Три этапа развития политического знания и формирования политической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три этапа развития политического знания и формирования политической науки.



1. Классический (древний мир, античность - новое время) Господство этических, мифологических, теологических взглядов на политику, политика вообще не выделяется из гуманитарного знания.

2. (новое время- середина 19 века) Освобождение политики от влияния религии и этики, приобретение светского характера. Политические теории более привязаны к проблемам и потребностям конкретного общества. Появление первых политических идеологий как инструментальных комплексов идей, дающих обществу программы действий, стремящихся к реализации. Политика начинает осознаваться как отдельная, специфическая сфера деятельности.

3. Становление политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины (вторая половина 19 века- 40-е годы 20 века)

 

Почему политология развивается и появляется именно в это время? Расцвет индивидуализма способствует развитию общественных наук, формируется особый класс производителей и потребителей гуманитарного знания, что связано с развитием системы образования, ростом уровня образованности людей. Конкретно на политологию повлияли условия:1. самоопределение сферы политики, более четкое разграничение моральной, экономической, политической, социальной и др. сфер. Инициатором этого во многом стал А. Смит, разделявший политику и экономику. Влияние оказало также разделение политики и морали Макиавелли. Кроме того, Гегель разделил гражданское общество и собственно государство. 2. Появление специализированного бюрократического аппарата стимулировало изучение административной деятельности. 3. Политика приобретает светский характер, демократизуется, расширяется политическое участие, появляются массовые партии, увеличивается население, появляется диалог между государством и гражданским обществом. Все это способствовало институализации политологии как отдельной науки.

 

1896- Моска «Элементы политической науки», термин «политическая наука становится общепризнанным. Политология с этого времени развивается в рамках национальных научных школ. Это была первая форма развития политологии. США- формирование политологии впервые как учебной дисциплины. 1857- первые лекции по политической науке и открытие кафедры политической науки в Колумбийском университете. 1889- создание Американской академии политической и социальной науки. 1903-Американская ассоциация политической науки. Ф. Гуднауф – стоял у истоков формирования теории госуправления. Американская политология занималась в основном изучением политического поведения людей, изучением демократической формы правления, публичной администрации. Бихевиоризм привнёс в политологии социологические методы (Чикагская школа) – 20-е годы. А.Бентли - исследование процесса управления как взаимодействия неформальных групп интересов. Общественное мнение становится основой изучения политологии.

1871 - Свободная школа политических наук во Франции. Исторически первое учебное заведение, где велось преподавание политической науки. (однако здесь она воспринималась как продолжение правовой науки).

1913- книга Зигфрида «Политическая карта Западной Франции при третьей республике».

В США и Франции одновременно идет рост публикаций по политической науке. Политическая наука так же активно развивалась в Англии, Италии.

До конца Второй Мировой войны национальные школы политической науки являлись преобладающими. После этого к 1949 году под эгидой ЮНЕСКО политическая наука окончательно формируется, обретая свой собственный предмет.

 

Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К ней можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое др. Институционализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований политического и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки.

Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX в. Годом «рождения» политической науки многие считают 1880-й, когда Совет правления Колумбийского колледжа по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки. В 1889 г. в результате активной деятельности американских политологов была образована Американская академия политической и социальной науки. Ее создание — следствие объединения усилий представителей различных наук — юриспруденции, истории, философии и, конечно, зарождающейся политологии. В 1903 г. появляется Американская ассоциация политических наук. Причиной ее появления можно считать процесс отмежевания от других социальных наук. Образование Американской ассоциации политических наук способствовало институционализации и утверждению политологии как самостоятельной области научного знания.

В последней трети XIX в. формирующаяся политическая наука была связана с философскими, юридическими и историческими исследованиями. В 1904 г. президент Американской ассоциации политических наук Ф. Гуднау отмечал, что политическая наука должна заниматься изучением государства и «государственной воли», а также авторитетов, реализующих эту волю. В целом данный период может быть обозначен как институциональный. Политическая наука в это время имела нормативный характер. Однако уже тогда в ней зарождалась и крепла связь с практическими проблемами, стоявшими перед обществом и государством. По мере развития политической науки становилось ясно, что нормативное описание политических институтов не раскрывает многих причин и механизмов их функционирования. Американский политолог Р. Макридис обращал внимание на то, что традиционный подход фиксирует внимание на формальных институтах государственного управления, оставляя вне поля зрения неформальные структуры общества и политики, играющие не меньшую, а подчас и большую роль, чем институты формальные. С позиций этого подхода невозможно было определить, какие неполитические факторы влияют на функционирование политических институтов.

Новые подходы, ориентация не на юридические и исторические аспекты политической жизни, а на ее механизмы, скрытые от посторонних глаз, появились и в европейской науке. Работы В. Парето о правящей элите и Г. Моска о правящем классе, М. Вебера о легитимном господстве, Р. Михельса и М. Острогорского о политических партиях стали мощным импульсом для дальнейших политологических исследований и вошли в «золотой фонд» политической мысли.

Еще до начала Второй мировой войны в Европе проводились исследования электорального поведения: во Франции — А. Зигфридом и М. Дюверже, в Швеции — Г. Тингстеном. Их исследования носили преимущественно неформальный, новаторский характер. Историки политической науки отмечают, что многие «основоположники американской политической науки — В. Вильсон, Ф. Гуднау, Ч. Мерриам — либо получили образование в Европе, либо после окончания высших учебных заведений в течение нескольких лет продолжали повышать квалификацию в европейских университетах, прежде всего в немецких» (Г. Алмонд).

