Agil (системный подход по парсонсу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Agil (системный подход по парсонсу)



AGIL (Системный Подход по Парсонсу)

Функции в обществе, необходимые для поддержания нормальной/стабильной жизни

ADAPTATION (Адаптационная, Экономическая): Добыча - распределение ресурсов, процесс производства и обмена

GOAL - ATTAINTMENT (Политическая): Постановка целей, принятие решений

INTEGRATION (Интеграционная): Семья, Религия, Традиции, Нормы

LATENCY (Культурная): Сохранение ценностей, передача их через поколения

 

Истон в тезисах

● Полит система - совокупность взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество и закрепляются в нём. Полит система должна предлагать обществу ценности и принуждать большинство признавать эти ценности обязательными

● Полит жизнь - комплекс процессов, с помощью которых “входы” преобразуются в “выходы”

● Полит жизнь - поведенческая система, находящаяся в особой среде (физической, биологической, социальной, психологической), с которой эта система взаимодействует

● Полит система открыта, на неё действует среда. Если система выживает, то она адаптивна.

● Внешнее воздействие выводит систему из равновесия. Полит система всегда стремится к равновесию, уже известному или новому.

● Система включает в себя всё необходимое для адаптации, её действия ограничены только мастерством и ресурсами людей

● Стрессовая ситуация возникает, когда появляется опасность, что существенные переменные могут выйти за пределы своих критических значений. Возможное следствие - власть не может принимать или выполнять свои решения, значит она неспособна регулировать поведение членов общества. Тогда этот стресс необратим. Если власть может принимать и реализовывать хоть что-нибудь, то у неё есть контроль над ситуацией, но небольшой. Пока существенные переменные удерживаются в пределах критических точек, система имеет способность к выживанию.

● Вход = требование + поддержка. Выход = решение + действие власти. Контур обратной связи. Полит процессы - непрерывный и взаимосвязанный поток поведения.

 

Теория систем Истона: "что помогает системам выживать в мире?"--> Фундаментальные функции политических систем: 1) предложение ценностей, 2) вынуждение принять эти ценности. Ценности - политические решения, которые предполагают внедрение ценностей.

Политическая система - это совокупность взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным образом привносятся в общество.

Нарушение одной из функции - повышает вероятность распада политической системы.

Воздействия - 1) дестабилизирующие систему и 2) стабилизирующие систему.

"вход" - совокупность всех внешних и внутренних влияний на систему. - требование (дестабилиз.) и поддержка (стабилиз.)

"выход" - "переработанные входы", решение и действие. контур обратной связи - механизм, позволяющий системе "меняться".

«Черный ящик»-неразгаданные объекты. О нем известно лишь то, что на него воздействует извне и то, что «выходит» из него.

 

http://coolreferat.com/ref-2_317733591-16715.coolpic (товарищ анонимус, чем тебе не понравились мои тезисы из Истона? я же старалась. а ты с сайта рефератов чото запихнул, ну)

товарищ, анонимус-2, это лекции Локшина, а ссылка - это картинка - схема системы Истона

 

17. Типология политических систем (Алмонд)

Политическая система (по Алмонду) - разные формы полит.поведения государственных и негосударственных структур, которые обусловлены не столько функциями системы, сколько природой самих акторов.

[3] Алмонд рассматривает полит.систему в связи со средой, когда Истон рассматривает ее внутреннюю структуру.

От роли политической системы зависит содержание формальных и неформальных взаимодействий, которые вырабатывают полит.культуру общества. Она является решающей для развития властных отношений.

В политическую систему входят 1) роли - законодательные органы, исполнители, бюрократия; 2) ролевые обязанности - монархи, законодатели, соадминистраторы; 3) конкретная политика и решения.

 

По типу политической культуры и распределению политических ролей Алмонд делит политические системы на 1) англо-американскую; 2) европейско-континентальную; 3) доиндустриальную; 4) тоталитарную.

1) Англо-американская:

- высокая степень разделения функций и ролей между участниками полит.процесса;

- власть и влияние распределены между звеньями полит.системы;

- полит.система функционирует на базе однородной (гомогенной) культуры, ориентирующейся на защиту либеральных ценностей.

