Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Процедурные правила составления

Поиск

юридических документов. Проведение деловой игры (4 часа)

 

План

1. Понятие и значение процедурных правил.

2. Виды процедур: правотворческие и правоприменительные

3. Требования к правотворческим процедурам

4. Проведение деловой игры

Цель практического занятия – изучить значимость и виды правовых процедур

Задания для подготовки:

Процедурные правила не менее важны для составлении юридических документов, поскольку последствия их принятия могут быть для субъектов права самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными. Соблюдение правил юридического делопроизводства, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий и составлении юридических документов, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

Для приобретения практических навыков выполнения процедур преподаватель может составить любой сценарий правотворческого процесса и провести его в виде деловой игры. Можно было бы, например, разыграть ход принятия правительством постановления по какому-либо, пусть и несколько надуманному, вопросу. Можно организовать инсценировку заседания Государственной Думы по принятию некого не сложного закона.

В сильной аудитории можно провести и гражданский процесс. Задолго до проведения инсценировки гражданского процесса преподавателем выбирается фабула дела, и с ней знакомятся все студенты (лучше сделать ее распечатку).

Заранее (в конце предыдущего практического занятия) распределяются роли.

Преподаватель может упрощенно, так как студенты еще не изучали гражданский процесс, ознакомить с ходом процесса, а также со структурой судебного решения.

Непосредственно перед судебным процессом преподаватель проводит инструктаж с тем, чтобы настроить студентов на серьезное учебное мероприятие, определяя цели и задачи деловой игры.

Те, кто не получил роли, в ходе процесса пишут юридический документ протокол судебного заседания.

Процесс завершается вынесением судом устного решения.

Затем выделяется время для написания каждым студентом судебного решения по рассмотренному делу (образец см. в учебнике).

Преподаватель в это время проверяет сданные протоколы судебного заседания и их оценивает.

По мере написания судебного решения студенты его сдают, и преподаватель их проверяет. Затем он называет и комментирует типичные ошибки, допущенные студентами при их написании, и выставляет оценки.

3.4.2.Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

 

Тема: 1. Понятие юридического делопроизводства. Юридическая

деятельность и юридические документы. Написание

Перечня юридических документов

(4 часа)

 

План:

1. Понятие юридического делопроизводства и его значение для юриста

2. Понятие и формы юридической деятельности

3. Юридические документы: понятие, признаки и их значение

4. Виды юридических документов

5. Содержание юридического делопроизводства и классификация правил, его составляющих

Подготовка перечня юридических документов

Задания для подготовки.

Цель данного практического занятия – обзор множества юридических документов.

Наряду с усвоением того, что такое юридическое делопроизводство, надо определиться и с тем, для юристов какого профиля знать его необходимо и почему, и в чем заключается общая составляющая юристов разного профиля. Речь, конечно, идет о том, что юристы должны досконально знать правовую материю, хорошо говорить, а также умело составлять юридические документы.

При рассмотрении этой темы надо четко уяснить, что такое юридические документы и чем они отличаются от других документов. Немаловажно составить схему видов юридических документов, поскольку наглядная их классификация усваивается полностью. На занятие следует прийти с красиво оформленной схемой, сделанной на компьютере, которая в дальнейшем поможет выполнять задание по составлению перечня юридических документов.

Далее следует познакомиться с классификацией правил юридического делопроизводства (его содержанием) и оформить это в виде схемы.

Только после этого возможно приступать к выполнению большого и сложного задания по составлению максимально возможного перечня юридических документов (нижнюю границу такого перечня устанавливает преподаватель). Для выполнения задания дается не менее 1 часа.

Оставшееся время используется для анализа выполненных письменных работ и их оценки.

Тема 2. Содержательные правила (правила достижения социальной адекватности нормативных актов). Подготовка проекта нормативного акта (4 часа)

План:

1. Понятие правотворчества и его виды (правотворчество народа, правотворчество государственных органов, корпоративное правотворчество).

2. Нормативные акты как результат правотворчества и их классификация

3. Требования к содержанию нормативных актов (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.).

4. Основные способы и приемы формирования содержания (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения).

5. Подготовка по заданию преподавателя проекта нормативного акта (акта государственного органа или корпоративного акта)

 

Задания для подготовки.

 

Цель данного практического занятия – выработка умения применять содержательные правила и разрабатывать оптимальные по содержанию нормативные акты с тем, чтобы они были социально адекватными.

 

Занятие четко делится на теоретическую и практическую часть.

Вначале важно проконтролировать то, насколько студенты при подготовке к практическому занятию уяснили, что есть нормативные акты и каковы их виды.

