Тема 2. Геополитические эпохи становления глобального миро-устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Геополитические эпохи становления глобального миро-устройства



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Геополитика и безопасность» Направление подготовки 03020062 Политология квалификация - бакалавр

 

Саратов-2012


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры теоретической

и прикладной политологии «_12» апреля 2012 г. Протокол № 13 Заведующий кафедрой_

теоретической и прикладной политологии _____________А. И. Демидов

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с Управлением контроля качества образования

«20» июня 2012 г.

 

Начальник управления контроля

 

качества образования _________________ Ю. Н. Михайлова

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен Учебно-методическим Советом ФГБОУ ВПО «СГЮА» «18»июня 2012г.

Протокол № 5

 

Разработчик: профессор Купин В.Н.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

I. Учебная программа дисциплины ……………………………………..4 1.Введение……………………………………………………………………4 2.Карта общекультурных и профессиональных компетенций…………..5 3.Содержание дисциплины…………………………………………………11 4.Рекомендованная основная литература …………………………………..20 5.Рекомендованная дополнительная литература ………………………….22 II.Рабочая программа дисциплины ………………………………......... 32 1. Введение …………………………………………………………………32 2. Учебно-тематический план......................................................................33 3. Содержание разделов и тем дисциплины ………………………………36 4. Рекомендованная литература ………………………………………….124 III. Программа промежуточной аттестации ………………………….127 1.Вопросы для билетов годового экзамена ……………………………..128 IV. Программа итоговой аттестации …………………………………131 1.Вопросы для билетов государственного экзамена ……………………131 2.Тематика дипломных работ ……………………………………………131 V. Учебно-методические рекомендации...............................................133 1.Методические рекомендации по самостоятельной работе …………..133 2.Критерии оценки знаний ………………………………………………134 3. Методика бально-рейтинговой оценки знаний……………………….137 4. Тесты по геополитике ………………………………………………..144 5. Карта обеспеченности литературой ………………………………….. 161


 

 

I. Учебная программа дисциплины 1.Введение

Целью курса «Геополитика и безопасность» является формирова-ние у студентов целостной и стройной системы научных взглядов на такую важнейшую сферу жизнедеятельности мировой цивилизации, стран и наро-дов, международных организаций, как геополитика и безопасность, изучение основных теоретических концепций, тенденций и проблем развития совре-менной геополитики, глобальной и национальной безопасности.

В результате освоения дисциплины у студента формируются представ-ления об истории развития мировой геополитической мысли и основных до-стижениях современных геополитических школ; основных социальных и ин-ституциональных субъектах геополитики; инструментарии анализа глобаль-ных геополитических явлений;

знание предмета геополитики и безопасности, теоретических основ геополитики, институтов геополитического влияния, систем, процессов и технологий обеспечения глобальной и национальной безопасности; умение определять специфику геополитики как сферы общества, ее влияние на развитие мировых процессов и международных отношений; использовать методы современной геополитической науки и геополитического анализа; понимать, излагать и критически анализировать геополитическую информацию;

навыки самостоятельной оценки, складывающейся геополитической обстановки и прогнозирования основных тенденций ее развития, творческое использование понятийно-категориального аппарата науки.

  КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ Геополитика и безопасность  
  Цель дисциплины     - обеспечить студентам условия для освоение необходимого объема знаний; - сформировать у студентов знания, умения и навыки, которые они могут применить в будущей профессииональной деятельности;  
  Задачи (научить)     -формирование у студентов знаний о содержании совре-менных геополитических процессах, места и роли России в геополитической структуре мироустройства; -формирование и закрепление у студентов знаний по ос-новополагающим проблемам теории и практики глобальной и национальной безопасности; -формирование и закрепление у студентов навыков ис-пользования теоретических знаний для оценки конкретной  

