существует слишком «вольное» понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Ев­росоюза (инструкций, директив, постановлений и др.)'.

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодифи­кацию понимают в узком и широком смысле2. В узком смысле коди­фикация — это процесс создания классических кодексов. В широ­ком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, уст­раняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т.п. Более того, некоторые французские ученые и соеди­нение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодифи­кацией. Здесь уже практически стирается разница между видами сис­тематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «ко­декс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно назы­вать кодексом.

 

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для диффе­ренциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «коди­фикация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов система­тизации. Рассмотрим ее признаки:

1) целью кодификации является создание единого и согласован­ного нормативного акта;

2) кодекс Это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существова­ние других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;

3) цельность кодексу придает не только однородность регулируе­мых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы от­расли права;

4) кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимо­сти его всесторонней переработки;

5) при кодификации приходится иметь дело с правовыми предпи­саниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;

6) собранные правовые предписания перерабатываются основа­тельно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые право­вые предписания;

7) все правовые предписания, намеченные для включения в ко­декс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной ло­гической схеме:

8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:

а) время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);

б) скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);

9) результаты кодификации всегда носят официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по ста­ тусу самый компетентный в области правотворчества государствен­ ный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;

10) кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;

11) кодифицированные законы хотя и считаются но юридической силе равноправными с законами некодифицированными1, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической тех­ники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда детализированно регулирует общественные отноше­ния. И если по этой причине приходится издавать закон более деталь­ный и специализированный, нет никаких оснований делать кодифи­цированному акту преференции. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых'.

Вопрос

Консолидация и правила ее проведения

Понятие инкорпорации

Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный боль­шему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово согроге означает «общее», соответственно тсогрогеайо надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объеди­нение юридических документов по чисто внешним признакам и фик­сацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочно-поисковых системах).

Инкорпорация — это объединение правовых актов по определен­ным критериям без какого-либо изменения их содержания или фор­мы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С.С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных изданиях»'. В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доми­нируют нормативные акты и где наведение нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что не только официальные сборни­ки могут быть формой инкорпорации, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: не только юридические документы, но и правовые знания о них под­лежат систематизации, и тогда выглядит логично указанное выше расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный «Журналь Офисьель Французской Республики». Это издание является одновременно и юридическим, и 329 политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар', никто не читает «Журналь Офисьель» целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих офи­циальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов ('административно-территориальных единиц), а также некото­рые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие иод эги­дой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования за­конов только в «Журналь Офисьель», были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распро­страняют документацию по законодательству, юриспруденции и док­тринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практи­кам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое ко­личество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциа­ций и союзов, цель которых утилитарна.

Эпизодические издания включают то, что обычно называют тру­дами: книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Их пишут обычно преподава­тели-профессора, намного реже — сами практики: судебные чиновни­ки, адвокаты или другие лица. В настоящее время можно встретить быстро растущее число трудов, специализированных по какой-либо отрасли или по какой-либо точной проблеме права. Наконец, сущест­вуют докторские диссертации по праву, очень углубленные работы, представляющие главным образом научный интерес и являющиеся наиболее богатым выражением возможностей и достижений в юриди­ческих исследованиях в стране.

Юридические справочники — это тематические углубленные сло­вари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, на­учных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядоче­ния наших знаний о праве, информированности о действующих нор­мативных актах. Тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого, политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

· поддержание системы юридических документов в рабочем со­стоянии;

· обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных пра­вовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, кон­солидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. ранее) частные лица, то, пожа­луй, в случае инкорпорации частные лица берут верх.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

· официальная. Она осуществляется самим правотворческим ор­ганом или по его поручению, но с последующим утверждением им ре­зультатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Рос­сийской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В на­стоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеря­ла смысл и практически не проводится. Однако официальной инкор­порацией следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, ука­зы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюл­летень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они фи­нансируются из государственного бюджета и осуществляются госу­дарственными органами. Нормативные акты классифицируются пре­жде всего по юридической силе, затем располагаются по времени из­дания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

· официозная. Здесь сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Министерством юстиции), но им не утверждаются, поэтому тексты, помещенные в нем, не приобретают официальный характер. Эта разновидность ин­корпорации сейчас практически не находит применения;

· неофициальная проводится различными ведомствами, органи­зациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам-практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-стро-ительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответст­вующий сборник основных нормативных актов. Справочно-поиско-вые правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и другие мож­но также считать неофициальной инкорпорацией.

Вопрос Учет правовых актов

Вопрос. Понятие толкования

 

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мысли­тельный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Ко­нечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной ком­нате), но это не часто встречается.

Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познава­тельных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (на­пример, при намерении поступить в вуз или на работу).

Уяснение связано с:

· установлением подлинности и достоверности толкуемого нор­мативного акта;

· воссозданием структуры нормы права;

· анализом понятий нормы права;

· вынесением суждений о норме права;

· оценкой нормы права или вынесением умозаключения.

Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать:

· при использовании своих прав;

· при исполнении своих обязанностей;

· при соблюдении запретов. Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению.

Толкование-разъяснение

Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следу­ет за уяснением.

Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.11 с.)