Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности юридической техники в различных правовых семьях мира↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие содержания юр техники. Содержание юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Инструментарий, составляющий содержание юридической техники, подразделяется на шесть групп: 1.Содержательные правила, 2.Правила логики, 3.Структурные правила, 4.Языковые правила, 5.Формальные (реквизитные) правила, 6.Процедурные правила. Содержательные правила -правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться. Это связано с тем, что профессия юриста в высшей мере социальная: она обращена к людям и выполняется посредством (с привлечением) людей. Любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной. Правила логики. Юридическая деятельность состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяженна по времени и достаточно затратна с точки зрения нервной энергии. Вот почему остро ставится во главу угла проблема достижения поставленной цели. Наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы, является соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных ее этапов. Структурные правила. юридическая деятельность должна определенным образом систематизироваться. Обычно ее разбивают на части, этапы, стадии, в процессе которых ставятся свои определенные задачи. Их реализация способствует обеспечению цельности работы. Внешне это выражается в придании юридическим документам структурности. Языковые правила. Юр деятельность осуществляется для людей, и любой юрид акт ими должен быть понят. Особенно это касается правотворчества. Но не менее важно соблюдение языковых правил и в процессе реализации норм права, например при составлении договора, написании судебных решений и приговоров. Точность и ясность, доступность для понимания — непременное условие их эффективности. Формальные (реквизитные) требования. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Акты могут изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально. Процедурные правила. Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться в определенной процедуре. Последствия принятия юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение правил юридической техники, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц. ПРАВИЛА ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА) Нахождение общ отношения в сфере прав регулирования. Не все отношения могут регулироваться правом. Отношения, которые могут быть подвергнуты урегулированию с помощью права должны обладать несколькими свойствами (признаками): а)носить волевой характер и предоставлять субъектам возможность выбора варианта поведения или действий; б)поддаваться внешнему контролю; в) допускать возможность применения гос принуждения при их нарушении; г) выражать интересы общественного развития; д) для их реализации имеются необходимые материальные и иные средства. Если нет хотя бы одного из этих свойств, действие права будет недейственно. Выяснять вопрос, входит ли регулируемое общественное отношение в сферу правового регулирования, важно не только в процессе правотворчества, но и в процессе реализации, а также применения норм права. Однородность правового регулирования. Правовой документ не может быть безразмерным; в противном случае его эффективность снизится. Нормативный акт должен быть рассчитан на упорядочение однородных общественных отношений. То же самое касается и актов правоприменительных. Полнота правового регулирования — это общее правило юридической техники, оно касается не только правотворчества, но и реализации, а также применения права. При обнаружении того, что общественные отношения остались не урегулированными, хотя могли и должны быть урегулированы, принято говорить о наличии пробелов в праве, а точнее в законодательстве. Пробелом в позитивном праве является полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни. Правильный выбор отрасли права. Для разрешения дела необходимо правильно определить отрасль права, которая регулирует тот или иной вопрос. Выбор правовой формы Указанный выбор должен происходить в два этапа. 1 этап производится определение того, к какой части сферы правового регулирования (публично-правовой или частноправовой) относится общественное отношение, ситуация. На 2 этапе производится выбор правовой формы: а) сначала определяется наиболее подходящий вид правового регулирования (нормативное или индивидуальное и т.д.) б) затем выбирается оптимальная разновидность правового документа. Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права. Международное право должно для России стать абсолютным ориентиром. Учет международных норм в процессе правотворчества и правоприменения способствует сближению, унификации национальных систем, регулирующих аналогичные отношения. В конечном счете это повышает способность любой страны к самовыживанию в современном мире. Достижение: 1) ратификация международных договоров; 2) рецепция (принятие) норм международного права. В этом случае в российском праве появляются новые нормы, обязательные для исполнения. 3) отсылка к нормам международного права эффективна, когда требуется однократное, строго индивидуализированное применение международной нормы.
РЕКВИЗИТНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ Для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся: название вида правового акта; название органа, его издавшего; наименование (полное и сокращенное); дата принятия; номер правового акта. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются необходимым атрибутом правового акта. К ним относятся: место (название города); дата подписания; полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; его личная подпись. Рассмотрим титульные реквизиты. Вид правового акта. Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.). Орган, принявший нормативный акт. Его указание предопределяет юридическую силу правового документа.В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта, ответственного за создание акта. Наименование (заголовок) нормативного акта. С его помощью определяется предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Введение краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования. Что касается наименования индивидуальных актов, то название их содержится во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой увязке с указанием на орган (или субъект), его вынесший. Дата принятия правового акта. Датой принятия ФЗ (кодекса) считается дата принятия его ГД в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его ГД, и дата одобрения СФ, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.). Дата принятия пишется следующим образом, например, 15 февраля 2006 г. Регистрационный номер. Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, получают номер, когда Минюст РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяется момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Сегодня правовое регулирование носит сугубо рациональный характер. Причина этого видна невооруженным взглядом: повышается сознание людей и они в большей мере руководствуются не чувствами, а разумом Переход от символических приемов воздействия права на словесную форму не случаен. Во-первых, потому, что любой человек усваивает с рождения язык и первоначально правовые нормы легко впитывает устно. Во-вторых, язык позволяет скорее отразить изменения в жизни и соответственно изменить требования правовых норм. В-третьих, в языковых формулах можно выразить все нюансы требуемого поведения. И наконец, жизнь усложняется и сложным становится содержание самих правовых текстов. Символы здесь оказываются плохими помощниками. Подведем итоги. Еще в 60-х годах прошлого теперь века известный российский правовед А.А. Ушаков поставил вопрос о формировании особого направления в юридической науке — законодательной стилистики1. С тех пор проведены серьезные исследования в области языка права. Конечно, предела исследованию языковых проблем, так же как, впрочем, и других проблем юридической науки, нет. Тем менее уже можно говорить, что это предложение А. А. Ушакова реализовалось: правовая лингвистика создана и существует Однако в прошлом (на заре человеческой цивилизации) чувства играли большую роль, и тогда существенную роль в правовом регулировании играли символы (например, брачующихся связывали одной веревкой, что означало признание их мужем и женой). Сейчас символы — это вспомогательное средство фиксации, хранения и передачи правовой информации. Вот некоторые из них: герб, гимн, флаг, мантия судьи, форма прокурора, весы как символ правосудия и др. Определение систематизации Термин «систематизировать» означает привести в систему, навести определенный порядок. В юридической науке споров относительно понимания систематизации права практически пет. Вот определение, которое никем не опровергается. Систематизация правовых актов — это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему. Работа но систематизации правовых актов — это деятельность не разового характера. Она должна носить постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развитии права. Правотворчество — динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходиться укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники1. Объекты систематизации Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов, и только В.Н. Карташов заметил, что этим систематизация не ограничивается2. Систематизируются не 'I ол ько нормативные, но и правоприменительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокурора, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационны-ми документами. Их систематизация не носит публичный характер, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по личному составу, в договорных отделах систематизируются заключенные организацией договоры и т.п. Одним словом, систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов, и это является залогом эффективной работы организации. Предмет систематизации В этом вопросе первопроходцем опять следует признать В.Н. Карташова. По его мнению, непосредственными предметами являются отдельные разделы (части, пункты и т.п.) этих актов, конкретные нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке. Правда, С.С. Алексеев еще раньше отмечал, что систематизации подлежат не только нормативные акты, но и юридические нормы'. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это видно при консолидации. Субъекты систематизации Субъекты систематизации можно разделить на две группы: · частные лица (граждане, организации), которые проводят пра-восистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться при решении юридических дел нельзя; · компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная Дума. Верхон-ный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др. Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижается. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с повышением компьютеризации, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации. Причины систематизации Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой. К объективным причинам относятся: 1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации; 2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства; 3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми); 4) пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходимость ее устранения; 5) накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве; 6) формирование новых отраслей законодательства; 7) обеспечение удобства пользования нормативными актами. Субъективные причины таковы: 1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативного акта; 2) декларативность актов и невозможность ими реально пользо-| ваться; 3) несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эффективность; 4) засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями; 5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т.д. Принципы систематизации Под принципами принято понимать фундаментальные, или основополагающие, идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно свести работу к нулю. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться. Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему. Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что ей свойственны практически те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно близко систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы (некоторые из них были раскрыты в разделе I, где речь шла о правотворчестве): · плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.); · стремление к минимальному количеству нормативных актов; · полпота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); · целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); · оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо последующие ее изменения только осложнят работу); · непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); · экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); · доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими); · демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); · гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы); · профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе ко и работой занимались знатоки этого дела); · научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи). Выполнение всех перечисленных требований позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.
