Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Система национальной безопасности в условиях глобальных геополитических вызовов и угроз.

Поиск

Лекция – 2часа

1.Системный подход к национальной безопасности в условиях глобализации. 2.Содержание и структура системы национальной безопасности в условиях

нарастания глобальных угроз и вызовов.

3. Особенности системного обеспечения национальной безопасности в усло-виях глобализации.

Самостоятельная работа – 2часа. Семинар – 2часа.

Материалы для подготовки к семинару

Национальной безопасности присущи все признаки системности: це-

 

лостность, взаимосвязь, взаимодействие структурных компонентов ее со-

 

ставляющих, их координация, субординация и т. д. Понятие целостность вы-ражает интегрированность, самодостаточность, автономность объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активно-стью, оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное при-сущими им специфическими закономерностями функционирования и разви-

 


 

тия. В зависимости от местонахождения источника опасности национальная

 

безопасность может подразделяться на два типа – внутреннюю и внешнюю. Подход к безопасности как к целостной сложноорганизованной системе име-ет большое методологическое значение: он дает возможность организовать комплексную, взаимосвязанную деятельность государственных и обще-ственных институтов по обеспечению национальной безопасности, тем са-мым выработать оптимальное соотношение приоритетов внешней и внутрен-ней политики государства. Целостность безопасности настоятельно требует единой государственной политики национальной безопасности, согласован-ности действий по ее обеспечению во всех сферах жизнедеятельности обще-ства.

Каждый из видов безопасности представляет собой своеобразную под-систему, каждая такая подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

Наряду с представлениями об элементах национальной безопасности, в нее, как систему, входят и представления о структуре безопасности. Струк-тура системы безопасности – это совокупность устойчивых отношений и свя-зей между элементами, обеспечивающими его целостность. Качество систе-мы национальной безопасности определяется, во-первых, ее элементами (подсистемами) и, во-вторых, структурой, т.е. их взаимодействием.

В структуре безопасности один из самых сложных вопросов – соотно-шение ее компонентов. Все компоненты находятся в органической взаимо-связи. Системы безопасности нет без взаимодействия. Взаимодействие есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Компоненты системы национальной безопасности отражают основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе ее функциониро-вания. Среди них можно выделить:

 

 


 

а) организаторский – реализацию какого - либо управляющего воз-

 

действия на элементы системы с целью придания согласованности действи-ям;

б) коммуникативный – установление целесообразного взаимодей-ствия между структурными компонентами системы в процессе ее функцио-нирования при помощи передачи информации;

в) конструктивный – отбор и композиционное построение воздей-ствия на систему на каждом этапе достижения целей, а также определение особенностей деятельности по обеспечению конкретного вида безопасности в конкретных исторических условиях;

г) проектировочный, включающий программирование и прогнозиро-вание деятельности для достижения целей системы включающий програм-мирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы;

д) гностический – накопление и анализ новых знаний.

 

Таким образом, под системой обеспечения национально й безопасно-сти мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодействующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, закрепленных соответствующими правовыми нормами, а так-же сил, средств и способов воздействия на возникающие опасности и угрозы, гарантирующих качественную определенность социума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития.

В составе системы конкретного вида безопасности взаимодействуют несколько крупных подсистем: институциональная (организационная), регу-лятивная (нормативная), функциональная, информационно-коммуникативная и культурно-идеологическая.

Особенно важна при рассмотрении системы национальной безопасно-сти характеристика национальных интересов, прежде всего, потому, что дру-гой структурный компонент системы безопасности – объект ее – опасности и угрозы, существует не сам по себе, а лишь по отношению к конкретным по-


 

требностям и интересам личности, общества, государства, коалиции госу-

 

дарств, мирового сообщества. Поэтому опасности и угрозы возникают в сфе-ре взаимодействия различных субъектов. В этой связи подчеркнем, что в за-висимости от характера взаимодействия различных субъектов можно сгруп-пировать следующие типы их интересов:

а) непересекающиеся интересы (т.е. интересы субъектов, реализация которых не затрагивает интересы других субъектов);