2) Европейско-континентальная:

- расколотость полит.культуры;

- наличие внутри нац.культур противоположных ориентаций, ценностей, идеалов;

- распределение ролей и функций не внутри общества, а внутри класса, группы;

- единая основа для общества - либеральные ценности.

3) Доиндустриальная:

- смешанная полит.культура;

- состоит из местных полит.культур, в основе которых - ценности клана, рода и пр.

- согласие и компромисс без применения насилия - невозможно;

- применение насилие влечет за собой концентрацию власти у узкого круга лиц (применяющих насилие).

4) Тоталитарная:

- приоритет классовых, национальных ценностей;

- власть у монопольное правящей власти, которая контролирует все стороны жизнедеятельности человека.

 

Главный недостаток типологии - убеждение, что все полит.системы соотносятся с западным миром.

(учебник. лекция 5)

18. Понятие политического режима. Отличие понятия политического режима от понятия политической системы

Политический режим (Мир полит науки)

● Макридис: определяет пути и способы, при помощи которых нормы реализуются государственными институтами

● как метод правления - комплекс институциональных, социологических и идеологических элементов, образующих политическую власть конкретной страны на конкретный период

● открытые для изменения переменные параметры политического строя

● Шумпетер: специфический тип институционального устройства

● совокупность различных видов отношений между властью и обществом

Показатели:

● институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина

● степень полит участия населения, народный контроль, волеизъявление

● возможность соперничества между правящими и оппозиционными группами при формировании органов гос власти

● роль насилия в управлении

 

Ж.-Л. Кермонн: Политический режим- совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период. Среди этих элементов: 1)принцип легитимности 2) структура институтов 3) система партий 4) форма и роль государства

 

Отличия понятия политического режима от понятия политической системы:

политическая система отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и другими сферами жизни общества

политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой функциональный «срез» политической системы; он складывается в результате политической деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

 

19. Типологии и классификации политических режимов (Аристотель, Даль, Линц и Степан)

Аристотель

    Кто правит?  
    Один человек Меньшинство Большинство
Кто пользуется благами Правители Тирания Олигархия Демократия
правления? Все Монархия Аристократия Полития

 

Параметры (по Далю) - конкурентность с борьбе за власть и степень вовлечённости граждан в управление.

 

  высокая конкурентность низкая конкурентность
широкое участие полиархия (США) откр. гегемония (КНДР)
ограниченное участие соревновательная олигархия (западные демократии с цензами) закрытая гегемония (невыборая абсолютная монархия - Саудовская Аравия)

 

 

Линц и Степан

 

характеристика демократический авторитарный тоталитарный посттоталитарный султанистский
полит плюрализм ответственный ограниченный, слабая оппозиция нет - монополия власти 1 партии нет - всё ещё формальная монополия нет свободных от деспота групп
соц-эк плюрализм есть может быть нет возможности ограничен, но есть “параллельное общество” - теневая экономика есть, но вмешательства деспота непредсказуемы
идеология гражданское общество, конкуренция, меньшинства, законность нет чёткой описывает достижимую в будущем утопию прагматичная, консенсус нет, но есть символы (правитель)
мобилизация низкая, понимание ценности участия только исключительные случаи экстенсивная, на энтузиазме конформизм и покорность редко, для насилия
лидерство конституционно ограничены, сменяемы власть ограничена предсказуемыми, но плохо определёнными нормами харизматическое, непредсказуемое, номенклатура нехаризматическое, номенклатура персонифицированное, неограниченное, “кнут и пряник”, рекрутирование - друзья, семья.

 

20. Полиархия. Теории демократии (охранительная, развивающая, минималистская). Демократия +

как определенность процедур при неопределенности результатов

Полиархия (по Далю):

● современный режим с терпимостью к оппозиции и возможностью участвовать во влиянии на поведение правительства

● исторически обусловленный комплекс институтов (избирательное право, право участвовать в общественных делах, справедливые и честные выборы, защита свободы слова, альтернативные источники информации неподконтрольные власти, свобода организаций - в том числе оппозиционных партий, зависимость правительств от избирателей) как следствие адаптации демократии и управления большим государством

● система прав, где обычные права гарантированы и защищены институционально, в том числе судом