    геополитической ситуации, угроз и вызовов интересам национальной безопасности.  
  В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следу-ющее:  
  Общекультурные компетенции  
  ОК – 1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, вос-приятию информации, по-становке цели и выбору пу-тей ее достижения     Знать: основные закономерности геополитического раз-вития мира, новые геополитические явления и тенденции их эволюции содержание и характеристику отечественных и зарубежных геополитических теорий и доктрин вклад Рос-сии в мировую геополитическую науку и культуру; Уметь: оценивать геополитическую ситуацию, склады-вающуюся в современном мире, анализировать и обобщать информацию о геополитических процессах развития совре-менного мира адекватно воспринимать геополитическую информацию, формулировать цели по обеспечению нацио-нальной безопасности и выбирать пути ее достижения; Владеть: общекультурными качествами политолога, необходимыми для осуществления профессиональной поли-тологической экспертизы геополитической обстановки, гло-бальных и региональных угроз и вызовов безопасности Рос-сии.  
  ОК – 2 Умение логически вер-но, аргументировано и ясно строить устную и письмен-ную речь     Знать: общепринятые правила логики подбора аргумен-тов и построения речи в процессе ведения дискуссии по проблемам геополитического развития мира и мерам по обеспечению глобальной и национальной безопасности; Уметь: применять общепринятые правила аргументиро-вания мирового геополитического развития, основные фор-мы и средства, анализа и восприятия геополитической ин-формации в целях научной и убедительной ее интерпрета-ции в устном и письменном изложении; Владеть: навыками работы построения логически по-следовательной, аргументированной и доказательной речи в изложении геополитической информации в устных докла-дах и письменных рефератах.  
  ОК – 4 Готовность уважитель-но и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, то-лерантно воспринимать со-циальные и культурные различия     Знать: историю геополитической теории, традиции народов различных геополитических регионов, особенности их геополитических интересов, социального и культурного развития; Уметь: оценивать специфику геополитического поло-жения различных народов и государств, общие тенденции мирового развития и особенности геополитических интере-сов отдельных социальных и этнокультурных общностей; Владеть: навыками работы по обобщению и системати-зации геополитической информации о историческом и культурном наследии различных цивилизаций, народов и государств.  
  ОК – 5 Способность понимать движущие силы и законо-мерности исторического процесса; роль насилия и     Знать: основные положения геополитических теорий и доктрин, отражающих содержание и расстановку движущих сил мирового геополитического развития, закономерности их эволюции, роль военной силы, политических организа-ций и человеческого фактора в историческом процессе;  

  ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической ор-ганизации общества     Уметь: определять содержание и характер геополитиче-ских сил, закономерности их развития в глобальном и реги-ональном геополитическом пространстве, соотношение и динамику военных сил, геополитическую направленность потенциальных и реальных угроз глобальной и националь-ной безопасности; Владеть: навыками изучения и оценки мировой и реги-ональной расстановки основных геополитических сил, за-кономерностей и тенденций их развития, определения места и роли военной силы, политической организации и челове-ческого фактора в обеспечении безопасности России.  
  Профессиональные компетенции  
    ПК – 1 Владение навыками научных исследований по-литических процессов и отношений, методами ана-лиза и интерпретации пред-ставлений о политике, гос-ударстве и власти     Знать: методологию и методику исследования глобаль-ных и региональных геополитических процессов, структуру и динамику развития государственных и общественных ин-ститутов в геополитическом пространстве современного мира; Уметь: анализировать, обобщать и интерпретировать информацию о геополитических процессах развития совре-менного мира, проводить мониторинг геополитических направлений возможных угроз национальной безопасности; Владеть: аналитическим и прикладным инструментари-ем исследования геополитических процессов развития со-временного мира, методикой системного анализа и модели-рования политики государств по обеспечению националь-ной безопасности.  
  ПК – 3 Владение методикой преподавания курса обще-ствознания и политологии, а также отдельных дисци-плин политологического знания в средней общеоб-разовательной школе, ли-цее и гимназии, способно-стью логично и последова-тельно представлять осво-енное знание     Знать: содержание, формы и способы педагогической деятельности в области преподавания геополитических ас-пектов курса обществознания и политологии; Уметь: применять знания геополитики и теории без-опасности в процессе преподавания обществознания, основ безопасности жизни, других гуманитарных дисциплин об-щеобразовательных учебных заведений; Владеть: навыками педагогического мастерства в изло-жении геополитических аспектов и основ теории безопасно-сти в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе.  
  ПК – 9 Знание основных законо-мерностей и тенденций ми-рового и российского поли-тического процесса, пред-ставления о процессах гло-бализации и их влияния на современные международ-ные отношения, о месте и роли основных политиче-ских институтов в совре-менном обществе     Знать: основные закономерности и тенденции геополи-тического развития мира и особенности геополитического положения России, содержание процесса глобализации и ее влияние на геополитическую конфигурацию современного миропорядка, роль международных и национально-государственных политических институтов в обеспечении глобальной и национальной безопасности; Уметь: оценивать геополитическое положение мира, за-кономерности и тенденции его развития, содержание про-цесса глобализации и геополитические последствия ее вли-яния на состояние международной и национальной безопас-ности, место и роль России в глобальной и региональной геополитике;  