В США в 1920-е гг. новым подходом в политических исследованиях стал бихевиорализм. Появление бихевиоралистского/направления стало подлинной революцией в политической науке. В США бихевиорализм возник и развивался прежде всего в рамках Чикагской школы. Чикаго 1920-х гг. — это город, в котором наиболее ярко и контрастно проявлялись социальные и политические проблемы того периода. Поэтому группа ученых чикагского университета обратила внимание на исследование реальных аспектов политического процесса. Признанным лидером группы стал Ч. Мерриам (1874-1953), который считается не только одним из «отцов» политической науки, но и основоположником бихевиорализма. В центр исследования бихевиорализм ставит политические факты, а единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике. Сторонники бихевиорализма предметом изучения делали как поведение в формальных структурах, так и в неформальных группах.

 

В 1930-е гг. в связи со становлением диктатур в Европе (Испания, Италия, Германия) в Америку перебрались многие ученые, ставшие позже классиками политической науки, — Г. Маркузе, К. Маннгейм, Э. Фромм, X. Арендт и др. Во многих американских университетах преподавали европейские изгнанники. Европейская же политическая наука в 1930-е гг. и во время Второй мировой войны практически не развивалась.

В послевоенные десятилетия отмечается бурное развитие политической науки и в Америке, и в Западной Европе. После Второй мировой войны в связи с демократизацией в Европе и формированием открытого общества возрождается интерес к политической науке во многих европейских странах. Общество и политика нуждались в исследованиях политических процессов, принятии политических решений, в выработке эффективной политики.

В послевоенном возрождении европейской политической науки активное участие приняли американские специалисты. Они обучали молодых европейских ученых новым методам и новым техникам исследований, знакомили их с достижениями политологии за последнее десятилетие. Этому содействовали многочисленные американские фонды. Восстанавливались старые университеты и создавались новые исследовательские центры. Важную роль в институционализации науки и ее укреплении сыграла комиссия ООН по образованию, науке и культуре. В 1948 г. на международном коллоквиуме по вопросам политической науки, проходившем в Париже, был принят рекомендательный документ о содержании и основных направлениях ее развития.

В этом документе были выделены составные части политологии:

• политическая теория;

• политические институты;

• партии, группы и общественное мнение;

• международные отношения.

Спустя год в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, роль которой в развитии политологии трудно переоценить. Во многих европейских странах были созданы национальные ассоциации политических наук.

Постепенно налаживается преподавание политологи в университетах и колледжах, осуществляется подготовка бакалавров, магистров и докторов по политической науке. Главным методологическим направлением в 1940-1960-е гг. оставался бихевиорализм. Это направление возникло как реакция на неудовлетворенность результатами традиционной политической науки. Традиционные исторические и дискриптивно-институциональные подходы вызывали протест и отторжение.

В 1950-е гг. в методологии политической науки возникает вторая волна бихевиорализма. В рамках бихевиоралистского направления получает развитие структурно-функциональный анализ, анализ политических систем, начинают проводиться первые сравнительные исследования.

В послевоенный период появились глубокие исследования по проблемам демократии — Р. Даля, X. Линца, Л. Даймонда, Ф. Шмиттера, Г. О'Доннелла, С. Хаттингтона. Их теории сочетали в себе элементы как нормативного, так и эмпирического анализа. Круг интересов политологов значительно расширился. Появились работы по сравнительному анализу политических институтов, процессов в различных странах и регионах. Методология сравнительных исследований была разработана совместными усилиями Г. Алмонда, А. Пшеворского, С. Липсета и др.

Середина 1960-х — начало 1970-х гг. отмечаются кризисом бихевиорального подхода. В 1969 г. Д. Истон провозгласил новую постбихевиоральную революцию в политической науке. Суть этой революции сводилась к тому, чтобы, во-первых, ориентировать политические исследования на реальные потребности общества и политики, во-вторых, преодолеть идеологию эмпиризма, которая была свойственна бихевиорализму, и, в-третьих, большее внимание уделить ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так как научная нейтральность невозможна.

Назревшие потребности в переменах привели к возникновению новых подходов и течений в политической науке. Одним из таких подходов является политическая феноменология и концепция «символического взаимодействия» в политической науке. Их возникновение — свидетельство возрождения интереса к традиционным нестрогим (качественным) методам, и прежде всего метода интерпретативного понимания.

Суть политической феноменологии сводится к тому, что политическое поведение может быть понято и объяснено только в том случае, когда учитывается индивидуальное восприятие вступающих во взаимодействие индивидов. Гуманизация политологии, выразившаяся в отходе от представлений о политической системе как техническом устройстве и обращении к человеку, проявилась в формировании политологической герменевтики.

Приверженцы этого подхода делают акцент на главной функции политики, которая, по их мнению, сводится к коммуникации между индивидами, поколениями, представителями различных социальных групп, расовых и культурных сообществ. Целью коммуникации выступает налаживание контактов, взаимопонимания на основе диалога и обмена информацией, культурными формами и ценностями. Таким образом, политика предстает как разновидность человеческой коммуникации. Поэтому очень важную роль имеет оценка и изучение речи и языковых особенностей.

Наряду с моделью «человек коммуникационный» в политической науке возникла модель «человек рациональный». Речь идет о теории рационального выбора, которую иногда причисляют к когнитивной политологии (Д. Истон).

Теория рационального выбора является своеобразной интеллектуальной реакцией как на «обезличенность» структурного функционализма, так и на «темные стороны» человеческого бессознательного, на котором делает акцент политический психоанализ, предполагая, что в большинстве случаев политическое поведение человека является рациональным, а не эмоциональным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.017 с.)