● направленность политических институтов на демократизацию в большом территориальном пространстве нации-государства

● разнообразие автономных социальных организаций

● режим для управления нацией-государством, где власть и авторитет распределены между множеством автономных организаций (публичных и частных)

Минусы демократии (семинар)

● некомпетентный электорат (по одному голосу у каждого)

● трудно достичь консенсуса

● диктатура большинства

● сложность демократических процедур, они не всегда прозрачны

● краткосрочное и среднесрочное планирование

Плюсы демократии (семинар)

● представительство интересов почти всех

● доступ в элиты

● уважение к личности, индивидуализм как право влиять на свою судьбу через выборы

● конкуренция, рост благосостояния

● качество функционирование государства, экономическое развитие

● защита от тирании

Демократия гарантирует, что всё будет не очень плохо, но не гарантирует, что всё будет хорошо. Нужно молчаливое согласие масс, но однажды они могут потерять нейтральность (тогда смотри Арендт:))

 

Теории демократии

Охранительная демократия (Бентам, Милль)

- необходимость оградить от посягательства индивидуальные интересы с помощью обеспечения всеобщего права голоса

- согласие

 

ДОПОЛНИТЬ

 

21. Типы авторитарных режимов (см. лекции Андрея Юрьевича)

Авторитарные режимы. Типология.

Типология авторитаризма по Х.Линцу:

Ø Ограниченный плюрализм («полусвобода»)

Ø Отсутствие господствующей идеологии

Ø Деполитизация

Ø Отсутствие мобилизации

Ø Формально очерченные границы власти лидера/господствующих элит (за исключением султанизма – часто выделяют как особый режимный тип)

Ø Военно-бюрократический режим

Ø Часто – через военный переворот или «ползучую» узурпацию власти

Ø Большинство примеров – в Латинской Америке

Ø Проблема преторианства

Ø Военная диктатура – vs. – гражданские профессионалы

Ø Корпоративный авторитаризм

Ø Корпоративное представительство интересов – vs. – идеологизированные массовые партии

Ø De facto – однопартийное правление

Ø Ф.Шмиттер и Г.О’Доннелл:

Ø Система иерархических структур, создаваемых «сверху»

Ø Относительно широкая, но жестко фиксированная система представительства

Ø Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Мексика

Ø Дототалитарный авторитаризм

Ø Тоталитаризм как продукт относительно длительного формирования – значит, должны быть предшествующие этапы

Ø Х.Линц о фашистских мобилизационных режимах («партиципаторные»)

Ø Одна влиятельная политическая сила, ориентированная на тоталитарную утопию

Ø Армия, определенные группы интересов (иногда – церковь), стремящиеся к ограничению плюрализма

Ø Ситуация общественной неопределенности

q Постколониальный авторитаризм

Ø После обретения колониями независимости

Ø Часто – однопартийный мобилизационный режим

Ø Поддержка «снизу»

Ø Эгалитаризм и национализм

Ø Конго при Лумумбе, Сенегал при Сенгоре…

o Расовая (этническая) демократия (олигархия)

Ø ЮАР – режим апартеида (и «наоборот»)

q Другие разновидности

Ø Современные правящие монархии

Ø Однопартийные режимы

Ø Персоналистские диктатуры

q Султанизм как особый тип авторитаризма

Ø Предельная форма ничем не сдерживаемой автократии (деспот, тиран)

Ø «Султан» – переносном смысле слова

Ø Отсутствие идеологической основы

Ø Необязательность партии

Ø Непредсказуемость произвола

Ø Гаити при Дювалье, ЦАР при Бокассе, Заир при Мобуту, Уганда при Иди Амине

q Новые типы:

Ø Электоральный авторитаризм

Ø Конкурентный авторитаризм

Ø «Президентские монархии»

Ø Плебисцитарный авторитаризм и др.

22. Условия, благопрятные для тоталитарного движения (по Арендт). Черты тоталитарного режима по Бжезинскому и Фридриху (см. лекции Андрея Юрьевича)

Условия, благоприятные для тоталитарного движения (Арендт)

1) Изолированность от других людей, низкая степень взаимодействия внутри общества

2) Индефферентность к политике - равнодушные могут стать основой партии, так как зачастую ими гораздо легче управлять

3) Высокая степень индивидуализации - как правило, люди-одиночки не принадлежат ни к одной политической партии, и их гораздо легче переманить на свою сторону.