    Владеть: навыками выявления основных тенденций и закономерностей мирового геополитического развития, мо-ниторинга глобальной и региональной геополитической об-становки, оценки геополитической направленности потен-циальных угроз, опасностей и вызовов, выработки предло-жений политическим институтам по обеспечению надежной безопасности государства и общества.  

 

 

2. Содержание дисциплины Раздел I. Геополитические теории и доктрины

Тема 1. Геополитика как наука и отрасль знаний Понятие геополитики. Причины возрастания актуальности и роли

геополитики в современном мире. Геополитика как доктрина, тип междуна-родных отношений и междисциплинарная область знаний. Объект и предмет геополитики. Пространство как объект геополитики. Геополитика как наука о закономерностях, формах и методах развития народов, государств, их коали-ций и мирового сообщества в целом с учетом системного влияния территори-ально-пространственных, социально-экономических, военно-политических, информационно-технологических, этнокультурных и других факторов. Док-тринально-нормативное и оценочно- концептуальное направления геополи-тики. Законы геополитики. Фундаментальный дуализм Моря и Суши как ос-новной закон геополитики. Основные категории геополитики. Методология, методы, парадигмы и доктрины геополитики. Место и роль геополитики в системе современных отраслей знаний. Геополитика и политическая глоба-листика. Идеологические и мировоззренческие аспекты геополитики. Циви-лизационная парадигма в глобальной геополитике. Геополитика в междуна-родных отношениях и внешней политике государств.

Тема 7. Содержание и особенности российской геополитической мысли


 

Россия как особое цивилизационное и геополитическое образование. Зарождение и эволюция идей географического детерминизма в России. Зна-чение цивилизационной теории. Н.Я. Данилевского для формирования рос-сийской геополитической школы. Славянофильство и византизм в отече-ственной мысли. Военно-географические взгляды Д.А. Милютина как спе-цифический источник российской геополитической теории. Геополитические идеи В.П. Семенова-Тян-Шанского. Евразийство как наиболее полное и по-следовательное выражение особенностей российской геополитической мыс-ли. П.Н. Савицкий как основоположник евразийской геополитической док-трины. Геополитическая концепция «месторазвития». Россия как евразий-ский географический индивидуум. Учение о Туране как синтезе Леса и Сте-пи. Идеократия в российской геополитической мысли. Идея пассионарности Л.Н. Гумилева и неоевразийская интерпретация российской геополитики. Особенности геополитической мысли в России в современных условиях гло-бализации.

Тема 9

 

Тема 10

 

Тема 11

 

Глобализация военной опасности и угроз терроризма. Сущность, содержание и источники военной опасности в современ-

ную эпоху. Структура и динамика развития военных угроз в глобальном ми-ре. Ядерное оружие как фактор глобализации военной опасности. Характер и содержание военной политики и военных доктрин ведущих государств мира. Военная политика и военная безопасность. Проблемы войны и мира наиболее


 

острые проблемы современности. Военно-блоковая политика и ее негатив-ные последствия. Расширение НАТО – угроза национальным интересам Рос-сии, глобальной стабильности и безопасности. Военная политика и военная доктрина России. Ядерное оружие как сдерживающий фактор. Модернизация и сокращение вооружений на основе принципа паритетности. Вооруженные Силы России и их роль в обеспечении национальной и глобальной безопас-ности.

