Теория политической власти и политических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория политической власти и политических



ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

Омск 2005

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

___________________________________________

 

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

 

Омск 2005

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

Омск 2005

УДК 32.019.5

М – 20

 

Малышенко Г.И. Практикум по дисциплине «Политология» для студентов негуманитарных факультетов (очная форма обучения).

 

В практикуме по политологии на базе отечественной и зарубежной литературы представлены контрольные вопросы, учебные задания логического характера, терминология политической науки. Методическая разработка содержит схемы и таблицы для усвоения студентами основных положений учебной программы, закрепления теоретико-практических установок дисциплины. Практикум включает тематику рефератов и список привлеченной литературы. В разработке имеются приложения по оформлению титульного листа реферата и библиографического описания документов.

 

Практикум по дисциплине «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для специальностей 310800, 351100, 072000, 310700 негуманитарных факультетов очной формы обучения.

 

 

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Омского института предпринимательства и права Е.И. Тимонин; доцент кафедры гуманитарных наук ИВМ ОмГАУ Р.П. Иванова.

 

 

© Малышенко Г.И., 2005 г.

© ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………8

Р АЗДЕЛ I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………………...10

б) работа с политической терминологией……………………………11

в) практические задания для самоконтроля………………………12

РАЗДЕЛ II

ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...24

б) работа с политической терминологией………………………...25

в) практические задания для самоконтроля………………………26

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………….....31

б) работа с политической терминологией………………………...31

в) практические задания для самоконтроля………………………33

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...45

б) работа с политической терминологией………………………...46

в) практические задания для самоконтроля………………………47

РАЗДЕЛ III

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………….....53

б) работа с политической терминологией………………………...54

в) практические задания для самоконтроля………………………56

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...61

б) работа с политической терминологией………………………...61

в) практические задания для самоконтроля………………………63

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...67

б) работа с политической терминологией………………………...68

в) практические задания для самоконтроля………………………69

РАЗДЕЛ IV

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...77

б) работа с политической терминологией………………………...78

в) практические задания для самоконтроля………………………79

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...90

б) работа с политической терминологией…………………….......90

в) практические задания для самоконтроля………………………91

ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………….......95

б) работа с политической терминологией…………………….......95

в) практические задания для самоконтроля………………………97

РАЗДЕЛ V

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

а) контрольные вопросы и учебные задания…………………….102

б) работа с политической терминологией……………………....102

в) практические задания для самоконтроля……………………..103

ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

а) контрольные вопросы и учебные задания…………………….106

б) работа с политической терминологией…………………….....107

в) практические задания для самоконтроля……………………..108

ТЕМА 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

а) контрольные вопросы и учебные задания…………………….114

б) работа с политической терминологией……………………....115

в) практические задания для самоконтроля……………………..116

РАЗДЕЛ VI

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ

а) контрольные вопросы и учебные задания…………………….121

б) работа с политической терминологией…………………….....121

в) практические задания для самоконтроля……………………..127

РАЗДЕЛ VII

ТЕМА 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

а) контрольные вопросы и учебные задания…………………….127

б) работа с политической терминологией……………………....128

в) практические задания для самоконтроля……………………..130

ПОДГОТОВКА И СПИСОК СТУДЕНЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ………………131

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………......134

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...................136

введение

Политика является составной частью человеческого бытия. Особенно возрастает ее роль на современном этапе развития социально-экономических реформ в Российской Федерации. На каждом этапе преобразования российского общества политика соприкасается с судьбами многих граждан нашей страны.

Изучение политических процессов предоставляет возможность студентам негуманитарных факультетов научиться государственному мышлению, приобрести навыки диалектического анализа назревших проблем современности. Студент-выпускник, овладевший политическими знаниями, сможет лучше разбираться в мире политики. В условиях осуществления реформы системы высшего образования в России важнейшим составляющим этого процесса являются его гуманизация и гуманитаризация. Это предполагает повышение роли политической науки в общекультурной гуманитарной подготовке студентов очного обучения.

Последние годы свидетельствуют о том, что для студентов негуманитарных факультетов Института ветеринарной медицины ОмГАУ характерно растущее многообразие политических интересов, все более явная поляризация политических позиций, возрастающее желание участвовать в политической жизни и вести поиск самостоятельных политических решений.

С учетом этого на кафедре гуманитарных наук разработан практикум по дисциплине «Политология». Цель – дать возможность студентам закрепить полученные знания о политической науке, осмыслить социально-политические процессы. Данная методическая разработка способствует формированию у студентов политического сознания, политической культуры, социально-политической активности и ответственности.