 

q К.Фридрих и З.Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956):

q Идеология

q Мобилизация

q Культ личности

q Партия-государство

q Монополия на СМИ

q Монополия на военные средства

q Контроль над экономикой

q Террор

q + Территориальная экспансия

q + Организационная монополия

23. Идеология: первоначальное значение термина. Интерпретация сущности идеологии по Марксу и Мангейму. «Закон крыльев» Фойера. Функции идеологии

Маркс - идеология = ложное сознание - извращенное и искаженное представление о действительности. (от Фр. Бэкон - учение об “идолах сознания”) При этом считал, что идеологически извращенные формы отомрут вместе с неизбежным и окончательным исчезновением всех классов.

Мангейм - идеология + социально значимая система идей, которая отстаиваеи определенный общественный слой в своих интересах

- противопоставил идеологию и утопию по выполняемым ими общественным функциям.

Идеология - стабилизация общественных условий (грубо говоря - служит оправданием существующего строя)

Утопия - служит оправданием действиям, которые направлены на свержение данного общественного строя.

 

“Закон крыльев“ Фойера - любая политическая идея в своей эволюции проходит все фазы политического спектра - слева направо или наоборот, обслуживая полярные политические силы.

 

Функции идеологии:

● ориентационная- выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности

● мобилизационная – предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию

● интегративная – наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Тем самым она выступает в качестве фактора, интегрирующего эти интересы

● амортизационная – будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляемых смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям

● выражения и защиты интересов определенной социальной группы – политическая идеология возникает, как правило, на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп

Тезисы Маркса

1) Идеология как ложное сознание – идеи господствующего класса, который стремится оправдать и обосновать общественный строй, в котором он господствует.

2)Классовый подход – идеология как классовое явление, в котором проявляются и выражаются интересы разных классов. Сколько классов и дроблений внутри них, столько и идеологий. Идеология отомрет со смертью классов.

3)Исторический материализм – формирование и эволюция идеологий обусловлены материальным базисом.

Идеология как извращенная форма сознания исчезнет лишь с окончательным исчезновением противоположностей классов

Романтическая концепция миссии пролетариата как «освободителя». Поэтому – марксизм не идеология, а «наука»

И деология - тип мыслительного процесса, при котором его субъекты – сами идеологи – не сознают обусловленность своих идей материальными интересами определенных классов и создают иллюзорную картину реальности

 

Вебер считает. что объективное знание не возможно о политике, но для его получения необходимо выйти из самой политической системы и посмотреть на неё со стороны.

 

Э. Сэлиджер: Одну и ту же идею могут использовать представители разных классов в разных целях. Ассиметричность – одни и те же идеи могут входить в состав разных идеологий.

 

Для Ленина в идеологии главной была мобилизующая функция.

 

Мангейм

Идеология – совокупность идей, обосновывающих существующий статус-кво в обществе.

Утопия – идеи служащие оправданием действий, которые направлены на свержение данного общественного строя.

Социально-классовые побудительные мотивы как идеологии, так и утопии невидимы для самих их носителей.

 

Л. Фёйер: закон крыльев – любая политическая идея в своей эволюции проходит все фазы политического спектра – слева направо или наоборот. То есть обслуживает разные социальные силы.

 

Носителями какой-то социальной идеологии могут быть те, чьи интересы этой идеологией не представлены.

 

Миль

Можно сохранить свободу в условиях господства, имея не переступаемую даже государством Границу, пропускать или нет через которую человек волен решать сам. Ограничивает свободу по отношению к другим.

Свобода – средство саморазвития.

Свободу не нужно давать тем, кто не способен к саморазвитию, а не нравственность и мораль.

Гумбаль – конечная цель человека заключается в полном развитии своих способностей, только при полном развитии своих способностей человек достигает оригинальности, способности произвести что-то новое, чего не было ранние на этом свете.

