Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Объект и предмет и метод политической науки.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Объект и предмет и метод политической науки. Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин. Большинство исследователей склонны выделять три группы методов. Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; моделирование; классификация; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализов; мысленный эксперимент. Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики; анализ; опрос; интервьюирование; лабораторные эксперименты; теория игр. Третья группа — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся: · Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. · Бихевиоралистская. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. · Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой. · Системная. Суть - рассмотрение политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. · Антропологический подход. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.). · Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. · Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. · Критико-диалектический подход. Анализ политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. · Сравнительная. Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.
Вопрос 2. Понятие политики: сущность и содержание. Политика - это действия (греч. "Государственные дела"), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий. Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой. Характерные черты политики: Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий. Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества. Связь с действиями и интересами больших масс людей. Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения. Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций. Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.
Вопрос 3. Функции политики. Функции в обществе характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся: а) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др. Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Вопрос 27.ИПУ Античности. Политические идеи Древней Греции. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа: ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права; период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли; период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты. Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Принципиальным критиком софистов был Сократ. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Учеником и последователем Сократа был Платон. Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия. Платон решительно выступал против демократии. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Политико-правовая мысль нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. В Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
Политические идеи Древнего Рима. Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права, а также в его многочисленных политических и судебных речах. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон. Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
Политические теории XX века Нынешнее столетие, как никакое другое, богато с точки зрения развития политической науки. Это век обострения идейной борьбы и в то же время начала сближения, взаимообогащения политических идеологий. Это время появления новых методологических подходов, возрождения и обновления ряда традиционных методологий. Это век зарождения новых политических идей и возвращения, переосмысления наследия прошлого. Политическая мысль современной Европы развивается под сильным влиянием воззрений таких выдающихся теоретиков, живших на рубеже XIX-XX вв., как немецкий историк и социальный философ М. Вебер (1864-1920) и французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917). Пытаясь разрешить проблему типологии религиозного сознания, М. Вебер пришел к выводу, что в истории существовало три способа общества: традиционный, харизматический и рациональный (капитализм). Соответственно он выделяет и три типа политического господства. Для рационального политического господства, считал он, характерно всевластие рациональной бюрократии. Прогрессирующая рационализация - неизбежная судьба западного мира, и движущей силой данного процесса выступает рациональная бюрократия. Современная политическая наука находится под значительным влиянием идей М. Вебера. Э. Дюркгейм считает основоположником широко распространенной в современной политической науке методологии структурного функционализма. Продолжая традицию позивитизма, он попытался преодолеть его ограниченность. Центральной идеей социальной философии Дюркгейма была идея общественной солидарности. Он развивал мысль о необходимости создания профессиональных корпораций взамен старых политических форм организации. На основе идей Дюркгейма выросло целое направление французской политической мысли - солидаризм (Л. Дюги и др.). Его представители выступили за широкое толкование законов, ориентированное на «юридическую совесть эпохи», отрицали значение прав человека, считая, что их защита ведет к нарушению общественной солидарности, предлагали заменить их обязанностями в соответствии с местом человека в системе социальной солидарности, критиковали понятие «народный суверенитет» и парламентские учреждения. Солидаристы выступали за замену всеобщего избирательного права «органическим» пропорциональным представительством политических партий и профессиональных союзов. С начала XX в. чувствуется все более сильное влияние психологической науки на политические исследования. Это новое явление в методологической сфере принято называть бихевиоризмом. Особенно сильным оно оказалось в американской политической науке. Классиком политического бихевиоризма в США считается Г. Д. Лассуэл (1902-1978). Пытаясь создать единую политическую науку, ориентированную на социологические исследования и отвечающую потребностям практической политики, он широко применял психологические методы при изучении политического поведения, политической пропаганды, политической власти в целом. Ему принадлежит бесспорный приоритет в разработке методик анализа принятия политических