б) параллельные интересы (это разновидность непересекающихся ин-тересов с тем отличием, что реализация интересов одного субъекта идет в русле интересов другого);

в) совместные интересы (реализация этих совпадающих интересов воз-можна только на основе коллективных действий двух и более субъектов, т.е. путем осуществления скоординированных действий);

г) расходящиеся интересы как следствие реализации совместных инте-ресов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не противоречат друг другу;

д) пересекающиеся интересы: несовпадающие, конкурентные, когда, невзирая на известную необходимость ущемления интересов (своих и чу-жих), субъекты могут договориться об условиях взаимодействия, и несовпа-дающие, конфликтные, конфронтационные, когда реализация интересов ста-новится немыслимой без устранения друг друга. Именно эта среда конфлик-тующих интересов и создает угрозы тем или иным субъектам.

Концепция национальной безопасности – это комплекс обоснован-ных и официально принятых государственных взглядов на цели и государ-ственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, обще-ства и государства от внешних и внутренних угроз политического, социаль-ного, военного, технического, экологического, информационного и иного ха-рактера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Идеология национальной безопасности – это отрефлексированный и систематизированный комплекс идей взглядов, сверхдолговременная про-94


 

грамма обеспечения безопасности государства и граждан, задающая смысл

 

существованию государства, базирующаяся на синтезе накопленных знаний по обеспечению достойной жизнедеятельности людей.

Безопасность государства может быть обеспечена наличием эффектив-ного механизма управления и координации всех социальных сил общества, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества есть качественное выражение состояния устой-чивого единства, паритета человека, общества и государства. Это состояние характеризуется рядом признаков: возможностями свободного развития ас-социативной жизни, сферы массовых движений, партий, группировок по убеждениям и любым другим признаком; развитием функции коллективно-сти; осуществлением бесконфликтного взаимодействия большинства и меньшинства; достижением и поддержанием гражданского мира и обще-ственного согласия; способностями ограничивать и преодолевать политиче-ское отчуждение; устойчивым развитием и сохранением материальных и культурных ценностей, культуры, прогрессивных традиций; невмешатель-ством в сферу личной жизни человека.

В содержательном плане в национальной безопасности в соответствии со сферами жизнедеятельности (в горизонтальном срезе) вычленяются сле-дующие структурные виды: политическая, экономическая, экологическая, социальная, информационная, духовная, военная и другие виды безопасно-сти.

Основанием для выделения различных видов национальной безопасно-сти является комплекс объективных и субъективных предпосылок:

-потребность людей, социальных групп, общества, государства, между-народного сообщества в том или ином виде безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных социальных и природных ценностей и объектов;

- расширение спектра опасностей и угроз, рисков и вызовов, которым и

 

должна быть противопоставлена та или иная система безопасности;

 

 


 

- осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без

 

наличия той или иной системы безопасности;

 

- политико-правое признание и закрепление того или иного вида без-опасности;

- наличие соответствующих концепций, политики, стратегии. При всей многочисленности подходов по классификации различных

видов безопасности наиболее общий подход заключается в определении трех ее видов на основе анализа безопасности природных, технических и социаль-ных сил:

1) геобиофизическая безопасность связана с защищенностью людей и техники от катастрофического воздействия сил природы;

2) техническая (или технологическая) безопасность означает защищен-ность природы и людей от опасностей, исходящих вследствие возрос-шей мощи техники, скоростных машин и оборудования, вредных тех-нологий;

3) социальная безопасность, в предельно широком плане связана с обес-печением жизненно важных, значимых интересов людей в условиях возможных деструктивных воздействий социальных сил и процессов, возникающих в самом обществе.

Безопасность достигается посредством сознательной и организован-

 

ной деятельности людей. Собственно деятельность по обеспечению безопас-

 

ности может состоять из нескольких последовательных этапов:

 

1) выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объек-там безопасности, прогнозирование их пространственно-временной динами-ки и разработка предложений для принятия решения;

2) предотвращение опасностей; 3) сдерживание и нейтрализация; 4) пресечение;

5) локализация; 6) отражение; 7) устранение;

8) уничтожение (ликвидация) угроз.