В соответствии с Государственными требованиями (федеральным компонентом) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы (2000 г.) в результате изучения политологии каждый студент должен:

• иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

• знать и уметь выделять теоретические и прикладные, ценностные и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь.

 

 

С целью активизации процесса самостоятельной работы студенческой аудитории методическая разработка преследует следующие задачи:

1. Дать будущему специалисту первичные политические знания, которые послужат теоретической базой для более четкого понимания социально-политических процессов;

2. Ориентация студентов на содержание предмета, объекта, методов и политической терминологии учебной дисциплины;

3. Закрепить навыки выделения теоретических и прикладных, ценностных и инструментальных компонентов политических знаний.

4. Привлечение различных методов подготовки к семинарским занятиям: составление конспектов, использование видеозаписи и компьютерной технологии;

5. способствовать формированию политической культуры студентов, их умению применять политические знания в своей профессиональной и общественной деятельности.

 

 

раздел I. методологические проблемы.

История политической науки

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. История политических учений.

 

Цель семинарского занятия: определение предмета политологии, знакомство с периодизацией возникновения и развития политической науки, ее методами и категориями; выявление места политологии в системе наук гуманитарного цикла; изучение структуры и функции политики; анализ роли политики в жизни российского общества

 

 

Контрольные вопросы.

1. Место политологии в системе общественных наук.

2. Основные течения в современной политологии.

3. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политологии как науки.

4. Особенности западноевропейской, восточной и российской традиций в развитии политической мысли.

 

Учебные задания.

1. Выполняя ряд общественных функций, политология, в частности, выступает теоретической основой политических реформ и разработки оптимальных моделей управления государством. Как называется данная функция политологического знания в обществе?

а/ функция политической социализации;

б/ гносеологическая функция;

в/ аксеологическая (оценочная) функция;

г/ функция рационализации общественной жизни.

2. Субъекты политики – это:

а/ только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политической цели;

б/ отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в/ индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности;

г/ политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества.

3. В мировом анархизме представлены концепции анархо-индивидуализма, анархо-федерализма, анархо-коммунизма, анархо-синдикализма. К каким из них относятся теории М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина?

4. Н.А. Бердяев в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «Движение к социализму, понимаемому в широком, не доктринерском смысле, - есть мировое явление». Согласны ли Вы с этим тезисом? Каковы, по Вашему мнению, содержание и формы этого процесса?

 

Работа с политической терминологией.

Политика- стремление людей к участию распределени власти в обществе между отдельными людьми, группами людей и организациями.

 

 

Полития-

 

Политология- наука, изучающая политику, как целостное и относительно самостоятельное явление, выявляющая основные тенденции и закономерности,
действующие в различных типах политических систем и отношениях между ними.

 

 

Политическая антропология-

 

 

Политическая философия-

 

 

Политическая социология-

 

 

Политический менеджмент-

 

Парадигма-

Практические задания для самоконтроля

№ 1(1)

Политической системы.

 

Цель семинарского занятия: ознакомление с основными теориями происхождения государства; выявление общих и специфических признаков государства; усвоение основных положений теории правового и социального государства; уяснение сущности государства.

 

Контрольные вопросы.

1. Правовое государство, его сущность и исторические примеры.

2. Каковы основные концепции происхождения государства?

3. Что отражает понятие «форма государственного устройства»?

4. Как государство связано с гражданским обществом?

5. Что такое огосударствление общественной жизни и когда оно возникает?

 

Учебные задания.

1. Объясните связь утверждения «Свобода ограничена только государством» со следующим суждением американского политического деятеля и мыслителя Томаса Пейна (1737-1809): «Некоторые авторы настолько смешали понятия «общество» и «правительство», что между ними не осталось никакого или почти никакого различия; между тем это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое – это защитник, второе – каратель». (Т. Пейн. Здравый смысл)

2. Какое суждение соответствует концепции правового государства?

а/ разрешено только то, что разрешено законом;

б/ государство должно быть ограничено законом;

в/ законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправны;

г/ запрещено все, что не разрешено законом.

3. Что такое государственный суверенитет?

а/ совокупность прав народа на свободу выбора социального и политического строя;

б/ граждане существуют для блага государства;

в/ независимость государства во внутренних делах;

г/ полная независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях.

4. Выделите страну с федеративным государственным устройством:

а/ Великобритания; б/ Канада;

в/ Франция; г/ Япония.