Многие не могут заставить замолчать одного, как и один не может заставить замолчать многих, это возможно лишь когда ценность свободы каждого человека бесконечна. Не правильно строить здание в котором все будут свободны, если это здание будет основано на ограничении свободы хотя бы одного человека.

Говорит о пьянице – не нужно ограничивать пьяницу только потому что он не пьет, если он напившись делает нехорошее, то в последующий раз к нему должны быт применены санкции, ибо его личное поведение влияет на чужую свободу. Если же он пьет сам, то ладно. Человек сам лучше знает что для него хорошо. Человек обладает развитым разумом для познания что для него хорошо. Также он является ответственным за свои действия.

Ограничивая свободу человека мы ограничиваем его разум.

Человеческое достоинство заключается в разуме и воле. Граница человеческого разума нам пока что не видна и это проистекает из особого антологического статуса человека.

Свободу можно дать тому, кто ценит человеческую личность и достоинство. Так как саморазвитие есть цель, то для человека, которому не открыта идея саморазвития, свободу даровать бессмысленно.

 

Саи Берлин.

 

Негативная свобода (от) какова область, в которой я могу действовать.

Позитивная свобода (для) в ней может найти объяснение авторитарные режимы, ибо человек может думать что то или иное ему разрешает внутренний голос “истины”. Может осуществляться в условиях навязанности идей. Должна быть больше способностей человека

 

Если человек отклоняется от общей воли, то мы заставим его быть свободным. “Руссо”

Первые утописты появились конце 15 века.

 

24. Либерализм, консерватизм, социализм (общие принципы и трактовка авторов, которых мы читали). Фашизм и анархизм

Политические идеологии и их разновидности

Либерализм поддерживает капитализм. Социализм противопоставляет себя либерализму.

Общее: Концепция свободы. Социализм – равенство положения. Либерализм – равенство возможностей. Современные социализм не выступает за полное равенство.

В социализме равны не все классы.

 

Томас Морг не распространял все блага на группу людей – атеисты. Атеистам нельзя доверять.

 

Социализм воплощение равенства, а либерализм индивидуальности.

Чудовищная эксплуатация уничтожала человеческий потенциал – образ неравенства.

В условиях классовой борьбы произойдет ликвидация эксплуатации.

 

Бёрк

Обстоятельства делают любую политическую схему полезной либо пагубной для человечества. Нет общих решений.

*Человек обладает разумом, на основе которого можно организовать жизнь. Можно вычленить универсальные правила из человеческого разума – идея французской революции. *

Человек не всесилен, не всё от него зависит.

Ничто не бывает абсолютно старым, и ничего не может быть абсолютно новым. Старое и новое проникают друг в друга – отказ от жестких схем. Не нужно пытаться втиснуть Францию и жизнь вообще в схемы порождаемые разумом, ибо жизнь сложней.

Жизнь сложнее разума.

Действовать нужно как бы в присутствии канонизированных предков. Потому что в таком случаи человек будет ощущать что за ним следят со стороны и не будет совершать ошибки. Соотнесение себя с высшим образцом. Человек становится скромнее и отказывает от грандиозных проектов.

Нет ничего более злого чем свобода без мудрости и добродетели.

Приход к власти Гитлера обусловлен введением выборов, которые осуществляли люди без мудрости и добродетели.

Консерватор рассматривает индивида в связи с прошлым: преемственность и патриархальность. Человек поставлен в исторический контекст между предком и потомком. Человек несёт ответственность перед тем, что ему передали отцы, и перед тем, что он передаст потомку – система двойной ответственности.

В революции люди не соблюдают принцип осторожности.

Иметь власть должен только тот, кто способен правильно распоряжаться ею, а давать власть фонарщикам – глупо. Мы всех ценим, но это не значит что все могут распоряжаться властью.

Для консерватора различия между людьми важнее чем сходства.

Достоинство человека подвержено преемственности.

Источник консерватизма – несовершенства человека. Достоинство – возможность принять свои недостатки и возвыситься. Чтобы быть человеком, нужно совершать усилия.

25. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Гражданская политическая культура(лекции, семинары)

Политическая культура

● совокупность всех духовных явлений в политике (Верба)

● система нормативных требований (Уайт)

● образцы поведения в политике (Плейно)

● стиль политической деятельности, воплощающий убеждения и идеалы (Шапиро, Розенбаум)

● (Алмонд, Пауэлл) (основное определение) - совокупность личных позиций и ориентаций членов конкретной политической системы. Субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл.