 

 


 

Каждый из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности

 

предпринимаемых действий.

 

Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявле-нию, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.

Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Россий-ской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципа-ми. К ним следует отнести:

- соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасно-сти, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;

- реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств);

 

- сочетание централизованного и децентрализованного управления си-лами и средствами обеспечения безопасности.

Система национальной безопасности функционирует в различных ре-жимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положе-ния; военного положения.

Функционирование системы национальной безопасности в режиме мирного времени – это нормальное функционирование системы националь-ной безопасности в отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации, или их практической нейтрализации.

В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:

 

- работу по прогнозированию выявлению, оценке опасностей, предот-вращению превращения их в угрозу, и нейтрализации всех видов угроз наци-ональным интересам Российской Федерации;

 

 


 

- разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспе-чения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном за-коном порядке в случае возникновения угроз национальным интересам;

- работу по подбору, обучению и совершенствованию кадров в различ-ных сферах национальной безопасности;

Функционирование системы национальной безопасности в режиме по-

 

вышенной готовности это ее деятельность при эскалации опасностей наци-ональным интересам.

При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, ми-нимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для воз-можного противодействия.

Важным условием обеспечения целостности и эффективности системы обеспечения национальной безопасности является правильное определение и учет организационных принципов ее построения и функционирования. К их числу можно отнести:

- принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;

- принцип оптимальности, выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и обще-ства;

- принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возмож-ность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и эле-менты системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возни-кающими угрозами и меняющимися задачами;

- принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасно-сти в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения и процесс их реализации.

В условиях появления все новых глобальных вызовов и угроз система

 

национальной безопасности должна стать органической составной частью глобальной системы безопасности, которую еще предстоит создать объеди-ненными усилиями всего мирового сообщества.

Контрольные вопросы:

 

1. В чем сущность и содержание национальной безопасности?

 

2. Что означает системный подход к обеспечению национальной без-

 

опасности?

 


 

3. Из каких элементов складывается структура системы национальной

 

безопасности?

 

4. Какие функции выполняет система национальной безопасности? 5. Из каких видов безопасности складывается система национальной

безопасности?

 

6. Какую роль в обеспечении эффективного функционирования си-стемы национальной безопасности играет государство и другие политиче-ские и общественные институты?

7. Какие источники возникновения глобальных вызовов и угроз явля-ются приоритетом мониторинга системы безопасности России?

4.Рекомендованная литература: основная 1. Геополитика: антология. М., 2006.

2. Геополитика: хрестоматия. СПб., 2007.

3. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.

4. Дугин А. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: Очерки геополитики ХХI века. СПб., 2007.

5. Завьялов В.Т. Политическая самоорганизация и прогресс современной России // Стратегии динамического развития России: единство самоорга-низации и управления. Т. 1. М.: Высшая школа, 2004.

6. Заров Д.И. Проблема цивилизационной безопасности в перспективах раз-вития России // Научные проблемы национальной безопасности. Саратов.: Юл, 2003.

7. Ивин А.А. Типы цивилизаций // Социальная философия. М.: Гардарики, 2003.

8. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое простран-ство. Сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

9. Колодняя Г.В. Особенности Российской цивилизации: институциональ-ный аспект // Российская цивилизация: особенности и пути модернизации. М.: Нефтяник, 2002.

10.Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004. 11.Колосов В.А., Мироненко. Н.С. Геополитика и политическая география.

М., 2005.

12.Купин В.Н. Геополитические императивы глобальной безопасности. СПб., 2002.

13.Купин В.Н. Геополитика и безопасность. – СПб, 2006.

14.Купин В.Н. Российские горизонты многополярного мира в эпоху глобали-зации //Россия в глобальном мире. СПб., 2008.

 


 

15.Купин В.Н. Геополитический императив формирования новой парадигмы глобальной безопасности // Россия в глобальном мире. СПб., 2009.

16.Купин В.Н., Горбачев М.В. Геополитика. Саратов, 2010.