 

2 (10)

Завершите составление предлагаемой схемы:


№ 3(10)

Опираясь на приобретенные знания о политическом участии личности, заполните пропуски:

 
 


№ 4 (10)

Выделите уровни и формы политического участия:


№ 5(10)

По шкале интенсивности политических действий определите эффективность участия граждан в политике:

 
 


Подготовка студенческих рефератов

Особое место в приобретении политических знаний отводится работе студентов над рефератами. Целью написания реферата является повышение уровня знаний у студенческой молодежи о мире политики. По теме реферативного исследования студенты выступают на семинарских занятиях и внутривузовских конференциях. Авторы лучших работ участвуют в конкурсе студенческих рефератов по гуманитарным наукам. Наилучшие варианты рефератов публикуются в сборнике научных трудов Института ветеринарной медицины ОмГАУ.

Перед выбором реферативной тематики целесообразно в алфавитном указателе, по начальной букве Вашей фамилии, найти один из предлагаемых Вам рефератов. Затем нужно выявить источниковую базу исследования. Помните, что успех во многом зависит от самостоятельной работы с научной и публицистической литературой.

Тема: МЕХАНИЗМ ЛОББИРОВАНИЯ

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

Студент _____ курса_________________факультета

_______группа, ______________________

(ФИО)

Руководитель ________________________

(ФИО)

 

 

Омск 2005

 

Приложение2.

Библиографическое описание документов

 

Списки использованной литературы и библиографические ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1.-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Для библиографического оформления студенческих рефератов необходимы следующие элементы:

1. Заголовок;

2. Выходные данные;

3. Сведения об издании;

4. Сведения о количественной характеристике.

I. Описание книги одного автора: Аринин, А.Н. Государство для человека: новая стратегия развития России/ А.Н. аринин //Общественные науки и современность.- 2000.- № 6.- с.48-61.

II. Описание книги трех авторов: Ирхин, Ю.В. Политология: Учебник/ Ю.В. Ирхин, В.Д. зотов, Л.В. Зотова.- 1999.- 511 с.

III.Описание учебных пособий: Макеев, А.В. Политология: Учеб. пособие для вузов.- М., 2000.- 333 с.

IV.Описание хрестоматий и словарей: Политическая мысль второй половины ХХ века: Хрестоматия для студ. Вузов/ Под ред. В.А. мальцева.- Пермь, 1999.- 586 с.

Политология: Энцикл. словарь/ Под ред. Ю.И. аверьянова.- М., 1993.- 431 с.

VI. Описание статьи из журнала: Кузнецов, В.Ф. Динамичная устойчивость системы социального государства и интегрированные политические коммуникации/ В.Ф. Кузнецов// Социально-гуманитарные знания.- 2002.- №2.- С. 260-267.

 

 

 

Учебное издание

 

Малышенко Геннадий Иванович

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

Омск 2005

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

___________________________________________

 

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

 

Омск 2005

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине «Политология»

для студентов негуманитарных факультетов

(очная форма обучения)

 

Омск 2005

УДК 32.019.5

М – 20

 

Малышенко Г.И. Практикум по дисциплине «Политология» для студентов негуманитарных факультетов (очная форма обучения).

 

В практикуме по политологии на базе отечественной и зарубежной литературы представлены контрольные вопросы, учебные задания логического характера, терминология политической науки. Методическая разработка содержит схемы и таблицы для усвоения студентами основных положений учебной программы, закрепления теоретико-практических установок дисциплины. Практикум включает тематику рефератов и список привлеченной литературы. В разработке имеются приложения по оформлению титульного листа реферата и библиографического описания документов.

 

Практикум по дисциплине «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для специальностей 310800, 351100, 072000, 310700 негуманитарных факультетов очной формы обучения.

 

 

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Омского института предпринимательства и права Е.И. Тимонин; доцент кафедры гуманитарных наук ИВМ ОмГАУ Р.П. Иванова.

 

 

© Малышенко Г.И., 2005 г.

© ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………8

Р АЗДЕЛ I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………………...10

б) работа с политической терминологией……………………………11

в) практические задания для самоконтроля………………………12

РАЗДЕЛ II

ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...24

б) работа с политической терминологией………………………...25

в) практические задания для самоконтроля………………………26

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

а) контрольные вопросы и учебные задания………………….....31

б) работа с политической терминологией………………………...31

в) практические задания для самоконтроля………………………33

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ

а) контрольные вопросы и учебные задания……………………...45

б) работа с политической терминологией………………………...46

в) практические задания для самоконтроля………………………47

РАЗДЕЛ III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.164 с.)