Г. Алмонд о структуре политической культуры:

● познавательные ориентации(понимание структуры полит системы, механизмов орг. власти)

● эмоциональное отношение (чувства к носителям власти и ответственным за функционирование институтов)

● Оценочные суждения(суждения и мнения об объектах на основе ценностных критериев)

Функции политической культуры:

● групповая идентификация

● предписание следовать опр. нормам и ориентирам

● адаптация к меняющийся политической среде

● политическая социализация

● интеграция различных групп в рамках одной политической системы

● коммуникация на основе принятых терминов, символов, стереотипов)

Структура полит. культуры: 3 уровня ориентаций политической культуры(Г.Алмонд. “сравнительная политология сегодня”

● отношение к системе

● отношение к политическому процессу(в т.ч к процессу определения политического курса)

● отношение к результатам и средствам реализации политического курса

3 ракурса политической культуры:

● система

● процесс

● политический курс

примеры: национальная гордость, национальная идентичность, легитимность правительства, принцип построения правительства, роль граждан, понимание полит. прав, роль правительства, приоритеты политического курса правительства, уровень политической системы.

 

Типологии политической культуры:

“Чистые типы”

● parochial(приходская, патриархальная)(нет интереса к политике, нет знаний о политической системе, нет существенных ожиданий)

● subject (подданическая)-сильная ориентация на существующие политические институты, невысокая индивидуальная активность

● participant(партиципаторная, участническая)-заинтересованность в политическом участии и активность)

при гражданской культуре-смесь:

1. в каждом человеке присутствует все

2. есть группы, для которых характерен 1 из эих принципов

Гражданская культура(civic culture)

Г. Алмонд.Верба. “Это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль “подданных”

Л.Пай Верба “о парных ценностях гражданской политической культуры”:

доверие-недоверие

иерархия-равенство

свобода-принуждение

уровень лояльности(от семьи и местной группы до нации и государства)

гражданская культура-идеальная среда для функционирования демократии

нормативная культура-предписывает(как надо)

дискриптивная-описательная(как есть)

По Алмонду модель подходит для всех типов общества

Схема актуальна только для политической культуры

 

 

26. Материальные и постматериальные ценности. Теория межгенерационного ценностного сдвига

ДОПОЛНИТЬ

Постматериальные ценности:

Переход к постиндустриальной стадии развития сопровождался значительными изменениями в социальной структуре. Сопровождался он и изменениями в структуре ценностных ориентаций и, соответственно, политических установок. Известный исследователь Рональд Инглхарт охарактеризовал этот процесс как «тихую революцию».

Как отмечал Р.Инглхарт, на этот процесс значительное влияние оказали условия развития Западной Европы: успехи в послевоенном экономическом развитии и отсутствие военных конфликтов после 1945 г. Под влиянием этих факторов послевоенное поколение в меньшей степени оказалось вынужденным заботиться о материальном благосостоянии и безопасности, чем представители старших возрастных категорий, имевших переживших Великую депрессию и Вторую мировую войну. Поэтому молодое поколение больше внимания стало уделять реализации нематериальных («постматериальных») потребностей таких, как самореализация, качество жизни, права человека и т.п. Исследования, проведенные в 70-х годах, явились подтверждением этих предположений. Была обнаружена значительная разница между системой ценностей, присущей представителям различных поколений в целом: среди тех, чей возраст превышал 65 лет, соотношение «материалистов» и «постматериалистов» составляло 12 к 1, среди родившихся после 1945 г. количество «постматериалистов» значительно превышало количество «материалистов». Кроме того, «постматериалисты» преобладали среди студентов, в частности среди участвовавших в студенческих выступлениях 60-х годов. Как показали более поздние исследования, наличие «постматериальной» системы ценностей оказывает значительное влияние на политические установки и ориентации. В частности отмечается то, что «постматериалисты» чаще, чем «материалисты» симпатизируют левым, неправительственным и нетрадиционным организациям и группам.