Международный терроризм – новый вызов глобальной безопасности. Социальная природа терроризма, причины роста активности и глобализации в современную эпоху. Терроризм как крайняя форма национального и рели-гиозного экстремизма. Политические, социально-экономические и духовно-идеологические причины терроризма. Связь наркобизнеса и не законного оборота оружия с международным терроризмом. Организованная преступ-ность и терроризм. Явные и скрытые спонсоры терроризма. Угроза ядерного терроризма. Роль России в противодействии международному терроризму.

Тема 12

 

Тема 13

 

Тема 14

 

Этнокультурный фактор в глобальной геополитике Этнополитические и национально-государственные образования, их

социальная природа, факторы развития и роль в системе глобальных межци-вилизационных отношениях. Полиэтничность российского общества и осо-бенности национально-территориальной структуры российского государства. Влияние глобальных цивилизационных процессов на характер и динамику национальных отношений в России. Межнациональные противоречия и кон-фликты в глобальном цивилизационном измерении. Связь внутренних и внешних причин межнациональной напряженности и конфликтогенности. Межнациональные и этнополитические конфликты как отражение глобаль-ных цивилизационных противоречий. Новые цивилизационные угрозы и вы-зовы национальной безопасности. Этнополитический потенциал России как стабилизирующий фактор глобальных межцивилизационных отношений.

Тема 15.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

План обсужден и утвержден на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии

Протокол № 16 ОТ 14.06.12 Цель – подготовить обучающегося в соответствии с требованиями Феде-рального государственного образовательного стандарта высшего профессио-нального образования по направлению подготовки 030200.62 - Политология

 

 


Категория слушателей Срок обучения

Форма обучения Режим занятий Институт (факультет)


обучающиеся 4 года

очная

лекции, семинары, самост. работа Гуманитарный


 

 

  № п/п     Наименование разделов,     Об-щее     Кол-во     в том чис-ле     Кол -во     Форма контроля  

 


    тем     кол-во часов     ауди т. ча-сов     лек-ции     се-ми-нар ы     ча-сов на сам. ра-бо-ту    
                               
      Раздел I. Геополити-ческие теории и док-трины              
      Тема 1. Геополитика как наука и отрасль знаний                         Коллоквиум  
      Тема 2. Геополитиче-ские эпохи становле-ния глобального про-странства                         Круглый стол  
      Тема 3. Возникнове-ние геополитики                         Подготовка рефе-ратов  
      Тема 4. Геополитиче-ская мысль в Герма-нии                         Эссе  
      Тема 5. Особенности французской геопо-литической теории                         Подготовка рефе-ратов  
      Тема 6. Американ-ская геополитиче-ская теория                         Коллоквиум  
      Тема 7. Содержание и особенности россий-ской геополитиче-ской мысли                         Микрозачет  

 


      Раздел II. Глобализа-ция и безопасность в современном мире              
        Тема 8. Глобализация и основные направ-ления ее развития                         Эссе  
      Тема 9. Цивилизаци-онная парадигма в глобальной геополи-тике                         Коллоквиум  
      Тема 10. Глобальная и национальная без-опасность                         Круглый стол  
      Тема 11. Глобализа-ция военной опасно-сти и угроз террориз-ма                         Подготовка рефе-ратов  
      Тема 12. Глобальные экологические и де-мографические про-цессы                         Тестирование  
      Тема 13. Этнокуль-турный фактор в глобальной геополи-тике                         Эссе  
      Тема 14. Глобальная информационная без-опасность                         Тестирование  
      Тема 15. Система безопасности России в условиях глобаль-ных геополитических вызовов и угроз                         Конференция  
      ИТОГО:                        

 

 

Зав. кафедрой теоретической А.И. Демидов и прикладной политологии

 

3. Содержание разделов и тем дисциплины.