Далее необходимо обратиться к краткой характеристике тех требований, которые предъявляются к нормативным актам. Прошло то время, когда их творили понаитию, т.е. кто как может. Теперь это дело, имеющее общегосударственное значение и определяющее жизнь 140-миллионного народа России, поставлено на научную почву. Правил формирования содержания нормативных актов множество (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.), и именно их реализация обеспечивает качество нормативных актов.

Особую сложность представляет изучение способов формирования содержания законодательных актов. Их более десятка (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения). Все они доступны для понимания. Знание их дает студенту очень многое: даже если он не будет участвовать в сложной законотворческой деятельности, он сможет грамотно прочитать закон и уяснить его перед его реализацией, будучи юристом-практиком.

И только уяснив теорию создания нормативных актов можно приступать к практической работе по созданию проекта нормативного акта, тематику которого определяет преподаватель.

Важно, чтобы тема была все же не столь глобальной (допустим, введение в стране платного высшего образования). Как показывает практика, по силам всем студентам будет создание какого-либо корпоративного акта и желательно связанного с вузовской тематикой, допустим, Положение о дресс-коде студента,

Положение об экзамене и др.

Предварительно же можно дать домашнее задание: принести каждому студенту какой-либо корпоративный нормативный акт. Здесь могут помочь работающие родители: в любой организации всегда существует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на стендах. В организациях издаются также сборники корпоративных актов, хотя на сегодняшний день стараются хранить их в электронной форме. В качестве подспорья можно использовать книгу Т.В. Кашаниной «Корпоративные нормативные акты. Образцы документов с кратким комментарием», 2014 г. Ее электронный вариант помещен в СПС «Гарант».

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные корпоративные акты, принесенные студентами и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

 

 

Тема 3. Структурные правила. Составление договора (4 часа)

 

План:

 

1. Понятие структуры юридического документа и ее основные части.

2. Структура нормативного акта. Система структурных единиц нормативных актов и правила их использования (заголовок, оглавление, преамбула, текст, примечания, заключительные положения, приложения)

3. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац).

4. Правореализация и правоприменение: в чем их суть и различие.

5. Правореализационные документы: понятие, виды и структура

6. Составление договора (по заданию преподавателя)

Задания для подготовки.

 

Цель практического занятия – научится структурно правильно составлять правореализационные документы и выработать умение применять структурные правила.

 

Вначале следует разобраться в том, что такое структура юридического документы и каковы ее основные части. Акцент следует сделать на структуре нормативных актов, как документов, имеющих наиболее сложную структуру. Это пригодится любому практикующему юристу, который научится профессионально читать любой нормативный акт.

Для того, чтобы усвоить эту тему на практике, следует все же выбрать менее сложный вид юридических документов, а именно правореализационные.

Прежде всего надо разобраться, что такое правореализация и чем она отличается от правоприменения. Здесь существует палитра мнений. Однако, чтобы не увязать в бесконечных дискуссиях, эти два понятия можно объединить другим более общим: осуществление права. Осуществление права — это воплощение (претворение) установленных норм права в деятельности субъектов права.

Следует различать два типа осуществления права:

непосредственный тип, или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как ими дозволяется или предписывается. Речь идет о нормальном поведении, которое к тому же имеет массовый характер;

правоприменителъный тип, когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие властного государственного органа, для того чтобы осуществить предписанное правовыми нормами.

Реализации права – это законопослушное поведение субъектов права, соответствующее их интересам. Наиболее важные наши поступки оформляются юридическими документами. Их, на самом деле, великое множество, и можно дать лишь их неполный перечень.

Надо отметить, что содержание и структура правореализационных документов довольно простое в отличие от нормативных актов.

Однако можно студентам предложить попробовать свои силы в составлении более сложного документа – проекта договора.

Договор сейчас используется почти во всех отраслях права и считается универсальным юридическим документом. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры играют главную роль. Можно даже сказать, что именно договоры составляют суть рыночного механизма.

Самая общая схема любого договора выглядит так:

1) вводная часть («шапка»), где находят отражение название договора, место и дата его заключения, называются стороны, обозначается их место в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполномоченные подписать договор;

3 ) основная часть;

4) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон).

Студенты на занятии должны научиться составлять проекты наиболее распространенных договоров, к числу которых относятся трудовые и гражданско-правовые.