17.Королева Л.Г. Культурно-цивилизационная идентичность России (исто-рия, сущность, перспективы). М.: Союз, 2005.

18.Комар Ю.И. Столкновение цивилизаций. Перспективы мировой политики (концепция С. Хантингтона и ее критики) // Афро-азиатский мир: пробле-мы цивилизационного анализа. М.: ИНИОН РАН, 2004.

Дополнительная литература

19.Коротаев А.В. Алгебра и гармония социальных структур: от общины до империи // Природа. 2005. № 6.

20.Кочетков В.В. Цивилизационная идентичность России // Вестник Мос-ковского университета. Сер. 18. 2006. № 3.

21.Маслов О. Российский народ в преддверии цивилизационного прорыва // Независимое аналитическое обозрение. 2007. № 7.

22.Митрохина Т.Н., Горбачев М.В. Российские политические трансформации в свете цивилизационного подхода // Известия Саратовского Университе-та. Серия Социология. Политология, выпуск 1. Том 8. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.

23.Митрохина Т.Н., Горбачев М.В. Цивилизационный уровень интерпрета-ции политических конфликтов // К 80 летию Роальда Федоровича Матве-ева. М.: РГГУ, 2008.

24.Маккиндер Х. Географическая ось истории // Классика геополитики. ХХ век М., 2003.

25.Мэхэн А. Влияние морской силы на историю. М., 1941. 26.Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. М., 2007. 27.Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2001.

28.Полтерович В.М. Окно возможностей: страны, которым удалось из разви-вающихся стать развитыми, отвергали традиционные рецепты // Полити-ческий журнал. 2004. № 20.

29. Петров В.Л. Геополитика России. М., 2003.

30.Пляйс Я.А. Модернизация Российской цивилизации: возможно ли это? // Observer. 2007. №1.

31.Ратцель Ф. О законах пространственного роста государства. Берлин. 1901. 32.Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь:

возможно ли выздоровление? // Полис. 2006. № 2.

33.Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. М.: Русский Миръ, 2006.

34.Савицкий П.Н. Географический обзор России – Евразии // Мир России -Евразия. Антология. М.: Высшая школа, 1993.

35.Соколов С.В. Проблемы цивилизационной целостности постсоветской России // Свободная мысль. 2006. № 7.

36.Сухарев М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад // Полис. 2005. №1. 37.Хакамада C. Интервью. Деловая газета «Взгляд». 31 октября 2006, 19:20.

 

 


 

38.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

39.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: «Изд-во АСТ», 2004.

40.Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: M-logos, 2007.

41.Хаусхофер К. Геополитическая динамика меридианов и параллелей. М.: Международные отношения, 2005

42.Хаусхофер. К. О геополитике: Работы разных лет. М., 2001. 43.Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2004. 44.Челлен Р. Государство как форма жизни. Стокгольм., 1916.

45. Яковенко И.Г. Познание России. М.,

 

 


 

III. Программа промежуточной аттестации: 1. Введение

 

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляются в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», Федеральным зако-ном от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональ-ном образовании», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образова-тельных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», Уставом ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Промежуточная аттестация позволяет определить степень освоения обучаю-щимся образовательной программы по геополитики и безопасности за се-местр, а также оценить полученные им теоретические знания, прочность их закрепления, развитие творческого мышления, приобретение навыков само-стоятельной работы, способность синтезировать полученные знания и при-менять их к решению практических задач.

Промежуточная аттестация осуществляется на основе текущей успеваемости

 

и экзамена.

 

2. Содержание разделов дисциплины.

 

На промежуточную аттестацию выносятся все разделы полити-ческой географии, содержащиеся в учебной программе.

3. Вопросы экзамена

 

1. Геополитика как наука, социальная реальность и составная часть поли-тики.

2. Возникновение и эволюция геополитической мысли. 3. Исторические эпохи геополитического развития мира.

4. Зарождение и эволюция географического детерминизма во взглядах на мир.

5. История развития западноевропейских геополитических парадигм. 6. Англо-американская геополитическая мысль.