 

Тема 1. Геополитика как наука и отрасль знаний. Лекция – 2часа

1.Сущность и происхождение геополитики.

 


 

2.Предмет геополитики.

3.Геополитика в системе научных знаний. Самостоятельная работа – 2часа. Семинар – 2часа.

Цель и задачи семинара: - показать и обосновать важность и необходи-мость изучения, роль и место учебного курса «Геополитика и безопасность» в профессиональной подготовке политологов;

-определить предмет учебного курса «Геополитика и безопасность» обосно-вать его цели и задачи;

- познакомить студентов с основными категориями и понятиями учебного курса: «геополитика», «безопасность», «национальные интересы», «гео- по-литические процессы» и др.;

- дать студентам представление об основных уровнях анализа мировой по-литики и международных отношений, вооружить студентов знанием основ-ных и наиболее распространѐнных, широко применяемых методов изучения геополитики и проблем безопасности, анализа геополитических процессов.

В результате полученных знаний на семинаре студенты должны:

а) усвоить важность и необходимость изучения учебного курса «Геополитика и безопасность»;

б) знать определение предмета учебного курса, уметь обосновать его цели и задачи;

в) знать содержание понятий и категорий «геополитика», «безопасность», «национальные интересы», «геополитические процессы» и др.

г) уметь применять на практике основные уровни анализа и методы изучения геополитики и безопасности.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой геополитика как отрасль знаний?

2. Какие существуют подходы в определении сущности геополитики? 3. На основе, каких теоретических источников возникла геополитика? 4. Что составляет объект и предмет геополитики?

5. Каково содержание и в чем состоит специфика основных законов и катего-рий геополитики?

6. Какую роль и какие функции выполняет геополитика в современном мире? Материалы для самостоятельной работы студентов

 

Предмет геополитики.

Термин "геополитика" стал одним из самых популярных в нашем со-временном политическом лексиконе, когда речь заходит о проблемах внут-ренней и внешней политики, международных отношений и современного миропорядка. Русское значение слова "геополитика" произошло от немецко-го Geopolitik (отсюда оно было заимствовано и другими языками), образо-ванного в свою очередь от греческих слов "GEO" (земля, пространство) и "POLITIKа"- государственный. Первым слово это употребил шведский поли-толог, германофил Р. Челлен в 1916 году. Он и последующие исследователи употребляли его для обозначения науки, раскрывающей влияние на политику государств пространственного фактора.

Современная геополитика – это интегральная наука. Однако, как спе-цифическая отрасль знаний, она сохраняет свою самостоятельность, базиру-ясь на определенных теоретических основах, имея собственные законы и ка-тегории, объект и предмет исследования.

Среди многочисленных теоретических источников геополитики можно выделить три основных, которые и являются собственно ее теоретическими основами. Главная теоретическая основа геополитики – теории географиче-ского детерминизма. Они зародились еще в античном мире и в процессе своей эволюции воплотились в стройную систему взглядов о географической обусловленности политики в фундаментальном труде известного немецкого ученого Ф. Ратцеля «Политическая география» (1898г.). Второй теоретиче-ской основой геополитики являются теории цивилизаций и межцивилиза-ционных отношений. Основоположником цивилизационного подхода к об-щественному развитию считается крупный русский ученый Н.Я. Данилев-ский (1822 – 1885гг.). В качестве третьей теоретической основы геополитики выступают теории военной стратегии и военного искусства. Они так же, как и теории географического детерминизма, имеют глубокие исторические корни. В разное время теоретические взгляды о тесной связи военной страте-гии и военного искусства с географическими факторами успешно развивали: Н. Макиавелли, К. Клаузевиц, А. Мэхен, Д.А. Милютин, А.Е. Снесарев и многие другие военные теоретики.

Объектом исследования геополитики является пространство. В совре-менных условиях оно стало более многомерным, чем во времена зарождения

 

 


 

науки. Сегодня, в условиях глобализации планеты наряду с пространством геополитике приходится учитывать в большей степени, чем ранее, множество других явлений и процессов, плотно заполнивших глобальное пространство. Предметом геополитики являются - закономерности, формы и методы раз-вития народов, государств, их коалиций и мирового сообщества в целом с учетом системного влияния территориально-пространственных, социально-экономических, военно-политических, информационно-технологических, эт-нокультурных и других факторов.