Вопрос 44 1. Кодификация и правила ее проведения Научные подходы к характеристике кодификации Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией'. Для этого, надо сказать, были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм. Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки, и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 90-е годы ученые включили консолидацию в предмет своего изучения2. Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В.К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации*. К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы: 1) систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями; 2) для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются. Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который нозволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности. Понятие кодификации Кодификация — самый интеллектуально трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный временной период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т.д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др. Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта. Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту. В Европейском союзе существует слишком «вольное» понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.)'. Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле2. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов. В широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т.п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.
С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным. Особенности кодификации Кодификация существенно отличается от других видов систематизации. Рассмотрим ее признаки: 1) целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта; 2) кодекс Это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость; 3) цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права; 4) кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки; 5) при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом; 6) собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания; 7) все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме: 8) кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание: а) время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы); б) скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы); 9) результаты кодификации всегда носят официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по ста тусу самый компетентный в области правотворчества государствен ный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона; 10) кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов; 11) кодифицированные законы хотя и считаются но юридической силе равноправными с законами некодифицированными1, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда детализированно регулирует общественные отношения. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований делать кодифицированному акту преференции. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых'. Вопрос Консолидация и правила ее проведения Понятие инкорпорации Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации. Латинское слово согроге означает «общее», соответственно тсогрогеайо надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо. Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочно-поисковых системах). Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники. Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С.С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных изданиях»'. В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно. Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где наведение нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что не только официальные сборники могут быть формой инкорпорации, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: не только юридические документы, но и правовые знания о них подлежат систематизации, и тогда выглядит логично указанное выше расширение форм инкорпорации. В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный «Журналь Офисьель Французской Республики». Это издание является одновременно и юридическим, и 329 политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар', никто не читает «Журналь Офисьель» целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов ('административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие иод эгидой крупнейших судов Франции. Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в «Журналь Офисьель», были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов, цель которых утилитарна. Эпизодические издания включают то, что обычно называют трудами: книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Их пишут обычно преподаватели-профессора, намного реже — сами практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время можно встретить быстро растущее число трудов, специализированных по какой-либо отрасли или по какой-либо точной проблеме права. Наконец, существуют докторские диссертации по праву, очень углубленные работы, представляющие главным образом научный интерес и являющиеся наиболее богатым выражением возможностей и достижений в юридических исследованиях в стране. Юридические справочники — это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны. Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. Тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого, политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу. Цели инкорпорации В процессе инкорпорации преследуются две цели: · поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии; · обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов. Субъекты инкорпорации Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. ранее) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации частные лица берут верх. По субъектам различают три вида инкорпорации: · официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не проводится. Однако официальной инкорпорацией следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и осуществляются государственными органами. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности; · официозная. Здесь сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Министерством юстиции), но им не утверждаются, поэтому тексты, помещенные в нем, не приобретают официальный характер. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения; · неофициальная проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам-практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-стро-ительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочно-поиско-вые правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и другие можно также считать неофициальной инкорпорацией. Вопрос Учет правовых актов Вопрос. Понятие толкования
Толкование-уяснение Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это не часто встречается. Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Уяснение связано с: · установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта; · воссозданием структуры нормы права; · анализом понятий нормы права; · вынесением суждений о норме права; · оценкой нормы права или вынесением умозаключения. Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать: · при использовании своих прав; · при исполнении своих обязанностей; · при соблюдении запретов. Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Толкование-разъяснение Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате д
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.022 с.) |