7. Развитие геополитической теории в России. 8. Современные геополитические концепции.

9. Геополитическая структура современного мира.

 


 

10.Современный миропорядок и его геополитические параметры. 11.Геополитика и глобализм.

12.Основные тенденции геополитического развития мира. 13.Геополитическая глобализация мира и ее социальные последствия. 14.Научное прогнозирование геополитического развития мира. 15.Становление многополярного миропорядка как геополитический импе-

ратив глобальной безопасности.

16.Современные геополитические процессы, новые вызовы и угрозы. 17.Геополитическое измерение глобальной и национальной безопасности. 18.Россия в глобальном геополитическом пространстве.

19.Особенности геополитического положения России. 20.Геополитические интересы России. 21.Геополитические факторы национальной безопасности.

22.Глобальная геополитика и ее научно-методологическая интерпретация. 23.Однополярный глобализм как форма мирового геополитического геге-

монизма.

24.Геополитические параметры и критерии современной фазы глобализа-ции.

25.Геополитические факторы современного этапа глобализации. 26.Необходимость и проблемы формирования системы глобальной без-

опасности.

27.Глобализация как ведущая тенденция геополитического развития мира. 28.Глобальная геополитика в современных научных взглядах. 29.Цивилизационная парадигма в глобальной геополитике. 30.Цивилизация как субъект глобальной геополитики. 31.Межцивилизационные отношения в эпоху глобальной геополитики. 32.Глобальная геополитика и проблемы обеспечения глобальной стабиль-

ности.

33.Диалог цивилизаций в современном геополитическом пространстве. 34.Возможности и пути достижения геополитического равновесия в усло-

виях обострения глобальных противоречий.

35.Сущность и основные особенности развития современной фазы гло-бальной геополитики.

36.Разработка цивилизационной теории Н.Я. Данилевским.

37.Взгляды О. Шпенглера и А. Тойнби на проблемы развития цивилиза-ций.

38.Проблемы межцивилизационных отношений в концепциях Ф. Фуку-ямы и С. Хантингтона.

39.Геополитическая роль России в обеспечении глобальной безопасности. 40.Глобализация как политическая реальность и ее теоретико-

методологические интерпретации.

41.Философско-политологические концепции и парадигмы современной глобализации.

42.Глобализация и этнокультурная идентичность.

 

 


 

43.Многополярность мира как императив глобальной безопасности. 44.Глобальное прогнозирование и мониторинг новых вызовов и угроз

международной безопасности в XXI веке.

45.Российские национальные интересы в глобальной системе современно-го мира.

46. Безопасность России в глобальном измерении.

47. Однополярный глобализм как новая форма мирового политического гегемонизма.

48. Россия в глобальном межцивилизационном диалоге культур.

49. Глобальные экологические процессы и национальная безопасность. 50. Политико-правовые аспекты противодействия современным угрозам

международного терроризма.

51.Глобализация как ведущая тенденция современного мирового разви-тия.

52.Количественные и качественные критерии и политические последствия современной глобализации.

53.Антиглобалистские движения современности: их содержание, направ-ленность и политические формы проявления.

54.Проблемы межцивилизационных отношений в глобальном миропоряд-ке современности.

55.Возможности и пути достижения политического консенсуса в условиях обострения глобальных противоречий.

56.Проблемы формирования новой системы глобальной безопасности. 57.Военно-политические факторы в системе глобальной безопасности.. 58.Этнополитические и демографические факторы России в современных

глобальных процессах.

59.Информационная безопасность в современном глобальном мире и про-блемы ее обеспечения.

60.Место и роль международных политических институтов в обеспечении глобальной безопасности.

61.Проблемы формирования надежной системы национальной безопасно-сти в условиях глобальных вызовов и угроз.

62.Идеология в современном глобальном пространстве.

63.Диалог культур как новая парадигма межцивилизационных отношений эпохи глобализации.

64.Сущность и основные черты современной фазы глобализации. 65.Глобализация мировой экономики и ее политические последствия. 66.Причины возникновения новых вызовов и угроз в процессе глобализа-

ции мира.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.012 с.)