В рамках геополитики, в зависимости от субъекта выделяют два направления: доктринально-нормативное или (предписывающее) – что было характерно для германской, а ныне для американской геополитики и оценоч-но-концептуальное направление (Швеция, современные Европейские стра-ны).

К основным законам геополитики, можно отнести закон фундамен-тального дуализма (двойственности), проявляющийся в извечном противо-стояния двух типов цивилизаций: морской (талассократической) Афины, Карфаген, Великобритания, США. И сухопутной (теллурократической) Спарта, Римская империя, Германия, Россия-СССР-Российская Федерация, Китай.

В "холодной войне" 1946-1991 года это извечное противостояние до-стигло максимальных пропорций, талассократия отождествлялась с США и НАТО, а теллурократия - с СССР и Варшавским пактом.

По мысли родоначальников геополитики сухопутные державы разви-ваются в рамках четко обозначенных границ, им присущи: консерватизм, традиционализм, оседлость, коллективизм, чужд дух предпринимательства, наживы, государственное устройство формируется по преимуществу в форме деспотии.

Им противостоит противоположный тип цивилизации – морской, кото-рому характерен больший динамизм в развитии, восприимчивость к техниче-скому прогрессу, наживе, предпринимательству, индивидуализму. Подобный тип цивилизации развивается активнее, в основе политического устройства лежит уважение личности, демократия.

Столетиями континентальные (сухопутные) государства довлели над морскими: Спарта над Афинами, Рим над Карфагеном, татаро-монголы над многими народами Евразии. Однако с эпохи великих географических откры-тий соотношение сил постепенно меняется, мирового могущества достигают морские державы, апофеозом этого процесса стало мировое господство англо-американского капитализма. Из этого основного закона геополитики вытекают две основополагающие концепции: ХАРТЛЕНДА (сердца земли), обеспечивающего контроль над «мировым островом» и РИМЛЕНДА исхо-дящего из необходимости контролировать береговую зону Евразии, о кото-рых подробнее речь впереди.

 

 


 

Можно сказать, что геополитика исследует закономерности зависимо-сти силы или слабости государства от того, какое пространство оно занимает. Закономерности эти можно сформулировать следующим образом:

Контроль над пространством теряют те субъекты, которые не обладают возможностями удержания или завоевания оптимальной территории. Потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда озна-чает его приобретение другим.(страны Восточной Европы).

Преимущества получает тот субъект, который контролирует ключевые (геостратегические) точки пространства. Такие, например, как проливы, ка-налы, острова. Поэтому отказ прежнего руководства России от военных баз на Кубе и во Вьетнаме, с точки зрения геополитики, вряд ли можно считать оправданными.

Категории геополитики.

Основными категориями геополитики можно назвать такие, как про-странство, границы, национальные интересы и механизмы их реализации, жизненное пространство, Север, Юг, баланс сил, столкновение цивилизаций и т.д.

В качестве примера остановитесь на таких важных категориях как: Ат-лантизм (синоним Запад) - понятие, объединяющее исторически - западный сектор человеческой цивилизации, стратегически - союз западных стран, объединенных военным блоком НАТО, социально - ориентация на рыночные ценности, ставка на личность.

Атлантизму противостоит евразийство – геополитическое понятие, объединяющее восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически – это потенциальный союз России, Монголии, Китая, Ирана, Индии, соци-ально – ориентация на коллективизм, сильное социальное государство.

Говоря о функциях геополитики, следует иметь в виду, что геополити-ка - это наука прежде всего ВЛАСТИ и для власти, геополитику называют наукой политических элит или наукой править, потому что она состоятельна только тогда, когда ее теоретики могут "навязать" свои взгляды творцам по-литики или (реже) политики становятся творцами геополитики.