Как отмечает известный американский политолог Рональд Дэлтон, в странах Запада современное политическое развитие обусловливается конфликтным сосуществованием двух типов ценностно-ориентационных противоречий: традиционного и нового, основанного на отношении к постматериальным ценностям.

Теория межгенерационного сдвига (Инглхарт)

1) гипотеза о временн о м лаге (ценностные ориентации закладываются в период социализации);

2) гипотеза о том, что наибольшая потребность испытывается в том, чего больше всего недостает.

 

Постматериальные и материальные ценности (Инглхарт Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества)

 

к выработке иных ценностей(постматериальных вместо материальных) одних когорт по сравнению с когортами более ранних годов рождения приводили:

 

1.быстрый экономический рост в большинстве индустриальных стран (после второй мировой)

 

2.усиленное развитие гос-ва благосостояния

 

3.отличия опыта личностного формирования разных когорт (совокупностей людей, объединенных общим демографическим событием-см. Википедия)

 

На протяжении всей истории люди были серьезно озабочены угрозой серьезных экономических лишений, в т.ч. голода.

Но беспрецедентная степень экономической безопасности, которую узнало послевоенное поколение привела к сдвигу приоритетов от материальных ценностей (упор на экономич. и физической безопасности) к постматериальным (на первом плане самовыражение и качество жизни)

 

Сдвиг от материальных к постматериальным ценностям- часть гораздого более широкого культурного сдвига.

 

27. Политическая модернизация (с особым вниманием к Хантингтону). Стадии экономического роста по У. Ростоу (см. лекции Андрея Юрьевича)

У. Ростоу «Стадии экономического роста: Некоммунистический манифест» (1960)

q I = традиционное общество

q II = предпосылки для «перехода-сдвига» (социальные, политические и экономические предпосылки: «новые предприимчивые люди», централизованное государство, национальный экономический рынок)

III = «переход-сдвиг» (take-off), рост промышленности, производительности, новые технологии

q IV = «приближение зрелости» (drive to maturity), развитие сферы услуг, новые отрасли, урбанизация, повышение доли высококвалифицированного труда

q V = эра высокого материального потребления, товары массового потребления, сфера услуг, перераспределение доходов

q Но: рост социальной напряженности из-за мобильности и нарушения традиционных связей + условия для антиправительственной деятельности

28. Условия/предосылки демократизации

Источник: Хантингтон “Третья волна”.

● Высокий в целом уровень экономического благосостояния.

● сильный средний класс

● рыночная экономика

● высокий уровень грамотности и образования

● относительно равное распределение дохода и/или богатства

● экономическое развитие и модернизация

● протестантизм

● традиции терпимости и компромисса

● низкий уровень гражданского насилия

● политические лидеры - сторонники демократии

● существование феодальной аристократии в какой-то момент развития общества

● опыт существования в качестве британской колонии

● оккупация страны продемократической иностранной державой

● низкий уровень политической поляризации и экстремизма

● отсутствие феодализма в обществе

● сильная буржуазия

● традиции уважения к закону и правам личности

● стремление элиты подражать демократическим государствам

● гетерогенность общества

● гомогенность общества

● влияние продемократической иностранной державы

● наличие/отсутствие консенсуса относительно политических и социальных ценностей

Причины демократизации существенно различаются от места и времени.

29. Волны демократизациии. Причины этих волн

Теория «волн» демократизации: современные институты демократического правления – полиархии – утверждаются тремя этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (нарастание демократизации) следовало его определенное сокращение (откат демократизации).

Сэмюэл Хантингтон:

первый подъем - 1828-1926, первый спад - 1922-1942

второй подъем – 1943 – 1962, второй спад 1958 – 1975

начало третьего подъема- 1974

Реализм

Фукидид, Макиавелли, Гоббс. Основатели: Э.Карр, Дж.Кеннан, Г.Моргентау, Р.Нибур

 

Политика руководствуется объективными законами, обусловленными человеческим естеством, усилия по изменению которых обречены на провал, потому возможна теория, лишь относительно отражающая эти законы.

 

Краткая формулировка: 1) отсутствие в мире центральной власти - основной для государств фактор, который заставляет их ориентироваться в первую очередь на св



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.248 с.)