решений, контентанализа политической коммуникации и т. д. Лассуэл считал, что все гуманитарные науки являются политическими, поскольку рассматривают так или иначе политические проблемы. Несмотря на ряд негативных моментов, бихевиоризм в целом сыграл и продолжает играть позитивную роль в изучении политических явлений. Значительное влияние на политическую мысль нашего столетия оказал фрейдизм. Хотя большинство современных политологов считает спорным объяснение всех социально-политических отношений с точки зрения превращенных форм сексуальных импульсов, но психоаналитическая методология бесспорно дает немало полезного, будучи применяема к исследованию проблем («лидер-масса», «лидер-конституента» и др.). Своеобразно преломляясь, идеи 3. Фрейда продолжают жить и развиваться в трудах Э. Фромма, Г. Маркузе и др. XX век - это продолжение старого спора о ценностях политической жизни, и в центре дискуссии находится проблема демократии как общечеловеческой ценности. Серьезную критику демократии, ее ценностей находим в нашем столетии у многочисленных представителей теории элиты. Классикой элитизма стали концепции В. Парето (1846-1923), Г. Моска (1858-1941) и Р. Михельса (1878-1936). Элитисты последовательно отстаивают незыблемость деления любого человеческого сообщества на правящую элиту и подвластную массу. Парето обосновывал это деление биопсихологическими различиями людей, понимал все общественное развитие как круговорот элит. Г. Моска считал, что идеальная элита должна включать людей, имеющих заслуги перед обществом, благодаря уму, способностям, отличающим их от других людей (элита - меритократия), она должна быть «открытой» для включения новых достойных членов. Р. Михельс выдвинул идею о неизбежности олигархического перерождения демократических организаций и институтов («железный закон олигархических тенденций»). Сторонники элитизма абсолютизируют политические отношения, отношения господства и подчинения. Более современные политологи-элитисты (И. Шумпетер, К. Маннгейм) стремились модернизировать теорию элит: возникают идеи конкуренции элит в условиях демократии (теория плюрализма элит). XX век - время подлинного расцвета теоретических исследований демократии. Причем, это уже не чисто умозрительные рассуждения, а теоретические обобщения более чем столетней практического опыта функционирования демократических политических режимов в различных странах мира. Если древни мыслители понимали демократию как форму государственной устройства, дающую гражданам равные права, а философы Нового Времени дополнили это представление идеей правовой государства, то сегодня понимание демократии гораздо сложнее и многомернее. Широкое распространение получила теория плюралистической демократии. Согласно этой теории общество на современном этапе сложно структурировано, стратифицировано, и каждая социальная группа стремится реализовать свои интересы посредством политической власти. С целью выявления этих интересов и их проведения в жизнь создаются соответствующие «за интересованные группы» и «группы давления»: профсоюзы, ассоциации предпринимателей, группы лоббистов и т. д. Все они воздействуют на органы государственной власти. Принятие политических решений на государственном уровне - всегда результат «свободной игры» множества разнообразных политических сил. Происходит как бы дробление власти между правительственными и неправительственными учреждениями. Государство в этих условиях становится инструментом согласования интересов различных социальных групп. Такие взгляды развивали в разное время Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Аллен, Р. Даль и некоторые другие политологи. Интересным явлением в политической науке стало сближение и попытки интеграции элитистских и плюралистически концепций. Р. Даль, например, разработал теорию плюралистческой элиты. Современную политическую власть он понимает как правление лидеров нескольких элитарных групп, достигших стабильного взаимопонимания между собой. Даль назвал эту ситуацию «полиархией». XX век - век невиданных ранее по масштабам и глубине социальных конфликтов. Политическая наука не оставляет в стороне и этих проблем: возникло целое направление политологии - теория конфликтов. Большой вклад в ее развитие внес немецкий политический социолог Р. Дарендорф. Основной причиной социально-политических конфликтов он считает наличие в обществе отношений господства и подчинения. Дарендорф предложил разветвленную типологию конфликтов по различным основаниям, подробно исследовал возможности их регулирования. Интересные идеи внесли в разработку теории конфликтов М. Дюверже, А. Турэн, М. Крозье, К. Боулдинг, Л. Крайсберг и некоторые другие политологи. Вывод: Таков самый общий, конечно, далеко не полный обзор тенденций развития политологии в предыдущем и двадцатом столетии. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит социальная востребованность политической науки будет возрастать и у политической теории будущего большие перспективы.
Типы политических идеологий В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий: ü Коммунистическая (марксизм- ленинизм); ü Социал-демократизм; ü Неолиберализм; ü Неоконсерватизм. Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы. Главные принципы коммунистической идеологии – это равенство независимо от трудового вклада, человек человеку – это друг, товарищ и брат. Ключевые идеи: · социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности; · ликвидация частной собственности; · классовая борьба; · социальная революция и установление диктатуры пролетариата; · пролетарский интернационализм ("Пролетарии всех стран, объединяйтесь!"). Черты коммунистической идеологии: · целостность, тотальность и претензия на монопольное обладание истиной; · утопизм, обещающий создание совершенного общества; · мессианизм – вера в грядущее освобождение человечества новым Мессией – пролетариатом во главе с коммунистической партией; · радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия; · двойственность (наличие внутренних противоречий между философским материализмом и политическим идеализмом; декларируемым гуманизмом и широкой практикой насилия; претензией на строгую научность и крайним догматизмом, канонизированием трудов основоположников).
Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал-демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости». Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы. Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности. Неолиберализм- идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же- на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Программная цель либерально- демократической партии- создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений. Принципы: принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом, свобода частного предпринимательства и рынка, признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики
Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления. Ключевые ценности консерватизама: семья, религия, собственность, традиция. Важнейшие идеи неоконсерватизма: · сокращение государственного вмешательства в экономику; · сокращение государственных социальных программ, нарушающих естественное социальное неравенство; · приоритет национальных интересов и опора на сильное государство.
Политическая идеология - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют: 1) ориентационная задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности 2) мобилизационная, предлагая идеалы более совершенного общества, мобилизуют на их реализацию; 3) интегративная, противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационная предлагаемые идеалы вы ступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
Понятие и признаки ПГ Современная юридическая наука не вывела единого понятия ПГ. По мнению некоторых авторов ПГ – это такое устройство общества при котором право как нормативно закрепленное и реализованная справедливость имеет приоритет над государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативно-правовыми актами, издающимися в его исполнении, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При некотором верховенстве законодательной власти. Высока роль суда, в том числе и конституционного в решении важнейших проблем экономического и политического характера. Существует взаимная и равная ответственность гражданина и Г, подкрепленная соответствующей нормативной базой. ПГ – Г в котором обеспечено верховенство права и закона, реально функционируют взаимная ответственность Г и его граждан, реализуется принцип разделения властей и другие демократические признаки. Из данных определений вытекают следующие признаки ПГ: 1 верховенство П над гос властью, 2 верховенство закона, 3 взаимная ответственность гражданина и Г, 4 разделение властей. Верховенство П над гос властью находит свое отражение в том, что при принятии общеобязательных правил поведения, гос власть должна руководствоваться идеями справедливости и выражения воли большинства населения. Должно быть исключено всякое лавирование интересов и в своей деятельности гос органы должны руководствоваться только идеями права и всеобщего блага. Принимая законодательные акты Г не должно стремится воплотить в жизнь свои политические интересы, которые как правило имеет классовое содержание. Верховенство закона должно проявляться в том, что все нормативно правовые акты принимаемые Г должны соответствовать основному закону Г т.е конституции и актам обладающими более высокой юридической силой. Законы должны регулировать наиболее важные сферы общественной жизни, а подзаконные акты могут лишь конкретизировать положение законов, но не меняя основной сути законодательных положений. Они не должны совершенствовать или заменять закон. В соответствии с данным признаком не один гос орган, должностное лицо, гос или общественная организация, ни один человек не может освобождаться от обязанности подчиняться законам. Так же верховенство закона означает его всеобщность и полный объем действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Взаимная ответственность Г и личности должна провялятся в том что отношения между Г как носителя политической власти и гражданином должны строятся на началах равенства справедливости. Т.е как граждане несут ответственность перед Г, так и Г должно нести ответственность перед гражданином. ПГ берет на себя ответственность обеспечивать перед каждым гражданином. Подчиняясь праву гос органы не могут нарушать его предписания и должны нести ответственность за нарушение или не выполнение этих обязательств. Обязательность закона для гос власти обеспечивается системой гарантий, к которым относится: -ответственность депутатов перед избирателями, -ответственность правительства перед представительными органами, -дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц Г за не выполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. Разделение властей. Родоначальниками теории разделения властей Джон Локк и Монтескье. По данной теории власть должна быть разделена на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Основная суть теории, чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей, и тем самым предотвратить возможность использования власти одними классами или группы людей во вред других. Монтескье называл данную теорию система сдержек и противовеса, когда одна власть контролирует другую. Равновесие поддерживается специальными организационно правовыми мерами, которые обеспечивают, не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах, в то же время гарантирую независимость одной власти от другой. В соответствии с данной теорией законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внешней и внутренней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера, т.к. она находится под контролем нарда и специальных конституционных органов. Воздействие парламента на исполнительную власть осуществляется по средствам утверждения и контроля за исполнением бюджета, участие в назначении главы и члена правительства, при необходимых случаях смещение отдельных членов правительства. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольная - подотчетными и действует на основе его исполнения законом. Судебная власть является арбитром в решающем споре о праве. Суд не может подменять собой законодателя или исполнителя.
Государство правовое - тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п. Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений. Достойная жизнь может и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан. Вопрос 1. Объект и предмет и метод политической науки. Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин. Большинство исследователей склонны выделять три группы методов. Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; моделирование; классификация; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализов; мысленный эксперимент. Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся: использование статистики; анализ; опрос; интервьюирование; лабораторные эксперименты; теория игр. Третья группа — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся: · Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. · Бихевиоралистская. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. · Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой. · Системная. Суть - рассмотрение политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. · Антропологический подход. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факт<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.015 с.) |