Не случайно в истории геополитики остались такие пары как: британ-цы: ученый Сэр Х.Макиндер и премьер Лорд Керзон американцы: адмирал-теоретик А.Мэхэн и президент Теодор Рузвельт немцы: теоретик Карл Хаус-хофер и Адольф Гитлер.

Геополитика, как правило, не существует в рамках чистой теории. Ча-ще всего она вырабатывает конкретные рекомендации относительно гене-ральной линии поведения государства в той или иной ситуации, поэтому ее иногда называют ГЕО-СТРАТЕГИЕЙ, прикладной геополитикой.

В своем развитии геополитика прошла три основных этапа:

- предгеополитика, этот этап связан, прежде всего, с теориями геогра-фического детерминизма (предопределенности) и охватывает 2-ю половину ХIХ века;

 


 

- классическая геополитика - 1-я половина ХХ века, апогеем ее считают геополитику немецкого нацизма;

- пореформенная геополитика.

Суть реформы заключается в том, что до середины ХХ века геополити-ка по преимуществу носила традиционный (географический) характер. В ней рассматривались взаимоотношения между географией и политикой, про-странством и государством. На рубеже ХХ и ХХ1 веков геополитика стано-вится более комплексной.

Если классическая геополитика укладывалась в формулу: геогра-фическая среда - внешняя политика, то современная: - географиче-ская среда – ресурсы - технологии - массовое сознание - внешняя политика. Это хорошо видно на примере конфликтов в Югославии, Афганистане, Ираке.

В заключение подготовки к семинару уясните сущность следую-щих выводов:

1. Современная геополитика - это наука, изучающая в единстве геогра-фические, экономические, военные, исторические, политические и др. взаи-модействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенци-ал государства.

2. Геополитика, как правило, не бывает общей для нескольких госу-дарств, даже, если они являются союзниками, она исходит, прежде всего, из национальных интересов и национальной безопасности.

3. Пространство всегда будет играть важную роль в политике. Извест-ное изречение американского геополитика Николаса Спайкмена о том, что "География есть самый фундаментальный фактор во внешней политике", продолжает сохранять актуальность. Действительно, министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, сменяются общественно-экономические формации, но цепи гор, морские пространства остаются непоколебимыми.

4. Если государство в своих отношениях с внешним миром не думает о сохранении своей территории и отдает приоритет, скажем идейно-нравственным, эмоциональным факторам, то рано или поздно оно терпит по-ражение и оказывается в зависимости от других держав.

Устройства.

 

Лекция – 2часа

1.Периодизация геополитических эпох. 2.Характеристика геополитических эпох. 3.Современная геополитическая эпоха. Самостоятельная работа – 2часа. Семинар – 2часа.

Материалы для самостоятельной работы по подготовке к семинару

 

Становление современной структуры мироустройства можно рассмат-ривать как последовательную смену геополитических эпох. Рубежами каж-

 


 

дой из таких эпох являются крупные международные события, коренным об-разом изменившие геополитическую архитектуру мира. Остановитесь на их характеристике подробнее.

2.1. Первая эпоха нового времени начинается с заключения в 1648 году Вестфальского мирного договора. Вестфальской системой международных отношений были заложены основные принципы современной мировой поли-тики. С этого времени главным фактором геополитического пространства становятся национальные государства, или нации- государства. Появление такого рода государств - важный признак, ознаменовавший наступле-ние Нового времени - времени вступления мира на путь инду-стриального развития. В период средневековья Европа была раз-делена на множество королевств, княжеств и герцогств. Эти госу-дарственные образования нередко складывались вне всякой связи с национальным составом населения. Большая их часть входила в состав священной Римской империи.

После распада Римской империи начался процесс формиро-вания национальных государств, а великие географические откры-тия изменили представления европейцев о мире и превратили ев-ропейскую историю в мировую. Первыми национальными государ-ствами, которые сформировали европейский центр силы, были Франция, Англия, Испания, Швеция. Они утверждали новые прин-ципы границ, которые начинали проводиться по естественно– географическому и языковому признакам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.095 с.)