Предварительно необходимо дать домашнее задание: каждому студенту принести реальный договора. Здесь могут также помочь работающие родители, если в организации, где они работают, имеют дело с составлением договоров.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные образцы договоров, принесенные студентами, и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Чтобы повысить интерес к занятию, лучше предлагать составить те варианты договоров, с которыми студенты (или их семьи) имели или могли иметь дело, например, трудовой договор, договор купли-продажи, договор на выполнение репетиторских услуг, ремонта жилого помещения, строительства дачного домика и т. д.

Проекты договоров собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

 

Тема 4. Логические правила составления юридических документов. Составление искового заявления (2 часа)

 

План

 

1. Понятие логики и особенности юридической логики. Значение логических правил при составлении юридических документов.

2. Система логических правил

3. Логические правила, общие для всех юридических документов

4. Специфические логические правила нормативно-правового акта (обоснование мотивов принятия нормативного акта или правило мотивации, соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства, однородность правовых обобщений или правило отраслевой типизации, классификация нормативных предписаний, регламентирование нормативным актом всех элементов логической нормы права, обеспеченность нормативных предписаний санкциями, недопущение дублирования нормативных предписаний).

 

Цель практического занятия – изучить логические правила составления юридических документов и научится логически безупречно их составлять.

 

Задания для подготовки.

Чистая логика, или математическая логика — это фундаментальная и неумолимая логика, созданная одновременно на базе систематической и слепой пунктуальности и величайшей тонкости при анализе. Такая логика нужна в юриспруденции далеко не всегда. Более того, она может дать искаженный взгляд на социальную действительность.

Юридическая логика — это логика, которая действует в контексте социальных условий, политики государственной власти и групп людей.

Следовательно, это есть целенаправленная логика. Однако хотелось бы сразу же предостеречь от смешивания логики права как логики целенаправленной и логики социального заказа. Юридическая логика – это не логика политическая, а тем более не холуйская. Это логика учета многих факторов, позволяющая достичь результата точно, но возможно в ущерб быстроте принятия решений, это логика, где приходится делать ход не по прямой, не по кратчайшему пути, а как бы ход конем.

Уяснив особенности юридической логики, студент должен классифицировать логические правила, применяемые при составлении юридических документов, и уметь их охарактеризовать.

Практическая часть занятия могла бы быть посвящена написанию искового заявления в суд. Его фабулу продумывает преподаватель и формулирует для всех студентов. Пусть в ней используется ситуация, которая наверняка встречалась в жизни каждого студента (причинение вреда в результате покупки некачественного товара или услуги).

Предварительно надо обратить внимание студентов на правильное использование изученных ранее содержательных и структурных правил, а не только логических. Ситуация в исковом заявлении должна быть описана полно, требование сформулировано четко, приведены аргументы, т.е. обосновано, и, если возможно, со ссылкой на закон (хотя сейчас гаджеты есть у многих).

 

 

Тема 4. Языковые правила составления юридических документов. Составление жалобы в прокуратуру и ответа на нее (2 часа)

 

План

 

1. Языковые правила, общие для всех юридических документов

2. Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов (лексические, синтаксические, стилистические правила, правовые аббревиатуры)

3. Языковые правила составления правоприменительных актов

4. Составление жалобы в прокуратуру и ответа на нее

 

 

Цель практического занятия – изучить языковые правила составления юридических документов и научится логически безупречно их составлять.

 

Задания для подготовки.

При ознакомлении с данной темой необходимо осознать значимость юридического языка для составления юридических документов. В конце концов, юрист всегда составляет юридические бумаги не для себя, а для других и они всегда должны быть ими правильно поняты.

Юридический язык особенный. В чем состоят его особенности, следует четко уяснить, изучив общие языковые правила, которые необходимо выполнять при составлении любого юридического документа.

Система языковых средств выражения норм права и правовых предписаний довольно разветвленная и включает в себя три их вида: лексические, синтаксические, стилистические правила.

Следует вначале классифицировать языковые правила по видам юридических документов, а затем уяснить особенности каждого компонента системы языковых средств применительно к нормативным и правоприменительным актам.

Для приобретения практических навыков можно было бы дать посильное задание составить жалобу в прокуратуру, например, о захвате соседом по жилому дому придомовой территории под стоянку для своего автомобиля. К сожалению, эта ситуация типичная во многих городах. Хотя обычно в такой ситуации эмоции захватывают жалобщика, адвокату, составляющему по его просьбе жалобу, следует снизить накал страстей и сделать ее эмоционально приглушенной.

Помимо жалобы следует попытаться дать ответ прокуратуры по результатам ее рассмотрения. Этот документ в языковом отношении должен быть еще строже.

3.4.3.Практические занятия для студентов очно-заочной ускоренной формы обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.009 с.)